Научная статья на тему 'Региональная система информационно-коммуникационного обеспечения взаимодействия хозяйствующих субъектов'

Региональная система информационно-коммуникационного обеспечения взаимодействия хозяйствующих субъектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
277
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ БИЗНЕСА / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алешин А.В.

В статье обоснована важность формирования региональной информационной системы, направленной на комплексное обеспечение партнерских отношений предприятий и организаций на мезоуровне. Раскрыта специфика задач и компонентов данной системы на разных этапах жизненного цикла взаимодействия хозяйствующих субъектов. Показана целесообразность использования корпоративных информационных систем и облачных технологий для информационно-коммуникационной поддержки межфирменного партнерства в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная система информационно-коммуникационного обеспечения взаимодействия хозяйствующих субъектов»

УДК 332.14

региональная система информационно-коммуникационного обеспечения взаимодействия хозяйствующих субъектов

а. в. алешин,

кандидат экономических наук, доцент кафедры прикладной информатики в экономике E-mail: pirostov@mail. ru южный федеральный университет

В статье обоснована важность формирования региональной информационной системы, направленной на комплексное обеспечение партнерских отношений предприятий и организаций на мезоуровне. Раскрыта специфика задач и компонентов данной системы на разных этапах жизненного цикла взаимодействия хозяйствующих субъектов. Показана целесообразность использования корпоративных информационных систем и облачных технологий для информационно-коммуникационной поддержки межфирменного партнерства в регионе.

Ключевые слова: региональная система, взаимодействие субъектов бизнеса, региональное развитие, информационно-коммуникационное обеспечение.

В последние годы конкурентные отношения в рыночной среде все более активно дополняются отношениями партнерства и кооперации. В случае успешной реализации межфирменного сотрудничества в ходе него генерируются существенные позитивные эффекты не только для отдельных предприятий и организацией, но и для региональной экономики в целом. В этой связи одним из важных факторов эффективного развития российских регионов в современных условиях выступает стимулирование сотрудничества хозяйствующих субъектов на их территориях. При этом для результативного взаимодействия предприятий и организаций требуются не только наличие потенциальных субъектов для взаимовыгодного сотрудничества и создание благоприятных экономических и институциональ-

ных условий межфирменного взаимодействия, но и формирование специализированной региональной информационно-коммуникационной системы поддержки указанного взаимодействия. Это актуализирует определение направлений развития и структурных компонентов информационно-коммуникационной системы обеспечения партнерства хозяйствующих субъектов в регионе.

Роль и функциональное содержание, вовлеченные субъекты, компоненты и специфика использования информационно-коммуникационных систем и технологий зависят от стадии жизненного цикла взаимодействия и соответствующих задач, которые возникают у субъектов сотрудничества на его разных этапах (рис. 1) [1].

На этапе поиска партнеров и определения приоритетных форм сотрудничества решающую роль играет наличие насыщенной и структурированной информационной среды для отбора потенциальных партнеров, возможных сфер и технологий взаимодействия с учетом конкретных региональных условий. В решении управленческой задачи по созданию данной информационной среды функции региональных органов власти и субъектов бизнеса существенно отличаются, но при этом дополняют друг друга. У властных структур есть возможности и ресурсы по конструированию каркаса информационной системы, а ее наполнение и использование — задача субъектов бизнеса и их общественных объединений. Кроме этого, важным направлением развития информационного пространства сотруд-

Рис. 1. Схема информационно-коммуникационного обеспечения межфирменного сотрудничества в регионе

ничества является создание специализированной инфокоммуникационной инфраструктуры, что может быть успешно реализовано в формате государственно-частного партнерства.

Результативность этапов установления, развития и поддержания партнерских отношений в значительной степени определяется тем, как реализуются информационные связи между субъектами сотрудничества, существует ли информационная система, обеспечивающая эффективную интеграцию бизнес-процессов, отлажены ли коммуникационные потоки и др. В данном случае выбор, внедрение и использование соответствующих ИТ-решений определяются менеджментом предприятий, вовлеченных в партнерские схемы, и зависят от степени применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в деятельности хозяйствующих субъектов.

