Научная статья на тему 'Региональная журналистика: особенности взаимодействия с местной властью'

Региональная журналистика: особенности взаимодействия с местной властью Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1370
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная журналистика: особенности взаимодействия с местной властью»

особенности

сз

с местной властью

Вертешин А. И.

взаимодействия

Алексей Иванович Вертешин — кандидат политических наук, доцент Поморского государственного университета имени М. В. Ломоносова (г. Архангельск).

Сначала 1990-х гг. в России создается новая система — региональная журналистика. Ее отличие от советских времен — наличие большего числа подсистем и связей, которые возникают за счет радикальных политических, экономических и социальных процессов на местах. Сегодня можно утверждать, что региональная журналистика— своего рода отражение трансформации общества, удаленного от политического центра. Подобный тезис позволяет предположить, что в каждом регионе — свои особенности политических процессов, в том числе участия местных журналистов в легитимации или де-легитимации власти.

Сила и энергия политических, экономических и социальных процессов, если импульсы исходят от центральной власти, подобны расходящимся волнам от брошенного в воду камешка: их энергия уменьшается в зависимости от расстояния до центра — где-то в провинциальной глуши они затухают вообще1. Для того чтобы волны перемещались непрерывно, необходимо все время «бросать камешки». Например, из центра. Однако результаты при этом малоэффективны. «Бросать камешки» может и региональная журналистика. В нача-

Бакштановский В. И., Согомонов А. Ю. Конфликт инновации и традиции: дилеммы, ценностные суждения, выбор. — Тюмень, 1990.

м м О 5 ^ I О < м оэ

=г о

м СГ ^ <

о

ш

2/2006

м м О 5 ^ I

0 < ы оэ =г О

1 С^

м СГ ^ <

о

198

2/2006

ле XXI столетия в ней появились черты, позволяющие судить: это автономная система. Но в ней существуют элементы, аналогичные тем, что имеются у центральной (см. табл. 1).

По данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, общий годовой тираж российских газет в 2004 г составил 8,5 млрд экземпляров, 90% из них приходится на региональные и местные издания. Если говорить об их названиях, то на Москву и Санкт-Петербург приходится не более 10% общего количества наименований газет России.

Газеты все больше рассматриваются как политический ресурс власти. Только в Московском регионе около 130 печатных СМИ финансируются местными органами власти и распространяются на бесплатной основе2.

Как любая система, региональная журналистика, особенно та, что участвует в легитимации местной и центральной властей, развивается под влиянием внешней среды. Полит-экономические факторы, прежде всего социально-экономическое развитие региона, — важнейшие для развития журналистики. Под этим понятием следует понимать платежеспособность населения и его возможности выделять средства на удовлетворение собственных культурных потребностей (приобретать печатные СМИ, компьютеры и обеспечивать себя Интернет-услугами).

В регионе должна быть зрелая экономическая элита, создающая социально-политический фон бизнесу.

Она заинтересована в развитии журналистики потому, что для собственной безопасности и развития ей необходим нейтралитет населения по отношению к приватизации, распределению регионального бюджета, земельных участков в пользу частного бизнеса, нарушению трудового законодательства и так далее.

На развитие местных средств массовой информации влияет инфраструктура экономики — наличие учебных заведений, обеспечивающих предприятия и организации квалифицированными кадрами. Наконец, в регионах необходимо создавать политический фон бизнеса. Немаловажную роль в этом играет интеллигенция, в том числе и журналисты, влияющие в целом на поведение электората и зачастую определяющие исход выборных кампаний.

PR и рекламный бизнес в которых задействовано журналистское сообщество, способствуют развитию экономических отношений на местах. Журналисты активизируются в выборных кампаниях и для изменения электорального поведения населения. Журналисты, которые участвуют в PR и рекламных выборных акциях, не только участники политического процесса, они способствуют изменению политического пространства регионов, поскольку благодаря их усилиям появляются новые политические лидеры, изменяется элита. На изменение политического пространства также влияют особенности политической культуры региональных журналистов. Очевидно, что они во многом отражают элементы местной

См.: Доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. 2005 г. Состояние, тенденции и перспективы развития // www.fapmk.com.

