Научная статья на тему 'Региональное развитие в условиях директивной экономики'

Региональное развитие в условиях директивной экономики Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
479
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическое районирование / планирование / региональное развитие / Госплан / економічне районування / планування / регіональний розвиток / Держплан / economic zoning / planning / regional development / the state planning Commission

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Олифир Денис Игоревич

Автор рассматривает эволюцию регионального развития СССР в условиях директивной (административно-плановой) экономики, проявлявшуюся в экономическом районировании. Основное внимание уделено методологическим принципам районирования в различные периоды исторического развития страны, заключавшиеся в совершенствовании государственного управления пространственной структуры экономики. Также автор приходит к выводу, что в последние десятилетия теория экономического районирования утратила своё значение, поскольку могла быть применена в условиях плановой экономики и отмечает необходимость её адаптирования к новым рыночным условиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional development under directive economy

The author considers the evolution of regional development of the USSR under Directive (administrativeplanned economy, exemplified by economic zoning. The main attention is paid to the methodological principles of zoning in different periods of its history, embodied in the governance of the spatial structure of the economy. Also the author comes to the conclusion that in recent decades the theory of economic regionalization has lost its value, as could be applied under the conditions of planned economy, and notes the need to adapt to new market conditions.

Текст научной работы на тему «Региональное развитие в условиях директивной экономики»

УДК 911. 3(470)

Д.И. Олифир*

РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В УСЛОВИЯХ ДИРЕКТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ

Олифир Д.И. Региональное развитие в условиях директивной экономики. - Статья .

Автор рассматривает эволюцию регионального развития СССР в условиях директивной (административно-плановой) экономики, проявлявшуюся в экономическом районировании . Основное внимание уделено методологическим принципам районирования в различные периоды исторического развития страны, заключавшиеся в совершенствовании государственного управления пространственной структуры экономики . Также автор приходит к выводу, что в последние десятилетия теория экономического районирования утратила своё значение, поскольку могла быть применена в условиях плановой экономики и отмечает необходимость её адаптирования к новым рыночным условиям

Ключевые слова: экономическое районирование, планирование, региональное развитие, Госплан .

Olifir D.I. Regional development under directive economy. - Article .

The author considers the evolution of regional development of the USSR under Directive (administrative-planned economy, exemplified by economic zoning. The main attention is paid to the methodological principles of zoning in different periods of its history, embodied in the governance of the spatial structure of the economy. Also the author comes to the conclusion that in recent decades the theory of economic regionalization has lost its value, as could be applied under the conditions of planned economy, and notes the need to adapt to new market conditions .

Keywords: economic zoning, planning, regional development, the state planning Commission .

Олiфiр Д.1. Репональний розвиток в умовах директивно! економши. - Стаття .

Автор розглядае еволющю репонального розвитку СРСР в умовах директивно! (ад-мшютративно-планово!) економжи, що проявлялася в економiчному районуванш . Основна увага придшена методолопчним принципам районування в рiзнi перюди юторичного розвитку кра!ни, що полягала в удосконалюванш державного управлшня просторово! структури економжи . Також автор доходить висновку, що в останш десятилггтя теорiя економiчного районування втратила свое значення, оскшьки могла бути застосована в умовах планово! економжи та вщзначае необхщшсть !! адаптуванш до нових ринкових умов .

Ключовi слова: економiчне районування, планування, репональний розвиток, Держплан .

Экономическое районирование - представляет собой один из методов региональных исследований, инструмент прогнозирования пространственной структуры экономики страны и элемент стратегического анализа. Главной целью экономического районирования является регулирование процесса регионального развития необходимого для определения подходов развития различных частей страны, а также активизации территориального управления и оп-

тимизация территориальной организации общества, т. е. повышения эффективности развития регионов и размещения производительных сил на основе целесообразного межрайонного разделения труда и товарообмена. Подходы к районированию, существовавшие в СССР до 1990-х гг. , к настоящему времени значительно устарели В последние десятилетия работ по экономическому районированию практически не издавалось Это связано с тем, что сложив-

* Олифир Денис Игоревич - аспирант кафедры экономической географии Российского государственного педагогического университета им . А. И . Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия .

