Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
201
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
поддержка предпринимательства / развитие регионов / инвестиции / инновации / конкурентоспособность / привлекательность региона / экономика. / business support / regional development / investment / innovation / competitiveness / attractiveness of the region / economy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Манчык-Сат Ч.С., Хертек А.Э.

Конкурентоспособность региона в большинстве рассматриваемых случаев является интегральным показателем, в который входит доступ к финансовым ресурсам и инвестиционная привлекательность. Способность региона привлекать финансовые ресурсы во многом выступает также критерием конкурентоспособности региона. В условиях рыночной экономики платежеспособный спрос определяет качество товара, так и желание нести инвестиционные риски определяет конкурентоспособность региона. В настоящей статье автором проведен научный анализ и критическое осмысление региональной политики поддержки малого и среднего предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Манчык-Сат Ч.С., Хертек А.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL POLICY TO SUPPORT SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

The competitiveness of the region in most of the cases under consideration is an integral indicator, which includes access to financial resources and investment attractiveness. The region's ability to attract financial resources is in many ways also a criterion for the region's competitiveness. In a market economy, effective demand determines the quality of goods, and the desire to bear investment risks determines the competitiveness of the region. In this article, the author has carried out a scientific analysis and critical understanding of the regional policy for supporting small and medium-sized businesses.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №2/2021

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

REGIONAL POLICY TO SUPPORT SMALL AND MEDIUM-SIZED

BUSINESSES

УДК: 338.246.02

Манчык-Сат Ч.С., кандидат экономических наук, доцент, Доцент кафедры «Экономики и менеджмента» ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет» Россия, г.Кызыл

Хертек А.Э., Студент 3 курс, факультет «Экономики и менеджмента» ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет» Россия, г.Кызыл

Manic-Sat H. P., Xertek0901@gmail.com Hertek A. E., Xertek0901@gmail.com

Аннотация

Конкурентоспособность региона в большинстве рассматриваемых случаев является интегральным показателем, в который входит доступ к финансовым ресурсам и инвестиционная привлекательность. Способность региона привлекать финансовые ресурсы во многом выступает также критерием конкурентоспособности региона. В условиях рыночной экономики платежеспособный спрос определяет качество товара, так и желание нести инвестиционные риски определяет конкурентоспособность региона. В настоящей статье автором проведен научный анализ и критическое осмысление региональной политики поддержки малого и среднего предпринимательства.

Annotation

The competitiveness of the region in most of the cases under consideration is an integral indicator, which includes access to financial resources and investment attractiveness. The region's ability to attract financial resources is in many ways also a criterion for the region's competitiveness. In a market economy, effective demand determines the quality of goods, and the desire to bear investment risks determines the competitiveness of the region. In this article, the author has carried out a scientific analysis and critical understanding of the regional policy for supporting small and medium-sized businesses.

Ключевые слова: поддержка предпринимательства, развитие регионов, инвестиции, инновации, конкурентоспособность, привлекательность региона, экономика.

Keywords: business support, regional development, investment, innovation, competitiveness, attractiveness of the region, economy.

Инвестиции можно охарактеризовать как вложения, направленные на дальнейшее получение прибыли и/или конкурентных преимуществ. По мнению автора, инвестиции, например, в оборудование не всегда приводят к росту прибыли, они могут приводить к улучшению качества продукции, расширение объемов рынка и др.

Инвестиционная конкурентоспособность региона определяется его возможностью привлекать заемные средства. Привлечение средств может рассматриваться на 4 уровнях: [3, с. 104]

- привлечение иностранных инвестиции;

- развитие государственных программ финансирования в регионе;

- привлечение инвесторов из других регионов;

- развитие инвестиционной деятельности внутри региона.

Инвестиционная деятельность в целом является важным аспектом

конкурентоспособности региона. Определяющим фактором

конкурентоспособности региона в части его инвестиционной привлекательности является его способность привлекать заемные инвестиции. Инвестиции в основные

фонды обеспечивают рост производительности труда, которая является фактором конкурентоспособности.

На сегодняшний региональные правительства и федеральные власти предприняли ряд поправок важным документам, улучшающим институциональную среду функционирования бизнеса.

Нормативно-правовая база содержит меры по поддержке малого и среднего бизнеса в сфере налогообложения (применение особых налоговых режимов), упрощения ведения бухгалтерского учета и составления статической отчётности, льготного порядка расчетов по приватизированному имуществу, условий участия в закупках для государственных и муниципальных нужд, и в закупках отдельных юридических лиц, защиты прав малого бизнеса при проведении государственного контроля, развития инфраструктуры поддержки и иные меры. [5, с. 13]

Принятая Стратегия развития малого и среднего бизнеса до 2030 г. служит основой для разработки государственных программ и программ субъектов РФ по развитию и поддержке малого и среднего бизнеса. В ней определен ряд ключевых индикаторов, которые должны быть достигнуты к 2030 г.: рост оборота малого и среднего бизнеса по отношению к 2014 г. на 150 %; доля среднесписочной численности работников, занятых в малого и среднего бизнеса в отношении ко всем занятым должна составлять 35 % к 2030 г.; годовой объем закупок, осуществляемых отдельными юридическими лицами - 25 % от всех закупок; коэффициент «рождаемости» фирм - 22,5; количество высокотехнологичных рабочих мест в секторе малого и среднего бизнеса - 4250 тыс. единиц и др.

