Научная статья на тему 'Региональная инновационная триада'

Региональная инновационная триада Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / НАУКОЕМКОСТЬ ПРОДУКЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цыганов В.В.

Инновации рассматриваются как наиболее важный фактор регионального развития. Условием эффективных инноваций является наличие инновационной системы. Государственная поддержка инновационного развития является необходимым фактором для большинства экономических агентов. Также необходимо создание благоприятной региональной инновационной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная инновационная триада»

ИННОВАЦИИ ИИНВЕСТИЦИИ

12 (69) - 2010

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ТРИАдА

В. в. цыганов,

доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник E-mail: av188958@akado.ru Институт проблем управления РАН им. В.А.Трапезникова

Инновации рассматриваются как наиболее важный фактор регионального развития. Условием эффективных инноваций является наличие инновационной системы. Государственная поддержка инновационного развития является необходимым фактором для большинства экономических агентов. Также необходимо создание благоприятной региональной инновационной среды.

Ключевые слова: инновации, инновационный климат, инновационная среда, эффективность, наукоем-кость продукции, инновационный механизм.

Как известно, определяющим фактором инновационного развития является наличие экономических стимулов и мотивов к инновациям, действующих на уровне предприятий и индивидуумов, а также общества в целом, объединяемых понятием «инновационный климат». Оно сродни понятию «инвестиционный климат».

Учреждения науки и образования, а также всевозможные интегрирующие организации, действующие на стыке промышленности, науки и образования, формируют инновационную среду, порождающую инновации, делающую их возможными и необходимыми. Элементами ее структуры являются университеты, научно-исследовательские учреждения, конструкторские бюро, венчурные и другие организации, генерирующие инновации, связанные информационными сетями с промышленными предприятиями. Инновационную среду формируют наукограды, технополисы, зоны высоких технологий, научные парки, инкубаторы бизнеса, особые коммутационно-информационные сети распространения инноваций и т. д.

Инновационный климат и среду поддерживают механизмы, наличие которых приводит к ускорению развития за счет внешних источников — финансовых и пенсионных фондов, банков и т. д. Разрыв между инновационной средой, финан-

94 -

совым и производственным секторами ликвидируют спонсоры — индивиды и организации, а также государственные органы, осуществляющие инвестиции в инновационную среду. Развитие учреждений науки, образования и венчуров основано на специальных инвестиционных механизмах. Функционирование венчуров основано на особых механизмах финансирования и кредитования высокорискованных инвестиций [1].

Региональная инновационная система — это триада, включающая инновационный климат, инновационную среду и механизмы их функционирования. Она создает возможности для инноваций и основана на использовании внутренних (эндогенных) ресурсов. Инновационная система является системой развития, если она основана на прогрессивных механизмах, системой стабилизации, если она основана на правильных механизмах, и системой подавления, если она основана на регрессивных механизмах. Плановая инновационная система развития основана на использовании внутренних (эндогенных) ресурсов путем адаптации, а либеральная — путем самоорганизации.

Опыт развитых стран убедительно доказывает, что в современных условиях решающим фактором экономического роста, улучшения качества жизни населения является эффективная национальная и региональные инновационные системы, обеспечивающие развитие науки и использование инновационных научных достижений в промышленности. Они включают государственную поддержку науки и малого бизнеса, антимонопольное законодательство, равные условия конкуренции и др. Однако в такой огромной стране, как Россия, всего около 1 000 инновационно активных предприятий, осуществляющих исследования и разработки, приобретение лицензий на патенты, ноу-хау, программные средства, маркетинговые исследования, проек-

тно-конструкторские работы, технологическую подготовку производства, опытное производство и испытания, обучение и подготовку персонала, приобретение машин и оборудования для внедрения инноваций. Доля инновационной продукции составляет чуть более 10 % объема их выпуска.

Многие предприятия видят основную причину низкой эффективности инновационной деятельности в недостатке собственных денежных средств, высокой стоимости нововведений, отсутствии государственной системы развития промышленности. Предприятия финансируют 75 % затрат на инновации. На долю государства, включая бюджеты всех уровней, приходится около 5 %. Дело в том, что инновационная привлекательность промышленности ниже, чем торговли и банков.

