ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2015. № 2
НОВЫЕ МЕДИА
Д.ШШ. Усманова, кандидат филологических наук, доцент кафедры социологии и социально-коммуникативных технологий Уфимского государственного университета экономики и сервиса; e-mail: [email protected]
РЕГИОНАЛЬНАЯ БЛОГОСФЕРА КАК ДИСКУССИОННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА (на примере Республики Башкортостан)
В статье представлены результаты исследования блогосферы одного из регионов России — Республики Башкортостан. Для российских регионов бло-госфера часто остается единственной площадкой для свободного выражения мыслей и мнений. Башкортостан как регион с авторитарными традициями представляет особый интерес. Основой исследования стал анализ 2500 постов 25 самых популярных блогеров региона с целью выявления количества контента, касающегося политической и социальной проблематики, а также личного отношения блогеров и зависимости популярности блогеров от их общественно-политической позиции. Блогосфера является крайне неоднородной, при этом вовлеченность блогера в политические дискуссии не влияет на его популярность. К политике отношение в целом отрицательное, особенно к общероссийской, при этом четко видна тенденция положительного освещения социальной жизни. В целом система республиканской блогосферы укладывается в общую модель СМИ региона, а ее отличия позволяют предположить, как развивались бы региональные СМИ при отсутствии внешних ограничений.
Ключевые слова: блогосфера, политические дискуссии, региональные СМИ, общественный диалог, Башкортостан.
The author presents the results of the research of the blogosphere in one of Russia regions — the Republic of Bashkortostan. The blogosphere in Russian regions often remains the only platform for free expression of opinions and thoughts. Bashkortostan as the region with authoritarian traditions attracts a particular interest. The basis of the research is an analysis of2500 blog posts produced by 25 the most popular regional bloggers. The analysis is focused on the volume of content on politics and social issues as well as on bloggers' personal attitude to these subjects. The author also studies the dependence of bloggers' popularity from their political and social views. The author has revealed the extremely high level of heterogeneity of the regional blogosphere and the absence of correlation between bloggers' involvement in political discourse and their popularity. The attitude toward the politics, especially in Russia, is mostly negative, but the positive coverage of social life is evident. In general the model of blogosphere in the republic fits the general model of mass media in the region. The differences between these models help to understand the possible trends of regional mass media development without the external limitations.
Key words: blogosphere, political discussions, regional mass media, public dialogue, Bashkortostan.
Введение
Российская блогосфера как поле для общественных и политических дискуссий вызывает противоречивые оценки. Обсуждение многих аспектов ее существования разворачивается в русле общемировых тенденций, и прежде всего делаются попытки осмыслить ее негативное или позитивное влияние на социальные процессы. Однако очевидна и особая роль блогосферы в России — вследствие меньшей, чем в большинстве западных стран, демократии вместе с большей, чем, например, в Китае или Иране, свободой в интернете. Происходящее усиление контроля за публикациями в интернете в России также можно рассматривать амбивалентно: в русле общих тенденций формализации интернета, к чему возможно отнести, например, и требования Евросоюза по указанию выходных данных на страничках в соцсетях и регистрации видеоканалов, и исключительно российской действительности по усилению контроля над всеми СМИ, как традиционными, так и онлайновыми, в том числе и путем причисления к СМИ популярных блогов.
В то же время очевидны и существенные отличия мировоззрения «России телезрительской» и «России интернетовской». Жители России, получающие основные новости (а также производящие свой собственный контент) в интернете, кроме чисто формальных признаков (прежде всего технической и экономической доступности интернет-услуг), как правило, имеют ряд других, среди которых потребность и возможность пользоваться новыми технологиями, образование и доход выше среднего, кроме того, большинство аудитории интернета работает в офисах и относится к молодежной возрастной категории. Как бы ни называли самых «характерных» представителей этой аудитории — прогрессивными общественниками или «офисными хомячками» — надо признать тот факт, что в событиях на Болотной площади главными участниками были именно они. И ключевые законы, регулирующие распространение информации в интернете, были вызваны именно теми действиями, что косвенно подтверждает их существенную роль в общественной жизни.
