Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive15/15-02/ Дата публикации: 1.05.2015 № 2 (14). С. 114-117. УДК 37. 016: 67. 074
А. В. Б РЕХОВА, М. В. Слепцова, Л. А. Шдмднинд
Региональная олимпиада школьников по технологии: анализ, опыт и предложения
Интеграция, современного образования, представляет собой новую ступень творческого развития ребенка, что включает в себя современные подходы, требования, умения и навыки, объеденные в одно целое. Одним из примеров отражения творческих способностей детей является проведение олимпиад и разработка творческих проектов.
Данная статья посвящена анализу, проводимой преподавателями Воронежского педагогического университета, олимпиады по технологии (региональный тур). Опыт работы, ежегодное участие в качестве жюри олимпиады, позволили авторам статьи провести анализ заданий теоретического и практического туров и внести предложения по организации и содержанию заданий практического тура и творческого проекта.
Ключевые слова: олимпиада, технология, олимпиадные задания, практическое задание, творческий проект, экономическое обоснование.
Perspectives of Science & Education. 2015. 2 (14)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive15/15-02/ Accepted: 25 April 2015 No. 2 (14). pp. 114-117.
A. V. Brehova, M. V. SLEPTSOVA, L. A. SHAMONiNA
Regional school olympiad in technology: analysis, experience and suggestions
Integration of modern education, represents a new stage of creative development of the child, which includes modern approaches, requirements, skills, merged into one. One example of the reflection of the creative abilities of children is hosting the Olympic games and the development of creative projects.
This article is devoted to the analysis conducted by the faculty of the Voronezh pedagogical University, technology competition (regional tour). Experience, annual participation as jury competition, allowed the authors to analyze tasks theoretical and practical rounds and make suggestions on the organization and contents of the practical examination tasks and creative project.
Keywords: olympiad, technology, olympiad task practical task, a creative project, economic feasibility.
Начале каждого- тада^дэегся-" старт к проведению Всероссийской олимпиады школьников, которая бесспорно является эффективным средством формирования знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их личностного и профессионального самоопределения. Целью Всероссийской олимпиады школьников является выявление молодых дарований и приобщение к интеллектуальной деятельности как можно большего количества школьников, оказание помощи в развитии их талантов и становлении как будущих высококвалифицированных специалистов, без которых в современную эпоху нашей стране не обойтись. Особенно остро стоит вопрос технологической подготовки учащихся, умеющих создавать и совершенствовать материальные ценности, работать на высокотехнологическом оборудовании, разбираться в новых современных технологиях.
Именно при изучении образовательной области «Технология» учащиеся должны получить исходные представления и умения анализа и творческого решения возникающих практических проблем, преобразования материалов, энергии и информации, конструирования, планирования, изготовления, оценки процессов и изделий. Они должны получить знания и умения в области технического или художественно-прикладного творчества, представления о мире науки, технологий и техносферы, влиянии технологий на общество и окружающую среду, о сферах человеческой деятельности и общественного производства, о спектре профессий и путях самооценки своих возможностей [1].
Олимпиадное движение по технологии, в отличие от предметов естественнонаучного профиля, имеет относительно недавнюю историю. Жизненная необходимость знания азов электро-радиотехнологии, обработки конструкционных материалов (металл, древесина), обработки ткани, побудила Министерство образования Российской Федерации сделать первые шаги на пути к организации Всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2000 году [2].
Первые олимпиады проводилась в виде конкурса проектов и очного заключительного тура с выполнением практических заданий по основным разделам минимального содержания основного общего среднего образования и программы «Технология», изучаемых в 5-9-х и 10-11-х классах.
Для выполнения практического заданий каждый участник должен был привезти собственное и|делие (не проект), выполненное до 50% и на месте в отведенное время должен был завершить работу.
