Журнал: Кластеры. Исследования и разработки Стр.
Издатель: Московский кластер бизнес-инициатив (Москластер), ОГРН 1157746107606, ИНН 7719402939 26-33
ISSN: 2414-9047
Название статьи: Региональная кластеризация - механизм повышения инвестиционной
привлекательности региона.
DOI: 10.12737/19101
УДК: 33
Автор: Митрофанова Мария Владимировна
Телефон: +79671481128
Электронная почта автора: [email protected]
Страна, область, город проживания: РФ, Москва, Москва
Ученая степень:-
Ученое звание: -
Место работы автора: Московский государственный университет технологий и управления им.
К.Г.Разумовского (ПКУ)
Должность: Бакалавр
SPIN: 6435-8060
ODCID:-
Researcher ID:-
Автор: Корепова Валерия Владимировна
Телефон: +79164963820
Электронная почта автора: [email protected]
Страна, область, город проживания: РФ, Москва, Москва
Ученая степень:-
Ученое звание:-
Место работы автора: Московский государственный университет технологий и управления им.
К.Г.Разумовского (ПКУ)
Должность: Бакалавр
SPIN: 6435-8060
ODCID:-
Researcher ID:-
Автор: Мазина Дарья Сергеевна
Телефон: +79671481128
Электронная почта автора: [email protected]
Страна, область, город проживания: РФ, Москва, Москва
Ученая степень:-
Ученое звание: -
Место работы автора: Московский государственный университет технологий и управления им.
К.Г.Разумовского (ПКУ)
Должность: Бакалавр
SPIN: 2174-5292
ODCID:-
Researcher ID:-
Аннотация: Одним из механизмов повышения инвестиционного потенциала территории является
региональная кластеризация. Развитие кластеров является эффективным способом привлечения
иностранных инвестиций и активизации внешнеэкономической интеграции. Результатами реализации
кластерной политики является рост производительности и инновационной активности предприятий,
входящих в кластер, а также повышение интенсивности развития малого и среднего предпринимательства.
Ключевые слова: кластер, регион, инвестиционная привлекательность, кластерные инициативы.
В 21 веке вопрос формирования кластеров является одним из важных для процесса формирования социально-экономических программ, как на федеральном, так и на региональном уровне. Это говорит о том, что кластеры стали одним из главных инвестиционных инструментов повышения конкурентоспособности экономики в целом. Кластеры существенно отличаются от других гибридных форм образования: предприятия находятся в одной или близко расположенной местности, конкуренция минимальна, учитываются потребности региона, используются инновационные технологии по всем направлениям, повышается производительность труда, органы власти взаимодействуют с населением для 26
дальнейшего развития региона.
Под кластером М. Портер понимал группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга [12].
Существует множество понятий, различающихся по направленности, масштабам, характеристикам, но их сущность одна: кластер - географически ограниченная группа подобных, связанных или взаимодополняющих организаций, с активными связями и каналами для осуществления деловых сделок и контактов, которые совместно используют специализированную инфраструктуру, рынки труда и услуги, а также сталкиваются с аналогичными возможностями и трудностями при осуществлении своей деятельности [3].
Вступление предприятий в кластер повышает их репутацию, способствует росту внимания к ним со стороны финансовых агентств, благоприятствует росту популярности торговой марки, привлекает в регион дополнительные ресурсы. В свою очередь наличие кластера повышает роль администраций в регионе. Это способствует развитию и укреплению экономики региона в целом, стимулирует экономический рост и ускоряет решение социальных проблем, а также создает условия для успешного развития более отсталых территорий.
Мировой опыт показывает широкое разнообразие государственных организаций развития и применения кластеров. По оценке экспертов, 50% экономики ведущих стран охвачены кластеризацией. Страны, взявшие на вооружение кластерный подход, обеспечивают прирост ВВП в диапазоне от 75 до 90%.[3]. Распределение кластеров по отдельным странам выглядит следующим образом: США - 380, Италия - 206, Великобритания - 168, Индия - 106, Франция - 96, Польша - 61, Дания - 34, Германия - 32, Нидерланды - 20, Финляндия - 9. [8].
Реализация кластерных стратегий предполагает наличие фондов, образование государственных программ, которые поддерживают кластерные концерны, технопарки, бизнес-инкубаторы. Все они являются катализаторами развития регионов.
В трудах как зарубежных, так и российских ученых четко сформулированы теоретические аспекты формирования и функционирования кластеров, использование всех моделей для конкурентоспособности региона в экономике.
