Научная статья на тему 'Региональная молодежная политика: экспертный анализ'

Региональная молодежная политика: экспертный анализ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1663
331
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
молодежная политика / регион / экспертный анализ / тенденции развития / youth policy / region / expert analysis / development trends

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Иванов Роман Викторович

В статье анализируются особенности развития молодежной политики. Делается углубленный анализ региональной молодёжной политики. А также приводятся результаты экспертного онлайн-интервью с бывшими и нынешними руководителями некоммерческих организаций, государственных органов, отвечающих за молодежные программы, лидеры общественного мнения в отношении трансформации региональной молодежной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Иванов Роман Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL YOUTH POLICY: EXPERT ANALYSIS

The article analyzes the features of the development of youth policy. An in-depth analysis of regional youth policy is made. It also provides the results of expert on-line interviews with former and current heads of non-profit organizations, government bodies responsible for youth programs, and opinion leaders regarding the transformation of regional youth policy.

Текст научной работы на тему «Региональная молодежная политика: экспертный анализ»

Региональная молодежная политика: экспертный анализ

Иванов Роман Викторович,

доцент, кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Института социальных наук Иркутского государственного университета E-mail: dorwardrw@list.ru

В статье анализируются особенности развития молодежной политики. Делается углубленный анализ региональной молодёжной политики. А также приводятся результаты экспертного онлайн-интервью с бывшими и нынешними руководителями некоммерческих организаций, государственных органов, отвечающих за молодежные программы, лидеры общественного мнения в отношении трансформации региональной молодежной политики.

Ключевые слова: молодежная политика, регион, экспертный анализ, тенденции развития.

В современном мире молодежная политика является актуальной, но окончательно несформированной сферой государственной политики, мы можем сказать, что процесс ее институциона-лизации еще не завершен. Молодежь всегда являлась движущей силой государства, без которой страна не имеет будущего. Поэтому государственная молодежная политика, являющаяся частью социальной политики, должна иметь четкие цели, задачи и эффективные пути их реализации в жизнь. За последние 29 лет эта сфера набирает развитие и популярность, а также постоянно претерпевает различные трансформации.

Впервые мысль о необходимости создания и реализации государственной молодежной политики (далее -ГМП) была высказана отечественным исследователем советской, а затем и российской молодежи И.М. Ильинским в 1986 г. [6]. Но по-настоящему о становлении ГМП мы можем говорить только начиная с апреля 1991 г., когда был принят закон Советского союза «Об общих началах ГМП в СССР».

Молодежь мы рассматриваем как особую социально-демографическую группу, с возрастным ограничением от 14-30 лет, которая выделяется на основе имеющихся физических и социально-психологических свойств [1].

Органы по молодежной политике функционируют в каждом регионе Российской Федерации и отвечают за множество аспектов, обеспечивающих эффективную жизнедеятельность молодежи. При этом молодежь должна занимать роль субъекта в сфере ГМП, формируя и наполняя внутренним содержанием сферы ее деятельности, повышая свою гражданскую культуру, осознавая свои права и обязанности, понимаю свою функцию и значение в обществе [2].

93

Основываясь на статистических данных Росстата (Федеральная служба государственной статистики), на 01.01.2020 г. доля молодых людей от общего числа населения страны (146,7 млн человек) составляет 17,31%, т.е. 24 300 тыс. чел., динамика последних лет показывает снижение численности. При этом молодых людей в возрасте 15-19 лет - 6 330 тыс. чел.; 20-24 года - 7 455 тыс. чел.; 2529 лет - 10 515 тыс. человек [10]. На сегодняшний день молодые люди представляются генератором и источником перемен в стране. Молодежь - активная, динамичная и прогрессирующая социальная группа, которая принимает участие во всех сферах жизни. На сегодня в нашей стране созрело другое поколение, имеющее новые взгляды и интересы [7].

Точкой отсчета истории и становления ГМП в Российской Федерации является 1991 г. В частности, в этот год произошло принятие закона о молодежной политике в СССР («Об общих началах государственной молодежной политики в СССР»). Сегодня государственная молодежная политика является одним из направлений деятельности государства, которая постоянно изменяется и реорганизуется. Данный фактор критически сказывается на текущем состоянии молодежной политики на федеральном и региональном уровне.

