Региональная избирательная кампания партии «Единая Россия» в Кировской области в 2016 г.
Аннотация
В материале рассматривается избирательная кампании партии «Единая Россия» в Кировской области России в 2016 г. Данная региональная кампания и стратегия, принятые избирательным штабом, были признаны экспертным советом Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), в рамках присуждения премии «Гамбургский счет», как лучшая кампания «партии власти» на выборах в законодательные собрания регионов в 2016 г.
Ключевые слова: выборы, политические технологии, партия «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, партия «Справедливая Россия».
Автор
Серавин Александр Игоревич
Президент ассоциации
Электронной Электоральной политики России, директор исследовательских программ экспертной группы «PiteR» (Санкт-Петербург, Россия)
Кировская область традиционно не считается успешным регионом для партии «Единая Россия». Регион ча -сто показывал низкие результаты за «Еди -ную Россию». Например, в 2011 г. на выбо -рах депутатов Государственной Думы ФС РФ — 34,9 % (средний уровень поддержки по России — 49,32 %), в 2006 г. на выборах в Законодательное собрание Кировской области партия получила 28,54 %.
Такой уровень поддержки «партии власти» объясняется тем, что в регионе находились сильные и харизматичные кандидаты от других трех парламентских партий (КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия»).
Состоявшиеся выборы в области в 2016 г. отличались от предыдущих в сле -дующем:
1. Многоуровневый характер выборов. Избиратели получали от 4 до 7 бюллетеней. В области распределялось 850 мандатов различного уровня (от областного до поселкового).
Например, жители Фаленского городского поселения получили в день выборов 7 бюллетеней (2 — для выборов депутатов Государственной Думы, 2 — для выборов депутатов Областного законодательного собрания, 1 — для выборов депутатов Думы муниципального района, 1 — для выборов депутатов Городской Думы и 1 — для выбора главы поселения).
2. Высокий уровень конкуренции среди кандидатов на выборах в Государ -ственную Думу по одномандатным округам. В среднем, на каждый распределяемый мандат было выдвинуто 8 кандидатов.
22 мая
2016 года
ТвойВыборКиров.рф
ЕДИНАЯ РОССИЯ
9 V ' ц
0
1\
ВЫБИРАЕТ НАРОД -ПОДДЕРЖИВАЕТ ПАРТИЯ!
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ . ГОЛОСОВАНИЕ
<зг
3. Сложная социально-экономическая ситуация. В области на момент выбо -ров наблюдалось снижение доходов населения. Среднедушевые номинальные денежные доходы населения Кировской области в январе-августе 2016 г. сложились в размере 20 807,6 рублей и уменьшились по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. на 1,1 %. Численность безработных на 1 сентября 2016 г. составляла 11,4 тыс. человек и увеличилась за текущий год на 700 человек.
4. Изменение системы выборов депутатов Государственной Думы. Предыдущие выборы депутатов Государственной Думы в 2011 г. проходили только по пропорциональной системе. В 2016 г. выборы прошли по смешенной системе, в Кировской области было образовано два одномандатных округа. По округам выдвинулось, в том числе, 4 депутата Государственной Думы VI созыва, которые в 2011 г. были избраны по партийным спискам (Валенчук О. Д. («Единая Россия»), Мамаев С. П. (КПРФ), Черкасов К. И. (ЛДПР) и Доронин С. А. («Справедливая Россия»)).
5. Введение процедуры предварительного голосования (праймериз).
Партия «Единая Россия» в 2016 г. впервые провела праймериз для определения своих кандидатов на выборные должности. В партийном праймериз смогли принять участие все избиратели. В результате в предварительном голосовании приняли участие более 100 тыс. избирателей области. В 2011 г. «Единая Россия» проводила предварительное голосование, но в них могли участвовать только выборщики, определенные партией и Общероссийским народным фронтом.
Анализ избирательной кампании партии «Единая Россия» в 2011 г.
На выборах депутатов Законодательного собрания области в 2011 г. партия «Единая Россия» проиграла в девяти одномандатных округах. Основные причины проигрыша — недоработка регионального штаба, внутри-элитные конфликты и слабая проработка стратегии избирательной кампании.
Средний результат поддержки кандидатов в депутаты Законодательного собрания в 2011 г. от партии «Единая Россия»
по одномандатным округам составил 40 % (7 739 избирателей), а средний результат за список партии по округам — 37 % (7 263).