Таблица 1. Параметры системного анализа региональной и центральной журналистики3

Параметры системного анализа Система региональной журналистики Система центральной журналистики

Границы воздействия В рамках региона, города, района, обозначенная подпиской, розничной торговлей, распространением телерадиосигналов Слабая выраженность границ, поскольку основная информация отражает деятельность Москвы, Санкт-Петербурга

Наличие централизованности, главного элемента Главные: экономическая подсистема — в региональных центрах, кадровая — на местном уровне Главная: экономическая подсистема

Связи с внешней средой Основные функциональные связи с внешней средой региона Основные функциональные связи с внешней средой Москвы, Санкт-Петербурга

Проявление целостности при связях с политической властью Наличие признака целостности: изменения во властных структурах региона приводят к изменению системы в целом Отсутствие признака целостности: изменения в центральной власти не изменяют систему журналистики

Проявление обособленности при связях с политической властью Изменение в каждом элементе системы зависит от свойств этого элемента Изменение в каждом элементе системы зависит от свойств этого элемента

Открытость/закрытость системы Открытость: обмен информацией, создание связей с внешней средой. Это свойство обусловлено приближенностью к населению, властным структурам, аудитории Частичная закрытость, проявляемая в дозированном обмене информацией с внешней средой, следовательно, в формировании с ней связей

Адаптация системы Элементы реагируют на изменение окружающей среды Элементы реагируют на изменение окружающей среды

Обучаемость системы Обучение происходит за счет получения информации из внешней среды одним или несколькими элементами (кадровый, технологический) Обучение происходитза счет получения информации из внешней среды одним или несколькими элементами (кадровый, технологический)

м м О 5 ^ I О < м оэ

о

м СГ ^ <

о

2/2006

В основе анализа: Шавель С. А. Системный анализ объекта исследования // Социология: Энциклопедия. — Мн.: Книжный Дом, 2003.; Плотинский Ю. М. Модели социальных процессов. — М.: Логос, 2001.

3

м м О 5 ^ I

0 < ы оэ =г О

1 С^

м СГ ^ <

о

200

2/2006

политической культуры и становятся рупорами политических сил.

Благоприятные географические особенности, например, наличие развитой структуры дорог с твердым покрытием, также способствует формированию системы печатных СМИ, поскольку данный фактор резко снижает расходы на доставку, следовательно, на размер подписной цены. Все это благотворно сказывается на увеличении тиражей, доступности изданий широкому кругу читателей. И наоборот, наличие всевозможных препятствий — рек и болот, горных цепей, препятствует транспортировке печатных СМИ до удаленных мест в регионах, резко увеличивает подписные цены, приводит к сокращению тиражей.

Сегодня система региональной журналистики продолжает эволюционировать. Об этом свидетельствуют следующие факторы:

1) в конце XX в. процессы легитимации новой российской власти ускорились благодаря динамике политических процессов в регионах, а также влиянию местных печатных и электронных СМИ;

2) в целом в регионах увеличились тиражи региональных газет и журналов, появились местные телерадиокомпании;

3) наметилось увеличение объемов рекламы, направляемых в регионы;

4) эволюция региональной журналистики происходит за счет отрицания сложившихся ранее структур и связей, элементов системы. Эти процессы сопровождаются кризисны-

ми ситуациями и кризисами в самой системе.

Наиболее ярко выраженными являются кризисы, вызванные:

■ внутренними противоречиями: например, кризис в творческих подходах в журналистике, изменения в менеджменте и маркетинге, приведшие к потере значительной части аудитории. В качестве примера может служить смена руководства и кадрового состава в редакциях: на смену прежнему составу приходят новые, в основном молодые специалисты, обладающие другими знаниями, не имеющие опыта работы в журналистике советского типа;

■ влияние внешней среды: например, изменение налогового законодательства, рекламной политики, несовершенства образовательной системы: например, кризис создает система регионального журналистского образования, не способная обеспечить в полном объеме подготовку кадров для местных СМИ.

В системе региональной журналистики можно обнаружить неравновесие, вызванное влиянием внешней среды. СМИ изолированные, избегающие кризисов, не способные воспринимать процессы извне, переходят в стадию равновесия и далее не способны к развитию и самоорганизации. Замкнутость, невосприимчивость журналистского сообщества к новой информации, функционирование в рамках определенной заданной схемы оборачивается неспособностью к качественному развитию.

Наличие связей — положительных (обеспечивающих восприимчивость системы к изменениям во внешней среде)4 и отрицательных (связанных с сохранением сложившихся элементов)5 — позволяют говорить об эволюционном развитии системы. Абсолютизация каждой из них приводит к разрушительным последствиям — соотношение же положительных и отрицательных связей обеспечивает устойчивость и изменчивость, а в целом — эволюцию в системе.

Эволюция в системе региональной журналистики не проходит равномерно. Как правило, это скачкообразный бифуркационный процесс: система проходит через состояния устойчивости и неустойчивости. При этом она выходит на более высокий уровень развития или низкий — что зависит от наличия и качества ее элементов. Так, внедрение компьютерных технологий, цветная печать в полиграфии в 1990-х гг. изменили творческие подходы в редакциях печатных СМИ. Нынешние модернизации в электронных средствах массовой информации, переход на цифровые технологии, также заставят изменяться журналистское сообщество, занятое в этом секторе.

