Научная статья на тему 'Региональная политика обращения твердых бытовых отходов в Самарской области'

Региональная политика обращения твердых бытовых отходов в Самарской области Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
1415
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ / ВТОРИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ГЕНЕРАЛЬНЫЕ СХЕМЫ ОЧИСТКИ ТЕРРИТОРИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ / MUNICIPALITIES / MUNICIPAL SOLID WASTE / SECONDARY MATERIAL RESOURCES / GENERAL PURIFICATION SCHEME TERRITORIES OF MUNICIPALITIES / THE CLUSTER APPROACH IN THE FIELD OF SOLID WASTE

Аннотация научной статьи по экологическим биотехнологиям, автор научной работы — Иваненко Лариса Викторовна

Работа посвящена проблемам обращения с твердыми бытовыми отходами на территории муниципальных образований. Выявлено, что общий объем отходов, образующихся в Самарской области, за последние 20 лет увеличился в 5,5 раза. Причем промышленные отходы выросли в 10 раз, а бытовые в 3 раза. Очевидно, что такая ситуация обуславливает обострение проблемы утилизации отходов. Отмечается, что существующая схема обращения с твердыми бытовыми отходами во всех муниципальных образованиях области экономически и технологически неэффективна и не обеспечивает соблюдение природоохранного законодательства. Особенностью Самарской области является существование на территории большого количества объектов размещения углеводородсодержащих отходов. Наличие больших объемов ветхого и аварийного жилья в городах области обуславливают проблему размещения отходов строительства и сноса. Утилизация таких отходов осуществляется неорганизованно, зачастую на несанкционированных свалках. Доля использования ТБО в Самарской области в качестве вторичных ресурсов не превышает 15 %. Причиной низкой активности частных инвесторов является несовершенство тарифной политики в отношении вывоза и утилизации отходов. Имеются недостатки действующего нормативно-правового обеспечения обращения с отходами в части регламентации их использования в качестве вторичных ресурсов. В Самарской области система правового регулирования не выделяет переработку вторичных ресурсов в качестве автономного объекта управления. Предлагается создание кластера использования вторичных ресурсов Самарской области, в котором предусматривается разработка новых механизмов, управляющих потоками вторичного сырья, направляющих их на производство технически важной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL POLICY TREATMENT OF MUNICIPAL SOLID WASTE IN THE SAMARA REGION

The work deals with the problems of solid municipal waste in the municipalities. Revealed that the total amount of waste generated in the Samara region, over the past 20 years has increased 5.5 times. Moreover, the growth of industrial waste amounted to 10 times, and household 3 times. Obviously, this situation causes the increasing problem of waste disposal. It is noted that the existing scheme for the Treatment of Solid Waste in all municipalities of the region economically and technologically inefficient and does not ensure compliance with environmental legislation. A special feature is the existence of the Samara region in a large number of accommodation facilities hydrocarbon waste. The presence of large amounts of old and dilapidated housing in the cities of the region cause the problem of disposal of construction and demolition. By disposing of these wastes are disorganized, often illegal dumps. The proportion of use of municipal solid waste in the Samara region as secondary resources does not exceed 15 %. The reason for the low activity of private investors is inadequate tariff policy on removal and disposal of waste. There are shortcomings of the current regulatory and legal provision of waste management in terms of regulation of their use as secondary resources. In the Samara region, the system of legal regulation does not allocate processing of secondary resources as an autonomous object management. Proposes the creation of a cluster of secondary resources of Samara region, which includes the development of new mechanisms that control the flow of secondary raw materials, direct them to the production of technically important products.

Текст научной работы на тему «Региональная политика обращения твердых бытовых отходов в Самарской области»

3. Крашенинников П.В. Жилищное право. - 8-е изд. перераб. и доп. / П.В. Крашенинников. - М.: Статут, 2012. - 251с. // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.

4. Шомина Е.С. Жители и дома / Е.С. Шомина. - М.: РИЦ «Муниципальная власть», 1999. - 266 с.

5. Белокрылова О. С. Факторы коллективных действий (на примере жилищной самоорганизации) / О.С. Белокрылова, А.В. Ермишина // «TERRA ECONOMICUS»: Общенаучный периодический журнал. Вып. № 1 (т. 10). - Ростов н/Д.: Изд-во Южного федерального университа, 2012. - С. 174-180.

