Научная статья на тему 'Региональная система мониторинга качества образования в республике Мордовия'

Региональная система мониторинга качества образования в республике Мордовия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
626
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ванисова Ирина Валерьевна

На основе анализа исследований в области управления образовательными системами, выявления научных основ проектирования мониторинговых систем в статье представлены специфика региональной системы оценки качества образования, ее функции, компоненты, принципы построения и технологии реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная система мониторинга качества образования в республике Мордовия»

ШШШШШ №2,2010 Д1111ДДИ^

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАНИЯ

РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

И. В. Ванисова (Мордовский республиканский институт образования)

На основе анализа исследований в области управления образовательными системами, выявления научных основ проектирования мониторинговых систем в статье представлены специфика региональной системы оценки качества образования, ее функции, компоненты, принципы построения и технологии реализации.

Ключевые слова: мониторинг; качество образования; мониторинг качества образования; система оценки качества образования.

В России осуществляется реализация широкомасштабных федеральных программ и проектов, направленных на инновационное развитие образования, повышение его конкурентоспособности на мировом уровне, развитие человеческого потенциала для инновационной экономики. Это вызывает потребность в новых моделях и методах информационного обеспечения процессов принятия стратегических решений в сфере образования, необходимость создания на всех уровнях, в том числе региональном, систем мониторинга как важнейшего компонента управления в координации со стратегическими целями инновационного развития образования.

Сегодня остро встает проблема разработки концептуальных подходов и инструментария мониторинга состояния, качества и развития образовательных систем. Данные материалы представляют собой попытку осмысления и анализа исследований в области управления образовательными системами, выявления научных оснований проектирования мониторинговых систем; определения специфики региональной системы мониторинга качества образования, ее видов, функций, компонентов, принципов построения и технологий реализации.

В настоящее время в практике управления мониторинг используется в двух аспектах:

1) как способ получения информации в процессе проведения исследований систем управления или управленческого контроллинга. При этом информация, полученная в результате мониторинга, рас-

сматривается в качестве условия совершенствования различных видов образовательной деятельности (О. Абдулина, Н. Маркова, А. Орлов);

2) как технология организации образовательного процесса, способствующая решению актуальных образовательных задач (А. С. Белкин, Б. М. Гончаренко, А. И. Куприна, Л. Д. Назаров и др.). Такое понимание мониторинга, на наш взгляд, в наибольшей степени отвечает целям и задачам создания региональной системы оценки качества образования.

Вслед за В. П. Соломиным качество образования мы понимаем как его сбалансированное соответствие многообразным потребностям, целям, задачам, требованиям, нормам [2].

Мониторинг качества образования — «это специально организованная и постоянно действующая система сбора, хранения и анализа информации, проведение дополнительных информационно-аналитических обследований и оценки состояния, тенденций и прогноза развития образования, используемая при принятии управленческих решений в сфере образования» [1, с. 153].

Мониторинг как способ оценки качества образования в настоящее время развивается по следующим направлениям:

— отслеживание показателей качества, выработанных в ходе научно-исследовательской деятельности и направленных на решение конкретной образовательной проблемы и задачи;

— отслеживание показателей качества, дающих возможность определить

© Ванисова И. В., 2010

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

социальный и профессиональный статус образовательного учреждения (Ю. С. Васильев, В. В. Глухов, М. П. Федоров и др.);

— анализ показателей качества при проведении государственного лицензирования и аккредитации (Е. Геворкян, С. Калабин, А. Кириюк и др.);

— повышение методологического, теоретического, технологического уровней статистического мониторинга, выступающего средством совершенствования управления различными образовательными системами (А. Выварец, А. Л. Гаджиев, А. Майоров, С. Набой-ченко и др.).

Выполненные в области мониторинга исследования создали реальные предпосылки для разработки практико-ориен-тированных технологий оценки качества образования как фактора развития региональных образовательных систем на основе объективной, точной, своевременной и релевантной информации.

Свойствами практико-ориентирован-ной технологии, на наш взгляд, обладает созданная в Республике Мордовия региональная система оценки качества образования (РСОКО) как структурный компонент общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО). Системообразующими признаками РСОКО являются ее целостность, наличие четкой структуры, связь с внешней средой, устойчивость, конкурентоспособность. Региональная система представляет собой совокупность четких организационных структур, устойчивых связей между ними, релевантных индикаторов качества образования, диагностических и оценочных процедур, нормативно-правовых документов, механизмов достижения качества образования в целях обеспечения эффективного управления им в частности и развития системы образования республики в целом.