Региональное политическое пространство создает информационный

алгоритм местным СМИ и журналистике и в определенной степени также направляет эволюцию системы региональной журналистики. Именно в политической среде формируются модели отношений «власть — население», «власть — журналистика», «власть — местная элита», «местная власть — центр» и прочее, влияющие на легити-мационные процессы. В рамках регионального политического пространства создается политическая культура населения, определяющая «цвет» региона — красный, розовый, зеленый и так далее — по поддержке российских реформ и центральной власти.

Ряд исследователей высказывают идею, что в каждом регионе за годы реформ сформировался свой политический режим6.

Другие исследователи определяют региональные политические режимы по уровню демократии в провинции: делегативная, просто демократия, авторитарная демократия, полуавторитаризм и тоталитаризм. Если следовать предложенному методу, можно говорить о различных типах систем средств массовой информации и развития журналистики в каждом из российских регионов7.

Можно говорить об информации и коммуникациях как основополага-

В центральных СМИ (Коммерсантъ, Аргументы и факты, Экономика и жизнь и др.), а также в провинции были созданы структуры, позволяющие развиваться в рыночных условиях — службы доставки, рекламы и т. п.

Районные газеты Архангельской области отказались объединяться в единый холдинг, который мог бы формироваться в рамках современной экономики.

Баганина И. А. Политическое управление в регионе: состояние, тенденции развития. Автореферат дис. к. полит. н. — Тула, 1997.; Богомолова И. Ю. Формирование региональных политических режимов в России. Автореферат дис. к. полит. н. — Ставрополь, 2004. См.: ВартунянА. А. Региональный политический процесс в России: динамика, тенденции, особенности. Автореферат дис. д. полит. н. — М., 2005.

м м О 5 ^ I О < м оэ

=г о

м СГ ^ <

о

201

2/2006

4

5

6

7

м м О 5 ^ I

0 < ы оэ =г О

1 С^

м СГ ^ <

о

202

2/2006

ющих в региональных отношениях между властью и журналистикой. Налицо признаки коммуникационной власти (согласно терминологии Ю. Хабермаса), которая обеспечивает связи с помощью:

- дозированной информации для манипулирования поведением журналистов. Это осуществляется в ходе проведения пресс-конференций, распространения пресс-релизов;

- формирования коммуникационных технологий, способствующих расширению возможностей региональных элит осуществлять свое господство — за счет создания Интернет-сайтов властных структур, проведения конкурсов на лучшее освещение деятельности органов власти;

- перемещения информации из неофициальных каналов в официальные — это делается для усиления авторитета властных структур, поскольку информация не является секретной или ДСП;

- облегчения доступа журналистов к информации властных структур на определенных этапах развития региональных политических отношений, например, при обсуждении программ развития региона, организационного преобразования системы власти.

На вовлечение в региональные легитимационные процессы журналистики, не связанной с политическими партиями и организациями, влияет наличие в них развитых партий и об-

щественных организаций. Именно они создают определенный политический фон циркулирующим информационным потокам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует признать, что количество партийных СМИ и степень их распространения в регионе не зависят от политической активности партий и общественных движений. Причина простая: у местных организаций ограниченные финансовые ресурсы. То есть следует говорить о наличии доминирования журналистики и средств массовой информации, которые определяют политическое информационное пространство, а также о политической культуре населения, которая способствует восприятию легитимационной информации.

На легитимационные возможности журналистики и средств массовой информации оказывает влияние структура и особенности экономического развития регионов. По наличию в них промышленно-финансовых групп, распространению финансовых потоков и их коммерческой агрессивности можно судить о:

- степени политизированности СМИ;

- профессионализме и политической стратификации журналистов;

- уровне взаимодействия журналистов с экономической властью;

- степени лоббировании журналистикой интересов ПФГ;

- заинтересованности журналистов в обеспечении социальной политики.

Система региональной журналистики, сформировавшаяся на обшир-

ных пространствах России, отличается сложностью и потому неустойчивостью. В ней происходят постоянные изменения эволюционного характера. Следует предположить следующие варианты ее развития.

Региональная журналистика занимает лидирующее место в провинции, «вытесняя» центральную. Для реализации подобной стратегии необходимы ресурсы, прежде всего финансовые. Если представить, что данный вариант реализуется, то журналистское сообщество консолидируется с местной элитой.

Региональная журналистика будет «вытеснена» центральной. В этом случае население провинции станет

аудиторией центральных СМИ, подготавливающих некие выпуски местной информации в своих изданиях, телерадиоканалах, что сегодня и делается на широком пространстве России.

На наш взгляд, более предпочтительным является вариант развития в провинции региональной и центральной журналистики в рамках алгоритма, задающего тональность, качество информации. Однозначно, что этот союз будет соответствовать векторам реформ в стране. В первом и во втором случаях журналистика обречет себя на застой, следовательно, деградацию.

м м О 5 ^ I О < м оэ

=г о

м СГ ^ <

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.