Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОПТИМИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ'

РЕГИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОПТИМИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
25
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Филькина О.М., Воробьева Е.А., Малышкина А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОПТИМИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДИАТРИИ И ДЕТСКОЙ ХИРУРГИИ

ФАРМАКОЭКОНОМИКА ДИАГНОСТИКИ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Самкина О. Н., Водовозова Э.В., Леденева Л.Н., Пустабаева М. С.

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» МЗ РФ, Ставрополь

Фармакоэкономика позволяет провести экономическую оценку эффективности использования ресурсов здравоохранения.

Цель исследования: оценить разницу в стоимости диагностики при замене рутинных исследований при железодефицитной анемии (ЖДА) на скринин-говое определение микроэлементов (железа, цинка и меди) в течение года наблюдения.

Материалы и методы: проведен анализ затрат на диагностику ЖДА по стандартам и при скринин-говом определении микроэлементов (железа, цинка и меди) в течение года наблюдения. Расчет проводился по стоимости на 1 клинический случай (прямые медицинские затраты без учета неосязаемых затрат).

Результаты: При использовании данной схемы сократились расходы на этапе диспансерного наблюдения, в зависимости от степени тяжести анемии в среднем на 11,0%. Наибольший экономический эффект выявлен у пациентов с ЖДА средней степени тяжести (18,8%).

Выводы: Использование скринингового определения микроэлементов (железа, цинка и меди) при диагностики ЖДА у детей раннего возраста сокращает затраты в среднем на 11,0% и способствует улучшению эмоционального фона, так как любые инвазив-ные манипуляции причиняют боль и психологический дискомфорт больному ребенку.

ОСОБЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ЭТАПЕ ПЕРЕХОДА К ПРЕДМЕТНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Самороднова Е.А.1, Киселева И.Н.2, Киселев Р.П.1 1ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России, Казань 2МБОУ «Гимназия №4 им. А.С.Пушкина», Йошкар-Ола

Введение. Одним из сложных периодов для школьников является переход от начальной школы к предметному обучению в среднем звене. Адаптация к новым условиям может протекать в течение нескольких месяцев. Эмоциональная напряженность оказывает негативное влияние на поведение и успеваемость ребенка. Хроническое перенапряжение становится причиной снижения общей реактивности организма и частых интеркур-рентных заболеваний, а в дальнейшем и формирования хронических заболеваний.

Цель исследования — проанализировать особенности течения адаптации детей во взаимосвязи

с состоянием их здоровья на этапе перехода в среднее звено школы.

Материалы и методы. В проведено анкетирование 115 родителей пятиклассников гимназии № 4 г. Йошкар-Олы; проанализированы сведения о заболеваемости детей по данным школьных медицинских карт.

Результаты. У 100% детей в течение первого учебного месяца наблюдались признаки стресса, однако признаки дезадаптации демонстрировали 55 пятиклассников (48%). Это может стать основой формирования «школьных» болезней: нарушении осанки, миопии, патологии пищеварительного тракта и др.

Анализ медицинских карт показал рост заболеваемости в I полугодии, т.е. в адаптационный период. Чаще всего пятиклассники жаловались на боли в животе, тошноту, ухудшение зрения, усталость, расстройство сна. Заболеваемость респираторными заболеваниями возросла в 1,8 раза по сравнению с аналогичным периодом в четвертом классе. Увеличиваются заболевания пищеварительного тракта: с 3% в четвертом классе до 10,4% у учащихся в пятом классе. Ожирение возросло с 4% до 6,4% от общего числа учащихся; снижение остроты зрения — с 26% до 31,2% учащихся. С 1,6% до 2,4%. повысилось число детей, страдающих аллергодерматозом (атопи-ческим дерматитом). В то же время снизились частота обострений бронхиальной астмы с 4% до 1,6%.

Заключение. Переход к предметному образованию является критическим периодом в жизни ребенка, оказывающим существенное влияние на состояние его здоровья. Это требует усиления профилактических мероприятий со стороны педиатров и педагогов для своевременного выявления и коррекции признаков дезадаптации.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОПТИМИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

Филькина О.М., Воробьева Е.А., Малышкина А.И. ФГБУ «Ив НИИ М и Д им. В.Н. Городкова» Минздрава России, Иваново

Школьный период является важным в формирования здоровья детей и создает необходимость поиска новых межведомственных организационных решений оптимизации их здоровья в образовательных организациях.

Цель исследования — создать региональную организационно-функциональную модель оптимизации здоровья школьников на межведомственном уровне.

Материалы и методы. В исследование включены все школьники образовательных организаций Ивановской области. Методы: аналитический, экспертный, моделирования, организационного эксперимента.