6. Евстигнеев Д.Г. Социально-политические аспекты деятельности объединений собственников жилья (на примере товариществ собственников жилья г. Москвы): дис... канд. полит. наук / Д.Г. Евстигнеев. - М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2007. - 152 с.

7. Экспертная группа Фонда «Новая Евразия». Самоуправление жильем [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mycentre. spb .ru/docum/problem .htm.

8. Ломова М.Н. Опыт зарубежных стран в решении проблем управления жилым фондом в России / М.Н. Ломова // Экономическая наука и практика: Материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2012 г.). - Чита: Молодой ученый, 2012. - С. 201-203.

9. Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами». - Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// base.garant.ru.

10. Гавриленко И.Г. Совершенствование организационно-экономического обеспечения деятельности ТСЖ: дис... на соискание ученой степени канд. экон. наук. - Уфа, 2013.

List of literature: 1. Ivanenko L.V. Foreign experience of effective management of apartment houses / L.V. Ivanenko // Bulle-

tin USUES. Science. Education. The Economy. Series: Economy. - Vol. № 1 (7). - 2014. - P. 146-150.

2. Polishchuk L. Estimation of efficiency Homeowners Associations in Russia. Empirical studies of civil society: proceedings of the public hearing (25.09.09) / Comp. A.M. Lopuhin. - The Public Chamber of the Russian Federation, 2009. - 200 p.

3. Krasheninnikov P.V. Housing Law. - 8th ed. Revised and supplemented / P.V. Krasheninnikov. - Statute, 2012. - 251 p. // «Consultant» [Electronic resource]. - URL: www.consultant.ru.

4. Shomina E.S. Residents and home / E.S. Shomina. -RIC «Municipal authorities», 1999. - 266 p.

5. Belokrylova O.S. Factors of collective action (for example, self-housing) / O.S Belokrylova, A.V. Ermishina // «TERRA ECONOMICUS»: General scientific periodical. Vol. № 1 (vol. 10). - Rostov-na-Donu: Southern Federal University, 2012. - P. 174-180.

6. Yevstigneev D.G. Socio-political aspects of Homeowners Associations (for example, Homeowners Associations in Moscow): dis... Cand. of Polit. Science. / D.G. Yevstigneev. - Sholokhov Moscow State University for the Humanities, 2007. - 152 p.

7. The Expert Group Fund «New Eurasia». - Self-government housing [Electronic resource]. - URL: http:// www.mycentre.spb.ru/docum/problem.htm.

8. Lomova M.N. The experience of foreign countries in solving the problems of housing management in Russia / M.N. Lomova // Economic science and practice: Proceedings of the Intern. Scientific. Conf. (Chita, February 2012). - Chita: Young scientist, 2012. - P. 201-203.

9. Russian Federation Government Resolution dated September 23, 2010 № 731 «On approval of disclosure standards organizations working in the field of management of apartment buildings». - Legal information portal «Garant» [Electronic resource]. - URL: http://base. garant.ru.

10. Gavrilenko I.G. Improving organizational and economic support of the Homeowners Associations: dis... for the degree of candidate of economic sciences. - Ufa, 2013.

Иваненко Л.В.

доктор экономических наук, профессор, кафедра «Экономика города и муниципального управления», ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет», Россия, г. Самара

УДК 64

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ОБРАЩЕНИЯ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ

ОТХОДОВ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Работа посвящена проблемам обращения с твердыми бытовыми отходами на территории муниципальных образований. Выявлено, что общий объем отходов, образующихся в Самарской области, за последние 20 лет увеличился в 5,5 раза. Причем промышленные отходы выросли в 10 раз, а бытовые - в 3 раза. Очевидно,

