Научная статья на тему 'Региональная блогосфера как отражение общественно-политической позиции регионального креативного класса'

Региональная блогосфера как отражение общественно-политической позиции регионального креативного класса Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
125
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОГОСФЕРА / КРЕАТИВНЫЙ КЛАСС / CREATIVE CLASS / ПОЛИТИЧЕСКАЯ АПАТИЯ / POLITICAL APATHY / СОЦИАЛЬНАЯ НАПРЯЖЁННОСТЬ / SOCIAL TENSIONS / РЕГИОНАЛЬНЫЕ СМИ / REGIONAL MASS MEDIA / БАШКОРТОСТАН / BASHKORTOSTAN / BLOGGING SPHERE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Усманова Диана Шамилевна

В статье исследуется региональная российская блогосфера на примере Башкортостана. Первая точка исследования охватила 2500 постов ведущих блогеров в 2014 г., вторая - столько же постов тех же блогеров в 2015 г. Так как блогеры являются достаточно типичными представителями креативного класса в регионе, изучение динамики степени их вовлечённости в социальные и политические темы, а также тональности обсуждения представляется интересным для изучения общественно-политической позиции регионального креативного класса в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional blogging sphere as the socio-political position of regional creative class

The research is about Russian regional blogging sphere, taking Bashkortostan Republic as an example. 2500 posts were taken as the starting point of the research in 2014., the same amount next year. Today, bloggers are typical deputies of the creative class in this region and examining the dynamics of their involvement in political and social topics, and the tones of discussions is an actual issue for the research of socio-political position of regional political class in general.

Текст научной работы на тему «Региональная блогосфера как отражение общественно-политической позиции регионального креативного класса»

Д.Ш. УСМАНОВА, кандидат филологических наук, доцент кафедры социологии и социально-коммуникативных технологий Уфимского государственного университета экономики и сервиса *

Региональная блогосфера как отражение общественно-политической позиции регионального

креативного класса

Социальные сети стали неотъемлемым атрибутом современной жизни и всё чаще становятся предметом научных исследований. И если сначала к данному феномену интерес проявляли прежде всего психологи, изучая поведение пользователей в соцсетях и влияние виртуальной активности на их психологию, то по мере возрастания роли социальных сетей в различных сферах общества к изучению подключились социологи и политологи. В рамках общих тенденций осмысления влияния социальных сетей на общественную жизнь две крайние позиции представляют Йохан Бенклер, видящий в соцсетях большой потенциал позитивного влияния на социальные процессы, особенно в авторитарных политических системах1, и Касс Санстейн, придерживающийся пессимистичной точки зрения на социальную роль Интернета, лишь усугубляющего ещё более поляризацию общества2.

Особенности российской блогосферы

При общем следовании мировым тенденциям российская ситуация с социальными сетями в целом и блогосферой (как квинт-

Усманова Диана Шамилевна, e-mail: dusmanova@mail.ru

1 Benkler, Yochai. The Wealth of Networks: How Social Production Transforms Markets and Freedom. New Haven: Yale University Press, 2006.

2 Sunstein, Cass. Republic.com. Princeton: Princeton University Press, 2001; see also Cass Sunstein, 'The Daily We,' Boston Review, Summer 2001, http://bostonreview.net/BR26.3/sunstein.html (accessed November 26, 2007).

эссенцией публицистической составляющей Интернета) в частности имеет некоторые особенности, позволяющие признать за ними более значительную, чем в других странах, роль. Полномасштабное исследование Центра Беркмана «Публичный дискурс в рос-

о

сийской блогосфере: анализ политики и мобилизации в Рунете»3, опубликованное в 2010 году, проведено на основе 5 млн блогов и «дискуссионного ядра» из 11 тыс. блогов «Живого журнала». Среди выводов исследователей - «новостная» диета русскоязычных блогеров более независима, интересна и оппозиционна, чем «меню» пользователей русскоязычного Интернета в целом. Исследование Центра Беркмана «Блоги как альтернативная публичная сфера»4, опубликованное в апреле 2014 года, выдвигает утверждение, что блоги обеспечивают альтернативную публичную сферу, пространство для гражданских дискуссий, которое значительно отличается от такового в мейнстримных СМИ ТВ и правительства, отмечая при этом, что в США таких различий практически нет.

