Научная статья на тему 'Региональная инвестиционная политика в системе обеспечения экономической безопасности'

Региональная инвестиционная политика в системе обеспечения экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
360
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
INVESTMENT / INVESTMENT SECURITY / INVESTMENT POLICY / ECONOMIC SECURITY / ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тикшаева Л.В.

В статье проведен анализ динамики инвестиций в основной капитал в Республике Мордовия. Выявлены угрозы инвестиционной безопасности и сформулированы рекомендации по их нейтрализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная инвестиционная политика в системе обеспечения экономической безопасности»

УДК 338

Тикшаева Л. В., студент Национального Исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, г. Саранск

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация: В статье проведен анализ динамики инвестиций в основной капитал в Республике Мордовия. Выявлены угрозы инвестиционной безопасности и сформулированы рекомендации по их нейтрализации.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная безопасность, инвестиционная политика, экономическая безопасность, экономического развития

Tikshaeva L. V., the student of the National Research Mordovian state University

N. P. Ogarev

REGIONAL INVESTMENT POLICY IN THE SYSTEM OF ENSURING ECONOMIC SECURITY

Summary: The article considers and analyzes the dynamics of investments in the Republic of Mordovia. Threats to investment safety have been identified and recommendations on their neutralization have been formulated.

Keywords: investment, investment security, investment policy, Economic security, economic development

Важнейшим направлением регионального экономического развития является инвестиционная политика, содержание которой заключается в активизации инвестиционной деятельности экономических агентов и создании условий для обеспечения инвестиционной безопасности на региональном уровне. Как и в любом регионе, обеспечение инвестиционной безопасности в Республике Мордовия чрезвычайно сложный процесс, характеризующийся многочисленными и весьма интенсивными связями между различными

компонентами региональной экономической системы. В данной статье предпринята попытка выявить основные проблемы и угрозы в данной сфере.

Одним из наиболее важных показателей инвестиционной безопасности выступают инвестиции в основной капитал. Их осуществление способствует росту валового регионального продукта, количества рабочих мест, доходов граждан, налоговых поступлений в бюджеты разных уровней. Данный показатель является интегрированным показателем того, что регион активно развивается.

Динамика изменения объемов привлеченных инвестиций в РМ за счет всех источников финансирования за 2011-2015 гг. представлена на рисунке 1. Исходя из приведенных данных, можно отметить следующее. Наблюдается устойчивое увеличение общего объема инвестиций в течение всего анализируемого периода. За пятилетний период с 2011-2015 гг. объём инвестиций увеличился более чем в 1,7 раза, а в экономику республики было вложено более 198 млрд рублей.

140

120

100

102,2

126,9

100,2

80

60

40

20

46,6

2011

2012 в млрд. руб.

55,3

58,2

49,8

Н

2013 2014

в % к предыдущему году в сопоставимых ценах

2015

Рисунок 1 - Динамика инвестиций за счет всех источников финансирования в

Республике Мордовия

Одним из самых главных сдерживающих факторов инвестиционной активности выступает нерациональная структура источников финансирования инвестиционной деятельности. Нас интересуют, прежде всего, пропорции

0

между отдельными видами инвестиционных ресурсов (таблица 1).

Анализ данных, представленных в таблице 1, позволяет констатировать, что за анализируемый период произошли довольно существенные изменения в структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал. Так, в источниках финансирования несколько снизилась доля собственных средств предприятий, и, наоборот, имеет место тенденция к увеличению доли привлеченных источников. К негативным тенденциям следует отнести и существенное снижение такого важнейшего источника финансирования, как прибыли, остающейся в распоряжении организации с 17,9 % до 9,4 %.

Таблица 1 - Структура источников финансирования инвестиций в основной капитал в РМ, в %

к итогу

Отклонение

Источники финансирования 2011 2012 2013 2014 2015 2015 г. от 2011 г.

