Научная статья на тему 'Региональная модель военно-патриотического воспитания и профессиональной ориентации допризывной молодежи'

Региональная модель военно-патриотического воспитания и профессиональной ориентации допризывной молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
497
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умаргаджиев М. У.

В статье представлена региональная модель военно-патриотического воспитания допризывной молодежи. В ней также содержатся теоретические основы и материалы исследования проблемы профессиональной ориентации. В статье рассмотрены содержание, формы и методы управления процессом формирования военно-патриотической направленности профессиональной ориентации молодежи на материале Республики Дагестан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the regional model of military and patriotic education of preinduction youth. It also contains theoretical bases and investigation material of professional orientation. The article examines the content, forms and methods of management of the process of forming military and patriotic ways of youth's professional orientation basing on the material of the Republic of Dagestan.

Текст научной работы на тему «Региональная модель военно-патриотического воспитания и профессиональной ориентации допризывной молодежи»

М. У. Умаргаджиев

РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ДОПРИЗЫВНОЙ МОЛОДЕЖИ

Работа представлена кафедрой специальных и общепредметных дисциплин Дагестанского государственного педагогического университета.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Д. М. Маллаев

В статье представлена региональная модель военно-патриотического воспитания допризывной молодежи. В ней также содержатся теоретические основы и материалы исследования проблемы профессиональной ориентации. В статье рассмотрены содержание, формы и методы управления процессом формирования военно-патриотической направленности профессиональной ориентации молодежи на материале Республики Дагестан.

The article presents the regional model of military and patriotic education of preinduction youth. It also contains theoretical bases and investigation material of professional orientation. The article examines the content, forms and methods of management of the process of forming military and patriotic ways of youth’s professional orientation basing on the material of the Republic of Dagestan.

Структурные изменения экономической и социальной сфер государства, переоценка ценностей вызывают появление у молодежи нежелания служить в армии. Реформирование Вооруженных Сил РФ требует новых подходов к военно-патриотическому воспитанию молодежи и подготовке к службе в армии. Проблема военно-патриотического воспитания в процессе формирования военно-профессиональной направленности учащейся молодежи, и прежде всего допризывной молодежи, требует в настоящее время своего научно-методического обоснования, а также практического решения.

В настоящее время созданы теоретические и организационные предпосылки для решения проблемы военно-патриотического воспитания и военно-профессиональной ориентации, формирования у молодежи военно-профессиональной направленности в рамках существующей системы профессиональной ориентации. В решении данной проблемы можно выделить некоторые направления исследований профессиональной ориентации молодежи. Первое направление объединяет разработки методологи -ческих основ профессиональной ориентации молодежи как учение об основных положениях, структуре и методах исследования научных проблем профессионального самоопределения, совершенствования принципов, аспектов, форм, методов и системы воздействия на молодежь с целью оптимизации интересов, склонностей и способностей личности и потребностей общества в выборе профессий.

Второе направление включает разработки теоретических основ различных аспектов профессиональной ориентации. Так, разработке психологических основ профессиональной ориентации способствовали труды психологов Б. Г. Ананьева, Л. И. Анцыфе-рова, Е. А. Климова, А. Н. Леонтьева, К. К. Платонова, А. В. Петровского. Педагогический, воспитывающий, формирующий аспекты профориентации сложились благодаря исследованиям ученых-педагогов

П. Р. Атутова, С. Я. Батышева, Ю. К. Васильева, В. А. Полякова, М. Н. Скаткина и др.

Профессиональная ориентация и психологическая поддержка населения в России регулируются соответствующими международными правовыми актами, законами Российской Федерации «Об образовании», «О занятости населения в Российской Федерации», основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, а также основными направлениями развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Министерства труда Российской Федерации (от 29 августа 1995 г. № 47) и другими нормативно-правовыми актами.

В указанных правительственных документах профориентация впервые рассматривается в единстве с психологической поддержкой населения. Соединение профориентации с психологической поддержкой населения позволит во многом добиться решения и такого аспекта проблемы, как формирование военно-профессиональной направленности молодежи.

Реализация педагогического аспекта направленности личности возможна при выделении профессиональной направленности личности, которая, в свою очередь, рассматривается как один из аспектов профессионального самоопределения личности, а подсистема профессионального самоопределения личности - составной частью профессиональной ориентации, как система целенаправленного воздействия (в том числе и педагогического) на процесс профессионального самоопределения личности с целью помочь молодежи сделать осознанный выбор своей будущей профессиональной карьеры в соответствии с профессиональными способностями, возможностями, в том числе и в сфере военно-профессиональной деятельности. Представление профессиональной ориентации как некой метасистемы, состоящей из частей системы более мелкого порядка и включение в эту иерар-

хию военно-профессиональной направленности, позволяет определить сущность структуры: мега-система «профессиональная ориентация» - система «профессиональное самоопределение» - подсистема «профессиональная направленность личности» -компонент «военно-профессиональной направленности личности».

