Ларченко Л.В.
д.э.н., профессор, Российский государственный университет им А.И. Герцена, НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКИХ
РЕСУРСНЫХ ЦЕНТРОВ
Ключевые слова: сырьевая экономика, Арктика, нефтегазовые ресурсы, диверсификация экономики; инвестиции.
Keywords: resource economy, the Arctic, oil and gas resources, economic diversification; investments.
Несмотря на внешнее благополучие положение городов-центров нефтегазодобычи Арктической зоны РФ (АЗРФ) неустойчиво. Главной особенностью большинства подобных городов является монопрофильная структура хозяйства с доминирующим положением одного или нескольких технологически связанных предприятий сырьевого сектора экономики. Неустойчивость развития городов-ресурсных центров в основном связана с двумя моментами: падением цен на сырье, что происходит в периоды мировых экономических кризисов и, во-вторых, с истощением сырьевой базы, что неизбежно [3, 4]1. Мировой опыт показывает, что результатом является упадок и даже закрытие десятков и сотен ресурсных центров [1, 5]2.
Необходимо отметить, что до сих пор проблемам и перспективам развития ресурсных центров АЗРФ, ориентированным в своем развитии на сырьевой нефтегазодобывающий комплекс, не уделялось должного внимания. Преобладает мнение, что в них все благополучно. Однако и последний мировой кризис, и современное падение цены на нефть, а, следовательно, и газ, еще раз убеждают в том, что моноотраслевое, в данном случае узкосырьевое развитие городов чревато серьезными осложнениями. В связи с этим неоспоримо актуальны исследования, направленные на проведение анализа проблем социально-экономического развития данных муниципальных образований, что станет научной основой для модернизации инфраструктуры и диверсификации отраслей экономики, развития экономического потенциала и улучшения социально-экономического положения, поскольку проблему легче предупредить, нежели в дальнейшем иметь тяжелые последствия.
Рассмотрим указанные проблемы на примере ресурсных центров ЯНАО. Для проведения исследования выбраны города Ноябрьск, Муравленко и Губкинский, поскольку они схожи по условиям своего развития. Все города являются ресурсными центрами по добыче углеводородов и находятся на стадии падающей добычи с естественно снижающейся отдачей углеводородного сырья, с доминирующим положением предприятий сырьевого сектора экономики, куда входят и сервисные компании цикла добыча - первичная переработка - транспортировка углеводородов. В ближайшей перспективе (2020-2025 гг.) в ЯНАО планируется формирование пяти центров нефтегазодобычи: Бова-ненковский, Тамбейский, Новопортовский, Мессояхинский, Каменномысский, что снизит роль Ноябрьской, Мурав-ленковской и Губкинской групп месторождений и окажет негативное воздействие на социально-экономическое разви-
3
тие рассматриваемых городов .
Несмотря на то, что доходы нефтегазовой отрасли в бюджет городов не идут, зависимость социально-экономического развития городов Ноябрьск, Муравленко и Губкинский от добывающей нефтегазовой отрасли, в первую очередь, отражается через финансирование нефтегазовыми предприятиями значимых социальных проектов и количество населения города, занятого в добыче полезных ископаемых. Например, в городе Губкинский в данной отрасли задействовано 30% населения, в городах Ноябрьск и Муравленко - 18 и 20% соответственно.
В случае снижения, либо прекращения экономической активности ресурсно-ориентированных предприятий без работы и средств к существованию остается от 20 до 30 % населения этих городов. Более того, в настоящее время доходы работников нефтегазовой отрасли и их платежеспособность опосредованно влияют не только на доходы работников иных отраслей, но и на успешность развития бизнеса в сфере предоставления услуг и торговле.
В исследуемых городах от 26 до 39% трудоспособного населения занято в бюджетной сфере. Социально-экономическое положение этой группы населения во многом зависит от наполняемости доходной части бюджета. Поскольку наполняемость бюджетной системы во многом связана с доходами нефтегазовой отрасли, любые кризисные явления в ней отражаются на этой группе населения.
1 Ларченко Л.В. Развитие нефтегазодобывающих регионов Севера в условиях падения цены на нефть// Инновации. - СПб., 2015. - № 7(201). - С. 95-98; Ларченко Л.В. Нефть России: проблемы использования доходов и воспроизводства сырьевой базы // Региональная экономика: теория и практика. 2015. - № 42 (231). - С. 2-12.
Агранат Г. А. Возможности и реальности освоения Севера: глобальные уроки. - М.: ВНИИТИ, 1992. - С. 5; Brown W.S., Thomas C.S. Diversifying the Alaskan economy: political, social, and economic constraints // JEI: J. of economic iss. - Lincoln (Neb.), 1996. - Vol.30, N 2. - P. 599-608.
3 Ежегодный доклад Губернатора ЯНАО о положении дел в регионе, 19 ноября 2014 г. - http://правительство.янао.рф/power/ governor/
Другой особенностью указанных городов является низкая занятость населения в обрабатывающем производстве, а также в сфере оказания услуг и торговле. Численность населения, задействованного в обрабатывающем производстве, составляет 4-6%, в гостиничном и ресторанном бизнесе - менее 1%, в оптовой и розничной торговле - 1-2%, коммунальные, социальные и персональные услуги предоставляет 4-7% населения. Низкие показатели косвенно указывают на неразвитость обрабатывающего производства, малого и среднего бизнеса, который обычно занимает сферу услуг и торговлю.
