Научная статья на тему 'Региональная политическая элита Кузбасса: особенности и специфика функционирования'

Региональная политическая элита Кузбасса: особенности и специфика функционирования Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
860
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Логинова Е. Ю.

Исследованы особенности и специфика функционирования региональной правящей политической элиты Кемеровской области (Кузбасса) [1]. Показано, что политико-экономическая ситуация в регионе развивается под влиянием двух определяющих внутренних факторов-доминант: фактора главы административной власти данного субъекта Федерации и фактора крупных финансово-промышленных групп, чьи интересы сконцентрированы на территории области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL POLITICAL ELITE IN KUZBASS: FEATURES AND SPECIFICS

The article describes specific features of the ruling regional political elite of the Kemerovo region (Kuzbass). The author proves that the political and economic situation is developing under influence of two critical dominating factors: the head of the administrative power of the region and industrial and financial groups whose area of interests falls within the territory of the region

Текст научной работы на тему «Региональная политическая элита Кузбасса: особенности и специфика функционирования»

ванного газа проекта «Сахалин I». Контроль разработки нефти и газа на Дальнем Восто -ке страны позволит России не только закрепить за собой статус привилегированного поставщика энергоресурсов для азиатских государств, в силу неоспоримых преимуществ - географической близости и сооружения взаимозависимой инфраструктуры, но и направить усилие на развитие своих восточных территорий. Такая масштабная на сегодняшний день проблема государства, как отток населения страны с востока на запад, наносит прямую угрозу безопасности государства, в первую очередь, исходящую от полуторамиллиардного соседа. Комплексное развитие транспортной составляющей энергетических проектов даст новый импульс к качественному и быстрому развитию российского Дальнего Востока. Несколько проектов находятся в стадии об суждения, проектирования либо начала реализации. Жестокие правила глобализации в

современном мире заставляют Россию искать нетерпящие промедления пути инте-грации в мировую энергетическую структуру.

ЛИТЕРАТУРА

1. СПГ - обычный природный газ, который для облегчения его транспортировки и хранения путем охлаждения до - 161,5 градусов по Цельсию (при данной температуре он трансформируется в жидкое состояние). 1 литр СПГ по объему соответствует 0,67 литра бензина, по теплотворным показателям - 1,13 литра дизельного топлива.

2. Брагинский О.Б. Мировой нефтегазовый комплекс . - М.: Наука, 2004. - С. 210-262.

3. Славинская Л. Россия в мировом газовом уравнении // Нефтегазовая вертикаль. - № 14. -2005. - С. 33.

4. Бирюков С.В. Геополитический потенциал развития энергетики России. - М.: Спутник+, 2002.- С. 266

5. Нефть и Капитал. - № 12. - 2006. - С. 38.

6. www.g8russia.ru/docs/html

УДК 323.174

Е.Ю. Логинова, аспирантка, КемГУ

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА КУЗБАССА: ОСОБЕННОСТИ И СПЕЦИФИКА

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Научные интересы: вопросы формирования и функционирования современной российской бизнес-элиты, в том числе на уровне субъектов Федерации (в частности, на примере Кемеровской области); проблемы взаимодействия федеральной и региональной субгрупп отечественной правящей политической элиты; место и роль средств массовой коммуникации в политическом процессе

Исследованы особенности и специфика функционирования региональной правящей политической элиты Кемеровской области (Кузбасса) [1]. Показано, что политико-экономическая ситуация в регионе развивается под влиянием двух определяющих внутренних факторов-доминант: фактора главы админи-

стративной власти данного субъекта Федерации и фактора крупных финансово-промышленных групп, чьи интересы сконцентрированы на территории области ■

E.Y. Loginova, Kemerovo State University REGIONAL POLITICAL ELITE IN KUZBASS: FEATURES AND SPECIFICS