Инвестиции в основной капитал

- всего 100 100 100 100 100 -

в том числе по источникам

финансирования:

собственные средства 32,9 23,3 24,2 27,7 32,4 - 1,9

из них:

прибыль, остающаяся в

распоряжении организации 20,0 7,7 9,5 7,5 9,4 - 8,5

амортизация 9,5 10,8 9,7 13,8 18,1 + 8,7

привлеченные средства 67,1 76,7 75,8 72,3 67,6 + 1,9

из них:

кредиты банков 31,1 32,6 26,7 11,1 10,0 - 11,9

в том числе кредиты

иностранных банков - - - - - - 2,1

заемные средства других

организаций 4,2 3,7 1,8 5,8 6,6 + 1,6

бюджетные средства 22,1 25,8 33,5 42,3 39,7 + 14,2

в том числе из:

федерального бюджета 13,1 14,5 21,9 21,7 26,7 + 21,7

бюджета Республики

Мордовия 8,4 11,1 10,5 18,5 13,0 + 1,5

средства внебюджетных

фондов 0,6 0,6 0,4 1,2 1,1 - 0,3

прочие 9,1 13,9 13,5 11,9 10,2 - 1,7

из них средства:

вышестоящих организаций 1,8 2,4 6,5 1,7 4,4 + 0,2

полученные на долевое

участие в строительстве (организации и население) 5,1 7,5 5,9 5,6 5,8

из них средства населения 3,3 3,3 5,2 3,6 5,8 + 2,6

Предприятия Республики Мордовия так и не смогли увеличить данный показатель, поскольку несколько снизились объемы получаемой ими прибыли в условиях продолжающейся экономической нестабильности. Тревожным фактором является и то обстоятельство, что в РМ отчетливо проявляется тенденция к увеличению удельного веса бюджетных средств (с 25,5 % до 39,7 %), что свидетельствует о недостаточно высоком инвестиционном потенциале многих республиканских предприятий. Несколько увеличилась доля ресурсов, привлекаемых у населения в индивидуальное жилищное строительство.

Еще один аспект инвестиционной безопасности - это инвестиционная привлекательность Мордовии, которая представляет собой интегральную характеристику, выражающую совокупность наиболее благоприятных условий, которые способствуют инвестированию в регион. Инвестиционные рейтинги стимулируют конкуренцию в борьбе за инвестиции на региональном уровне. В данной работе собраны наиболее широко используемые в российской практике рейтинги. К наиболее авторитетному можно отнести Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ, созданный Агентством стратегических инициатив. В силу объективности его методологии данный рейтинг будет взят за основу в данном исследовании.

Поскольку инвестиционная активность региона рассматривается как комплексная система, состоящая из подсистем: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск, нами было принято решение рассмотреть обе составляющие рейтинга в динамике на примере Республики Мордовия. Анализ ранга инвестиционного потенциала показывает, что место Республики Мордовия по данному показателю весьма стабильно, чего нельзя сказать о ранге инвестиционного риска. Ранг инвестиционного риска изменяется весьма существенно, что обусловлено различными внутренними и внешними факторами. Объяснение подобного несоответствия заключено в структуре составляющих рейтинга. Рассмотрим рейтинг инвестиционного потенциала Республики Мордовия за 2012-2016 гг., представленный в таблице 2.

Таблица 2 - Рейтинг инвестиционного потенциала Республики Мордовия и его

составляющие

Показатель 2012 2013 2014 2015 2016

Ранг потенциала 66 67 67 66 67

Доля в общероссийском потенциале, % 0,497 0,471 0,467 0,490 0,499

Трудовой ранг 52 54 55 52 48

Потребительский ранг 69 70 70 69 70

Производственный ранг 58 60 61 62 60

Финансовый ранг - 68 67 66 66

Институциональный ранг 66 66 66 68 66

Инновационный ранг 46 43 53 53 52

Инфраструктурный ранг 33 38 41 36 38

Природно-ресурсный ранг 63 63 63 - 65

Туристический ранг 60 61 62 62 67

Данная таблица свидетельствует, что наиболее высокими значениями являются:

38-ое место по инфраструктурному потенциалу, что обеспечивается высокой плотностью транспортных коммуникаций;

52-е место по инновационному потенциалу, так как регион характеризуется большим числом инновационно-активных предприятий, а также высоким уровнем внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе;

48-е место по трудовому рангу потенциала, связанно с повышением уровня образования среди населения региона.

Наиболее проблемными остаются:

1) потребительский ранг потенциала (70-е место) на который оказало влияние низкая совокупная покупательная способность населения региона, по причине низких доходов у населения из-за кризисного состояния большинства предприятий. К тому же потребительский потенциал неуклонно ухудшается из-за влияния негативных экономических тенденций.

