Научная статья на тему 'Региональная и международная компоненты высшего образования и науки во Владивостоке в «Восточном проекте» России'

Региональная и международная компоненты высшего образования и науки во Владивостоке в «Восточном проекте» России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
164
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОКОВЕДЕНИЕ / ВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ / "ВОСТОЧНЫЙ ПРОЕКТ" / ГЕОПРОСТРАНСТВО / КОНТАКТНАЯ ЗОНА ГЛОБАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ / ГЕОПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Александров Андрей Валентинович

Региональная и международная компоненты высшего образования и научных исследований во Владивостоке являются неотъемлемой частью "Восточного проекта" России, это вся совокупность усилий и действий России на берегах Тихого (Восточного) океана. "Восточный проект" берет начало от деятельности губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева, графа Амурского. В современную эпоху реализации "Восточный проект" и региональная и международная компоненты высшего образования и научных исследований были тесно сопряжены

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная и международная компоненты высшего образования и науки во Владивостоке в «Восточном проекте» России»

Региональная и международная компоненты высшего образования и науки во Владивостоке в «Восточном проекте»1 России

Этот материал суммирует моё отношение к очередному этапу эволюции региональной и международной компоненты высшего образования и науки во Владивостоке. Первая часть посвящена характеристике эволюции региональной и международной компонеты высшего образования и науки. Во второй части рассматриваются способы, направления и алгоритмы её дальнейшего развития.

К появлению темы «Восточного института» в решениях Наблюдательного совета ДВФУ я отношусь с пристальным вниманием, а к людям, её поднимающим, - с глубоким уважением. Эта тема должна была появиться, и какие-то пути решения должны были быть намечены. Потому что вопрос о Восточном институте - ключевой вопрос развития высшего образования во Владивостоке и самого присутствия нашей страны на берегах Тихого (Восточного, Великого) океана. Это вопрос будущего участия России в азиатско-тихоокеанских и глобальных процессах и проектах. Члены Совета чувствовали, что они должны были высказаться по этому поводу. Они высказались позитивно - Восточный институт должен быть. Сейчас нужно попытаться понять или объяснить, почему члены Совета приняли такое решение. Высокая интуиция, государственный подход и цивилиза-ционный стиль мышления - вот что отличает наш Наблюдательный совет. Решения иногда приходят на основе жизненного опыта отдельных людей и общей исторической памяти: интуиция срабатывает быстрее и вернее, чем логика и рационализм.

Восточный институт - это проект внутри «Восточного проекта» России. В любом случае, дополнительным ресурсом планирования становится правильное отношение к определению системы координат проектных действий. Попробую рационально объяснить причины появления и принятия решения.

Ретроспектива: этапы развития региональной и международной компоненты высшего образования и науки во Владивостоке как отражение системных сдвигов в «Восточном проекте» России

Задачу ещё один раз представить историю Восточного института и университета я не ставлю. Здесь предлагается схематический рисунок (draft) корреляции эволюционирующего «Восточного проекта» с азиатско-тихоокеанской (региональной и международной) компонентой высшего образования и науки. Он нужен для того, сложить

1 «Восточным проектом» здесь названа вся совокупность усилий и действий нашей страны по утверждению на берегах Тихого (Великого) океана. «East Project» here - there is the entire set of efforts and activities of Russia on the shores of the Pacific (Great) Ocean.

из характеристик этапов представление об общих смыслах появления и реализации идеи Восточного-института-во-Владивостоке.

Восточный институт во Владивостоке с 1899 года играл важную роль в «Восточном проекте» России наряду с такими решениями, как строительство КВЖД, ЮМЖД, Транссиба, как основание и строительство Харбина, Дальнего и Порт-Артура. Была поставлена и решалась задача хозяйственного, торгово-финансового и инфраструктурного освоения российских земель и морей1. Студенты Восточного института, освоившие языки стран-соседей и/или полный курс подготовки приходили в гражданскую администрацию, в армию и на флот, занимались предпринимательством или миссионерской деятельностью. Не часто вспоминают о том, что в Восточном институте проходили подготовку действующие офицеры (по 4 человека в год «по назначению приамурского генерал-губернатора»), священнослужители и предприниматели. С первых же дней (1901) Восточный институт поставлял также актуальную аналитику, которая по своему уровню превосходила всё, что тогда предлагали по современной региональной тематике [4].

