Научная статья на тему 'Региональная безопасность: информационная поддержка процессов управления обеспечением социальной стабильности на базе сценарного подхода'

Региональная безопасность: информационная поддержка процессов управления обеспечением социальной стабильности на базе сценарного подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / ДИАГНОСТИКА УГРОЗ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / СЦЕНАРНЫЙ АНАЛИЗ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ЗНАКОВЫЕ ГРАФЫ / ПРОГРАММНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / MANAGEMENT / INFORMATION SUPPORT / REGIONAL SECURITY / SOCIAL STABILITY / THREAT DIAGNOSTICS / INFORMATION IMPACT / SCENARIO ANALYSIS / SIMULATION / ICONIC GRAPHS / ANALYTICAL SOFTWARE COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернов Игорь Викторович, Шелков Алексей Борисович, Богатырева Лариса Владимировна

Работа посвящена изложению результатов исследования методологических и прикладных проблем совершенствования процессов управления обеспечением социальной стабильности на региональном уровне. Проведенный анализ показал, что на современном уровне развития процессов глобализации, в условиях существенного обострения межгосударственного геополитического противоборства, а также значительного роста открытости российского общества в информационной сфере, существенно возрастает его уязвимость перед деструктивными информационными воздействиями извне, направленными на дестабилизацию общественной жизни страны и ее регионов. При этом наибольшую опасность представляет собой возможность негативного воздействия на сознание и мировоззрение людей, придание этому сознанию желательных с точки зрения поставленных геополитическим противником целей качеств и свойств. В работе изложены основные положения методологии сценарного анализа, базирующейся на процессах разработки и исследования имитационных моделей, создаваемых на основе аппарата знаковых орграфов. Приведено описание структуры и ключевых функций пилотной версии специализированного программно-аналитического комплекса, осуществляющего информационную поддержку процессов формирования и исследования альтернативных сценариев развития ситуации с целью оценки эффективности управленческих решений по обеспечению социальной стабильности. Проведен анализ эффективности использования сценарного подхода при решении задач управления социальной и региональной безопасностью. Приведены результаты разработки и сценарного исследования базовой интегрированной многофакторной модели, позволяющей проводить опережающий анализ процессов развития ситуации в социальной сфере и оценивать качество принимаемых управленческих решений по обеспечению социальной стабильности. Предложенный в работе подход позволяет диагностировать и идентифицировать внешние и внутренние угрозы социальной стабильности в обществе, обеспечивать комплексную оценку потенциальной опасности угроз, достоверно оценивать эффективность принимаемых решений по управлению региональной безопасностью и противодействию угрозам социальной стабильности, а также формировать заключения о наиболее вероятных направлениях развития динамических процессов в социальной сфере в условиях неопределенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чернов Игорь Викторович, Шелков Алексей Борисович, Богатырева Лариса Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional security: the information support of management processes to ensure social stability on the basis of scenario approach

The paper represents the methodological and applied issues of the development of social stability management processes at the regional level. The carried out analysis has shown that the vulnerability of the Russian society to destructive information influences from the outside, aimed at destabilizing the public life of the country and its regions, is significantly increasing especially at the current level of the globalization processes development in the conditions of a significant aggravation of interstate geopolitical confrontation, as well as a significant increase of it's openness in the information sphere. At the same time the greatest danger is represented by a possibility of negative impact on public consciousness and people's outlook, and also giving to this consciousness desirable qualities and properties from the point of view of the geopolitical adversary objectives. The paper outlines the main statements of the scenario analysis methodology, based on the processes of the development and research of simulation models created on the basis of mathematical iconic digraphs models. The paper describes the structure and key functions of the pilot version of a specialized analytical software complex that provides the information support for the processes of the formation and research of alternative scenarios of the socio-politic situation development with a view to assessing the effectiveness of management decisions to ensure social stability The analysis of the effectiveness of the scenario approach use in solving the tasks of social and regional security managing was carried out. The results of the development and scenario research of the basic integrated multi-factor model allowing to carry out the advanced analysis of the processes of development of the situation in the social sphere and to evaluate the quality of the management decisions taken to ensure social stability are presented. The proposed approach makes it possible to diagnose and identify external and internal threats to social stability in the society, to provide a comprehensive assessment of the potential danger of threats, to reliably evaluate the effectiveness of decisions taken to manage regional security which consists in counteracting threats to social stability and also to form conclusions about the most probable and expedient trends of the dynamic processes development in the social sphere under conditions of uncertainty.