2) финансовый потенциал (66-ое место) на что повлияла проблема низкой прибыльности предприятий региона, кроме того, экономика республики в большей степени ориентирована на сельское хозяйство, которое имеет незначительную рентабельность и сильно зависит от сезонных изменений.

3) институциональный ранг потенциала (66-ое место) на который оказали негативное влияние слабая степень развития ведущих институтов рыночной экономики в регионе.

Не менее интересен анализ места РМ в рейтинге инвестиционного риска российских регионов за 2011-2016 гг., данные для которого представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Рейтинг инвестиционного риска Республики Мордовия и его составляющих

Показатель 2012 2013 2014 2015 2016

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ранг риска 60 63 52 47 44

Средне взвешенный индекс риска (Россия=1) 0,3270 0,3360 0,2920 0,2730 0,2690

Экономический ранг - 32 42 30 37

Финансовый ранг 74 74 68 55 47

Социальный ранг 51 58 66 65 61

Криминальный ранг 62 55 50 66 79

Экологический ранг 4 4 4 4 7

Управленческий ранг 39 50 18 28 27

Наименьшие риски наблюдаться в управленческой (27-ое место), хотя это разница на 10 позиций с 2014 годом; экологической (7-ое место) и экономической сфере (37-е место). Стоит отметить что, управленческие компетенции региональной власти серьезно повышаются (рост с 39-го места в 2011 до 27 в 2015). Высокие показатели по экологической деятельности достигнуты за счет того, что в республике почти отсутствуют крупные промышленные предприятия, которые наносят вред окружающей среде. Проблемы характерны для экономической сферы, с 2013 года она начала падать и в 2014 потеряла 10 пунктов, что объясняется ухудшением конкурентоспособности, сужающейся емкостью внутреннего рынка, слабыми связями инновационного сектора экономики с другими отраслями и др., однако в 2015 году снова улучшилась, хотя и занимает в 2016 году 30-е место, потеряв 7 пунктов.

Согласно рассмотренным показателям инвестиционной активности Республику Мордовия можно отнести к группе с незначительным потенциалом и умеренным риском. Республике Мордовия характерно недостаточно четкое

позиционирование на инвестиционном рынке и низкая информированность инвесторов о регионе, что обуславливает необходимость в создании комплекса благоприятных условий для вывода РМ в число более инвестиционно-привлекательных субъектов РФ.

Следующим этапом исследования является выявление угроз в инвестиционной сфере региона, сдерживающих экономическое развитие РМ. Основываясь на статистических данных, а также ведомственной информации Министерства экономики РМ произведем расчеты показателей, необходимых для анализа.

Таблица 4 - Расчетные индикаторы инвестиционной безопасности

№ п.п. Показатель 2012 2013 2014 2015

1 ВРП 119955 134316 148706 170906

2 Валовое накопление инвестиций в основной капитал, млн. руб. 48764,1 49574,1 54903,9 50304,1

3 Инвестиции в основной капитал, млн. руб. 49824,7 53713,7 47484,6 52535,8

4 Темп прироста инвестиций, % 1,12 1,08 0,88 1,74

5 Темп прироста ВРП, % 1,09 1,12 1,11 1,15

6 Коэффициент обновления основных фондов 0,08 0,04 0,12 0,09

7 Коэффициент выбытия основных фондов 0,04 0,02 0,05 0,04

8 Доля накопления валовых инвестиций в ВРП 0,41 0,37 0,37 0,29

9 Доля инвестиций в основной капитал в ВРП 0,42 0,40 0,32 0,31

10 Соотношение темпов прироста инвестиций и темпов прироста ВРП 1,03 0,96 0,80 1,51

11 Соотношение коэффициента обновления и выбытия основных фондов 2,10 2,00 2,40 2,10

Выделим следующие общие показатели инвестиционной безопасности и сравним их с пороговыми значениями. Согласно представленным данным безопасное значение показателя характерно для доли инвестиций в основной капитал в ВРП, основной причиной чего является низкий ВРП республики ввиду того, что для нее характерно небольшое количество крупных промышленных предприятий, а также падением объемов их производства в результате кризиса. Износ основных фондов и доля накопления валовых инвестиций в ВРП находятся критически близко к пороговому значению.