Восточный институт стал ядром для формирования Государственного Дальневосточного университета, основанного во Владивостоке государственно мыслящими людьми в 1920 году, когда само слово «государство» почти утратило реальный смысл для населения развалившейся империи. Представьте, расколовшаяся на части бывшая империя находилась в руинах, в крови и в идейно-политическом кризисе, а во Владивостоке появился гуманитарный по своей сути проект! ГДУ возник как естественный территориальный (региональный) гуманитарный проект. Университет обеспечивал кадровую поддержку сложных взаимодействий с соседями по региону и мировым сообществом2 в коммерческой, военно-политической и организационной сферах.

Два года существования университета в этом формате имели ещё один результат, о нём забывают или просто не говорят, а если и упоминают, то почти всегда вскользь и вне контекста и университетской жизни [3; 5; 6] и жизни приморского земства в 1918 -1922 годах. Труд С.М.Широкогорова «Этнос. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений» - это концептуальный прорыв в мировой этнологии и антропологии, это интеллектуальный всплеск поразительной силы и красоты. Имя Сергея Михайловича Широкогорова, который деятельно участвовал в создании ГДУ, вообще должно быть увековечено в связи с нашим университетом: ДВФУ - это современный этап участия высшего образования и науки в реализации «Восточного проекта» России.

1 «...С целью подготовлять учащихся в нём лиц к службе в административных и торгово-промышленных учреждениях Восточно-азиатской России и прилегающих государств», так значилось в высочайше утверждённом Уставе института. Подробнее см.: [2].

2 Этим термином обозначены контингенты «держав» Антанты и других стран, так или иначе, остававшиеся во Владивостоке до 25 октября 1922 года.

В ранний советский период (с конца 1922 и вплоть до 19381939 гг.) ГДУ/ДГУ с восточным факультетом выполнял функции одного из ключевых элементов по реализации следующего этапа российского восточного проекта - оформление присутствия СССР в Азии и на Тихом океане. К очевидным задачам решения народнохозяйственного восстановления и развития добавилась ещё одна новая - продвижение коммунистической идеологии интернационализма1 и социалистического образа жизни и системы ценностей за пределы страны.

С конца 50-х - начала 60-х годов прошлого века значение Владивостока как центра высшего образования и науки стремительно росло и получало мощную и всестороннюю государственную поддержку. В ДВГУ оформился восточный факультет, который вплоть до конца 80-х готовил специалистов для народного хозяйства, развития внешних связей, обеспечения обороноспособности и для академической деятельности. Особое значение партийно-государственное руководство страны придавало идейно-политической работе2. Это было стержнем всех образовательных программ, в том числе специальных закрытых программ для действующих госслужащих [1]. Подготовка специалистов в университете и академические исследования стали специализированными направлениями деятельности. Во второй половине 70-х в ДВГУ начался интенсивный процесс диверсификации и в образовании, и в региональных и международных исследованиях: появлялись программы по новым для Владивостока языкам, формировались новые подразделения. В Институте истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО АН СССР происходило наполнение новых исследовательских подразделений выпускниками ДВГУ. Решения по всем вопросам реализации восточного проекта на этом этапе принимались центральными (партийными) органами управления страной.

В течение последнего десятилетия ХХ века на фоне радикальных изменений в развитии нашей страны происходило спонтанное формирование новой системы высшего образования. Резко увеличилось количество учащихся, многие из которых стремились заняться собственным бизнесом, изменились формы взаимоотношений между университетами и заказчиками, возросло число программ и центров подготовки по всему спектру направлений, обеспечивавших внешние взаимодействия страны и её внутреннее развитие. Появились программы подготовки по социальным, политическим наукам, по социальному и организационному управлению, по экономике и международным отношениям. Возросла конкуренция между вузами. Во

1 Можно говорить даже о неявном «экспорте революций» или об исполнении «интернационального долга».