На этапе завершения сотрудничества происходит некоторое замыкание контура обратной

связи, реализующееся через наполнение региональной информационной среды в части отражения опыта сотрудничества, наполнение баз данных и банков знаний для создания информационно-аналитической основы развития будущих партнерств и схем сотрудничества.

При этом надо учитывать, что одновременно компании могут находиться на разных стадиях развития партнерских отношений. В этой связи в регионе должны быть представлены все компоненты соответствующей информационной системы.

Важную роль в инфоком-муникационном обеспечении сотрудничества хозяйствующих субъектов в регионе, как показывает мировой опыт, играют специализированные базы данных по партнерс-твам, которые традиционно создаются при участии государственных структур с использованием бюджетных, внебюджетных и частных финансовых ресурсов. В качестве примера можно привести MERIT-CATI database — базу данных по кооперационным соглашениям и технологическим индикаторам, охватывавшую в начале этого века более 13 000 соглашений о кооперации с участием приблизительно 6 000 материнских компаний. Указанная база данных содержит сведения о количестве и названиях партнерских компаний, временном горизонте сотрудничества, инвестициях, модели кооперации и др. MERIT-CATI database специализируется на стратегических технологических соглашениях о сотрудничестве, к которым относятся все альянсы, которые приводят к трансферу или совместному использованию технологий, совместным исследованиям, разработкам и развитию, тогда как простые производственные и маркетинговые соглашения из рассмотрения исключены. База данных администрируется университетом Маастрихта в Нидерландах. Другой пример — CORE (Cooperative

Research) database, созданная при финансовой поддержке Национального научного фонда США для ведения записи промышленных партнерств [9]. В качестве важного источника информации по развитию межфирменного взаимодействия выступают базы данных Securities Data Company (SDC), Bioscan и Recombinant Capital (RECAP) [3]. База данных SDC отслеживает и аккумулирует информацию по большому количеству типов контрактов и соглашений, включая создание совместных предприятий, стратегических альянсов, научно-техническое сотрудничество, взаимодействие в области маркетинга и продаж, поставок и производства. В свою очередь Bioscan и RECAP имеют отраслевую специализацию на биотехнологических партнерствах.

Принимая во внимание высокий уровень дифференциации уровня социально-экономического развития регионов России, целесообразно создавать базу данных по партнерским взаимодействиям на мезоуровне. Это позволит сформировать ее контент, учитывая долгосрочные приоритеты региона в части развития партнерских отношений на его территории и результаты оценки текущего уровня реализации кооперационных взаимодействий, более точно определить структуру и состав информации, аккумулирование и распространение которой необходимо для активизации взаимодействия хозяйствующих субъектов. В частности, важно определить, будут ли базы данных включать информацию в целом по региону или в отраслевом разрезе, а также какие формы взаимодействия станут предметом рассмотрения (например рассматриваются ли маркетинговые соглашения и субконтрактные сделки). Для развития региональных промышленных кластеров важно отображение в базах данных сведений о кросс-технологических трансферах, технологических и исследовательских альянсах и других объединениях предприятий, вовлеченных в цепочки создания стоимости продукции. Не менее важную роль играет определение источников информации, способов проверки достоверности сведений, распределение ролей региональных органов государственной власти, коммерческих компаний и их объединений не только в создании, но и финансировании и наполнении соответствующих информационных ресурсов.

Для региональной экономики эффекты создания указанных баз данных состоят не только в содействии поиску партнеров для взаимодействия для стимулирования межфирменного сотрудничества,

но и в обеспечении акселерации процесса создания, распространения и приобретения знания, что играет важную роль для инновационного развития мезоэкономики.

Как показал анализ практики взаимодействия субъектов бизнеса, и свидетельствуют мнения на этот счет руководителей предприятий, одним из главных ограничителей партнерских отношений выступает отсутствие субъектов для развития сотрудничества. При этом зачастую отсутствуют не потенциальные партнеры, а информация об их деятельности в субъектах РФ. Фактически в настоящее время не развиты или получили слабое распространение эффективные коммуникационные каналы, нацеленные на установление взаимовыгодных хозяйственных связей.