Опыт зарубежных экономистов может быть полезен для внедрения стратегии кластеризации в регионы. Эти и другие задачи должны стать первоочередными для региональных и местных органов власти.
Принято выделять три вида наиболее приемлемых кластеров:
1. Региональные (территориальные) группы внутри одного или родственных секторов промышленности, часто привязанные к тем или иным научным парадигмам.
2. Вертикальные производственные цепочки; довольно узко определенные секторы, в которых смежные этапы производственного процесса образуют ядро кластера.
3. Промышленные объединения большого масштаба, определенные относительно какой - либо основной отрасли [5].
Существуют различные методики анализа кластеров в регионах, основанные на мониторинге, концентрации, масштабности производства и многое другое. Одним из наиболее важных элементов этого является выявление логической закономерности формирования предприятий или компаний в единый конкурентоспособный кластер.
Существует модель, с помощью которой возможно анализировать и оценивать эффективность кластерных инициатив, она состоит из четырех составляющих:
• социальная, политическая и экономическая среда;
• целеполагание;
• исключительность создания и процесса развития кластерной инициативы;
• эффективность инициативы, зависит от вышеперечисленных компонентов [14].
По результатам международного исследования в отрасли кластерных инициатив 2003г. в Европе, Северной Америке, Новой Зеландии и Австралии, были подведены следующие итоги.
Первый аспект заключался в том, что любая кластерная инициатива отличается своей индивидуальностью, в зависимости от цели организации кластера, типа экономического развития, своим масштабом и не только.
Второй аспект, основная часть кластерных инициатив образуется в странах с развитой или переходной экономикой. Преобладает количество инициатив в высокотехнологичных и наукоемких областях, 70% по результатам исследования, были организованы после 1999 г. Также, активность создания кластерных инициатив напрямую связано с государственной стратегией развития.
Третий аспект, в большинстве случаев инициатива на создание кластеров проявлялась от правительства в 32%, индустрии в 27% или от правительства в совместительстве с индустрией в 35%. Что касается финансирования, в 54% осуществлялось за счет государственных средств, в 18% со стороны индустрии, а в случае обеих сторон — 25%.
Четвертый аспект, зачастую кластеры непосредственно связаны с географическим регионом и в 50% участники находятся от кластера на небольшом расстоянии. В состав участников кластерных инициатив обычно входят иностранные компании, маленькие компании, либо конкуренты [1].
Комплексная модернизация современной российской экономики требует создания инвестиционной системы, которая будет обеспечивать ее устойчивый рост и формирование рынка инвестиций инновационного характера. Появлению такого рода инвестиций в современных условиях может способствовать организация кластерных структур, которая позволит активизировать инвестиционную деятельность и дать толчок развитию промышленности региона.
В процессе осуществления кластерных инициатив инвестиционная деятельность может быть сформирована:
• на макроуровне (инвестиции в создание и развитие новых кластеров со стороны государства);
• на микроуровне (инвестиции в открытие новых предприятий внутри существующего или развивающегося кластера, за счет индивидуальных предпринимателей).
Когда речь идет о макроуровне, деятельность привлечения инвестиций и инвесторов, способных финансировать реализацию кластера, выполняет государство. Тем самым на данном этапе организуется привлечение инвестиций в бизнес-проекты, а также осуществляется государственная поддержка в развитие попутной инфраструктуры.
Эффективная реализация бизнес-программ, по повышению инвестиционной привлекательности региона непосредственно зависит от сформированной системы управления инвестиционным процессом. Но, к сожалению, в российских регионах данный механизм недостаточно совершенен, он не в состоянии оптимально и систематично решать вопросы инвестиционного развития, в результате чего, не дает возможности оживить ту инвестиционную деятельность, которая необходима на данном этапе развития [4].
Л.П. Евстигнеева и Р. Н. Евстигнеев пришли к мнению о том, что власть должна осуществлять финансовую поддержку регионов только в рамках инвестиционной кластеризации. Иными источниками поддержки должны служить региональные рынки [7].
В обоих случаях, представленными авторами, региональная политика рассматривается с точки зрения перехода страны с бюджетной экономики на финансовую. Тем самым, кластер, при наличии в нем инвестиционной составляющей, может выступить рычагом развития экономики регионов.
Что касается микроуровня, деятельность кластера направлена, прежде всего, на самоподдержание своей деятельности через привлечение и реализацию новых инвестиций, что является основной стратегией развития кластера.