Ведущая цель РСОКО — формирование целостного представления о состоянии и тенденциях развития системы образования Мордовии, о качественных и количественных изменениях в ней, о соответствии качества образования потребностям личности, общества, рынку

труда России и республики. К задачам РСОКО относятся:

1) создание нормативно-правовой базы функционирования РСОКО;

2) информационно-аналитическое сопровождение реализации государственной политики в области образования, приоритетных направлений развития системы образования РМ;

3) создание условий для принятия обоснованных управленческих решений в области образования; усиление ориентации управления образованием на качественном аспекте;

4) обеспечение единого образовательного пространства республики;

5) создание инструментария индикаторов, диагностических и оценочных процедур, характеризующих качество образования в РМ;

6) формирование модели обеспечения и управления качеством в региональной системе образования;

7) предоставление в установленном законодательством РФ порядке информации заинтересованным органам федеральной исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам.

При разработке РСОКО за основу нами были приняты следующие интегрированные базовые принципы: внешневнутреннего системно-социального качества образования; общественно-государственного характера управления качеством образования; повышения роли и ответственности образовательного учреждения в управлении качеством; изменчивости баланса в ориентации на процесс и результат в управлении качеством; ценностный принцип мотивирующей роли контроля в обеспечении качества образования; ситуативности в установлении баланса между внешней оценкой и самооценкой; лидерства руководителей и максимального вовлечения педагогов, ученых, социальных партнеров в целенаправленную деятельность по мониторингу качества образования.

Объектом мониторинга качества образования в РСОКО выступает региональная система образования во всем

многообразии организаций, реализуемых образовательных программ и существующих стандартов их реализации, органов управления образованием и образовательной инфраструктуры. Предмет мониторинга качества образования в РСОКО — состояние региональной системы образования в определенные периоды времени и конкретные изменения в рамках этой системы; образовательная система; образовательная среда; ее влияние на социально-экономическое развитие региона. Субъектами мониторинга в РСОКО являются носители мониторинговых функций в данной системе: субъекты, предоставляющие информацию, и субъекты, собирающие и обрабатывающие информацию.

В основу деятельности РСОКО, как и ОСОКО, положен функциональный подход в качестве способа оптимального проектирования организационной структуры. К ее типовым функциям относятся интегративная, диагностическая, компаративистская, экспертная, информационная и прагматическая, к частным — обеспечивающая, аналитическая, презентационная, накопительная, нормативная, формирующая, прогностическая.

РСОКО в своей эволюции прошла два этапа: становления и развития. На первом этапе в республике были созданы организационные и технологические предпосылки для функционирования РСОКО: сформирована соответствующая инфраструктура (республиканский центр обработки информации, аттестационно-диагностический центр; отдел мониторинговых исследований); выработаны процедуры лицензирования, аттестации и государственной аккредитации, система аттестации педагогических и руководящих кадров; тиражированы результаты эксперимента по внедрению ЕГЭ с 2001/02 учебного года. На втором этапе в регионе сложилась многоуровневая система сбора и оценки информации, включающая следующие уровни: федеральный; республиканский; муниципальный; образовательного учреждения. Данная система на основе единства функционала, содержания и технологий обеспечивает как федеральную вертикаль ин-

формации, так и задачи собственного уровня, т. е. адаптируется к потребностям республиканской системы образования в информации.

На этапе развития РСОКО реализованы следующие мероприятия: созданы ее организационно-технологическая модель (рисунок) и нормативная база функционирования; определены базисные направления деятельности, обеспечивающие оценку качества образования; разработана и внедряется структура информационного обеспечения РСОКО — система мониторинга качества образования: сеть муниципальных информационно-аналитических центров, образовательные программы для подготовки специалистов и экспертов по оценке качества образования, инструментарий оценки качества образования.

Организационное разделение полномочий при функционировании РСОКО осуществляется между Министерством образования Республики Мордовия, Мордовским республиканским институтом образования (МРИО), республиканским центром мониторинга качества образования и образовательной статистики, муниципальными структурами оценки качества образования, службами оценки качества образования образовательных учреждений.