В поисках партнеров бизнес-акторы зачастую используют размещение объявлений на различных интернет-сайтах, однако запросы и предложения либо теряются в слабоструктурированных информационных массивах, либо лица, выступающие целевой аудиторией при поиске возможных партнеров, не являются постоянными посетителями указанных сайтов. Наличие платных ресурсов (специализированных газет или передач и объявлений на телеканалах) в российской медийной среде присутствует, но для субъектов малого и среднего предпринимательства, зачастую более заинтересованного в поиске партнера, является слишком затратным.

Различные попытки применения виртуальных ресурсов для развития определенных, наиболее распространенных форм и технологий взаимодействия хозяйствующих субъектов предпринимаются: действуют специальные порталы поддержки франчайзинга, субконтрактации, венчурного бизнеса.

Однако данные ресурсы сети Интернет не имеют региональной привязки, тогда как наибольшая концентрация возможностей для взаимодействия формируется непосредственно на региональном уровне. Но, несмотря на значительное количество предложений, размещенных на указанных порталах, в силу территориальной специфики России и инфраструктурных ограничений они не всегда могут быть востребованы.

При разработке, наполнении и использовании информационно-коммуникационного обеспечения межфирменного сотрудничества основными субъектами выступают: сами предприятия, заинтересованные в расширении и укреплении хозяйственных связей, региональные органы государственной власти,

ассоциации и общественные объединения бизнеса. В основе указанного обеспечения лежит приоритетное использование интернет-ресурсов, обусловленное:

• возможностями оперативного размещения и обновления информации и получения доступа к ней;

• расширением доступа к ресурсам сети Интернет в регионах и увеличением его качества; относительно невысокой стоимостью использования сетевых ресурсов по сравнению с другими электронными СМИ и размещением информации на твердых носителях; возможностью разграничения прав и режимов доступа к информации;

• целесообразностью использования сети для предварительного поиска и отбора партнеров для последующих личных контактов;

• возможностью использования ресурсов сети не только для поиска субъектов в целях взаимодействия, но и для поддержания с ними отношений, обмена информацией на протяжении всего периода развития и реализации партнерских отношений.

Использование сетевого пространства российскими организациями в настоящее время происходит не в полной мере. Так, менее трети организаций в среднем по России и в Южном федеральном округе в частности, имели в 2010 г. собственные веб-сайты (см. таблицу).

Причем такая ситуация характерна для подавляющего большинства субъектов РФ (за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга). В период 2005—2010 гг. относительное число организаций, использующих собственные интернет-сайты, удвоилось, а в некоторых регионах (Астраханская область, Республика Калмыкия) увеличилось в несколько раз. Несмотря на это, общее количество хозяйствующих субъектов, имеющих собственное представительство в сети, варьируется в диапазоне примерно от 20 до 30 % от общего числа обследованных организаций.

Однако при этом большинство организаций в регионах использует компьютеры и информационно-коммуникационные ресурсы сети Интернет. В частности, в Южном федеральном округе 91,3 % организаций используют персональные компьютеры, и более 80 % — глобальную сеть Интернет. Наиболее высокие значения первого показателя наблюдаются в ЮФО, в Республике Адыгея (99,6 %), второго показателя — в Республике Калмыкия (90,5 %) [5].

В контексте приведенных ранее аргументов об ограниченности информации о потенциальных партнерах и формах взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса анализ приведенных данных позволяет сделать вывод о том, что предложений информации в сети значительно меньше, чем спрос на информацию. Наблюдаются разрозненность представленных сведений, отсутствие связи с региональными информационными системами как в части данных по территориальному размещению партнеров для взаимодействия, так и в части информации о наличии специальных программ и инфраструктурных или инновационных площадок сотрудничества, создаваемых при участии органов государственной власти региона. Имеет место также недостаточная сфокусированность именно на обеспечении взаимодействия хозяйствующих субъектов.

