Научная статья на тему 'Региональная кластеризация российского высшего образования'

Региональная кластеризация российского высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКАЯ СИСТЕМА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ / РОССИЙСКИЕ РЕГИОНЫ / ТЕМПЫ ПРИРОСТА / BOLOGNA PROCESS / HIGHER EDUCATION / CLUSTER ANALYSIS / RUSSIAN REGIONS / GROWTH RATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнов В.В., Мулендеева А.В.

Предмет. Кластеры российского регионального высшего образования. Цели. Выявить кластеры российской системы регионального высшего образования. Методология. Исследование основано на системном подходе с применением кластерного анализа. Результаты. Выявлена устойчивая позиция крупных структур на рынке образовательных услуг, расширяющих свое влияние на российские регионы посредством филиалов. Вектор развития филиальной сети определяется высокодоходным статусом региона, собственным потенциалом, федеральными трансфертами. При этом высокодоходные регионы с высокой численностью абитуриентов заинтересованы в сохранении региональных высших учебных заведений. Выводы. Перспективы региональной кластеризации российского высшего образования связаны с перераспределением образовательных услуг в пользу крупных высших учебных заведений посредством развития широкой филиальной сети. Высокодоходные регионы с малой численностью абитуриентов не заинтересованы в развитии своего потенциала образовательных услуг и склонны к поддержке кластеризации. Высокодоходные регионы с высокой численностью абитуриентов, а также большинство дотационных доминируют на своих рынках образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional clustering of the Russian higher education

Subject This article deals with the issues related to the topic of clusters of the Russian regional system of higher education. Objectives The article aims to identify and describe the clusters mentioned. Methods For the study, we used a systems approach and clustering method. Results The article shows a stable tendency of large structures in the market of educational services to expand their influence on the Russian regions through branches. Conclusions The prospects of regional clustering of the Russian higher education point out the redistribution of educational services in favor of large higher educational institutions through the implementation of a broad branch network and the Uniform State Exam opportunity.

Текст научной работы на тему «Региональная кластеризация российского высшего образования»

pISSN 2073-1477 eISSN 2311-8733

Социально-экономическая политика

РЕГИОНАЛЬНАЯ КЛАСТЕРИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Валерий Владиславович СМИРНОВ % Алена Владимировна МУЛЕНДЕЕВА ь

а кандидат экономических наук, доцент кафедры отраслевой экономики факультета управления и социальных технологий, Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, Чебоксары, Российская Федерация v2v3s4@mail.ru

https://orcid.org/0000-0002-6198-3157 SPIN-код: 3120-4077

ь старший преподаватель кафедры физической географии и геоморфологии историко-географического факультета,

Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова,

Чебоксары, Российская Федерация

а1 ena-mulende eva@yandex. ги

ORCID: отсутствует

SPIN-код: 9404-7292

' Ответственный автор

История статьи:

Получена 05.07.2018 Получена в доработанном виде 03.08.2018 Одобрена 14.09.2018 Доступна онлайн 15.02.2019

УДК 332.05, 338.001.36 123, 124, 125, 162, R11

Ключевые слова:

Болонская система, высшее образование, кластерный анализ, российские регионы темпы прироста

Аннотация

Предмет. Кластеры российского регионального высшего образования. Цели. Выявить кластеры российской системы регионального высшего образования. Методология. Исследование основано на системном подходе с применением кластерного анализа.

Результаты. Выявлена устойчивая позиция крупных структур на рынке образовательных услуг, расширяющих свое влияние на российские регионы посредством филиалов. Вектор развития филиальной сети определяется высокодоходным статусом региона, собственным потенциалом, федеральными трансфертами. При этом высокодоходные регионы с высокой численностью абитуриентов заинтересованы в сохранении региональных высших учебных заведений.

Выводы. Перспективы региональной кластеризации российского высшего образования связаны с перераспределением образовательных услуг в пользу крупных высших учебных заведений посредством развития широкой филиальной сети. Высокодоходные регионы с малой численностью абитуриентов не заинтересованы в развитии своего потенциала образовательных услуг и склонны к поддержке кластеризации. Высокодоходные регионы с высокой численностью абитуриентов, а также большинство дотационных доминируют на своих рынках образовательных услуг.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2018

Для цитирования: Смирнов В.В., Мулендеева А.В. Региональная кластеризация российского высшего образования // Региональная экономика: теория и практика. - 2019. - Т. 17, № 2. - С. 266 - 282. https://doi.org/10.24891/re. 17. 2.266

Процесс трансформации классической советской системы высшего образования начался в постсоветский период в рамках «Болонского процесса», к которому Россия присоединилась в сентябре 2003 г.

Целью Болонского процесса (1999 г.) стало сближение и гармонизация систем высшего образования стран Европы, в том числе

содействие мобильности путем преодоления препятствий к эффективному осуществлению свободного передвижения.

Болонская система высшего образования является трехуровневой: бакалавриат, магистратура и докторантура. Первый уровень (бакалавриат) - набор компетенций, позволяющих выполнять какую-либо

функцию, второй (магистратура) - широкий объем знаний, третий (докторантура) -специалист, ориентированный на фундаментальные и прикладные знания, а также способный реализовать себя в науке [1-3].

Следует отметить, что советская система высшего образования была призвана обеспечить не только получение достаточно высокого уровня знаний, но и сохранить его целостное применение по всей стране, чему способствовала процедура распределения. Распределение осуществлялось среди выпускников высших учебных заведений| по рабочим местам на предприятиях и в организациях согласно потребности в специалистах. Выпускник по распределению обладал юридическим статусом молодого специалиста, которого нельзя было уволить без специального разрешения министерства.

После разрушения единого экономического пространства СССР наступил процесс трансформации образовательного пространства. Стали в большом количестве формироваться региональные «элитные» образовательные кластеры, не ориентированные на советские стандарты столичных школ.

Рассмотрим, как изменился профиль регионального российского высшего образования (региональная кластеризация) за пятнадцать лет реализации «Болонского процесса».