что такая ситуация обуславливает обострение проблемы утилизации отходов. Отмечается, что существующая схема обращения с твердыми бытовыми отходами во всех муниципальных образованиях области экономически и технологически неэффективна и не обеспечивает соблюдение природоохранного законодательства. Особенностью Самарской области является существование на территории большого количества объектов размещения углеводородсодержащих отходов. Наличие больших объемов ветхого и аварийного жилья в городах области обуславливают проблему размещения отходов строительства и сноса. Утилизация таких отходов осуществляется неорганизованно, зачастую на несанкционированных свалках. Доля использования ТБО в Самарской области в качестве вторичных ресурсов не превышает 15 %. Причиной низкой активности частных инвесторов является несовершенство тарифной политики в отношении вывоза и утилизации отходов. Имеются недостатки действующего нормативно-правового обеспечения обращения с отходами в части регламентации их использования в качестве вторичных ресурсов. В Самарской области система правового регулирования не выделяет переработку вторичных ресурсов в качестве автономного объекта управления. Предлагается создание кластера использования вторичных ресурсов Самарской области, в котором предусматривается разработка новых механизмов, управляющих потоками вторичного сырья, направляющих их на производство технически важной продукции.

Ключевые слова: муниципальные образования, твердые бытовые отходы, вторичные материальные ресурсы, генеральные схемы очистки территорий муниципальных образований, кластерный подход в сфере обращения твердых бытовых отходов.

REGIÜNAL POLICY TREATMENT OF MUNICIPAL SOLID WASTE

IN THE SAMARA REGION

The work deals with the problems of solid municipal waste in the municipalities. Revealed that the total amount of waste generated in the Samara region, over the past 20 years has increased 5.5 times. Moreover, the growth of industrial waste amounted to 10 times, and household - 3 times. Obviously, this situation causes the increasing problem of waste disposal. It is noted that the existing scheme for the Treatment of Solid Waste in all municipalities of the region economically and technologically inefficient and does not ensure compliance with environmental legislation. A special feature is the existence of the Samara region in a large number of accommodation facilities hydrocarbon waste. The presence of large amounts of old and dilapidated housing in the cities of the region cause the problem of disposal of construction and demolition. By disposing of these wastes are disorganized, often illegal dumps. The proportion of use of municipal solid waste in the Samara region as secondary resources does not exceed 15 %. The reason for the low activity of private investors is inadequate tariff policy on removal and disposal of waste. There are shortcomings of the current regulatory and legal provision of waste management in terms of regulation of their use as secondary resources. In the Samara region, the system of legal regulation does not allocate processing of secondary resources as an autonomous object management. Proposes the creation of a cluster of secondary resources of Samara region, which includes the development of new mechanisms that control the flow of secondary raw materials, direct them to the production of technically important products.

Key words: municipalities, municipal solid waste, secondary material resources, general purification scheme territories of municipalities, the cluster approach in the field of solid waste.

Самарская область является агломерацией, в которой концентрация производств и населения в крупных центрах таких, как г. о. Самара, г. о. Тольятти, г. о. Сызрань, приводит к существенному усилению техногенной нагрузки на территорию и соответственно негативно воздействует на здоровье населения. Пригороды и близлежащие городские природные ландшафты загрязнены различным мусором. Несанкционированные свалки, на которых складируют разнообразные отходы жизнедеятельности населения, зачастую располагаются на особо охраняемых территориях и в водоохранных зонах. Таким образом, окружающей природной среде не только наносится дополнительный ущерб, но и в значительной степени ухудшается внешний эстетический облик региона. Также ситуация ухудшается вследствие

неконтролируемого сжигания разных накопленных отходов, что способствует увеличению уровня загрязнения атмосферного воздуха, в том числе высокотоксичными бенз(а)пиренами и хлордиоксинами.

Однако положительной характеристикой отходов является то, что они практически все представляют собой ценные вторичные материальные ресурсы. Кроме того, фактор концентрации источников образования отходов способствует организации и созданию специализированных перерабатывающих производств, которые приведут к значительному уменьшению загрязнения территорий и обеспечат выпуск необходимой и востребованной на рынке продукции.

Обращение твердых бытовых отходов на территории Самарской области закреплено в Стратегии

социально-экономического развития Самарской области, которая разработана на период до 2020 года и утверждена постановлением Правительства Самарской области от 9 октября 2006 года № 129 «О стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года» и на основе документа [1].