Для снятия указанных ограничений целесообразно создать новый интегрированный ресурс, который позволит собрать всю основную информацию, необходимую для взаимодействия предприятий и организаций в регионе, структурировав ее по направлениям:

- базы данных о субъектах взаимодействия в регионе с возможностью поиска по масштабу, виду экономической деятельности, характеристикам, предложениям, потребностям;

- формы и технологии партнерства (включая методические, организационно-практические и кон-

организации, имеющие веб-сайт в 2005—2010 гг., в % от общего числа обследованных организаций соответствующего субъекта РФ

Субъект РФ 2005 2009 2010

Южный федеральный округ 12,7 20,0 24,6

Республика Адыгея 14,3 20,5 31,7

Республика Калмыкия 4,8 15,2 23,7

Краснодарский край 17,0 24,2 28,4

Астраханская область 8,9 24,5 27,5

Волгоградская область 10,2 16,3 20,2

Ростовская область 12,2 19,0 23,9

Российская Федерация 14,8 24,1 28,5

Источник: составлено по данным [5].

сультационные информационные блоки, а также непосредственно блоки по реализуемым партнерствам в разных формах с учетом их статуса и результата);

- методы и программы государственной поддержки межфирменного партнерства в приоритетных сферах регионального развития;

- действующие или создаваемые специализированные технологические платформы, институциональные или инфраструктурные площадки взаимодействия бизнес-акторов в регионе (кластеры, особые экономические зоны, технопарки и научные парки, промышленные зоны и др.).

При этом данный ресурс предлагается создавать как интернет-сайт, а его интегрированность может достигаться с использованием нескольких технологических решений, существенно отличающихся не по внешнему представлению для пользователя, а по внутреннему содержанию. Один вариант предполагает, что сайт при наличии определенного каркаса и небольшого количества информации в большей степени играет роль шлюза, с помощью которого пользователь переходит на другой сайт для непосредственного решения вопроса или реализации запроса. Другой вариант предполагает создание собственно портала, реализующего все перечисленные направления информационно-коммуникационной поддержки взаимодействия, для заполнения которого предоставляют информацию различные организации. Указанные решения могут реализовы-ваться поэтапно, когда первоначально используются существующие интернет-сайты, а затем разрабатывается специализированный виртуальный ресурс региональной информационной поддержки межфирменного сотрудничества. При этом создание нового ресурса не означает отказа от использования уже действующих интернет-сайтов. Основные принципы информационно-коммуникационного обеспечения межфирменного взаимодействия: многоканальность, полнота, актуальность, прозрачность, адаптивность.

Значимость решения перечисленных вопросов ИТ-поддержки взаимодействия субъектов бизнеса определяется также развитием в последние годы новой парадигмы инновационной деятельности, основанной на распространении продуктов с открытой архитектурой (при которой продукция состоит из нескольких стандартизированных модулей и интерфейсов). Наблюдается сокращение возможностей использования инкрементальных инноваций для получения инновационной ренты. Основными инновациями выступают новые продук-

ты, производство которых базируется преимущественно на наукоемких технологиях, что приводит к увеличению риска инновационной деятельности. В сочетании с усиливающимися ресурсными ограничениями это вынуждает компании концентрировать усилия на ключевых стратегических компетенциях, некотором «ядре», вынося остающиеся направления деятельности в плоскость кооперационных и иных партнерских отношений. Это же определяет необходимость перехода с внутренних источников знаний на некоторый баланс внутренних и внешних источников с увеличением доли последних.

Таким образом, для эффективного осуществления инновационной деятельности и получения конкурентных преимуществ компаниям необходимо осуществлять мониторинг интересующих ее технологических областей и наряду с собственными разработками использовать технологические компоненты других организаций. Следовательно, для стимулирования технологической диффузии необходимо создание соответствующих информационных источников и коммуникационных каналов [3].

Помимо вопросов создания специализированных баз данных и обеспечения доступа к информации потенциальных субъектов сотрудничества, для обеспечения самого сотрудничества и реализации других этапов исследуемого взаимодействия важную роль играет применение современных информационных систем для организации партнерства предприятий, интеграции информационных потоков и бизнес-процессов сотрудничающих организаций. Для решения данной задачи с точки зрения полноты охвата интегрируемых функций и бизнес-процессов наиболее подходят корпоративные информационные системы классов ERP (Enterprise Resource Planning — планирование ресурсов предприятия), SCM (Supply Chain Management—система управления цепями поставок), CRM (Customer Relationship Management — система управления взаимоотношениями с клиентами).