Региональная кластеризация российского высшего образования основана на прогнозных значениях (до 2020 г.) темпов прироста численности студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, профессорско-преподавательского персонала, количества образовательных организаций высшего образования и научных организаций, филиалов образовательных организаций высшего образования, рассчитанных по данным Федеральной службы государственной статистики1 в среде Microsoft Excel (оператор «Тенденция») и

1 Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru

посредством нейронной сети SPSS Statistics [4, 5].

Преимуществом кластерного анализа является возможность изучения не только динамики показателей во временном ряду, но и анализа взаимосвязей между известными переменными, которые зависят от меньшего количества неизвестных переменных и асимметрии распределения [6-10]. Кластерный анализ позволяет описать изменения объекта измерения во временном ряду всесторонне и компактно, выявить скрытые переменные факторы, определить взаимосвязи между переменными и сократить и х чи сло д ля о п и с ани я данны х [11-13]2.

В результате кластерного анализа темпов п р и р о с т а ч и с л е н н о с т и с т уд е н т о в , обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, выявлены иерархия важности и порядок агломерации российских регионов (табл. 1). Занимаемое место по темпам прироста не коррелирует с важностью кластеризации. Так, по важности кластеризации из регионов с показателем более 30% только пять входят в десятку лидеров по темпам прироста: Ямало-Ненецкий автономный округ, Мурманская, Московская и Магаданская области, Камчатский край.

Следует также выделить наибольшую склонность к образованию кластера у Ямало-Ненецкого автономного округа - первое место по темпам прироста численности студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры. Он активно кластеризуется с Мурманской, Еврейской автономной, Костромской, Астраханской, Смоленской, Омской и Ярославской областями, Чукотским автономным округом, Республиками Крым, Чеченской, Ингушетия и Хакасия.

По важности и склонности к кластеризации, темпам прироста численности студентов,

2 Waite W.C. Methods of Statistical Analysis in the Social Sciences. By George R. Davies and Walter F. Crowder. New York, John Wiley and Sons, Inc., 1933, pp. Ix-355. American Journal of Agricultural Economics, 1933, vol. 15, iss. 4, p. 745. URL: https://doi.org/10.2307/1231262

обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, выделяется Ямало-Ненецкий автономный округ, занимающий 83 место с прогнозируемой численностью студентов 5,1 тыс. чел. на начало года, опережая только Еврейскую автономную область (4,1), Республику Алтай (3,6) и Чукотский автономный округ (0,5). Округ значительно уступает по прогнозируемой численности студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, первой десятке, в которую входят Москва - 816,7, Санкт-Петербург - 324,1, Республика Татарстан -170,7, Ростовская область - 166,2, Свердловская область - 148,2, Краснодарский край - 141,1, Республика Башкортостан -126,5, Московская область - 126,3, Челябинская область - 124,1, Самарская область - 119,4 тыс. чел. на начало года. Следовательно, подтверждается экономическая аксиома относительно небольших фирм, способных быстро реагировать на изменяющиеся внешние и внутренние условия, если они обладают избыточным капиталом. Ямало-Ненецкий автономный округ, не имея собственных высших учебных заведений, является привлекательным для крупных российских вузов как регион с высоким уровнем доходов (регион-донор, где развита добыча нефти и газа)3' 4. Этим и объясняется высокая склонность к кластеризации.

На территории Ямало-Ненецкого автономного округа действует 12 филиалов государственных и негосударственных вузов -Новоуренгойский филиал Российского нового университета (Москва), Ноябрьский филиал Московского финансово-промышленного университета «Синергия» (Москва), филиал в Надыме Московского психолого-социального университета (Москва), Салехардский филиал Уральского института коммерции и права

3 Ильясов Р.М. Ландшафтно-исторический анализ природопользования Ямало-Ненецкого автономного округа // Научный вестник Ямало-Ненецкого автономного округа. 2015. № 3. С. 93-102.

4Арно О.Б., Арабский А.К., Зайцев А.Н. Некоторые аспекты геоэкологических техногенных проблем и космической погоды при освоении газовых месторождений в районе Ямбурга // Газовая промышленность. 2017. № S4. С. 72-77.

(Екатеринбург), филиал в Ноябрьске Уральского федерального университета (Екатеринбург), филиал Удмуртского государственного университета (пос. Губкинский), Ноябрьский гуманитарно-экологический институт (филиал Тюменского государственного университета, Тюмень), Ноябрьский институт нефти и газа (филиал Тюменского государственного нефтегазового университета, Тюмень), Салехардский филиал Государственного аграрного университета Северного Зауралья (Тюмень), филиал в Новом Уренгое Тюменского государственного университета (Тюмень), филиал в Надыме Тюменского государственного университета (Тюмень), Ямальский нефтегазовый институт (филиал Тюменского государственного нефтегазового университета) (Тюмень). Целесообразно сотрудничество с высшими учебными заведениями Мурманской, Еврейской автономной, Костромской, Астраханской, Смоленской, Омской и Ярославской областей, Чукотского автономного округа, Республик Крым, Чеченской, Ингушетии и Хакасии.

В результате кластерного анализа темпов прироста профессорско-преподавательского персонала выявлены иерархия важности и порядок агломерации российских регионов (табл. 2). По важности кластеризации из регионов с показателем более 30% девять входят в десятку лидеров по темпам прироста: Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа, Мурманская, Московская и Магаданская области, Республик Карачаево-Черкесская, Ингушетия, Тыва и Хакасия. Отмечена склонность Ямало-Ненецкого автономного округа к образованию кластера с Чукотским автономным округом, Еврейской автономной областью, Архангельской, Брянской и Мурманской областями, Республиками Ингушетия, Хакасия и Бурятия.

По важности и склонности к кластеризации, темпам прироста профессорско-преподавательского персонала и численности студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, также выделяется Ямало-Ненецкий автономный округ [14]. Это естественно, так

как образовательный процесс в большей мере связан с использованием собственного профессорско-преподавательского персонала, который проходит повышение квалификации в «головных» вузах. В данном контексте целесообразно расширить сотрудничество с высшими учебными заведениями Чукотского автономного округа, Еврейской автономной, Архангельской, Брянской и Мурманской областей, Республик Ингушетия, Хакасия и Бурятия. При этом усилится конкуренция на рынке образовательных услуг, что позитивно отразится на повышении их качества и доступности [15].