Блогосфера является в своем роде квинтэссенцией публицистической составляющей интернета и стоит особняком среди других социальных сетей. Концентрация производителей собственного контента в ЖЖ (Живой журнал, Livejournal — именно эту площадку чаще всего имеют в виду, говоря о блогосфере) намного выше, чем во всех других социальных сетях.
В свете данных векторов изучения российской блогосферы особый интерес представляет региональное пространство. Оно не
так звучно и ярко, но позволяет более пристально разглядеть многие исключительно российские особенности интернета в целом и блогосферы в частности.
У региональной блогосферы есть общие черты с общероссийской блогосферой, но есть и отличия. Общей чертой является наличие особой аудитории — «России интернетовской», которая часто находится в «параллельном мире» с аудиторией телезрительской. Эта аудитория более активна в поиске информации и предъявляет более высокие запросы к ее разнообразию, обращает внимание на источники, тонко чувствует пропаганду и протестует против нее. Соответственно анализ популярных блогов позволяет определить потребности в информации аудитории интернета, так как их популярность является прямым отражением читательской активности.
Блоги как один из наиболее сфокусированных и наиболее четко поддающихся количественному анализу каналов коммуникации являются важным маркером для определения соответствия повестки дня и ожиданий аудитории. Простое сопоставление социально-политической проблематики традиционных СМИ и популярных блогов очерчивает границы между освещенными традиционными СМИ проблемами и неосвещенными, но интересующими аудиторию. Возможные варианты — от полного совпадения до нахождения в параллельных плоскостях — являются иллюстрацией соответствия или несоответствия повестки дня ожиданиям аудитории.
При этом представляется, что именно здесь кроется отличие блогосферы региональной от общероссийской. В общероссийской совпадений повестки дня значительно больше — это одни и те же политические события и социальные проблемы, только освещаемые под разными углами и в разной стилистике. «Точки расхождения» есть, обычно они связаны с коррупцией и разоблачениями. В региональной блогосфере таких тем, которые являются «мертвыми зонами» для региональных традиционных СМИ, гораздо больше. Их список имеет отличия в зависимости от региональных особенностей, но чаще всего касается неизвестных действий местных властей, происшествий, не попавших в зону традиционных СМИ, дискуссий по благоустройству города, неофициальных культурных и спортивных событий.
Опыт Республики Башкортостан как региона, развитого экономически, но имеющего давние авторитарные политические традиции, интересен для изучения смыслового наполнения блогосферы. Учитывая, что регион многоконфессиональный и многонациональный, имеет как исключительно индустриальные города, так и районы с преобладанием сельского хозяйства, довольно развитую научную и культурную сферы, его опыт интересен для изучения как модели российского региона, имеющего черты, общие для большинства регионов Российской Федерации.
Необходимо отметить, что в период постсоветской трансформации республиканский медийный ландшафт приобрел специфические черты. Здесь оформилась так называемая патерналистская модель СМИ, основанная на мощной господдержке государственных изданий, отсутствии оппозиционных СМИ, безусловной поддержке всеми каналами коммуникации действовавшего авторитарного режима президента Муртазы Рахимова. При этом сохранялось и даже развивалось многообразие СМИ, среди которых были издания и каналы для детской аудитории, литературные и культурные издания, выходившие на 9 языках народов России.