Разница в уровне поддержки за список партии на худшем и лучшем округе оставил более чем в 3 раза (в 20-м округе 4 554 избирателя, а в 4-м округе 15 869 избирателей поддержали список партии). Такое расхождение поддержки можно объяснить недостаточно крепкой связкой между кампаниями кандидатов-одномандатников и кампанией за список партии. Можно сделать вывод, что общепартийная кампания велась недостаточно эффективно.
Необходимо отметить, что разница в поддержке даже в 2 раза является критичной. По кандидатам от партии разница в поддержке еще больше. На 20-м округе — 3 702 избирателя, на 4-м округе — 11 512. То есть почти в 4 раза разный уровень поддержки кандидатов по одномандатным округам от партии «Единая Россия». Такое расхождение говорит о том, что региональная кампания партии велась не эффективно, отсутствовала система выработки и защиты стратегий по одномандатным округам.
Основные риски избирательной кампании партии «Единая Россия» в 2016 г.
Йля определения стратегии кампании партии были проанализированы основные риски, с которыми столкнуться избирательный штаб партии в активный период агитационной кампании и непосредственно в день выборов.
Среди основных рисков были определены следующие:
1. В день голосования избиратели получат большое количество бюллетеней.
Для решения этой проблемы было принято решение произвести «сшивку» избирательных кампаний с помощью партийного брендирования кандидатов. Тем самым облегчая выбор избирателей в день голосования, выбирая кандидатов
во множестве полученных бюллетеней.
1. Высокий рейтинг поддержки регионального лидера партии «Справедливой России» Доронина С. А. (более 20 %).
В целях снижения данного риска был произведен анализ деятельности регионального отделения партии «Справедливая Россия», выявлены сильные и слабые стороны для использования в избирательной кампании.
2. Высокий рейтинг регионального отделения КПРФ, непредсказуемость лидера коммунистов в области Мамаева С. П.
Были определены слабые стороны коммунистов как на региональном, так и на муниципальном уровнях. Определены темы для контркампании.
3. Законодательные новеллы, которые обязывают предоставлять сведения о доходах и расходах депутатов представительных органов местного самоуправления.
Такие законодательные требования снижают уровень участия в выборах кандидатов, которые имеют значительный финансовый ресурс, уменьшают возможность пополнения избирательных фондов партии и кандидатов от партии.
Для решения финансовой проблемы кандидатов было принято решение «сшивки» избирательных кампаний ресурсных и менее ресурсных партийных кандидатов.
Слабые кандидаты от партии в муниципальные органы власти «пришивались» к более сильным кандидатам, избираемым в областное законодательное собрание и Государственную Думу России.
4. Оппоненты от других партий сосредоточили свою контркампанию на критике в адрес главы города Кирова, секретаря регионального отделения партии «Единая Россия» Быкова В. В., возглавляющего список партии.
Для снижения критики было принято решение поддерживать позитивный патриотический образ регионального лидера, усилить работу партии в региональных
СТАБИЛЬНОСТЬ. ПОРЯДОК. РАЗВИТИЕ!
41 А ВМЕСТЕ ГОЛОСУЕМ | О ЗА ПАРТИЮ СЕНТЯБРЯ ПРЕЗИДЕНТА!
"О
Л БЫКОВ ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ У ГЛАВА ГОРОДА КИРОВА
ЕДИНАЯ РОССИЯ
СМИ. Увеличить количество публикаций и сюжетов в СМИ с федеральной партийной повесткой. Перевод фокуса с регионального лидера партии на федерального.
5. Высокий уровень конкуренции кандидатов в одномандатном округе № 106 по выборам депутатов Государственной Думы. Высокий риск проигрыша кандидата от «Единой России» в этом округе.
Для более эффективной работы избирательного штаба кандидата от партии была усилена координация с региональным избирательным штабом по работе в округе.
6. Арест губернатора Кировской области Белых Н. Ю.
Белых Н. Ю. участвовал в выборах губернатора области в 2014 г. как самовыдвиженец. Несмотря на это уточнение в общественном мнении была сформирована связка — губернатор является представителем «партии власти», для населения — это «Единая Россия». Хотя Белых был членом, лидером либеральной партии «Союз правых сил» до 2008 г. и не являлся членом «Единой России».
Негатив по отношению к власти, который сформировался после ареста губернатора, был перенесен на «Единую Россию», что сказалось в снижении рейтинга партии в области.
Для повышения рейтинга партии и снижения негативных последствий после ареста Белых была скорректирована стратегия избирательной кампании с целью увода критики от системы и структуры власти в целом и перенос ее на конкретную персону.
7. Большое количество несогласованных кампаний разного уровня.