В результате кластерного анализа темпов прироста числа образовательных организаций высшего образования и научных организаций выявлены иерархия важности и порядок агломерации российских регионов (табл. 3). По важности кластеризации из регионов с показателем более 30% восемь входят в десятку лидеров по темпам прироста: Свердловская, Курганская, Тюменская, Костромская и Ростовская области, г. Севастополь, Республика Ингушетия, Приморский край. Отмечена склонность Севастополя к образованию кластера с Костромской, Волгоградской, Новосибирской, Челябинской и Ростовской областями, Приморским и Ставропольским краями, Москвой, Республикой Крым.

По важности и склонности к кластеризации, а также по темпам прироста числа образовательных организаций высшего образования и научных организаций лидером является Севастополь. В этом городе действуют Севастопольский государственный университет (СевГУ), Черноморское высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище им. П.С. Нахимова (ЧВВМУ), Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова (филиал) (Филиал ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова), Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского (СЭГИ КФУ), Филиал Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (филиал МГУ), Севастопольский филиал

Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова (филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова), Институт экономики и права (филиал) Академии труда и социальных отношений (ИЭиП (филиал) АТиСО), Представительство Московского финансово-промышленного университета «Синергия», Институт ядерной энергии и промышленности СевГУ (ИЯЭиП СевГУ). Совокупность университетов на менее чем 500 тыс. чел. в определенной мере обеспечивает подготовку (переподготовку) специалистов для сложившейся структуры экономики по направлениям: 37.03.01 Психология, 38.03.01 Экономика, 38.03.02 Менеджмент, 38.03.04 Государственное и муниципальное управление, 40.03.01 Юриспруденция, 42.03.02 Журналистика, 43.03.02 Туризм,

44.03.01 Педагогическое образование, 45.03.01 Филология, 45.03.02 Лингвистика, 46.03.01 История, 49.03.01 Физическая культура,

49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), 49.03.03 Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм, 09.03.01 Информатика и вычислительная техника, 10.03.01 Информационная безопасность, 11.03.01 Радиотехника, 12.03.01 Приборостроение,

18.03.01 Химическая технология, 20.03.01 Техносферная безопасность, 23.03.01 Технология транспортных процессов, 27.03.01 Стандартизация и метрология, 01.03.02 Прикладная математика и информатика,

03.03.02 Физика, 05.03.02 География, 09.03.02 Информационные системы и технологии, 11.03.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи, 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника, 20.03.02 Природообустройство и водопользование, 26.03.02 Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры, 14.05.02 Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг, 17.05.02 Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие, 09.03.03 Прикладная информатика, 16.03.03 Холодильная, криогенная техника и системы жизнеобеспечения, 23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и

комплексов, 26.05.03 Строительство, ремонт и поисково-спасательное обеспечение надводных кораблей и подводных лодок, 11.03.04 Электроника и наноэлектроника, 12.03.04 Биотехнические системы и технологии, 15.03.04 Автоматизация технологических процессов и производств,

19.03.04 Технология продукции и организация общественного питания, 27.03.04 Управление в технических системах, 26.05.04 Применение и эксплуатация технических систем надводных кораблей и подводных лодок,

15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительного производства, 05.03.06 Экология и природопользование. Большая часть направлений подготовки (переподготовки) специалистов требует отдельных лабораторий, что повлияло на занимаемое Севастополем место по важности и склонности к кластеризации, по темпам прироста числа образовательных организаций высшего образования и научных организаций.

В результате кластерного анализа темпов прироста числа филиалов образовательных организаций высшего образования выявлены иерархия важности и порядок агломерации российских регионов (табл. 4). По важности кластеризации из регионов с показателем более 30% восемь входят в десятку лидеров по темпам прироста. В частности, это Республики Чеченская, Марий Эл и Крым, Ямало-Ненецкий автономный округ. Отмечена склонность к образованию кластера у Республики Адыгея с Кировской, Тверской, Амурской, Тамбовской, Пензенской, Новосибирской, Кемеровской и Ярославской областями, с Республиками Марий Эл, Чеченская, Карелия, Ингушетия, Калмыкия, а также с Ямало-Ненецким автономным округом.

По важности и склонности к кластеризации, по темпам прироста числа филиалов образовательных организаций высшего образования лидер отсутствует. Так, по важности выделяется Ямало-Ненецкий автономный округ (табл. 1,2), а по

склонности к кластеризации - Республика Адыгея. В этом регионе кроме региональных вузов (Адыгейский государственный университет и Майкопский государственный технологический университет) действуют филиалы Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, ЮжноРоссийского государственного политехнического университета, Северо-Кавказской академии государственной службы, Современной гуманитарной академии, Московской открытой социальной академии, ЮжноРоссийского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института), Кубанской государственной медицинской академии, Российского государственного социального университета.

Для повышения качества и доступности образовательных услуг Республике Адыгея необходимо наладить сотрудничество с Кировской, Тверской, Амурской, Тамбовской, Пензенской, Новосибирской, Кемеровской и Ярославской областями, Республиками Марий Эл, Чеченская, Карелия, Ингушетия, Калмыкия, Ямало-Ненецким автономным округом. Например, сотрудничество в области образовательных услуг Республики Адыгея с Ямало-Ненецким автономным округом позволит перенять опыт по организации деятельности и контролю качества образовательных услуг, оказываемых филиалами российских вузов [16, 17].

Региональная кластеризация российского высшего образования выявила, что место по темпам прироста различных показателей не коррелирует с важностью кластеризации, а в большей мере определяет склонность к ней. По показателю важности кластеризации высшего образования выделяются Ямало-Ненецкий автономный округ, Мурманская, Московская и Магаданская области, Республика Ингушетия. По склонности к кластеризации высшего образования ведущим российским регионом является Ямало-Ненецкий автономный округ.

