Научная статья на тему 'Региональная компания как специфический субъект современной российской экономики'

Региональная компания как специфический субъект современной российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
594
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНА / УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ / REGIONAL ECONOMY / REGION COMPETITIVENESS / COMPANY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бричко Степан Сергеевич

Рассмотрены способы эффективного функционирования региональной экономики. Библиогр. 8 назв. Ключевые слова: региональная экономика; конкурентоспособность региона; управление предприятием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL COMPANY AS A SPECIFIC SUBJECT OF CONTEMPORARY RUSSIAN ECONOMY

REGIONAL COMPANY AS A SPECIFIC SUBJECT OF CONTEMPORARY RUSSIAN ECONOMY S.S.Brichko Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074. The author deals with the methods of the effective functioning of the regional economy.

Текст научной работы на тему «Региональная компания как специфический субъект современной российской экономики»

официальном печатном издании и на официальном сайте в сети «Интернет» имеют узкую аудиторию пользователей. Для увеличения числа потенциальных поставщиков и/или исполнителей, автор предлагает использовать общедоступные СМИ, где давалась бы краткая информация о торгах, а также сноска на официальное печатное издание и сайт; наиболее часто встречается сговор государственного заказчика и поставщика о предмете торгов и цене государственного контракта; неэффективное распределение бюджетных средств: при планировании бюджета государственных учреждений есть вероятность учета не всех нужд данного учреждения или возникновение срочной потребности в каком-то товаре или услуге.

Для решения данных проблем необходимо создание системы размещения государственного или муниципального заказа, в которой субъекты размещения заказа являются равноправными партнерами. По нашему мнению, заказчик является ведущим субъектом при организации и размещении государственного или муниципального заказа.

Организованное взаимодействие субъектов размещения государственного или муниципального заказа позволит: оптимизировать использование бюджетных средств различного уровня, решить проблему коррупции в сфере размещения заказа, обеспечить

Библиографический список

информированность и прозрачность проведения процедур размещения заказов.

Каждая из сторон имеет свои специфические признаки. Заказчик, уполномоченный орган, комиссия по проведению торгов представляют интересы государственных или муниципальных органов и несут ответственность за справедливое и эффективное решение. Специализированная организация выполняет организационные функции. При этом ответственность за решение ложится на государственного или муниципального заказчика, уполномоченный орган. Участник размещения заказа сам определяет свои возможности и ресурсы, а главное, желание участвовать в торгах. Взаимодействие субъектов размещения государственного или муниципального заказа является важным элементом развития национальной экономики.

По мнению автора для создания эффективной системы государственного заказа необходимо создание единого информационного пространства, охватывающего не только все субъекты государственного заказа, но и участников, а также контролирующие органы. Грамотная организация государственных заказов может использоваться в качестве эффективной формы регулирования социально - экономического развития.

1. Бондарев Г. И. 94 - ФЗ - руководство к действию// ГОСЗАКАЗ: управление, размещение, обеспечение. 2006. №3 (январь - март). С. 110-111.

2. Борисов А. Н., Краев Н. А. Комментарии к Федеральному закону «О размещении на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (постатейный). М.: «Деловой двор», 2008. 792 с.

3. Комментарии к Федеральному закону «О размещении на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (постатейный) / под общ. ред. проф. Ю. А. Тихомирова. М.: ЗАО Юстицин-форм, 2006. 408 с.

4. Кузнецова И. В. Мониторинг исполнения 94 - ФЗ// ГОСЗАКАЗ: управление, размещение, обеспечение. 2007. №8 (апрель-июнь). С. 34-41.

5. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд / под общ. ред. В. А. Вайпана. М.: ЗАО Юсти-цинформ, 2007. 168 с.

6. Первые итоги... Доклад Минэкономразвития России на заседании Правительства Российской Федерации об итогах реализации Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-

ФЗ «О размещении на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» 28 сентября 2006 года// ГОСЗАКАЗ: управление, размещение, обеспечение. 2006. №6 (апрель-июнь). С. 12-19.

7. Положение об агентстве по государственному заказу Иркутской области, утверждено постановлением Администрации Иркутской области от 07.09.2006 г. № 154-па

8. Сушкова С. Ю. Помогаем заказчикам// ГОСЗАКАЗ: управление, размещение, обеспечение. 2007. №10 (октябрь-декабрь). С. 80-81.