The article describes specific features of the ruling regional political elite of the Kemerovo region (Kuzbass). The author proves that the political and economic situation is developing under influence of two critical dominating factors: the head of the administrative power of the region and industrial and financial groups whose area of interests falls within the territory of the region ■

± ± ±

Вначале 2000-х гг. в РФ шло постепенное формирование некой универсальной модели региональной правящей политической субэлиты, которую можно охарактеризовать как центроопределяемую. Для такой модели характерна жесткая подчиненность регионального руководства Центру. Ей присуща жесткая иерархия отношений как в паре регион - Центр, так и внутри региональной управляющей субгруппы, в которой доминирует глава исполнительной власти - губернатор. Возникающие конфликты между сегментами правящей субгруппы региональной элиты разрешаются в соответствии с «линией Центра». Отношения бизнес-элиты и региональной власти носят преимущественно договорной характер, касающийся, прежде всего, социально-экономического комплекса. В свою очередь, степень участия населения региона в механизмах влияния на региональную исполнительную власть снижается, поскольку население субъекта Федерации не принимает непосредственного участия в выборах главы региона в связи с новым механизмом формирования региональной исполнительной власти.

Примером функционирования центроопределяемой модели региональной правящей политической элиты является Кемеровская область (Кузбасс), где политико-

экономическая ситуация развивается под влиянием двух определяющих внутренних факторов-доминант фактора главы административной власти региона и фактора крупных финансово-промышленных групп, чьи интересы сконцентрированы на территории области.

В Кемеровской области, как и на федеральном уровне, выделяют две элитные субгруппы: политическую и экономическую (бизнес-элита) региональные элиты. К региональной правящей политической элите, на наш взгляд, можно отнести губернатора, депутатов Совета народных депутатов Кемеровской области во главе со спикером, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, избранных от Кемеровской области, а также членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ от Кузбасса. Две последние группы - депутаты Госдумы и сенаторы -одновременно могут быть отнесены к федеральной правящей политической элите. Однако поскольку они избраны жителями региона для представления их интересов, и свой политический капитал в большинстве своем зарабатывают в регионе, то по содержательному критерию могут быть включены в региональную элиту, хотя формально причисляются к федеральной. В соответствии с данным подходом региональная поли-

тическая элита Кемеровской области может быть названа региональной легислатурой, поскольку 43 из 46 представителей данной группы избираются (по одномандатным округам, по партийным спискам), члены совета Федерации утверждаются региональным парламентом, губернатор с 2005 г. назначается. Однако необходимо отметить, что мы использовали узкий подход к определению принадлежности к политической элите, сфокусировав свое внимание на правящей группе, имеющей непосредственное отношение к принятию стратегически важных для жизни региона решений. Более широкий подход предполагает также отнесение к региональной политической элите, например, лидеров профсоюзных организаций, руководителей отделений партий, глав администраций городов и районов, руководителей средств массовой информации и т. п. О реальной политической силе на данный момент можно говорить лишь применительно, например, к мэрам городов - административных и экономических центров (Кемеровской области -это главы Кемерова и Новокузнецка). Но здесь, на наш взгляд, руководитель городской администрации силен не сам по себе, как самостоятельная величина. Значимость главы города на политическом поле определяется степенью стратегической важности возглавляемого им территориального образования . Поэтому глав Кемерова и Новокузнецка мы не включили в региональную политическую элиту, их скорее можно отнести к административно-хозяйственной элитной

субгруппе в силу тех полномочий, которыми они обладают.