Таблица 1

Иерархия важности и порядок агломерации регионов по темпам прироста численности студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры

Table 1

A hierarchy of importance and the order of regional agglomeration in terms of growth of the number of students enrolled in Undergraduate, Specialist's, and Graduate programs

Место по Регион Важность Объединенный Коэффициенты

темпам кластер

прироста

1 Ямало-Ненецкий автономный округ 74,5% 22 23 1

2 Мурманская область 34,2% 22 31 1

3 Еврейская автономная область 29,5% 36 52 1

4 Чукотский автономный округ 12,1% 67 70 1

5 Камчатский край 38,6% 73 76 1

6 Московская область 54,1% 65 66 1

7 Магаданская область 76,2% 41 45 1

8 Костромская область 20% 18 35 1

9 Республика Крым 21,6% 47 56 1

10 Чеченская Республика 18,5% 67 69 1

11 Астраханская область 31% 36 41 1

12 Республика Коми 22,% 65 68 1

13 Сахалинская область 100% 71 72 1

14 Республика Карелия 54,1% 57 63 1

15 Республика Ингушетия 32,2% 32 54 1

16 Новгородская область 42,5% 8 28 1

17 Кабардино-Балкарская Республика 19,1% 40 50 1

18 Республика Дагестан 18,7% 38 51 1

19 Вологодская область 48,9% 18 48 1

20 Алтайский край 15,8% 81 82 1

21 Смоленская область 35,9% 22 49 1

22 Архангельская область 42,8% 60 61 1

23 Архангельская область без автономного округа 30,2% 16 37 1

24 Курская область 96% 42 43 1

25 Курганская область 54,6% 12 29 0,999

26 Карачаево-Черкесская Республика 46,5% 25 33 0,999

27 Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 25,9% 57 64 0,999

28 Тверская область 77,1% 55 71 0,999

29 Амурская область 31,3% 8 53 0,999

30 Брянская область 47,6% 22 32 0,999

31 Ставропольский край 26,5% 14 20 0,999

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32 Калужская область 28,6% 57 65 0,999

33 Кемеровская область 34,9% 73 74 0,999

34 Томская область 27,3% 19 67 0,999

35 Хабаровский край 37,8% 19 47 0,999

36 Липецкая область 13,5% 81 83 0,999

37 Республика Северная Осетия - Алания 46,5% 8 30 0,999

38 Республика Бурятия 26,4% 55 75 0,999

39 г. Севастополь 59,5% 7 60 0,999

40 Оренбургская область 50,3% 21 73 0,999

41 Ленинградская область 18,9% 5 36 0,999

42 Ростовская область 63,9% 12 22 0,999

43 Республика Адыгея 31,9% 8 18 0,999

44 Республика Калмыкия 38,7% 5 57 0,998

45 Иркутская область 33,4% 77 78 0,998

46 Республика Тыва 21,5% 25 46 0,998

47 Псковская область 67,9% 81 85 0,998

48 Тульская область 25,9% 84 86 0,998

49 Красноярский край 17% 26 34 0,998

50 Тюменская область 29,8% 7 19 0,998

51 Удмуртская Республика 48,2% 21 79 0,998

52 Забайкальский край 81,7% 6 12 0,998

53 Краснодарский край 39,7% 2 14 0,997

54 Пензенская область 28,1% 7 55 0,997

55 Республика Саха (Якутия) 13,4% 40 42 0,997

56 Калининградская область 26,9% 6 25 0,997

57 Челябинская область 61,6% 80 81 0,997

58 Республика Хакасия 45,8% 3 6 0,997

59 Омская область 33% 8 40 0,996

60 Республика Татарстан 52,7% 5 7 0,996

61 Свердловская область 46,4% 16 17 0,995

62 Тамбовская область 45,9% 26 39 0,995

63 Саратовская область 33,1% 80 84 0,994

64 Нижегородская область 33,1% 3 5 0,994

65 Тюменская область без автономных округов 15,4% 77 80 0,993

66 Ульяновская область 38,4% 15 16 0,992

67 Пермский край 22% 24 38 0,992

68 Республика Башкортостан 33,4% 8 27 0,992

69 Кировская область 22,7% 1 8 0,989

70 Самарская область 10% 1 2 0,989

71 Республика Мордовия 38,4% 24 26 0,989

72 Волгоградская область 14,3% 11 13 0,988

73 Приморский край 29,6% 58 62 0,988

74 Воронежская область 35,5% 1 3 0,987

75 Новосибирская область 42,5% 1 21 0,986

76 Белгородская область 14,6% 24 0,978

77 Ярославская область 23% 1 77 0,970

78 Республика Алтай 20% 1 4 0,957

79 Чувашская Республика 15,1% 1 15 0,947

80 г. Москва 41,2% 1 59 0,932

81 г. Санкт-Петербург 50,4% 1 11 0,916

82 Орловская область 25,4% 1 58 0,901

83 Республика Марий Эл 42,2% 10 44 0,023

84 Ивановская область 20,4% 1 10 -0,169

85 Рязанская область 58,4% 1 9 -0,366

86 Владимирская область 36,6% - - -

Источник: рассчитано на основе данных статистического сборника: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017: Стат. сб. М.: 2017. С. 420-423

Source: Authoring, based on: Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. 2017: Stat. sbornik [Regions of Russia. Socio-Economic Indicators. 2017: A Statistical Collection]. Moscow, Rosstat Publ., 2017, pp. 420-423

Таблица 2

Иерархия важности и порядок агломерации регионов по темпам прироста профессорско-преподавательского персонала

Table 2

A hierarchy of importance and the order of regional agglomeration in terms of growth of the number of faculty and staff

