Научная статья на тему 'Региональная культурная политика: культурологический подход'

Региональная культурная политика: культурологический подход Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2527
314
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА / ПРИНЦИПЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ / CULTURE / STATE CULTURAL POLICY / SOCIOCULTURAL SPHERE / THE PRINCIPLES OF THE REGIONAL CULTURAL POLICY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Голышев Александр Иванович

В статье рассматриваются актуальные проблемы формирования принципов региональной культурной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REGIONAL CULTURAL POLICY: CULTUROLOGICAL APPROACH

The article discusses actual problems of forming the principles of the regional cultural policy.

Текст научной работы на тему «Региональная культурная политика: культурологический подход»

Серия «Социально-гуманитарные науки». 4/2016

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 008

А. И. Голышев

РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

В статье рассматриваются актуальные проблемы формирования принципов региональной культурной политики.

Ключевые слова: культура, государственная культурная политика, социально-культурная сфера, принципы региональной культурной политики.

Стремление к инновационному, социально ориентированному обществу невозможно без дальнейшего осмысления роли культуры и использования ее стратегической значимости в модернизации страны, без признания ее фундаментальной ценностью, ресурсом опережающего развития. Культура не только формирует и определяет духовно-нравственное развитие личности, но и динамику внедрения нового знания во все сферы общественной жизни, детерминирует переход к неэкономической системе мотиваций. Опережающий характер культуры нивелирует негативные последствия интенсивных духовных, экономических, общественно-государственных изменений, обеспечивает стабильность общества, определяет вектор дальнейшего развития.

Однако недооценка роли культуры, игнорирование закона приоритетности культуры в общественном развитии, не включение ее в число приоритетных национальных проектов, «вытеснение» гуманитарной составляющей из образовательного пространства породило главное противоречие реформируемого общества — несоответствие стратегии и тактики государства фундаментальным и инновационным возможностям, духовно-нравственной специфики российской культуры. Следствием этого в самой культуре видятся все возрастающие противоречия между теоретическими предложениями и сложившейся практикой с одной стороны, не востребованностью субъектами культуры накопленных инноваций с другой. В то время как основой парадигмы социального обновления становится человек, как высшая ценность и культура, как коллективный интеллект, условие самоорганизации и саморазвития личности. Только культура, как основополагающий фактор развития может определить новые принципы общественных отношений, их гуманизацию, воспитания креативной личности, высвобождения деловой и гражданской активности населения, формирования человеческого капитала.

Откликом на вызов времени в стране стала резонансная работа с широким участием экспертного сообщества по созданию основополагающих документов, определяющих дальнейшее развитие культуры и ее роль в новых условиях. Указами Президента РФ были утверждены в 2014 году «Основы государственной культурной политики», а в 2015 — новая редакция «Основ законодательства Российской Федерации о культуре». Вместе с тем основные показатели, индикаторы эффективности, приоритеты, способы достижения целей и решения, определенных этими документами задач, как и многое другое, планируется сформулировать в процессе дальнейшей разработки стратегии. Из их содержания следует вывод, что государство не только