В Стратегии обозначены задачи разработки и внедрения стандартов предоставления форм и видов поддержки организациями инфраструктуры; расширения перечня услуг, предоставляемых инфраструктурой; формирования методологии системы мониторинга деятельности инфраструктурных объектов; развития и формирования инфраструктуры поддержки социального предпринимательства, инновационного предпринимательства, экспортных операций; развития информационно-сервисной инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса.

В период консолидации экономических интересов ОКиСХРП необходимо придавать большое значение развитию малого предпринимательства, разрабатывать и реализовывать комплексные программы его поддержки, поскольку оно имеет большое значение для политической, социальной и экономической сферы хозяйствования. В соответствии с определенными приоритетами в разрабатываемых программах целесообразно предусматривать его финансирование со стороны как государства, так и участников отраслевых корпораций, особенно это касается поддержки на начальной стадии развития предпринимательства, молодежи и социально-незащищенных слоев населения.

Приоритетной является поддержка: [1, с. 24]

- инновационной активности высокотехнологичного, инновационного предпринимательства;

- проектов с мультипликативным эффектом;

- обеспечивающих высокие бюджетные поступления;

- проектов, которые способствуют формированию благоприятной конкурентной среды на рынке и направлены на производство продукции массового спроса;

- проектов импортозамещения;

- направленных на активизацию интеграционных экономических отношений. Однако необходимо отметить, что программы разрабатываются главным

образом в целях развития субъектов малого предпринимательства, в частности с помощью инструментов льготного кредитования (предоставление банкам государственных финансовых гарантий, компенсация выплат по процентным ставкам кредитов малому предпринимательству).

Безусловно, результаты от реализации рассматриваемых программ имеют позитивный характер, но следует отметить недостаточность их финансирования, акцентирование на поиск международных инвесторов, улучшение инвестиционного климата

Таким образом, в программах учтён отечественный и мировой опыт поддержки МиСП, о чем свидетельствует следующие обстоятельства: качество и

сроки их реализации определяются эффективностью протекания процессов инвестирования. Данный аспект обусловлен тем, что для любой экономической модели хозяйствования имеются субъекты, нуждающиеся в инвестициях, и субъекты, их имеющие. Существующие подходы к решению проблемы противоречия растущей потребности в ресурсах и санкционных ограничений являются универсальными и однозначными, что объективно предопределяет всесторонний анализ объекта инвестирования и его внешней среды. Теория и практика оценки социально-экономического положения регионов, их инвестиционной привлекательности требуют дальнейшего исследования. [6, с. 22] Кроме того, в этих подходах по-разному трактуются понятия, характеризующие инвестиционные процессы. Так, под инвестированием понимается размещение капитала с целью получения дохода. Это объясняется рационализмом экономических отношений в рыночной экономике.

Инвестиционная деятельность представляет интерес в случае, когда она приносит доход или способствует достижению, прежде всего, экономических целей. Любой инвестор, вкладывая свои средства в проект, рассчитывает через определённый срок возместить свои вложения и получить определённую прибыль, величина которой рассчитывается на основе результатов прогноза поступлений от инвестиций в будущем.

Часто величина предполагаемой прибыли от инвестиций является решающим критерием при принятии решения на инвестирование. С данным обстоятельством связан факт принятия решения на инвестирование конкретных объектов чаще и охотнее, чем на реализацию программ предпринимательской деятельности или социально-экономического развития.

Установившееся толкование сущности инвестиций не способствуют всем потенциальным инвесторам принимать участие в реализации проекта в случаях, когда предполагаемая прибыль незначительна или отсутствует,

Следуя логике экономической целесообразности необходимо заметить, что в реализации проектов по развитию МиСП в регионе, в частности, или регионального предпринимательства, в целом, необходимо принимать участие

широкому кругу субъектов экономической деятельности, чьи интересы связаны с получением доступа к ресурсам, приобщением новых территорий, участием в управлении ими, а не только и не сколько с получением прибыли. В этом случае инвесторы будут выступать как фактор развития или фактор роста, внедряя свою идеологию в складывающиеся социально-экономические отношения. Ведь и термин «инвестиция» исходит от латинского слова mvestre, что означает возможность для субъекта экономической деятельности. [2, с. 18] Таким образом, целями инвестиционных процессов могут быть:

- получение доходов;

- расширение сфер влияния, в том числе политического;

- решение определенных социально-экономических задач развития региона, его приоритетных отраслей;

- получение возможности участвовать в принятии управленческих решений в субъекте инвестирования;

- создание репутации для повышения конкурентоспособности своей продукции с целью дальнейшего внедрения на новые рынки;

- проникновение иностранных компаний на внутренние рынки страны;

- установление влияния над важными субъектами экономики. Рассмотрим технологии инвестиционного процесса в интересах определение

их характеристики. Каждый участник инвестиционного проекта (УИП) исполнение своих функций организовывает с учётом эффективного использования ресурсов для достижения собственных целей и целей других участников совместной деятельности. Использование системного подхода при выявлении сущности инвестиционных процессов, происходящих в период использования инвестиций для развития МиСП в регионе, исследован не достаточно.

Так, в ряде исследований инвестиционный процесс определяется как процесс привлечения инвестора к определённому объекту предпринимательства для получения управляемого дохода. В этом случае объект предпринимательства относится к объекту, для развития которого необходимы инвестиции, и он согласен на выплату инвестору части инвестиционного дохода. Это справедливо лишь для

ситуации прямого взаимодействия инвестора с объектом предпринимательства и при преследовании данными участниками общей цели в виде дохода. [4, с. 9]

Чаще всего в инвестиционных процессах принимают участие большое количество экономических агентов, часть из которых взаимодействуют между собой, но не с инвестором, при этом могут быть использованы различные виды инвестиций, а не только финансовые. Перечень видов инвестиций (финансовые, материальные, интеллектуальные, производственные, управленческие и другие) зависит от цели и состава участников проекта.

К инвестициям могут относиться наличные и безналичные денежные средства, акции, облигации и другие ценные бумаги, средства производства и другое имущество, а также права на него, нематериальные активы, лицензии, вкладываемые в предпринимательскую деятельность участниками инвестиционного проекта для реализации своих целей, в которых получение прибыли не является приоритетной и рассматривается одинаково с другими.

Использованные источники:

1. Аверин, А.В., Рязанов, А.А. Совершенствование механизмов государственной

поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства московской агломерации/А.В. Аверин, А.А. Рязанов // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2020. - № 1-1. - С. 24-31.

2. Бухвальд, Е.М. Правовые и институциональные проблемы государственной политики развития и поддержки малого и среднего предпринимательства/Е.М. Бухвальд // Финансы: Теория и Практика. - 2016. - №3. - С. 6-18.

3. Гагарина, Г.Ю., Чайникова, Л.Н., Архипова, Л.С. Анализ устойчивости социально-экономического развития /Г.Ю. Гагарина, Л.Н. Чайникова, Л.С. Архипова // Федерализм. - 2018. - № 1 (89). - С. 104-121.

4. Григорьев В.Ю. Анализ отечественного и зарубежного опыта поддержки малого и среднего предпринимательства // Проблемы современной экономики. - 2019. - № 3.

5. Новосёлов А.С., Маршалова А.С. Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона: финансово-бюджетный аспект // Финансовая экономика. - 2019. - № 6.

6. Новосёлов А.С., Маршалова А.С., Ждан Г.В. Методологические проблемы и организационная структура управления пространственным развитием регионов // Региональная экономика и управление: эл. науч. журн. - 2020. - № 11 (49).

Sources used:

1. Averin, A.V., Ryazanov, A. A. Improving the mechanisms of state support for small and medium-sized businesses in the Moscow agglomeration/A.V. Averin, A. A. Ryazanov / / Izvestiya Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Economic and legal sciences. - 2020. - No. 1-1. - pp. 24-31.

2. Buchwald, E. M. Legal and institutional problems of state policy for the development and support of small and medium-sized businesses/E. M. Buchwald / / Finance: Theory and Practice. - 2016. - No. 3. - p. 6-18.

3. Gagarina, G. Yu., Chaynikova, L. N., Arkhipova, L. S. Analysis of the sustainability of socio-economic development /G. Yu. Gagarina, L. N. Chaynikova, L. S. Arkhipova // Federalism. - 2018. - № 1 (89). - P. 104-121.

4. Grigoriev V. Yu. Analysis of domestic and foreign experience in supporting small and medium-sized businesses. - 2019. - № 3.

5. Novoselov A. S., Marshalova A. S. Strategic management of socio-economic development of the region: financial and budgetary aspect. - 2019. - № 6.

6. Novoselov A. S., Marshalova A. S., Zhdan G. V. Metodologicheskie problemy i organizatsionnaya struktura upravleniya prostranstvennym razvitiem regionnykh [Methodological problems and organizational structure of regional spatial development management].. - 2020. - № 11 (49).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.