Экологическая устойчивость региона обеспечивается различными направлениями. В данной работе представлены направления стратегии, разработанные непосредственно в отношении всех видов отходов производства и потребления. К ним относятся:

- использование, переработка и обезвреживание всех видов отходов;

- рациональное и экологически надежное захоронение всех видов отходов производства и потребления;

- уничтожение всех источников загрязнения, которые не соответствуют нормативным требованиям, предъявляемым к полигонам отходов, несанкционированным свалкам, отстойникам, хранилищам химического оружия и пр.;

- интенсификация переработки отходов и использования вторичных ресурсов на территории Самарской области, а именно: модернизация существующего в г. Тольятти мусороперерабатывающего завода, строительство мусоросортировочных и мусоро-перегрузочных станций; создание специализированных полигонов отходов.

В течение последних 20-ти лет, начиная с середины 1990-х годов, наблюдается некоторый рост объема образования производственных и бытовых отходов.

Например, в 1994 году в Самарской области объем образования отходов составлял 1 050 тыс. т, в том числе промышленных отходов 450 тыс. т, а бытовых

- 400 тыс. т. В 2013 году общий объем отходов составил 5 791,4 тыс. т, из них промышленных отходов образовано 4 602,3 тыс. т, а твердых бытовых отходов

- 1 189,1 тыс. т. Простое сравнение данных показателей свидетельствует о том, что общий объем отходов за эти годы увеличился в 5,5 раза, причем промышленных - в 10 раз, а бытовых - почти в 3 раза. Очевидно, что такая ситуация обуславливает обострение проблемы утилизации отходов.

Количество отходов, образуемых предприятиями и населением, по городам и районам Самарской области за последние пять лет составляло 5,56,0 млн. т. Объем промышленных отходов составлял 4,35-4,75 млн. т и бытовые отходы - примерно 1,15— 1,4 млн. т. Следует отметить, что около 80 % в общем объеме занимает доля промышленных отходов.

В соответствии со статистическими данными, отходов 1-го и 2-го классов опасности, то есть чрезвычайно и высокоопасных, в области образуется в течение года 2,4-2,5 тыс. т. Ежегодное образование умеренно опасных отходов 3-го класса состав-

ляет 1 130-1 150 тыс. т. Отходов 4-го и 5-го классов опасности - малоопасных и неопасных - образуется в среднем 4 600-4 700 тыс. т в год.

Далее необходимо назвать работающие в регионе предприятия, которые характеризуются наибольшим объемом образования промышленных отходов: ОАО «Автоваз», ЗАО «Алкоа СМЗ», ОАО «ВоТГК», ООО «Тольяттикаучук», ОАО «Куйбышевазот», ОАО «Самаранефтегаз», ОАО «Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод», ОАО «Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод», ОАО «Жигулевские стройматериалы» и др.

Особое внимание следует обратить на сферу жилищно-коммунального хозяйства, которая также является мощным источником образования отходов. Именно здесь осуществляется сбор и вывоз твердых бытовых отходов у населения.

Непосредственный интерес представляет доля отходов, используемая в качестве вторичных материалов и сырья.

Практика показывает, что в Самарской области в настоящее время величина производственных отходов, перерабатываемых как вторичное исходное сырье, составляет от 30 до 45 % от общего объема образующихся производственных отходов. Причем на некоторых предприятиях перерабатывается до 98 % образующихся отходов.

Совсем иная ситуация сложилась с твердыми бытовыми отходами в жилищно-коммунальном хозяйстве. К сожалению, существующая схема обращения с твердыми бытовыми отходами во всех муниципальных образованиях области экономически и технологически неэффективна и не способствует выполнению требований по охране природы. Более 70 % отходов, образующихся на территории области, складируют на полигонах и несанкционированных свалках. Причем общее количество несанкционированных свалок составляет примерно 400 единиц.

Кроме того, на территориях практически всех муниципальных образований Самарской области имеются неорганизованные свалки, которые, в основном, представляют собой объекты захоронения, существующие без каких-либо природоохранных сооружений, то есть несанкционированные. Объем накопленных отходов на них составляет примерно 11 млн. куб. м и вполне сопоставим с объемами, которые размещаются в наиболее крупных организованных полигонах.