Одним из условий роста конкурентоспособности экономики, на сегодняшний день, является развитие кластеров.
Кластерный подход занимает ключевое место в стратегиях социально-экономического развития субъектов и муниципальных образований. Некоторые проекты могут выполняться в инициативном порядке. Для обеспечения финансирования мероприятий по развитию кластеров на федеральном уровне составляют ряд механизмов [11].
Например, в соответствии с Правилами предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. № 249, на конкурсной основе осуществляется предоставление субсидий субъектам Российской Федерации на финансирование мероприятий, предусмотренных в соответствующей региональной программе. Это дает возможность для использования финансовой поддержки в целях реализации большого спектр кластерных подходов.
Развитие кластеров является эффективным способом привлечения иностранных инвестиций и активизации внешнеэкономической интеграции. Для того чтобы привлечь инвесторов необходимо:
• приобрести и внедрить критические технологии и новейшее оборудование;
• предприятия кластера должны иметь доступ к современным методам управления и необходимыми знаниями;
• и иметь возможность на выход высоконкурентного международного рынка.
Также развитие кластеров позволяет обеспечить оптимизацию положения отечественных предприятий в производственных цепочках создания стоимости, содействуя повышению степени переработки добываемого сырья, импортозамещению и повышению уровня неценовой конкурентоспособности.
Выделяется несколько задач кластерной политики:
1. Формирование условий для эффективного развития кластеров, включая выявление участников кластера, разработку стратегии развития кластера, обеспечивающей устранение «узких мест» и ограничений, подрывающих конкурентоспособность выпускаемой продукции в рамках цепочки производства добавленной стоимости, а также обеспечивающей наращивание конкурентных преимуществ участников кластера;
2. Обеспечение эффективной поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности участников кластера, за счет мероприятий экономической политики по направлениям:
• поддержки развития малого и среднего предпринимательства;
• инновационной и технологической политики;
• образовательной политики;
• политики привлечения инвестиций;
• политики развития экспорта;
• развития транспортной и энергетической инфраструктуры;
• развития отраслей экономики.
3. Обеспечение эффективной методической, информационно-консультационной и образовательной поддержки реализации кластерной политики на региональном и отраслевом уровне. Обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, объединений предпринимателей по реализации кластерной политики.
Результатами реализации кластерной политики является рост производительности и инновационной активности предприятий, входящих в кластер, а также повышение интенсивности развития малого и среднего предпринимательства, активизация привлечения прямых инвестиций, обеспечение ускоренного социально-экономического развития регионов базирования кластеров.
Со стороны органов власти оказывается поддержка в реализации кластера, путем следующих мероприятий:
1. Формирование специализированной организации развития кластера, которая будет обеспечивать деятельности его участников, создающаяся в различных организационно-правовых формах. Предполагается, что функции указанной организации могут быть возложены как на вновь создаваемые, так и уже существующие организации.
2. Разработка стратегии развития кластера и плана мероприятий по ее реализации, которая будет включать в себя разработку кластерных проектов и мер, направленных на формирование благоприятных условий развития кластера, на базе анализа барьеров и возможностей для развития кластера.
3. Установка эффективного информационного взаимодействия между участниками кластера.
4. Реализация мер по стимулированию сотрудничества между участниками кластера (организация конференций, семинаров, рабочих групп, создание специализированных интернет-ресурсов и электронных списков рассылки) [11].
Из всего этого следует, что органы местного самоуправления и исполнительной власти будут выступать инициаторами в организации развития кластеров и, следовательно, предоставлять инвестиции на реализацию мероприятий по организационному развитию кластеров. Также финансирование может выделяться и из средств федерального бюджета - в рамках реализации мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса [2].
Исходя из этого, при создании кластера было бы не плохо также привлечь ограниченное количество иностранных инвесторов-лидеров. И параллельно активно формировать благоприятную предпринимательскую среду, идеологию необходимости развития собственных производственных предприятий для внедрения проектов региональных инвесторов.
На сегодняшний день не менее важной инициативой является содействие формированию и развитию кластеров. Такая инициатива осуществляется при поддержке Минэкономразвития России. Поддержка программ развития кластеров нацелена на проекты в сфере несырьевого экспорта и импортозамещения, формирования среды для развития малого и среднего бизнеса, а также организация развитой системы поставщиков для крупных компаний [9].
Существует множество примеров государственной поддержки кластеров на территории России.