9. Толкушкин А. В. Комментарий (постатейный) к Федеральному закону от 21 июля 2005 г. №94 - ФЗ «О размещении на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Материал подготовлен для системы «Консультант плюс»

10. Глоссарий. http://www.glossary.ru

11. Независимый рейтинг прозрачности закупок. http://www.nrpz.ru

12. Официальный сайт по размещению информации о размещении государственного заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. http://www.zakupki.gov.ru

УДК 330

РЕГИОНАЛЬНАЯ КОМПАНИЯ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

С.С.Бричко1

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрены способы эффективного функционирования региональной экономики. Библиогр. 8 назв.

Ключевые слова: региональная экономика; конкурентоспособность региона; управление предприятием.

1Бричко Степан Сергеевич, соискатель, тел.: 89086635959, e-mail: pismostepan@mail.ru

Brichko Stepan Sergeevich, a competitor for a scientific degree, tel.: 89086635959, e-mail: pismostepan@mail.ru

REGIONAL COMPANY AS A SPECIFIC SUBJECT OF CONTEMPORARY RUSSIAN ECONOMY S.S.Brichko

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The author deals with the methods of the effective functioning of the regional economy. 8 sources.

Key words: regional economy; region competitiveness; company management.

Рассматривая данный вопрос, прежде всего, следует определиться с понятием «регион». Дело в том, что пока в научной литературе нет четкого определения данного понятия. Так, ряд авторов (7; 8) под регионом подразумевают определенную часть хозяйственного комплекса страны, отличающуюся географическими условиями и природно-ресурсной специализацией. Другие (5; 8) под регионом понимают единицу административного деления страны: край, область, город.

Представляется, что за основу можно принять следующее определение региона: регион - это территория в административных границах субъекта Российской Федерации, характеризующаяся комплексностью, целостностью и управляемостью, т.е. наличием политико-административных органов управления. Соответственно, региональная компания - это компания, находящаяся в регионе, т.е. - это фирмы и предприятия, расположенные на его территории. Значение региональной компании как специфического субъекта современной российской экономики находит свое отражение в конкурентоспособности региона, на территории которого находится данная компания.

Конкурентоспособность региона определяется в первую очередь конкурентоспособностью фирм и предприятий, расположенных на его территории, а их успех в конкурентной борьбе зависит от созданных социально-экономических условий в регионе, характеризующих состояние конкурентной среды. Формирование условий для развития конкурентных отношений внутри региона и страны в целом -один из основных региональных и национальных приоритетов любой страны, важнейшая функция государственного регулирования экономики.

Конкурентоспособность региона отражает способность местных производителей наиболее эффективно, т.е. с достаточно высокой производительностью, использовать имеющийся в распоряжении экономический потенциал региона. Но на современном этапе развития экономики, чтобы быть конкурентоспособными, недостаточно только иметь нужные природные и экономические ресурсы. Необходимо создавать, развивать и совершенствовать конкурентные преимущества, связанные с инновациями, развитием и эффективным использованием человеческого капитала, информации.

Конкурентоспособность региона можно определить как экономическую категорию, характеризующую способность территории достигать высокого и постоянно растущего уровня жизни за счет повышения производительности, использования труда и капитала как действующими, так и новыми региональными компаниями (предприятиями) - создателями добав-

ленной стоимости.

В осуществлении технологического «прорыва» важную роль должна сыграть региональная интеграция расположенных на территории региона региональных предприятий и организаций, выполняющих разные функции (от проведения научных исследований и подготовки кадров до производства и транспортировки продукции), но объединенных технологическим процессом, результатом которого является наукоемкий продукт, созданный усилиями всех участников этого процесса; т.е. формирование конкурентоспособных территориальных производственных кластеров, в том числе в инновационноемких секторах экономики.

Эффект в этом случае будет достигаться за счет того, что на рынке высокотехнологичной продукции начнут конкурировать не отдельные региональные компании, а региональные научно-производственные и промышленные комплексы, которые благодаря научно-производственной и технологической кооперации компаний обеспечат сокращение транзакционных издержек. Основной целью реализации кластерной политики в регионах является создание условий для формирования и развития кластеров как основы реализации конкурентных преимуществ территорий региона и повышения его конкурентоспособности в целом.