шаяся система регулирования экономики игнорирует пространственное разнообразие условий экономической деятельности .

Советская экономическая география испытала довольно высокую степень соци-оморфности . Это означает, что общественные настроения, часто принимающие форму социального заказа, выступают необходимой предпосылкой разработки научного метода на основе определенной теории Поскольку теория и метод взаимосвязаны, то и учение об экономическом районировании соответствовало теории социалистических производственных отношений . В этой связи марксистская теория, несмотря на её неприемлемость, продолжает отвечать критериям научной гипотезы, поскольку её антинаучность ещё никто не отменял

В Советском Союзе регионы рассматривались как совокупность территориально-производственных комплексов, совместно обеспечивающих сбалансированность, самодостаточность и динамический рост экономики страны, а под региональным развитием чаще всего понимали индустриализацию или урбанизацию регионов В свою очередь исследования по проблемам регионального развития заключались в экономическом районировании, при котором учитывались главным образом качественные характеристики регионов Это связано с тем, что количественные данные по регионам не были доступны для исследователей В советское время считалось, что все люди живут или, по крайней мере, должны жить одинаково хорошо и никаких региональных различий быть не может.

Отечественная географическая школа выделяется существенными достижениями в области экономического районирования . По словам Л .В . Смирнягина «Районирование всегда имело в российской географической науке особый статус - статус самой сложной части, высшего уровня знаний, венца географического исследования территории» [16, с. 3]. Однако, как утверждает тот же Л В Смирнягин, «В нашей

отечественной географии так и не сложилось стройной теоретико-методологической базы районирования. Не сложилось даже согласия насчет определения того, что такое районирование. . . » [17, с. 6]. Усугубляет ситуацию спад публикаций посвященных проблемам экономического районирования Однако, несмотря на это «потребность в них начинает постепенно осознаваться, впрочем, не столько географами, сколько специалистами в области регионального и муниципального управления» [7, с 11]

На разных этапах исторического развития страны и господствующей формы экономической деятельности, теория экономического районирования преследовала определенные цели:

- 1818-1861 гг. - первые попытки научно обоснованного районирования преследовали хозяйственные цели развития страны. Работы К.И. Арсеньева, Е.Ф. Кан-крина, Н П Огарева и др включали основные сведения о стране, хозяйстве, населении и зональности сельского хозяйства Поскольку хозяйственная жизнь страны определялась главным образом развитием сельского хозяйства, то в основу экономического районирования были положены природные и хозяйственные признаки . Так, К.И. Арсеньев указывал, что основанием для выделения районов «служили сходство некоторых губерний между собой по климату, качеству земли, произведениям природы и по промышленности жителей» [5, с. 66]. В 1842 г. Министерством финансов была издана экономическая карта России, разделенная на 6 «стран» по характеру территориальной организации промышленного производства Это даёт основания рассматривать данную карту как опыт проведения промышленного районирования Таким образом, в рассматриваемый период сложилось два подхода в районировании: выделение общегеографических районов на основании экономических и природных факторов и выделение отраслевых районов (промышленных и сельскохозяйственных);

- 1861-1917 гг. - дальнейшее развитие работ по промышленному и сельскохозяйственному районированию П П Се-менова-Тян-Шанского, А. Н. Челинцева, Д И Менделеева и др , связанные с развитием капиталистических отношений, преследовали цели развития экономики Районирование стало рассматриваться как инструмент разработки и реализации крестьянской реформы, исследования хлебной торговли и производительности В основу районирования исследователями были положены как естественно-исторические (почвы, орография), так и социально-экономические (система хозяйства, структура землепользования, плотность населения и его национальный состав, структура занятости, степень развития промышленности) условия . При сохранении академического интереса районирование всё больше становится востребовано практикой;