остается основным субъектом культурной политики, но и сохраняет эти позиции в будущем. Это предполагает, что небесспорно существенное усиление роли государства в сфере культуры. Следовательно, актуальность государственной культурной политики приобретает особое значение. Традиционно она понимается как совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в этой сфере. Необходимо отметить, что концепт «культурная политика» в научный оборот введен относительно недавно и не имеет однозначной трактовки. Принято считать, что впервые это определение прозвучало на заседании «круглого стола» ЮНЕСКО в Монако в 1967 году. С тех пор активно стал утверждаться взгляд на культуру, как на систему конкретных ценностей, с одной стороны и инструмента, способного оказывать направленное и прогнозируемое влияние на все сферы жизнедеятельности людей, с другой. Сегодня ни одно государство, ни один регион не может обойтись без определенной целенаправленной культурной политики. Ее формирование и осуществление становится важной и неотложной задачей. В Основах государственной культурной политики Российской Федерации и Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. сформулированы ее цели и принципы. Главной целью является создание условий максимального вовлечения россиян в культурную жизнь и прежде всего за счет сохранения и развития источников культуры — объектов духовного и материального наследия, культурной среды, художественного и самодеятельного творчества, новых возможностей информатизации и коммуникации. Принципы государственной культурной политики — «территориальное и социальное равенство граждан, в том числе граждан с ограниченными возможностями здоровья, в реализации права на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни и пользование организациями культуры; открытость и взаимодействие с другими народами и культурами, представление об отечественной культуре как о неотъемлемой части мировой культуры; соответствие экономических, технологических и структурных решений, принимаемых на государственном уровне, целям и задачам государственной культурной политики; свобода творчества и невмешательство государства в творческую деятельность; делегирование государством части полномочий по управлению сферой культуры общественным институтам» [6]. Их социальная комплементарность регулирования жизнедеятельности общества требует прежде всего перехода от узковедомственного понимания культуры, как сферы услуг, к восприятию ее сложной социокультурной системой динамичного взаимодействия государства, общества и культуры, затрагивающей все аспекты жизнедеятельности человека. Общественная жизнь при социокультурном подходе представляется процессом социального творчества с помощью культуры, который демонстрирует смену парадигмы цивилизационного развития: от техноцентризма — к культуроцентризму, новой основе формирующегося информационного общества. Впервые философское и культурологическое понимание социально-культурной деятельности осуществил М. С. Каган в 1974 году. Он особо выделял ее преобразовательный, познавательный, ценностно-ориентационный, коммуникативный и художественно-творческий характер. В прикладной культурологии утвердилось определение, данное М. А. Ариар-ским: «Социально-культурная деятельность — это взаимодействие людей в создании, освоении сохранении и распространении значимых ценностей культуры, в ходе которого удовлетворяются и возвышаются их духовные интересы, изменяется человек

и окружающий его мир» [1, с. 80]. Социально-культурная деятельность утвердила себя, как явление культуры, является стержнем культурной политики, определяющим фактором гражданского и духовного развития общества. Возрастающая значимость культурной политики определяется ее ориентацией на потребности будущего, национальные приоритеты, инновационные подходы к активизации процессов самоорганизации и саморазвития общества. Ее задача — гармоничное сочетание культурного многообразия и единства, достижения поликультурности. Требованием времени становится новая концептуализация этого сверхсложного гармоничного сочетания способного не только учитывать местные особенности, но и использовать их уникальный потенциал в обогащении всей культуры страны. Сегодня в регионах складывается стратегия развития культуры с учетом особенностей самих территорий, их историко-культурных традиций, духовного и материального наследия, интересов и запросов всех категорий населения. Именно в регионах обеспечивается баланс интересов субъектов культурной политики, формируется региональная идентичность и социальная сплоченность при всем культурном разнообразии. Поэтому культурная самобытность регионов должна конвертироваться в ресурс развития страны на основе стратегических целей и задач государственной культурной политики. Необходимость последнего диктуется поиском дополнительных ресурсов в условиях обостряющейся глобальной конкуренции, возрастающей ролью человеческого капитала в обеспечении стабильности и устойчивого развития.

Переход к инновационному типу развития требует разработки и внедрения новых принципов региональной культурной политики, учитывающих (по О. Н. Астафьевой) самоорганизационный потенциал культуры, не разрушающий сверхсложную сущность культуры и не прерывающий процесс ее становления. Сама диалектика взаимоотношений государственной и культурной политики субъектов федерации сегодня характеризуется не только сотрудничеством и интеграцией, поиском идентичности, в том числе и общероссийской, но и ростом многообразия. Важнейшей двуединой культурологической задачей сегодня становится и всемерная поддержка этого многообразия, и факторов, обеспечивающих целостность единого культурного пространства России, в том числе русского языка, как языка межнационального общения. Это требует гибкого сочетания универсализма с локальными особенностями многообразного и многоликого общества. Термин «региональная культурная политика» в своем наиболее распространенном варианте обозначает совокупность концепций, принципов, целей, методов регулирования культурного развития на региональном уровне, выработку соответствующих институциональных и не институциональных форм организации социально-культурной деятельности [3, с. 127]. Региональная культурная политика (по Г. М. Бирженюку) представляет собой, с одной стороны, определенный уровень реализации государственной культурной политики, с другой — самостоятельную область проектной деятельности, направленной на всестороннее развитие самобытности территории, эффективное использование имеющихся в регионе ресурсов, разработку и реализацию региональных программ поддержки и развития сферы культуры. При всей актуальности проблемы региональной культурной политики в России оказались принципиально новыми, как в теоретическом, так и в практическом плане. Первые исследования относятся к началу 1990-х годов, когда активное взаимодействие процессов федерализации и демократизации стало определяющим для формирования Российской Федерации ее государственности на постсоветском пространстве. Существенный вклад в изучение проблем региональной культурной политики внесли Г. Бирженюк,