Текст научной работы на тему «Региональная безопасность: информационная поддержка процессов управления обеспечением социальной стабильности на базе сценарного подхода»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.today 2018, №5, Том 10 / 2018, No 5, Vol 10 https://esj.today/issue-5-2018.html URL статьи: https://esj.today/PDF/27ITVN518.pdf Статья поступила в редакцию 25.09.2018; опубликована 17.11.2018 Ссылка для цитирования этой статьи:

Чернов И.В., Шелков А.Б., Богатырева Л.В. Региональная безопасность: информационная поддержка процессов управления обеспечением социальной стабильности на базе сценарного подхода // Вестник Евразийской науки, 2018 №5, https://esj.today/PDF/27ITVN518.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Chernov I.V., Shelkov A.B., Bogatyryova L.V. (2018). Regional security: the information support of management processes to ensure social stability on the basis of scenario approach. The Eurasian Scientific Journal, [online] 5(10). Available at: https://esj.today/PDF/27ITVN518.pdf (in Russian)

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 1607-00245 А «Модели и методы управления региональной безопасностью на основе сценарного подхода»

УДК 519.7

ГРНТИ 28.29.57, 28.17.31

Чернов Игорь Викторович

ФГБУН «Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова Российской академии наук», Москва, Россия

Ведущий научный сотрудник Кандидат технических наук, доцент E-mail: ichernov@gmail.com

Шелков Алексей Борисович

ФГБУН «Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова Российской академии наук», Москва, Россия

Ведущий научный сотрудник Кандидат технических наук E-mail: abshelkov@gmail.com

Богатырева Лариса Владимировна

ФГБУН «Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова Российской академии наук», Москва, Россия

Научный сотрудник Кандидат исторических наук E-mail: lbogat@mail.ru

Региональная безопасность: информационная поддержка процессов управления обеспечением социальной стабильности на базе сценарного подхода

Аннотация. Работа посвящена изложению результатов исследования методологических и прикладных проблем совершенствования процессов управления обеспечением социальной стабильности на региональном уровне.

Проведенный анализ показал, что на современном уровне развития процессов глобализации, в условиях существенного обострения межгосударственного геополитического противоборства, а также значительного роста открытости российского общества в информационной сфере, существенно возрастает его уязвимость перед деструктивными информационными воздействиями извне, направленными на дестабилизацию общественной жизни страны и ее регионов. При этом наибольшую опасность представляет собой возможность

негативного воздействия на сознание и мировоззрение людей, придание этому сознанию желательных с точки зрения поставленных геополитическим противником целей качеств и свойств.

В работе изложены основные положения методологии сценарного анализа, базирующейся на процессах разработки и исследования имитационных моделей, создаваемых на основе аппарата знаковых орграфов.

Приведено описание структуры и ключевых функций пилотной версии специализированного программно-аналитического комплекса, осуществляющего информационную поддержку процессов формирования и исследования альтернативных сценариев развития ситуации с целью оценки эффективности управленческих решений по обеспечению социальной стабильности.

Проведен анализ эффективности использования сценарного подхода при решении задач управления социальной и региональной безопасностью. Приведены результаты разработки и сценарного исследования базовой интегрированной многофакторной модели, позволяющей проводить опережающий анализ процессов развития ситуации в социальной сфере и оценивать качество принимаемых управленческих решений по обеспечению социальной стабильности.

Предложенный в работе подход позволяет диагностировать и идентифицировать внешние и внутренние угрозы социальной стабильности в обществе, обеспечивать комплексную оценку потенциальной опасности угроз, достоверно оценивать эффективность принимаемых решений по управлению региональной безопасностью и противодействию угрозам социальной стабильности, а также формировать заключения о наиболее вероятных направлениях развития динамических процессов в социальной сфере в условиях неопределенности.

Ключевые слова: управление; информационная поддержка; региональная безопасность; социальная стабильность; диагностика угроз; информационное воздействие; сценарный анализ; моделирование; знаковые графы; программно-аналитический комплекс

Успешное и эффективное поступательное развитие Российской Федерации возможно только при условии обеспечения социальной стабильности как в стране в целом, так и в ее регионах. Под социальной стабильностью в широком смысле обычно понимается устойчивое состояние общества, позволяющее ему существовать и эффективно развиваться в условиях воздействия внешних и внутренних деструктивных угроз, сохраняя свою структуру, целевые установки и комплекс ключевых качественных и количественных характеристик и показателей в допустимых пределах. По сути, социальная стабильность является одним из необходимых условий обеспечения территориальной целостности страны, идейно-политического согласия гражданского общества и его поддержки проводимой государством внутренней и внешней политики. Одновременно с этим, что еще более важно в наши дни, стабильность является основой для дальнейшего устойчивого и поступательного развития российского общества и государства1.

В последнее десятилетие актуальность проблем обеспечения социальной стабильности в России непрерывно возрастает, что становится особенно очевидным в условиях, когда

1 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 1 марта 2018 года. Москва. [Электронный ресурс] - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56957 (Дата обращения 20.09.2018).

Страница 2 из 23

Введение

27ITVN518

процессы реализации внутренней и внешней государственной политики России непрерывно сталкиваются с целым комплексом острых проблем, порождаемых санкционной политикой стран Запада, их попытками дестабилизации обстановки внутри нашей страны посредством информационной агрессии, неконтролируемыми потоками миграции, проявлениями национализма и религиозно-политического экстремизма, угрозами международного терроризма и т. д.

В сложившейся ситуации повышение эффективности управления обеспечением социальной стабильности становится одной из ключевых, стратегических и критически важных для обеспечения поступательного развития российского общества и государства задач.

