РЕГИОНАЛЬНАЯ МЕТРОПОЛИЯ КАВКАЗСКИЕ МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ КАК ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ЮГА РОССИИ
Голованова В.А.
Под метрополизацией в современной науке традиционно понимается процесс образования географического центра или ареала (города, иногда страны либо ее части), обладающего зависимой (в хозяйственном, политическом, культурном отношении) территорией (периферией, колониями) [5]. Таким образом, метрополизация воплощает фактическую, универсальную, реализуемую в конкретной геопространственной форме способность одних территорий осуществлять «свою волю» относительно других территорий.
Результатом протекания метропо-лизационных процессов является формирование региональных метрополий. Региональная метрополия является продуктом совокупного действия процессов глобализации и регионализации, характеризующимся устойчивой территориально-экономической структурой и функционирующим в условиях экономической и политической доминанты над пространством [3]. Региональные метрополии обычно образуются из крупнейших городских агломераций с дифференцированной отраслевой структурой, значительными демографическими ресурсами и играющих значительную роль в формировании мезоэкономического пространства и управления территорией.
Для Юга России характерен особый процесс протекания метрополизации, обусловленный факторами периферийно-сти, руральности и полиэтничности и
проявляющийся в усилении территориально-социальной сегрегации, повышении роли экзогенных факторов, незначительном взаимодействии ведущих метрополий [2].
В системе метрополий Юга России, включающей три уровня — федеральный, областной и агломерационный [5], особое положение занимает формирующийся многоуровневый центр ме-трополизации в регионе Кавказские Минеральные Воды (далее — КМВ), геополитическое значение которого сильно выросло после создания нового федерального округа (Северо-Кавказского) с центром в одном из городов КМВ.
Образование региональной метрополии в регионе КМВ произошло в 2010 г.: помимо соответствующих урбанистических, социально-демографических и экономических параметров метрополии, агломерация получила основной, управленческо-политический, критерий: город Пятигорск стал ядром не только миллионной конурбации, но и официальной столицей новообразованного Северо-Кавказского федерального округа.
На настоящий момент агломерация КМВ обладает обширной зоной влияния, выраженной общероссийской и международной специализацией, устойчивыми социальными, экономическими и политическими связями с другими метрополиями и полюсами роста как в границах России, так и за ее пределами, на основании чего можно сделать вывод о
COMPARATIVE POLITICS • 4 (16-17), 2014
45
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ГЕОПОЛИТИКА
формировании на ее основе полноценной региональной метрополии.
Любая метрополия формируется на базе доминирующего центра (ядра) [1], однако в случае с исследуемым регионом КМВ выделение такого центра является спорным: функции ядра разделены между несколькими городами, занимающими относительно равное положение в иерархической структуре агломерации, однако на разных уровнях метрополиза-ции их позиции дифференцированы.
Важнейшими полюсом притяжения в метрополии следует считать Пятигорск — крупнейший и наиболее динамичный город региона, демографический, политический и экономический центр агломерации. Начиная с XIX в. он оспаривает статус региональной столицы своего региона у Ставрополя [2]. Геополитическое влияние Пятигорска не ограничивается пределами Ставропольского края: на уровне макрорегиона СКФО Пятигорск выполняет столичные функции и является управленческим
центром федерального значения. Выбор Пятигорска как столицы СКФО не случаен: этот город, располагаясь почти на границе, имеет связь со всеми субъектами округа; через него проходит главная транспортная магистраль Северного Кавказа «Краснодар — Баку»; в пространственном плане он находится в географическом центре нового округа и в то же время располагается на относительной спокойной территории.
Также центральные функции в метрополии выполняют города Ессентуки (административный центр), Кисловодск (крупнейший курорт и транспортный центр), Минеральные Воды (крупнейший транспортный узел как агломерации, так и макрорегиона) [7].
В процессе исследования было установлено, что региональная метрополия КМВ имеет сложную иерархическую структуру, в которой автор на основании выполняемых функций, доминирующих центров и контроля над территорией выделил три уровня (карта 1).
Карта 1. Распределение центральных функций на разных иерархических уровнях метрополии Кавказские Минеральные Воды
46 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 4 (16-17), 2014
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ГЕОПОЛИТИКА
На агломерационном уровне границы периферии метрополии совпадают с границами агломерации КМВ, а метрополия является полицентрической: центральные функции распределены между четырьмя основными центрами, наблюдается децентрализация. Метрополиза-ционные процессы на этой территории начались еще в XIX в., границы метрополии постоянны, на основе чего можно утверждать, что на агломерационном уровне метрополия является сформировавшейся, развитие ее происходит равномерно.
Региональный уровень включает зону влияния региона КМВ: Предгорный, Минераловодский, Георгиевский, Кировский, Андроповский и Кочубеев-ский районы Ставропольского края [8]. Основные центральные функции разделены между двумя городами — Пятигорском и Ессентуками, причем функциональное значение этих городов по сравнению с предыдущим уровнем остается неизменным. Для регионального уровня характерна постоянная конкуренция за раздел сфер влияния между Ставрополем и Пятигорском, что не позволяет говорить о сформированности и законченности метрополизационных процессов на данном уровне.
Межрегиональный уровень включает территорию СКФО; он является наиболее молодым (процессы метрополизации начались под административным давлением с 2010 г.) и наименее сформированным. Метрополия моноцентрична: единственный полюс — город Пятигорск. Он выполняет управленческие функции, однако не воспринимается таковым большей частью населения региона.