Показатель Пороговое значение Годы

2012 2013 2014 2015

Доля накопления валовых инвестиций в ВРП 30% 41 37 37 29

Доля инвестиций в основной капитал в ВРП 25% 42 40 32 31

Соотношение темпов прироста инвестиций и темпов прироста ВРП 2 1,03 0,96 0,80 1,51

Уровень обновления основного капитала путем инвестирования выбытия основных фондов 1,5 1,02 1,04 0,98 1,01

Соотношение коэффициента обновления и выбытия основных фондов 3 2,1 2 2,4 2,1

Износ основных фондов 60% 59,7 57,2 56,4 56,4

Доля иностранных инвестиций в их общем объеме 15% 0,2 1,6 0,2 0,1

Для дальнейшего выявления угроз инвестиционной безопасности воспользуемся зональной теорией. Данная методика оценки основана на использовании индикативного анализа с нормировкой показателей. Индикаторы, выбранные для диагностики, представлены в таблице 6.

Таблица 6 - Индикативный анализ инвестиционной безопасности Республики Мордовия в 2015 г.

Показатель Фактическое Пороговое Нормированное

значение значение значение

Доля накопления валовых 29

инвестиций в ВРП 30 96,6

Доля инвестиций в основной 31

капитал в ВРП 25 124

Соотношение темпов прироста 1,51

инвестиций и темпов прироста

ВРП 2 75,5

Уровень обновления основного 1,01

капитала путем инвестирования выбытия основных фондов 1,5 67,3

Соотношение коэффициента обновления и выбытия основных 2,1

фондов 3 70

Износ основных фондов 56,4 60

Доля иностранных инвестиций в их общем объеме 0,1 15 0,6

Для наглядности сравнения показателей и выявления угроз построим лепестковую диаграмму (рис. 2).

Доля накопления валовых инвестиций в ВРП 150

Доля иностранных инвестиций в их общем объеме

• '75 5

• ^ ' Соотношение темпов 100

100 прироста инвестиций и 67'3 темпов прироста ВРП

Доля инвестиций в ъ™ основной капитал в ВРП 124

Износ основных фондов

100

106

70

100 Уровень обновления

Соотношение коэффициента обновления и выбытия основных фондов

100

основного капитала путем инвестирования выбытия основных фондов

Рисунок 2 - Лепестковая диаграмма показателей инвестиционной безопасности

На основе анализа представленной диаграммы можно сделать ряд наблюдений. Во-первых, в зоне стабильности находятся такие показатели как доля инвестиций в основной капитал и доля валовых инвестиций в ВРП. Хотя по доле валового накопления инвестиций в ВРП наметились проблемы в 2015 году, так как он опустила меньше порогового значения (29% из 30 % необходимых), что связано с опережающей динамикой роста ВРП, необеспеченной наращиванием основного капитала. Во-вторых, в зоне значительного риска находятся такие показатели как, уровень обновления основного капитала (не превышает 1.5 % в год), и низкое соотношение обновления и выбытия основных фондов (не превышает 3% в год), что говорит о ситуации недоинвестирования в экономику республики. Так же износ основных фондов практически достигает порогового значения в 60% (не менее 55% за последние 5 лет). Поэтому износ можно считать наиболее вероятной потенциальной угрозой. В-третьих, доля иностранных инвестиций попала в зону катастрофического риска. Таким образом нами определено, что основными рискообразующими факторами являются: уровень обновления основных фондов, а также износ и доля иностранных инвестиций.

Таким образом, подводя итог данному исследованию, нами были сделаны сделали следующие выводы и рекомендации:

1. Уровень иностранных инвестиций в Мордовии за последние 5 лет ни разу не поднимался до 1 % (от общего объема инвестиций в основной капитал) при пороговом значении 15 %. Данный показатель находится в зоне катастрофического риска, что связано с низкой привлекательностью региона для иностранных инвесторов, так как большая часть производства республики ориентирована на внутренний рынок. Таким образом, низкая доля иностранных инвестиций определена нами в качестве одного из ключевых рискообразующих факторов.