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 1607-00245 А «Модели и методы управления региональной безопасностью на основе сценарного подхода».

1. Анализ основных проблем управления обеспечением социальной стабильности

Сегодня в условиях резкого обострения международной обстановки, интенсификации откровенной антироссийской направленности внешней политики стран Запада, а также фактически объявленной России информационной и экономической войны, решение ключевой задачи государственного управления - обеспечения социальной стабильности в стране существенно усложняется. Это объясняется прежде всего тем, что основной и, пожалуй, главной особенностью процессов управления обеспечением социальной стабильности является необходимость скоординированного решения целого комплекса стратегических, тактических и оперативных задач по двум базовым (ключевым) направлениям.

Во-первых, важнейшей долгосрочной целью государственного развития является целенаправленное формирование консолидированного, уверенного в своем завтрашнем дне, высококультурного, нравственно развитого, образованного, физически здорового и экономически благополучного общества, устойчивого к влиянию дестабилизирующих факторов, процессов и явлений. Для достижения данной цели необходимо обеспечить новый качественный уровень развития духовных, идейно-ценностных, культурных, образовательных, социально-экономических и институциональных основ регулирования существующих и вновь возникающих, в том числе привносимых извне, общественных противоречий. Фактически решение данных задач позволяет создать прочный фундамент социальной стабильности, по сути являющийся гарантией национальной безопасности страны, ответственность за сохранение и развитие которой полностью ложится на плечи государства [1, 2].

Во-вторых, не менее важной задачей является защита российского общества и государства от внешних и внутренних дестабилизирующих угроз, и прежде всего -информационных. Современный уровень развития процессов глобализации и проникновение новых информационных, телекоммуникационных и компьютерных технологий практически во все сферы жизни фактически привели к стиранию информационных границ и значительному росту открытости российского общества. Подобное положение во многом объективно обусловило возникновение целого комплекса принципиально новых угроз национальной безопасности Российской Федерации. Оставляя несколько в стороне проблематику военных угроз, вооруженных конфликтов, гибридных и кибервойн, необходимо подчеркнуть, что резкая интенсификация, рост враждебности, бескомпромиссности и антироссийской направленности внешней политики стран Запада фактически привела к возникновению и развитию нового явления в межгосударственных отношениях - геополитического комплексного информационного противоборства. Причем характерной чертой этого противоборства, особенно ярко проявляющейся в последнее десятилетие, стали поражающие своей

откровенностью попытки расшатать (а в идеальном для геополитических противников случае - разрушить) российское общество изнутри [1, 3].

В настоящее время особенно серьезную угрозу представляют собой попытки использования западными странами во главе с США существующих в российском обществе экономических, социальных, политических, этнических, религиозных и иного рода противоречий в своекорыстных целях, провоцирования столкновений определенных (в том числе - крупных) социальных групп (этносов, классов, религиозных общин и т. д.), а также финансовой, методической, организационной и информационной поддержки сепаратистских движений, организаций и групп радикального толка, проповедующих экстремизм и терроризм. В качестве инструмента влияния на внутреннюю ситуацию в России странами Запада практически открыто используются СМИ и социальные сети, морально и материально стимулируемая извне значительная часть так называемой несистемной оппозиции, различные неправительственные, некоммерческие, образовательные, гуманитарные, правозащитные, экологические и иные подобного рода организации, фонды, «советы», «общественные движения» и т. п.

В настоящее время развитие процессов глобализации и становление информационного общества фактически привели к появлению принципиально новых инструментов достижения, лежащих в рамках упомянутой выше политики сдерживания России геополитических целей. Сказанное в первую очередь относится к стремящимся к мировому господству Соединенным Штатам, в арсенале которых появились и стали активно использоваться механизмы невоенного характера, обеспечивающие подготовку и реализацию государственных переворотов в «неугодных» государствах. Фактически в последние десятилетия появились и прошли практическую апробацию новые и достаточно эффективные механизмы внешней экспансии западных стран, заключающиеся в целенаправленной подготовке и организации так называемых «цветных» революций.

Основными стратегическими целями «цветных» революций являются прежде всего недопущение так называемыми «развитыми станами» во главе с США самого факта появления альтернативной западной неолиберальной доктрине экономики, борьба за геополитическое доминирование (политическое, идеологическое, военное, экономическое), а также перераспределение природных ресурсов в пользу стран «золотого миллиарда».

Базовыми механизмами и инструментами достижения поставленных целей путем организации «цветных» революций являются: подрыв конституционного строя государств -объектов агрессии изнутри; дискредитация законодательной и исполнительной власти; провоцирование межконфессиональных, межнациональных и социальных конфликтов; разжигание протестных настроений на фоне имеющихся социальных проблем и т. д. Как правило, подобные действия активно прикрываются различного рода лозунгами о поддержке демократии, борьбе с фальсификацией результатов выборов, диктатурой, тоталитаризмом, нарушением прав человека, тотальной коррупцией и т. д. При этом «цветные» революции прежде всего создают условия для внешнего вмешательства во внутренние дела государства -объекта агрессии, причем принципиально не важно под каким прикрытием: будь то борьба с международным терроризмом, гуманитарные операции, борьба за «демократизацию» гражданского общества и т. п. [1, 4-6].