Одним из важных направлений работы была «сшивка» избирательных кампаний всех уровней. Проводились еженедельные штабы — региональные и районные, а также в марте и апреле 2016 г. прошли защиты всех стратегий по выборам в законодательное собрание области и Государственную Думу, а также в крупные муниципалитеты.
В защите стратегии участвовали кандидаты со своими начальниками предвыборных штабов, которые рассказывали о своей предстоящей кампании по 27 критериям.
Концепция предвыборной кампании партии «Единая Россия» в Кировской области
Концентрированный месседж компании: «ЕДИНАЯ РОССИЯ: СТАБИЛЬНОСТЬ. ПОРЯДОК. РАЗВИТИЕ!». Проводилась позитивная фоновая кампания.
Цель: получить результаты лучше, чем на предшествующих выборах.
Основная задача кампании: набрать 45 % за список партии «Единая Россия». Задачи:
— удержать и привлечь своих сторонников на избирательные участки;
— победить на всех одномандатных округах;
— результаты других партий удержать в следующих рамках: КПРФ — 15 %, «Справедливая Россия» — 10 %, ЛДПР — 10 %.
Целевая группа: электоральное ядро «Единой России».
Ключевой запрос целевой группы:
стабильность, развитие, улучшение социального самочувствия, боязнь нестабильности и перемен.
Ответ партии в рамках избирательной кампании: позиционирование «Единой России» как единственной партии, обеспечивающей стабильность, противопоставление «Единая Россия — стабильность» — «Оппозиция — нестабильность, хаос, революция», адресация к эмоциональной составляющей, повышение социального оптимизма, адресация к патриотизму.
Было три рекламных слогана избирательной кампании, выбранных по результатам социологии:
1. Основной: «ЕДИНАЯ РОССИЯ: СТАБИЛЬНОСТЬ. ПОРЯДОК. РАЗВИТИЕ!». Два дополнительных:
1. Слоган федеральной кампании: «УСП ЕХ КАЖДО ГО — УСПЕХ РОССИИ!».
2. Слоган — лидер по результатам со -циологии, но не имеющий региональной привязки: «СИЛЬНАЯ РОССИЯ — ЕДИНАЯ РОССИЯ!».
/Ж Забег среди ЛЮБИТЕЛЕЙ € ОЛИМПИЙСКИЙ БЕГ
°99 2016
при поддержке ^^ ■ ^^
Шо2016
при поддержке Олимпийского комитета России
главный приз -
2 путевки 0лимпиаду-2016
Еще 2 путевки разыгрываются среди всех участников
2016 метров до Олимпиады 2016 в Рио-де-Жанейро!
ПОДРОБНОСТИ НА САЙТЕ
Азимов2016.рф
В результате социологического исследования методом фокус-групп жители региона показали выраженный региональный патриотизм, поэтому все разно -образие агитматериалов было сделано в дымковском стиле.
Для достижения цели и задач кампа -нии было необходимо удержать электорат, голосовавший на выборах в Государ -ственную Думу в 2011 г., Законодатель -ное собрание в 2011 г. и представительный орган административного центра региона в 2010 г. за партию и за кандидатов от партии.
Электоральные расчеты показывали, что фактически, для достижения цели кампании было необходимо привести на выборы свое электоральное ядро, это порядка 212 тыс. избирателей региона. Также тех, кто допускает возможность го -лосовать за партию «Единая Россия» (их количество в 1,5 раза больше установки кампании), и тех, кто положительно оценивает работу Президента России В. В. Пу -тина, который воспринимается многими жителями региона и страны лидером пар -тии «Единая Россия».
В рамках избирательной кампании было необходимо провести качественную фоновую кампанию, чтобы максимально уменьшить количество неопределившихся ко дню выборов.
Исходя из электорального анализа,6ы-ло выявлено, что избирательному штабу необходимо сосредоточиться на двух направлениях:
— фоновая агитация партии с использованием регионального патриотизма;
— контрагитация в отношении оппонентов.
Фоновую агитацию партии можно уви -деть на примере видеороликов, которые размещались на региональных телевизионных каналах1 и имели свою проекцию в баннерах, плакатах и статьях в газетах.
В рекламных материалах партии использовались конкретные результаты реализации федеральных партийных проектов на территории области.
Чтобы удержать оппонентов, необходимо было проводить методичную и еженедельную работу, поскольку отток избирателей от них и отсутствие прито -ка новых напрямую связаны с рейтингом партии «Единая Россия».
Основной целью ставилась мобилизация своего электората и демобилизация
1 Видеоролики фоновой агитационной кампании можно посмотреть по данным ссылкам: https://www.у outube.com/ watch?v=3NhGгmcJib0, https://www.youtube. com/watch?v=43IWItWA8Fg, https://www. youtube.com/watch?v=MGaШeYM6Iw.