Рассмотрим Пермский инновационный кластер. Предприятия-участники инновационного территориального кластера «Новый звездный» выразили инициативу по организации кластера политехнического и технологического образования. Его целью является развитие опыта мышления студентов в инновационной и предпринимательской компетенции. Данный проект будет исполнен в партнерстве с инновационным бизнесом, его ключевой задачей будет работа со школьниками и студентами. Данная программа уже получила на развитие 118 млн рублей в 2014 году. В этом году стоит задача организовать деятельность центра регионального инжиниринга, сформировать образовательный центр прикладных квалификацией аэрокосмических отраслей и обеспечить техношколу в Новых Лядах уникальным оборудованием. Развитие инновационного кластера предполагает производство высокотехнологичной продукции на базе научно-производственного комплекса. Его значительным проектом является производство и реконструкция агрегатов двигателя РД-191 для ракетоносителей «Ангара». Развитие данного кластера обеспечит строительство жилищной, инновационной, социальной, транспортной инфраструктуры [13].
Рассмотрим Московский автокластер. На месте бывшего завода «Москвич» органы власти Москвы планируют создать автокластер, где будут располагаться «Альфа Автоматив Технолоджиз», «Рено Россия» и ЗИЛу. Под программу органы власти уже выделили около 70 га, в будущем планируется задействовать 150 га. Создание данного кластера является одним из пунктов антикризисной программы мэрии. Из бюджета города уже потрачено около 2 млрд. руб., как сообщил Бочаров. В итоге было реконструирован 24-й корпус бывшего АЗЛК, что увеличило здание до 100 тыс. кв. м, а также были заменены инженерные сети. ААТ производит около 150 автокомпонентов на ЗИЛе. Французская дочерняя компания Renault закупает около 70% продукции, чье производство находится на месте АЗЛК, еще недостроенного завода двигателей [6].
На сегодняшний день кластерная политика наиболее эффективный способ решения проблем, связанных с экономическим развитием территории и ее отраслей. Кластерный подход служит серьезным инструментом управления территории, идеи и методы которого способствуют основой формирования современной экономической политики. Данная идея позволяет ускорится промышленному развитию территории, что позволяет повысить приток иностранных инвестиций, а также преодолеть экономическое отставание региона.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Sölvell Ö., Lindqvist G., Ketels C. The Cluster Initiative Green book. Stockholm: Ivory Tower, 2003.
2. Ананишнев, В.В. Проблемы в оплате труда профессиональных директоров / В.В. Ананишнев, В.В. Брижанин, Э.А. Пронин // Право. Экономика. Безопасность. — 2015. — № 2 (6). — С.46-50.
3. Воронин, А.Г. Искусство управления населенной территорией. М: Финансы и статистика, 2014
4. Гриневич, Ю.А. Инфраструктура рынка как фактор активизации инвестиционной деятельности и развития промышленности в регионе/ Ю.А. Гриневич, А.С. Шеншин // Вестник ННГУ. Серия Экономика и финансы. -2005. - Выпуск 1 (7). - С. 403-408.
5. Громыко, Ю. В. Что такое кластеры и как их создавать?//Институт региональных инновационных систем // [Электронный ресурс] URL: http://www.innosys.sp.ru/
6. Дайджест новостей Территориальные кластеры №2 1-15 февраля 2015. ВШЭ. Москва.
7. Евстигнеева, Л. Макроэкономические аспекты региональной политики / Л. Евстигнеева, Р. Евстигнеев // Экономическая политика. - 2006. - № 4. - С. 99-124
8. Инновационно-технологические кластеры стран-членов МЦНТИ (информационный материал) // [Электронный ресурс] URL: http://www.icsti.ru/uploaded/201304/cluster.pdf
9. Информационное агентство «Regnum» // [Электронный ресурс] URL: http://regnum.ru/
10.Иоффе О. Кластерный подход.- Губернский деловой журнал. 2009, №11, с.16/
11. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (утв. Минэкономразвития РФ 26.12.2008 N 20615-ак/д19) // [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/cons/document/cons_doc_LAW_113283/
12.Портер М. Конкуренция. М.: Изд. Дом. «Вильямс», 2005.
13.Пронин, Э.А., Положенцева И.В., Ананишнев В.В. Современное политическое онлайн-образование в средних общеобразовательных школах. -М., 2014.
14.Тарасенко, В. В. Стратегии развития территориальных кластеров. Журнал: экономические стратегии, Издательство: Институт экономических стратегий (Москва), 2011.