«Цветные» революции по сути являются результатом целенаправленной и хорошо скоординированной совместной деятельности внешних и внутренних заинтересованных сил и средств, а информационная поддержка, финансирование и управление деятельностью внутренних оппозиционных и протестно настроенных сил в значительной степени осуществляется из-за рубежа. Цели «цветной» революции по своей природе являются геополитическими, поскольку главными бенефициарами победы являются внешние

геополитические игроки, в общем случае обеспечивающие себе решающее политическое влияние и получающие неограниченный доступ к национальным ресурсам государства -мишени. Внешним имиджем «цветной революции», создаваемым с помощью массированной информационной поддержки, является спонтанная, но в то же время чисто по внешним признакам естественная реакция политически активной части общества на «вопиющую несправедливость», социальные проблемы, диктатуру, дискриминацию и т. п. со стороны действующей власти государства - мишени [7-8].

В настоящее время иную по своей природе, но также крайне серьезную угрозу стабильному развитию практически любого государства и общества представляют собой различные проявления экстремизма на почве радикальных религиозно-конфессиональных (в том числе носящих и политическую окраску) убеждений. Интенсивное распространение идеологии экстремизма, пропаганда радикальных идей и целей, а также призывов к их достижению силовыми, нелегитимными и противоправными методами и средствами (терроризм, разжигание религиозной и расовой ненависти, вплоть до призывов к вооруженным выступлениям) осуществляется посредством использования получивших в последнее время широчайшее распространение электронных медиа-ресурсов различного типа и коммуникационных технологий Интернет. Данные системы, технологии и средства распространения и обмена информацией позволяют привлекать внимание определенных частей общества и достаточно широких социальных групп, эффективно воздействовать на общественное сознание, реализовывать различные формы вербовки граждан (включая сбор пожертвований от физических и юридических лиц через сеть абонированных почтовых ящиков), а также существенно затруднять контроль противозаконной деятельности идеологических центров экстремистской направленности со стороны правоохранительных структур. Более того, существующие источники и каналы распространения экстремистской идеологии, фактически открыто и весьма результативно действующие на территории практически любой страны, существенно повышают опасность прямых террористических угроз. Экстремизм в целом обладает значительным разрушительным потенциалом, носит многогранный характер и проявляется в весьма разнообразных формах, вследствие чего является серьезнейшим дестабилизирующим фактором в жизни любого государства и общества

[1, 9-11].

Наиболее тяжелым результатом экстремистских проявлений с точки зрения наносимого ущерба любому государству безусловно являются ситуации, содержащие угрозу социального взрыва, возникающие при одновременном выходе нескольких наиболее критичных параметров социальной устойчивости общества за допустимые пределы. Социальный взрыв является по своей сути точкой бифуркации, за которой дальнейшее развитие общества может пойти по принципиально различным, крайне труднопредсказуемым и неуправляемым траекториям [12].

Следует особо отметить, что в условиях глобализации, роста взаимозависимости экономических и социальных систем различных стран, а также интенсивного развития глобального информационного общества, социальный взрыв может быть спровоцирован сравнительно небольшим внешним или внутренним информационным воздействием. При этом наибольшую опасность представляет собой предоставляемая современными информационными и телекоммуникационными технологиями возможность негативного воздействия на сознание и мировоззрение людей, придание этому сознанию желательных с точки зрения поставленных источником угроз деструктивных целей качеств и свойств.

Сложившаяся ситуация и явно прослеживающиеся негативные тенденции ее возможного (а по некоторым направлениям - наиболее вероятного) развития требует разработки комплексных мер и механизмов системного характера по обеспечению социальной стабильности и противодействия различным внешним и внутренним угрозам. Решение

комплекса проблем обеспечения устойчивого суверенного развития российского общества и государства должно осуществляться на трех базовых уровнях: стратегическом, тактическом, оперативном.

Стратегические задачи обеспечения социальной стабильности должны быть ориентированы на достижение ключевых долгосрочных целей развития российского общества и обеспечения его устойчивости к деструктивным воздействиям. Конкретные задачи в данном направлении четко поставлены в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 1 марта 2018, важнейшими из которых являются: повышение качества и уровня жизни, а также реальных доходов граждан России за счет стимулирования экономического роста и приоритета внимания к социальной проблематике общественного и государственного развития; обеспечение гармоничного развития каждого члена общества, совершенствование системы образования, здравоохранения, развития культуры; развитие демократических основ и политической структуры российского общества, укрепление институтов демократии, местного самоуправления, структуры гражданского общества, судов.

Фактически на рассматриваемом уровне должны приниматься и реализовываться долгосрочные стратегические, структурные и системообразующие решения, направленные на обеспечение социальной стабильности и на ее базе - устойчивого поступательного социально-экономического развития страны.