После смены власти в регионе были сделаны важные шаги для демократизации СМИ. Однако на практике это привело лишь к внешней модернизации, внутреннее же наполнение принципиально не изменилось. Хотя внешний вид изданий и «картинка» телеканалов стали выглядеть более современно, а онлайновые версии стали обязательными для всех изданий. Особую роль в республике приобрела блогосфера, ее динамика положительно отличается от традиционных СМИ — по крайней мере количественно. Увеличение читателей и авторов блогосферы вызвано в том числе и техническими причинами: если в 2002 г., по данным Башстата, на 100 семей в республике приходилось 7 компьютеров, то в 2012 — уже 77 (87 среди городского населения и 58 — среди сельского)1. По данным Росстата, доля имеющих доступ к интернету в Башкортостане составляет 48,5%, а число пользователей интернета составляет 1971,2 тыс. человек, по этому показателю республика входит в первую десятку среди российских регионов2. На фоне сокращающихся тиражей печатных изданий такой рост демонстрирует один из основных «каналов утечки» читателей из традиционных СМИ. Кроме количественной наблюдается и качественная динамика, выражающаяся в разнообразии позиций блогеров, вызванном большей доступностью этой площадки и отсутствием контроля. Более того, ведение блога стало новым трендом, введенным новой властью.
Собственный блог нового президента республики Рустэма Ха-митова через месяц после открытия вошел в пятерку самых читаемых в России и позволил автору снискать симпатии значительной части интеллигенции. Также начали вести блоги многие крупные чиновники.
После стабилизации общественной ситуации новая власть остыла к интернет-публицистике, хотя блогосфера и сейчас остается в поле зрения власти. В республике уже пятый год проходит проект «Школа блогеров» — его основательница Евгения Куцуева,
1 ть: http://vlast02.ru/24178
2 тЬ: http://www.riarating.ru/regions_rankings/20130118/610533972.html
будучи членом новой президентской команды, позиционировала его как уникальный в России, призванный воспитывать и образовывать новых блогеров. Проект являлся частной инициативой и формально был независим, но очевидно, что в случае несоответствия линии власти он бы вряд ли просуществовал столько лет.
Наблюдаются и неразрывные связи со СМИ: среди самых популярных блогеров — ведущие журналисты республики, и информация из блогов иногда попадает на страницы и в эфир местных СМИ. Так, в главной республиканской газете «Республика Башкортостан» запущена рубрика «Блогосфера», где публикуются посты местных блогеров, государственное агентство «Башинформ» (главный редактор которого Шамиль Валеев — один из самых популярных блогеров) также регулярно размещает новости и посты из блогосферы.
При очевидно более низком профессиональном качестве материалы блогеров выгодно отличаются от материалов традиционных СМИ представительством различных социальных и возрастных групп, остающихся в «мертвой зоне» консервативных СМИ, так же как и освещением «табуированных» для консервативных изданий тем. Основная социально-политическая проблематика консервативных СМИ касается действий местной власти, избранных компаний, реализации государственных программ. Одной из особенностей региональных газет является то, что на их страницах по-прежнему, в традициях советской журналистики, остается место простым людям, особенно сельским труженикам. В целом социальная проблематика освещается в свете положительной динамики с «отдельными исключениями». Социально-политическая проблематика региональной блогосферы, кроме основных событий, источником которых является местная власть, охватывает более широкий спектр тем, включая и «табуированные» для традиционных СМИ: экологическое состояние региона, национальный вопрос, касающийся прежде всего отличий региональной программы образования, архитектурного развития города, а также некоторых других, просто «выпавших» из зоны внимания СМИ, — чаще всего «альтернативных» культурных и спортивных событий.
В количественном выражении блогосфера Башкортостана немногочисленна — в регионе нет ни одного «блогера-трехтысячни-ка» (а именно достижение порога в три тысячи подписчиков по новому российскому законодательству обязывает блогера проходить регистрацию в качестве средства массовой информации). Но учитывая, насколько слабы и маловлиятельны «традиционные» региональные СМИ — тиражи двух основных государственных газет составляют 13 тыс. экз. («Вечерняя Уфа») и 21 тыс. экз. («Республика Башкортостан») — республиканская блогосфера опреде-
ленно является игроком на региональном информационном поле, охватывающем в совокупности несколько тысяч самого активного в общественной жизни населения.
