УДК 332.14
РЕГИОНАЛЬНАЯ КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
М.О. Панферова, П.Н. Евстратов
Рассматриваются виды кластеров и их формирование на территории России. Предлагается схема взаимодействия государства и частных организаций в рамках реализации региональной кластерной политики. Выделяются необходимые условия для распространения кластеров в российских регионах.
Ключевые слова: кластер, промышленно-инновационный кластер, инвестиционный проект, региональное развитие, кластерная политика, инструментарий кластерной политики.
Понятие кластера (от англ. cluster) уверенно вошло в мировую экономическую терминологию в конце 1990-х - начале 2000-х годов. С этого времени данное определение стало характеризовать группу связанных организаций и предприятий, сконцентрированных на одной территории.
Существуют различные виды кластеров: промышленные, инновационные, научно-технологические и др. Наибольшее распространение во всем мире получили промышленные кластеры, которые были сформированы исторически, учитывая удобство расположения предприятий. В 2012 году в России были созданы двадцать пять инновационных кластеров, объединяющих экономику регионов шести федеральных округов [1]. Данные кластеры сконцентрированы на территориях с высоким уровнем научно-производственного потенциала.
Основу любого кластера образуют организации и предприятия, входящие в его состав. Организационно-правовая форма, вид деятельности предприятий и организаций может быть различным, но характерной особенностью принадлежности к кластеру является участие в стадиях производства готовой продукции или оказания конкретной услуги.
В настоящее время проведением кластерной политики занимаются органы исполнительной власти большинства субъектов федерации, уделяя особое внимание не только созданию новых, но и расширению уже имеющихся на территории региона кластеров.
Схема взаимодействия государства и частных организаций при формировании кластеров в регионе представлена на рисунке 1.
Государственное регулирование кластеров может принимать различные формы. Во-первых, это непосредственное создание кластеров с учетом потребностей и возможностей региона. Во-вторых, государство в лице органов исполнительной власти региона может выступать государственным заказчиком товаров, работ и услуг, производимых предприятиями кластера, создавая спрос и стимулируя предложение на региональном рынке. В-третьих, при помощи финансово-кредитных механизмов
Рис. 1. Факторная схема участия государства и
частных организаций при формировании кластеров в регионе
участникам кластера предоставляется государственная поддержка. Кроме того, одним из самых эффективных рычагов кластерной политики является активное инвестирование предприятий, входящих в кластер. В-четвертых, посредством разработки и реализации инновационной стратегии региона, комплексных программ развития отраслей региональные органы власти определяют направления развития экономики региона в целом, а также кластеров как одной из ее составляющих частей.
Помимо государства реализации государственной кластерной политики и активному формированию кластеров в регионе способствуют частные организации. Это проявляется в их участии в инновационной стратегии региона производством новых видов продукции, внедрением современных технологий, использованием инновационных методов управления и т.д.
Еще одной формой взаимодействия органов исполнительной власти и предприятий в рамках кластерной политики является софинансирование инвестиционных проектов, входящих в кластер. Данное сотрудничество реализуется посредством государственно-частного партнерства (ГЧП).
ГЧП представляет собой юридически закрепленные взаимоотношения между государственным и частным секторами национальной экономики на основе разделения выгод и рисков в пространстве исключительной ответственности государства для наиболее эффективной реализации социально-значимых проектов [4]. В последние годы ГЧП приобретает все большее распространение, поскольку и государственные структуры, и частные компании заинтересованы в появлении различных объектов социальной, экономической, инфраструктурной направленности.
Кластерная политика дает положительные социально-экономические эффекты как государству, так и самим организациям. Одним из основных ее результатов является концентрация производства внутри кластера и оптимизация использования имеющихся региональных ресурсов.
Кластеризация предприятий позволяет существенно увеличивать их количество и, соответственно, повышать уровень доходов бюджета региона, а также снижать безработицу, создавая дополнительные рабочие места.
С точки зрения организаций в рамках кластера они получают возможность работать на готовых инвестиционных площадках, что существенно упрощает процесс начала реализации инвестиционных проектов. Перечень площадок обычно представлен в инвестиционном атласе региона, являющегося частью региональной инвестиционной стратегии [3].