протестного и оппозиционного. В числе основных задач — выход не менее чем пятью способами на установку кампании через проекты и направления:
1) предварительное голосование,
2) работа агитационных сетей,
3) деятельность пикетных программ,
4) встречи с избирателями кандида-тов-списочников,
5) проработка установки в разрезе округов кандидатами-одномандатниками.
Кандидаты в Государственную Думу от КПРФ и «Справедливой России» были более активны в начале компании. Ближе к концу компании стало ясно, что отток электората идет к ЛДПР. Из-за сокращения финансирования организационно избирательный штаб не смог адекватно отреагировать на активизацию ЛДПР.
Расчетная установка была 45 % за партию, и до 24 июня 2016 г. в партии считали, что вполне этот показатель достижим, со -циология была благоприятная.
Однако после ареста губернатора Белых Никиты Юрьевича1 в Москве отношение к партии среди жителей региона резко ухудшилось. В «Единой России» рассчитывали, что, так как он не являлся членом партии, это не скажется на ее рейтинге. Произошло обратное — в регионе резко упало доверие к власти, что сразу же отразилось на рейтинге партии.
1 24 июня 2016 года губернатор Кировской области Белых Н. Ю. был задержан в московском ресторане «Lotte Plaza». По дан -ным следствия, он получил от бизнесмена пакет, в котором находились 100 тысяч евро. Как считают следователи, Белых лично и через посредника получил взятку на общую сумму 400 тысяч евро за действия в пользу АО «Нововятский лыжный комбинат» и ООО «Лесохозяйственная управляющая компания». Решением суда губернатор был арестован, ему было предъявлено обвинение по статье «Получение взятки в особо крупном размере» (Ч. 6 ст. 290 УК РФ).
Несколько недель работа избирательного штаба была парализована. При появлении исполняющего обязанности губернатора ситуация не улучшилась, поскольку начались массовые увольнения в руководстве области. В СМИ появились анонсы об увольнении блока внутренней политики до выборов, поэтому связь с главами муниципальных районов потерялась.
Кампанию спасло только то, что избирательный штаб восстановил свою работу несмотря на неясную ситуацию с финанси -рованием и с взаимодействием с областной администрацией. Также большую роль сыграло то, что кандидаты-одномандатники в Государственную Думу и Законодательное собрание региона продолжили свою кампанию с целью победить.
i . ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПАРТИЙНЫЙ ПРОЕКТ
* /",' МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
\
здании школ
капитально отремонтированы и реконструированы
/ • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПАРТИЙНЫЙ ПРОЕКТ
>: >"/ ДЕТСКИЕ САДЫ - ДЕТЯМ
^л новых
детских сада
построено в Кировской области с 2011 по 2015 гг.
Результаты партии «Единая Россия» на выборах в 2011 и 2016 гг.
Электоральные показатели 2011 год 2016 год
Явка избирателей на выборах депутатов Законодательного собрания области 47,58 % 47 %
Явка избирателей на выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ 54,1 %
Результат партии «Единая Россия» на выборах депутатов Законодательного собрания области 36,7 % 36 %
Результаты партии «Единая Россия» на выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ (список) 34,9 % 38 %
Число депутатов от «Единой России» (из 54) в Законодательном собрании области 27 37
Число депутатов от «Единой России» в Государственной Думе ФС РФ 1 2
Число одномандатных округов (из 27), в которых выиграли кандидаты от партии «Единая Россия» на выборах депутатов Законодательного собрания области 18 26
Число одномандатных округов (из 2), в которых выиграли кандидаты от партии «Единая Россия» на выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ Выборы проходили только по партийным спискам 2
Результаты парии «Единая Россия» по списку на выборах в Законодательное собрание области в 2016 г. остались на уровне результатов 2011 г. При этом, из 27 одномандатных округов кандидаты от партии выиграли в 26, в 2011 г. партия выиграла в 18 округах. В целом, фракция партии в Законодательном собрании области увеличилась на 10 человек (почти на 30 %).
Что касается выборов депутатов Государственной Думы, то «Единая Россия» по
списку в регионе получила на 3 % больше голосов по сравнению с 2011 г. Представительство депутатов от партии за счет выборов по одномандатным округам в Государственной Думе удвоилось.
В итоге можно констатировать, что результаты партии на выборах в Кировской области оказались лучше, чем ожидались из-за резкого изменения политической обстановки в регионе.