Министерство образования республики занимается формированием единых концептуальных подходов к РСОКО; координацией работ различных структур, связанных с вопросами оценки качества; принятием управленческих решений по совершенствованию качества образования. МРИО осуществляет научно-методическое обеспечение РСОКО; экспертно-консультационную деятельность; подготовку специалистов в сфере оценки качества образования. Республиканский центр мониторинга качества образования и образовательной статистики отвечает за разработку методик и технологий диагностики качества образования; формирование информационного банка данных по оценке качества образования; организацию и проведение мониторинговых исследований по оценке качества образования.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Организационно-технологическая модель РСОКО Республики Мордовия

Муниципальные структуры оценки качества образования проводят системный и сравнительный анализ качества образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями муниципалитета; обеспечивают сопоставимость образовательных достижений обучающихся, различных образователь-

ных программ и технологий обучения; выявляют факторы, влияющие на качество образования; определяют результативность образовательного процесса, эффективность учебных программ, их соответствие нормам и требованиям стандартов. Службы оценки качества образования образовательных учрежде-

ний осуществляют сбор объективной информации о состоянии качества образования в образовательном учреждении; формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовать основные цели оценки качества образования; оценку уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся; оценку качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг.

Практика показала актуальность следующих компонентов РСОКО: диагностики качества ресурсного обеспечения и организации образовательного процесса; диагностики качества реализации образовательного процесса; диагностики качества результатов образовательного процесса (уровень учебных достижений обучающихся, уровень профессионального мастерства преподавателя); совершенствования показателей оценки деятельности педагога (в том числе для объективного распределения стимулирующей части фонда оплаты труда).

В рамках совершенствования механизмов управления образованием на республиканском, муниципальном и учрежденческом уровнях разработаны система показателей и индикаторов для оценки доступности, качества и эффективности образования и процедура сбора, хранения, обработки, анализа и презентации статистики образования.

База данных республиканской, муниципальной и учрежденческой образовательной статистики определяет внешние условия функционирования республиканской системы образования; характеристики ресурсов систем образования и условий обучения; результаты функционирования системы образования; результаты реализации образовательных программ в достижениях учащихся; удовлетворенность населения качеством образовательных услуг.

Перечисленные характеристики служат основанием для анализа и оценки состояния образования в Республике Мордовия. Спецификой РСОКО является системный анализ состояния образовательного процесса, предметом которо-

го выступают важнейшие структурные элементы качества образования: качество ресурсов школы, учебного процесса, содержания образования, воспитательного процесса, социальная эффективность деятельности школы.

По направлению «Качество ресурсов» в Мордовии создана и активно используется электронная картотека «Кадры» — база данных о кадровом потенциале образовательных учреждений республики. Информация, содержащаяся в картотеке, востребована специалистами разных уровней управления образованием. Она позволяет оперативно отслеживать состояние кадрового потенциала, планировать объем и содержание курсовой подготовки на базе Мордовского республиканского института образования. Ее данные дают возможность анализировать ситуацию по использованию современных учебников и учебных программ в системе образования региона. По состоянию на конец 2008/09 учебного года в электронной картотеке содержались сведения о более чем 16 тыс. работников системы образования. Ежегодно осуществляется мониторинг оснащенности общеобразовательных учреждений республики.

В рамках направления «Качество учебного процесса» в Мордовии проводятся системные исследования на основе следующих показателей: доступность, преемственность, динамика состояния здоровья обучающихся и др.

«Качество содержания образования» оценивается через процессуальную составляющую образовательного процесса и его результаты. Ежегодно выполняется мониторинговое исследование уровня обученности учащихся школ республики. С каждым годом увеличивается количество образовательных учреждений, участвующих в данном исследовании, расширяется его география. Так, в 2007 г. исследованием были охвачены 75, а в 2009 г. — 185 общеобразовательных учреждений.

Качество работы общеобразовательного учреждения сегодня оценивается по результативности его учеников. Для оценки достижений школы в республике

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

осуществляется мониторинг олимпиад-ного движения. На основе полученных данных составляется рейтинг результативности участия муниципальных районов, образовательных учреждений, учителей и учащихся во Всероссийской предметной олимпиаде школьников.

Практикуется ежегодный социологический опрос участников олимпиады и их наставников с целью изучения особенностей организации и проведения ее муниципального и регионального этапов, выявления основных перспективных направлений олимпиадного движения. В результате исследований была выявлена высокая оценка удовлетворенности качеством образования по предметам. Традиционными стали сбор информации и наполнение федерального банка данных об участниках, победителях и наставниках, подготовивших победителей и призеров олимпиады. Сформирован Республиканский банк данных по одаренным детям; ведется работа по наполнению и тестированию интернет-базы данных «Одаренные дети» с системой поиска необходимой информации и составлением разнообразных видов отчетов.