Место Регион Важность Объединенный Коэффициенты

по темпам кластер

прироста

1 Ямало-Ненецкий автономный округ 49,6% 15 16 1

2 Чукотский автономный округ 100% 64 67 1

3 Еврейская автономная область 17% 68 69 1

4 Мурманская область 91,6% 72 80 1

5 Московская область 78,7% 44 53 1

6 Республика Ингушетия 31,5% 38 54 1

7 Магаданская область 34,6% 23 39 1

8 Карачаево-Черкесская Республика 67% 55 58 1

9 Республика Тыва 53,7% 36 46 1

10 Республика Хакасия 56,2% 34 49 1

11 Сахалинская область 49,7% 20 29 1

12 Камчатский край 27,5% 34 48 1

13 г. Севастополь 33,7% 75 76 1

14 Чеченская Республика 43,5% 31 68 1

15 Архангельская область 22,8% 25 52 1

16 Архангельская область без автономных округов 78,2% 26 37 1

17 Республика Крым 26,7% 61 64 1

18 Кемеровская область 11,4% 66 74 1

19 Ленинградская область 46,7% 44 50 1

20 Брянская область 60,7% 22 45 1

21 Калужская область 67,1% 71 73 1

22 Чувашская Республика 35,3% 22 36 1

23 Республика Дагестан 38,4% 35 42 1

24 Республика Коми 15,9% 56 65 1

25 Новгородская область 36,8% 51 75 1

26 Липецкая область 96,5% 24 61 1

27 Ставропольский край 55% 31 66 0,999

28 Тульская область 15,7% 38 57 0,999

29 Республика Саха (Якутия) 33,4% 23 40 0,999

30 Курганская область 26,8% 77 79 0,999

31 Вологодская область 39,9% 30 59 0,999

32 Республика Алтай 8,7% 33 34 0,999

33 Тюменская область 35% 55 56 0,999

34 Томская область 55,6% 77 78 0,999

35 Орловская область 28,7% 25 63 0,999

36 Тамбовская область 29,3% 8 26 0,999

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

37 Приморский край 50,5% 51 71 0,999

38 Костромская область 62,2% 22 44 0,999

39 Тюменская область без автономных округов 61,4% 8 41 0,999

40 Ярославская область 33,6% 32 35 0,999

41 Новосибирская область 17,8% 72 81 0,999

42 Ростовская область 28,6% 31 70 0,999

43 Забайкальский край 13,8% 84 85 0,999

44 Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 38% 38 47 0,999

45 Краснодарский край 58,6% 30 31 0,999

46 Республика Адыгея 39,4% 18 23 0,999

47 Удмуртская Республика 81,5% 11 13 0,999

48 Хабаровский край 25,2% 60 83 0,999

49 Челябинская область 37% 3 12 0,998

50 Астраханская область 22,6% 27 32 0,998

51 Амурская область 86,3% 5 55 0,998

52 Оренбургская область 34,9% 22 24 0,998

53 Саратовская область 34,6% 8 28 0,998

54 Тверская область 31,7% 4 18 0,998

55 Алтайский край 48,7% 22 33 0,997

56 Самарская область 28,2% 7 84 0,997

57 Курская область 36,4% 25 62 0,997

58 Республика Татарстан 57,5% 4 8 0,997

59 Республика Мордовия 20% 30 72 0,997

60 г. Москва 71,6% 3 77 0,996

61 Республика Башкортостан 58% 15 21 0,996

62 Республика Северная Осетия - Алания 57,4% 51 60 0,996

63 Пензенская область 68,2% 3 30 0,995

64 Смоленская область 25,1% 5 22 0,995

65 Калининградская область 39,6% 38 43 0,995

66 г. Санкт-Петербург 23,1% 20 27 0,993

67 Омская область 35,7% 9 14 0,993

68 Республика Карелия 22,5% 4 5 0,992

69 Владимирская область 45,1% 19 25 0,991

70 Ульяновская область 17,5% 15 38 0,989

71 Белгородская область 51,8% 3 51 0,989

72 Красноярский край 47,1% 1 4 0,989

73 Воронежская область 58,5% 1 20 0,986

74 Кабардино-Балкарская Республика 27,6% 10 19 0,984

75 Свердловская область 46,2% 3 7 0,983

76 Иркутская область 63,4% 1 15 0,978

77 Ивановская область 11,6% 1 3 0,974

78 Псковская область 52,8% 6 9 0,97

79 Пермский край 27,4% 1 10 0,968

80 Нижегородская область 57,2% 82 86 0,948

81 Кировская область 33,6% 6 11 0,937

82 Республика Бурятия 17,1% 6 17 0,857

83 Волгоградская область 83,3% 1 82 0,803

84 Республика Марий Эл 29,8% 1 6 0,766

85 Рязанская область 75,5% 1 2 0,285

86 Республика Калмыкия 22,2% - - -

Источник: рассчитано на основе данных статистического сборника: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017: Стат. сб. М.: 2017. С. 436-439

Source: Authoring, based on: Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. 2017: Stat. sbornik [Regions of Russia. Socio-Economic Indicators. 2017: A Statistical Collection]. Moscow, Rosstat Publ., 2017, pp. 436-439

Таблица 3

Иерархия важности и порядок агломерации регионов по темпам прироста числа образовательных организаций высшего образования и научных организаций

Table 3

A hierarchy of importance and the order of regional agglomeration in terms of growth of the number of branches of higher education institutions and scientific organizations