Кроме того, при выборе места реализации инвестиционного проекта в кластере инвесторам и региональным органам власти необходимо учитывать основные факторы, существенным образом влияющие на выбор территории расположения своего будущего предприятия. Совокупность таких факторов определяется исходя из конкретной политической и социально-экономической обстановки в стране, а также исходя из отрасли экономики, к которой относится планируемый инвестиционный проект.
Ресурсные факторы
нш
Экологические
Ин фр ас труктурны е
Обороноспособность страны
Транспортные
Сырьевые
Трудовые
Анализ факторов размещения производства в нашей стране за период с 20-х гг. ХХ века до начала XXI века выявил основные их группы, в разные периоды времени влияющие на выбор места строительства предприятий (рисунок 2).
Все факторы условно можно разделить на следующие группы:
- природные ресурсы и условия;
- экономические условия;
- экологические условия.
Факторы размещения, связанные с территориальными различиями в природных ресурсах и условиях, играют важную роль. К их числу, в первую очередь, относятся природные ресурсы - топливно-энергетические, минерально-сырьевые, земельные, лесные и водные. Другая группа факторов размещения, связанных с территориальными различиями в природной среде, называется природно-климатическими условиями. К ним относятся климат, почвы, рельеф местности, характер грунтов и др.
Группа экономических факторов размещения производительных сил оказывает в современных условиях даже большее влияние на принятие решений относительно размещения производительных сил, чем природные ресурсы и условия. К экономическим факторам размещения относятся население и трудовые ресурсы, существующий производственный аппарат, инфраструктура, а также агломерационный эффект, отражающий результирующее влияние различных экономических факторов при их высокой территориальной концентрации.
Особую роль при размещении производительных сил на современном этапе экономического развития играет группа экологических факторов, так как она непосредственно связана с бережным использованием природных ресурсов и обеспечением необходимых жизненных условий для населения.
Кроме главных факторов, определяющих структуру производства хозяйства региона, для каждой отрасли существуют свойственные только ей факторы размещения предприятий по различным территориям.
Рассмотрение каждого фактора сопровождается анализом его воздействия на процесс размещения производства. Однако изолированное рассмотрение роли отдельных факторов размещения не дает общей картины, так как необходим одновременный учет влияния всей суммы факторов размещения. Это означает необходимость учета всех условий, при соблюдении которых может быть реализован инвестиционный проект.
Помимо оптимального размещения, инвесторы вправе рассчитывать на государственную поддержку развития, поскольку кластерная политика направлена на увеличение количества и повышение уровня предприятий кластера.
Все вышеперечисленные инструменты государственного регулирования кластерной политики региона способствуют развитию не только региональных кластеров, но и всего региона, а также страны в целом.
Список литературы
1. Инновационные территориальные кластеры [Электронный ресурс] // Стартап [сайт] URL: http://innovation.gov.ru/taxonomy/term/545 (дата обращения: 02.12.2014)
2. Миндлин Ю.Б. Ведущая роль кластеров в экономике [Электронный ресурс] // Электронные журналы издательства Notabene: [сайт] URL: http://e-notabene.ru/etc/article_458.html (дата обращения: 03.12.2014)
3. Панферова М.О. О необходимости создания инвестиционного атласа региона как неотъемлемой составляющей инвестиционной стратегии / М.О. Панферова // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. Вып.3 Часть I. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С. 20-26
4. Сычева И.В., Сычева Н.А. Проблемы внедрения проектов государственно-частного партнерства в развитие социальной инфраструктуры регионов России / И.В. Сычева, Н.А. Сычева / Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. Вып.2 Часть I. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С. 42-47.
5. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ: Пер. с англ. / Под ред. И.С. Енюкова. М.: Финансы и статистика, 1989. 215с.
Панферова Марина Олеговна, ассистент, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Евстратов Петр Николаевич, д-р экон. наук, проф., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет.
REGIONAL CLUSTER POLICY AS THE BASIS SUSTAINABLE REGIONAL
DEVELOPMENT
M.O. Panferova, P.N. Evstratov
Discusses the types of clusters and their formation in Russia. The scheme of interaction between the state and private organizations in the re-realizations of a regional cluster policy. Allocate the necessary conditions for the spread of clusters in the Russian regions.
Keywords: cluster, industrial and innovation cluster, investment-onny project, regional development, cluster policy, tools stem-Stern policy.
Panferova Marina Olegovna, assistant, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Evstratov Petr Nicolaevich, doctor of economics, professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University.