Тактический уровень предполагает решение задач, связанных с управлением противодействием или блокированием текущих угроз социальной стабильности, либо предотвращением (ослаблением) их негативного воздействия на процессы общественного и государственного развития. Решение тактических задач обеспечения социальной стабильности должно базироваться на комплексах превентивных мероприятий и упреждающих действий, направленных на снижение уровня реальной опасности существующих или вновь возникающих угроз, либо на предотвращение (максимально возможное снижение тяжести) последствий их воздействия на общество и государство.

Основной задачей обеспечения социальной стабильности на оперативном уровне является своевременная и адекватная реакция на возникновение непрогнозируемых или слабопредсказуемых угроз. Фактически результаты решения оперативных задач должны определяться прежде всего эффективностью и своевременностью реакции системы управления обеспечением социальной стабильности на возникающие отклонения в ходе реализации программ и планов решения рассматриваемых проблем.

Сложившееся положение сегодня особенно настоятельно требует разработки и широкого использования опирающихся на потенциал современной научной методологии и междисциплинарного подхода эффективных механизмов и средств противодействия информационной агрессии и любым попыткам дестабилизации российского общества. Как следствие, в рамках решения задач обеспечения социальной стабильности все большую роль начинает играть эффективная организация процессов планирования, подготовки и реализации организационных и информационных мер и мероприятий по противодействию различным угрозам дестабилизации внутренней ситуации в стране или ее территориальных образованиях на различных уровнях государственного управления. Это, в свою очередь, требует высокоэффективной организации информационной поддержки процессов управления обеспечением социальной стабильности на основе комплексного опережающего анализа дестабилизирующих угроз и «окон» уязвимости социально-экономических систем, механизмов снижения неопределенности при подготовке и реализации стратегических и среднесрочных управленческих решений, а также повышения их эффективности применительно к динамично изменяющимся ситуациям на объекте управления и во внешней среде.

Данные требования заключаются, с одной стороны, в необходимости учета и комплексного анализа объективных и во многих случаях очевидных угроз социальной стабильности, с другой - в необходимости прогнозирования и опережающего анализа не столь явно проявляющихся и зачастую носящих неочевидный (скрытный) характер внешних и внутренних угроз различной природы [1, 3].

2. Сценарный анализ в управлении обеспечением социальной стабильности

Процессы управления обеспечением социальной стабильности в своей основе базируются на результатах комплексного анализа и оценки широкого спектра социально-экономических, политических и др. показателей (индикаторов), позволяющих оценивать сложившуюся ситуацию в государстве и обществе, а также риски ее дестабилизации. Различные используемые в процедурах информационной поддержки процессов подготовки и реализации управленческих решений показатели после соответствующей обработки с определенной степенью достоверности позволяют оценивать уровень социальной напряженности в обществе, прогнозировать и вырабатывать адекватные меры по предотвращению различных негативных проявлений.

Предпринимавшиеся и предпринимающиеся попытки разработки точных методов решения задач рассматриваемого класса сталкиваются со значительными трудностями, что, с одной стороны, связано с необходимостью формирования ограниченного (обозримого) множества обобщенных показателей социальной стабильности и региональной безопасности в целом, определяемых большим количеством исходных данных, которые необходимо принимать во внимание при формировании и оценке управленческих решений по противодействию угрозам. С другой - весьма сложными являются и сами процедуры обобщения, свертки, агрегирования и т. п. значительного числа динамично изменяющихся наборов разнородных факторов, в общем случае представляющих собой достаточно сложные иерархические системы мониторинговых, отчетных, статистических и прогнозных показателей, а также экспертных оценок. При этом задача комплексного многофакторного анализа развития ситуации в социальной сфере требует также учета существенных (с точки зрения поставленных целей) и многообразных прямых и обратных причинно-следственных связей как между отдельными факторами, так и между их группами и внешней средой. Отдельного рассмотрения требует и проблема критичности получаемых результатов в зависимости от точности и достоверности исходных данных.

Кроме того, традиционно используемые подходы и методы моделирования исследуемых общественно-политических процессов в рассматриваемой предметной области в своем большинстве основаны на наличии полной информации о сложной социально-экономической системе, ее окружении и взаимодействии ее сегментов (подсистем). Однако реально данные необходимой степени полноты и точности собрать практически невозможно, особенно в условиях быстро меняющейся обстановки.

Таким образом, основными проблемами управления региональной и основной ее составляющей - социальной безопасностью являются [13]:

• отсутствие полной информации об исследуемой сложной системе, ее окружении и взаимодействии с внешней средой;

• отсутствие точных значений большинства факторов моделируемой системы;

• наличие различных аспектов, влияющих на принятие решения (политический, экономический, социальный, технический и т. п.);

• сложность объединения знаний различных экспертов о системе (ситуации) в единую картину;

• невозможность построения точной численной модели объекта управления.