- 1917-1991 гг. - работы по экономическому районированию для совершенствования государственного управления пространственной структуры экономики СССР

Впервые практические идеи экономического районирования были воплощены в плане ГОЭЛРО, поскольку районирование представляло собой один из важнейших методов планирования, а электрификация страны рассматривалась не только по отраслям, но и по районам В 1921 г Госпланом был выдвинут проект экономического районирования с разделением страны на 21 район, в основе которого было положено построение народного хозяйства путем разделения территории на однородные по энергетически-производственному признаку территориально-хозяйственные комплексы и децентрализация управления хозяйства при последующей кооперации производства [4, с. 97-98]. В этом же году комиссией ВЦИК по районированию было дано определение экономическому району: «В основу районирования должен быть положен экономический принцип В виде района должна быть выде-

лена своеобразная, по возможности экономически законченная территория страны, которая благодаря комбинации природных особенностей, культурных накоплений прошлого времени и населения с его подготовкой к производственной деятельности представляла бы одно из звеньев в общей цепи народного хозяйства» [12, с. 145-146]. Сетка районов Госплана была построена на основании экспертной оценки кругом специалистов того или иного района Поэтому она представляла собой рабочую гипотезу, уточнение которой должно было быть при построении перспективного плана развития хозяйства страны Тем не менее, практических шагов по реализации проекта «Госплановских» районов сделано не было, а использовались они исключительно как счетные единицы

Базирующаяся на экономическом районирование система организационных мероприятий предполагала достичь осуществление целесообразного разделения труда как в отношении сотрудничества мест и центра, так и специализации и комбинирования хозяйственных задач по районам в целях получения правильно разделенного хозяйственного аппарата Результатом основных идей районирования являлось построение хозяйственных и административных органов, при котором достигалась бы разгрузка центра и увеличение самодеятельности мест при сохранении централизованного единства всей хозяйственной политики Союза и управления центром главнейшими предприятиями основных отраслей промышленности и транспорта Одновременно с этим, другая цель проведения районирования заключалась в ликвидации губернской системы и осуществлении новой административной реформы с приближением органов власти к населению [13, с 197]

С одной стороны, районирование является методом целесообразного разделения труда между частями государства, как экономического целого, с другой - основой

организационной проблемы при построении новых экономических форм Отсюда вытекает, что район строится как законченное, но не замкнутое экономическое объединение. Это означает, что наиболее выгодная экономическая деятельность района по сравнению с другими районами развертывается в нём полно, гармонично и определенно

Главными принципами экономического районирования в 20-х гг. был производственный принцип и принцип комбинированного использования природных и человеческих ресурсов . По словам И.Г. Александрова, «Район строится как производственный комбинат со специализацией его по выработке определенных продуктов, которые в нем могут быть получены наивыгоднейшим образом, не только с точки зрения самого района, но и всей федерации» [1, с. 3]. «Идея экономического районирования представляла собой объединение вокруг правильно подобранных производственных территориальных комбинатов творческие силы федерации, связи их общности плана, что достигается специализацией районов на тех отраслях хозяйства, которые им наиболее свойственны по природным, демографическим и прочим условиям» [2, с. 10].

К 30-м гг. реформа районирования страны была в основном завершена В 1930 г в связи с коллективизацией сельского хозяйства и руководства низовыми административными районами округа были ликвидированы, следовательно, система районирования сводилась к двум звеньям: область и край. Таким образом, к концу 30-х гг. сформировалось политико-административное деление СССР просуществовавшее до 1990-х гг.

