Научная статья на тему 'Региональное стратегическое планирование - необходимость учета региональных рисков'

Региональное стратегическое планирование - необходимость учета региональных рисков Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
115
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / СТРАТЕГИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ / РИСК / РЕГИОН / УЧЕТ / ПРОГНОЗ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гостева Н.А., Вялкин А.Г.

Финансово-экономический кризис показал необходимость введения в теорию и практику государственного и регионального управления такого понятия, как «региональный риск», а также важность учета региональных рисков в процессе управления регионами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональное стратегическое планирование - необходимость учета региональных рисков»

20 (62) - 2011

Стратегический менеджмент

УДК 338.2

РЕГИОНАЛЬНОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ -НЕОБХОДИМОСТЬ УЧЕТА РЕГИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ

Н. А. ГОСТЕВА,

кандидат экономических наук, доцент, директор Центра исследования проблем развития экономики Института финансово-экономических исследований E-maikngost@inbox.ru

А. Г. ВЯЛКИН,

директор по региональному развитию компании «Формика -исследования и развитие», научный сотрудник Центра исследования проблем развития экономики Института финансово-экономических исследований Е-таН^а№п@таП.ш Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.

Финансово-экономический кризис показал необходимость введения в теорию и практику государственного и регионального управления такого понятия, как «региональный риск», а также важность учета региональных рисков в процессе управления регионами.

Ключевые слова: рынок, стратегия, планирование, риск, регион, учет, прогноз, развитие.

Сбалансированное развитие субъектов Российской Федерации является одним из важнейших факторов экономического роста страны как в период макроэкономической стабилизации, так и в условиях мирового финансово-экономического кризиса.

Основные составляющие стратегии развития субъекта РФ на долгосрочную перспективу представлены на рис. 1.

Основными документами, определяющими подход исполнительной власти к стратегическому планированию регионального развития, являются «Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации» и «Требования к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации» [10], которые предлагают регионам определенный методический инструментарий для формирования формата и содержания региональных стратегий как документов, представляемых для согласования в

Стратегия развития субъекта РФ на долгосрочную перспективу

Прогноз социально-

экономического развития субъекта РФ на среднесрочный период

Основные направления деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ

Схема территориального планирования субъекта РФ

Рис. 1. Государственное стратегическое планирование в субъектах Российской Федерации [8]

Министерство регионального развития Российской Федерации.

Начиная с середины 2005 г., когда на заседании Правительства РФ была рассмотрена Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации под методическим руководством и при координации со стороны Минрегиона России проводят работу по разработке региональных стратегий. К настоящему времени рассмотрены документы 83 субъектов Российской Федерации [4].

Концепция является теоретическим документом, представляющим достаточно подробную и обстоятельную модель регионального развития в видении центра (профильного министерства) с позиции управления региональным развитием.

Подобный подход имеет принципиальное ограничение, которое, по мнению авторов, состоит в определении стратегии социально-экономического развития субъекта РФ как системы мер государственного управления, опирающихся на долгосрочные приоритеты, цели и задачи политики органов государственной власти [10].

В этом определении четко выражена позиция на государственное управление и государственную политику, несмотря на участие в разработке стратегий бизнес-сообщества и общественных организаций. Как показывает практика, наличие только одной сильной (государственной) позиции при всей ее важности недостаточно, необходим целостный подход, что означает выход за рамки системы государственного управления.

Это означает, что роль предпринимательского и экспертного сообщества необходимо переосмыслить, и в процессе разработки стратегии предпринимательские и экспертные региональные группы влияния должны позиционироваться как независимые инстанции.

В этом случае позиция разработчика стратегии должна формироваться как своеобразная сетевая структура, включающая всех ее участников. Задача формирования стратегии становится проблематикой всей региональной элиты, прежде всего образовательной, а также бизнес-элиты, не ограничиваясь представителями региональных администраций, имеющих собственные эксклюзивные ресурсы и области компетенции (формирование регионального бюджета, управление государственным имуществом, контроль за исполнением и т. д.).

