Научная статья на тему 'Региональное развитие как приоритетное направление современной социально-экономической политики'

Региональное развитие как приоритетное направление современной социально-экономической политики Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
190
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / REGION / REGIONAL POLICY / NATIONAL STRATEGY OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Голосов О. В.

Резкая межрегиональная дифференциация с каждым годом увеличивает разрыв в уровне развития между регионами, угрожая тем самым национальной безопасности страны. В силу этого необходимо разработать единую стратегию развития страны, конкретизируемую через региональные стратегии развития. Определено, что наиболее на данном этапе стратегии являются смешанные механизмы, позволяющие реализовывать социально-экономическую политику на основе государственного регулирования и рыночных инструментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL DEVELOPMENT AS A PRIORITY TREND OF CURRENT SOCIO-ECONOMIC POLICY

Sharp inter-regional differentiation increases the rupture in development level among regions threatened to national security of the country. On the strength by these it is necessary to work out the single strategy of development of the country concretized through regional strategy of development. Are identified that the most effective strategy is mixed permitting to realize the socioeconomic policy on basis of governmental regulation and market tools.

Текст научной работы на тему «Региональное развитие как приоритетное направление современной социально-экономической политики»

РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

О. В. ГОЛОСОВ

Резкая межрегиональная дифференциация с каждым годом увеличивает разрыв в уровне развития между регионами, угрожая тем самым национальной безопасности страны. В силу этого необходимо разработать единую стратегию развития страны, конкретизируемую через региональные стратегии развития. Определено, что наиболее на данном этапе стратегии являются смешанные механизмы, позволяющие реализовывать социально-экономическую политику на основе государственного регулирования и рыночных инструментов.

Ключевые слова регион, региональная политика, общенациональная стратегия развития.

Активизация экономической жизни в регионах определяет тенденции экономического роста всей страны. В этой связи в системе устойчивого развития роль ведущего звена должны играть не предприятия, а регионы как специализированные воспроизводственные системы. Развиваясь, возрождаясь после депрессивного состояния, преодолевая кризисы и прогрессивно функционируя, каждый отдельно взятый регион вносит свой вклад в развитие экономики всей страны.

Динамика территориальных пропорций российской экономики в 90-х гг. определялась неравномерностью спада производства в субъектах РФ, результатом которой явилась концентрация производства в небольшом количестве наиболее успешных регионов - преимущественно экспортно-ориентированных сырьевых регионов и столичных мегаполисов. Тем самым концентрация производства является материальной основой социально-экономической асимметрии субъектов РФ, при которой дифференциация регионов осуществляется по уровню демографического, социального и хозяйственного развития.

Доктрина регионального развития РФ, разработанная Центром проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования [2], свидетельствует о том, что социально-экономические различия между субъектами РФ по ряду позиций увеличиваются. Так, например, в 2006-2007 гг. по объему производства промышленной продукции на душу населения разрыв составлял около 281 раза, по обороту розничной торговли на душу населения - около 27 раз, по налоговым и неналоговым доходам консолидированных бюджетов субъектов РФ на душу населения - около 194 раз, по соотноше-

нию денежных доходов на душу населения и величины прожиточного минимума - 6 раз, по уровню зарегистрированной безработицы - около 33 раз. О продолжении тенденции нарастания региональной асимметрии к настоящему моменту свидетельствуют расчеты отечественного экономиста В. Г. Игнатова по итогам развития субъектов РФ в 2008 г. Так, на основе данных, опубликованных Росстатом в 2008-2009 гг., В. Г. Игнатовым было вычислено следующее: по состоянию на 1 января 2009 г. общая численность безработных в процентах к экономически активному населению в субъектах РФ различалась от

0,9 % в Москве до 55 % в Ингушетии, т. е. разница по данному показателю составила 61 раз. Наблюдается также увеличение разрыва валового регионального продукта на душу населения между субъектами РФ, с наиболее высоким ВРП на душу населения выделяются два субъекта РФ: Москва и Тюменская область. Минимальное и максимальное значения ВРП на душу населения в субъектах РФ различались в 2004 г. в 73, в 2006 г. - в 117, а в 2008 - в 272 раза.