Также в 30-е гг наблюдается отказ от идей районирования на основе специализации и стремление к созданию сходной отраслевой структуры во всех крупных экономических районах, а, следовательно, к формированию новой территориальной структуры народного хозяйства. XVIII съезд

ВКП (б) поставил следующие задачи: «обеспечения комплексного развития основных экономических районов СССР, при котором в этих районах должно быть обеспечено в размерах, полностью удовлетворяющих их потребности, производство таких видов продуктов, как топливо, цемент, алебастр, стекло, массовые изделия легкой и пищевой промышленности . Наряду с этим каждая область, край и республика должны обеспечить себя полностью такими нетранспортабельными продуктами, как картофель, овощи, молочные и мясные продукты, мука и кондитерские изделия, пиво и рядом промышленных изделий массового потребления» [11, с 92] Как видно из задач XVIII съезда ВКП (б) под комплексным развитием основных экономических районов СССР понимался принцип «самообеспечения» районов

Вследствие значительных изменений в 30-е гг. , а именно сдвига производительных сил на восток, строительства заводов и фабрик в отдельных частях страны, строительства железных дорог, изменений территориального разделения труда, изменения государственной границы СССР благодаря воссоединению западных частей Украины и Белоруссии (1939 г. ) и вхождение в состав СССР прибалтийских республик (1940 г. ), а также возросшем числе областей и краев вследствие низовой административной реформы, разработка народнохозяйственного плана в территориальном разрезе стала довольно затруднительной . Поэтому возникла необходимость разработки новой сетки экономических районов Для целей общегосударственного планирования народным хозяйством Госпланом было установлено разделение страны на 13 экономических районов, а Украина вместе с Молдавией составили один Южный экономический район .

В военное время значение территориального планирования резко увеличилось в связи с эвакуацией предприятий из Европейской в Азиатскую части страны В это

время была сформирована широтная система взаимодействия районов

Таким образом, к достижениям методологии экономического районирования ГО-ЭЛРО и Госплана можно отнести следующие:

- энергетический принцип и вытекающий из него экономический принцип - лежит в основе экономического районирования Электрификация позволяет преодолевать пространства для объединения электроснабжения, а энергетика рассматривалась как средство повышения эффективности производства через использование человеческого труда;

- перспективность выделения районов (на 10 - 15 лет) - для целей долгосрочного планирования и прогнозирования размещения производительных сил;

- комплексность районов, т е район, представляет собой комбинированную систему хозяйства, при котором учитываются при-родно-ресурсные и экономические факторы;

- транспортный фактор, поскольку районы рассматривались как открытые целостные образования внутри народного хозяйства, транспорт позволяет осуществить межрайонные связи, взаимный обмен сырьем, топливом, полуфабрикатами и готовой продукцией;

- национальный фактор - обеспечивающий возможность национального самоопределения

Период с 1920 г. по начало 1930-х гг. характеризуется появлением фундаментальных работ по теории и методологии экономического районирования, разнообразием научных школ, исследовавших вопросы районообразования и районирования и, наконец, взаимодействие науки и практики при решении общегосударственных задач В этот период под экономическим районированием понимается «область, выделенная как территория, на которой может быть развит ряд производств, объединенных общим планом, как наиболее выгодная производственная комбинация при данных природных и социальных условиях»

[3, с. 70] . Также предпринимались попытки разработки проекта районирования Госплана на местах в выделенных областях, а затем возврата их в центр, где местные проекты должны были рассматриваться, изучаться и утверждаться

В конце 20-х гг идеи районов Госплана не нашли отражения в практике государственного регулирования экономики . «Предложения разделить всю территорию Союза на экономические районы ... для огромной части территории оказались невыполнимыми» [18, с. 241-242]. В связи с этим можно предположить, что вопрос экономического районирования страны был осложнен вопросом создания рационального нового административно-территориального деления, которое было многими воспринято как завершение районирования

При проведении экономического районирования Госплана использовался, прежде всего, дореволюционный опыт, поскольку районирование, с одной стороны, опиралось на уже существующую специализацию хозяйства, а с другой - специалисты в области методики и методологии районирования - это те же специалисты, которые занимались этим вопросом ещё до Великой Октябрьской революции С проведением экономического районирования предполагалось восстановление, сохранение и дальнейшее развитие имевшейся дореволюционной пространственной структуры хозяйства страны Восстановить и сохранить экономические объекты удалось, а вот наладить систему взаимодействия между ними - нет. «Из системы идей экономического районирования. была воспринята только одна часть - административно-территориальная перестройка Союза Вторая и основная часть - организация районов, как целостных производственных комбинатов, с известной специализацией, с определенным распределением хозяйственных функций между Союзом и районами . встречала непреодолимые трудности» [8, с .20].