Федеральное агентство по делам молодежи на сегодняшний день является ведущим органом в реализации ГМП в стране, прежде входящее в состав Министерства образования и науки РФ.

Сегодня деятельность настоящего органа строится на базе множества официальных документов и нормативно-правовых актов. «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» являются ключевым документов в реализации ГМП и работы Федерального агентства по делам молодежи. Данный документ содержит цели, задачи, принципы и механизмы про-

дуктивного претворения в молодежной сфере.

Одной из ключевых проблем является неимение нормативно-правового законодательства на федеральном и региональном уровне. В настоящий момент этот вопрос приходится не только исключительным в данной сфере. Отсутствие конкретной цели, расплывчатые задачи, разнонаправленные сферы деятельности являются отрезком в череде проблем государственной молодежной политики в России.

Молодежная политика не может получать эффективную реализацию в государстве, если она не закреплена нормативно-правовым законодательством. В настоящий момент эксперты указывают на проблему отсутствия закона о молодежной политике в нашей стране. Этот факт является парадоксальном, исследователи молодежной сферы не находят подходящего объяснения отсутствия закона, который бы регулировал молодежную политику и определял место молодежи в ней [11,12,13].

На сегодняшний день SWOT-анализ имеет ключевое значение в исследовании современного состояния государственной молодежной политики в Иркутской области. Целью анализа является выявление сильных сторон слабых сторон возможностей (О) и угроз (Т) в рассматриваемой сфере на современном этапе. Данный метод позволил более детально рассмотреть и проанализировать сегодняшнюю ситуацию.

Источниками для проведения SWOT-анализа являются: федеральное законодательство, нормативно-правовые акты, архивные материалы, учебные пособия, диссертационные работы, научные статьи и учебные издания, ресурсы сети Интернет и публикации в СМИ, а также практические знания, которые были приобретены при работе в областном учреждении по молодежной политике (табл. 1).

94

Таблица 1. SWOT-анализ эффективности управления в сфере реализации государственной молодежной политики на региональном уровне

Сильные стороны Слабые стороны (Ш)

• массовая вовлеченность молодежи в сферу государственной молодежной политики; • наличие грантовой поддержки для молодежи; • увеличение финансирования сферы государственной молодежной политики; • рост количества форумов и мероприятий; • открытие специальности в вузах для кадров по работе с молодежью; • доступность участия к фестивалям и конкурсам молодежи из малых городов и сельских поселений; • увеличение бюджетных мест в вузах, следовательно, уменьшение миграции молодежи; • создание и поддержание федеральных целевых программ, способствующих получить молодым семьям жилье и образование; • государственная молодежная политика сегодня не до конца сформирована, поэтому есть возможности устранить проблемы и недоработки «на корню»; • увеличение количества научных работ, посвященных исследованию молодежной проблематике; • тенденция на уменьшение возраста руководителя по молодежной политике, а также возрастное обновление среди работников с молодежью; • внедрение информационных технологий в обеспечение работы, в связи с чем происходит «омоложение» ГМП. • отсутствие определенной системы взаимодействия органов государственной молодежной политики, которая бы четко координировала деятельность воспитательной и просветительской работы, направленной на многочисленную студенческую молодежь; • выявление организаций и институтов, способных выступать в качестве субъектов молодежной политики России; • инструменты ГМП полностью или частично не соответствуют целям и задачам; • существование противоречия между нормативно-правовым регулированием на уровне федерации и регионов страны; • отсутствие ресурсного обеспечения ГМП в стране и регионах; • недостаточный профессионализм кадров и специалистов по работе с молодежью; • неимение критериев оценки эффективности молодежных органов и специалистов в сфере ГМП; • «государственная молодежная политика» достаточно «позднее» явление общественно-политической жизни страны; • отсутствие четкого понимания, места и роли, понятия, цели «ГМП»; • отсутствие Закона о молодежи в РФ; • отсутствие специализированной структуры в ранге министерства, которая должна отвечать за исполнение и реализацию ГМП; • слабая вовлеченность общественных организаций и молодежи; • рандомный процесс работы между молодежными организациями всех направлений; • разная продолжительность федеральных и региональных государственных программ; слабая информационная работа по освещению ГМП в стране; • отсутствие вертикальной власти; дефицит профессиональных кадров; • неудовлетворительные связи между субъектами РФ; • низкий уровень заработной платы в сфере ГМП; • недостаток научной литературы, исследований, общедоступной информации и т.д.; • отсутствие кадровой структуры в сфере регулярного мониторинга жизни молодых людей; • структура преемственности; непродуктивная работа с молодыми людьми (учениками, студентами, работающей молодежью и т.д.); • недостаточное развитие мероприятий; • слабое развитие учреждений по обслуживанию молодых людей; • минимальная финансовая поддержка детских и молодежных объединений на уровне субъектов Федерации; • отсутствие соответствия регионального законодательства государственной молодежной политики федеральному законодательству