Конечно, большинство постов республиканских блогеров пишутся на сугубо личные темы либо «специализируются» по различным хобби. У «пула» самых популярных блогеров значительную часть контента занимают отчеты из так называемых «блогтуров», изучение которых относится более к области рекламы и связей с общественностью. Однако нельзя отрицать и тот факт, что отчеты о поездках по республике веселящихся блогеров, даже при том, что на большинстве фотографий — лица самих блогеров, логотипы рекламируемых машин или иной продукции, несут в себе и информацию о самой республике, и даже из этих осколков самовлюбленных селфи иногда складывается картина более объективная, чем в традиционных СМИ.
Блогосфера состоит из множества разрозненных и неоднородных элементов, читательская аудитория которых иногда находится в параллельных плоскостях. Тем не менее в данном исследовании предпринята попытка определить, насколько республиканская блогосфера занята общественными и политическими вопросами, очертить границы ее повестки дня.
Следующий блок вопросов, поставленных в исследовании, касается оценки блогерами происходящих в республике и стране политических событий, определения, существует ли единая тенденция и если да, то какая.
Определение зависимости популярности блогера от степени его заинтересованности общественными вопросами косвенно может служить индикатором реальных предпочтений аудитории. Блоге-ры, как правило, специализируются по определенным областям и интересуются достаточно четко очерченным кругом тем и проблем. Соответственно популярность определенного блогера, связанного с конкретным набором тем, отражает интерес не только и не столько к личности блогера, но и к поднимаемым им вопросам. Наличие или отсутствие среди популярных блогеров авторов, имеющих значительную долю политических и общественно значимых постов, может служить показателем интереса аудитории к данным вопросам.
Конечной целью данного исследования является оценка роли блогосферы в социально-политическом поле республики.
Обзор литературы
В рамках общих тенденций осмысления влияния социальных сетей на общественную жизнь написано много исследований. Две крайние позиции представляют Йохан Бенклер, видящий в соцсе-
тях большой потенциал позитивного влияния на социальные процессы, особенно в авторитарных политических системах [Benkler, 2006], и Касс Санстейн, придерживающийся пессимистичной точки зрения на социальную роль интернета, лишь усугубляющего еще более поляризацию общества [Sunstein, 2001].
Но многие исследователи признают особую роль в России социальных сетей в целом и блогосферы в частности и выделяют общие и особенные черты их развития в сравнении с другими странами. Полномасштабное исследование Центра Беркмана «Публичный дискурс в российской блогосфере: анализ политики и мобилизации в Рунете» [Berkman, 2010], опубликованное в 2010 г., сделано на основе 5 млн блогов и «дискуссионного ядра» из 11 тыс. блогов и однозначно выделяет блоги «Живого журнала» как наиболее значительную часть ядра. Среди выводов исследователей: «новостная» диета русскоязычных блогеров более независима, интересна и оппозиционна, чем «меню» пользователей русскоязычного интернета в целом [ibid., 5]. Недавнее исследование Центра Беркмана «Блоги как альтернативная публичная сфера» [Berkman, 2014], опубликованное в апреле 2014 г., выдвигает утверждение, что бло-ги обеспечивают альтернативную публичную сферу, пространство для гражданских дискуссий, которое значительно отличается от такового в мейнстримных СМИ, ТВ и правительстве, отмечая при этом, что в США таких различий практически нет [ibid., 5].
Российские исследователи также отмечают особую роль интернета и социальных сетей в общественной жизни России, отражающую влияние новых медиа на политическую коммуникацию, что характерно в появлении таких терминов, как «партия телевидения» и «партия интернета». Е. Вартанова видит в интернете демократизирующий потенциал даже при учете высокой политической фрагментации общества [Вартанова, 2013].
Закон о популярных блогерах, приравнивающий блогеров, имеющих более трех тысяч посещений в сутки, к СМИ3, стал своеобразным официальным подтверждением значительной роли блогеров в общественной российской жизни.
Региональная блогосфера не вызывает ажиотажа в масштабах всей страны, и по новому закону официально «блогерами» будут считаться единицы из региональных авторов, но тем не менее они оказывают определенное влияние на общественную жизнь.
3 Федеральный закон от 05.05.2014 № 97-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей».