Место по Регион Важность Объединенный кластер Коэффициенты

темпам

прироста

1 Свердловская область 49,7% 48 49 1

2 Курганская область 81,7% 44 45 1

3 Тюменская область 30,4% 31 32 1

4 г. Севастополь 62,3% 17 18 1

5 Республика Ингушетия 100% 23 24 1

6 Костромская область 47,5% 33 35 1

7 Вологодская область 9,8% 42 43 1

8 Тюменская область без автономных округов 11,3% 23 25 1

9 Ростовская область 80,1% 15 17 1

10 Приморский край 36,7% 41 42 1

11 Алтайский край 85,3% 36 37 1

12 Мурманская область 31,6% 47 48 1

13 Республика Дагестан 26,7% 15 23 0,999

14 Тульская область 13,9% 31 38 0,999

15 Орловская область 36,9% 6 12 0,999

16 Краснодарский край 30,8% 39 41 0,999

17 Липецкая область 11,6% 28 34 0,999

18 Кировская область 14,8% 44 47 0,998

19 Ставропольский край 44,7% 22 30 0,998

20 г. Москва 11,7% 20 21 0,998

21 Республика Северная Осетия - Алания 18% 14 29 0,998

22 Владимирская область 39,8% 8 31 0,998

23 Ханты-Мансийский автономный округ 28,6% 6 15 0,997

24 Томская область 26,4% 4 36 0,996

25 Республика Башкортостан 68% 6 27 0,994

26 Республика Крым 16,9% 7 8 0,993

27 г. Санкт-Петербург 14,2% 4 9 0,992

28 Московская область 44,1% 14 28 0,992

29 Республика Татарстан 29,6% 14 16 0,988

30 Смоленская область 42% 4 33 0,988

31 Белгородская область 33,9% 1 3 0,986

32 Хабаровский край 14,1% 7 14 0,982

33 Волгоградская область 44,6% 5 11 0,979

34 Самарская область 21,1% 40 46 0,971

35 Омская область 21,7% 4 20 0,967

36 Новосибирская область 74,2% 19 22 0,962

37 Иркутская область 61,5% 6 7 0,946

38 Красноярский край 64,1% 4 39 0,924

39 Челябинская область 12,5% 40 44 0,92

40 Пермский край 23,9% 10 13 0,915

41 Оренбургская область 50,4% 4 19 0,898

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

42 Рязанская область 6,7% 4 6 0,846

43 Ивановская область 37,8% 26 40 0,780

44 Удмуртская Республика 29,3% 4 26 0,724

45 Саратовская область 78,5% 4 10 0,428

46 Воронежская область 13,2% 2 4 0,091

47 Кемеровская область 39,9% 1 5 -0,143

48 Республика Коми 53% 1 2 -0,379

49 Псковская область 40,2% - - -

Источник: рассчитано на основе данных статистического сборника: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017: Стат. сб. М.: 2017. С. 412-415

Source: Authoring, based on: Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. 2017: Stat. sbornik [Regions of Russia. Socio-Economic Indicators. 2017: A Statistical Collection]. Moscow, Rosstat Publ., 2017, pp. 412-415

Таблица 4

Иерархия важности и порядок агломерации регионов по темпам прироста числа филиалов образовательных организаций высшего образования

Table 4

A hierarchy of importance and the order of regional agglomeration in terms of growth of the number of branches of higher education institutions

Место по Регион Важность Объединенный Коэффициенты

темпам кластер

прироста

1 Республика Крым 66,2% 67 68 1

2 Республика Адыгея 15,1% 59 60 1

3 Кировская область 7,8% 38 39 1

4 Тверская область 7,3% 13 14 1

5 Ямало-Ненецкий автономный округ 65,8% 47 52 1

6 Республика Коми 18,7% 61 75 1

7 Республика Марий Эл 58,2% 48 56 1

8 Амурская область 29,8% 44 55 1

9 Еврейская автономная область 16,9% 58 76 >

10 Чеченская Республика 42,9% 34 41 1

11 Республика Карелия 26,9% 19 28 1

12 Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 17,9% 12 18 1

13 Республика Ингушетия 17% 17 23 1

14 Республика Тыва 52,5% 61 78 1

15 Тюменская область 18,4% 47 51 1

16 Тамбовская область 19,2% 29 42 1

17 Московская область 50,1% 29 48 0,999

18 Мурманская область 29,3% 58 80 0,999

19 Нижегородская область 11,9% 57 62 0,999

20 Республика Хакасия 34,4% 40 50 0,999

21 Пензенская область 28,8% 16 19 0,999

22 Сахалинская область 36,8% 2 11 0,999

23 Вологодская область 18,6% 8 9 0,999

24 г. Санкт-Петербург 47,8% 30 59 0,999

25 Новосибирская область 30,7% 44 54 0,999

26 Республика Татарстан 37,8% 15 26 0,999

27 Кемеровская область 33,5% 45 69 0,999

28 Республика Саха (Якутия) 11,4% 83 85 0,999

29 Курская область 18,8% 6 17 0,999

30 Республика Дагестан 5,2% 21 53 0,999

31 Ярославская область 32,8% 16 44 0,999

32 Липецкая область 16,1% 25 66 0,999

33 Тульская область 13,1% 2 4 0,999

34 Иркутская область 59% 24 70 0,999

35 Оренбургская область 32,9% 38 63 0,999

36 Карачаево-Черкесская Республика 39% 32 40 0,998

37 Ленинградская область 7,5% 12 30 0,998

38 Архангельская область 12,3% 5 6 0,998

39 Архангельская область без автономных округов 29,6% 45 61 0,998

40 Смоленская область 33,3% 43 64 0,998

41 Астраханская область 19,7% 16 29 0,998

42 Самарская область 34% 15 45 0,998

43 Томская область 4,6% 31 32 0,998

44 Красноярский край 38,7% 2 5 0,998

45 Удмуртская Республика 22,8% 35 47 0,997

46 Воронежская область 54,2% 22 74 0,997

47 Хабаровский край 42,5% 12 24 0,997

48 Новгородская область 100% 15 34 0,997

49 Саратовская область 30% 8 49 0,996

50 Брянская область 29% 2 16 0,996

51 Ростовская область 14,5% 67 84 0,996

52 Белгородская область 36,9% 31 36 0,996

53 Пермский край 18,2% 37 79 0,996

54 Волгоградская область 31,3% 13 46 0,996

55 Алтайский край 58,6% 2 25 0,995

56 Тюменская область без автономных округов 45,9% 15 38 0,995

57 Калужская область 21,7% 8 22 0,994

58 Ивановская область 33,1% 3 12 0,994

59 Псковская область 21,5% 21 35 0,993

60 Ульяновская область 12,3% 2 27 0,993

61 г. Москва 6,9% 3 15 0,992

62 Владимирская область 29,9% 58 77 0,991

63 Приморский край 18% 20 65 0,991

64 Республика Мордовия 16,5% 13 57 0,99

65 Орловская область 61,4% 13 43 0,988

66 Чувашская Республика 10,2% 2 31 0,988

67 Республика Калмыкия 12,1% 7 58 0,988

68 Кабардино-Балкарская Республика 14,8% 67 83 0,987

69 Свердловская область 15,7% 8 81 0,987

70 Калининградская область 18,7% 7 37 0,985

71 Ставропольский край 54,6% 2 3 0,982

72 Республика Башкортостан 41,4% 13 33 0,981

73 Магаданская область 23,2% 2 21 0,973

74 Краснодарский край 38,6% 2 8 0,964

75 Рязанская область 32,1% 7 20 0,958

76 Омская область 25,2% 67 82 0,945

77 Камчатский край 11,2% 2 13 0,941

78 Челябинская область 11,9% 2 7 0,917

79 Республика Бурятия 15,4% 2 67 0,764

80 Забайкальский край 19,6% 2 10 0,25

81 Курганская область 61% 72 73 0,

82 Костромская область 11,3% 1 72 0

Источник: рассчитано на основе данных статистического сборника: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017: Стат. сб. М.: 2017. С. 412-415