Во всех рассматриваемых городах с 2008 г. по 2017 г. наблюдается сокращение численности занятых. В городе Муравленко сокращение числа занятых произошло во всех сферах, кроме финансовой деятельности, а также производства и распределения электроэнергии, газа и воды. В городе Ноябрьск также зафиксировано уменьшение числа занятых практически во всех отраслях. Наибольшие сокращения затронули обрабатывающее производство - до 55%.
Обращает на себя внимание значительное сокращение во всех исследуемых городах числа работающих на транспорте. Это связано с тем, что большинство транспортных компаний оказывает услуги предприятиям нефтегазового сектора. При сокращении объемов производства добывающей промышленности и в условиях отсутствия вновь вводимых в эксплуатацию месторождений, сократились объемы перевозок, что повлекло за собой уменьшение числа занятых в сфере предоставления транспортных услуг.
Таким образом, проведенные исследования показывают, что в структуре промышленности исследуемых городов доминируют добывающие отрасли, роль обрабатывающего производства незначительна.
Исследования показали, что инвестиционная активность в монопрофильных городах Ямало-Ненецкого автономного округа, в экономике которых преобладает добыча нефти, газа, газового конденсата, нестабильна и напрямую зависит от состояния рынков углеводородного сырья. Кроме того, на уменьшение инвестиционной активности влияет относительно невысокий в кризисные периоды уровень капитализации работающих в монопрофильных городах отечественных вертикально-интегрированных корпораций.
Одной из проблем городов Арктической зоны Российской Федерации стало снижение численности постоянного населения. Не является исключением и ряд городов Ямало-Ненецкого автономного округа. Так, например, в период с кризисного 2009 года по 2017 год численность постоянного населения города Муравленко снизилась на 11,5%, города Ноябрьск - на 3%. При этом численность постоянного населения г. Губкинский выросла на 15,5%. Рост населения города Губкинский связан с увеличением естественного прироста, в городах Ноябрьск и Муравленко естественный прирост ниже миграционной убыли населения.
В исследуемых городах происходит отток населения. Максимальные показатели зафиксированы в г. Ноябрьск, минимальные - в г. Губкинский. Миграция является не внутрирегиональной, а межрегиональной, то есть население мигрирует за пределы Ямало-Ненецкого автономного округа. В основном убывает молодое население и население трудоспособного возраста, в меньшей степени старше трудоспособного возраста. Рост населения г. Губкинский происходит из-за высокого естественного прироста. Анализ показал, что причины оттока населения связаны, прежде всего, с сокращением рабочих мест из-за передислокации нефтегазодобычи в районы месторождений, находящихся на начальной стадии разработки, а также с целью получения высшего образования.
Резюмируя вышеизложенное, можно выделить основные особенности развития городов Ямало-Ненецкого автономного округа, имеющих узкосырьевой характер экономики:
Во-первых, в настоящее время их социально-экономическое развитие напрямую зависит от добывающей нефтегазовой отрасли, которая доминирует в структуре промышленности. Роль обрабатывающего производства незначительна.
Во-вторых, для этих городов характерно то, что основная часть населения занята в добыче полезных ископаемых и бюджетной сфере, в обрабатывающем производстве и других отраслях занятость населения весьма низкая.
В-третьих, инвестиционная активность нестабильна и зависит от цен на нефть и газ, от состояния рынков углеводородного сырья.
В-четвертых, в условиях значительных колебаний рыночной конъюнктуры на углеводородное сырье, мировых и региональных кризисов возрастают риски в отношении устойчивого социально-экономического развития.
Основной проблемой социально-экономического развития монопрофильных городов Ямало-Ненецкого автономного округа является узкая специализация их экономики, основанная на эксплуатации сырьевых ресурсов. Существующая экономическая структура, при которой доминирует добыча нефти и газа, незначительная роль обрабатывающего производство и остальных отраслей хозяйственной деятельности, где преобладают крупные вертикально-интегрированные добывающие предприятия и не развит малый и средний бизнес, привела к высокой зависимости социально-экономического развития от состояния рынка углеводородов.
Подобная ситуация характерна для всех ресурсных центров Арктической зоны РФ и Севера в целом, специализирующихся на добыче наиболее востребованных на мировых рынках природных ресурсов. Их дальнейшее социально-экономическое развитие находится в прямой зависимости от мировой конъюнктуры на нефтегазовые ресурсы и состояния ресурсной базы углеводородов.
Возникшее в связи с этим отсутствие долгосрочных перспектив роста ограничивает возможности диверсификации экономики ресурсных центров за счет создания новых видов хозяйственной деятельности. Попытки реализации инвестиционных проектов, в том числе и в нефтегазопереработке, осуществляются не столько с целью диверсификации экономики городов, сколько для компенсации снижения деятельности в сфере нефтегазодобычи. Поэтому требуется новая модель развития монопрофильных городов как Арктической зоны РФ, так и Севера в целом, которая основывалась бы не только на добыче нефти и газа. В целях устойчивого развития необходима реструктуризация экономики городов за счет расширения экономической базы и отраслевой структуры хозяйства. Реструктуризация экономики
городов подразумевает появление новых отраслей специализации в рамках имеющейся ресурсной базы, развитие наукоемкого и высокотехнологичного производства, расширение сферы услуг, в т.ч. туризма, транспорта, информатики, связи и т.д. Иными словами, развитие всего того, что связано с коренной структурной перестройкой экономики в период перехода от индустриального к постиндустриальному информационному обществу и что ведет к повышению сбалансированности отраслевой структуры городов.