Обобщающего исследования о блогосфере Башкортостана и ее роли в социальной и политической жизни региона до сих пор не проводилось, основные попытки осмысления предпринимаются самими блогерами либо в контексте исследования региональных СМИ [Усманова, 2013].
Методология исследования
Обрисуем в цифрах блогосферу Республики Башкортостан. Это почти 9 тыс. блогеров, из них активных — 300—400, и около 800 постов в день, из которых 200—300 — собственный контент.
Для целей, поставленных в данном исследовании, необходимо проанализировать содержимое блогов «лидеров мнений» с наибольшим количеством подписчиков и внутренних связей, так как они являются своеобразными маркерами блогосферы региона. Из различных площадок был выбран «Живой журнал» как наиболее близкий по формату к интернет-публицистике.
Таким образом, в выборку попали блоги 25 самых популярных блогеров «Живого журнала» по версии ufana.ru (популярность определяется автоматизированно по формализированным критериям)4.
Исследовались 100 постов каждого блога, то есть всего в выборку попало 2500 постов. Был выбран период до начала февраля 2014 г., при этом исключались периоды, когда происходили какие-либо крупные события, взорвавшие интернет-пространство (Олимпийские игры или события в Украине), чтобы иметь представление о «рутинной» жизни региональной блогосферы.
В связи с различной степенью активности блогеров временн й период исследования сильно варьируется — от 60 до 1100 дней. То есть при том, что «конечная точка отсчета» исследования приходится на начало февраля 2014 г., «начальная точка» отличается у каждого автора в зависимости от его активности, от декабря 2013 г. у активно пишущих до января 2011 г. у редко пишущих, но при этом популярных авторов. В среднем период составил 243 дня.
В исследование отбирались посты, содержание которых выходит за рамки сугубо личной тематики и касается политических, экономических, социальных либо культурных проблем. В общей сложности таких постов оказалось 913. Каждый пост, попавший в выборку, анализировался на отношение к описываемой политической либо социальной проблеме, отношение отмечалось как «положительное», «нейтральное» либо «отрицательное».
4 иКЬ: http://ufana.ru
Далее был проведен анализ каждого блога с подсчетом долей. Также был проведен сводный анализ каждого из блоков направлений — «политика в Башкортостане», «политика в России», «социальная проблематика», «самоосмысление блогосферы» по всем 25 блогерам.
Результаты исследования
Всего политической и общественной проблематики касались 913 постов, то есть 37% от общего количества проанализированных постов. Менее 10% общественно значимые посты составили у 3 авторов, или 12%, от 10 до 25% — у восьми авторов, или 32%, от 50 до 75% — у 4 авторов, или 16%, и свыше у 75% — у трех авторов, или 12%. При этом положение блогера в рейтинге не зависит от его интереса к социально-политической проблематике — в первой и последней пятерках встречаются блогеры как из максимально аполитичных 12%, так и из максимально политизированных 12%.
Из этих постов 290 касаются региональной политики, или 11,6% от общего количества постов. Из них положительную окраску имеют 115, или 40%, отрицательную — 175, или 60%. При этом нет четко прослеживающейся тенденции положительного или отрицательного отношения к региональной политике у автора ни в зависимости от места блогера в рейтинге, ни от количества постов.
На рис. 1 размер пузыря отражает положение блогера в рейтинге (по убывающей от 1-го до 25-го места), ось Y — количество постов о региональной политике (от 0 до 40), а ось Х — процентное соотношение постов с положительной оценкой (от 0 до 100%).