От каждого региона было возможно участие ¡четырех проектов: технология обработки конструкционных материалов, художественная обработка материалов, культура дома, технология обрабшки ткани и дищшых продуктов,-худо-
'жёеГвейй'ая обработка—мЭтериадов'' 9-11 классы. На конкурс принимались коллективные работы с числами участников не более 3 человек.
По своей организации и целям проведения первые две олимпиады немногим отличались друг от друга, но их успех во многом определил судьбу дальнейшего технологического образования в стране. Учителя были заинтересованы в подготовке своих учеников для участия в олимпиаде и, тем самым, определяли желание ребят сделать лучший проект и одержать абсолютную победу, из чего естественным образом следовало совершенствование технологических знаний и навыков учащихся. С 2002 — по 2014 год Всероссийские олимпиады по технологии с успехом проводились в Туле, Брянске, Курске, Тамбове, Армавире, Липецке и Москве.
В Воронежском государственном педагогическом университете в феврале месяце 2015 года в одиннадцатый раз был проведен региональный этап XVI Всероссийской олимпиады школьников по технологии, который в очередной раз показал, как необычайно талантливы наши дети. При прохождении всех туров олимпиады школьники демонстрируют знания в области технологии, экономики, организации и экологии современного производства, представления о перспективах его развития, о мире профессий, об основах предпринимательства, ведении домашнего хозяйства, а также навыки самостоятельной практической деятельности.
Являясь членом жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии, мы каждый раз восхищаемся представленными школьниками творческими проектами. Это макеты всевозможных кораблей, самолетов, автомобилей, оригинальной формы скворечники, полки, подставки, выпускные платья, модели швейных, вязаных изделий, изделий из полимерной глины, коллективные проекты социальной направленности. Представленные работы вызывают неподдельное восхищение своей неординарностью, новизной, новыми подходами к изготовлению, применением современных технологий. Олимпиады школьников по технологии лишний раз подтверждают, что учебный предмет «Технология» является связующим звеном, которое помогает школьникам соединить разрозненные знания по отдельным учебным предметам, показывает, где и каким образом могут быть использованы эти знания в их будущей жизни и профессиональной деятельности. Казалось бы, надо только радоваться, но проанализировав результаты олимпиад нескольких последних лет, мы пришли к выводу, что налицо ряд тревожных моментов, на которые нельзя не обратить внимание.
Прежде всего, беспокоит резко сократившееся количество участников регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по тех-нолШйй. А как жещринщп олимдййднрЩвдви-
115 ^^ 2307-2447
Perspectives of Science and Education. 2015. 2 (14)
женяя — ^ЯавИЬе®не^побБд1,' а ®!Учжтйег Многие школьники и так отказываются от участия в олимпиадах по технологии, так как не видят ¡смысла тратить время на подготовку, самообразование и развитие в области далекой от их рудущей профессиональной деятельности.
Всероссийская олимпиада школьников по ¡технологии проводится в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный, заключительный, каждый этап включает три тура: тестирование учащихся, выполнение ими практических работ и защиту творческих проектов. Олимпиада проводится по двум номинациям «Техника и техническое творчество», «Культура дома и декоративно-прикладное искусство».
Участие же многих учителей в олимпиадах по технологии, скорее всего можно отнести к борьбе за каждого конкурсанта, так как им приходится преодолевать сопротивление родителей, разумно продвигающих участие своих чад в олимпиадах школьников из перечня, опреде-мяемого Министерством образования и науки Российской Федерации, дающих определенные льготы при поступлении в вузы. Многие выпускники школ по-прежнему отдают предпочтение гуманитарным предметам. Так, в 2014 году проценты распределились следующим образом: почти 63% сдавали обществознание, физику — около 28%, историю - около 23%, английский язык — чуть более 11%, а информатику и ИКТ — почти 10%, тогда как географию — порядка 4%.
Практические задания должны быть построены таким образом, чтобы при их выполнении школьник максимально использовал весь набор знаний и умений, полученный им в процессе обучения.