Возможности (О) Угрозы (Т)

• международное сотрудничество в сфере ГМП; • увеличение финансирования в сфере молодежной политики; • усовершенствование кадрового потенциала среди специалистов по работе с молодежью; • создание «домов молодежи» в городах страны; • развитие добровольческого движения в связи с пандемией COVID-19; • создание онлайн-семинаров по приобретению международного опыта в реализации ГМП; • развитие информационной политики в «моло-дежке», увеличение информационного потока пользователей; • увеличение недовольства и выброс его в массы среди молодого населения; • «затирание» сферы государственной молодежной политики среди других сфер жизни общества; • уменьшение численности молодых людей в РФ; • увеличение миграции молодых людей • отток молодых людей в страны Европы; • появление негативных настроений в связи с социально-экономической ситуацией в стране; • отсутствие помощи государства по борьбе с «молодежной безработицей», неимение соответствующих федеральных целевых программ; • уменьшение занятости среди молодых людей в связи с пандемией ОТЮ-19.

95

Окончание

Возможности (О) Угрозы (Т)

• создание отдельного органа власти, целью которого стало бы осуществление реализации ГМП на федеральном и региональном уровне; • увеличение количества молодежных, детских организаций и объединений; • внесение законодательной инициативы в сфере молодежной политики посредством молодых лидеров и бизнесменов.

*Источник: составлено автором

В настоящее время SWOT-анализ государственной молодежной политики на современном этапе является ценным материалом при изучении феномена молодых людей. Данный анализ является неотъемлемой частью при изучении сферы молодежи, социализации и работы с ней. SWOT-анализ позволяет выявить сильные и слабые стороны, риски и возможности, которые отражают всю объективную и целостную картинку современного состояния ГМП. Сегодня молодежная политика развивается и должна эффективно и поэтапно развиваться вместе с современной молодежью. Данный анализ поможет выстроить эффективную систему, проработать и решить проблемы в сфере молодежи, избежать угрозы, увидеть сильные стороны, а также слабые стороны, которые со временем требуют ослабления или устранения.

Сегодня молодежь является очень сложным и неоднозначным феноменом, динамично и стремительно развивающимся, очевидно отличающимся от остальных социальных групп. На сегодняшний день очень важно понимать, что сфера молодежной политики включает в себя абсолютно все сферы деятельности граждан РФ от 14-30 лет. Для государства молодые люди являются перспективным и мобильным населением, что определяет особую ценность [8,9].

В настоящее время в России существует острая и очень значимая проблема развития и формирования молодежной политики как эффективного средства работы. Одним из факторов, который значительно сможет повлиять

на ускоренное развитие рассматриваемой сферы является принятие закона, регулирующего государственную молодежную политику в стране. Закон должен содержать в себе основные цели, задачи и принципы формирования и реализации ГМП на федеральном и региональном уровне субъектов РФ. После принятия федерального закона должен последовать новый этап развития - нормативно-правовое регулирование молодежной политики в каждом субъекте Российской Федерации, которое не будет противоречить настоящему федеральному законодательству.

Обязательным фактором и условием эффективного развития сферы работы с молодежью в государстве является общие и обоснованные сроки работы федеральных целевых программ, являющихся механизмом социализации молодых людей в условиях российского общества. Молодежная политика должна иметь общий и целенаправленный вектор развития, необходимый для полноценной жизни молодежи.