Среди российских исследователей взгляды на особую роль Интернета и социальных сетей в общественной и политической жизни России расходятся. В последнее десятилетие наблюдалась устойчивая тенденция всё более высокой оценки Интернет-сайтов и социальных сетей (получивших уже статус «новых медиа») в системе политической коммуникации, что характерно в появлении таких терминов, как «партия телевидения» и «партия Интернета». Е. Вартанова, например, видит в Интернете демократизирующий

"3

Berkman Center for Internet and Society at Harvard University. Blogs as an Alternative Public Sphere: the Role of Blogs, Mainstream Media, and TV in Russia's Media Ecology. Research Publication № 2014-8. - Berkman Center for Internet and Society at Harvard University, 2010.

4 Berkman Center for Internet and Society at Harvard University. Публичный дискурс в российской блогосфере: анализ политики и мобилизации в Рунете. Исследование центра Беркмана № 2010-11.

потенциал даже при учёте высокой политической фрагментации общества5.

Закон о популярных блогерах, приравнивающий блогеров, имеющих более трёх тысяч посещений в сутки, к СМИ6, стал своеобразным официальным подтверждением признания значительной роли блогеров в общественной российской жизни.

В рамках этого подхода представители «России телезрительской» и «России интернетовской» имеют существенные отличия в мировоззрении. Жители России, получающие основные новости (а также производящие свой собственный контент) в Интернете, кроме чисто формальных признаков (прежде всего технической и экономической доступности Интернет-услуг), как правило, имеют ряд других, среди которых - потребность и возможность пользоваться новыми технологиями, образование и доход выше среднего, также большинство интернетовской аудитории работает в офисах и относится к возрастной категории молодёжи. Современные исследования медиапотребления7 подтверждают, что активные интернет-пользователи - более молодые, обладают более высоким доходом, имеют особенность более разнообразно проводить досуг, чем неактивные пользователи Интернета, что в целом укладывается в традиционный портрет типичного представителя «России интернетовской». Однако в том же исследовании опровергнуты идеи о «пропасти» между потребителями Интернета и телевидения - у

5 Вартанова, Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. М.: МедиаМир, 2013.

6 Федеральный закон от 05.05.2014 № 97-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей».

Назаров, М.М. Телевидение и Интернет: типология российского медиапотребления // Социологические исследования. 2014. № 6, с. 116-126.

большинства пользователей потребление пересекается, что даёт основания говорить о растущей конвергентности медиа.

Результаты исследования протестного потенциала и проте-стной активности россиян также не укладываются в типичное представление о «России интернетовской», следуя которому основные участники митингов на Болотной площади вышли протестовать благодаря соцсетям. Возможно, именно с желанием властей контролировать «опасную» и высокопротестную интернет-аудиторию был связан поспешно принятый закон о причислении «блогеров-трёхтысячников» к СМИ, а пропаганда обогатилась обидным для протестующих понятием «офисные хомячки». Но, как показывают результаты, «роль Интернета, фейсбука и других социальных сетей в качестве фактора формирования (но не его ор-

о

ганизации) потенциала протестов не прослеживаются»8. Хотя исследование С. Докуки протестных сообществ в социальных сетях показывает достаточно высокую активность внутри сетей. Так, по результатам исследования, в протестных акциях 2012 г. основными каналами, из которых участники получали информацию о готовящихся акциях протеста, были ВКонтакте (67%), Facebook (9%), Twitter (7%), LiveJournal крайне незначителен9. Соотношение социальных сетей не типично для мировой практики, когда самым мобилизующим обычно выступает Twitter (что стало основой для термина «twitter-революции» после событий в Кишинёве и Тегеране в 2009 г.).

При разных оценках роли социальных сетей в общественной

жизни представляется несомненным, что они представляют значи-

g

Солодников, В.В. Потенциал социальных протестов в современной России // Социологические исследования. 2014. № 4, с. 63-71.

9 Докука, С.В. Практики использования онлайновых социальных сетей // Социологические исследования. 2014. № 1, с. 139-145.

тельный ресурс для изучения общественных настроений. В данном исследовании за основу была взята блогосфера, так как она выделяется среди других соцсетей высокой концентрацией производителей собственного контента.

Особенности блогосферы Башкортостана

В свете данных векторов изучения российской блогосферы особый интерес представляет региональное пространство. Оно не так звучно и ярко, но позволяет более пристально разглядеть многие исключительно российские особенности Интернета в целом и блогосферы в частности.

Блоги как один из наиболее прицельно направленных и наиболее чётко поддающихся количественному анализу каналов коммуникации являются важным маркером для определения соответствия повестки дня и ожиданий аудитории. Простое сопоставление социально-политической проблематики традиционных СМИ и популярных блогов очерчивает границы между освещёнными традиционными СМИ проблемами и не освещёнными, но интересующими аудиторию. Возможные варианты - от полного совпадения до нахождения в параллельных плоскостях - являются иллюстрацией соответствия или несоответствия повестки дня ожиданиям аудитории.