Ситуация с региональной бизнес-элитой Кузбасса не столь однозначна, но эта группа не менее значима для политического влияния в регионе. Применительно к современным российским реалиям бизнес-элиту можно определить как группу владельцев и топ-менеджеров крупных частных и государственных компаний, задействованных в стратегических отраслях экономики страны,

имеющих средства и возможности оказывать влияние на принятие важнейших государственных решений. Спроецируем это определение на уровень субъекта Федерации: региональная бизнес-элита - группа владельцев и топ-менеджеров крупных частных и государственных компаний, задействованных в стратегических отраслях экономики региона, имеющих средства и возможности оказывать влияние на принятие важнейших решений на уровне субъекта Федерации. В таком случае экономической элитой Кемеровской области являются владельцы и топ-менеджмент ведущих предприятий региона. Исходя из особенностей Кузбасса, это преимущественно предприятия угольной и металлургической промышленности . Как следует из приведенного определения, граница между федеральной и региональной бизнес-элитами в ряде случаев оказывается размытой, поскольку кузбасские предприятия - основные налогоплательщики в бюджеты различных уровней, принадлежат крупным российским или даже транснациональным компаниям. И именно собственники и руководители данных бизнес-единиц обладают возможностью оказывать реальное влияние на политическую ситуацию в регионе с помощью экономических рычагов.

Региональная политическая элита Кузбасса, невзирая на ряд специфических черт, находится в русле отечественных тенденций формирования и функционирования политической элиты. В частности, имеется в виду формирование элиты «под лидера» и последующая легитимизация той или иной элитной группы через лидера. Российский правящий класс конструируется по принципу «И и его команда». В случае с кузбасской региональной правящей политической элитой данная схема полностью себя оправдывает: в СМИ часто можно встретить словосочетания: «Тулеев и его команда», «губернаторская команда», «команда губернатора»

- они используются для обозначения не

только областной администрации, руководства области, но и в целом группы единомышленников главы субъекта Федерации, осуществляющих управление регионом и представительство интересов Кузбасса на различных уровнях власти.

Формирование современной полит-элиты Кемеровской области шло под значительным влиянием сильного харизматичного лидера, в роли которого выступил Аман Тулеев, пришедший к руководству Кузбассом в 1997 г. В июле 1997 г. Указом Президента РФ он был назначен главой администрации Кемеровской области, став последним гу-бернатором-назначенцем перед введением в стране общего для всех субъектов Федерации принципа выборности глав исполнительной власти в 1990-е гг. В октябре 1997 г. Тулеев избран губернатором Кемеровской области, набрав 94,5 % [2] голосов избирателей, пришедших к урнам для голосования, в апреле 2001 г. он переизбран на пост главы региона (93,5 % [3] голосов избирателей от числа принявших в голосовании). В 2005 г., поставив перед президентом страны вопрос о доверии, он был утвержден главой государства в должности губернатора Кузбасса на очередной срок [4]. Аман Тулеев трижды баллотировался на пост Президента Российской Федерации: в 1991, 1996 и 2000 гг.

Столь высокий уровень доверия насе -ления во многом был заложен активным участием будущего губернатора в общественно-политической жизни Кузбасса с начала 1990-х гг. в роли депутата Верховного Совета РСФСР, депутата и председателя кемеровского областного Совета, председателя Кемеровского облисполкома, члена Совета Федерации Федерального Собрания от Кузбасса, председателя Законодательного собрания Кемеровской области. Свое значимое влияние оказал и жесткий конфликт с предыдущим губернатором Кемеровской области Михаилом Кислюком, а также так называемые «рельсовые войны», сопровождавшиеся переделом собственности в ве-

дущих отраслях промышленности региона: угольной и металлургической. В течение 1990-х-начале 2000-х гг. Тулеев сумел сформировать имидж «народного лидера» во многом благодаря высокой политической активности региона (в том числе из-за высокого «забастовочного потенциала» шахтерского региона), в то же время он не являлся ярым оппозиционером по отношению к Центру (хотя и входил в то время в Коммуниста -ческую партию РФ), умея лавировать в сложной политической ситуации ельцинской России 1990-х гг. [5]. В результате этого Кемеровская область оказалась к концу 1990- х

- началу 2000-х гг. регионом под сильной властью одного лидера, причем эта власть могла быть определена как патерналисткая [6]. «Тулеев считает себя и на самом деле является весьма крупной политической фигурой, одним из ведущих российских губернаторов, - полагает президент Института национальной стратегии, политолог Станислав Белковский. - Тулеев достаточно эффективный лоббист. Однако как администратор и менеджер он принадлежит 80-м и 90-м гг. прошлого века... Тулеев не проявил себя как политический стратег, который может создавать новые политико-экономические системы. Чтобы и в дальнейшем успешно лоббировать интересы региона, ему необходимо гарантировать полную политическую лояльность Кремлю, а также соблюдение оп ределен ных эко номических условий» [7].