С начала 1930-х гг. до начала 1950-х гг. - время, когда экономическое районирование, как инструмент государственного воздействия на экономику страны, практически не было востребовано вследствие отказа от идей районирования на основе специализации Количество публикаций, посвященных проблемам экономического районирования, значительно снизилось Районирование переходит из инструмента стратегического анализа регионального развития в методику, выполняющую учетные функции в системе государственного управления .

В послевоенный период при составлении четвёртого пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства СССР (1946-1950 гг. ) было учтено довоенное разделение страны на 13 экономических районов Данное разделение основывалось на принципе самообеспеченности каждого района топливно-энергетической, металлургической и машиностроительной базами, строительными материалами, транспортными средствами, сельскохозяйственной продукцией, продукцией лесной и пищевой промышленности, а также устранения излишних дальних и других нерациональных перевозок Однако достичь поставленных целей не удалось, т. к . многие межрайонные связи были потеряны, а транспортные перевозки так и оставались нерациональными и превратились из разряда межрайонных во внутрирайонные, что только осложняло транс-портно-экономические связи По словам И . И . Белоусова «Официальное утверждение 13-членной сетки затрудняло её критику и препятствовало научным поискам реально складывающихся экономических районов, их обоснованию и уточнению границ» [5, с. 146].

Ещё одним заметным событием, затронувшим экономическое районирование страны в 50-е гг., было образование совнархозов. Главная цель их создания -оживление командно-распределительной советской экономики, которая в то время

была в депрессивном состоянии, а также преодоление барьеров между предприятиями, находящимися в ведении разных субъектов управления, т е установление прямых связей между собой. Централизация руководства народным хозяйствам была подвергнута критике и было активизировано местное управление, свободное от ведомственной подчинённости

Реорганизация управления промышленностью и строительством по территориальному принципу, ликвидация ведомственных барьеров даёт возможность высвободить значительные производственные мощности, увеличить на этой основе темпы производства и сократить капитальные вложения [15, с 4]

Как утверждает Я . Чадаева «Интересы развития экономики СССР потребовали дальнейшего совершенствования организационных форм управления промышленностью и строительством, создания более гибких методов управления народным хозяйством, дающих ещё больший простор развитию производительных сил страны В этих целях и осуществлен переход от управления промышленностью и строительством через отраслевые министерства и ведомства к новым формам руководства промышленными предприятиями и стройками по территориальному принципу» [19, с. 10].

В 1957 г. отраслевые хозяйственные министерства были ликвидированы и управление промышленностью и строительством организовано по территориальному принципу. При этом переходе не было проведено хозяйственного районирования Руководство промышленностью стало осуществляться в границах экономических административных районов В каждом из этих районов имеются производства, представляющие многие отрасли промышленности Совнархозы формировались на основе отраслей, имеющих свой определенный производственно-экономический профиль, отражающий совокупность исторических, экономических и природных условий

Было создано 105 административных экономических районов, во главе которых поставлены совнархозы [5, с 149] Совнархозам было передано большое количество предприятий упраздненных министерств СССР В обязанности каждого совнархоза входило обеспечение выполнения государственных планов подведомственными предприятиями и достижение высоких экономических показателей в их работе, выполнение заданий по поставкам продукции в соответствии с установленным планом, проведение мероприятий по развитию специализации и кооперирования предприятий, по внедрению новой техники, осуществление материально-технического снабжения и финансирования подведомственных предприятий [19, с 15]

