Научная статья на тему 'Региональная специфика патриотических ориентаций молодежи Тульской области (по результатам социологического исследования)'

Региональная специфика патриотических ориентаций молодежи Тульской области (по результатам социологического исследования) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
328
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Константинова Л. А., Шумилова О. Е.

Рассмотрены содержательные характеристики патриотических ориентаций молодежи Тульской области, включающие приверженность к национальным ценностям, выбор стратегий поведения, особенности повседневных практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Константинова Л. А., Шумилова О. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL PECULIARITIES OF THE PATRIOTIC GUIDELINES OF TULA YOUTH

The article considers informative characteristics of the patriotic guidelines of Tula youth including adherence to the national values, the choice of behavior strategies as well the realities of everyday life.

Текст научной работы на тему «Региональная специфика патриотических ориентаций молодежи Тульской области (по результатам социологического исследования)»

пропагандистскими текстами может стать причиной спонтанного дисфункционального поведения, формируемого под воздействием механизмов заражения и подражания. Данная проблема усугубляется тем, что в ценностном сознании молодежи ценность «религия» занимает место в конфликтогенной периферии. В результате религиозные различия при низких ценностных позициях терпимости и духовности могут стать причиной конфликтов в молодежной среде и послужить идеологической основой для распространения экстремистских воззрений. В определенной мере решить обозначенные проблемы возможно путем повышения уровня религиозной культуры посредством введения в образовательные программы дисциплины «Религиоведение», направленной на формирование знаний о различных религиозных конфессиях, способах противостояния пропагандистскому влиянию тоталитарных сект, разработки концепции социальной кампании «Россия - многоконфессиональное государство» с дифференциацией информационных материалов и рекламных продуктов, ориентированных на различные возрастные группы молодежного сегмента, а также популяризации ценностей религиозной терпимости в массмедиа и социальных сетях.

L.A. Konstantinova, O.E. Shumilova

RELIGIOUS GUIDELINES OF YOUNG PEOPLE AS A BASIS FOR CONSOLIDATION OF CITIZENS (BY THE EXAMPLE OF THE TULA REGION)

The analysis of the regional studies has constituted a basis for specifying the peculiarities of religious guidelines of the Tula Region’s youth and has provided the opportunity to detect problems of spiritual and moral education of younger generation and the ways to tackle them.

Key words: religion, religious guidelines, values, the system of values.

Получено 15.01.2012 г.

УДК 316.346.32-053.6:355.233(470.312)

Л.А. Константинова, д-р пед. наук, проф., (4872) 33-25-12, forum@tsu.tula.ru (Россия, Тула, ТулГУ),

О.Е. Шумилова, канд. полит. наук, доц., (4872) 33-23-52, HelgaSh80@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА ПАТРИОТИЧЕСКИХ

ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

(ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

Рассмотрены содержательные характеристики патриотических ориентаций молодежи Тульской области, включающие приверженность к национальным ценностям, выбор стратегий поведения, особенности повседневных практик.

Ключевые слова: патриотизм, патриотические ориентации, гражданская позиция, национальное самосознание.

Базовой проблемой развития современного российского государства является незавершенность становления нации-согражданства.

Обозначенная ситуация выражается в наличии ряда сегментов общества, у которых отсутствует так называемая двойная идентичность, предполагающая переживание общности исторической судьбы не только со своей этнической группой, но и с российским народом в целом.

В политическом процессе современной России существуют объективные факторы, препятствующие становлению нации-согражданства. Во-первых, интернационализация политического мирового процесса стимулировала вестернизацию различных сторон жизни общества. Во-вторых, сложный демократический транзит повлек за собой кризис идентичности и, как следствие, смену приоритетов в иерархии ценностей россиян. В-третьих, построение новой российской государственности сопряжено с поиском адекватной интересам общества национальной идеи.

Указанные обстоятельства негативным образом повлияли на состояние как национального самосознания в целом, так и отдельных его составляющих (прежде всего, патриотизма) и выдвинули проблему патриотического воспитания молодежи в разряд актуальных.