2 «Восточный факультет - факультет идеологический!» - это постулат воспитательной работы. «Пока Родине нужны офицеры спецпропаганды и военные переводчики, набор на восточный факультет будут производить», - такой была позиция военной кафедры: на учёбу принимались лица, «пригодные для службы в условиях жаркого климата» по результатам отбора специальной медкомиссии.

Владивостоке даже возникли два Восточных института. Академическая наука испытывала финансовые и организационные сложности. Исследователи РАН и университетов Владивостока постепенно осваивали новую для них область организации исследований - проектную деятельность. Реалии и результаты этого этапа - намерения и установки большого круга участников, частных лиц и организаций, а также их способность к самоорганизации - показали, что «Восточный проект» имеет устойчивый характер, несмотря на вакуум государственной воли и отсутствие организационной и финансовой поддержки.

В первом десятилетии нынешнего века вызрела и постепенно оформилась идея консолидации системы высшего образования, региональных и международных исследований во Владивостоке и на Дальнем Востоке России. Для неё был найден новый формат. В 2012 году был создан ДВФУ - один из важнейших элементов по реализации многих новых проектов как по приоритетным направлениям внутреннего развития, так и по развитию и совершенствованию внешних взаимодействий. В его составе действует Школа региональных и международных исследований.

Вывод. Региональная и международная компоненты в высшем образовании и в науке во Владивостоке имманентно являются приоритетными направлениями «Восточного проекта» России. Ретроспективный обзор объясняет, почему Наблюдательный совет ДВФУ принял решение о создании Восточного института на базе Школы региональных и международных исследований: другого решения быть не могло. Если есть «Восточный проект», то должен быть и Восточный институт1.

Бренд и брендовое имя «Восточный институт» - это другая причина, которая обусловила решение Наблюдательного совета, его члены были уверены в силе брендового имени.

Ретроспективный анализ показывает, что Восточный институт - это заметный, устойчивый, знак или бренд, символ образования и исследований высокого качества. Члены Совета это понимали или чувствовали. Это называется доверием к бренду.

Восточный институт - это имя проекта, пионерного во всех отношениях, Восточный институт не имеет аналогов в мировой истории. Попробую проявить уникальные ипостаси, которые не заметны тем, кто не включён в систему региональных и международных исследований и образования.

- Это первое высшее учебное заведение России к востоку от Байкала.

- Это первое высшее учебное заведение, в котором обучали деятельности, ориентированной на региональные и международные взаимодействия in vivo.

1 Восточный институт - это мифологема «Восточного проекта» России и коллективное бессознательное его участников.

- Это первый проект, в котором образовательные и исследовательские программы ориентированы на региональные (внутренние и внешние), международные и трансрегиональные взаимодействия.

- Это такой проект, в котором междисциплинарные исследования и основанные на них образовательные программы доминируют над узкой специализацией и специальной подготовкой постольку, поскольку проектная деятельность предполагает приоритет интегрированного знания и синтетического креатива. В проекте «Восточный институт» исчезают границы региональных, международных, глобальных исследований, соединяются специальные сферы лингвистики, культурологии, антропологии, теории и практики коммуникаций. По одной причине: любой результат ничтожен, если не учитывается такой фактор как географическое пространство.

- Это уникальная организация, сочетающая хтонические признаки со свойствами базовой структуры, способной к формированию открытых систем и/или фракталов1.

Всё, что здесь обозначено, это - характеристики бренда «Восточный институт», которые прочувствовали члены Совета.

Третья причина, по которой такое решение было принято, имеет почти мистический характер. Но только на первый взгляд. Все мы сегодня живём, действуем, обсуждаем перспективы потому, что продолжаем гениальный проект основателя Владивостока - генерал-губернатора Восточной Сибири (1849 - 1861), графа Николая Николаевича Муравьёва-Амурского. «Восточный проект» России - это авторский проект генерал-губернатора Н.Н. Муравьёва. Муравьёв получил карт-бланш Его Величества Николая I Павловича на реализацию этого проекта: поскольку многие вопросы решать нужно было на ходу, времени на согласования и санкции из Санкт-Петербурга не было. Жизнь и дела (деяния) Н.Н. Муравьёва, графа Амурского многажды описывались и изучались, поэтому известны всем. На обыденном уровне они воспринимаются как совокупность неких поступков (основал..., учредил..., заключил...) или памятных событий,