С февраля 1960 г. по апрель 1961 г. в планировании народного хозяйства СССР выделялось 16 районов. В связи с укрупнением совнархозов в 1961 г. было установлено 17 крупных экономических районов, с выделением Белорусской ССР и Молдавской ССР В сентябре 1963 г была утверждена сетка из 18 крупных общесоюзных экономических районов, с выделением отдельно Молдавской ССР [20, с. 19]. Целью такого районирования было улучшение организации планомерного комплексного развития хозяйства районов

В результате планирование народным хозяйством проводилось по крупным экономическим районам, а управление - по административным единицам, управлять которыми из Москвы было довольно затруднительно В одном случае при объединении административно-экономических районов руководствовались в передаче под единое руководство взаимосвязанных производств, а в другом - руководствовались отраслевым подходом В таком ведомственно-отраслевом подходе не использовалась комплексность руководства хозяйством, а отраслями управляли из разных городских центров

Таким образом, в 1963 г. систему экономического районирования страны представляли следующие таксономические единицы: около 100 административно-экономических районов, 47 укрупнённых совнархозовских района, 17-19 крупных экономических районов Эти сетки районов никак не были связаны между собой и не совпадали по своим границам Так некоторые укрупнённые совнархозы оказывались на территории двух крупных экономических районов [5, с .151].

Вскоре обнаружились существенные недостатки совнархозов, среди которых можно выделить:

- раздробленность отраслей промышленности по экономическим районам;

- раздробленное и многоступенчатое управление промышленностью;

- несовпадение границ совнархозов с административными границами, которые затрудняли управление в областных организациях;

- нарушено взаимосвязанное сочетание предприятий, т. к . в один совнархоз могли попасть части различных комплексов;

- при планировании приоритет отдавался отдельным отраслям, не учитывая требований комплексного развития хозяйства в условиях области, края или экономического района;

- преобладание административных методов управления

В итоге при проведении совнархо-зовской реформы, несмотря на первоначальные успехи, повысить экономический эффект не удалось Был нарушен главный принцип планирования народного хозяйства - сочетание отраслевого и районного анализа, т к отраслевые министерства были ликвидированы Барьеры между предприятиями не ослабли, а в некоторых случаях даже укрепились . Преобладали административные методы управления хозяйством, появились тенденции к местничеству и натурализации хозяйства. Совнар-хозовская административно-хозяйственная реформа была полностью провалена

В 1965 г в основу руководства промышленностью было положено сочетание единого государственного планирования, централизованное отраслевое управление с широкой республиканской и местной хозяйственной инициативой, расширением самостоятельности предприятий Было организовано управление промышленностью по отраслевому принципу и созданы общесоюзные и союзно-республиканские министерства по отраслям промышленности

Однако эта реформа не означала возврат к министерствам, существовавшим до реорганизации управления промышленностью и строительством 1957 г Новые министерства должны были осуществлять руководство промышленностью в условиях, когда республиканским и местным органам предоставлялась широкая инициатива, а предприятиям - хозяйственная самостоятельность с переводом на хозрасчет некоторых управлений в министерствах Министерствам предстояло устранить излишнюю регламентацию деятельности предприятий, сократить число плановых показателей, утверждаемых предприятиями сверху, наделить их необходимыми средствами для развития производства, усилить экономическое стимулирование промышленного производства [6, с 496]

Таким образом, период с начала 1950-х до конца 1960-х гг. - время возврата к «ценностям Госплана» начала 1920-х гг Вновь появляются работы по проблемам экономического районирования, определившие основные направления отечественной экономической географии

С начала 1970-х г. по 1991 г. - время программно-целевых методов в планировании регионального развития В области теории экономического районирования широкое распространение получили концепции ТПК (территориально-производственного комплексообразования), проблемного районирования и единой системы расселения населения . Происходит эволюция экономического районирования в социально-

экономическое и эколого-экономическое районирование, т. к. в ходе исследований по дробному и внутриобластному районированию (например [9], [14]) выяснилось, что определяющее воздействие на территориальную организацию хозяйства играют социальные и экологические факторы