При этом представляется, что именно здесь кроется отличие блогосферы региональной от общероссийской. В общероссийской совпадений повестки дня значительно больше - это одни и те же политические события и социальные проблемы, только освещаемые под разными углами и в разной стилистике. «Точки расхождения» есть, обычно они связаны с коррупцией и разоблачениями. В региональной блогосфере таких тем, которые являются «мёртвыми зонами» для региональных традиционных СМИ, гораздо боль-

ше. Их список имеет отличия в зависимости от региональных особенностей, но чаще всего касается неизвестных действий местных властей, происшествий, не попавших в зону традиционных СМИ, дискуссий по благоустройству города, неофициальных культурных и спортивных событий.

Опыт Республики Башкортостан как региона, развитого экономически, но имеющего давние авторитарные политические традиции, интересен для изучения смыслового наполнения блогосфе-ры. Учитывая, что регион многоконфессиональный и многонациональный, имеет как исключительно индустриальные города, так и районы с преобладанием сельского хозяйства, довольно развитую научную и культурную сферы, его опыт интересен для изучения как модели российского региона, имеющего черты, общие для большинства регионов Российской Федерации.

В 2014 году на основе 2500 постов самых популярных республиканских блогеров методом контент-анализа было проведено исследование региональной блогосферы как общественно-политической площадки10. Выяснилось, что блогосфера крайне неоднородна, популярность блогера не зависит от его вовлечённости в социальные и политические темы. Общей тенденцией у всех блогеров можно отметить их более критичное отношение к российской власти, чем к региональной, а также преобладание положительной оценки в постах по социальной проблематике. В целом башкирская блогосфера соответствует патерналистской медийной модели традиционных СМИ региона с конформизмом по отношению к действиям местной власти, поиске «хорошего и доброго»

10 Усманова, Д.Ш. Региональная блогосфера как дискуссионная политическая и социальная площадка (на примере Республики Башкортостан) // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2015. № 1, с. 3-16.

в повседневной жизни. Более того, она является «идеальным портретом» традиционных СМИ региона - как бы они выглядели при отсутствии внешних (административных) сдерживающих факторов - чуть более критичными, с «живым» стилем, а также вниманием к неофициальным мероприятиям. Учитывая, что читатели 25 ведущих блогеров республики (по автоматизированной системе подсчета по формализированным критериям11) количественно сопоставимы с читательской аудиторией ведущих традиционных СМИ Башкортостана и даже превышают её, можно с уверенностью говорить о блогосфере как о значимой общественно-политической площадке в регионе.

Задачи исследования

Если в первой точке исследования (начало 2014 г.) ставились задачи из области массовых коммуникаций, то во второй точке (начало 2015 г.) главным было определить динамику социальных настроений. Данная группа интересна для изучения, так как включает в себя активных пользователей Интернета из разных сфер. Они достаточно неоднородны, но большинство из них занимают общественно активную позицию. По положению в социальной структуре они также неоднородны. Часть можно отнести к среднему классу, если пользоваться характеристиками, данными

Л О

М. Горшковым12. Часть можно отнести даже к прекариату, если

Л ^

считать, что к данному протоклассу относятся фрилансеры Но практически всех участников данной выборки можно отнести к креативному классу. Исследователи креативного класса в России

11 http://ufana.ru

12

Горшков, М.К. Средний класс как отражение экономической и социокультурной модели современного развития России // Социологические исследования. 2015. № 1, с. 35-44.

13 Тощенко, Ж.Т. Прекариат - новый социальный класс // Социологические исследования. 2015. № 6, с. 3-13.

сходятся в оценке его высокого социального потенциала, при очень разных подходах, от призыва к включению в разнообразные формы взаимодействия с властью и государством и страха радикализма14 до констатации факта, что готовность миграции в Европу

является формой внутреннего протеста креативного класса и мо-

1е;

жет служить опасным сигналом властям'5.

Таким образом, в данном исследовании ставится задача проследить динамику социальных настроений регионального креативного класса с начала 2014 г. до начала 2015 г. Этот период интересен политическими (присоединение Крыма и начало войны в Украине) и экономическими (кризис и санкциями) событиями. Результаты исследования

Исследование было проведено в начале 2015 года. В качестве базы были взяты те же блоги (один из них прекратил своё существование), по сто постов у каждого блогера. Учитывая, что некоторые блоги за весь год, прошедший с прошлой точки исследования, содержали менее 100 постов, в общую выборку попало 2048 постов.