Значимую роль в создании региональных кластеров, повышении конкурентоспособности региональных предприятий и региона должна сыграть региональная власть, в руках которой находятся рычаги политического и экономического управления. К полномочиям региональной власти относятся: ^ определение текущих и будущих конкурентных преимуществ региона во внутристрановом и международном разделении труда;

^ создание положительного образа (бренда) региона на внутрироссийском и международном уровне; ^ координация кластерной политики «сверху вниз» и «снизу вверх»;

^ стимулирование развития региональных и локальных кластеров, поощрение развития кластерных инициатив;

^ формулирование стратегии инновационного развития региона;

^ поощрение производства наукоемкой продукции и включения региональных компаний в глобальные цепочки добавления стоимости; ^ формирование региональной инновационной системы (выявление слабых сторон в ее современной структуре и стимулирование их развития); ^ привлечение крупных российских компаний и иностранных ТНК в регион для создания новых рабо-

чих мест и обмена технологиями/менеджментом с региональными компаниями.

В то же время региональная власть часто проявляет себя с негативной стороны, не допуская вхождения в рынок компаний из соседних регионов с целью защиты долей рынка, принадлежащих местным региональным компаниям. Среди прочих средств вхождение в рынок тормозится практикой региональных властей, включающей в себя предоставление субсидий, неконкурентное распоряжение рыночными правами, доступ к земле и недвижимости и т. д.

Основным ограничительным фактором, с которым начинающие участники рынка и растущие компании средних размеров сталкиваются в промышленных секторах региона, является власть, которую крупные доминирующие региональные предприятия, занимающие концентрированные сегменты рынка, осуществляют над рынком через свою ценовую, инвестиционную и рыночную стратегию, что часто поддерживается региональной властью. Аналогичным образом помехой, ограничивающей вхождение в рынок, является власть над рынком, осуществляемая поставщиками инфраструктуры коммунальных услуг, и регулятивный режим, обеспечивающий управление предложением их услуг. Кроме того, барьером вхождению на рынок и расширению предприятий, выделяющимся в большинстве анализируемых конкретных примеров в так называемом «новом» секторе экономики, образующим индустрию программных средств, является отсутствие равных правил игры, обусловленное слабостью механизма принудительного исполнения прав интеллектуальной собственности, приводящее к пиратству.

Регион играет важную роль в выполнении, с одной стороны, национальной стратегии в рамках установленной ему миссии (специализации), а с другой стороны, - корпоративных стратегий региональных компаний, создавая последним условия для ведения бизнеса. Стратегически важная роль регионов в укреплении социально - экономического пространства страны требует адекватной государственной региональной политики, обеспечивающей их развитие.

В большинстве регионов государство продолжает, хоть и в измененной форме, играть непосредственную роль в функционировании рынка, которая чаще, всего имеет негативные последствия в виде сокращения числа входящих в рынок новых предприятий, что приносит значительную выгоду предприятиям «старой» экономики.

Имеются случаи, когда государство играет непрямую, направленную на усиление рыночной конкуренции роль. В этой связи конкурентный успех многих региональных компаний в значительной степени обусловливается привилегированными отношениями, которые они имеют с государственными структурами, прежде всего с региональной властью и в меньшей степени - с федеральными учреждениями, а не их способностью эффективного обслуживания клиентов.

Конкурентоспособность региональных компаний зависит от развития ресурсного потенциала, от совершенствования и внедрения новой конкурентоспо-

собной продукции, что требует капитальных вложений и инвестиций в соответствующие региональные проекты. Исходя из этого, инвестиционный аспект играет решающую роль в повышении конкурентоспособности региональных компаний и региона в целом.

Несовершенство системы федеративных отношений наглядно проявляется именно в инвестиционной сфере. Российская Федерация включает два типа региональных субъектов: национально - государственные и административно - территориальные образования, которые согласно Конституции РФ равноправны как между собой, так и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Однако на практике республики, относящиеся к первому типу субъектов РФ, заключили с федеральным центром договоры о разграничении полномочий по предметам совместного ведения, в том числе и в инвестиционной сфере, получив фактически режим наибольшего экономического благоприятствования (Татарстан, Башкирия, Саха - Якутия). Так, на долю национально - государственных образований (без автономных округов, входящих в состав краев и областей) приходится 15 -16% общего объема инвестиций в России. Между тем, доля средств из федерального бюджета в финансировании инвестиций на их территории достигает 30%. Для административно - территориальных образований соотношение составляет соответственно 85% и 70%. Причем снижение доли централизованных инвестиций из общегосударственного бюджета не компенсируется расширением децентрализованных вложений - региональных и местных. Нормальный удельный вес средств региональных бюджетов в странах с рыночной экономикой оценивается примерно в 15% от общего объема инвестиций, а в показателях российской статистики доля финансирования инвестиций из территориальных региональных бюджетов даже не выделяется отдельной строкой.

