Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУШНОГО БАССЕЙНА'

РЕГИОНАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУШНОГО БАССЕЙНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ / ВЫБРОСЫ / ЗАГРЯЗНЯЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА / АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Костылева Людмила Николаевна

Проведена региональная оценка загрязнения воздушного бассейна на примере Воронежской области. Рассмотрены основные факторы загрязнения атмосферы и приоритетные источники вредного и неблагоприятного воздействия на окружающую среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Костылева Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУШНОГО БАССЕЙНА»

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

РЕГИОНАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУШНОГО БАССЕЙНА

Костылева Людмила Николаевна, Военный учебно-научный центр «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж

E-mail: kostyleva12@yandex.ru

Аннотация. Проведена региональная оценка загрязнения воздушного бассейна на примере Воронежской области. Рассмотрены основные факторы загрязнения атмосферы и приоритетные источники вредного и неблагоприятного воздействия на окружающую среду.

Ключевые слова: источники загрязнения, выбросы, загрязняющие вещества, атмосферный воздух.

Региональный анализ загрязнения воздушного бассейна и оптимизация среды обитания - одно из важных условий устойчивого эколого-экономического развития региона. Актуальность проблемы подтверждается в условиях глобальных климатических изменений, когда динамика климата вызывает неблагоприятные «ответные реакции» как в состоянии окружающей среды, так и общественного здоровья.

Исследована структура и параметры воздействия факторов окружающей среды на состояние загрязнения воздушного бассейна Воронежской области. Исходными материалами являлись ведомственная статистика региональных природоохранных служб.

Основными факторами загрязнения атмосферы являются компоненты выбросов стационарных и передвижных источников. Соотношение вклада стационарных и передвижных источников в загрязнение воздушного бассейна относительно стабильно за последние 10 лет. Так, вклад стационарных источников ежегодно составляет около 15-17 %, а вклад передвижных - около 83-85% [2].

Структура отраслей хозяйства, воздействующих на атмосферу, представлена на рисунке 1, откуда следует, что более 85 % вклада в загрязнение от

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

стационарных источников обусловливают 6 отраслей: около 40% -

трубопроводный транспорт и пищевая промышленность, около 30% -

электроэнергетика, машиностроение, строительная индустрия и около 17% -химическая промышленность.

Рис. 1 Вклад отраслей хозяйства в валовый выброс загрязняющих веществ стационарными источниками (2015 г.)

Вклад передвижных источников в загрязнение воздушного бассейна в целом значительно выше, причем общая динамика выбросов (на фоне относительной стабильности) с 2007 г. имеет устойчивую тенденцию к росту несмотря на повышение качества автомобильного топлива и снижение его токсичности (вследствие прогрессирующего роста автотранспортного парка).

В 2015 г. суммарные выбросы в атмосферу от всех источников загрязнения составили около 436,7 тыс. тонн, в том числе от стационарных источников -около 68,7 тыс. тонн. Основными составляющими выбросов стационарных источников являются твердые вещества, сернистый ангидрид, оксид углерода, оксиды азота и летучие органические соединения.

В области расположено 4009 объектов, являющихся источниками вредного и неблагоприятного воздействия на условия проживания населения, из них 1 класса вредности - 33 объекта, 2 класса - 198 объектов. Наиболее крупными вкладчиками в загрязнение атмосферы региона являются в г. Воронеже: ТЭЦ-1; ТЭЦ-2; ООО «Новогор-Воронеж»; ОАО «Воронежсинтезкаучук»; ОАО «Амтел-Черноземье»; ОАО «ВАСО»; ОАО «Тяжэкс»; ФКА «Воронежский механический

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

завод»; предприятия коммунального хозяйства (Правобережные очистные сооружения МУП города Воронежа «Водоканал Воронежа»; ОАО «Левобережные очистные сооружения»). В районах области: ОАО «Минудобрения» (г. Россошь); ОАО «Семилукский огнеупорный завод» (г. Семилуки); ОАО «Павловск Гранит» (Павловский район); ОАО «Подгоренский цементник» (Подгоренский район), Лискинский, Елань-Коленовский сахарные заводы и др. При этом наибольший вклад вносит транспортная отрасль при слабой эффективности очистки отходящих загрязняющих веществ (всего 0,14%) [2].