Таким образом, на политико-эконо-мическое положение в Кузбассе стал оказывать влияние так называемый «фактор Тулеева», что в совокупности с другим экономическим фактором и моноэкономической культурой региона определило тот полити-ческий ландшафт, который на сегодня сформировался в Кемеровской области, в результате чего поддержка действующим губернатором любого политического течения, любой политической структуры априори имеет громаднейшее преимущество, благодаря его рейтингу среди населения.

Вторая особенность Кузбасса - моно-экономическая культура региона с акцентом на угольную отрасль и металлургию. Две эти базовые отрасли контролируются ограниченным кругом финансово-промышленных групп, сотрудничающих с областной адми-

Портрет региональной субгруппы политической элиты, применительно к Кузбассу, выглядит следующим образом. Предста -витель этой группы — мужчина 55 лет (самый молодой член кузбасской региональной политической элиты - депутат Совета народных депутатов Кемеровской области (СНД КО) О.В. Матюшенко 1973 г. рождения, самый пожилой - депутат СНД КО Н.Е. Крюков 1937 г. рождения), выходец преимущественно из городской местности (значительна доля родившихся на территории Кемеровской области), получивший высшее образование (100 % случаев). Немногим более половины депутатов СНД КО имеют техническое образование, среди депутатов Государственной Думы от Кузбасса порядка 2/3 имеют гуманитарное образование, практи-чески каждый третий из представителей кузбасской региональной политической элиты -обладатель ученой степени (главным образом степени кандидата наук). Примечатель-

нистрацией, ориентированных на действующую власть [8].

Подобное положение дел, безусловно, оставило свой отпечаток на региональной политической элите, которая является своеобразным слепком с региона.

ной особенностью Кемеровской области является то, что в означенную элитную субгруппу не входят военные, к «силовикам» можно отнести, пожалуй, лишь депутата Госдумы О.И. Аршбу, окончившего Высшую школу КГБ при Совете Министров СССР им. Ф.Э. Дзержинского и длительное время работавшего в системе органов безопасности, однако на выборы он шел, занимая один из руководящих постов в компании «ЕвразХол-динг». Отсутствие силовиков среди первых лиц региона отличает политэлиту Кузбасса, в частности, от федеральной политической элиты, где в Путинской когорте их доля около 25 %, а в высшем руководстве страны около 51 % [10].

Моноэкономическая культура региона объясняет достаточно большое присутствие угольщиков и металлургов, например, в областном парламенте они занимают соответственно 17 и 14 % мест в Совете народных депутатов области 2004 г. созыва. Вместе с

Характеристика региональной политической элиты Кемеровской области в 2005-2006 гг.

Характеристики политической элиты Региональная политическая элита Кемеровской области 2005-2006 гг. Федеральная политическая элита 2002 г. [9]

Средний возраст, лет 55 51,5

Доля женщин, % 17 1,7

Доля лиц с высшим образованием, % 100 (велика доля получивших техническое образование) 100

Доля лиц, имеющих ученую степень, % 37 20,9

Доля военных, % - 25,1

тем, лидером по числу полученных мест в законодательном собрании стали педагоги (около 25 %), представители системы школьного образования, а также начального, среднего и высшего профессионального. Подобное лидерство, на наш взгляд, объясняется, прежде всего, высокой общественной активностью этой профессиональной группы.