В данной ситуации повышается роль методологии сценарного анализа, базирующейся на процессах разработки и исследования имитационных моделей, создаваемых на основе аппарата знаковых орграфов, принципиально позволяющей в условиях неполной информации и неопределенности использовать в качестве исходных данные как качественного, так и количественного типа. Основным ее преимуществом является возможность:

1. оценки уровня уязвимости социальной сферы под воздействием внешних и внутренних угроз дестабилизации;

2. проведения комплексного анализа текущей ситуации в социальной сфере на заданном временном горизонте;

3. формирования краткосрочных и долгосрочных прогнозов ее развития;

4. оценки эффективности и согласованности множества распределенных во времени и пространстве стратегических и тактических управленческих решений по достижению поставленных целей обеспечения социальной стабильности в условиях неопределенности.

Сценарный подход относится к классу объектно-ориентированных методов представления информации о внутренней обстановке и состоянии внешней среды и выработке ответных действий (в первую очередь в качестве реакции на внутренние и внешние деструктивные информационные воздействия и связанные с ними риски различной природы). Базовая идея и основы методологии использования сценарного подхода в области исследования поведения сложных систем на базе математических и графовых моделей специального типа, а также совершенствования технологии управления их развитием впервые были сформулированы в 60-х годах прошлого столетия и отражены в работах Ф. Робертса (F. Roberts), Дж. Форрестера (J. Forrester), Д. Медоуза (D. Meadows) и ряда других ученых [14-16]. Основная задача, решаемая в рамках сценарного подхода, заключается в формировании необходимых исходных данных для подготовки и принятия эффективных стратегических и оперативных решений, а также комплексном опережающем анализе последствий реализации этих решений при различных условиях. Таким образом, сценарий развития исследуемой системы или конкретной проблемной ситуации является необходимым промежуточным звеном между этапами целеполагания, формирования, а также реализации конкретных управленческих решений, направленных на достижение поставленных целей.

В содержательном плане сценарием поведения объекта управления является модель изменения обстановки, связанной с возникновением и развитием той или иной ситуации и определяемой в дискретном временном пространстве с заданным временным шагом.

Функционально-технологическая схема применения методологии сценарного анализа в процессах управления обеспечением социальной стабильности приведена на рис. 1.

1. Диагностический анализ

• Разработка критериев. качественных к количественных индикаторов для оценки социальной

О П il СН О CT IL

•Выявление, анализ, класснфмкаиия н растрирование источников угроз социальной стабильности •Выявление, анализ и ранжирование <• окон и уязвимости региональные социально-экономических СИСТеМ. /

2. Сценарный анализ и оценка угроз

•Сценарный акалш и оценка уровня потенциальной опасности источников угроз социальной стабильности.

•Прогнозирование и оценка тяжести последствии реллшацет внешних и внутренних угроз социальной стабильности и потенциальных ущербов,

3. Подготовка решений

•Разработка стратегии противодействия угрозам социальной ггаБнльноста.

■Подготовка комплекса тактических решений по против одшетвпм угрозам.

•Сценарный анализ эффективности стратегических и тактических решений.

4. Упр а вл ен ие р еал иза цией подго то ел енн ыхр ешен ий

•Контроль хода реализации стратегии противодействия угрозам социальной стабильности

• О перапш ное упра ьл енне р [[скамн и противодействием угроза». •Мониторинг. анализ состояния [[тенденций развития ситуации на о&ьекте управления [[во внешней следе.

Цмь: диагностика и

¡и ен т и фнканпп угр о з

социальной

стабильности н «окон»

уязвимости

региональных

соннально-

экономшескнх снггём.

i'v i I комплексная оценка потенциальной опасности угроз социальной стабильности и тяжести последствий их реализации (снижение неопределенности).

Г-|У jразработка и анализ эффективности решений по пр отив одейств ню угрозам социальной "Ii Г' и. 11. н I ■ ."in

Цеть^ Контр ель и управление пр отив одейств нем угрозам социальной стабильности.

Рисунок 1. Сценарный анализ процессов управления противодействием угрозам социальной стабильности (разработан авторами)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В рамках процессов управления обеспечением социальной стабильности наиболее важными задачами сценарного анализа являются:

• анализ эффективности стратегических и тактических решений по обеспечению региональной безопасности в целом и социальной стабильности в частности;

• диагностика и идентификация угроз социальной стабильности и «окон» уязвимости региональных социально-экономических систем;

• комплексная оценка потенциальной опасности угроз социальной стабильности и тяжести последствий их реализации (снижение неопределенности);

• оценка эффективности превентивных планов и упреждающих решений по предотвращению возникновения социальных конфликтов;

• разработка и анализ эффективности решений по противодействию информационным угрозам социальной стабильности (внешним и внутренним деструктивным информационным воздействиям);

• оценка эффективности процессов контроля и оперативного управления противодействием угрозам;

• анализ эффективности решений по недопущению эскалации социальных конфликтов и их разрешению;

• анализ эффективности решений по устранению последствий конфликтов и приведших к его возникновению причин.

• корректировка стратегии противодействия угрозам социальной стабильности.

Процесс моделирования и синтеза альтернативных сценариев развития ситуации в социально-политической сфере осуществляется с использованием аппарата функциональных знаковых графов.