Л. Востряков, С. Зуев, А. Марков, А. Флиери др. В 1994—96 гг. в Псковской области проводилось одно из первых в стране широкое комплексное исследование «Развитие социально-культурной сферы региона как предмет культурной политики»1. Была отмечена особая значимость вопросов регулирования процессов и явлений, характерных как для культуры в целом, так и конкретного региона. Их изучение и практика реализации культуросозидающего потенциала региона позволили выработать новый взгляд на культуру, как на ресурс развития. В регионах закрепился программный метод развития культуры. В культурную жизнь страны стали возвращаться преданные забвению духовные и культурные ценности, гумманистический и религиозный потенциал русской культуры. Преодолевалась культурная изоляция. Расширялось понимание современной народной культуры, охватывающее традиционный фольклор в широком смысле, любительскую культурно-художественную деятельность, а также различные инициативные формы и направления художественно-творческой активности населения. Существенную поддержку получили народные промыслы. Сформировалась сеть Центров, Домов ремесел и фольклора. Вследствие этого активизировалась социально-культурная деятельность, расширились виды и формы художественного творчества, спектр культурных инициатив, сложилась многоканальность их финансирования, появились негосударственные учреждения культуры. Вместе с тем анализ сегодняшней ситуации показал, что в подавляющем большинстве теоретические инновации не стали достоянием практиков. Рыночная экономика не обеспечила ожидаемое качество жизни и оптимальный уровень культуры. Более того, огульная коммерциализация стала определяющим трендом развития. Инфраструктура культуры не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Историко-культурное наследие по-прежнему остается «драгоценной обузой» бюджетов всех уровней. Не определены и не оценены критерии оценки результатов культурной деятельности. Культура достигла предельного рубежа, когда ее уникальные возможности реализуются далеко не полностью. Все это требует нового осмысления и научного обоснования сложившейся ситуации, реальных условий реализации сущностных функций культуры.

Взаимосвязь социального и культурного, опосредованная деятельность их различных субъектов (по Н. М. Михеевой), рождает особую реальность, суть которой выражается понятием «социально-культурной сферы» [5, с. 231]. В процессах модернизации, динамичных изменений в обществе она приобретает особое значение, в ней создаются условия формирования интеллектуального потенциала, определяется стратегия духовной жизни, креативность и активность его членов. Ее феномен проявляется в том, что, базируясь на историко-культурном опыте прошлых поколений, она способна стать духовным инвестором социально-экономического развития региона, фактором гуманизации сложившихся в нем общественных отношений, утверждения неискажённого исторического сознания, формирования гражданственности, патриотизма, позитивных нравственных и культурно-поведенческих моделей. Методология развития социально-культурной сферы региона основывается на принципе личностно ориентированной государственно-общественной культурной политики, которая преодолевает характерное для постадминистративно-командной системы управления культурой и строится на правовом, рыночном, информационном и кадровом обеспечении самоорганизации и саморазвитии культуры и социально-культурной деятельности. Культурной составляющей принадлежит главенствующая

1 По итогам исследования была издана монография: Голышев А. И. Социально-культурная жизнь региона (на примере Псковской области). Псков. Из-во ОЦНТ, 1999.