Проблему военно-профессиональной направленности рассматривают в своих работах А. И. Александров, А. В. Барабанщиков, М. И. Дьяченко, Т. Г. Егоров, Ю. П. Зуев, М. П. Коробейников, Г. Д. Луков, В. Ф. Пирожков, А. М. Столяров, Н. Ф. Феденко и др. Первоначально развитие проблемы шло через описание отдельных компонентов направленности. Так, Т. Г. Егоров дает подробную характеристику мировоззрения, потребностей, интересов, идеалов. По его мнению, характер представляет собой своеобразную направленность личности, находящую свое выражение в деятельности людей и в их поступках, а направленность человека определяется его мировоззрением и за -висит от того социально-экономического строя общества, в котором живет человек, от его классовой принадлежности, от характера воспитания и обучения в широком смысле слова1 . Значительный шаг в разработке данной проблемы делает Г. Д. Луков. Раскрывая значение направленности личности и мотивов поведения воинов в боевой обстановке, Г. Д. Луков подчеркивает решающую роль политической созна-тельности, составляющей ядро направленности их личности, показывает, что она определяет и мотивы поведения в бою. Формирование же у воинов военно-политической направленности зависит в первую очередь от глубокого осознания ими идейного содержания целей и задач их воинской деятельности. Осознание воинами общественной сущности целей и задач их воинской деятельности является чрезвычайно важным фактором в организации поведения каждого воина. Только осознание человеком целей и задач своей деятельности обеспечивает подлинную осмысленность

этой деятельности в целом и смысл каждого поступка в частности2.

Определенный вклад в разработку военной психологией данной проблемы вносит М. И. Дьяченко3. Он дает общую характеристику направленности личности и мотивов деятельности советских воинов, показывает особенности мотивации их действий и поступков в условиях боя, а также раскрывает основные пути и условия развития направленности личности и мотивов деятельности воинов.

Направленность личности и мотивы деятельности М. И. Дьяченко рассматривает в неразрывном единстве, взаимосвязи и взаимообусловленности. От направленности зависит, какие мотивы в том или ином случае становятся преобладающими и, наоборот, на основе каких мотивов, возникающих в ходе жизни и деятельности, складывается направленность и другие стороны личности. Поэтому изучить особенности и динамику мотивов личности - это значит понять ее направленность и характер. Свои взгляды на направленность личности рассматриваются в трудах А. И. Александрова, Ю. П.Зуева, М. П. Коробейникова, А. М. Столяренко и других военных психологов. Исследуя актуальные проблемы военной психологии, М. П. Коробейников заключает, что направленность личности является главным компонентом структуры психики воина, к которой он относит потребности, убеждения, интересы, идеалы, и дает им подробную характеристику. По его мнению, направленность личности воина (его потребности и мотивы, их осознанность, сила и степень развития) занимает важнейшее место среди субъективных условий, от которых наряду с объективными обстоятельствами зависит тип ведущей деятельности защитников отечества4.

А. М. Столяренко также считает устойчивую военную направленность личности советского воина важнейшим психологическим фактором обеспечения вы -сокой боевой готовности подразделений, частей5.

Исследование теоретических методических аспектов патриотического воспитания молодежи, определение организационнопедагогических условий военно-профессионального воспитания в системе профессиональной ориентации допризывной молодежи позволили нам разработать региональную модель военно-патриотического воспитания в процессе формирования военно-профессиональной направленности допризывной молодежи.

Нормативно-правовой основой деятельности по формированию военно-профессиональной направленности, допрофессио-нального образования, допрофессиональ-ной подготовки молодежи являются Конституция РФ, (статья 59;), закон «Об образовании в Российской Федерации», закон Республики Дагестан «О правовом регулировании образовательной деятельности на территории республики Дагестан», подзаконные нормативно-правовые документы.

В качестве научной основы разработанной нами модели выступают концепция профессионального самоопределения молодежи, разработанная В. А. Власовым, С. П. Зуевой, Г. Н. Кибардиной, В. В. Ко-менько, Н. И. Мелешко, Е. А. Рыковой, М. С. Туткиным, М. А. Холодной, С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной под общим руководством В. А. Полякова, концепция реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации, исследования по проблеме формирования военно-профессиональной направленности молодежи.

Данная модель включает следующие компоненты: управление (индивидуальный, массово-групповой, муниципальный), массовые (областной) уровни управления ВПН учащихся; индивидуальное, массово-групповое, массовое содержание работы по ВПН учащихся, обеспечение (нормативноправовое, научно-методическое, организационное, информационное, МТиФО, мотивационное) и результативный компонент (формирование положительного отношения к ВПД, выбор военной деятельности в

качестве профессиональной карьеры, выбор конкретной военной специальности).