Консультации с ключевыми инвесторами и представителями федеральных органов власти показывают, что наличие в регионе комплексного стратегического документа является еще и важным фактором повышения инвестиционной привлекательности региона, значительно облегчающим проведение переговоров с потенциальными инвесторами.

В этой связи показателен опыт Калужской области, которая в условиях кризиса последовательно осуществляет ранее выработанную инвестиционную стратегию. Регион продолжает сохранять высокую степень привлекательности для инвесторов (см. таблицу). В стратегии инвестиционного развития области «Пять шагов к успеху» выделены важнейшие направления повышения инвестиционной привлекательности территории:

- создание конкурентоспособной системы государственной поддержки инвестиционной деятельности;

- разработка и реализация профессиональной PR-программы формирования благоприятного инвестиционного имиджа Калужской области;

- формирование инвестиционных площадок (индустриальных парков);

- формирование круга компаний-партнеров, содействующих инвесторам в размещении производств в Калужской области;

- создание правового и организационного механизма реализации стратегии размещения производительных сил на территории области [6].

Наибольший объем прямых иностранных инвестиций в регионы РФ [11]

Регион I полугодие 2008 г. I полугодие 2009 г. I полугодие 2010 г.

Млн долл. Доля, % Млн долл. Доля, % Млн долл. Доля, % Объем к 2008 г., %

Российская Федерация 11 080 100 6 090 100 5 423 100 49

Калужская область 211 2 328 5 514 9 243

Московская область 756 6 639 10 495 9 65

г. Москва 2 081 17 2 165 36 1 363 25 65

Ленинградская область 279 2 142 2 293 5 105

г. Санкт-Петербург 539 5 359 6 217 4 40

Сахалинская область 1 905 16 428 7 317 6 17

Инвестор получает возможность понять стратегические цели развития субъекта Федерации, его ресурсные возможности, приоритетные направления и точки экономического роста, а также комплекс мероприятий по реализации стратегии, включая направления поддержки инвесторов. Таким образом, он может оценить региональный рынок, увидеть свое место и перспективу своего бизнеса в данном регионе.

Развитие инвестиционной стратегии Калужской области осуществлялось поэтапно (рис. 2). С 1998 по 2001 г. активно формировалось региональное законодательство, связанное с государственной поддержкой инвестиционной деятельности. С 2001 по 2004 г. формировался благоприятный инвестиционный имидж Калужской области. В 2005—2006 гг. началось создание и развитие индустриальных парков. В 2007 г. стартовал проект автомобильного кластера.

Следующим логичным шагом развиваемого принципа формирования стратегии станет переход в стратегировании от уровня субъекта Федерации к уровню макрорегиона (или федераль-

территориях Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Республики Северная Осетия — Алания, Чеченской Республики и Ставропольского края.

Большинство стратегий российских регионов разрабатывается на период до 15 лет. При этом одним из ключевых элементов любой стратегии является система целевых показателей, которые должны быть достигнуты через многие годы. Финансово-экономический кризис 2008 г. показал, что ситуация может кардинально измениться за один — два года.

Например, стратегия развития Челябинской области в 2009 г. предполагала рост валового регионального продукта (ВРП) на 23 %, реально произошел спад на 15 %. В Свердловской области расхождение оказалось схожим: вместо роста на 13,5 % - падение на 14 % [3].

Задача прогнозирования кризисов в настоящее время не решена экономической наукой в

1 500

ного округа), так как макрорегион как искусственный объект может формироваться только в процессе разработки стратегии.

Такой принцип был применен при разработке в 2010 г. Стратегии социально-экономического развития СевероКавказского федерального округа до 2025 года [9]. Этот документ определил основные направления, способы и средства достижения стратегических целей устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации на

400

350

300

250

200

150

100

1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Рис. 2. Объем иностранных инвестиций в Калужскую область в1999-2008 гг.,

млн долл. США [6]

полной мере, поэтому требовать ее решения на региональном уровне неправомерно. В этой связи реальной задачей является не точное прогнозирование траектории экономического роста по годам, а максимально верное определение целевой точки на конец всего прогнозного периода.