Необходимо отметить, что фактически центр метрополии КМВ кон-
тролирует только агломерационный и региональный уровни, сформировавшиеся в процессе исторического развития в соответствии с особенностями геопространства и под воздействием его факторов. Межрегиональный уровень был создан искусственно для реализации управленческих решений государственной власти, однако на уровне восприятия населения фактическими центрами новообразованного округа являются Махачкала или Грозный, исходя из чего региональную метрополию КМВ в пределах СКФО следует считать искусственной [5].
Дальнейшее развитие региональной метрополии напрямую связано с реализацией проекта по объединению курортной агломерации КМВ, не имеющей на настоящий момент официально закрепленного статуса агломерации, в единое муниципальное образование — Минеральные Воды с населением более 1 млн человек, общей схемой территориального планирования и стратегией экономического развития, оптимизированной системой управления [8]. Следствием этого станет значительное повышение метрополитенского потенциала КМВ на всех иерархических уровнях и на политической карте появится крупный центр влияния, полностью меняющий ситуацию на Юге России.
Если на настоящий момент важнейшими центрами роста и притяжения населения, инноваций и капитала в макрорегионе являются метрополии городов-миллионников Краснодара и Ростова-на-Дону, то в результате объединения городов региона КМВ в единое политическое образование с интеграцией всех населенных пунктов в единое урбанистическое пространство произойдет
COMPARATIVE POLITICS • 4 (16-17), 2014
47
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ГЕОПОЛИТИКА
формирование региональной метропо- и идеологическим центром Северного
лии высшего уровня, которая станет фак- Кавказа и сможет претендовать на статус тическим, экономическим, политическим главного города Юга России.
Литература
1. Грицай О.В, Иоффе Г.В, Трейвиш А.И. Центр и периферия в региональном развитии. М., 1991. С. 5-6, 26-29, 31, 60-64, 83.
2. Дружинин А.Г. Демографо-экономическая динамика регионов Юга России: долговременные тренды и новые тенденции в российском и глобальном контексте // Южно-российский форум: экономика, социология, политология, социально-экономическая география. 2012. № 1. С. 17.
3. Дружинин А.Г. Исследование феномена метрополизации как приоритетное направление развития социально-экономической географии «вглубь» // Социально-экономическая география: теория, история, методы, практика : сб. Смоленск, 2011. С. 201-205.
4. Дружинин А.Г. Пространство региональной метрополии: возможности и барьеры постиндустриального развития // Южно-российский форум: экономика, социология, политология, социальноэкономическая география. 2012. № 2. С. 4-6.
5. Зимина Н.В. Региональные метрополии: функциональная структура городов, как основа реализации потенциала агломерирования // Рубикон. Вып. 42. Ростов-на-Дону, 2007. С. 5, 14-21.
6. Указ Президента РФ № 309 «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе РФ — Кавказских Минеральных Водах //
7. Стратегия социально-экономического развития особо охраняемого эколого-курортного региона РФ — Кавказских Минеральных Вод до 2020 года // С. 3, 8-12, 16-18, 28, 32.
8. URL: http://www.skfo.gov.ru/
9. URL: www.gks.ru
Региональная метрополия
Кавказские Минеральные Воды
как геополитический центр Юга России
Голованова Валентина Андреевна, Санкт-Петербургский государственный университет, факультет географии и геоэкологии, студентка E-mail: [email protected]
Аннотация. В системе метрополий Юга России особое положение занимает формирующийся многоуровневый центр метрополизации в регионе Кавказские Минеральные Воды, геополитическое значение которого сильно выросло после создания Северо-Кавказского федерального округа с центром в одном из городов КМВ. Если на настоящий момент важнейшими центрами роста и притяжения населения, инноваций и капитала в макрорегионе являются метрополии городов-миллионников Краснодара и Ростова-на-Дону, то в результате объединения городов региона КМВ в единое политическое образование с интеграцией всех населенных пунктов в единое урбанистическое пространство произойдет формирование региональной метрополии высшего уровня, которая станет фактическим, экономическим, политическим и идеологическим центром Северного Кавказа и сможет претендовать на статус главного города Юга России.
Ключевые слова: метрополия, макрорегион, юг России, Кавказские Минеральные Воды.
48 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 4 (16-17), 2014
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ГЕОПОЛИТИКА
Caucasian Mineralnye Vody's Regional Metropole as a Geopolitical Centre of Russia's South
Golovanova Valentina Andreevna, St. Petersburg State University,
School of Geography and Geoecology, Student E-mail: [email protected]
Abstract. Shaping multilevel centre of metropolization in Caucasian Mineralnye Vody region, which geopolitical importance has significantly increased following the creation of North Caucasian Federal District. If million-plus cities Krasnodar and Rostov-on-Don remain the main centers of growth, attracting the people, innovations and capital, in this macro-region, as a result of the integration of the Caucasian Mineralnye Vody region’s cities into the political unity integrated all inhabited localities into the single urban space, there would take place the formation of the higher level regional metropole, which would become a de facto economic, political and ideological center of North Caucasus and could seek the status of the main Russian South’s city.
Key words: metropole, macro-region, Russia’s South, Caucasian Mineralnye Vody.
COMPARATIVE POLITICS • 4 (16-17), 2014
49