Но для этого практический тур, например у девушек не должен сводиться к практическим заданиям по конструированию и моделированию и заданиям по технологии обработки швейных изделий.
Для участников олимпиады практическое задание по моделированию швейных изделий очень непростое испытание. На конкурсе дизайнеров одежды, вероятно моделирование, как один из этапов конкурсной программы вполне понятен и оправдан. Но мы говорим об олимпиаде школьников по технологии. А за последние 3 года наблюдается тенденция усложнения задания по моделированию. Целесообразно ли это?
В 2013 и в 2014 годах для участников олимпиады 10-11 классов было предложено выполнить моделирование платьев достаточно простых и понятных моделей, в отличие от задания в 2015 году. Еще нюанс — в задании для моделирования представлен эскиз или фото модели изделия. По нашему мнению необходим технический рисунок модели и задача моделирования вля школьника была бы более понятна. Результаты практического задания по моделированию ШййнЩI низкие.
ГЫоря о^рактическом Идании Рпо^Шно-логии обработки швейных изделий, так же наблюдается некоторое усложнение. В прошедшие олимпиады 2013 и 2014 годов для участников предлагалось выполнить обработку деталей очень простых форм — паты или разреза в стачном шве — для 9 классов. Для учащихся 10-11 классов необходимо было обработать хлястик и прикрепить его к основной детали с помощью пуговиц или обработать застежку обтачкой. В нынешнем 2015 году для 9 классов задание заключалось в необходимости выполнить обработку кулиски на полотнище юбки и стянуть вставленными в нее шнурами. Шнуры заготавливались из косой бейки. Для 10 -11 —х классов задание звучало так: «Обработка съемного воротника с цельнокроеной стойкой». Причем учащиеся сами выкраивали детали воротника, настрачивали кружево на деталь верхнего воротника, а затем обрабатывали. Согласитесь, задание простым не назовешь. Хотя нельзя не отметить, что качество работ по технологии обработки швейных изделий выше, чем по моделированию. И радует тот факт, что многие участницы довольно уверенно работают на швейных машинах.
Конечно, нельзя не согласиться с тем, что олимпиадные задания всегда уровнем выше школьной программы. Но в школе часы для уроков «Технология» сокращаются, соответственно, и в программе на тему «моделирование» отводится достаточно мало времени. А кроме раздела изучающего технологию швейных изделий, есть и другие: «Декоративно — прикладное творчество»; «Семейная экономика»; «Кулинария» и т. д.
Вместе с тем, на олимпиаде наряду с проектами по технологии изготовления швейных изделий представляются проекты социальной и экологической направленности, по технологиям декоративно-прикладного творчества — вязание, валяние войлока, роспись по шелку, деку-паж, бисероплетение. Может быть, для девушек — участниц олимпиады, в качестве практических заданий предлагать несколько вариантов? Ведь для юношей 9 —го класса на выбор представлены задания: по электротехнике, по механической и ручной обработке металла. Для юношей 10-11 —х классов, кроме перечисленных выше заданий, предложены задания по механической обработке древесины, по ручной обработке древесины.
Чтобы как можно глубже оценить уровень технологической подготовки конкурсантов на олимпиаду представляют проекты учащихся 8-11 классов по базовым разделам обязательного минимума содержания по технологии (технологии обработки конструкционных и поделочных материалов; культура дома; технологии обработки ткани и пищевых продуктов; художественная обработка материалов; электротехника и Щ^кЙ
pnojournal.wordpress.com 116
треника;- Щ■'■■технологии сельскохозяйстйенного производства). Ученический проект - это твор-че|кая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям ребенка, выполнен-Шая самостоятельно, но под руководством учителя и, имеющая своим результатом социально значимое изделие или услугу.
У учащихся при выполнении проектов должна вырабатываться и закрепляться привычка к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций, способность оценивать идеи, исходя из реальных потребностей, материальных возможностей и умений выбирать наиболее технологичный, экономичный, отвечающий требованиям дизайна способ изготовления объекта проектной деятельности.
