УДК 070.4 ББК 76.12 Н-65
Никулин Игорь Олегович, аспирант кафедры истории и правового регулирования массовых коммуникаций Кубанского государственного университета, т.: 8(961)5386972.
РЕГИОНАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СОВЕТСКИХ САТИРИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ 1920-х ГОДОВ НА ОСНОВЕ ЖУРНАЛА «КРОКОДИЛ»
(рецензирована)
В статье рассматриваются сатирические «прокрокодильские» издания 1920-х годов, издававшиеся под влиянием журнала «Крокодил» и оказавшего влияние на их функциональнотипологические и предметно-тематические особенности и их общее значение в истории отечественной журналистики. При создании статьи автор руководствовался актуальностью, заключающейся в том, что в сегодняшних монографиях и сборниках по истории отечественной журналистики данный тематический пласт практически не освещен. В итоге возникает необходимость комплексного изучения данной области.
Ключевые слова: сатирическая печать, сатирические печатные издания, сатира, журнал, Крокодил, советская сатирическая печать, советская журналистика, советская сатирическая журналистика.
Nikulin Igor Olegovich, post graduate student of the Department of History and Legal Regulation of Mass Communications, Kuban State University, tel.: 8 (961) 5386972.
REGIONAL SIMULATION OF SOVIET SATIRICAL PUBLICATIONS OF 1920-s BASED ON
THE MAGAZINE “CROCODILE”
(reviewed)
The article discusses the satirical "procrocodile" editions of 1920-s published under the influence of the magazine "Crocodile" that affected their _ functional and typological and subject-themed _ features and their overall importance in the history of Russian journalism. When creating the article, the author was guided by the relevance that lies in the fact that in contemporary monographs and collections on the history of journalism this thematic layer has not been practically highlighted. As a result, there is a need for a comprehensive study of the subject.
Keywords: satirical press, satirical issues, satire, magazine, “Crocodile”, Soviet satirical press, Soviet journalism, Soviet satirical journalism.
Благоприятные условия для развития сатирической журналистики начинали складываться вскоре же после перехода страны от политики военного коммунизма к новой экономической политике. Именно в эти годы наблюдался бурный рост сатирической журналистики, окончательно вырабатывались ее принципы, методы, формы. «Решающую роль в этом процессе сыграли факторы общественно-политического характера. Оживление частного предпринимательства и буржуазных элементов в условиях нэпа, усилившееся влияние буржуазной идеологии на массы с особой остротой поставили вопрос о гражданском долге сатирика, о месте его в общественной борьбе» [1, с. 117]. Именно в силу сложившихся обстоятельств у новой власти появилась «необходимость привить населению культуру активного потребления идей - способность не только получать информацию, но и осмысливать ее, сопереживать, поддерживать советскую идеологию» [2, с. 309]. А как еще лучше, быстрее и качественнее это сделать как не через смех.
К тому же СМИ, в частности рассматриваемые нами сатирические печатные издания 1920-х годов были «продуктивными трансляторами соответствующих идейных установок, качественно выполнять информационную, организаторскую, просветительскую функцию в нужном ключе» [3, с. 3]. Ведь именно в этот период «происходит процесс медиатизации политики, под которым подразумевается политическое управление страной с помощью медиа» [4, с. 330], особенно при участии сатирических печатных изданий в силу высокой степени эмоционально-образного воздействия их текстов, которые, по мнению Н.А Федотовой, кроме рекреативного назначения включали в себя «целый ряд «дополнительных» смыслов, включая идеологический, культуроформирующий и др.» [5, с. 81].
В данном научном контексте отдельную нишу занимает сатирический журнал «Крокодил».
С 4 июня 1922 г. в целях расширения подписки редакция выпустила еженедельное иллюстрированное и сатирическое приложение, которое бесплатно рассылалось подписчикам вместе с воскресными номерами. Называлось это приложение, как и газета, вначале «Рабочий», а после ее переименования - «Рабочая газета». В августе 1922 г. вместо очередного выпуска приложения (№ 13) подписчики «Рабочей газеты» получили первый номер «Крокодила».