Математическая модель знаковых, взвешенных знаковых, функциональных знаковых орграфов, т. е. ориентированных графов, является расширением классической графовой модели. Кроме орграфа G(X,E), где X- конечное множество вершин, а Е - множество дуг графа, в модель включаются дополнительные компоненты. В частности, вводится множество

параметров вершин V ~ (v' * - N =1 ^11 } . В соответствие каждой вершине х, ставится ее параметр v t £V . Вводится также функционал преобразования дуг F(V, Е), т. е. в соответствие каждой дуге ставится либо знак, либо вес, либо функция [17, 18].

Если функционал имеет вид:

F (V,v,, ej )=-

+1, если рост (падение) V вызывает рост (падение) V. -1, если рост (падение) V вызывает падение (рост) V

то такая модель называется знаковым орграфом. Если функционал имеет вид:

F (vi, vj, ej )=

+ Щ , если рост (падение) V вызывает рост (падение) V ■ - Ш , если рост (падение) V вызывает падение (рост) V

то такая модель называется взвешенным знаковым орграфом. Здесь является весом соответствующей дуги.

Если функция имеет вид:

р (V' vj' еч )= ^(V' vj )

то такая модель называется функциональным знаковым орграфом.

На расширенных таким образом орграфах вводится понятие импульса и импульсного

процесса в дискретном временном пространстве. Импульсом Р (п) в вершине хг в момент времени п е N называется изменение параметра в этой вершине в момент времени п:

Р(п) = V(п) - V(п -1).

Значение параметра в вершине х определяется соотношением:

v, (n) = v (n -1) + £ F (v, Vj, e y p (n -1) + p0 (n)

j=1,j*i .

Здесь P?(n) - внешний импульс, вносимый в вершину e, в момент времени n.

Из двух последних конечно-разностных уравнений легко получить уравнение для импульса в исследуемом процессе:

P (n) = £ F(vt, vj, e j ) (Pj (n -1) + p0 (n))

j =1,j*i .

Содержательно параметрами вершин графа являются ключевые показатели (факторы), описывающие состояние и динамику развития ситуации в социально-политической или социально-экономической сферах, структура знакового графа отражает причинно-следственные взаимосвязи между ними. Совокупность значений параметров вершин в графовой модели описывает конкретное состояние исследуемой ситуации в определенный момент времени. Изменение значений параметров вершин графа порождает импульс и интерпретируется как переход исследуемой системы из одного состояния в другое. Управление развитием системы моделируется изменением структуры и подаваемыми импульсами в определенные вершины графа.

Для решения прикладных и практических задач сценарного анализа процессов регионального управления на основе математического языка знаковых графов разработана пилотная версия специализированного программно-аналитического комплекса (ПАК), осуществляющего информационную поддержку процессов формирования и исследования альтернативных сценариев развития ситуации с целью оценки эффективности управленческих решений по обеспечению социальной стабильности. Разработанный комплекс программ работает под управлением ОС MS Windows. Данный программный комплекс обеспечивает: автоматизацию создания и модификации графовых моделей в режиме диалога с пользователем при помощи встроенных визуальных инструментов проектирования.

Основной целью программного комплекса является автоматизация процессов сценарного исследования региональных социально-экономических систем и синтез альтернативных сценариев их поведения (развития ситуации на различных временных горизонтах) в условиях неопределенности под воздействием внешних и внутренних угроз социальной стабильности.

Программный комплекс обеспечивает автоматизацию решения следующих функциональных задач:

1. формирования графовых моделей в виде совокупности вершин и направленных дуг между ними, который обеспечивает хранение и доступ к моделям, используя древовидную структуру, запись наименований моделей в виде длинных имен, удаление, копирование, перенос и объединение моделей, как в древовидной структуре, так и внутри древовидного каталога;

2. модификации моделей пользователем в визуальном режиме (drug-and-drop): добавление и удаление вершин и дуг, придание дугам веса и его изменение, придание дугам временных задержек прохождения импульса и «разрывов» в тактах моделирования (веса дуг могут быть заданы десятичными положительными и отрицательными числами, арифметическими и стандартными функциями от величин значений факторов вершин и проходящих по дугам импульсов);

3. хранения структуры моделей и результатов моделирования в одном из наиболее распространенных форматов - DBF, что облегчает их возможное использование в других приложениях (наличие распространенных средств доступа к форматам хранения: ODBC, OLE DB;

4. моделирования (модельного исследования): проведение поэтапного моделирования с заданием количества шагов на каждом этапе, возврат процедуры моделирования на заданное количество шагов с восстановлением предыдущего состояния модели, возможность внесения изменений в ходе моделирования (добавление, удаление и изменение параметров вершин и дуг), изменение величин импульсов и значений в вершинах знакового графа на любом этапе моделирования;

5. решения обратной задачи: формирования сценариев управленческого воздействия для целенаправленного и заданного изменения свойств моделируемых объектов, систем и процессов, т. е. решения обратных задач для целей планирования и управления развитием социально-экономических систем и обеспечением региональной безопасности в условиях неопределенности;

6. выдачи результатов моделирования: результаты сценарных исследований выдаются программным комплексом в текстовой форме на естественном языке (с использованием встроенной функции автоматического формирования текстового описания полученных сценариев развития социально-экономических систем), в табличной форме (с помощью экспорта полученных результатов в стандартные таблицы MS Excel), а также в графической форме с абсолютным или относительным масштабированием (включая предоставление сравнительных графиков результатов моделирования и динамики изменения значений вершин графовой модели) с возможной привязкой к картам геоинформационных систем.