Проблема загрязнения воздуха выбросами автотранспорта стоит наиболее остро, т.к. выбросы от передвижных источников значительно превышают (примерно в 4, 5 - 5,5 раз ежегодно) объем промышленных выбросов стационарными источниками, достигая в последние годы около 300-370 тыс. т/ год.

Объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу за многолетний период показаны в таблице 1.

Лидирующее положение по абсолютным объемам выбросов занимает г. Воронеж, вклад которого в общий объем достигает: по стационарным источникам - 19,7%, по передвижным источникам - 35,6%, причем вклад выбросов автотранспорта в атмосферу г. Воронежа продолжает нарастать за счет неуклонного наращивания личного автотранспорта населением. Это приводит к увеличению концентраций пыли, оксида углерода, диоксида азота на территориях с наиболее интенсивным транспортным потоком (в районе цирка, центрального автовокзала, на перекрестках ул. Плехановской - ул. Кольцовской, ул. Остужева - Ленинский пр., по всему Московскому пр., ул. 9 Января, ул. Матросова и др.) [1].

В исследованиях, связанных с оценкой риска здоровью населения г. Воронежа, отмечена корреляция между объемами поступления загрязняющих веществ в воздушный бассейн города и их концентрациями в атмосфере. Уровень «ответной реакции» населения на аэрогенное загрязнение городской среды достоверно проявляется в увеличении заболеваемости взрослого и особенно детского населения в техногенно-загрязненных микрорайонах центра и индустриального сектора Левобережного района города. Относительно низкая заболеваемость детского и взрослого населения наблюдается в Северном жилом районе и в жилой застройке зеленой зоны вблизи Агроуниверситета. Более «чувствительно» к техногенному загрязнению детское население [18].

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Таблица 1

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу: среднегодовые показатели (2006-2015 гг.)

Районы и городские округа Выбросы (тыс. тонн/год) от источников Коэффициент суммарной эмиссионной нагрузки (тонн/год)

стационарных передвижных на 1 человека на 1 км2

Аннинский 2,361 6,240 0,165 4,10

Бобровский 1,117 5,968 0,129 3,14

Богучарский 0,642 6,127 0,165 3,09

Борисоглебский гор.округ 0,833 11,965 0,164 9,01

Бутурлиновский 1,137 10,673 0,217 6,42

Верхнемамонский 0,059 4,407 0,215 3,32

Верхнехавский 0,590 4,681 0,196 4,21

Воробьевский 0,161 4,289 0,206 3,60

Грибановский 0,793 4,373 0,132 2,56

Калачеевский 10,588 10,871 0,345 10,09

Каменский 0,208 4,519 0,211 4,73

Кантемировский 5,293 5,162 0,250 4,65

Каширский 0,548 8,869 0,142 8,41

Лискинский 3,192 15,472 0,182 8,90

Нижнедевицкий 0,265 3,425 0,150 3,09

Новоусманский 0,461 6,152 0,106 5,31

Новохоперский 1,828 5,468 0,157 3,11

Ольховатский 0,539 4,608 0,199 4,93

Острогожский 2,929 11,096 0,226 8,02

Павловский 2,090 9,310 0,194 6,02

Панинский 1,416 2,917 0,136 3,10

Петропавловский 0,139 5,526 0,237 3,45

Поворинский 0,456 5,562 0,167 5,55

Подгоренский 0,556 2,893 0,115 2,18

Рамонский 0,502 4,521 0,162 3,91

Репьевский 0,042 3,503 0,199 3,79

Россошанский 10,564 19,232 0,313 12,26

Семилукский 2,105 10,062 0,188 7,62

Таловский 0,414 11,032 0,239 5,99

Терновский 0,164 4,178 0,163 3,12

Хохольский 0,511 3,256 0,112 2,60

Эртильский 1,146 6,058 0,223 4,87

Гор. округ г. Воронеж 13,163 122,798 0,142 276,34

Область в целом 66,810 345,213 0,172 7,86

Объемы выбросов обычно коррелируют с уровнем индустриального развития районов области и выше в промышленно-развитых, к которым помимо Воронежского городского округа следует отнести Борисоглебский городской округ, города Бутурлиновку, Калач, Лиски (крупный железнодорожный узел),

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Острогожск, Павловск, Россошь, Семилуки и городской округ г. Нововоронеж.