Первый в СССР официальный сатирический журнал получил имя. Обложку же первого номера оформил И. Милютин: 27 августа 1922 г. пасть красного крокодила высунулась как бы сквозь «прорванную» полосу «Рабочей газеты». Эти события в красках описал один из первых «читателей», некий мистер Стьюпитхед (придумка редакции - «Stupidhead»), письмо которого в Лондон было опубликовано на страницах журнала: «И здесь появилось самое страшное, что я когда-либо видел в жизни. «Рабочая газета» вдруг раздулась, распахнулась и вывалилась на середину комнаты. Прорвав огромные листы, в комнату вылез огромный крокодил и, разинув свою страшную пасть, кинулся на меня. Я не видал таких ни на одной фотографии. Его огромные зубы коснулись меня, и я ... проснулся».
Новый журнал отличался от своего предшественника не только названием. В первом номере в программном стихотворении Д. Бедного «Красный Крокодил - смелый из смелых! -против крокодилов черных и белых» четко формулируется задача издания:
Писатели не для «господ», а для «простонародья»,
В пору нэповского половодья,
Когда НЭП, накопляя жирный ил,
Стал походить на мутный Нил И когда можно увидеть поминутно,
Как там, где наиболее мутно,
Орудует крокодильское племя,
Решили мы, что пришло время Для очистки нэповского Нила Выпустить КРАСНОГО КРОКОКДИЛА.
КРАСНОМУ КРОКОДИЛУ честь и хвала!
Ему предстоят большие дела:
Добираться до всякой гнилости И ворошить гниль без всякой милости,
Чтоб нэповская муть не цвела И не гнила
Вот какова задача Красного Крокодила! [6]
Однако характер нового журнала не определялся только этой задачей.
Внимание сатириков «Крокодила» устремлялось, прежде всего, на недостатки хозяйственной жизни страны, которые определяли в конечном итоге исход борьбы советского народа с разрухой, голодом, за новую, социалистическую Россию.
Журнал показывал и многообразную жизнь деревни, разоблачал кулачество. С жизнью деревни связана, как правило, антирелигиозная тема. «Крокодил» был за единение города и деревни, за расширение культурных и экономических связей, просвещение и агрономическое воспитание крестьян. Уделялось внимание в журнале вопросам культурной жизни. В постоянном отделе «Театр Крокодила» разоблачались идейные враги советского народа, орудующие внутри страны и за границей и т.п. Материалы на аналогичные темы печатались и в других отделах, под разнообразными рубриками.
Своим успехом «Крокодил» был обязан талантливому и политически зрелому коллективу литераторов и художников, работавших над его выпуском. Большую роль в сплочении этого коллектива сыграл первый редактор журнала К.С. Еремеев - один из лучших фельетонистов дооктябрьской «Правды». В редколлегию журнала входили Д. Бедный и Д.С. Моор, В.И. Лебедев-Кумач и М.М. Черемных, И.А. Малютин, С. Гессен. С четвертого номера приходит в «Крокодил» В. Маяковский. Журнал вбирает в себя лучшие силы сатириков и юмористов. Его сотрудниками становятся сатирики старшего поколения (А. д'Актиль, К. Милль-Полярный, Л. Никулин, Л. Саянский, Д. Тигер, А.М. Флит, Б. Флит и др.), талантливая молодежь (М. Андриевская, А. Голубев, А. Григорович, А. Зорич, А. Исбах, А. Карпов, В.П. Катаев, М.
Козырев, Б. Левин, С. Огурцов, Г. Рыклин и др.)
Быстро расширяется круг художников (Ю. Ганф, К. Гольц, В. Дени, К.С. Елисеев, П. Кеменов, Н. Купреянов, Ю. Куприянов, А. Лебедев, Д. Мельников, В. Михайлов, П. Радимов, Н. Радлов, Г. Розе, К. Ротов, А. Самохвалов, А. Соколов, И. Чашников, Н. Шестопалов, М. Язвин).
Среди известных талантливых сотрудников журнала особенно стоит выделить А.Г. Архангельского, начинавшего свои первые публицистические шаги в газете «Известия Ейского исполкома» г. Ейска. После январского Всероссийского съезда РОСТа 1922 года А.Г. Архангельский стал работать в «Рабочей газете», в последующем - в «Крокодиле», где «его псевдоним Архип сразу стал популярным у читателей «Крокодила», постоянным сотрудником которого он был десять лет»... Часто его эпиграммы и пародии сопровождали карикатуры Кукрыниксов, где его считали «четвертым в тройке» [7, с. 270].