Следует также отметить, что в современной экономической ситуации модели межотраслевого баланса страны или, иначе, «таблицы затраты — выпуск» не могут быть использованы для разработки концепции стратегии развития региона и соответствующих ее характеристик. Однако они могут применяться для более детального описания картины экономического развития территории в заданных условиях, выявления логических противоречий в стратегических сценариях и в ситуационном анализе.

Прогностические возможности модели межотраслевого баланса определяются с учетом множества параметров хозяйственных связей региона, присущих ей пропорций и соотношений, что дает возможность строить прогнозные оценки достаточно широкого спектра показателей, исходя из ограниченного числа рамочных характеристик и сценарных условий.

Мониторинг социально-экономического развития регионов в период экономического кризиса показал, что кризисные процессы в регионах происходили с разной скоростью и в разной степени воздействовали на финансовую, экономическую и социальную сферы в регионах с разным уровнем социально-экономического развития, принадлежащих к различным типологическим группам (рис. 3).

Промышленное производство в 2010 г. на 3,5 % отставало от докризисного уровня 2008 г., но значительная часть спада 2009 г. (—10,8 %) была компенсирована. Превысили докризисный уровень производства 36 регионов (43 % от общего числа), близки к этому еще 14 регионов (17 %). Группы относительно устойчивых и наиболее проблемных регионов почти не менялись с 2009 г.

Лидерами роста остаются регионы с новыми инвестициями в обрабатывающие производства (Калужская, Калининградская, Ленинградская и Белгородская области) и новыми нефтяными проектами (Ненецкий АО и Сахалинская область). Дальний Восток также оказался среди лидеров вследствие очень небольшого кризисного спада. Быстрее восстанавливаются и южные регионы с развитым агропромышленным комплексом (АПК). Устойчивость нефтедобывающих регионов все более напоминает стагнацию.

Для остальных 40 % регионов темпы кризисного спада промышленности сопоставимы или больше средних по стране. Наиболее проблемными являются три группы. Первая — регионы со специализацией черной металлургии и производства минеральных удобрений. Следует учитывать, что для таких регионов сравнение с 2008 г. не совсем корректно, так как сильный кризисный спад производства и занятости начался уже в ноябре 2008 г. и поэтому занизил среднегодовой показатель. В действительности эти регионы сильнее отстают от докризисного уровня, чем по представленным данным.

Вторая — регионы машиностроительной и текстильной специализации, в половине из которых депрессия все еще сохраняется (10—15 %). Перспективы выхода из кризиса для этих регионов с неконкурентоспособными импортозамещающими отраслями промышленности наиболее проблематичны. Исключением является Ульяновская область, которой удалось полностью преодолеть спад [5].

К третьей группе относятся крупнейшие агломерации — Московская и Ленинградская области, г. Москва.

Проведенный независимым институтом социальной политики анализ динамики промышленного производства, а также показатели социально-экономического развития в субъектах Федерации, имевших значительный и глубокий спад в экономике, позволяют выделить процессы, которые обусловили и усугубили кризисные явления, а также определить статистические показатели, которые являются ключевыми для анализа таких социально-экономических процессов. Статистическими показателями являются:

- риски специализации (спад/прирост промышленного производства за период, %);

- бюджетные риски (доля налога на прибыль организаций в доходах бюджета региона, %);

- долг субъекта Федерации к доходам бюджета, %;

- доля занятых в промышленности, %;

- риски безработицы (доля занятых в промышленности от общей численности занятых, %);

- число монопрофильных городов и их доля в городском населении, %;

- доля занятых в малом бизнесе, включая индивидуальных предпринимателей, %.