1 Это отдельная тема для обсуждения! Под этими скучноватыми формулировками я имею ввиду особые устойчивые свойства Восточного института во Владивостоке: самозарождение, регенерация, модернизация и восстановление в данной точке Земного шара в течение обозримых временных отрезков. Это во-первых. Во-вторых, пригодность Восточного института в качестве системного (системообразующего) элемента как для развития высшего образования и науки вообще, так и для региональных и международных образовательных программ и исследований в частности. В-третьих, способность отпочковавшихся от него сегментов к формированию структур, обладающих свойством самоподобия. Проектный потенциал Восточного института очень высок, выпускники проекта с конца 80-х - начала 90-х годов воспроизводили (организовывали) учебные и информационно-аналитические структуры, подобные ВИ в дальневосточных районах нашей страны: это статистически подтверждается безупречно. Есть факты, совсем не получившие интерпретации исследователей истории науки и образования в нашей стране. Например, Р.В. Вяткин, выпускник восточного факультета ДВГУ (1939), стоял у истоков зарождения нескольких образовательных и научно-исследовательских структур (КВП, ВИИЯ, МИВ, МГУ, ИКАН СССР, ИВАН СССР) в Москве. Или чл.-кор. АН СССР М.И. Сладков-ский, выпускник восточного факультета ГДУ (1930), был первым директором ИДВ АН СССР, Москва (с 1966).

мемориальных знаков. Как-то не получается обозначить его действительную роль в мировой истории.

Заседание Наблюдательного совета проходило на острове Русский, имя которому дал Н.Н. Муравьёв, участвовавший во многих событиях, имевших мировую (глобальную) значимость1. А также в Восточной войне (1853 - 1856), чаще называемой в нашей историко-культурной традиции Крымской. В Крыму кампания сложилась неудачно для России, а итоги Парижского договора были, без сомнения, тяжёлыми. Оборона Петропавловска и Авачинской губы, сплавы по Амуру, основание русских постов, поселений на берегах Восточного океана, договоры с Цинами по разграничению в Приамурье и в Уссурийском крае, топонимическая интервенция, реализованные Н.Н. Муравьёвым, принесли нашей стране значительные территориальные приобретения. Эти приобретения были не только «большими», «огромными», они были системно-структурными. Свои действия он предпринимал, сообразуясь с общей ситуацией в мировых делах. Он мыслил глобально, и локальные действия были удивительно точными. Действия генерал-губернатора Восточной Сибири в совершенно конкретных географических условиях стали основой всей последующей глобальной географии. Все члены Наблюдательного совета воспитаны в рамках и под влиянием этой картины мира, картины с композицией, задуманной и нанесённой на холст мировой истории графом Амурским, Николаем Николаевичем Муравьёвым. У членов Наблюдательного совета просто не было альтернативной картины мира.

«Нового» Восточного института не будет, потому что этот проект постоянно обновляется внутренне и внешне (по содержанию и по форме) в полной корреляции с «Восточным проектом» России. Конечно, «новый Восточный институт» как фигура речи - это понятно и даже изящно.

Представляю Восточный институт постоянно обновляющимся.

Понятны и недоумение и растерянность коллег по ШРМИ, которые испытывают ностальгию по уходящим организационным формам. Но если сохранять старые названия, структуры и связи, то какие именно?2

Наше участие в общей деятельности на нынешнем этапе реализации «Восточного проекта» России определяет баланс между восемью императивами. Они взаимосвязаны, и неважно, какой из них будет назван первым. Обозначу каждый из этих императивов отдельной строкой.

• Исполнение миссии организации.

• Эффективное использование бренда.

• Обретение структуры организации, способной к эволюции.

1 Он принимал участие в русско-турецкой войне 1828 - 1829 годов, в подавлении польского восстания 1831 года, в Кавказской войне (1838 - 1844).