В последние десятилетия СССР экономические районы сохранялись скорее как удобные для статистического учета укрупненные территориальные единицы, нежели как объективно существующие и формируемые районы на основе принципов их экономической целостности и связанности, специализации в общесоюзном масштабе и комплексности развития хозяйства

Таким образом, в развитии советского экономического районирования можно выделить следующие этапы:

- 1917-1929 гг - изменения в становлении методологических принципов теории экономического районирования и применение их на практике; появление значительных фундаментальных работ по проблемам районирования; разнообразие научных школ и направлений; высокий уровень взаимодействия науки и практики при решении не только общегосударственных, но и местных задач; ликвидация губернского административного устройства;

- 1930-1937 гг. - отказ от идей районирования на основе специализации и переход на принцип самообеспеченности районов; выявление путей подъёма экономики отдельных территорий путем перекачки ресурсов из других частей страны; эволюция районирования из инструмента государственного воздействия в методику учетных функций государственного управления;

- 1938-1955 гг. - усиление централизованного планирования народного хозяйства, что обусловливалось недостатками в размещении производства и надвигавшейся угрозой второй мировой войны, восстановлением народного хозяйства после войны Особняком в этом периоде стоят 1941-1945 гг. , потребовавшие от планиро-

вания мобилизации всех ресурсов на Восток, что ускорило здесь процесс создания новых промышленных центров По словам О .А. Константинова «Промышленная продукция за 1941-1945 гг. на Востоке удвоилась, причем в Сибири она увеличилась в 2,8 раза, а на Урале - в 3,6 раза [10, с. 65];

- 1956-1964 гг. - создание дробной сетки административных экономических районов, образование совнархозов, рассредоточение функций отраслевых министерств, ослабление межведомственной несогласованности при усилении местнических тенденций; возобновляются исследования по проблемам экономического районирования;

- 1965-1991 гг. - поиск наиболее эффективных форм сочетания территориального и отраслевого принципа в планировании и управлении народным хозяйством; внедрение новых методов исследования (программно-целевых, математических и кибернетических); обогащение методологических подходов в рамках концепции ТПК; выполнение дробных и внутриобластных работ по районированию; эволюция экономического районирования в «эколого-со-циально-экономическое»

В советской литературе, основанной на революционном энтузиазме, а также на марксистко-ленинских идеях всегда давалась очень высокая оценка административно-хозяйственным реформам, во главе которых был положен экономический принцип Однако планирование, носившее односторонний характер не могло обеспечить взаимной отраслевой увязки по районам Недостатки в размещении производительных сил образовали, с одной стороны, несоответствие между богатыми и высокоэкономичными природными ресурсами районов расположенных в Сибири и на Дальнем Востоке, степенью их освоения и использования, а с другой стороны, уровнем развития промышленности, энергетической и сырьевой базой Европейской части страны и Урала

После Великой Октябрьской социалистической революции теория экономического районирования имела большое практическое значение в построении Советского государства Впервые в порайонном разрезе составлялись перспективные планы развития отдельных отраслей народного хозяйства и развития районов . В 1920-е гг. ХХ в . были сформулированы основные факторы и принципы экономического районирования На разных этапах развития страны теория экономического районирования находилась под воздействием одного или нескольких факторов и принципов Несмотря на большое количество публикаций в нашей стране, посвященных проблемам теории и методологии экономического районирования, говорить о её законченности не приходится Существующие теоретико-методологические подходы к изучению проблем экономического районирования, а также сетки экономических районов, предложенные в Советское время, к настоящему моменту значительно устарели, поскольку могли быть применены в условиях плановой экономики . Новых подходов в последнее двадцатилетие предложено не было, т. к. регионы стали рассматриваться изолированно друг от друга Поэтому в теории экономического районирования наблюдается затянувшийся кризис, заключающийся в утрате своих позиций в научном сообществе В имеющихся работах по экономическому районированию основное внимание исследователей уделяется, как правило, какому-то одному принципу выделения районов, чаще всего хозяйственному (экономическому), тогда как комплексность или многосторонность практически отсутствуют Поскольку протекающие современные процессы трансформации общества предопределяют социальные, инновационные, политические факторы развития, как доминирующие, существенным образом трансформирующие традиционные экономические, рассмотренные категории экономического районирования в настоящее