Существуют и ежегодно увеличиваются различия между субъектами РФ в инвестировании в основной капитал на душу населения. Степень дифференциации этих инвестиций в субъектах РФ составила в 2000 г. 30, а в 2005 г. - 44 раза. В 2008 г. разрыв по этому показателю стал еще больше и составил 67 раз (в Ямало-Ненецком автономном округе - 737,3 тыс. руб., в Республике Ингушетия - 10,9 тыс. руб. на душу населения).

В ходе реформ разница между самыми развитыми и наименее развитыми субъектами по уровню жизни стала возрастать: от 2,3 в 1990 г. до 5,2 раза в 2001. Разрыв же в уровне жизни населе-

ния субъектов РФ в 2004 составлял 91 раз, а в 2007 г. увеличился примерно до 150 раз.

Кроме того, развиваются существенные диспропорции в уровне занятости населения в субъектах РФ, наблюдаются высокие темпы оттока населения из сельской местности, низкие темпы развития городов и иных муниципальных образований (малых, закрытых городов, монопрофильных городов, наукоградов); слабо развиваются территории Дальнего Востока и территории Арктики.

Особенно существенная дифференциация по доходам, в частности по заработной плате, на данный момент сформировала среди регионов устойчивые полюсы по уровню заработной платы. В 2008 г. наивысшие позиции, как всегда, занимали регионы добычи нефти, газа и других полезных ископаемых, расположенные на Крайнем Севере: Ямало-Ненецкий (43,6 тыс. руб.), Ненецкий (41,5), Чукотский (38,8), Ханты-Мансий-ский (37,2) автономные округа, а также Тюменская область (33,6).

В остальных регионах, за исключением Сахалинской области и Москвы, в среднем на одного работника получали заработную плату менее 30 тыс. руб. Уровень заработной платы был выше общероссийского уровня (17 226 руб.) лишь в 19 из 83 регионов. В половине российских регионов средний размер заработной платы не превышал 13,5 тысячи рублей, в том числе в Республике Дагестан он составлял лишь 7,5 тыс. руб., а в республиках Калмыкия, Северная Осетия-Алания, Карачаево-Черкессия, Ингушетия, Кабардино-Балкария и Алтайский край - от 9,1 до 9,7 тыс. руб. В результате региональные различия в уровнях оплаты труда составили в 2008 г. 5,8 раза [4]. Значительная региональная дифференциация в России создает угрозу для ее национальной безопасности, препятствует экономическому развитию страны. Такие огромные различия в социально-экономическом развитии уникальны для одного государства и сравнимы только с различиями между богатыми и самыми бедными странами мира. Сохраняющаяся ярко выраженная асимметрия в региональном развитии в пользу наиболее экономически развитых регионов страны является значимым фактором ослабления устойчивости системы федеративных отношений в Российской Федерации и устойчивости ее социально-экономического развития в целом, уменьшения внутренних возможностей преодоления кризиса для неблагополучных регионов.

Резкая межрегиональная дифференциация имеет своим неизбежным следствием расширение числа отстающих регионов, ослабление механизмов межрегионального экономического взаимодействия и нарастание межрегиональных противоре-

чий, что создает значительные затруднения в проведении единой общероссийской политики социально-экономических преобразований. Девиантные различия в условиях жизни населения центра и периферии различных регионов страны воспринимаются обществом как нарушение принципов социальной справедливости и могут приводить к усилению центробежных тенденций и сепаратизму.

На сегодняшний момент различия в развитии субъектов РФ по основным социально-экономическим показателям достигли критического уровня. Добиться сокращения различий социально-экономического развития регионов России в сложившихся условиях невозможно. Однако необходимо сокращать сложившуюся в РФ региональную асимметрию в экономике и социальной сфере, используя для этого имеющиеся финансовые ресурсы.

В условиях мирового экономического и финансового кризиса, затронувшего и Россию, вышеперечисленные негативные явления и тенденции, если не принять особых мер, будут усиливаться.

Сегодня имеется ряд принципиальных причин, определяющих «провалы» и неэффективность государственной региональной политики. Но одной из главных причин является отсутствие конкретизации общей стратегии развития посредством разработки региональных стратегий развития. Последние, в свою очередь, должны быть скоординированы с программами развития муниципальных образований и отдельных местностей. Толька такая многоуровневая стратегия развития страны способна существенно сократить региональные различия.