Одной из ключевых проблем является неимение нормативно-правового законодательства на федеральном и региональном уровне. В настоящий момент этот вопрос приходится не только исключительным в данной сфере. Отсутствие конкретной цели, расплывчатые задачи, разнонаправленные сферы деятельности являются отрезком в череде проблем государственной молодежной политики в России.

В скором времени молодежную политику коснутся изменения, которые также затронут сферу науки и образования. По мнению властей, данные из-

96

менения станут новыми возможностями для молодежи. Раннее молодежная политика никаким образом не была закреплена в Конституции РФ, с внесением новых конституционных поправок, молодежь ожидают различные возможности как в профобразовании, так и в профилактике социально-негативных явлений среди молодых людей. Сегодня молодежная политика должна явиться тем инструментом, который станет ключом развития и изменения нашей страны [7]. Этот вопрос требует незамедлительного решения, стоит отметить, чем скорее это случится, тем наиболее лучшие результаты нас ждут. В настоящий момент особую роль в молодежной среде занимает медиатизация жизни, с каждым днем средства массовой информации, в том числе социальные сети, откладывают отпечаток на социализацию молодежи.

Детальный анализ действующего в настоящий момент законодательства и нормативно-правовых документов вскрывает ряд системных проблем в сфере правового регулирования государственной молодежной политики, в частности: отсутствие единого понятийного аппарата в правовой базе, регламентирующей общественные отношения в сфере государственной молодежной политики, также не прослеживается комплексного идеологического подхода в нормативных актах различного уровня и тематики.

Как следствие, решение наиболее острых проблемных точек молодежной политики носит бессистемный характер и не имеет выверенных законодательством механизмов регулирования.

Система правового регулирования государственной молодежной политики не поспевает за темпами изменения общественных отношений, особенно в сфере, касающейся наиболее активной социально-возрастной группы - молодежи. Об этот свидетельствует тот факт, что наиболее структурированные и последовательные нормативно-правовые акты были приняты 5-10 лет назад, и на данный момент не способны

столь же эффективно регулировать новые социальные тенденции.

В существующей законодательной базе подавляющее большинство нормативных актов носят точечный прикладной характер, вследствие чего отсутствует корреляция норм и методологии в различных правовых документах.

В качестве основополагающих регуляторов развития всех видов экономической деятельности среди молодежи выступает целый ряд федеральных законов: Гражданский кодекс РФ, Кодекс законов о труде в РФ, Налоговый кодекс РФ.

Из этого следует, что молодежная экономическая деятельность данными нормативно-правовыми актами определяется как область государственной деятельности. Таким образом, Конституция РФ и законодательство о молодежи и ГМП обеспечивают нормативно-правовой базис для повышения активного участия молодежи в системе рыночной экономики РФ.

Один из признанных экспертов-политологов А.В. Кочетков выразил мнение, что принятую Стратегию однозначно нельзя считать сбалансированной или близкой к идеалу. Она вызывает ряд серьезных нареканий ученых и специалистов-практиков. В документе прописана только малая часть базовых принципов взаимодействия с молодежью, лишь фрагментарно определяются механизмы управления в сфере ГМП. Однако само по себе наличие Стратегии уже свидетельствует о важном факторе расширения возможностей - гарантии поддержки государством молодежных инициатив.

К числу документов, регламентирующих сферу государственной молодежной политики, также относятся «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» и «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации до 2012 года».

Одной из главных задач упомянутой выше Стратегии государственной молодежной политики является не только

определение основных целей и приоритетных направлений в работе с молодежью, но и их агрегация с принципами социально-экономического развития Российской Федерации.

В рамках Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года условно обозначается основная цель государственной молодежной политики и основные механизмы получения результата [3].

В сложившейся конъюнктуре политическим лидерам стоит определить место государственной молодежной политики в общей системе публичной власти и российского законодательства. На сегодняшний день в публичном пространстве доминирует декларативный характер на тему модернизации ГМП, в правовой сфере качественные изменения не находят даже предпосылок на свое существование. Оказать серьезное содействие в структурном улучшении ГМП может только социальная активность самой молодежи через механизмы самоорганизации граждан.