В целях преодоления названного негативного явления нами предложено: Введение в регионе ряда особых гарантий и льгот для иностранных инвесторов, вкладывающих капитал в экономику республики. Это может быть осуществлено через создание инвестиционных проектов, например, с привлечением к их разработке кадрового потенциала экономического факультета МГУ им. Огарева. Вместе с тем мы ожидаем рост интереса иностранных инвесторов к региону после Чемпионата мира по футболу в 2018 году.

2. У региона выявлена низкая инвестиционная привлекательность не только для иностранных инвесторов, но и инвесторов вообще. Об это свидетельствует низкая позиции Республики Мордовия в инвестиционном рейтинге регионов (67 место по инвестиционному потенциалу). В условиях слабого инвестиционного потенциала интерес инвесторов к реализации проектов будет невысок, т.к. в будущем у них могут возникнуть проблемы с подбором персонала, сбытом продукции и т.д.

3. Отсутствие необходимых инвестиций обусловливает высокую изношенность основных фондов во многих отраслях экономики (около 57 % при пороговом значении в 60 %), Низкий уровень обновления основного капитала (не превышает 1.5 % в год) и низкое соотношение обновления и выбытия основных фондов (не превышает 3% в год) говорят о

недоинвестировании в экономику республики. Данные показатели находятся в зоне значительного риска. При сохранении подобной тенденции в ближайшем будущем будет происходить накопление износа и возможно увеличение технологического отставания предприятий республики от аналогичных российских компаний.

В целях преодоления высокой степени износа основного капитала государству необходимо активизировать использование косвенных методов стимулирования инвестиционной активности. Например, упростить процедуру получения инвестиционного налогового кредита. Также можем предложить более активное развитие и поддержку лизинга, так как именно это направление кредитования наиболее удобно для сельскохозяйственных предприятий, составляющих основу экономики региона.

4. Оценка источников финансирования инвестиций в основной капитал позволила выявить две неблагоприятные тенденции:

4а. В инвестиционном процессе в регионе доминируют государственные источники финансирования. Так доля средств бюджета в общем объеме инвестиций составляет практически 40 %. Постоянная инвестиционная «подпитка» предприятий и организаций со стороны государства в долгосрочной перспективе снижает их стремление к конкуренции за привлечение инвестиций на открытом рынке.

Очевидно, что нашими рекомендациями в этой связи может быть рационализация структуры источников финансирования за счет использования механизмов государственно-частного партнерства. Также мы предлагаем более активное налоговое стимулирование инвестиционной деятельности.

4б. Вторая проблема - слабое вовлечение банковского капитала в инвестиционный процесс. Так в 2015 г. участие банковского сектора в общем объеме инвестиций в регионе составило только 10%. При слабом участии в финансировании инвестиций у предприятий практически не остается источников для обновления капитала, что может привести к нарастанию уровня его износа и дальнейшему замедлению темпов его обновления. В целях

активизации участия банковского сектора в инвестиционной деятельности самым очевидным решением будет снижение ключевой ставки ЦБ (на 2-3%), поскольку уровень инфляции в РФ уже достаточно низок. Очевидно, что данная рекомендация лежит за рамками рекомендаций органам государственной власти, в число которых Центральный банк РФ не относится.

Обобщая вышеизложенное можно утверждать, что ситуация в инвестиционной сфере в регионе в целом близка к кризисной. Наиболее существенные проблемы обусловлены, во-первых, высокой степенью износа основного капитала, которая близка к пороговому значению, и низкими темпами его обновления, а, во-вторых, нерациональной структурой источников финансирования инвестиций, а именно, с чрезмерно высокой долей государственного финансирования и практически полным отсутствием иностранных инвестиций.

Библиографический список

1. Горин В. А. Новая инвестиционная политика при переходе к постиндустриальному обществу : монография. - Саранск, 2011. - С. 87.

2. Кормишкина Л. А. Благоприятный экономический климат как предпосылка безопасности и активизации инвестиционной деятельности в современной российской экономике // Фундаментальные исследования. - № 53. - 2015. - С. 623-630.

3. Мордовия: Стат. ежегодник./Мордовиястат. - Саранск, 2016. - 455 с.

4. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов [Электронный ресурс] - Режим доступа http://raexpert.ru/ratings/regions/2016/ (дата обращения 24.04.2017).

5. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://asi.ru/investclimate/rating/ (дата обращения 24.04.17).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.