2 В 1969 году я поступил на восточное отделение филологического факультета ДВГУ, специальность «Страноведение (Китай)». Теперь я снова работаю рядом с филологами.

• Определение конфигурации «Восточного проекта России».

• Участие всех людей, занятых сегодня определением ориентиров в «дорожной карте» ДВФУ, в общей деятельности. Назову это «демократией участия». Вообще, дорожная карта Университета должна быть выстроена на основе дорожной карты ШРМИ - Восточный институт.

• Все императивы выстраиваются в жёсткой зависимости от «географического места точек» или «геопространства1, это императив императивов. Даже философия должна быть «к месту».

• Проектная деятельность описывается адекватным языком: язык определяет стиль и образ мышления, характер организации, рефлексии, настроение, стиль коммуникации и многое другое2.

• ШРМИ должна про-активно участвовать в «Восточном проекте» и решать его новые задачи.

Обновлённая структура Восточного института

Миссия организации

Наблюдательный совет ДВФУ обязал ШРМИ найти концептуальные организационные решения, обеспечивающие реализацию государственных Программ и проектов по приоритетному и опережающему развитию Востока России и участию нашей страны в азиатско-тихоокеанских интеграционных процессах. Формулировка миссии представляется следующей: подготовка специалистов для поддержки устойчивого развития3 в проектных регионах (зонах) по всем основным образовательным программам Школы.

Что такое проектный регион? Это Владивосток и его окрестности, т. е. весь Земной шар. Если формулировка покажется резкой, то прошу ещё раз перечитать поручение Совета. Результаты

1 «Географическое место точек» и «геопространство» (географическое пространство) -это новеллы, которые придётся осваивать, потому что привычное выражение «выгодное географическое положение» ничего не объясняет. Например, «Владивосток занимает выгодное географическое положение». Кому выгодное? России? Да! А с точки зрения японцев, корейцев, китайцев, австралийских аборигенов? Спектр оценок «выгодности» будет очень широким. Каждое место на Земле уникально, т.е. имеет свои геопространственные характеристики. Это очевидно. Поэтому все действия по управлению региональным развитием, процессами интеграции, межкультурными коммуникациями и т.п. являются уникальными. Этот пример подводит к формулировке седьмого императива.

2 Бытовая и бытийная среда, которую обживают и формируют наши современники, критически засорена лингвистическим и топонимическим мусором. Семантико-семиотические ряды и поля размыты. Появляются жуткие конструкты, принципиально искажающие систему ориентиров не только обывателей, но и экспертов, если их не готовят достойным образом. Привожу два примера. АТР - «Азиатско-Тихоокеанский регион», откуда взялся этот кадавр? Это не калька американских Asia-Pacific или Pacific Rim. Признак региона - географические границы и уникальное имя. Это мы придумали, а теперь изучаем! СВК - Северо-Восточный Китай. Нет такого, есть ^M^ltZhongguó dongbéi - Китайский северо-восток или, точнее, Срединного государства Северо-восток. Это земли, на которых до средины XIX века этническим китайцам было запрещено появляться. Китайцы и русские появились в Приамурье и Приморье одновременно! Такие «шумы» искажают картину мира.

3 Sustainable Development, Ч^ШШШкё chíxü fazhän, Nachhaltige Entwicklung, Desarrollo Sostenible, Desenvolvimiento Sustentável и т.д.

нашей образовательной и научно-исследовательской деятельности в последние сто с лишним лет достаточно интересны: наши выпускники присутствуют везде, они везде конкурентоспособны. Не следует, пожалуй, скромничать при обозначении миссии.

Бренд, брендинг, имя бренда

До 1917 года на русских картах употреблялось название Восточный океан, сохранившееся по традиции со времени выхода к океану русских землепроходцев. Имя «Восточный институт во Владивостоке» вообще может иметь другие смыслы, чем мы сейчас полагаем: относящийся к Восточному (Тихому, Великому) океану, самый восточный из всех институтов и т. д.1 Меня удивляет, что в названии организации присутствие востока как бы «дублируется»: Восточный институт во Владивостоке. Может быть, потому, что носители «живого» русского языка не могли позволить себе образовать прилагательное от имени Владивосток?