Организационная структура модели включает: индивидуально-образовательный комплекс формирования ВПН учащихся; районный (муниципальный) комплекс допрофессиональной подготовки учащихся (районный центр ОВТП и районный кабинет ВПН); областной комплекс допрофессиональной военной подготовки (отделы допрофессионального военного образования, формирования ВПН, допрофессиональной прикладной военной подготовки).

Результативный компонент включает показатели и комплекс критериев, позволяющих определить эффективность деятельности по формированию военно-професси-ональной направленности на индивидуально-образовательном (муниципальном), массово-групповом (районном) и массовом (областном) уровнях.

При подборе методов для эффективного осуществления профориентации за основу взят принцип блочного использования профориентационных методик. Первый блок профориентационных методик позволяет определить направленность интересов на определенную область деятельности, на определенную профессию. Второй блок профессиональных методик связан с выбором будущей профессии и является средством для сбора уточняющей информации по определению степени профессиональной годности. В этот блок входит набор методик, определяющих уровень сформированное™ профессионально значимых качеств (физических, психических, личностных).

Апробация региональной модели по управлению формированием военно-профессиональной направленности учащихся старших классов общеобразовательных школ Дагестана позволила определить ее высокую степень эффективности в формировании военно-профессиональной направленности учащихся, а также положительного отношения к российской армии и армейской службе как обязанности гражданина.

50 1

В то же время мы не отрицаем необходи -мости осуществления патриотического воспитания в рамках гражданского воспитания, в том числе в рамках гражданского (патриотического) воспитания учащихся как жителей республики Дагестан, имеющей уникальный историко-патриотический потенциал. Более того, в процессе исследования проблемы военно-патриотического воспитания молодежи в базисный учебный план общего образования в качестве регионального компонента введены два учебных курса «Основы формирования военно-профессиональной направленности», которые прошли апробацию в образовательных школах республики, нацеленных на формирование у юношей военно-профессиональной направленности, их гражданского, профессионального воспитания.

В ходе реализации региональной модели систематизирована деятельность по формированию ВПН учащихся, определены содержание, формы, методы работы с учащимися, родителями, обобщен опыт образовательных учреждений, ВКР по данной проблеме. В значительной мере усилилась роль ВКР, ВКО как координирующих, методических центров по работе с педагогами общеобразовательных школ, учащимися, родителями.

Проблема отношения к армии, армейской службе до недавнего времени являлась преимущественно делом такого государственного института, как военный комиссариат. Молодым людям, их родителям отводилась пассивная роль. Возведение в роль священной обязанности и самого главного гражданского долга служба в армии не оставляла альтернативы юношам. В то же время армия, являясь закрытой системой, копила в себе и противоречия, обус-

ловленные отношениями социальных категорий «личность - армия», «родители - армия», «общество - армия».

Появились также противоречия между рутинным характером организации воинской службы, определенным воинским уста -вом образца 1991 г. и изменившимся контингентом военнослужащих и необходимостью поиска и введения новых форм, содержания и методов ее организации. Такой поворот потребовал, с одной стороны, замены, корректировки военных доктрин, составляющих военно-теоретическую и организационную основы военно-профессиональной деятельности, на новую военную идеологию, соответствующую новым социально-экономическим условиям. Разрешение проблемы управления формированием военно-профессиональной направленности молодежи осуществляется в ситуации, когда выявленные противоречия, продолжали проявлять себя. Положительное решение вопросов управления формированием военно-профессиональной направленности учащихся на региональном уровне позволило определить необходимость перехода от военно-патриотической парадигмы формирования отношения к армии и армейской службы, как к военно-профессиональной. Содержательной сущностью нашей парадигмы является перенос акцента в работе с допризывной молодежью, с жесткого требования - выполнять свой священный долг, на формирование у них положительного отношения к армии, понимание службы в рядах Российской Армии, как одной из возможностей получения профессионального образования, решения проблем, связанных со своей будущей профессиональной карьерой, и следовательно, завершением этапа социального взросления.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Егоров Т. Г. Психология. М.: Воениздат. 1952.

2Луков Г. Д. Основы военной психологии. М.: Воениздат, 1964.

3Дьяченко М. И., Феденко Н. Ф. Основы психологии. М.: Воениздат, 1967.

4Коробейников М. П. Современный бой и проблемы психологии. М.: Воениздат, 1972.

5 Столяренко А. М. Психологические факторы обеспечения высокой боевой готовности подраз-делений, частей (кораблей). М.: Воениздат, 1970.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.