Бюджетная обеспеченность региона может рассматриваться как бюджетная обеспеченность населения (уровень расходов региональных бюджетов на душу населения) и бюджетная обеспеченность региональных властных структур, причем дифференциация бюджетной обеспеченности населения зависит от степени бюджетной самостоятельности региона. Характеристика бюджетной самостоятельности региона осуществляется с помощью следующих показателей: ^ доля прямых поступлений из федерального бюджета в общих доходах бюджета региона; ^ доля федеральных дотаций (трансфертов) в условно чистых (без учета взаимных расчетов с федеральным бюджетом) доходах региона; ^ доля собранных на территории налогов, зачисленных в бюджет региона;

^ обеспеченность расходов региона собственным налоговым потенциалом;

^ условный баланс финансовых потоков (разность между поступлениями финансовых средств региона в федеральный бюджет и из него в бюджет региона) в расчете на одного человека.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления

в Российской Федерации» доходная часть местных бюджетов должна формироваться за счет местных налогов, сборов и штрафов, отчислений от федеральных налогов и налогов субъектов РФ в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъектов РФ. Однако в отсутствии таких законов и долгосрочных нормативных актов трансферты из федерального бюджета в бюджеты территорий осуществляются на индивидуальной основе по договоренности между соответствующими органами федерального центра и субъектами РФ, но не предназначены для инвестиционных целей.

Поэтому требуется совершенствование всей системы федеративных отношений в России, связанных с активизацией инвестиционной деятельности на региональном уровне. Необходимо доведение доли федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ в бюджетных расходах до 15 - 16% против 7 - 9% и предоставление средств из инвестиционной части фонда в виде субвенций, носящих адресный характер.

На федеральном уровне инвестиционные функции должны заключаться в развитии инфраструктуры общегосударственного и межрегионального значения, инвестиционном обеспечении федеральных целевых программ главным образом социальной направленности и устойчивого социально - экономического развития страны и отдельных регионов. Основным инструментом реализации государственной инвестиционной политики может служить федеральная инвестиционная программа при коренном изменении принципов ее построения - переходе от отраслевого к регионально - отраслевому принципу.

В связи с этим предложения федеральных структур о финансировании инвестиций в их отрасли должны включаться в региональные инвестиционные программы и через них доходить до федеральных программ. В документах федерального правительства по вопросам инвестиционной политики должен присутствовать региональный раздел, а в документах о региональной политике - инвестиционный. Соответственно на современном этапе значение имеет определение и законодательное утверждение инвестиционных функций властных структур федерального, регионального и муниципального уровней и их обеспечения финансовыми ресурсами в виде нормативно определенных и регулирующих налогов.

Как показывает мировой опыт, страны с рыночной экономикой и федеративным устройством имеют отлаженный государственный механизм управления и стимулирования регионального развития (США, Германия). Представляет интерес механизм финансирования инвестиционных программ развития территорий через бюджетно - трастовые фонды, образуемые на федеральном уровне и финансируемые из бюджетных источников, а также за счет поступлений от предпри-

довых операций. В настоящее время в ряде стран с рыночной экономикой созданы корпорации экономического развития территорий (государственные и смешанные), направляющие на цели регионального развития часть своих капиталов, выступая в качестве гарантов инвестиций.

Информационным инструментом управления инвестиционной деятельностью являются стратегии управления инвестированием регионов, которые напрямую связаны с конкурентоспособностью региональных компаний и региона. Стратегии позволяют принимать топ-менеджменту региональных компаний принципиальные решения организационного, экономического, финансового характера. После определения стратегических целей формируется система приоритетов развития процесса инвестирования в регионе, требования к которым могут выражаться в соответствии с потребностями экономики и ресурсными возможностями региона.

К числу приоритетных направлений относят создание и использование принципиально новых ресурсосберегающих технологий, повышение конкурентоспособности, в т.ч. за счет производства новой продукции, совершенствование информационных, коммуникационных и других инновационных технологий. Таким образом, результаты принятых решений на уровне региональной и федеральной власти (выработка целей, приоритетов и направлений инвестиционной политики) проецируются на уровень региональных компаний.

Далее процесс создания и использования механизма стратегического управления процессом инвестирования преобразований в регионе, направленный на повышение конкурентоспособности, должен основываться на программированности воздействий. Программы по осуществлению инвестирования в регионе концентрируют все виды потребляемых ресурсов на приоритетных направлениях развития инвестиционного процесса, которые затем направляются в региональные компании для осуществления необходимых мероприятий .