Для относительной сопоставимости данных по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу с учетом численности населения и площадного фактора часто применяют коэффициенты эмиссионной нагрузки в расчете на 1 жителя или 1 кв. км площади [2].

Как свидетельствуют данные таблицы 1, наиболее велика эмиссионная нагрузка «на население» (0,35 т/чел. в год) в Калачеевском районе, достаточно высока (0,21 - 0,31 т/чел. в год) - в Бутулиновском, Верхнемамонском, Воробьевском, Каменском, Кантемировском, Петропавловском, Острогожском, Россошанском, Таловском, Эртильском районах, а минимальна (0,11 - 0,15 т/чел. в год) - в Бобровском, Грибановском, Каширском, Нижнедевицком, Новоусмансоком, Панинском, Подгоренском, Хохольском районах и г. Воронеже. В большей мере это социально обусловленный показатель, а не экологический. Так, в областном центре он оказался довольно низким (0,14 т/чел. в год) за счет высокой численности населения, сосредоточенной на сравнительно малой территории, где и среда обитания, и все население, в том числе каждый отдельный человек, подвержены мощному аэрогенному воздействию.

В этой связи более показателен коэффициент эмиссионной нагрузки «на территорию», который наиболее велик, прежде всего, на территории г. Воронежа, где он на порядок выше любого муниципального района, превышая примерно в 25 раз аналогичный показатель в Россошанском и Калачеевском

районах. Это показатель выше среднеобластного (7,9 т/км ) на территории

22 городских округов - город Воронеж (276,3 т/км ) и Борисоглебском (9,0т/км ), а

также в ряде промышленно-развитых районов - Калачеевском, Каширском (за

счет г. Нововоронежа), Лискинском, Острогожском, Россошанском (8,0-12,3 т/

22 км ). Наименьший показатель

(2,2-3,8 т/км ) отмечается преимущественно в аграрных районах - Бобровском, Богучарском, Верхнемамонском, Воробьевском, Грибановском, Нижнедевицком, Новохоперском, Панинском, Петропавловском, Подгоренском, Репьевском, Терновском, Хохольском.

Для повышения эффективности экологического контроля выхлопов автотранспорта и деятельности автотранспортных предприятий в г. Воронеже, например, ежегодно проводится операция «Чистый воздух» совместно Управлением Ростехнадзора, ФГУ «ЦЛАТИ», Управлением по охране окружающей среды г. Воронежа, Управлением государственного автодорожного надзора по Воронежской области. Уже около 15 лет (с 1997 г.) на территории области действует запрет использования этилированного бензина (Постановление администрации Воронежской области «О поэтапном переходе на реализацию неэтилированных бензинов в Воронежской области», 1997г.), что позволило значительно снизить концентрацию свинца в атмосфере региона

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

(снижение за 10 лет удельного веса проб воздуха, не отвечающих гигиеническому нормативу по свинцу, составило от 8,5 % до 0,05 %).

В условиях преимущественно аэрогенного формирования зон техногенного загрязнения урбанизированных регионов эффективным является эколого-геохимический мониторинг в зонах экологического риска. Для снижения экологического риска и оздоровления городской среды необходима целенаправленная экологическая политика, составными блоками которой могут быть:

а) модернизация транспортных сетей городов и пригородных зон с увеличением их пропускной способности, качества дорожного покрытия, средней скорости движения транспортных средств и созданием «транспортных коридоров» по типу современных «органических систем» городского транспорта во многих европейских городах;

б) изменение топливного баланса в теплоэнергетической промышленности с полным переходом на газ в качестве топлива;

в) более высокое озеленение внутригородского пространства с внедрением в состав посадок газоустойчивых зеленых насаждений: липы, тополя, ясеня и других видов, а также более широкое применение «вертикального озеленения» стен и крыш домов по опыту ряда крупных городов Европы, что позволит снизить загрязнение воздушного бассейна и уменьшить звуковой дискомфорт вблизи автомагистралей.

Литература:

1. Куролап С.А. Воронеж: среда обитания и зоны экологического риска / С. А. Куролап [и др.]. - Воронеж: Изд-во «Истоки», 2010. - 207 с.

2. Медико-экологический атлас Воронежской области / С.А. Куролап [и др.]. -Воронеж: Изд-во «Истоки», 2010. - 167 с.

*

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.