Этот коллектив с помощью читателей обеспечил остроту и злободневность материалов, воинственную нетерпимость ко всему антисоветскому, глубокую партийность и принципиальность в критике конкретных носителей зла. Такие отделы журнала, как «Вилы в бок», «Страничка читателя», «Архив Крокодила», почти целиком заполнялись материалами читателей. Не ограничиваясь призывами писать в «Крокодил», редакция вела постоянную работу по формированию института крокодильских корреспондентов, их воспитанию и просвещению. В форме всевозможных «инструкций» и «наставлений» она давала им советы о том, как собирать материал, как проверять его, как писать, о чем писать и т. п. Большую роль в воспитании крокоров играл отдел «Почтовый ящик», где редакция в живой и остроумной форме вела переписку с активистами, одобряла и учила одних, отчитывала за несерьезный подход к крокоровскому делу других. Прекрасной формой связи редакции с массами являлась посылка выездных бригад на заводы, фабрики, стройки, в воинские части, где сразу же появлялись выпуски «Крокодил у нас», проводились встречи-отчеты с читателями, массовые рейды и т. п.
Данный журнал оказал большое влияние на процесс формирования советской сатирической периодики 1920-х годов. По его типу строились сатирические приложения центральных и местных газет.
На протяжении 1920-х годов помимо центрального, наиболее известного и мощного по своему наполнению периодического печатного издания «Крокодил» существовало достаточное количество его вариаций. Всего в данный период выходило около 10 «прокрокодильских» периодических печатных изданий.
Обратимся, прежде всего, к географическому аспекту. Перечислим «прокрокодильские» издания, которые не издавались в Москве: «Башкирский Крокодил» (Уфа), «Комсомольский крокодил (КОК)» (Баку), «Комсомольский крокодиленок» (Одесса), «Крокодильчик (Армавир)». Данный факт говорит о том, что в сегодняшнем понимании советской периодической печати не стоит говорить только о единственно издававшемся столичном журнале «Крокодил».
Перейдем к такому аспекту как время существования каждого из «прокрокодильских» изданий. Меньше всего по времени издавались: «Сын крокодила», единственный номер которого вышел 10 августа 1923 г. и «Крокодильчик», единственный номер вышел в декабре того же 1923 г. Далее, со сроком выхода - первая половина 1923 г. - «Комсомольский крокодил (КОК)» и «Башкирский Крокодил», который выходил с августа 1925 по январь 1926 г. Год выходили «Крокодил конвоира» и «Крокодиленок». «Комсомольский крокодиленок» и «Безбожный Крокодил» выходили два года. Более двух с половиной лет издавался «Военный крокодил». И самым долгоживущим оказался «Крокодил».
Говоря о типологии, стоит отметить, что на протяжении 1920-х годов издавались в большинстве своем журналы, но была и одна газета - «Конвоир крокодила». Журналы же выходили как самостоятельные печатные издания, так и как приложения. Среди них: «Крокодиленок» (приложение к газете «Молодая гвардия»), «Крокодил» (приложение к «Рабочей газете»), «Комсомольский крокодил (КОК)» (приложение к газете «Молодой рабочий»), «Безбожный Крокодил» (приложение к газете «Безбожник»), «Сын крокодила» (приложения к газете «Строитель»). Возможно, что подобный формат выпуска данных изданий был связан с экспериментом по введению в систему советской периодической печати нового жанрового издания. Если данное сатирическое приложение не приходилось по вкусу читателю, то его можно было убрать, не боясь потерять основное издание.
Более половины «прокрокодильских» изданий издавалось различными партийными
органами, что вполне объяснимо, учитывая данный исторический этап. Так, «Крокодиленок» издавался губкомом РКСМ, «Крокодил конвоира» - органом бюро ячейки 1 -то Московского конвойного полка войск ГПУ, «Крокодил» - органом ЦК ВКП(б), «Комсомольский крокодиленок» - Одесским губернским комитетом Коммунистического Союза Молодежи Украины, «Комсомольский крокодил (КОК)» - горрайкомом ВЛКСМ. Такой формат издания позволял не только четко контролировать информационное наполнение изданий, но и направлять сатирические тексты в нужное новой советской власти информационное русло.