Партийная принадлежность членов региональной политической элиты Кемеровской области являет собой яркий пример следования общероссийской политической конъюнктуре в сочетании с местными особенностями. В частности, 94 % (33 депутата из 35) областного Совета народных депута-тов составляют члены избирательного блока «Служу Кузбассу!», созданного накануне выборов в региональный парламент с подачи главы региона [11]. До июля 2006 г. спикер облсовета Геннадий Дюдяев входил в Аграрную партию, однако 8 июля 2006 г. на внеочередном съезде регионального отделения партии «Единая Россия» Дюдяев был избран «новым лидером кузбасских «едино-россов», секретарем политсовета Кемеровского регионального отделения партии «Единая Россия», сменив на этом посту председателя Кемеровского городского совета народных депутатов Александра Любимова [12]. Немногим ранее на съезде «Единой России» в Красноярске губернатор Кемеровской области Аман Тулеев также стал членом партии «Единой России» [13]. Таким образом, главы исполнительной и законодательной властей Кузбасса представляют одну партию, «партию власти», которая фактически контролирует региональную власть в Кемеровской области. Оба сенатора от Кузбасса тоже являются «еди-нороссами», 6 из 8 депутатов Госдумы -представители «Единой России». И это притом, что несколько лет назад Кузбасс относили к группе регионов так называемого «красного пояса», где доминировала Коммунистическая партия Российской Федерации (КП РФ). Характеризуя ситуацию середины

1990-х, Д. Бадовский и Ю. Шутов отмечали: «... в некоторых регионах коммунисты объединены вокруг политически им близкого местного лидера, а их потенциальный электо-рат перекрывается электоратом последнего. Именно таким образом КП РФ оказывается в Орловской области «партией Строева», в Кемеровской области «партией Тулеева» и т.д.» [14]. В период, когда региональная по-литэлита ушла от левых, но еще не примкнула к центристам, избирательный блок «Служу Кузбассу!» стал попыткой создать некую подконтрольную региональной власти квази-партийную структуру, позволившую сплотить местную элиту на базе призыва защищать интересы области. То есть получилось универсальное образование, которое может быть использовано как некая общественная организация, «общественная приемная» (именно такую функцию блока «Служу Кузбассу» популяризировали областные государственные СМИ в 2004-2006 гг.), как «резервная структура», которую в случае необходимости можно активизировать для достижения тактических целей и т. п. В начале 2007 г. блок «Служу Кузбассу!» трансформировался в одноименное общественное движение.

Политическая элита Кемеровской области - это, главным образом, административная (преимущественно техническая по образованию) элита с сильными патерналистскими традициями и явно выраженным лидерством главы исполнительной власти. Кузбасская региональная политэлита не противопоставляет себя федеральной власти, она не оппозиционна ей, связь с Центром, отношение Центра выступает в качестве одного из ресурсов местной власти.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мы сознательно используем в отношении региональной элиты такое наименование Кемеровской области, как Кузбасс, поскольку именно специфика освоения социально-экономических и других отношений, присутствующих на террито-

рии Кузнецкого угольного бассейна, оказали определяющее влияние на установившуюся региональную политико-экономическую модель и на региональную элиту.

2. Аман Тулеев: человек, политик, губернатор. -Кемерово: Издательский дом «Центр-полиграф» медиахолдинга «Провинция», 2004. - С. 9.

3. Там же.

4. После того, как Президент РФ объявил о предложении ввести новый механизм формирования региональной исполнительной власти, губернатор Кемеровской области А. Тулеев воздерживался от каких-либо комментариев по этому поводу, в отличие от ситуации 2000 г., когда принятие федерального закона РФ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» вызвало резкую критику со стороны глав регионов. В частности, А. Тулеев назвал реформу Совета Федерации объявлением войны губернаторам (Коммерсантъ-Власть. 4 июля 2000. - С. 12-13). В 2005 г. после того, как в сентябре 2004 г. Президент РФ Владимир Путин предложил новую систему избрания глав регионов, Аман Тулеев долгое время воздерживался от комментариев. Только спустя полгода, он высказался по этому поводу: «Я никогда не скрывал того, что я - сторонник прямых выборов. Но я - солдат, раз закон принят, то его надо выполнять. И определять , кто может быть кандидатом на пост губернатора - теперь прерогатива Президента РФ». (Гулик, О. Тулеев не будет «стоять в очереди» за доверием президента / О. Гулик // Аргументы и факты в Кузбассе. - 2005. - март. - № 13 (437).