Важным мероприятием эффективного функционирования региональной экономики в целях формирования информационной системы региона является создание единого регионального информационного банка данных. В рамках этого мероприятия целесообразно формирование информационного реестра, содержащего сведения о региональных предприятиях и организациях, имеющих в своем распоряжении государственные, негосударственные, муниципальные и смешанные информационные ресурсы, а также сведения по видам информационной продукции и услуг. Это позволит повысить конкурентоспособность региональных компаний как специфических субъектов современной российской экономики и региона в целом.

нимательской деятельности самих фондов и межфон-

Библиографический список

1. Джеймс П., Дж. Мартин. Все возможные миры / М.: Про- 3. Праздничных А.Н. Региональная конкурентоспособность гресс, 1988. как феномен глобализации: автореф. дис. ... канд. эко-

2. Инновационная экономика как стратегия конкурентного ном. наук. М. 1999.

развития региона. Калининград, 2004. 4. Пилипенко И.В. Конкурентоспособность стран и регио-

нов в мировом хозяйстве. М.: МГУ, 2005.

5. Тургель И.Д. Региональная экономика и управление: Курс лекций. М.: РУДН, 2003.

6. Шаймухамбетов К. Управление процессом инвестирования структурных преобразований в регионах России.

СПб,2000.

7. Региональная экономика: учебное пособие / К.Н. Юсупов [и др.]. М.: КНОРУС, 2006.

8. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B3%D 0%B8%D0%BE%D0%BD

УДК 332.62(47)

ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В.И.Буньковский1

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Показано, что важной предпосылкой развития инвестиционно-инновационной системы считается правильное понимание сущности миссии предприятия как «открытого субъекта», тесно взаимодействующего с окружающей средой. Логика принятия инвестиционно-инновационных решений, а также необходимость учета факторов внешнего влияния на жизнедеятельность предприятия определяют содержание этапов формирования инвестиционно-инновационной стратегии. Библиогр. 6 назв.

Ключевые слова: финансирование; инновационная деятельность; инновационная политика; промышленное предприятие.

FINANCING OF INNOVATION ACTIVITY AND THE INNOVATION POLICY OF INDUSTRIAL ENTERPRISES V.I. Bunkovsky

Irkutsk State Technical University 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074

The author demonstrates that the correct understanding of the essence of the enterprise mission, as an "open subject", closely interacting with the environment is considered an important prerequisite for the development of investment and innovation system. The adoption logic of investment and innovation decisions and the need to take into account external influences on the enterprise activity, determine the content of the formation stages of an investment and innovation strategy.

6 sources.

Key words: financing, innovation activity, innovation policy, industrial enterprise.

В соответствии с «Концепцией инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы», одобренной постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998г. № 832, даны следующие определения инновации: «Инновация (нововведение) -конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности». Современный научно-технический прогресс немыслим без интеллектуального продукта, получаемого в результате инновационной деятельности. Кроме того, новация (лат. Novation - изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было раньше: новое явление, открытие, изобретение, новый метод удовлетворения общественных потребностей и т.п.

Одним из существенных факторов, влияющих на развитие и внедрение инноваций, является финансирование инновационных проектов. Стратегия финансирования проекта заключается в применении в определенной последовательности схем финансирования исходя из индивидуальных особенностей проекта и

влияющих на него факторов.

Важной предпосылкой развития инвестиционно-инновационной системы считается правильное понимание сущности миссии предприятия как «открытого субъекта», тесно взаимодействующего с окружающей средой. Логика принятия инвестиционно-инновационных решений, а также необходимость учета факторов внешнего влияния на жизнедеятельность предприятия определяют содержание этапов формирования инвестиционно-инновационной стратегии. Такая стратегия предприятия, направленная на решение конкретных оперативных задач, формируется под воздействием совокупности внешних и внутренних факторов, образующих стратегический инвестиционно-инновационный облик предприятия.

Инновационная деятельность охватывает все сферы хозяйственной деятельности предприятия горнодобывающей промышленности и может дать четыре вида эффекта: экономический, научно-технический, социальный и экологический. Для выбора приоритетных инновационных решений в рамках инвестиционной политики необходимо оценить эффективность их внедрения. Эффективность любого инновационного проекта характеризуется показателями, от-

1Буньковский Владимир Иосифович, доктор экономических наук, профессор кафедры управления промышленными предприятиями, тел.: (3952)405091.

Bunkovsky Vladimir losifovich, a doctor of economic sciences, a professor of the Chair of Management of Industrial Enterprises, tel.: (3952) 405091.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.