Опыт участия в проведении и оцениванию региональных и областных олимпиад свидетельствует о том, что в процессе выполнения учащимися творческого проекта, зачастую, недостаточное внимание уделяется экономическому и экологическому обоснованию проекта. А ведь именно эти этапы определяют выбор объекта, материалы, из которых он должен быть сделан, и непосредственно, саму технологию изготовления. В результате ученики не только не в состоянии
правильно оценить свой работу, зачастую очень трудоемкую и кропотливую, но у них даже не возникает мысли, что этот продукт может быть реализован, а не подарен. Школьникам не дол»! но быть стыдно получать деньги за свой труд, в этом и заключается социализация и адаптация, если конечно мы не готовим «офисный планктон» и иждивенцев, ждущих подачек. Мы считает, что необходимо этим моментам уделять как можно больше внимания, так как у школьников снижается мотивация к выполнению проекта, а это уникальная возможность в школьном возрасте попробовать реализовать себя в качестве производителя и организатора услуг.
Учитель, помогающий учащемуся выполнять творческий проект, должен уделять этому должное значение. Учитель технологии должен научить автора всем этапам работы над проектом вплоть до его реализации на специальных сайтах, которые впрочем, некоторые конкурсанты уже имеют свои.
Устранение рассмотренных выше недочетов позволит школьнику, автору проекта претендовать на высокую оценку доклада на защите, а это не маловажно, так как победителям и призерам олимпиад предоставляется право поступления в ВУЗ на льготных условиях.
ЛИТЕРАТУРА
Хотунцев Ю.Л. МПГУ Предметная область «Технология» в новых образовательных стандартах [Электронный ресурс]. URL: http://technologyedu.ru/load/publikacii/khotuncev_ju_l_mpgu_predmetnaja_oblast_tekhnologija_v_novykh_ obrazovatelnykh_standartakh/5-1-0-10 (дата обращения: 25.04.2015)
Всероссийская олимпиада школьников [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosolymp.ru/index.php?option=com_cont ent&view=article&id=9972&Itemid=6749 (дата обращения: 25.04.2015)
REFERENCES
Khotuntsev Iu.L. MSPU the Subject area of "Technology" in the new educational standards [Electronic resource]. Available at: http:// technologyedu.ru/load/publikacii/khotuncev_ju_l_mpgu_predmetnaja_oblast_tekhnologija_v_novykh_obrazovatelnykh_ standartakh/5-1-0-10 (accessed 25 April 2015)
All-Russian school Olympiad [Electronic resource]. Available at: http://www.rosolymp.ru/index.php?option=com_content&view =article&id=9972&Itemid=6749 (accessed 25 April 2015)
Информация об авторах
Брехова Алла Витальевна
(Россия, Воронеж) Кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологических и естественнонаучных дисциплин Воронежский Государственный педагогический университет Е-mail: [email protected]
Слепцова Марина Викторовна
(Россия, Воронеж) Кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологических и естественнонаучных дисциплин Воронежский государственный педагогический университет Е-mail:[email protected]
Шаманина Лилия Анатольевна
(Россия, Воронеж) Ассистент кафедры технологических и естественнонаучных дисциплин Воронежский государственный педагогический университет Е-mail:[email protected]
Information about the authors
Brekhova Alla Vital'evna
(Russia, Voronezh) PhD in Pedagogy Associate Professor of the Department
Technology and Natural Sciences Voronezh State Pedagogical University E-mail: [email protected]
Sleptsova Marina Viktorovna
(Russia, Voronezh) PhD in Pedagogy Associate Professor of the Department
Technology and Natural Sciences Voronezh State Pedagogical University Е-mail:[email protected]
Shamanina Liliia Anatol'evna
(Russia, Voronezh) Assistant Professor of the Department Technology and Natural Sciences Voronezh State Pedagogical University Е-mail:[email protected]
117 ISSN 2307-2447