В период финансово-экономического кризиса и последующей рецессии для региона существует возможность определенного сглаживания конъюнктурных спадов за счет поддержки федерального

^¡¡¡¡¡¡¡1 ¡¡¡¡!!1| 11111111111111^ 1 —

2009 г. к 2008 г.

1 — лидеры роста с новыми инвестициями; 2 — Дальний Восток и Прибайкалье; 3 — нефтегазодобывающие регионы; 4 — развитые полифункциональные регионы; 5 — южные регионы с более развитым АПК; 6 — регионы «срединные»; 7 — регионы черной металлургии и производства минеральных удобрений; 8 — регионы машиностроительные, в т. ч. депрессивные; 9 — регионы — крупнейшие агломерации

Примечание: показаны регионы с долей промышленного производства не менее 1 % от общероссийского, рейтинг по группам и данным за 2010 г.

Рис. 3. Динамика промышленного производства регионов РФ к 2008 г., % [5]

центра. Принципиально то, чтобы поддержка в кризисной ситуации оказывалась не бессистемно, а направлялась именно тем регионам, которые имеют четкие планы ее использования.

В такой ситуации возвращение региона на стратегическую траекторию становится еще более реальной задачей. Если же стабилизационных механизмов оказывается недостаточно, то у регионов есть возможность осуществить корректировку стратегии, что за последнее время уже сделал целый ряд субъектов Федерации.

Однако даже в период стабильного развития целесообразно осуществлять такую корректировку раз в пять лет, так как за это время может заметно измениться ряд параметров принятой стратегии.

В регионах разных типов степень воздействия кризисных явлений на социально-экономические процессы колеблется от низкой до максимальной. Наименее устойчивыми к воздействию кризиса оказались регионы, лидировавшие по уровню социально-экономического развития.

Это свидетельствует о том, что при определении перспектив развития субъектов Федерации, при принятии решений, определяющих стратегию развития регионов, не были учтены опасности, которые могут угрожать социально-экономическому развитию территории при изменениях внешней и внутренней среды.

Финансово-экономический кризис показал необходимость определения и введения в теорию и практику государственного и регионального управления такого понятия, как «региональный риск», а также важность учета региональных рисков в процессе управления регионами.

С одной стороны, региональные различия интегрального показателя рисков объективно отражают специфику отдельных регионов, имея в виду их политические, национальные, социальные и экономические различия [7].

С другой стороны, масштаб этих различий свидетельствует об очень значительном расслоении регионов страны по уровню социально-эконо-

мического развития. Среди регионов достаточно четко прослеживается разделение на относительно благополучные и неблагополучные.

Такое положение во многом является следствием прежней директивной политики по размещению производства. Регионы, в прошлом сосредоточившие на своей территории большой производственный потенциал, находятся в более выгодных условиях с точки зрения обеспечения дальнейшего социально-экономического развития, а потому, как правило, более стабильны и в политическом отношении.

Напротив, бедные районы имеют ограниченные возможности для формирования благоприятного предпринимательского климата по всему спектру рискообразующих факторов. Характерным является то, что разрыв между благополучными и неблагополучными регионами со временем увеличивается.

На основе анализа воздействия финансово-экономического кризиса на динамику показателей социально-экономического развития регионов России, принадлежащих к различным типологическим группам, можно дать определение понятию «региональный риск», как риск возникновения негативных тенденций в процессах развития экономики и социальной сферы региона в результате ошибок, допущенных при принятии решений, определяющих стратегию развития региона (стратегическое управление) и выражающихся в отсутствии учета или недостаточном учете возможных опасностей, которые могут угрожать социально-экономическому развитию региона при неправильном или недостаточно обоснованном определении перспективных направлений развития [1].

В условиях нестабильной и быстро меняющейся ситуации субъекты инвестиционной деятельности вынуждены учитывать все факторы, которые могут привести к убыткам. Таким образом, назначение анализа риска - дать потенциальным инвесторам необходимые данные для принятия решения о целесообразности участия в проекте и предусмотреть меры по защите от возможных финансовых потерь.

Мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности региона могут включать в себя:

- систему мотиваций региона, побуждающую его к осуществлению инвестиционной деятельности на всех этапах и во всех ее формах;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- анализ возможного появления рисковых ситуаций.

При этом в качестве путей для дальнейших исследований в этой области эксперты выделяют:

- влияние внутренней и внешней среды функционирования региона;

- систему мотивационных критериев инвестирования;

- зависимость от методологического аппарата прогнозирования отдельных показателей, связанных с выбором альтернативных моделей инвестиционного поведения региона [2]. Регион не может спонтанно выбрать модель

инвестиционного поведения. Это предположение усиливается еще и потому, что нет строгих стандартов уже готовых моделей на уровне региона. Существуют лишь составляющие, на основе которых и осуществляется разработка процесса инвестирования, поэтому модель для каждого отдельно взятого региона будет индивидуальной.

В современных условиях региону необходимо формировать собственную модель инвестиционного поведения.

Финансово-экономический кризис показал, что важнейшей составляющей системы государственного и регионального стратегического управления должна стать система управления рисками социально-экономического развития, а именно:

- должны быть конкретизированы теоретико-методологические, методические и практические аспекты процессов управления региональными рисками, включающие понятийный аппарат, методику анализа региональных рисков, классификацию региональных рисков, оценку эффективности управления региональными рисками, систему мониторинга региональных рисков;

- разделы по анализу, управлению рисками, формированию системы антикризисных мер должны стать обязательной составляющей стратегий развития федеральных округов, регионов, муниципальных образований;

- необходим учет региональных рисков при формировании региональной политики, включая направления мониторинга, по которым оценивается эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Особое внимание в условиях рыночной экономики, характеризующейся возрастающей неопределенностью развития внешней среды, неполнотой и асимметрией информации, периодами подъема и спада экономического развития, должно уделяться формированию системы государственного и регионального стратегического управления, включая

его важнейшую составляющую — стратегическое планирование.

Как результат, должна быть сформирована глобальная общероссийская «проектная карта» с четкими стратегическими приоритетами, что позволит избежать нерационального и неэффективного размещения объектов инфраструктуры и бизнеса.

Список литературы

1. Анохина Е. М. Региональные риски в системе стратегического управления регионами России // Стратегическое планирование в регионах и городах России: Стратегии модернизации и модернизация стратегий / Доклады участников IX Общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России». Санкт-Петербург, 18—19 октября 2010 г. / под ред. Б. С. Жихаревича. СПб: Леонтьевский центр, 2011.

2. Асаул А. Н. Принятие инвестиционных решений в условиях нестабильности, неопределенности и риска. Сборник статей. М.: 2010 г.

3. Информационное агентство «РосБизнес Консалтинг». URL: http://www.rbcdaily. ra/2010/08/12/focus/502027.

4. Министерство регионального развития Российской Федерации. URL: http: //www.minregion. ru/upload/02_dtp/sub_starteg.xls.

5. Мониторинг кризиса и посткризисного развития регионов России: исследование независимого института социальной политики. URL: http://atlas.socpol.ru/overviews/social_sphere/ kris. shtml.

6. Органы власти Калужской области. URL: http://www.admobl.kaluga.ru.

7. Рейтинговое агентство «Эксперт РА». URL: http://www.raexpert.ru.

8. Система государственного стратегического планирования. Презентация Минрегиона России. М.: 2009 г.

9. Стратегия развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 06.09.2010. № 1485-р.

10. Требования к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации: приложение к приказу Министерства регионального развития РФ от 27.02.2007. № 4.

11. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. URL: //http:// gks.ru/wps/wcm.

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

занимается выпуском специализированных финансово-экономических и бухгалтерских журналов, а также

монографий, деловой и учебной литературы Минимальный тираж - 500 экз.

По вопросам, связанным с изданием книг, обращайтесь в отдел монографий

(495) 721-85-75 post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.