Предпринятые исследования имеют практико-ориентированный характер, полученные результаты используются для прогнозирования и дальнейшего совершенствования качества образования.

В соответствии с аналитической федеральной целевой программой по проекту «Совершенствование управления экспериментальной деятельностью в сфере образования путем создания баз данных экспериментальных площадок» разработана республиканская база данных. В Мордовии функционируют 5 федеральных, 61 республиканская и 120 муниципальных экспериментальных площадок. В ходе исследования выявлена положительная динамика инновационного движения в республиканской системе образования.

«Качество воспитательного процесса» оценивается через показатели сфор-мированности индивидуально-личностных характеристик учащихся, а также участия родителей и общественности в этом процессе. Например, в рамках года

семьи было организовано исследование «Роль школы и семьи в формировании личности ребенка: воспитательный аспект», в процессе которого были собраны и проанализированы общие сведения о старшеклассниках, родителях и учениках, о психологическом микроклимате в семье и образовательном учреждении, о компетентности педагогов в организации воспитательного процесса в образовательном учреждении, организации воспитательного процесса в школе и семье и мнение учащихся о воспитательной работе, проводимой с ними в семье и школе. Результаты данного исследования послужили темой для обсуждения на республиканском родительском собрании «Взаимодействие семьи и школы».

Мониторинг «Социальная эффективность деятельности школы» осуществляется в ходе регулярных исследований, например, ежегодного исследования «Определение информационного запроса родителей на данные о качестве образования», результатом которого являются повышение информированности родителей о системе образования, анализ состояния и прогноз тенденций изменения социального заказа, адресуемого образовательному учреждению, и исследование общественного мнения населения по поводу качества образовательных услуг, предоставляемых школой.

В рамках опытно-экспериментальной работы с 2007 по 2009 г. было проведено 16 исследований, в которых приняли участие в общей сложности свыше 18 000 учащихся, 1 930 родителей и около 580 учителей. Полученные результаты доводятся до потребителей, образовательных учреждений и используются для повышения эффективности управления.

В целях развития РСОКО, для обеспечения объективной и прозрачной оценки уровня профессионализма педагогов, их творческой активности и результативности разработаны и внедрены в практику деятельности общеобразовательных учреждений механизмы аттестации учителей и руководящих работников на основе портфолио.

Эффективным способом обеспечения заинтересованных пользователей надеж-

ной информацией о системе образования в республике стала публичная отчетность: ежегодный публичный доклад о состоянии и результатах деятельности республиканской системы образования; публичная отчетность органов управления образованием на муниципальном и учрежденческом уровнях; информационная поддержка деятельности РСОКО: представление информации на сайтах (100 % общеобразовательных учреждений имеют свои сайты), публикации в СМИ разовых и периодических статей, выпуск периодических справочников и т. д.

Достигнутыми результатами РСОКО мы считаем следующие социальные эффекты: систематизацию комплекса индикаторов качества образования в РМ; упорядочение информационных потоков; создание республиканской базы данных статистики и мониторинга качества образования; информационно-аналитическое обеспечение управления образовательными системами различных уровней; регулярное информирование и привлечение широкой общественности к обсуждению процедур и результатов мониторинга; повышение конкурентоспособности образовательных учреждений и обучающихся.

Нам представляется, что важнейшими задачами следующего этапа развития РСОКО — этапа совершенствования — должны стать осуществление внешней оценки учебных и внеучебных достижений обучающихся на всех уровнях и ступенях образования; проведение

системного и сравнительного анализа качества услуг, предоставляемых учреждениями образования; достижение открытости объективной информации о результатах образовательной деятельности; обеспечение качества образования, соответствующего общественным ожиданиям, запросам пользователей.

Накопленный опыт разработки и создания республиканской системы оценки качества образования позволяет нам утверждать, что реализация РСОКО является объективной потребностью развития региональной системы образования; одним из основных механизмов повышения обоснованности и качества принятия стратегических, тактических и оперативных управленческих решений, направленных на развитие системы образования в РМ; важным фактором влияния образования на социально-экономическое развитие региона. Сформирован-ность локальных центров мониторинга качества образования способствует улучшению перспектив внутренней интеграции сферы образования, прозрачности информационной среды ее функционирования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Майоров, А. Н. Мониторинг в образовании / А. Н. Майоров. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Интеллект-Центр, 2005. — 424 с.

2. Мониторинг качества образования : метод. пособие / под общ. ред. В. П. Соломина. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — 261 с.

Поступила 13.07.09.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.