С целью анализа когнитивной, аффективной и конативной составляющих патриотических ориентаций молодежного сегмента регионального сообщества в 2011 г. было проведено социологическое исследование «Патриотические ориентации молодежи Тульской области: региональная специфика», результаты которого позволили прийти к следующим выводам.

Развитие патриотических ориентаций предполагает формирование у молодежи системы представлений об общности исторической судьбы, уникальности национальной культуры, значимости территории государства, его целостности и суверенности. Однако, когнитивные компоненты не способны заменить эмоционального отношения к Родине и соответствующих моделей поведения. Исходя из этого, можно выделить ряд эмпирических индикаторов (табл.1), позволяющих определить содержательные характеристики патриотических ориентаций молодежи Тульской области.

Таблица 1

Логический анализ «патриотические ориентации»

Показатель Переменная Индикатор

Когнитивный компонент Содержательные характеристики категории «Родина» Концентрические круги: (отчий дом - отчий край -отечество - вселенная); Реальное место (место рождения/ место пребывания)/ гипотетическое место

Содержательные характеристики Преимущественно рациональное содержание/

категории «Патриотизм» преимущественно иррациональное содержание

Любит свою Родину/ гордится своей страной/ гордится своим историческим прошлым/ живет в России/ русский человек/ исповедует православие/ живет в соответствии с русскими традициями/ готов защищать свою Родину с оружием в руках/ работает во благо своей страны

Знание государственной символики Береза/ герб/ самовар/ гимн/ Петр I/ ромашка/ флаг/ автомат Калашникова/ медведь/ валенки/ шапка-ушанка

Аффективны й компонент Самоидентификация Патриот/ не патриот

Основания самоидентификации

Символическая нагруженность событийного ряда в исторической ретроспективе Полет человека в космос/ победа в Великой Отечественной Войне/ крещение Руси/ революция 1917 г./ победа в войне 1812 года/ поражение в «холодной» войне/ отмена крепостного права/ свержение татаромонгольского ига/ распад СССР/ избрание В.В. Путина Президентом РФ

Эмоциональная оценка современного состояния России (политическая, экономическая, социальная, культурная сферы) Положительное/отрицательное

Межэтническая толерантность Наличие/ отсутствие

Конативный Миграционный Наличие/ отсутствие

компонент потенциал Факторы миграционного потенциала

Исполнение воинской обязанности Наличие/ отсутствие

Факторы исполнения воинской обязанности

Анализ обозначенных индикаторов показал, что когнитивную составляющую патриотических ориентаций молодежи региона отличает фрагментарность, которая в определенной мере компенсируется состоянием аффективного компонента. При этом эмоции, переживаемые молодыми людьми в отношении современного состояния России, значительно дифференцируются в зависимости от сферы жизнедеятельности общества. Так, при оценке политической сферы наибольшее количество выборов приходится на позицию «равнодушие» (26,6 %), что обусловлено выраженной переориентацией на проблемы повседневной жизни, обособлением обыденных ценностей от политических. 23,6 % респондентов испытывают негодование при оценке политической ситуации в современной России. Наиболее интенсивно негативные позиции проявляются в отношении экономической и социальной областей (табл. 2).

Таблица 2

Эмоциональное восприятие ситуации в современной России

Какие чувства Вы испытываете при оценке ситуации в современной России? (Ответ дается по каждому столбцу. Выбор вариантов ответа не ограничен), в % от общего массива опрошенных

Чувства Политическая сфера Экономическая сфера Социальная сфера Культурная сфера

Г ордость 12,7 6,3 6,9 25,8

Презрение 19,1 13,5 12,1 8,0

Ревность 2,1 4,3 3,8 2,8

Равнодушие 26,6 17,1 17,4 18,1

Восторг 1,9 1,7 3,4 10,5

Негодование 23,6 27,2 21,8 11,4

Жалость 9,4 13,1 21,5 14,9

Досада 16,5 22,3 22,6 19,3

Другое 8,2 8,1 8,7 8,4

Лишь культурная сфера вызывает позитивные эмоции: является предметом гордости (25,8 %) и восторга (10,5 %). Поэтому представляется возможным развитие системы патриотических ориентаций на основе формирования отношений к культурным и историческим событиям России. Это подтверждается и ответом на вопрос «Какое событие Вы бы назвали самым знаковым в истории нашей страны?»: 59,8 % респондентов выбрали позицию «победа в Великой Отечественной войне» (диаграмма 1).