Ясно одно - на подготовку «востоковедов» Восточный институт во Владивостоке не был рассчитан: никто не дал бы денег на подготовку таких выпускников (см. выше: Устав...).

Кто такие востоковеды?

Объяснить сложно, но попытаться можно. В академической сфере - это лингвисты, литературоведы, культурологи, этнографы, историки, политологи, философы, экономисты, географы, странове-ды, регионоведы и т. д. В предметно-практической сфере - это чиновники, администраторы, предприниматели, финансисты, банкиры, служащие, переводчики, журналисты, люди свободных профессий, исследователи, эксперты, преподаватели и учителя. Каждый из этих двух рядов можно продолжить или детализировать, если появится настроение. Нет такой профессиональной деятельности - востоковед. Кто работает «востоковедом»? Как сказал поэт:

Проведите ж, проведите меня к нему, Я хочу видеть этого человека!

Науки востоковедение тоже нет, поскольку нет ни предмета, ни объекта, ни специфических методов и законов. «Восток» - действительно, понятие такое сложное, что лучше не сбиваться на поэтические банальности и зыбкие (тонкие) суждения. Китай расположен к западу и к югу от нас, Корея - к югу. Индия, Вьетнам, Таиланд, Индонезия - это страны, лежащие на далёком западе и юго-западе. А Япония, США и Канада - на востоке. С точки зрения наших соседей по Земному шару, и ближних и дальних, самая трогательная цивили-зационная аномалия - это присутствие русских во Владивостоке. Гости города испытывают жестокий культурный шок, когда попадают в русский мир, так глубоко проникший в Восточную Азию.

1 Корейцы, например, называют Японское море «Восточным морем» (ё¥ ЫЩ dongbu bada). Они ведут большую работу по разъяснению мировой общественности, что такой гидроним является единственно верным, и всем следует перейти к его использованию. С учётом географии это действительно восточное по отношению к полуострову море.

Китаеведение, корееведение, японоведение, индология, американистика, вьетнамистика, тайландистика, азиатские исследования, американские исследования, русистика - да, это понятно и вполне допустимо. Все термины - конкретизация страноведческих профилей, или региональных исследований per definitionem. «Востоковедение» - такое понятие в котором не разграничены родовые и видовые характеристики. В брендовом имени определение «восточный» не должно быть связанным с «востоковедением», поскольку ни изначально, ни сейчас «востоковедение» не имеет предметного содержания и именного (брендового) потенциала.

«Восточный» - это расположенный на востоке, хотя до основных или скрытых смыслов, которые имели ввиду его авторы в конце XIX века, сейчас сложно добраться. Коллеги по ШРМИ, профессионально и академически не связанные со странами-соседями, могут согласиться с такой трактовкой, поскольку она не будет ассоциироваться с «востоковедением» и какими-то его «преимуществами=привилегиями», как это получилось из-за отклонения от смыслов и терминологических флуктуаций.

Целесообразно также сохранить ту часть брендового имени, которая указывает на Владивосток. В настоящее время «восточных» институтов и факультетов очень много. Указание на место (город или деревню, например, «Кембридж») - признак хорошего тона.

Предлагаемое название структуры с использованием брендового имени «Русская школа региональных и международных исследований - Восточный институт во Владивостоке»

• вписывается в общую для ДВФУ систему именования подразделений («Школа») и указывает на отраслевую специализацию Школы;

• позволяет использовать полностью историческое (брендовое) название («Восточный институт во Владивостоке»);

• предельно расширяет «географию» Школы;

• подчёркивает национальный характер Школы («Русская»);

• вызывает положительные коннотации с островом Русский;

• вводит в название организации имя города («Владивосток»), это положительный момент в брендинге университета;

• название Школы и ВИ можно использовать как вместе, так и по отдельности.

Системно-структурные основы. Функциональные направления

Школа получает финансирование в рамках бюджета университета и реализует ООП бакалаврской и магистерской подготовки. Это ординарные ООП. Кафедры, её составляющие, ведут обычную кафедральную работу: образовательные программы, научно-исследовательская деятельность по кафедральным и индивидуальным планам. Службы Школы выполняют свои функции. Структура школы будет эволюционировать, как эволюционируют все учебные или образовательные подразделения любого университета.