роль. Она определяет новую аксиологию бытия, содержательный смысл деятельности субъектов, качественные изменения всех сфер человеческой деятельности, как определенной совокупности традиций и ценностей, мировоззренческих и смыслоо-бразующих ориентаций, моделей поведения и образа жизни. Поэтому кардинальной проблемой региональной культурной политики является всемерная поддержка, стимулирование и активизация процессов самоорганизации социально-культурной сферы, создание механизмов, способствующих саморазвитию жизни территории. В качестве фундаментального направления переориентации культурной политики является смена парадигмы управления культурой за счет перехода на принципы межотраслевого, вне отраслевого и средового регулирования культурных процессов. Социокультурная сфера является предметом культурной политики, в основе которой не администрирование сети учреждений культуры, а формирование благоприятных условий для развития социокультурной деятельности. Являясь многоуровневой системой она, в силу своей природы выступает связующим звеном между населением и государственными структурами, органами местного самоуправления, общественными организациями, всеми формами формализованной и самодеятельной активности людей. Сложившиеся противоречие между объективными требованиями к развитию социокультурной сферы и реальным уровнем решения этой задачи требует дальнейшего изучения методологических и технологических принципов развития региональной культурной политики, обеспечивающих процесс развития социально-культурной сферы. Именно в ней формируются условия и реальные возможности реализации населением региона гражданских прав и свобод, креативности, различных инициатив и форм самовыражения, самореализации личности, совершенствования социальной действительности. Определяются условия формирования и внедрения механизмов саморазвития социально-культурной сферы, моделирования приоритетных направлений и видов деятельности, имеющих общественную и личную значимость, использования исторического опыта народа, возрождения духовности, создания благоприятной и активной среды, необходимой для развития человека. Достижение этого возможно при определении адекватных времени принципов государственно-общественной культурной политики, которая фокусируется на уровне региона и концентрируется на правовом, экономическом, информационном, технологическом и организационно-методическом обеспечении развития инфраструктуры социально-культурной сферы. Одними из первых Г. М. Бирженюком и А. П. Марковым в 1992 году были разработаны принципы региональной культурной политики. [2, с. 12—21]. Их рекомендации и сегодня не потеряли своей актуальности и являются базовыми для практиков и разработчиков программ социокультурного развития. Вместе с тем стремительность инновационных процессов, происходящих в стране, требует осмысления принципов новой социокультурной аксиологии. У человека (по Н. Г. Багдасарьян) запаздывает когнитивная, психологическая, эмоциональная и социокультурная способность восприятия и интериоризация новаций современного общества, осознание смысла вводимых новшеств. Само Российское общество как социокультурная система, как единство социальной, культурной и личностной подсистем оказалось более дифференцированным, сложным, динамичным и инновационным. При этом содержание, направленность и последствия социокультурных изменений подчас остаются неопределенными, для их характеристики «применимо понятие спонтанной трансформации общественного устройства, ни ге-