В этой связи во всем мире государства решают проблему доступными средствами: дают налоговые льготы по амортизации в промышленности. Но в России был принят закон, исключивший налоговые льготы при амортизации. Согласитесь, трудно заинтересовать предприятие в модернизации оборудования, качественном обновлении производства, не изменив механизм амортизации, служащий целям налогообложения, а не обеспечения инвестиционной привлекательности. Восстановление льгот по амортизации, используемых для формирования благоприятного инвестиционного и инновационного климата в развитых странах, сделает российские предприятия более привлекательными для инвестиций [5]. Другой путь улучшения инновационного климата—снижение налоговой нагрузки на предприятия. Тогда вырученные средства они могли бы использовать на собственные разработки, закупку нового оборудования, а не устаревшей техники. Иногда новейшее технологическое оборудование, заказанное предприятиями за границей, не используется из-за налоговых неувязок. Неоднократно повторялась ситуация, когда на таможне по этой причине «зависало» такого оборудования стоимостью на миллионы долларов.

Чтобы подготовить экономический рост, необходимы масштабные инвестиции. Но пойдут ли они в отрасли промышленности с большим сроком окупаемости капитала, определяющие инновационную деятельность? Вряд ли. Хотят того наши реформаторы или нет, но без вмешательства государства никак не обойтись. Неконтролируемая рыночная саморегуляция в ходе реформ уже привела к утрате многих наших приоритетных позиций в области науки и техники. Мировая практика подтверждает — высокотехнологическое производство просто не в состоянии развиваться без государственной под-

держки. О каком статусе великой державы можно говорить, если в общем объеме продажи наукоемкой продукции на мировом рынке на долю России приходится всего около 0,3 %. Отметим, что доля США, например, — 20 %, Японии — 11 %, Германии — 8,5 %. Эти самые что ни на есть «рыночные» страны широко используют в своих инновационных системах такие «нерыночные» механизмы, как бюджет развития, государственный заказ, целевое финансирование стратегических проектов. России также нужны государственные и региональные инновационные механизмы, включающие процедуры стимулирования инновационной активности.

Единственное, что пока еще на плаву, так это фундаментальная наука. Она призвана использовать научные достижения в интересах собственной страны во имя ее богатства, стремится работать на опережение, повернуться лицом к экономике и обществу. Но как это сделать, если государство не предпринимает крупных практических шагов в сторону повышения общественного статуса науки, коммерциализации и защиты интеллектуальной собственности, улучшения финансирования инновационной сферы? В советское время не было такого понятия, как коммерциализация научных результатов. Вместо этого употребляли термин «внедрение». Это принципиально разные понятия.

Внедрение — это «силовой» способ, который состоял в принуждении производителей использовать результаты исследований. В ученом и научном коллективе не было экономических стимулов превращать результаты научных исследований в товар, пользующийся спросом, ведь результаты многих НИОКР не применялись на практике. Продукция гражданского сектора страны, имевшей сильный научно-технический комплекс, была неконкурентоспособна на мировом рынке.

Коммерциализация науки базируется на получении коммерческого дохода всеми участниками инновационного процесса — исследователями, производителями, инвесторами. Получается неразрывная цепь «наука — производство — рынок». В развитых странах превращение научных разработок в новый товар происходит в инновационной среде, объединяющей центры продвижения технологий, внедренческие фирмы, инновационно-технологические центры, технопарки и др. Нужна развитая региональная инновационная среда.

Наукоемкость продукции — основа выживания и развития России. Условием инвестиционной привлекательности производства продукции в России с ее холодным климатом является уникальность. В свою очередь, уникальность продукции обуслов-

- 95

Инновации и инвестиции

12 (69) - 2010

лена наукоемкостью производства, объективно требующей высокой квалификации и интеллекта работников. Поэтому российские предприятия и их работники могут развиваться, только решая сложные задачи. Однако практически ни одно региональное предприятие не способно, в силу сложившейся ситуации, самостоятельно разработать и производить уникальную продукцию. Условия для этого должна создать региональная инновационная система. Для этого необходимы решения на государственном и региональном уровне. Конечно, это потребует определенных затрат, а возможно, и непопулярных мер, экономического риска. Но дальше, как говорится, отступать некуда — под угрозой экономическая безопасность государства. Региональная инновационная система позволит, при ограниченных ресурсах, выйти на уровень конкурентоспособности.

По данным председателя Лиги содействия оборонным предприятиям А. В. Долголаптева, из 45 наиболее важных в глобальном масштабе технологий (макротехнологий) СССР поддерживал 12, а в России не поддерживается ни одной [3]. Промышленное ядро экономики могут составить макротехнологии, унаследованные от СССР, а также предприятия, создающие и использующие наукоемкую продукцию и новые информационные технологии. Последние создают огромный потенциал экономического роста и повышения производительности труда в разных отраслях российской экономики. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объем мирового производства продукции, связанной с информационными и телекоммуникационными технологиями, оценивается в 1 трлн долл. Особое значение имеют метатехнологии, не допускающие воспроизведения и ставящие их получателя в зависимость от поставщика [4].