В настоящее время возле каждого крупного населенного пункта имеются свалки. Таким образом, функционирует 21 объект захоронения отходов. Но надо сказать, что только три объекта построены в соответствии со специально разработанными проектами и имеют все необходимые согласования, а также правильно оформленный землеотвод и не требуют изменения своего функционального назначения и принятия

каких-либо технологических решений. Остальные свалки - объекты захоронения - в своем большинстве не имеют даже актов о вводе в эксплуатацию, их функционирование осуществляется с грубыми нарушениями и не соответствует установленным законодательством нормам. В течение 2014 года на территории муниципальных образований Самарской области выявлено более 50 нарушений законодательства.

Основными причинами такой ситуации являются:

- отсутствие достаточного количества объектов размещения - свалок или полигонов, правильно построенных и эффективно эксплуатируемых;

- осуществление непосредственного сбора и транспортировки образующихся отходов в условиях недостаточности технических средств.

Следует отметить, что из 37 муниципальных образований Самарской области лишь в 16 имеются мощности по организованному размещению твердых бытовых отходов. Десятки поселений сельских районов просто не охвачены услугами по сбору, транспортировке и размещению отходов. По официальным статистическим данным, на полигонах складируется около 80 % твердых бытовых отходов, образованных на территории области. Соответственно, пятая часть, или 20 %, твердых бытовых отходов находится вне сферы интересов местных властей и перевозчиков, поэтому оказалась рассеянной в окружающей среде муниципальных образований.

В соответствии с нормативно-правовыми документами один раз в пять лет разрабатываются генеральные схемы очистки территорий муниципальных образований. На основе данных схем, которые утверждаются исполнительными органами муниципалитетов, производится планирование и устройство свалок или полигонов - объектов временного накопления отходов, а также определяется нормативное количество транспортных средств непосредственно для их вывоза [2]. Кроме того, предусматриваются мероприятия по удалению отходов из частного сектора и рекреационных зон. Требуется обратить внимание на то, что в настоящее время только 13 муниципальных образований исполняют требования законодательства и имеют генеральные схемы очистки территорий, еще в семи муниципальных образованиях схемы очистки были приняты более десяти лет тому назад, то есть до 2004 года, и до сих пор не обновлялись. Таким образом, в 17 муниципальных образованиях Самарской области схемы очистки территорий никогда не разрабатывались.

В муниципальных образованиях области состояние материально-технической базы сферы обращения с отходами характеризуется как неудовлетворительное. Это подтверждается, прежде всего, использованием морально и физически устаревших контейнеров для сбора мусора открытого типа, которые не

только способствуют, но и «обеспечивают» дополнительное загрязнение территорий, прилегающих к месту сбора мусора, и снижают качество вторичных ресурсов, потенциально содержащихся в отходах, из-за круглогодичного воздействия дождя, снега, солнца. Число специальной техники по вывозу мусора достигает 30-35 % от необходимого для реализации этих целей количества машин и другого оборудования. Существующие мусоровозы также характеризуются низким качеством работы и частыми простоями из-за высокого уровня износа.

Значительной негативной особенностью Самарской области является наличие большого количества объектов размещения углеводородсодержащих отходов. К ним относятся: шламовые амбары, пруды дополнительного отстоя, илонакопители и шламонако-пители, которые были устроены еще при разработке нефтяных месторождений и в период строительства нефтеперерабатывающих заводов (Куйбышевский НПЗ, Новокуйбышевский НПЗ, Сызранский НПЗ) и других предприятий нефтехимического профиля в 40-х-70-х годах прошлого столетия. На территории региона насчитывается около сорока таких хранилищ. Большинство из них являются бесхозными, объем накопленных углеводородсодержащих отходов оценочно достигает примерно 400 тыс. т. Не-фтешламонакопители крупных нефтепромышленных комплексов занимают десятки гектаров территорий, выведенных из хозяйственного оборота, и представляют собой огромные обвалованные емкости - объекты, характеризующиеся экологической, пожарной и санитарно-гигиенической опасностью. В настоящее время осуществляется строительство современных резервуарных парков хранения сырья и продуктов, ило- и шламонакопителей, обеспеченных высоким уровнем инженерной защиты окружающей среды. Соответственно, старые сооружения для размещения нефтешламов и других нефтесодержащих отходов достаточно активно выводятся из эксплуатации, но продолжают до сих пор оставаться достаточно крупными очагами комплексного загрязнения всех компонентов экосистем Самарской области.