Восточный институт формируется в ассоциации со Школой как некоммерческий научно-образовательный фонд - один из фондов

ДВФУ. Создание отдельной структуры со штатными сотрудниками, отделами по странам или направлениями исследований, жёсткое администрирование - это наивный анахронизм. Даже уникальная во всех отношениях РАН перешла на программно-проектный принцип работы. Финансовое наполнение фонда «Восточный институт во Владивостоке» позволит ему реально координировать научно-исследовательскую, проектно-программную и экспертно-аналитическую деятельность. Административно закрепить функции координатора исследований за Восточным институтом невозможно. Гораздо больший эффект следует ожидать от лоббирования интересов Восточного института, а, значит, «Восточного проекта» России во властных структурах, в первую очередь, в Минвостокразвития. Отраслевые организации представляют в поисках своего бюджета отраслевые интересы, ДВФУ - федеральные.

Специфические функции Восточного института

Восточный институт:

реализует дополнительные, экспериментальные и/или экстраординарные образовательные программы, подготовленные самостоятельно или в кооперации с другими Школами университета и/или с внешними партнёрами;

• проводит проектные разработки по тематике, связанной с программами развития Востока России;

• осуществляет комплексную экспертизу региональных и международных проектов, поскольку отраслевая экспертиза (экономическая, правовая и др.) не может быть комплексной;

• обеспечивает координацию научных исследований за счёт адресного распределения средств (фондов).

Структура ВИ

• Президент некоммерческого фонда «Восточный институт во Владивостоке». Основная задача - привлечение средств в фонд при участии Совета фонда и Совета экспертов.

• Совет фонда (VIPs).

• Исполнительный директор фонда (менеджер) - 1 человек по штатному расписанию.

• Совет экспертов - Учёный совет фонда.

• Экспертные группы создаются для всех проектных, экспертных, программных работ, финансируемых фондом или через фонд.

• Преподаватели и менеджеры приглашаются для выполнения образовательных проектов, финансируемых фондом.

• Технический персонал - 2-3 человека.

Корпоративный стиль

ШРМИ - Восточный институт - это одна корпорация (unius corporis), все делают общее дело. Общий рационализм важнее администрирования и личных амбиций. Эффективность достигается путём горизонтальных и вертикальных ротаций членов корпорации.

Содержание корпоративного стиля - это расширение географических и виртуальных границ «Русского мира» и проектная компетентность подготовленных в ДВФУ менеджеров в его реализации.

Инновационная деятельность

Формирование сетевой площадки в Школе региональных и международных исследований Дальневосточного федерального университета. Сетевая активность современных университетов имеет довольно развитые формы. ДВФУ в связи с организационной «молодостью» пока не ставил перед своими школами задачи активизации сетевой деятельности фундаментального характера, которые успешно решают наши коллеги за рубежом. Пока основная функция «продвижения» университета возложена на отдельных сотрудников, которые по собственной инициативе, справедливо поощряемой ректоратом, выполняют большую работу в этом направлении (зарубежные публикации) во «внешних» изданиях. Эту деятельность, безусловно, следует продолжать и поддерживать.

Перед университетом стоит задача сделать шаг - важный в смысловом и содержательном отношении - создать в ДВФУ свою сетевую площадку, которая будет доступна мировому академическому сообществу. Сегодня целесообразно создать портал (систему порталов) по трансляции фундаментального содержания активности нашего университета в образовательной и научной сферах.

Цель очевидна - оставить в университете «своих» авторов контента и привлечь «внешних».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задача - поэтапное формирование такого сетевого ресурса=издания Школы региональных и международных исследований, которое станет более известным, чем местные малотиражные бумажные издания.

Проект может стать опытной площадкой для аналогичных проектов в других школах ДВФУ (это пилотный проект). Будет он организационно в Школе или в ВИ - не важно.