Региональная инновационная система должна стимулировать использование российскими предприятиями высоких технологий и разработку метатехнологий. Механизм ее функционирования должен быть основан на том, что ограниченность экономических ресурсов делает невозможным одновременное развитие всех предприятий для достижения ими мирового уровня. Поэтому необходимо выделить приоритеты, установить критерии их определения. Надо сосредоточить внимание на приоритетных предприятиях, добиться выхода их на уровень конкурентоспособности. Часть средств, полученных от реализации их наукоемких изделий, следует направлять на развитие предприятий второго, третьего и последующих приоритетов. Государственная под-

96 -

держка должна быть направлена, в первую очередь, на подъем и развитие предприятий, создающих сложную, наукоемкую продукцию, продажа которой обеспечит быстрый рост доходов. Но нельзя забывать о малых предприятиях. Продукция некоторых из них рентабельна и конкурентоспособна не только на российском, но и на мировом рынке.

Региональная инновационная система должна включать подсистему хранения, производства и координации знаний, поскольку это позволит сохранить интеллектуальный производственный и научно-технический потенциал. Одновременно с компьютеризацией предприятий, внедрением современных систем поддержки принятия решений нужно создавать методологию, технологию и программно-техническое обеспечение интеллектуальных производств. Можно взять за основу разработки научных центров страны, регулярно проводить их инвентаризацию, разработать научно обоснованную программу развития машиностроения и механизм ее реализации и т. д.

В заключение необходимо подчеркнуть, что инновации невозможны без инвестиций. Поскольку возможность реализации инноваций напрямую зависит от инвестиций в них, для благоприятного инновационного климата необходим благоприятный инвестиционный климат в промышленности, создающий заинтересованность во вложении капитала в производство. Он формируется с помощью соответствующих инвестиционных механизмов. Аналогичным образом, благоприятный инновационный климат формируется с помощью хорошо отлаженных механизмов функционирования цикла «исследование — разработка — производство».

Вместе с тем имеются принципиальные особенности формирования инновационного климата. Например, создание благоприятного инвестиционного климата для промышленности, вообще говоря, еще не обеспечивает автоматически рискованные капиталовложения в исследования и разработки [2]. Благоприятный инновационный климат связан с мероприятиями по стимулированию рискованных капиталовложений и развитию системы долгосрочного кредитования разработок, а также поддержанию малых форм предпринимательства и антимонопольных мер.

Единственно верный путь к созданию благоприятного инновационного климата возможен только один — формирование благоприятного инвестиционного климата в инновационной среде, создающего заинтересованность во вложении капитала в учреждения науки, образования и венчуры. Важным и необходимым направлением косвенного стиму-

лирования НИОКР и инноваций станет предоставление государством налоговых льгот в виде пониженных ставок налогообложения, так называемых невидимых инвестиций, т. е. капиталовложений в НИОКР, образование, венчуры. Благоприятный инвестиционный климат в инновационной среде должен быть сформирован с помощью соответствующим образом настроенных инвестиционных механизмов, в которых учитывается специфика учреждений науки, образования и венчуров как объектов инвестирования.

Список литературы

1. Барабанов О. Н., Голицын В. А., Терещенко В. В. Глобальное управление. М.: МГИМО-Универ-ситет. 2006.

2. Бухарин С. Н., Цыганов В. В. Методы и технологии информационных войн. М.: Академический проект. 2007.

3. Лига содействия оборонным предприятиям. URL: http://www.svop.ru.

4. Организация экономического сотрудничества и развития. URL: http://oecdru.org/oecd_rf. html.

5. Цыганов В. В. Интеллектуальное предприятие: механизмы овладения капиталом и властью (теория и практика управления эволюцией организации) / В. В. Цыганов, В. А. Бородин, Г. Б. Шишкин. М.: Университетская книга, 2004.

6. Шульц В. Л. , Цыганов В. В. Теория социально-экономических изменений / Информационные войны. 2008. № 2 (6). С. 2-15.

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ

ФИНАНСЫ КРЕДИТ

Лучшиежурналы для профессионалов-финансистов, экономистов, бухгалтеров, налоговиков

Не пропустите! Льготная подписка на все издания! (495)721-85-75, podpiska@fin-izdat.ru www.fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.