В настоящее время руководителем Федерального агентства по делам молодежи является Александр Бугаев, непосредственно о принятии закона «О молодежной политике» он отзывается следующим образом: «Закон должен учесть интересы отрасли, а также закон должен стать базой для последующих законодательных инициатив по изменению жизни молодых людей».

Лидер подтверждает сохранение ранее выбранной траектории: он избегает прямолинейного акторства, вместо этого фокусируется на создании условий и их нормативном закреплении. Включая и выстраданный законопроект «О молодежной политике», который станет базой для последующей нормативной поддержки молодежи.

Росмолодежь концентрирует внимание не на себе как институции, а на внешних организациях и лидерах, реализующих различные молодежные активности, - так ведомство добивается их широкого многообразия. На данном этапе приоритет отдается констру-

ированию социальных лифтов; в авангарде этой деятельности АНО «Россия - страна возможностей» [5,6].

Подобная стратегия - это всегда «игра в долгую», это сложная конструкция, плоды которой становятся ощутимы спустя несколько циклов реализации. При этом не частые, но регулярные попытки критиковать Бугаева через сравнение с популярными в молодежной среде персонажами (протест-ными блогерами, авторами книг и др.) не выглядят конструктивными в силу однообразия или отсутствия аргументов. Александр Бугаев не занят блогер-ством, сбором лайков и подписчиков, политагитацией или написанием мемуаров, - это важно понять. Он создает ресурсную базу для поддержки, (и материальной и информационной) максимального числа векторов развития молодежи как социальной группы.

При этом важно следующее: Бугаев подчеркнул, что если раньше в стране были десятки субкультур, то сейчас абсолютно каждый молодой человек в некотором смысле является отдельной субкультурой. То есть руководитель Росмолодежи - апологет максимальной кастомизации молодежной политики. Система должна быть гибкой и адаптироваться под запросы каждого молодого человека [4].

Это входит в некое противоречие с тем раздражающим повсеместным бюрократизмом, который работает на сохранение самого себя, пренебрегая запросами общества, не говоря уже об отдельном молодом человеке, который в бюрократической машине превращается из молодого в «маленького человека».

Если это действительно понимают в Росмолодежи на уровне руководства, то необходимо не только продолжать этот курс, но и интенсифицировать коммуникацию с молодежью. Существующие форматы, к сожалению, конкуренции не выдерживают.

Сегодняшняя ситуация в стране и в мире - это не повод откладывать принятие значимого закона для всей молодежи целой страны. Несмотря

98

на иррациональные тенденции - общественное воспроизводство строится на рациональном понимании общественных трансормаций [1,2]. Для органов власти, экономики, образования, а также и для населения России, молодые люди являются теми, кто будет работать во всех сферах жизни общества и отвечать за все происходящее в нашей стране, на современную молодежь возложены очень большие ожидания, направленные государством и окружающими.

Вопрос о непринятии закона о ГМП с каждым годом стоит острее, при этом никаким образом не получает свое решение. Принятие его постоянно затягивается, тем самым ситуация значительно усугубляется. Ведь получается, если вопрос не стараются так быстро решить, значит не так он и важен? Стоит сказать, что по своей сути сфера государственной молодежной политики носит довольно таки специфичный характер, так как это единственная сфера политики, которая не похожа на все остальные. Сложность заключается в постоянном динамическом развитии молодых людей, на которое влияет технический прогресс, экономическая ситуация в мире, международные отношения и т.д. Молодежь не стоит на одном месте и не останавливается в одном режиме, поэтому законодательство в сфере государственной молодежной политики должно быть универсальным, а не устаревшим.

Ранее Президент России Владимир Владимирович Путин на встрече с рабочей группой по поправкам в Конституцию поддержал предложение Юлии Оглоблиной конституционно закрепить статус молодежной политики.