Данные периодические издания имели свою направленность, цели и задачи. «Башкирский Крокодил» сатирически высмеивал бюрократов, взяточников, плохих хозяйственников. Сурово осуждал сквернословие, грубость, пьянство. Много места отводилось антирелигиозной пропаганде. Находила отражение и деревенская жизнь: борьба с кулачеством, с темными сторонами деревенского быта. По названию «Безбожного Крокодила» с четкой определенностью можно утверждать, что на его полосах велась антирелигиозная пропаганда, вскрывалась контрреволюционная, реакционная роль церкви, связь ее с эксплуататорскими классами, с капиталом. На страницах «Сына крокодила» осмеивалось пьянство, печатались сатирические произведения на антирелигиозные темы. В других изданиях, в большинстве своем, были те же темы.
Подводя итоги в данном контексте, можно сказать о том, что антирелигиозная тематика в «прокрокодильских» изданиях была в первых рядах. Дальше шла борьба с пережитками нэпа. И в основном данные периодические печатные издания больше боролись с недостатками разного характера и меньше давали аудитории нужный вектор развития. Вместо прямого призыва к личному развитию, которое будет работать на благо страны, издания лишь указывали на то, что вместо стремления идти навстречу светлому пролетарскому будущему, необходимо остановиться и начать бороться со всем тем, что чуждо стране, что мешает ее прогрессу.
Период 1920-х годов ознаменовался появлением многочисленных и по-своему разнообразных сатирических и юмористических изданий, среди которых, в первой половине данного периода стоит выделить «прокрокодильские» издания. Несмотря на то, что некоторые существовали достаточно мало, что в работе некоторых из них существовали свои погрешности, они все внесли свой вклад не только в дело воспитания и правильного направления советского общества, но и в систему советской сатирической печати. Сам же журнал «Крокодил» и сегодня по праву занимает почетное место ведущего журнала в системе сатирических изданий нашей страны.
Литература:
1. Никулин И.О. Советский сатирический журнал «Бич» и его национальные версии // Медийные стратегии современного мира. Краснодар, 2009. С. 117-118.
2. Бабюк М.И. Использование ценностей традиционного общества в системе тоталитарной идеологии // Журналистика в 2011 году: ценности современного общества и средства массовой информации. М., 2012. С. 309.
3. Пустарнакова Д.А. Отечественные общественно-политические женские журналы второй половины XIX - начала XX веков. Краснодар, 2013. С. 3.
4. Ачкасова В.А. Власть и СМИ: особенности взаимоотношений // Средства Массовой Информации в современном мире. СПб., 2012. С. 330.
5. Федотова Н.А. Рекреативные тексты печатных СМИ: тематика и жанры //
Журналистика в 2010 году: СМИ в публичной сфере. М., 2012. С. 81.
6. Крокодил. 1922. №1.
7. Никулин И.О. Пародии А.Г. Архангельского в советских сатирических изданиях 19201930 гг. // Медийные стратегии современного мира. Краснодар, 2010. С. 270-271.
References:
1. Nikulin I.O. Soviet satirical magazine "Beach" and its national versions //Media strategies of the modern world. Krasnodar, 2009. P. 117-118.
2. Babiuk M.I. Using the values of traditional society in the system of totalitarian ideology // Journalism in 2011: the values of contemporary society and Mass Media. M., 2012. P. 309.
3. Pustarnakova D.A. Domestic socio-political female magazines of the second half of XIX -early XXcenturies. Krasnodar, 2013. P.3.
4. Achkasova V.A. Power and the media: features of relationships // Media in the modern world. SPtb., 2012. P 330.
5. Fedotova N.A. Recreational texts of printed media: themes and genres // Journalism in 2010: media in the public sphere. M., 2012. P.81.
6. Crocodile.1922. № 1.
7. Nikulin I.O. Parodies ofA.G. Arkhangelsk in the Soviet satirical publications of 1920-1930 // Media strategies of the modern world. 2010. P. 270-271.