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Source: Authoring, based on: Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. 2017: Stat. sbornik [Regions of Russia. Socio-Economic Indicators. 2017: A Statistical Collection]. Moscow, Rosstat Publ., 2017, pp. 412-415

Список литературы

1. Савзиханова С.Э., Эминова Н.Э. Проблемы интеграции российской системы образования

в мировое образовательное пространство // Экономический анализ: теория и практика. 2010. Т. 9. Вып. 42. С. 30-33. URL: https://cyberleninka.ra/article/v/problemy-integratsii-rossiyskoy-sistemy-obrazovaniya-v-mirovoe-obrazovatelnoe-prostranstvo

2. Плаксунова Т.А. Качество российского образования в свете положений Болонской конвенции // Экономический анализ: теория и практика. 2011. Т. 10. Вып. 25. С. 58-64. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/kachestvo-rossiyskogo-obrazovaniya-v-svete-polozheniy-bolonskoy-konventsii

3. Медведева Е.И., Слабонь Е.В. Человеческий потенциал в современной системе образования и его реализация в инновационной экономике // Национальные интересы: приоритеты

и безопасность. 2012. Т. 8. Вып. 30. С. 9-13.

URL: https://cyberleninka.ru/article/v/chelovecheskiy-potentsial-v-sovremennoy-sisteme-obrazovaniya-i-ego-realizatsiya-v-innovatsionnoy-ekonomike

4. Bajo J., De Paz J.F., Rodríguez S., González A. A New Clustering Algorithm Applying

a Hierarchical Method Neural Network. Logic Journal of the IGPL, 2011, vol. 19, iss. 2, pp. 304-314. URL: https://doi.org/10.1093/jigpal/jzq030

5. Fraley C., Raftery A.E. How Many Clusters? Which Clustering Method? Answers Via ModelBased Cluster Analysis. The Computer Journal, 1998, vol. 41, iss. 8, pp. 578-588.

URL: https://doi.org/10.1093/comjnl/41.8.578

6. Пожидаева Е.С. Экономико-статистический анализ уровня потребления основных продуктов питания в условиях ограничений внешней торговли // Экономический анализ: теория и практика. 2017. Т. 16. Вып. 1. С. 116-127. URL: https://doi.org/10.24891/ea.16.1.116

7. Дзобелова В.Б., Олисаева А.В. Статистический анализ инновационного развития регионов СКФО // Региональная экономика: теория и практика. 2017. Т. 15. Вып. 2. С. 355-363. URL: https://doi.org/10.24891/re.15.2.355

8. Антоненко В.В., Караулова Н.М. Статистический анализ «поперечных эффектов» зависимости дохода от уровня образования // Экономический анализ: теория и практика. 2017. Т. 16. Вып. 3. С. 472-487. URL: https://doi.org/10.24891/ea.16.3.472

9. Белинский А.В. Экономико-статистический анализ газораспределительного комплекса России // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2017. Т. 10. Вып. 4. С. 384-402. URL: https://doi.org/10.24891/fa.10.4.384

10. Попова Г.Л. Депопуляция жителей сельской местности Тамбовской области: статистический анализ тенденций // Региональная экономика: теория и практика. 2017. Т. 15. Вып. 8.

С. 1565-1579. URL: https://doi.org/10.24891/re.15.8.1565

11. Sorens J. The Politics and Economics of Official Ethnic Discrimination: A Global Statistical Analysis, 1950-2003. International Studies Quarterly, 2010, vol. 54, iss. 2, pp. 535-560. URL: https://doi.org/10.1111/j .1468-2478.20Ш.00598.Х

12. Burt O.R., Finley R.M. Statistical Analysis of Identities in Random Variables. American Journal of Agricultural Economics, 1968, vol. 50, iss. 3, pp. 734-744.

URL: https://doi.org/10.2307/1238271

13. Simpson K. A Statistical Analysis of the Relation between Cost and Price. The Quarterly Journal of Economics, 1921, vol. 35, iss. 2, pp. 264-287. URL: https://doi.org/10.2307/1883889

14. Мазелис Л.С., Лавренюк К.И. Количественная модель оценки регионального человеческого капитала // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 4.

С. 167-170. URL: https://cyberleninka.ra/artide/v/kolichestvennaya-model-otsenki-regionalnogo-chelovecheskogo-kapitala

15. Ковалева Т.А., Сафонова М.А., Соколов М.М. Что определяет стоимость обучения

в российских вузах? // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 1. С. 63-79. URL: http://www.umj.ru/index.php/pub/inside/1877/

16. Ткаченко Ю.А., Вяткина Е.О. Внутренний контроль образовательного процесса в филиалах строительного вуза // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2017. Т. 2. № 4. С. 213-217.

URL: https://doi.org/10.12737/article_58e6133799b604.58489912

17. Балкизова Х.Ю. Российские вузы на рынке образовательных услуг // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2017. № 9. С. 114-118.

URL: https://cyberleninka.rU/article/v/rossiyskie-vuzy-na-rynke-obrazovatelnyh-uslug

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

pISSN 2073-1477 Socioeconomic Policy

eISSN 2311-8733

REGIONAL CLUSTERING OF THE RUSSIAN HIGHER EDUCATION Valerii V. SMIRNOV % Alena V. MULENDEEVAb

a I.N. Ulianov Chuvash State University (ChuvSU), Cheboksary, Chuvash Republic, Russian Federation v2v3s4@mail.ru

https://orcid.org/0000-0002-6198-3157

b I.N. Ulianov Chuvash State University (ChuvSU), Cheboksary, Chuvash Republic, Russian Federation al ena-mulende eva@yandex. ru ORCID: not available

• Corresponding author

Article history:

Received 5 July 2018 Received in revised form 3 August 2018

Accepted 14 September 2018 Available online 15 February 2019

JEL classification: I23, I24, I25, J62, R11

Keywords: Bologna Process, higher education, cluster analysis, Russian regions, growth rate

Abstract

Subject This article deals with the issues related to the topic of clusters of the Russian regional system of higher education.