Методика исследования. Исследование проводилось через платформу zoom в 2020 году, в формате экспертного интервью. Каждое интервью длилось 2-2,5 часа в формате полуструктурированного интервью (гайд вопросов высылался заранее). В качестве респондентов отбирались руководители высшего управленческого звена министерств по молодежной политике (16 человек),

руководители некоммерческих организаций, занимающиеся молодежью (12 человек), бывшие комсомольские работники, занимающие руководящие должности (секретарей в районах и городах в СССР) (7 человек) в разных субъектах РФ. Всего в интервью приняло 35 человек в возрасте от 30 до 75 лет, 52% женщин и 48% мужчин.

По мнению экспертов, необходимо трансформировать молодежную политику по нескольким направлениям: социально-экономическому (34%), социально-правовому (26%), социокультурному (24%), социально-демографическому (16%).

Социально-экономическому, когда принимаемые меры, нормативно-правовые акты, идеолого-политические программы имеют государственную поддержку и финансирование.

Без финансирования ни одна программа для молодежи не будет иметь успеха. В советском союзе октябрята, пионеры, комсомольцы вполне успешно существовали только потому, что работало государственное финансирование всех этих программ. Если этого сегодня нет - то и ожидать аналогичных результатов не приходится (М.Ю., 68 лет, руководитель ГОРКОМА, г. Красноярск).

Вопросы экономической составляющей являются ключевой проблемой для современных общественных молодежных организаций, разрабатывающих просвещение, образование, спорт среди молодежи. (Т.А., 31 год, руководитель молодежной НКО, г. Хабаровск).

Социально-правовому, когда правовое поле регулируется актуальными нормативно-правовыми актами, не противоречащими, а усиливающими нормы международного права в сфере защиты и развития прав детей и молодежи.

Наше законодательство вообще, а молодежное в частности устарело по международным меркам лет на сорок. И это никого не волнует. Мы руководствуемся законами, которые уже не актуальны, либо имеют формальный статус. Что это, как не деградация? (С.В., 44 года, руководитель молодеж-

99

ного патриотического общества, г. Чита).

Многие работают по наитию, а не по знанию норм права. Поэтому, далеко не все и далеко не всегда могут защитить права молодежи, которую кто-либо или что-либо ущемляет. Да собственно и у самой молодежи нет ни понимания, ни знания - к кому можно обратиться, чтобы решить ту или иную проблему. (С.С., 53 года, руководитель общественного публично-правового центра, г. Иркутск).

Социокультурному, когда учитываются интересы молодежи как многокультурной и многонациональной группы, требующей учета интересов и специфики развития национально-культурных и религиозных убеждений.

Знание обычаев своего народа, своей культуры - это основа сохранения семьи и условия будущего воспроизводства поколений. Когда данный фактор закладывается в основу государственной молодежной политики, он позволяет воссоздавать ментальную и моральную структуру общества будущего. (А.В., 34 года, заместитель министра по молодежной политике Республики Бурятия, г. Улан-Удэ).

Социально-исторические условия и социокультурные обычаи закладывают перспективы духовного воспроизводства социальной структуры регионального общества. Опыт предков должен остаться в сердцах и душах молодежи, только так мы сможем сохранить свои уникальные национальные черты. (Р.Р., 47 лет, руководитель краевой молодежной патриотической организации, г. Хабаровск).

Социально-демографическому, когда идет целенаправленная пропаганда и фактическая поддержка молодых и многодетных семей, поддерживающая традиционные каноны семейных ценностей.

Современному Правительству необходимо думать о демографическом воспроизводстве страны и акцент в этом вопросе стоит, конечно, делать на молодежи. Без достаточного количества людей в нашей стране - мы вымрем.

Поэтому современная молодежная политика должна опираться на меры государственного регулирования демографического потенциала, расширение возможностей материнского капитала, увеличение региональных программ для молодых семей и образования молодежи в сфере духовных семейных ценностей (С.Ю., 49 лет, руководитель религиозной молодежной организации, г. Иркутск).

Без фактического воспроизводства населения ни одна принимаемая правительством мера не найдет своего адреса. Нам важно сохранить и увеличить свою численность как граждан России. Поэтому, и принимаемые меры и программы, должны носить мотивацион-ный уклон в сторону демографического роста. (П.А., 54 года, заместитель министра по молодежной политике, г. Хабаровск).