время требуют серьёзного переосмысления Они должны быть адаптированы к условиям рыночной экономики

Список литературы

1 Александров И Г Районирование и его значение для реконструкции народного хозяйства РСФСР / И.Г. Александров . // Бюллетени Госплана. - 1923. - № 1. - С . 3-5.

2. Александров И. Г. Основные предпосылки и развитие плана районирования / И.Г. Александров // Бюллетени Госплана. -1923 - № 3-4 - С 9-11

3. Александров И. Г. Плановые работы Южной Горно-Промышленной секции / И.Г. Александров // Бюллетени Госплана. -1923 - № 8-9 - С 70-73

4. Александров И.Г. Укрупнение волостей и районирование / И .Г. Александров // Плановое хозяйство . - 1924. - № 6. - С. 95-105.

5. Белоусов И . И. Основы учения об экономическом районировании / И И Белоусов . - М .: МГУ 1976. - 319 с.

6 . Берхин И.Б . История СССР: советский период: Учеб пособие для вузов по спец «История». / И .Б . Берхин. - 4-е изд., перераб . и доп . - М .: Высш. шк. , 1987. - 704 с.

7 Демьяненко А Н Районирование в контексте стратегий регионального развития / А.Н . Демьяненко . // Вестник ДВО РАН . -2006 - № 3 - С 11-17

8. Колосовский Н. Н. Проблема порайонной организации хозяйства СССР. / Н Н Колосовский // Плановое хозяйство -1929 - № 6 - С 20-31

9 Колотиевский А М Вопросы теории и методики экономического районирования (в связи с общей теорией экономической географии). / А.М. Колотиевский. -Рига. : Зинатне, 1967. - 246 с.

10 . Константинов О . А . О сдвиге на Восток производительных сил СССР / О А Константинов // Вопросы географии Сб 10 -Экономическая география СССР - М : Гос Изд-во геогр лит-ры, 1948 - С 53-66

11 Коробов А Социалистическое размещение производительных сил в СССР / А . Коробов . // Плановое хозяйство . - 1941. -№ 2,- С. 91-102.

12 Курский А Завершение районирования СССР / А . Курский . // Плановое хозяйство - 1936 - № 11 - С 145-160

13 Никитин Л Л Районирование за пять лет / Л.Л . Никитин . // Плановое хозяйство - 1926 - № 3 - С 197-202

14 Ныммик С Я Сущность, задачи и метод дробного экономического районирования (на примере Эстонской ССР) Автореф дисс... докт. геогр. наук. - Тарту: 1970. - 61 с.

15 Передовая Первые шаги работы совнархозов // Плановое хозяйство . 1957. -№ 9. - С. 3-9.

16 Смирнягин Л В Районирование общества: теория, методология, практика (на материалах США). Автореф . дисс. . . докт. геогр наук - М : 2005 - 28 с

17 . Смирнягин Л.В . Узловые вопросы районирования / Л В Смирнягин // Известия РАН Серия географическая - 2005 -№ 1. - С. 5-16 .

18 Шаров С Проблемы районирования в свете текущего дня / С . Шаров . // Плановое хозяйство. - 1927. - № 6 . - С. 239-246.

19. Чадаев Я . Перестройка управления промышленностью и строительством в РСФСР / Я . Чадаев . // Плановое хозяйство . -1957.- № 6 . - С. 10-19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20 . Экономическая география СССР. Районная часть / Под ред. проф . Н .Д. Пистуна. -К . : Вища шк . Головное изд-во, 1984. - 352 с.

□ □ □

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.