Objectives The article aims to identify and describe the clusters mentioned.

Methods For the study, we used a systems approach and clustering method.

Results The article shows a stable tendency of large structures in the market of educational

services to expand their influence on the Russian regions through branches.

Conclusions The prospects of regional clustering of the Russian higher education point out

the redistribution of educational services in favor of large higher educational institutions

through the implementation of a broad branch network and the Uniform State Exam

opportunity.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2018

Please cite this article as: Smirnov V.V., Mulendeeva A.V. Regional Clustering of the Russian Higher Education. Regional Economics: Theory and Practice, 2019, vol. 17, iss. 2, pp. 266-282. https://doi.org/10.24891/re. 17. 2.266

References

1. Savzikhanova S.E., Eminova N.E. [Problems of integration of the Russian education system in the world educational space]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2010, vol. 9, iss. 42, pp. 30-33. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/problemy-integratsii-rossiyskoy-sistemy-obrazovaniya-v-mirovoe-obrazovatelnoe-prostranstvo (In Russ.)

2. Plaksunova T.A. [The quality of Russian education in the light of the provisions of the Bologna Convention]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2011, vol. 10, iss. 25, pp. 58-64. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/kachestvo-rossiyskogo-obrazovaniya-v-svete-polozheniy-bolonskoy-konventsii (In Russ.)

3. Medvedeva E.I., Slabon' E.V. [Human potential in today's educational system and its implementation in the innovation economy]. Natsionalnye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2012, vol. 8, iss. 30, pp. 9-13. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/chelovecheskiy-potentsial-v-sovremennoy-sisteme-obrazovaniya-i-ego-realizatsiya-v-innovatsionnoy-ekonomike (In Russ.)

4. Bajo J., De Paz J.F., Rodríguez S., González A. A New Clustering Algorithm Applying

a Hierarchical Method Neural Network. Logic Journal of the IGPL, 2011, vol. 19, iss. 2, pp. 304-314. URL: https://doi.org/10.1093/jigpal/jzq030

5. Fraley C., Raftery A.E. How Many Clusters? Which Clustering Method? Answers Via ModelBased Cluster Analysis. The Computer Journal, 1998, vol. 41, iss. 8, pp. 578-588.

URL: https://doi.org/10.1093/comjnl/41.8.578

6. Pozhidaeva E.S. [Economic and statistical analysis of food staples consumption under foreign trade restrictions]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2017, vol. 16, iss. 1, pp. 116-127. (In Russ.) URL: https://doi.org/10.24891/ea.16.Ln6

7. Dzobelova V.B., Olisaeva A.V. [A statistical analysis of the innovative development of the North Caucasian Federal District regions]. Regionalnaya ekonomika: teoriya i praktika = Regional Economics: Theory and Practice, 2017, vol. 15, iss. 2, pp. 355-363. (In Russ.)

URL: https://doi.org/10.24891/re.15.2.355

8. Antonenko V.V., Karaulova N.M. [A statistical analysis of cross-cut effects of income dependence on the education level]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2017, vol. 16, iss. 3, pp. 472-487. (In Russ.)

URL: https://doi.org/10.24891/ea.16.3.472

9. Belinskii A.V. [Economic and statistical analysis of the Russian gas distribution sector]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya = Financial Analytics: Science and Experience, 2017, vol. 10, iss. 4, pp. 384-402. (In Russ.) URL: https://doi.org/10.24891/fa.10A384

10. Popova G.L. [Depopulation of rural residents in the Tambov oblast: A statistical analysis of trends]. Regionalnaya ekonomika: teoriya i praktika = Regional Economics: Theory and Practice, 2017, vol. 15, iss. 8, pp. 1565-1579. (In Russ.) URL: https://doi.org/10.24891/re.15.8.1565

11. Sorens J. The Politics and Economics of Official Ethnic Discrimination: A Global Statistical Analysis, 1950-2003. International Studies Quarterly, 2010, vol. 54, iss. 2, pp. 535-560. URL: https://doi.org/10.1111/j .1468-2478.20l0.00598.x

12. Burt O.R., Finley R.M. Statistical Analysis of Identities in Random Variables. American Journal of Agricultural Economics, 1968, vol. 50, iss. 3, pp. 734-744.

URL: https://doi.org/10.2307/1238271

13. Simpson K. A Statistical Analysis of the Relation between Cost and Price. The Quarterly Journal of Economics, 1921, vol. 35, iss. 2, pp. 264-287. URL: https://doi.org/10.2307/l883889

14. Mazelis L.S., Lavrenyuk K.I. [Quantitative model of estimating regional human capital]. Azimut nauchnykh issledovanii: ekonomika i upravlenie = ASR: Economics and Management, 2017,

vol. 6, no. 4, pp. 167-170. URL: https://cyberleninka.ru/article/vZkolichestvennaya-model-otsenki-regionalnogo-chelovecheskogo-kapitala (In Russ.)

15. Kovaleva T.A., Safonova M.A., Sokolov M.M. [What defines prices for higher education

at Russian universities?]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz = University Management:

Practice and Analysis, 2017, vol. 21, iss. 1, pp. 63-79.

URL: http://www.umj.ru/index.php/pub/inside/1877/ (In Russ.)

16. Tkachenko Yu.A., Vyatkina E.O. [Internal control of educational process in branches of construction higher education institution]. Vestnik Belgorodskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta im. V.G. Shukhova = Bulletin of Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov, 2017, vol. 2, no. 4, pp. 213-217.

URL: https://doi.org/10.12737/article_58e6133799b604.58489912 (In Russ.)

17. Balkizova Kh.Yu. [Russian universities in the market of educational services]. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniya), 2017, no. 9, pp. 114-118.

URL: https://cyberleninka.ru/article/v7rossiyskie-vuzy-na-rynke-obrazovatelnyh-uslug (In Russ.) Conflict-of-interest notification

We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.