Свержение татаромонгольского ига; 5,1

Отмена крепостного права; 4

Поражение в «холодной» войне; 0,3

Победа в войне 1812 года; 2,2

Избрание В.В. Путина Президентом РФ; 2,4

-Распад СССР; 5,5

Революция 1917 г.; 2

Крещение Руси; 5,6

Полет человека в космос; 12

Диаграмма 1. Знаковые события в истории России

Какое событие Вы бы назвали самым знаковым в истории нашей страны? (Допускается выбор только одного варианта ответа), в % от общего массива опрошенных

Обращает внимание тот факт, что устойчива доля (около 17 %) молодых людей, равнодушно относящихся к проблемам и достижениям современной России. Так как патриотические ориентации не предполагают нейтральных позиций, должны вызывать эмоцию определенной направленности, представляется целесообразным обратиться к анализу переменной «патриотическая самоидентификация».

85,5 % опрошенных считают себя патриотами (суммарное значение выбора индикаторов «да» и «скорее да, чем нет»). При этом превалирующее число респондентов объясняют свою позицию посредством эмоциональной составляющей («я люблю свою страну»), 27 % - через территориальную идентификацию («я здесь родился»), 22,4 % - этническую идентификацию («я русский») (диаграмма 2).

Патриотом быть модно

Я готов защищать свою страну

Я здесь родился

Это самая лучшая страна

Без этого невозможно жить

Я русский

Я люблю свою страну

0 10 20 30 40 50 60

Диаграмма 2. Самооценка патриотизма

Почему Вы считаете себя патриотом?, в % от общего массива опрошенных

Следует отметить, что волевой компонент в патриотической самоидентификации в большей степени значим при выборе причин, объясняющих антипатриотические установки («не готов жертвовать собой» (27,3 %), «хочу жить только для себя» (21,8 %)) (диаграмма 3).

Мне стыдно, что я здесь родился

Я ненавижу Россию

Я не понимаю, что такое Родина

Не готов(а) жертвовать собой

Хочу жить только для себя У нас нечем гордиться

Ее не за что любить

0 5 10 15 20 25 30

Диаграмма 3. Самооценка патриотизма

Почему Вы не считаете себя патриотом?, в % от общего масссива опрошенных

В некоторых проблемных или критических жизненных ситуациях волевой компонент патриотизма выходит на первый план, вытесняя

□1.1

I 14,5

I 5,2 5,2

122,4

48,1

большую часть спектра патриотических переживаний, и требует активных социальных действий (как в случае в миграции или эмиграции; защиты родного дома, края, Отечества).

Миграционный потенциал молодых людей Тульского региона оценивался при помощи проективного вопроса «Если бы Вам предложили уехать в другую страну на постоянное место жительства, Вы бы согласились?». 37,3 % опрошенных позитивно оценили возможность своего переезда. Обращает на себя внимание тот факт, что миграционный потенциал коррелирует с уровнем патриотизма молодежи (коэффициент корреляции составил -0,279 при значимом показателе 0,01): чем выше уровень патриотической самоидентификации, тем реже возникает желание сменить место жительства, уехав в другую страну (диаграмма 4). В основе миграционного потенциала лежит стремление реализовать, первую очередь, экзистенциальные потребности и потребности в престиже (о чем свидетельствует выбор индикаторов «зарубежом выше качество жизни» и «за рубежом больше возможностей для самореализации» - 39,6 и 34,0 % соответственно). Анализ переменной «причины возможной миграции» позволит выявить сегмент молодежи, для которого присущи пессимистические настроения (от 14,0 до 19,0 %), что позволило отнести данных респондентом к группе патриотических нигилистов.

да скорее да, чем нет скорее нет, чем да нет

Считаете ли вы себя патриотом?

Диаграмма 4. Миграционный потенциал молодежи Тульской области: распределение по уровню патриотизма

Если бы Вам предложили уехать в другую страну на постоянное место жительства, Вы бы

согласились?