неральное направление, ни конечные результаты которого не предрешены» [4, с. 197]. Поэтому принцип синергетики является основополагающим в региональной культурной политике. Самоорганизация культуры (по Н. А. Остерману) оказывается результатом двух противоположных тенденций ее составляющих: непредсказуемости и взаимозависимости. «Перевод» культуры в режим самоорганизации предполагает децентрализацию и демократизацию управления, всемерное включение населения в культурную жизнь и деятельность. Синергетика актуализирует поддержку инициатив и стимулирование социокультурной активности жителей региона, создания форм и институтов гражданского общества, негосударственных учреждений культуры, автономных социально ориентированных некоммерческих организаций, различных фондов культурного развития, общественных советов, профессиональных и любительских объединений, союзов творческой интеллигенции и т. д. Особое значение приобретает совершенствование системы художественного образования и кадрового обеспечения социокультурной сферы специалистами нового поколения. Принцип инновационности и ориентации на потребности будущего обеспечивает приоритет общечеловеческих ценностей, национальных модернизационных процессов, культивирование способности к инновациям и новому осмыслению фундаментальной сущности культуры. Однако при этом непреложным требованием является соблюдение культурной преемственности, поддержка и дальнейшее развитие сложившихся историко-культурных традиций и духовных ориентиров. Особую актуальность приобретает принцип опережающего действия. Он предполагает прогнозирование и упреждение возможных проблем, в том числе миграционных, этнических, религиозных, в различных социальных группах и категориях населения, беженцев, вынужденных переселенцев и т. д., составляющих социальную базу культурной политики. Межнациональные, межрелигиозные и межкультурные проблемы часто приобретают конфликтный, агрессивный характер, поэтому в регионах должны заблаговременно определяться формы и методы действий, адекватные их амплитудно-латентностным проявлениям. Последствия всех происходящих социокультурных изменений должны происходить при максимально бесконфликтном сосуществовании инновационной и традиционной составляющих культурной политики. Принцип диалогичности, плюрализма и толерантности является одним из основных условий саморазвития культуры, обеспечивает ее амбивалентность, многозначность и полифоничность. Традиционная система управления культурой уступает место совместным действиям по реализации программных установок государственными и негосударственными организациями, всеми субъектами. Содержательный диалог культур преодолевает их замкнутость, обеспечивает межцивилизационное взаимодействие, утверждение толерантности как нормы общественного сознания, является условием дальнейшего развития и формирования ее новых институций и неинституциональных форм. В результате социокультурная сфера региона приобретает не только форму целостной системы, общественно предпочитаемых и реализуемых ценностных ориентаций, но и внутренне многообразный, плюралистический характер. Принцип средового подхода определяет в качестве объекта регулирования социокультурную среду обитания человека. Реализует свой собственный универсальный способ достижения социально значимых концептуальных целей. Создает предпосылки равных условий достижения этого людьми всех возрастов, социальных групп и категорий региона. Принцип приоритета историко-культурного, природ-

ного и духовного наследия является основой культурной идентификации и консолидации жителей региона, их самобытности. Он формирует историческую память, неискаженное историческое сознание, памятник о охранительную, экологическую и музейную культуру, актуализирует скрытые в отечественной истории нравственные референты. Принцип ребрендинга определяет активную маркетинговую стратегию по использованию региональных и локальных преимуществ, историко-культурного и природного наследия в рыночных отношениях, поддержку культуры со стороны бизнеса, развитие творческих индустрий, туризма, спонсорства и меценатства, формирование государственно-частного партнерства, многоканальность финансирования культуры.

Эти принципы, как основные установки региональной культурной политики, призваны создавать условия массового вовлечения населения в культурную жизнь и активную деятельность, стимулировать развитие социокультурной сферы в соответствии с приоритетами страны и потребностями региона.

Литература

1. Ариарский М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. СПб.: Изд-во «Арт-студия «Концерт». 2008. С. 80.

2. Бирженюк Г. М., Марков А. П. Основы региональной культурной политики и формирование куль-турно-досуговых программ. СПб.: Изд-во «Импульс». 1992. С.12—21.

3. Голышев А. И. Социально-культурная жизнь региона (на примере Псковской области). Псков: Из-во ОЦНТ, 1999. С. 127.

4. Заславская Т. И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации. М.: Изд-во «Дело», 2004. С. 197.

5. Михеева Н. М. Социально-культурная сфера в системе социального управления // Известия Российского государственного университета им. А. И. Герцена. СПБ.: Изд-во «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена». 2008. Вып. 66. C. 231.

6. «Об утверждении Основ государственной культурной политики» Указ Президента Российской Федерации от 24.12. 2014 г. № 808. /http:Mibrarv.stu.ru/fles/Ykaz Presidenta N 808.pdf

Об авторе

Голышев Александр Иванович — доктор культурологи, заведующий кафедрой культурологи и музеологии, Псковский государственный университет, Россия. E-mail: golvshev49 @mail.ru

I. Golyshev

THE REGIONAL CULTURAL POLICY: CULTUROLOGICALAPPROACH

The article discusses actual problems of forming the principies of the regional cultural policy.

Key words: culture, state cultural policy, sociocultural sphere, the principies of the regional cultural policy.

About the author

Aleksandr Golyshev — Doctor of Culturology, Head of Culturology and Museology Department, Pskov State University, Russia. E-mail: golyshev49 @mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.