50
40
J
30
20
10
0
-10
-20
0
20
40
60
80
100
120
Рис. 1. Положительные посты о региональной политике
Наиболее живой интерес к региональной политике (40 постов) проявил блогер stepanovpavel (на тот момент восьмой в рейтинге), известный разоблачениями местных чиновников (например, выкладыванием информации о госзакупках автомобилей за несколько миллионов рублей администрацией бедного района). Неудивительно, что 70% его постов по данной теме имеют отрицательную оценку. Среди авторов, имеющих репрезентативную выборку постов по данной проблематике (20 и более), наиболее критично настроены stonerized (второй в рейтинге) с 85% отрицательных постов, igor-ufa (девятый в рейтинге) с 85% и criticessa (10 в рейтинге) с 77%. Пример тематики наиболее обсуждаемых отрицательных постов: «Имитационная модель развития» — обобщающий текст о вторичности всех усилий региональных властей и их слепом подражании соседям; кампания, организованная обществом «Архза-щита» против продажи уфимскими властями старинного здания; информационная политика власти (попытка запрета печатать оппозиционную газету); строительство завода «Кроношпан».
При этом другие блогеры из первой десятки наблюдаются как среди практически индифферентных (как, например, лидер рейтинга nehludoff с его двумя положительными и одним отрицательным постом или занимающий третью строчку rais с полным отсутствием постов о политике), так и в преобладающем положительном поле. Единственная закономерность — исключительно положительно о региональной политике в основном пишут те, кто пишет о ней мало, не более 10 постов. Основная тематика положительных постов часто связана с рабочей деятельностью наиболее лояльно относящихся к местной власти авторов (так, более 80% положительных постов о региональной политике — у ufa-tatarin, taftimanovo, evakutzueva, все они в основной или общественной деятельности связаны с властью). Тематика постов касается текущей работы власти, администрации президента, Общественной палаты, размышлений о власти в целом, строительства завода «Кроношпан».
Таким образом, региональная политика занимает существенное место в блогосфере — она отражена в более чем десятой части постов. При этом положительно окрашенные посты преобладают у большей части авторов, но в силу количественного перевеса постов у критично настроенных авторов отрицательная оценка в общем массиве преобладает. Критичные посты, как правило, более разнообразны по темам и интереснее по стилистике и вызывают наиболее живое обсуждение.
Российской политики касаются 132 поста, или 5,28% от общего количества. Из них положительную окраску имеют 30%, отрицательную — 70%.
На рис. 2 размер пузыря отражает положение блогера в рейтинге (по убывающей от 1-го до 25-го места), ось Y — количество постов о российской политике (от 0 до 21), а ось Х — процентное соотношение постов с положительной оценкой (от 0 до 100%).
-20 0 20 40 60 80 100 120
Рис. 2. Положительные посты о российской политике
Большинство и тех и других были связаны с предстоящей Олимпиадой в Сочи (репортажи волонтера из Олимпийской деревни) и соответствующими ей событиями вроде эстафеты Олимпийского огня в Уфе. Отрицательные посты посвящались рассуждениям без привязки к конкретному событию о российских законах, коррупции и выборной системе.
Таким образом, российская политика интересует блогеров гораздо меньше региональной — постов, посвященных ей, в два раза меньше. В целом отношение более критичное, положительный всплеск в основном дала предстоящая Олимпиада.
Социальной проблематики касаются 369 постов, или 15% от общего количества. Из них положительную оценку несут 70%, отрицательную — 30%.
На рис. 3 размер пузыря отражает положение блогера в рейтинге (по убывающей от 1-го до 25-го места), ось Y — количество постов на социальные темы (от 0 до 40), а ось Х — процентное соотношение постов с положительной оценкой (от 0 до 100%).
Большинство положительных постов связано с деятельностью конкретных людей — помогающих детям в детдомах, организующих приюты для бездомных животных, делающих какие-то добрые повседневные дела. Значительную часть постов условно можно отнести к группе «увидеть красоту рядом с собой», и к ним применим
>>—>
4 ^ У 11111
скорее жанр фоторепортажа. Однако несомненно, что они несут положительную социальную оценку.
Социальную тематику можно назвать преобладающей в блого-сфере (более 15%), причем тенденции «положительного» отношения и «поиска добра рядом» являются общими для большинства авторов независимо от их позиции в отношении к региональной или российской власти.
