Научная статья на тему 'Региональная культура как пространство ценностей и смыслов'

Региональная культура как пространство ценностей и смыслов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
648
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ РЕГИОНА / REGIONAL CULTURE / REGIONAL SYSTEM OF VALUES / CULTURAL SPACE / SOCIAL LIFE OF REGION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Погосбекова Д. А.

В статье рассматриваются особенности регионального культурного пространства с позиций аксиологии. Выделяются основные направления формирования ценностей и смыслов российской региональной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the features of the regional cultural space from the standpoint of axiology. Outlines key areas of values and meanings of the Russian regional culture.

Текст научной работы на тему «Региональная культура как пространство ценностей и смыслов»

, дискуссия

X журнал научных публикаций

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Погосбекова Д.А., ассистент, Ишимский государственный педагогический институт имени П.П. Ершова, г. Ишим, Россия

РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК ПРОСТРАНСТВО ЦЕННОСТЕЙ И СМЫСЛОВ

Глобализация и вытекающие из нее процессы как экономической, так и культурной локализации и регионализации в последнее время стали одной из самых активно изучаемых тем как в отечественных, так и зарубежных научных исследованиях. Во всем мире происходит формирование новых культурных и экономических регионов, рост регионализма и этот процесс новой региональной и культурной трансформации требует тщательного исследования. В данной статье мы проанализируем особенности регионального культурного пространства, выделим основные направления формирования ценностей и смыслов российской региональной культуры.

В отечественной культурологии региональная культура понимается в первую очередь как интегратор социальной жизни конкретного региона, в частности И.Я. Мурзина определяет региональную культуру как форму интеграции для населения конкретного региона в единое пространство [1], основной чертой региональных культур принято считать специфику географической среды, «их географический ареал» и особенности освоения и заселения территории, формирующие «наиболее устойчивые воспроизводящиеся типы и структуры деятельности» [2].

Соглашаясь с вышеприведенными формулировками понятия региональной

культуры, уточним, что любое культурное пространство представляет собой совокупность ценностей и смыслов и это пространство в региональном ракурсе не всегда может совпадать с географическим ареалом. В частности, этот аспект отмечает В. Каганский, говоря о том, что в рамках формально одних и тех же регионов могут существовать разные пространственные идентификации и при очевидной важности географо-ландшафтного пространства намного важнее «ментально-поведенческий аспект» [3].

Ценностная составляющая является центральным наполнением и регулятором любой региональной культуры, ее основным смысловым ядром. Именно региональная система ценностей, возникающая в результате специфичного развития конкретной территории и связывающая личность с территорией, интегрирует в единое целое региональную культуру. Рассмотрим этот аспект более подробно.

В первую очередь отметим, что регу-лятивы любой культуры, ее ценностно-смысловое ядро возникает из истории и ценностей прошлого. Именно поэтому вся региональная культурология акцентирует внимание на анализе истории развития. В частности самое масштабное отечественное исследование региональной культуры, проведенное Г. Люхтер-хандт, С. Рыженковым и А. Кузьминым,

№8 ОКТЯБРЬ 2010

дискуссия

журнал научных публикаций

основано на анализе истории региона, что в итоге позволило им получить цепочку событийных рядов, значимые повторы как в истории регионов, так и в плане параллелизма культурных и политических событий. Эти устойчивые комплексы, были названы ими «паттернами регионального развития». Как пример таких паттернов они рассматривают транзитную Воронежскую область, которая имела альтернативу эмиграции для части населения, что сформировало в ней некоторую бинарность, в то время как пограничные Саратовская и Новгородская характеризируются поиском адаптационных возможностей внутри региона [4].

В рассматриваемом исследовании был использован огромный исторический материал, а ведущим элементом, определяющим региональные особенности, авторы выделяют понятие границы между регионом и Центром. Этот вывод, сделанный из анализа конкретной практики развития региональной культуры повторяет теоретические выводы отечественных культурологов.

О системообразующей роли центра для регионального самосознания, иерархии центра и периферии говорит доктор философских наук С.Н. Иконникова [5]. В.Г. Каганский также отмечает, что самоопределение российских регионов не идет дальше схемы «центр-периферия» [6].