Таким образом, на сегодняшний момент актуальной задачей является не только согласование между собой различных региональных и федеральных программ, но и выработка глобальной общенациональной стратегии развития. Только в этом случае страна может иметь последовательный системный стратегический курс. На современном этапе развития России наше общество стоит перед необходимостью разрешения поистине общесистемных проблем имущественной дифференциации, преступности, коррупции, демографической ситуации, миграции и региональных разрывов. А это требует определения необходимого пути развития нашей страны именно как макросоциальной системы.

В этой связи интересен недавний опыт разработки «Стратегии-2020». По существу «Стратегия-2020» состояла из амбициозных целевых императивов и ключевых задач развития страны на 12-летнюю перспективу. При этом сами пути достижения этих целей были просто обозначены зачастую лишь в декларативном плане, без конкретизации, необходимой для практики.

«Стратегия-2020» не может претендовать на роль общенациональной стратегии в силу того, что она представляет собой несистемный набор целей, разрабатываемый, исходя, главным образом, из сугубо экономических соображений, когда императивы социальных сдвигов рассматриваются как дополняющие или не рассматриваются вообще. Только при условии системности становится достижимым реальное во времени и пространстве обоснование качественных прогрессивных преобразований нашего общества [1; 3].

По сути дела, применяемые в настоящее время антикризисные решения, должны создать условия для решения задач долгосрочной государственной экономической политики, в том числе и региональной.

Это предполагает, что выход из кризиса будет осуществляться в значительной мере за счет расширения региональных рынков, прежде всего продовольственных, усиления местной инициативы, особенно в социальной сфере. Именно сюда, в первую очередь, должны быть направлены и эффективно использованы финансовые средства государства.

В свою очередь, региональная политика должна определять деятельность собственно государственных структур по решению значимых проблем за счет государственных ресурсов и применения инструментов социально ориентированного управления.

В настоящее время в России можно выделить три механизма формирования и реализации региональной политики:

1) прямое регулирование;

2) через государственное воздействие;

3) экономическое стимулирование через рыночные механизмы;

4) смешанные формы.

Наиболее приемлемы смешанные механизмы, позволяющие реализовывать социально-экономическую политику на основе государственного регулирования и рыночных инструментов.

Таким образом, основными целями социально-экономической политики государства на современном этапе следует признать:

- выработку общей социальной стратегии выравнивания регионов страны по уровню жизни. Меры, которые пригодны для одних регионов, могут быть недостаточными или неэффективными для других. Поэтому для разных регионов социальная политика должна быть разной: она должна учитывать специфику каждого региона в рамках общей социальной стратегии по региональному выравниваю уровня жизни.

- целенаправленное достижение в каждом регионе страны высокого качества жизни населения;

- создание условий для эффективного функционирования государственной системы регионального развития [5].

Основными задачами для реализации перечисленных выше целей являются:

- разработка единой системы законодательства, стандартов и нормативных требований к хозяйственной деятельности;

- формирование эффективной системы органов государственного управления;

- создание гарантий каждому гражданину и права на здоровую среду обитания, включая право на получение информации о состоянии окружающей среды, качества пищи, питьевой воды и безопасности;

- повышение эффективности контроля над соблюдением существующих регламентов и применением административных и экономических санкций;

- осуществление единой государственной социально-экономической политики.

Литература

1. Гребнев Л. «Концепция-2020»: среднесрочная тактика для долгосрочной стратегии // Вопросы экономики. 2008. № 8. С. 131-133.

2. Доктрина регионального развития РФ / Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. URL: http:// www.rusrand.ru

3. Мартынов А. Общенациональная стратегия развития России: проблема реализации // Общество и экономика. 2009. № 3. С. 5-9.

4. Щербакова Е. Межрегиональные различия по среднему уровню заработной платы составили в 2008 году 5,8 раза, межотраслевые - около 5 раз. URL: http://demoscope.ru

5. URL: http://www.jurnal.org/articles/2007/polit38.

html

* * *

REGIONAL DEVELOPMENT AS A PRIORITY TREND OF CURRENT SOCIO-ECONOMIC POLICY

O. V. Golosov

Sharp inter-regional differentiation increases the rupture in development level among regions threatened to national security of the country. On the strength by these it is necessary to work out the single strategy of development of the country concretized through regional strategy of development. Are identified that the most effective strategy is mixed permitting to realize the socioeconomic policy on basis of governmental regulation and market tools.

Key words: region, regional policy, national strategy of development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.