Политической и социальной проблематике было посвящено 43,5% постов, что на 6,5% больше, чем в 2014 г. (37%). Региональной политики касалось 8,25% от всех постов, что несколько меньше, чем в 2014 г. (11,6 %). При этом положительную окраску несли 43%, отрицательную - 57% (против 40% и 60% соответственно в 2014 г.).

14 Волков, Ю.Г. Креативный класс - альтернатива политическому радикализму // Социологические исследования. 2014. № 7, с. 84-92.

15 Бронзино, Л.Ю. Специфика российской миграции в Европу: бегство креативного класса? // Политические исследования. 2015. № 2, с. 52-67.

Российской политики касалось 4,5% всех постов (против 5,28% в 2014 г.). Положительную оценку имеют 34%, отрицательную - 66% (в 2014 г. - 30% и 70% соответственно).

Социальных вопросов касался 31% всех постов (в 2014 г. -15%). Положительную оценку имеют 55%, отрицательную - 45% (в 2014 г. - 70% и 30%).

При этом упоминания кризиса содержались лишь в 3,4% постов, санкций - в 0,4%, упоминания Украины - в 1,8%, Крыма - в 0,7%, США - в 0,4% постов.

Таким образом, вычерчиваются две чёткие тенденции. Первая - блогеры стали меньше писать о политике, как региональной, так и российской, но при этом в обоих случаях положительная оценка стала встречаться чаще, а отрицательная - реже. Это может говорить либо о снижении интереса к политике в целом, либо об опасении высказывать собственное мнение, если оно негативное по отношению к текущей ситуации.

Вторая тенденция - на социальные темы блогеры стали писать намного чаще (более чем в два раза!), при этом положительная оценка стала встречаться намного реже (на 15%), а отрицательная - чаще (также на 15%). При этом упоминания отрицательных политических и экономических событий последнего года содержатся менее чем в 7% постов, то есть они не «перекрывают» разницу в отрицательно окрашенных постах.

Заключение

Региональная блогосфера Башкортостана сильно изменилась за прошедший год. Количество публикаций на политические темы сократилось, положительная оценка при этом стала встречаться чаще. В то же время резко выросло количество публикаций

на социальные темы, при этом отрицательная оценка стала преобладающей.

На наш взгляд, наметившиеся тенденции можно объяснить двумя причинами. Первая заключается в том, что блогеры потеряли интерес как к региональной, так и к российской политике, и спад публикаций отражает их апатию; в то же время появившиеся экономические страхи проявились в отрицательных социальных публикациях. Второе возможное объяснение заключается в том, что блогеры, имеющие отрицательное отношение к последним политическим и экономическим событиям, предпочитают не высказывать прямое недовольство, но, опять же, общая напряжённость проявляется в отрицательных социальных постах. Это является самоцензурой (осознанной или неосознанной) в условиях взаимосвязанного регионального мира, где «все друг друга знают», так как блогеры в целом находятся во фрейме патерналистской модели медийного поведения. Это также косвенно подтверждается и ростом положительных постов на политическую тему - те, кто поддерживают существующую линию власти, не боятся высказывать свое мнение, те же, кто не поддерживает, предпочитают отмалчиваться.

Обе версии не противоречат друг другу: каковы бы ни были причины снижения количества постов на политические темы - апатия или самоцензура - очевидно, что центр внимания сместился в «безопасную» социальную сферу. Однако если год назад эта сфера представлялась довольно радужной и беззаботной, то сейчас она стала площадкой для проявления недовольства и агрессии. Представляется, что данные выводы можно интерполировать на весь региональный креативный класс.

Усманова Д.Ш. Региональная блогосфера как отражение общественно-политической позиции регионального креативного класса. В статье исследуется региональная российская блогосфера на примере Башкортостана. Первая точка исследования охватила 2500 постов ведущих блогеров в 2014 г., вторая - столько же постов тех же блогеров в 2015 г. Так как блогеры являются достаточно типичными представителями креативного класса в регионе, изучение динамики степени их вовлечённости в социальные и политические темы, а также тональности обсуждения представляется интересным для изучения общественно-политической позиции регионального креативного класса в целом.

Ключевые слова: блогосфера, креативный класс, политическая апатия, социальная напряжённость, региональные СМИ, Башкортостан.

Usmanova D.Sh. Regional blogging sphere as the socio-political position of regional creative class. The research is about Russian regional blogging sphere, taking Bashkortostan Republic as an example. 2500 posts were taken as the starting point of the research in 2014., the same amount next year. Today, bloggers are typical deputies of the creative class in this region and examining the dynamics of their involvement in political and social topics, and the tones of discussions is an actual issue for the research of socio-political position of regional political class in general.

Key words: blogging sphere, creative class, political apathy, social tensions, regional mass media, Bashkortostan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.