- С. 1; см. также О. Гулик. У Кремля нет конкурента для Тулеева / О. Гулик // Аргументы и факты в Кузбассе. - 2005. - апрель. - № 15 (439). - С. 1,2; Чворо, В. Без сюрпризов, без вариантов [Текст] / В. Чворо // Аргументы и факты в Кузбассе. - 2005. - апрель. - № 17 (441). - С. 2).

5. С 22 августа 1996 г. по 30 июня 1997 г. Аман Тулеев являлся членом правительства Российской Федерации, Министром по сотрудничеству с государствами-участниками Содружества Независимых Государств.

6. Журналы «Эксперт» и «Лица года» даже наградили Тулеева эпитетом «хозяин Кузбасса».

7. О. Гулик. У Кремля нет конкурента для Тулеева [Текст] / О. Гулик // Аргументы и факты в

Кузбассе. - 2005. - апрель. - № 15 (439). - С. 2.

8. См., например: Политолог Игорь Козлов: Интриги на выборах в горсовет Кемерова нет, всё предопределено [Электронный ресурс] // Интервью информационному агентству REGNUM. - 7 марта 2006 // Режим доступа: http://www.reanum.ru/news/602058.html

[10.03.2006].

9. Источник данных по федеральной политической элите: Крыштановская, О. Анатомия российской элиты / О. Крыштановская. - М.: Захаров, 2005. - С. 269.

10. В 2002 г. доля военных в Путинской когорте

- 58,3 %, в 2004 г. - 43,5 %. См., Крыштановская, О. Анатомия российской элиты [Текст] / О. Крыштановская. - М.: Захаров, 2005. - С. 270.

11. «... этот блок [«Служу Кузбассу!»] создавался не просто при участии, а это была идея губернатора область», - подчеркивает спикер Совета народных депутатов Кемеровской области Геннадий Дюдяев. (Логинова, Е. Геннадий Дюдяев: «Деньги должны помнить о родине» / Е. Логинова // Деловой Кузбасс - новый век. - декабрь 2006 - январь 2007. - № 12-1 (57-58). - С. 16.

12. Геннадий Дюдяев стал новым лидером куз -

басских «единороссов» [Электронный ресурс] // Радио Кузбасса. - 2006. - 10 июля // Режим доступа: http ://www. ku zbassfm .ru/news/11155/

[20.07.2006]; Лавренков, И., Батурин, П. Едино-россы ставят на спикеров региональных парламентов / И. Лавренков, П. Батурин // Коммерсантъ . - 21 июня 2006. - № 110. - С. 3.

13. В конце ноября 2005 г. в Красноярске на VI Съезде Партии «Единая Россия» Председатель Партии Борис Грызлов вручил партийный губернатору Кемеровской области Аману Тулееву [Электронный ресурс] // Официальный сайт партии «Единая Россия» // Режим доступа: http://www.edinros.ru/news.html7idH09236

[26.08.2006]. Аман Тулеев вошёл в Бюро Высше -го совета «Единой России» [Электронный ресурс] // Радио Кузбасса. - 2006. - 4 декабря // Режим доступа:

http://www.kuzbassfm.ru/news/13280/ [10.12.2006].

14. Бадовский, Д.В. Региональные элиты в постсоветской России: особенности политического участия / Д.В. Бадовский, А.Ю. Шутов // Кентавр - 1995 - № 6. - С. 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.