Проблемы региональной молодежной политики кроются в отсутствии финансирования (36%), регионального молодежного лидера (35%), непонимании со стороны региональных органов власти (19%), инертности самой молодежи (10%).

Эксперты разделились в оценках того, какими качествами должен обладать лидер, способный мотивировать и направлять современную молодежь. Это, прежде всего, харизматичный (32%), умный (23%), креативный (16%), образованный (13%), коммуникабельный (11%), другие черты (10%).

В настоящее время молодежная политика нуждается в мерах, необходимых для эффективного развития молодых людей в нашей стране и в регионе - принятие нормативно-правовой базы, которая затрагивает все наиболее актуальные и необходимые аспекты жизнедеятельности молодежи. Молодежная политика не может получать эффективную реализацию в государстве, если она не закреплена нормативно-правовым законодательством. В настоящий момент эксперты указывают на проблему отсутствия закона о молодежной политике в нашей стране [3]. Этот факт является парадоксальном,

100

исследователи молодежной сферы не находят подходящего объяснения отсутствия закона, который бы регулировал молодежную политику и определял место молодежи в ней.

Также необходим целостный анализ нормативно-правовой базы на региональном уровне. Существует проблема отсутствия актуального закона Иркутской области о молодежной политике, данный документ необходимо переработать. Причинами отсутствия принятия закона является недостаточно эффективная и не целенаправленная деятельность органов по молодежной политике региона. Следует констатировать тот факт, что развитие молодежной политики не может осуществляться без прочной основы, т.е. нормативно-правового законодательства.

Для решения проблем необходим комплексный подход со стороны государства и региона. Данный подход должен стать решением по устранению или смягчению имеющихся проблем в сфере ГМП области. Только сплоченная, четкая и скоординированная работа может решить существующие проблемы. Также необходимы локальные действия органов и специалистов по работе с молодежью.

Литература

1. Ардашев, Р.Г. Иррациональность общественного сознания / Р.Г. Ардашев // Гуманитарный вектор. 2020. - № 15. № 2. - С. 76-84.

2. Ардашев, Р.Г. Формы иррациональности общественного сознания // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы и перспективы. Материалы VI всероссийской научно-практической конференции. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2020. С. 40-48.

3. Алехина, И.С. Молодежь как субъект и объект государственной молодежной политики: проблемные аспекты понятийного аппарата / И.С. Алехина, Н.Г. Путря // Политика и правовое государство. - 2020. -№ 3. - С. 39-46.

4. Гуринович, Л.А. Социальная активность молодежи и формы ее проявления / Л.А. Гуринович // Молодежь глазами молодежи: докл. науч.-практ. конф. Иркутск, 6 дек. 2011 г.: сб. ст. - Иркутск, 2011. -С. 20-23.

5. Зайцева, И.А. Формирование социального потенциала молодежи как стратегический приоритет государственной молодежной политики в условиях малого города / И.А. Зайцева // Вестн. Поволжского ин-та упр. - 2016. - № 3 (54). -С. 62-68.

6. Зуляр, Р.Ю. Российская государственная молодежная политика: состояние, проблемы и перспективы / Р.Ю. Зуляр // Четвертые университетские социально-гуманитарные чтения 2010 года: материалы: в 3 т. - Иркутск, 2010. - Т. 2. -С. 249-253.

7. Комарова, М.С. Молодежь как субъект государственной молодежной политики / М.С. Комарова // Власть. - 2016. - № 4. - С. 87-93.

8. Маркина, Н.Л. Государственная молодежная политика: мировой и отечественный опыт / Н.Л. Маркина, Ю.А. Твирова, О.Е. Шумилова // Изв. Тульского гос. ун-та. - 2010. -25 нояб. - С. 150-159.

9. Матевосян, М.Г. Концепция государственной молодежной политики в современной России / М.Г. Матевосян, К.Л. Басанова // KANT. -2014. - № 4 (13). - С. 77-81.