В городах области наблюдается острый дефицит строительных площадок, наличие больших объемов ветхого и аварийного жилья. Такая ситуация обуславливает проблему вывоза и утилизации отходов строительства и сноса. По ориентировочной оценке, объемы образования таких отходов на территории Самарской области составляют около 300 тыс. т в год. Размещение или складирование данных отходов осуществляется неорганизованно, зачастую на несанкционированных свалках, в близлежащих лесах, в овражках, недалеко от дороги, не попадая на специально организованные и обустроенные полигоны. Помимо негативного влияния, которое оказыва-

ют строительные отходы на состояние окружающей среды пригородных лесов, практически полностью утрачивается возможность дальнейшего их использования в качестве ценных вторичных строительных материалов для дорожных работ, производства бетона, железобетона и т. п.

Переработка твердых бытовых отходов осуществляется единственным на территории Самарской области заводом, расположенным в г. Тольятти, на котором перерабатывается от 7 до 10 % от общего объема образующихся твердых бытовых отходов. Однако в Самарской области появились инновационные технологии обращения с ТБО. Прежде всего, к ним относятся новые мусоросортировочные станции. В настоящее время деятельность по сортировке твердых бытовых отходов в области реализуется на трех му-соросортировочных станциях: ООО «Поволжские вторичные ресурсы», ООО «Эко Рециклинг Групп» и ЗАО «Экология-Холдинг». Вместе с тем на полигонах сортировка твердых бытовых отходов отсутствует или осуществляется стихийно. К сожалению, доля использования отходов в качестве вторичных ресурсов в Самарской области не превышает 15 %. С целью сравнения с развитыми европейскими странами отметим, что уровень вторичной переработки твердых бытовых отходов в Швеции, Дании, Швейцарии, Германии, Бельгии, Норвегии, Австрии и Голландии составляет от 30 до 50 % и более.

Однако существует целый ряд проблем, которые препятствуют применению отходов в качестве вторичных ресурсов в экономике Самарской области:

- Во-первых, имеющаяся нормативно-правовая база не стимулирует потребление и переработку отходов в качестве ценных вторичных материальных ресурсов.

- Во-вторых, в области не создана единая информационная среда, обеспечивающая участников рынка достоверной информацией об объемах и источниках образования отходов, о потребностях во вторичных материальных ресурсах, о доступных способах их переработки.

- В-третьих, к организации сбора отходов, предназначенных для извлечения и дальнейшего использования в качестве вторичных ресурсов, не применяется системный подход.

- В-четвертых, требуется совершенствование тарифной политики в сфере сбора и удаления отходов с территории муниципальных образований.

- В-пятых, необходимо в муниципальных образованиях модернизировать материально-техническую базу жилищно-коммунального хозяйства в связи с ее неудовлетворительным состоянием.

- В-шестых, не хватает мощностей по первичной сортировке отходов и нет возможности организовать постоянные многотоннажные поставки вторичных ресурсов из отходов на переработку.

- В-седьмых, отсутствует достаточное количество перерабатывающих производств, использующих вторичные ресурсы из отходов как исходное сырье для выпуска готовой продукции.

Управление производственными и твердыми бытовыми отходами на территории муниципальных образований Самарской области производится с помощью различных нормативных документов, которых насчитывается более ста наименований. На основании этих документов администрациями городских округов и муниципальных районов принимаются соответствующие меры, которые, чаще всего, носят локальный характер и не позволяют использовать преимущества кооперации в создании межмуниципальной инженерной инфраструктуры, а также современных технологий обращения с отходами. Поэтому ожидать изменений к лучшему пока не представляется возможным.

Существующее в Самарской области правовое регулирование не выделяет переработку вторичных ресурсов в качестве автономного объекта управления. В этой связи на переработку вторичных ресурсов распространяются требования тех же нормативно-правовых документов, которые регламентируют обращение с отходами в целом. В результате реализуется только одно направление в системе обращения с отходами - захоронение на полигонах и свалках.