Результаты. Организационно-функциональная модель оптимизации здоровья школьников основана

РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИК ПЕРИНАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ, 2021; 66:(4) ROSSIYSKIY VESTNIK PERINATOLOGIII PEDIATRII, 2021; 66:(4)

Раздел 1 . ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ

на межведомственном подходе с интеграцией медиков и педагогов; организации Координационного совета; методической поддержке, создании единого информационного поля, базы данных методических и презентационных материалов по организации медико-психолого-педагогической помощи в образовательных организациях, формированию здорового образа жизни школьников; образовании регионального Центра здоровья школьников с отделением дистанционного управления здоровьем обучающихся с использованием защищенного онлайн-доступа, обеспечивающего единые подходы в организации оздоровления, создании единой профилактической среды. Сформирована межведомственная система спортивно-оздоровительных мероприятий для школьников.

В каждой образовательной организации созданы «школьные команды», включающие педагогов, психологов, медицинских работников; оздоровительная среда, содержанием которой являются условия, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям; лицензированный медицинский кабинет в школе; автоматизированное рабочее место медицинских работников, психологов; кабинет здоровья школьников; оздоровительная инфраструктура.

В школах сформирована система оздоровительных мероприятий с использованием современных дистанционных технологий: проведение физкультминуток, уроков здорового образа жизни и др. В каждой школе созданы волонтерские отряды, осуществляется их подготовка по вопросам формирования здорового образа жизни. В повышении компетентности учащихся по вопросам формирования здоровья принимают участие волонтеры-медики из Ивановского НИИ материнства и детства, медицинской академии. Используются как дистанционные, так и очные формы информирования.

Заключение. Улучшились показатели здоровья, повысилась удовлетворенность родителей качеством медико-психолого-педагогического сопровождения, повысилась компетентность и мотивация обучающихся, родителей, педагогов в вопросах управления здоровьем детей.

ВЫЯВЛЕНИЕ И АНАЛИЗ ЖАЛОБ У ШКОЛЬНИКОВ 15-17 ЛЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНКЕТНОГО ТЕСТА ПРИ ПОМОЩИ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ

Филькина О.М., Долотова Н.В., Воробьева Е.А., Кочерова О. Ю.

ФГБУ «Ив НИИ М и Д им. В.Н.Городкова» Минздрава России, Иваново

Актуальность. Сохранение и укрепление здоровья школьников является одной из приоритетных задач здравоохранения в Российской Федерации. В последние годы отмечается снижение численности

детей подросткового возраста, при этом увеличивается их заболеваемость. Образ жизни российских детей в настоящее время сильно изменился, уменьшился объем двигательной нагрузки, увеличилось время использования гаджетов. Все это негативно сказывается на состоянии здоровья подростков и требует поиска путей ранней диагностики отклонений с целью своевременного выявления и лечения патологии.

Цель. Провести анализ частоты выявления жалоб у школьников 15-17 лет на примере двух общеобразовательных школ г.Иваново для выявления потребности в консультациях врачей-специалистов с использованием анкетного теста автоматизированной программы.

Материалы и методы. Проведено обследование 114 школьников 15-17 лет, обучающихся в общеобразовательных школах города Иваново, при помощи анкетного теста программы для ЭВМ «Самооценка состояния здоровья подростков 15-17 лет». Программа разработана сотрудниками отдела охраны здоровья детей ФГБУ «Ив НИИ М и Д им. В.Н. Городкова» Минздрава России, осуществляет автоматизированный анализ данных о жалобах и самооценке состояния здоровья подростков 15-17 лет.

Результаты. По результатам обследования с помощью анкетного теста выявлено, что лишь у 6,1% детей нет жалоб. У 93,9% есть жалобы на нарушения здоровья. При этом среднее число жалоб, приходящееся на одного ребенка, составило 13,8. У каждого ребенка в среднем были жалобы по 5 системам. Чаще всего регистрировались жалобы со стороны нервной системы (88,8%), психического здоровья (76,6%), костно-мышечной системы (65,4%), органа зрения (60,7%). Со стороны органов дыхания жалобы были у 58,9% детей, кожи и подкожной клетчатки у 57% детей, органов пищеварения у 53,3%, органов кровообращения у 47,7%, органов мочевыделительной системы у 41,1% подростков 15-17 лет. По результатам анкетного теста 95,6% детей нуждаются в консультации врача-педиатра, 79,8% — невролога, 70,2% — психолога, 57,9% — офтальмолога.

Заключение. Автоматизированная оценка жалоб подростков 15-17 лет показала, что в среднем на одного ребенка приходится 13,8 жалоб по 5 системам. Большинство подростков по результатам анкетного теста нуждаются в консультации педиатра, невролога, психолога, офтальмолога. Раннее выявление жалоб при самооценке подростками имеет большое значение для своевременного выявления и коррекции имеющихся нарушений.

РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИК ПЕРИНАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ, 2021; 66:(4) ROSSIYSKIY VESTNIK PERINATOLOGIII PEDIATRII, 2021; 66:(4)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.