10. Мащенко, А.С. Государственная молодежная политика на современном этапе: нормативно-правовое регулирование / А.С. Мащенко // Всероссийская научно-практическая конференция «Социальная реальность виртуального пространства»: материалы всероссийской науч. конф. / ФГБОУ ВО «ИГУ». - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2019. - С. 205207.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Меркулов, П.А. Государственная молодежная политика в современной России: инструменты интеграции молодежи в обществен-

101

ные практики / П.А. Меркулов // Власть. - 2015. - № 10. - С. 27-32.

12. Самохвалов, Н.А. Сравнительный анализ практик реализации государственной молодежной политики в современном мире / Н.А. Самохвалов // Сравнительная политика. - 2016. - Т. 7, № 4. - С. 143-150.

13. Самохвалов, Н.А. Ретроспективный анализ государственной молодежной политики Российской Федерации / Н.А. Самохвалов // Вестник ЗабГУ. - 2015. - № 11 (126). -С. 66-72.

REGIONAL YOUTH POLICY: EXPERT ANALYSIS

Ivanov R.V.

Irkutsk State University

The article analyzes the features of the development of youth policy. An in-depth analysis of regional youth policy is made. It also provides the results of expert on-line interviews with former and current heads of non-profit organizations, government bodies responsible for youth programs, and opinion leaders regarding the transformation of regional youth policy.

Keywords: youth policy, region, expert analysis, development trends.

References

1. Ardashev, R.G. Irrationality of public consciousness / R.G. Ardashev // Humanitarian vector. 2020. - No. 15. No. 2. - S. 76-84.

2. Ardashev, R.G. Forms of irrationality of public consciousness // Social consolidation and social reproduction of modern Russian society: resources, problems and prospects. Materials of the VI All-Russian Scientific and Practical Conference. Irkutsk: ISU Publishing House, 2020.S. 40-48.

3. Alekhina, I.S. Youth as a subject and object of state youth policy: problematic aspects of the conceptual apparatus / I.S. Alekhina,

N.G. Putrya // Politics and the rule of law. -2020. - No. 3. - P. 39-46.

4. Gurinovich, L.A. Social activity of youth and forms of its manifestation / L.A. Gurinovich // Youth through the eyes of youth: reports. scientific-practical conf. Irkutsk, 6 December 2011: Sat. Art. - Irkutsk, 2011. -S. 20-23.

5. Zaitseva, I.A. Formation of the social potential of youth as a strategic priority of the state youth policy in a small town / I.A. Zaitseva // Vestn. Povolzhsky Institute - 2016. - No. 3 (54). - S. 62-68.

6. Zulyar, R. Yu. Russian state youth policy: state, problems and prospects / R. Yu. Zu-lyar // Fourth university social and humanitarian readings of 2010: materials: in 3 volumes - Irkutsk, 2010. - T. 2. - P. 249-253.

7. Komarova, M.S. Youth as a subject of state youth policy / M.S. Komarova // Power. -2016. - No. 4. - P. 87-93.

8. Markina, N.L. State youth policy: world and domestic experience / N.L. Markina, Yu.A. Tvirova, O.E. Shumilova // Izv. Tula state un-that. - 2010. - 25 nov. - S. 150159.

9. Matevosyan, M.G. The concept of state youth policy in modern Russia / M.G. Mat-evosyan, K.L. Basanova // KANT. - 2014. -No. 4 (13). - S. 77-81.

10. Mashchenko, A.S. State youth policy at the present stage: legal regulation / A.S. Mash-chenko // All-Russian scientific-practical conference "Social reality of virtual space": materials of the All-Russian scientific. conf. / FSBEI VO "ISU". - Irkutsk: Izd-vo ISU, 2019. - pp. 205-207.

11. Merkulov, P.A. State youth policy in modern Russia: tools for integrating youth into social practices / P.A. Merkulov // Power. - 2015. -No. 10. - P. 27-32.

12. Samokhvalov, N.A. Comparative analysis of the practices of implementing state youth policy in the modern world / N.A. Samokhvalov // Comparative politics. - 2016. - T. 7, No. 4. - P. 143-150.

13. Samokhvalov, N.A. Retrospective analysis of the state youth policy of the Russian Federation / N.A. Samokhvalov // Bulletin of Za-bGU. - 2015. - No. 11 (126). - S. 66-72.

102

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.