Несмотря на то, что только десятая часть респондентов трактуют патриотизм через этническую принадлежность, сегмент интолерантно настроенных молодых людей значительно выше: негативно оценивают возможность переезда в Россию на постоянное место жительства граждан

других стран 55,2 % опрошенных. При этом толерантность не сопряжена с самооценкой себя в качестве патриота, хотя и свидетельствует о существовании в массовом сознании признаков аффективного патриотизма.

Одной из переменных, раскрывающих показатель «поведенческий компонент патриотических ориентаций», является отношение к службе в вооруженных силах. Мнения участников опроса относительно данной проблемы распределились достаточно равномерно: 44,3 % считают, что служба в армии важна для всех, 37,9 % - каждый выбирает сам для себя. Корреляционный анализ позволил выявить зависимость между переменными «патриотическая самоидентификация» и «отношение к службе в армии» (коэффициент корреляции составил 0,277 (при значимом показателе 0,01)). Как правило, респонденты, считающие себя патриотами, выбирали индикатор «служба в армии важна для всех», что свидетельствует о соответствии аффективного и волевого компонентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве одной из задач настоящего исследования являлось изучение установки молодых мужчин относительно прохождения срочной службы в вооруженных силах. В молодежной среде были выявлены три сегмента с разнонаправленными ориентациями в реализации воинской обязанности: около трети (29,8 %) респондентов реализовали свой гражданский долг; 26,3 % ответили, что в их планы входит служба в армии;

29,6 % указали, что не будут служить в армии. Кроме того, значительна доля участников опроса (14,2 %), не определившихся в своих взглядах. Ориентации на службу в армии в большей степени присущи молодым людям допризывного возраста (диаграмма 5).

100%

90%

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

¡16,8!

60,4

22,9

¡34,3!

34,3

8,6

9,4

10,3

51,3

13,51

: 35,2:

7,7

53,5

14-17 лет

18-21 год

22-25 лет

26-29 лет

2

В Нет, не знаю, будут служить или нет ЕЕ Нет, не планирую служить

□ Нет, но буду служить

В Да, служил

Диаграмма 5. Установка на воинскую службу

Вы служили в армии?, в % от массива мужчин

Среди основных причин отказа от воинской службы указываются низкий уровень организации (34,7 %), состояние здоровья (28,2 %). 23 % респондентов из числа отказавшихся служить в армии не наделяют ценностным содержанием воинскую службу.

Таким образом, содержательные характеристики патриотических ориентаций, включающие приверженность к национальным ценностям, выбор стратегий поведения, особенности повседневных практик, свидетельствуют о доминировании аффективного типа патриотизма в молодежной среде Тульского региона, что обусловлено несформированностью социального капитала и незначительным опытом самоорганизации молодого поколения. Распространение согласительных практик, культуры толерантности, повысит интегративный потенциал патриотизма, переведет его из идеологической в инструментальную плоскость, окажет влияние на выбор молодежью поведенческих стратегий, основанных на актуализации гражданской позиции.

L.A. Konstantinova, O.E. Shumilova

REGIONAL PECULIARITIES OF THE PATRIOTIC GUIDELINES OF TULA

YOUTH

The article considers informative characteristics of the patriotic guidelines of Tula youth including adherence to the national values, the choice of behavior strategies as well the realities of everyday life.

Key words: patriotism, patriotic guidelines, civil stand, national identity.

Получено 14.01.2012 г.

УДК 331.108.38-053.81.001.5

В.М. Петровичев, д-р пед. наук, проф., 8(910)582-22-36, kafedra timpo@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Рассматриваются описание и анализ одной из малоизученных проблем - процесс профессиональной адаптации, суть которого - приспособление специалиста к изменяющимся условиям профессиональной среды, характеризующийся комплексом формируемых качеств профессионала..

Ключевые слова: адаптация, профессиональная адаптация, специалист,

профессионал.

B современном обществе будущему специалисту особенно важно найти свое место, адаптироваться, получить навыки быстрого вхождения в профессию, поэтому проблема профессиональной адаптации является актуальной в наше время. Для того чтобы сотрудник мог максимально эффективно использовать свои знания, умения и опыт, ему необходимо

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.