Компании — лидеры на рынке программных продуктов, реализующие перечисленные концепции, разрабатывают специализированные приложения для предпринимательских сетей различных типов, ориентированные на ускорение и повышение эффективности интеграции систем и бизнес-процессов предприятий, входящих в такие сети. В частности, компания SAP, занимающая с 24 % рыночной доли лидирующую позицию в первой (по показателям и доле рынка) из трех выделяемых

исследователями и аналитиками групп вендоров, работающих в мировом сегменте ERP [11], предлагает специальные решения по интеграции бизнес-сетей [8]. Компания разрабатывает ИТ-решения для объединения партнеров — самостоятельных хозяйствующих субъектов — во взаимосвязанные согласованные сети, позволяющие связать системы и бизнес-процессы между взаимодействующими предприятиями. Это возможно посредством выбора системы из портфолио компании по различным группам продуктов и решений, а также накопленных практик интеграции деловых сетей.

Более того, как показывает западная практика межфирменных партнерств, наличие единых стандартов обмена информацией и обеспечивающих их реализацию программных средств для интеграции информационных потоков в рамках сетей, парт-нерств, альянсов, субконтрактных отношений или кластеров стало в последние годы одним из важных критериев отбора партнеров для взаимодействия. В частности, при строительстве олимпийских объектов в Лондоне и возведении London City критерий совместимости стандартов обмена информацией и реализующего их программного обеспечения занимал вторую по значимости позицию при отборе партнеров и субконтракторов, опережая другие показатели деятельности хозяйствующих субъектов.

В свою очередь отсутствие учета вопросов совместимости информационных потоков и бизнес-процессов зачастую выступает причиной неудачной интеграции и взаимодействия хозяйствующих субъектов в целом. В качестве примера можно привести ситуацию, когда менеджмент успешно

25'."'

303

224

156

А \43 >

12 M -¿Г 11

Республика Адыгея

Республика Калмыкия

Краснодарский край

Астраханская область

Источник: составлено по данным [5].

Рис. 2. Число предприятий и организаций, применявших корпоративные информационные системы классов CRM, ERP, SCM в регионах ЮФО в 2010 г.

действовавшей в 2003 г. на рынке компании Levi Strauss решил радикально обновить информационную систему, выбрав в качестве единой платформы SAP. По расчетам на проект требовалось менее 5 млн долл. Однако один из самых крупных клиентов компании, Walmart, выдвинул требование совместимости новой ИТ-системы Levi Strauss с его системой управления поставками. В сочетании с другими факторами это привело к тому, что в период перезагрузки компания не могла выполнять заказы, ей пришлось на неделю закрыть три дистрибуторских центра в США. В итоге ко второму кварталу 2008 г. сумма недополученных из-за неудачного проекта доходов достигла 192,5 млн долл. [6].

Примеры неудач свидетельствуют о том, что вопросы информационной и процессной интеграции целесообразно решать на ранних стадиях установления партнерства и принятия соответствующих решений. При этом эффективность бизнеса при условии рационального управления внедрением современных ИТ-решений, реализующих перечисленные концепции, существенно возрастает. Тем не менее использование программных продуктов классов ERP, CRM и SCM в России в целом и на Юге России в частности остается крайне ограниченным (рис. 2).

Одной из причин слабого использования корпоративных информационных систем на российском региональном рынке является их высокая стоимость. Именно она выступает лимитирующим фактором, в первую очередь для малого и среднего бизнеса, в выборе интегрированных информационных систем, совместимых с ИТ-решениями крупных компаний. В качестве выхода из этой ситуации целесообразно использовать облачные вычисления и технологии.

На ИТ-рынке термин «облачные вычисления» (cloud computing) стал активно использоваться с 2008 г. Разработчики определяют облачные вычисления как инновационную технологию, которая предоставляет динамично масштабируемые вычислительные ресурсы и приложения через Интернет в качестве сервиса под управлением поставщика услуг [2]. Пользователи облачных технологий могут

Волгогрэдская область

Ростовская область

значительно уменьшить расходы на ИТ-инфраструктуру и гибко реагировать на изменения вычислительных потребностей, используя свойства вычислительной эластичности облачных услуг. В качестве моделей облачных вычислений рассматриваются: программное обеспечение как услуга SaaS, (Software-as-a-Service), платформа как услуга PaaS, (Platform-as-a-Service), инфраструктура как услуга IaaS, (or Infrastructure-as-a-Service).