Таким образом, анализируя выводы отечественных ученых об особенностях регионально-ценностных установок видно, что ведущей и в процессе исторического развития и в настоящее время для

региональной идентификации является диспозиция центр-периферия. Подобный партикуляризм обнажает границы принадлежности и конструирует смысловое наполнение региональной идентичности.

Все регионы имеют собственную специфику, и постепенно по мере развития регион превращается в особую культурную реальность со своей системой ценностей и своими отношениями с Центром. Это не удивительно, так как именно дихотомия мы - они конституирует любую коллективную идентичность. Культурное единство возникает именно в результате осмысления проходящей границы и механизм социального категори-зирования создает группу. Для региональной культуры таким базовым смысловым маркеров являют отношения с Центром. В результате устанавливаются культурные различия между отдельными регионами. Формируется идея региона, наподобие «Оренбург - южная Пальмира», которая представляет регион в его неповторимости и уникальности.

Также происходит и переосмысление прошлого, его мифологизация. В этом смысле история всегда определенная

, дискуссия

журнал научных публикаций

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

реконструкция и ее ценность представляет собой некоторую искусственную конструкцию, упрощенную для восприятия более сложную историческую реальность. Очень часто процессы осознания региональной ценностной идентификации происходят в результате критических моментов, например, в борьбе за территорию с другой группой. При этом люди выстраивают и конструируют прошлое, «во-первых, исходя из окружающей их социополитической действительности и связанных с ней интересами, а во-вторых, для того, чтобы, опираясь на это интерпретированное соответствующим образом прошлое, выдвигать проекты на будущее» [7].

Таким образом, на основе переосмысления прошлого и осознания границы с центром и формируются ценностные установки, модель самоидентификации и стиль жизни, объективно очерчивается контур ограниченной, и следовательно, обозримой и замкнутой в себе смысловой взаимосвязи, которая создает рамки для всех считающихся существенными вопросов и ответов, посредством чего обеспечивается идентификация человека с территорией его региона, то, что в культурологии принято маркировать термином менталитет.

Каждое региональное культурное пространство - это единое целое, составные части которого объединены общими ценностями. Культурное пространство имеет хронотопический характер. Культурные смыслы вкладываются в территорию и образуют определенное культурное пространство осознающееся индивидом и воспринимающееся им как свое собственное. Складывается региональная система ценностей, воспеваются традиции прошлого, мифы о нем. И именно отношения с центром являются центральным конструктом в этом механизме региональной культурной идентификации. Поэтому аналитика ценностей

и смыслов региональной культуры, так или иначе, упирается при рассмотрении региональных особенностей в отношения «центр - периферия».

Регионализация приводит к формированию новых регионов и новых региональных сообществ, которые рассматриваются не просто как особые экономические, но и особые культурные образования со своими ценностями и смысловыми ориентирами. Их изучение представляется одной из самых актуальных и сложных задач современной культурологии. 1

1. Мурзина И.Я. Методологические аспекты изучения региональной культуры. Социологические исследования. 2004. № 2. с. 62.

2. Политика и культура в российской провинции / Редакторы С. Рыженков, Г. Люхтерхандт-Михалева (при участии А. Кузьмина). - СПб.; М.: ИГПИ: Летний Сад, 2001. с. 210

3. Каганский В.Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство. - М.: Новое литературное обозрение, 2001. с. 334.

4. Политика и культура в российской провинции / Редакторы С. Рыженков, Г. Люхтерхандт-Михалева (при участии А. Кузьмина). - СПб.; М.: ИГПИ: Летний Сад, 2001. с. 267.

5. Иконникова С.Н. Региональная культурология и проблемы мультикультурализма // Дни Петербургской философии 2004. Культура российской провинции: прошлое, настоящее и будущее. Материалы круглого стола. СПб: Санкт-Петербургское философской общество, 2005. с. 48-49.

6. Каганский В.Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство. - М.: Новое литературное обозрение, 2001. с. 326.

7. Шнирельман В. Ценность прошлого: этноцентристские исторические мифы, идентичность и этнополитика // Реальность этнических мифов. Моск. Центр Карнеги. - М.: Гендальф, 2000. с. 13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.