Основными недостатками действующего нормативно-правового обеспечения обращения с отходами в части регламентации их использования в качестве вторичных ресурсов являются следующие:

- не разработаны нормативные положения, которые регламентируют организацию сбора отходов для их рационального использования не только в качестве вторичных ресурсов, но и для развития рынка вторичного сырья;

- не создан дифференцированный подход к регулированию сбора и использования вторичных ресурсов в зависимости от экономических условий для сбора и переработки их определенных видов, а также степени обеспеченности экономики Самарской области ресурсами первичного сырья;

- недостаточно нормативно закрепленных инструментов экономического регулирования процесса сбора и переработки отходов и стимулирования развития малого и среднего бизнеса в этой сфере;

- не функционируют экономические стимулы по сокращению добычи и переработки первичного сырья и энергоносителей за счет использования вторичных ресурсов, полученных из отходов производства и потребления;

- отсутствует ответственность производителя у субъектов хозяйственной деятельности на стадии превращения в отход продукции, которую они ввели в обращение на рынок;

- не разработаны нормативно закрепленные требования к природопользователям по обязательной утилизации отходов;

- отсутствует детализация нормативных положений об обращении с брошенным и разукомплектованным автотранспортом, отходами, образующимися на территории садоводческих и огороднических товариществ, и другими отходами, требующими специального регулирования;

- не работает нормативная база, регламентирующая процедурные вопросы отнесения отходов к категории вторичного сырья при расчете платежей за размещение отходов;

- не создана нормативная база, предусматривающая превентивные меры, относящиеся к управлению производственными и твердыми бытовыми отходами.

Таким образом, в настоящее время в Самарской области правовое регулирование обращения с отходами как с вторичными материальными ресурсами развито очень слабо. Сформировавшаяся на муниципальном и региональном уровне система управления отходами не является стимулирующей для снижения объемов их размещения или захоронения в природной среде. Прежде всего, она направлена на обеспечение экологической безопасности при обращении с отходами, что предоставляет значительные полномочия контролирующим органам.

Недостаточная разработка способов и методов управления отходами, отсутствие единого органа, осуществляющего на региональном уровне координацию действий органов власти и участников рынка, приводит в Самарской области к несбалансированности мер государственного регулирования и управления обращением с отходами.

Традиционно в большинстве развитых стран сфера обращения с отходами представляет собой высокоразвитую, рентабельную и инвестиционно привлекательную отрасль экономики. В отличие от них, в отечественных условиях только отдельные стадии обращения с отходами экономически выгодны и способны привлечь к участию инвесторов. К таким стадиям относятся сбор и транспортировка отходов от мест накопления. При этом эффективность каждой из перечисленных стадий зависит от конкретных экономических условий, устанавливаемых муниципалитетами [4].

В Самарской области одной из причин низкой активности частных инвесторов является несовершенство тарифной политики в отношении вывоза и утилизации отходов. Только в 26 муниципальных образованиях Самарской области в составе платы за жилищно-коммунальные услуги, устанавливаемой муниципалитетами для нанимателей жилых помещений, услуги по вывозу и утилизации отходов выделены отдельной строкой. Как известно, тариф на вы-

воз отходов не является предметом государственного регулирования и устанавливается на основе договорных отношений между спецперевозчиками и управляющими компаниями, обслуживающими жилищный фонд. Учитывая муниципальные ставки оплаты жилищных услуг, имеется возможность занижать затраты на обращение с отходами, что ведет к недофинансированию мероприятий по обустройству и содержанию контейнерных площадок, услуг по вывозу и утилизации. В структуре тарифов на захоронение твердых бытовых отходов по всем лицензированным полигонам Самарской области отсутствует инвестиционная составляющая, что сдерживает организацию непосредственного весового учета поступивших отходов, не позволяет финансировать проекты рекультивации. К сожалению, муниципалитетами не утверждаются инвестиционные программы предприятий коммунального комплекса, занимающиеся размещением и захоронением отходов.

Индустрия рециклинга в Самарской области еще только формируется и нуждается в серьезной государственной поддержке. Для ускоренного развития этой отрасли наиболее действенным в настоящее время может быть кластерный подход.

К настоящему времени использование кластерных инициатив уже достаточно активно применяется в стратегиях социально-экономического развития ряда субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Некоторые проекты развития территориальных кластеров реализуются в инициативном порядке [3, 5].