-20 0 20 40 60 80 100 120
Рис. 3. Положительные посты по социаьной тематике
Выводы
Таким образом, вырисовываются несколько тенденций. Первая — популярность блогеров в республиканском пространстве не связана напрямую с их заинтересованностью в политической и общественной жизни. Вторая — региональная политика интересует блогеров значительно больше, чем российская. В целом к политике отношение у блогеров разное, хотя преобладает критический подход. При этом отношение к действиям региональных властей находит у блогеров значительно больше поддержки, чем действия российских политиков. Третья — социальная проблематика освещается блогерами наиболее позитивно, отрицательные посты находятся в явном меньшинстве по отношению к положительным.
На наш взгляд, это позволяет говорить о неоднородности региональной блогосферы в целом, преобладающем критичном безразличии к российской политике и умеренно критичной заинтересованности в региональной политике, а также о позитивном настрое большинства блогеров относительно социальной сферы.
Учитывая, что в 25 самых популярных блогеров вошли в основном общественно активные авторы, большинство которых так или
J
_|_I_!_
_|_I_I_I_1_
иначе связаны с традиционными СМИ, можно со многими допущениями принять, что региональная блогосфера развивается так, как развивалась бы региональная журналистика без каких бы то ни было внешних ограничений.
Это дает обширный материал для выявления внутренних тенденций как журналистики, так и предпочтений аудитории. Такая «идеальная» модель не сильно отличается от традиционной, за исключением более критического отношения к действиям власти, которое тем не менее во многом уравновешивается положительными постами. В этом свете особенно интересной представляется поддержка блогерами региональной власти, что позволяет говорить о внутренней потребности как авторов, так и аудитории в позитивном отношении к местной власти. Это укладывается в рамки «патерналистской модели» башкортостанских традиционных СМИ. Что не укладывается в данную модель — критика власти, в основном конструктивная. Это позволяет говорить о потребности как авторов, так и аудитории в диалоге с властью, которого не хватает в действующей системе СМИ.
Еще одной важной особенностью является полное преобладание положительных социальных постов. Это также укладывается в рамки «патерналистской модели», где одним из главных достижений СМИ провозглашается их незаинтересованность «низкими» темами, «чернухой», а вместо этого — поиск положительных моментов в повседневной жизни региона. Главное отличие «положительных социальных» постов блогосферы от таких материалов в традиционных СМИ заключается прежде всего в стилистике.
Таким образом, векторы развития блогосферы Республики Башкортостан если не полностью совпадают, то, по крайней мере, не являются противоположными векторам развития традиционных СМИ. Используя терминологию из автопрома, их можно назвать органичной частью общего «модельного ряда» местных СМИ, просто ограниченного выпуска, направленного пусть на меньшую целевую аудиторию, но самую богатую и прогрессивную, поэтому именно верхняя часть этой линейки часто задает тенденции всей компании. Они позволяют себе больше свободы и критики, но ключевым здесь является «позволяют себе», так как внешних ограничителей — административных либо экономических — не существует.
Это позволяет говорить об органичности «патерналистской модели» для региона в целом, а также о значительной роли блогосфе-ры в общественной жизни республики и ее самоосмыслении.
Список литературы
Вартанова Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. М.: МедиаМир, 2013.
Усманова Д.Ш. Региональная блогосфера Республики Башкортостан // Журналистика в 2013 году: регионы в российском медиапространстве. Материалы международной научно-практической конференции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2014.
Benkler Y. The Wealth of Networks: How Social Production Transforms Markets and Freedom. New Haven: Yale University Press, 2006.
Berkman Center for Internet and Society at Harvard University. Публичный дискурс в российской блогосфере: анализ политики и мобилизации в Рунете. Исследование центра Беркмана. № 2010-11.
Berkman Center for Internet and Society at Harvard University. Blogs as an Alternative Public Sphere: the Role of Blogs, Mainstream Media, and TV in Russia's Media Ecology. Research Publication. N 2014-8.
Sunstein C. Republic.com. Princeton: Princeton University Press, 2001.
Поступила в редакцию 09.10.2014