Расширение географии языков, стран и культур, изучаемых в ШРМИ-Восточный институт. Взаимодействие с международными организациями

Эволюция двух международных организаций - ШОС и БРИКС - позволит рассчитывать, что в не столь отдалённом будущем для их эффективного развития и организационного оформления понадобятся эксперты с иными компетенциями, прежде всего, языковыми, организационно-коммуникативными, аналитическими, информационно-технологическими и регионоведческими. В настоящий момент эти организации, может быть, недостаточно эффективны по той причине, что они не имеют специалистов, способных к синтезу новых идей и форм их реализации. Ещё один императив -расширение регионоведческой подготовки, подготовки международников и лингвистов по южно-американскому (Аргентина, Бразилия), южно-африканскому и индостанскому направлениям. Подготовка политологов сегодныя также подразумевает лингвистическую и коммуникационную компетентность; это профиль нашей школы: Владивосток - контактная зона глобального значения, владение несколькими языками здесь вполне естественно и оправдано.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агапов Б. Н. Краткие биографические данные // Сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://sngcom.ru/members/agapov-boris-nikolaevich.html (дата обращения: 20.05.2014 г.).

2. Бартольд Д. «Восточный институт во Владивостоке» // Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона. [Электронный ресурс]. URL http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/24353/Восточный (дата обращения: 20.05.2014 г.).

3. Кузнецов А. М. Сергей Михайлович Широкогоров - обретённое наследие российской антропологии // ШИРОКОГОР0ВСКИЕ ЧТЕНИЯ. Материалы научной конференции. Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2001. C. 5-9.

4. Рудаков А. В. Общество И-Хэ-Туань и его значение в последних событиях на Дальнем Востоке / А.В.Рудаков. - Владивосток: Первая типолитография тов-ва Сущинский и Ко, 1901. 78 с.

5. Широкогоров С.М. Место этнографии среди наук и классификация этносов. Введение в курс этнографии Дальнего Востока, прочитанного в 1921 - 1922 ак. году в Дальневосточном государственном университете. // С.М.Широко-горов. Избранные работы и материалы, Книга 1. - Владивосток, Издательство Дальневосточного университета, 2001.

6. Широкогоровы. Сайт. [Электронный ресурс]. URL http://www. shirokogorov.ru/ (дата обращения: 20.05.2014 г.).

Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 Система Б

1. Agapov B. N. Kratkie biograficheskie dannye // Sajt Soveta Federatsii Federalnogo Sobraniya Rossijskoj Federatsii. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://sngcom.ru/members/agapov-boris-nikolaevich.html (data obrashheniya: 20.05.2014 g.).

2. Bartol'd D. «Vostochnyj institut vo Vladivostoke» // EHntsiklopedicheskij slovar' F.A.Brokgauza i I.A.Efrona. [EHlektronnyj resurs]. URL http://dic. academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/24353/Vostochnyj (data obrashheniya: 20.05.2014 g.).

3. Kuznetsov А. M. Sergej Mikhajlovich SHirokogorov - obretyonnoe nasledie rossijskoj antropologii // SHIROKOGOROVSKIE CHTENlYA. Materialy nauchnoj konferentsii. Vladivostok: Izd-vo Dal'nevostochnogo universiteta, 2001. C. 5-9.

4. Rudakov А. V. Obshhestvo I-KHeh-Tuan' i ego znachenie v poslednikh sobytiyakh na Dal'nem Vostoke / A.V. Rudakov. - Vladivostok: Pervaya tipolitografiya tov-va Sushhinskij i Ko, 1901. 78 s.

5. SHirokogorov S.M. Mesto ehtnografii sredi nauk i klassifikatsiya ehtnosov. Vvedenie v kurs ehtnografii Dal'nego Vostoka, prochitannogo v 1921 - 1922 ak. godu v Dal'nevostochnom gosudarstvennom universitete. // S.M. SHirokogorov. Izbrannye raboty i materialy, Kniga 1. - Vladivostok, Izdatel'stvo Dal'nevostochnogo universiteta, 2001.

6. SHirokogorovy. Sajt. [EHlektronnyj resurs]. URL http://www.shirokogorov. ru/ (data obrashheniya: 20.05.2014 g.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.