В таких условиях весьма актуальным является создание кластера использования вторичных ресурсов Самарской области, разработка новых механизмов, управляющих потоками вторичного сырья, направляющих их на производство технически важной продукции.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

2. Методические рекомендации МДК 7-01.2003 «О порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации», утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 21.08.2003 г., № 152.

3. Постановление Правительства Самарской области от 6 августа 2009 г. № 372 «Об утверждении областной целевой программы «Совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления и формирование кластера использования вторичных ресурсов на территории Самарской области» на 2010-2012 годы и на период до 2020 года».

4. Солодова Е.П., Иваненко Л.В. Приоритетные направления деятельности субъектов малого предпринимательства в сфере оказания жилищно-ком-

мунальных услуг в Самарском регионе // Вестник Самарского государственного университета. Серия «Экономика и управление». - Издательство «Самарский университет», 2014. - Вып. 4 (115). - C. 31-39. 5. Иваненко Л.В. Организация функционирования кластера жилищно-коммунальных услуг в регионе (на примере Самарской области) // Вестник университета. Теоретический и научно-методический журнал. - М.: Издательский дом ГУУ; ФГБОУ ВО «Государственный университет управления». - 2012. - Вып. 11. - C. 43-49.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

List of literature:

1. Federal Law № 89-FL from 24/06/1998 «About industrial and household wastes».

2. Methodical recommendations MDK 7-01.2003 «About the order of elaboration of general purification schemes of settlements territories in the Russian Federa-

Гайнанов Д.А.

доктор экономических наук, профессор, директор Института социально-экономических исследований УНЦ РАН, Россия, г. Уфа

tion» approved by the resolution of State civil engineering organization of the Russian Federation № 152 from 21/08/2003.

3. Resolution of the Government of Samara region № 372 from 6.08.2009 «About approval of the regional targeted program Improvement of circulation system of industrial and household wastes and recycled resources cluster organization om the territory of Samara region during 2010-2012 and for the period up to 2020».

4. Solodova E.P., Ivanenko L.V. Priority trends of small business activity in the sphere of housing and communal services in Samara region // Samara State University Journal. Economy and management series. - Samara State University, 2014. - Issue 4 (115). - P. 31-39.

5. Ivanenko L.V. Organizing housing and communal services cluster in the region (taking Samara region as an example) // The University Journal. State management university. Moscow. - 2012. - Issue 11. - P. 43-49.

Спирина Л.И.

старший преподаватель кафедры «Управление в социальных и экономических системах» ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет», Россия, г. Уфа

УДК 330.322

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В СФЕРЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

В статье рассматривается система мониторинга и оценки качества как важнейшего элемента реализации клиентоориентированного подхода в сфере жилищно-коммунальных услуг. Актуальность тематики связана с возникшей в конце XX века и продолжающейся по настоящее время эпохой взаимоотношений, характеризующейся трансформацией потребительской ориентации организаций. Повышенное внимание стало уделяться установлению и поддержанию взаимоотношений с потребителями, поэтому такой подход получил название клиентоориентированного. Предложенная система мониторинга и оценки качества услуг направлена на клиентскую оценку и комплексный учет коммунальной, жилищной, придомовой, организационной, информационной, социально-психологической составляющих и позволяет определить эффективность деятельности управляющих организаций. Поэтому она выполняет следующие функции: информационную, стимулирующую, контрольную, посредническую, управленческую. Рассматривается также организационная структура, основанная на создании двух основных подразделений - бэк- и фронт-офисов, позволяющая реализовать клиентоориентированную стратегию. В рамках новой оргструктуры предложена система выявления потребности и мнения собственников помещений в многоквартирных домах посредством заочного голосования с применением новых информационных технологий.

Таким образом, данная система мониторинга и оценки качества ЖКУ позволит реализовать обратную связь между потребителями и управляющими организациями, а также повысить удовлетворенность клиентов качеством услуг.

Ключевые слова: жилищно-коммунальные услуги, жилищно-коммунальное хозяйство, клиентоориен-тированный подход, мониторинг, оценка качества, показатели оценки, функции и принципы мониторинга, партнерские взаимоотношения, управляющая организация, потребители, организационная структура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.