Облачные технологии уже используют корпорации Г-mobile, General Electric, Philips, а также правительства США, Великобритании, Японии, ряда европейских агентств. Аналитики Гартнер групп (Gartner Group) прогнозируют перемещение большей части информационных технологий в «облака» в течение ближайших лет. Более того, в качестве первого проекта инновационного центра «Сколко-во» Комиссия по модернизации и технологическому развитию России выбрала проект по созданию бизнес-инкубаторов в сфере облачного программирования, предложенный фондом Almaz Capital.

Фактически облачные вычисления реализуют новый подход к ИТ, при котором технологии доступны для предприятий в нужном объеме и в нужное время. Это приводит к целому ряду экономических эффектов: снижение издержек (себестоимость обработки данных снижается в 10 раз), ускорение времени вывода товаров на рынок, снятие барьеров, использование новых коммерческих возможностей, усиление конкуренции.

Согласно результатам исследования компании Brocade облачные технологии становятся для европейских предприятий основой ИТ-стратегии, 48 % европейских компаний рассматривают облака как ключевой фактор повышения гибкости и эффективности бизнеса [7]. По мнению экспертов европейского Центра экономических и бизнес-исследований, облачные вычисления станут важным фактором экономического роста, конкурентоспособности и создания новых предприятий [4]. То есть применение облачных технологий важно и для экономического развития региона, и для реализации взаимодействия хозяйствующих субъектов. Основным ограничением распространения облачных технологий в России является инфраструктурный вопрос, ведь для использования облачных вычислений требуется наличие широкополосного доступа в Интернет. Следовательно, решение данного вопроса в региональных экономических системах выступает важной предпосылкой информационно-

коммуникационного обеспечения взаимодействия предприятий и организаций.

Формирование региональной информационной системы с использованием сетевых ресурсов и современных ИТ-решений для сопровождения партнерских отношений позволит существенно повысить результативность взаимодействия хозяйствующих субъектов и создаст специальную среду для его обеспечения и реализации в регионах страны, даст возможность сконцентрировать усилия предприятий различных сфер экономической деятельности на решении приоритетных задач развития и получить позитивные эффекты от активизации хозяйственных связей в субъектах РФ.

Список литературы

1. Алешин А. В. Региональный механизм взаимодействия малых, средних и крупных предприятий: компоненты, субъекты, инструменты развития // Экономические науки. 2011. № 9.

2. ГорбатоваА. Облачные технологии накроют мир. Наука и технологии РФ. 24.06.2010. URL: http://www. strf. ru/material. aspx?Catak>gId=223&d_no=31856.

3. Мезоэкономика развития / под ред. Г. Ю. Клейнера. М.: Наука, 2011. С. 415—419.

4. Прогноз экономического эффекта от использования технологий облачных вычислений в пяти странах Еврозоны. URL: http://cloudzone. ru/articles/ analytics/31.html.

5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011. М.: Росстат, 2012.

6. ФливбьергБ., Будзиер А. Скрытые риски ИТ-проектов // Harvard Business Review. Октябрь. 2011.

7. 48 % европейских компаний рассматривают облака как ключевой фактор повышения гибкости и эффективности бизнеса. URL: http://cloudzone. ru/articles/analytics/39.html.

8. Integrate your business network with SAP integrating headquarters, subsidiaries and business partners into a single cohesive network. URL: http:// www. sap. com/sme/solutions/businessmanagement/ business-network-integration/index.

9. Hagedoorn J., Link A. N., VonortasN. S. Research partnerships // Research Policy, 29. 2000. P. 576.

10. Schilling M. A. Understanding the alliance DATA // Strategic Management Journal. 2009.

11. 2011 Guide to ERP Systems and Vendors. An Independent Research Report. Panorama Consulting Group. URL: http://panorama-consulting. com/ resource-center/erp-industry-reports.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.