Единый доступ к отдельным моделям или их фрагментам (слоям) осуществляется посредством организации общих папок в локальной сети либо единого рабочего пространства в облачных сервисах в глобальной сети (рис. 2).

Эксперт Эксперт

Эксперт

Рисунок 2. Организация доступа к моделям (разработан авторами)

Процессы автоматизированного формирования и исследования моделей представлены на рис 3 и 4 соответственно.

БЛОК ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ МОДЕЛИ

Анализ модели

Владелец модели

_£_

Финализация модели

Анализ циклов Наличие типовых структур Межслойный интерфейс Анализ висячих вершин Анализ дубликатов Анализ путей Транзитивные замыкания

I

I

Редактирование модели

Дуги

Вершины

Слои

События

Макросы

Время

Добавление Удаление Активация Деактивация Изменение параметров

Выбор

модели ▲

Объединение

моделей *

Создание новой модели

Документирование модели

Владелец модели

3. Блок управления изменениями модели

Библиотека моделей

Библиотека параметров

Эксперт

Эксперт

Библиотека правил и действий

Обозначения:

- Поток вызова модулей | - Поток управления

Права доступа

К слоям модели В библиотеку моделей

A tr

Внешняя информация

_| - Модуль ПАК у - Внешние потоки информации

Рисунок 3. Формирование структуры моделей (разработан авторами)

БЛОК МОДЕЛИРОВАНИЯ

Визуализация результатов

Графическая Аналитическая Сводные Текстовое Табличное Гео-информационая форма форма данные описание представление система

МОДЕЛИРОВАНИЕ

Параметры моделирования

Параметры обратной задачи

Решение обратной задачи управления

Параметры

расчета сценариев

Параметры визуализации результатов

Программа управления моделированием

Программа управления эксперементом

1. БЛОК ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ МОДЕЛИ

Выбор/ сохранение модели

TT

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Редактирование программы управления моделированием

Выбор/сохранение программы управления моделированием

Редактирование программы управления эксперементом

Выбор/сохранение программы управления эксперементом

Владелец модели

Мт

Библиотека моделей

Библиотека программ управления моделированием

Библиотека программ управления экспериментом

3

2

Обозначения:

__________! - Поток вызова модулей - Модуль ПАК

; - Поток управления ^^ - Блок модулей ПАК '

Рисунок 4. Процесс моделирования (разработан авторами)

Программный комплекс позволяет осуществлять по телекоммуникационным каналам экспорт промежуточных или итоговых данных моделирования в ситуационные центры органов регионального управления.

3. Моделирование и сценарный анализ эффективности управления обеспечением социальной стабильности

С использованием описанного выше программного комплекса проведено сценарное исследование процессов противодействия информационным угрозам социальной стабильности в регионах Российской Федерации. В рамках предложенной методологии сценарного анализа разработана базовая мультиграфовая модель управления противодействием комплексным деструктивным информационным воздействиям (КДИВ) экстремистской направленности [13].

Структура модели и перечень разработанных сценариев приведены на рис. 5.

Альтернативные сценарии Сценарии 1. «Отсутствие информационной агрессии и интенсивных дестабилизирующих воздействий». Сценарии 2. «Информационная агрессия без ответного противодействия».

Сценарий 3. «Анализ эффективности управления противодействием информационной агрессии».

Сценарий 4. «Оценка эффективности централизованного и скоординированного противо действия К ДИВ».

Рисунок 5. Структура имитационной модели и сценарии ее исследования (разработан авторами)

Здесь КДИВ рассматривается в качестве доминирующего информационно-психологического и организационного фактора, негативно влияющего на гражданское общество с целью его дестабилизации в соответствии с заданными целевыми установками.

В рамках первого и второго сценариев осуществлялась пессимистическая оценка последствий целенаправленной реализации КДИВ в предположении, что деструктивным информационным кампаниям не оказывается адекватного противодействия в силу

инерционности реакции государственной системы информационного управления в результате эффекта внезапности, либо отсутствия необходимого информационного потенциала.

В рамках третьего сценария осуществляется формирование и анализ эффективности комплекса мер по противодействию информационным угрозам в ситуации, когда система управления этим противодействием недостаточно эффективна, а действия составляющих ее структур в определенной степени разобщены и не согласованы. Фактически данный сценарий акцентированно отражает ситуацию, когда результативность противодействия информационным угрозам дестабилизации обстановки существенно снижается в результате отсутствия должной координации деятельности различных уполномоченных органов и структур исполнительной власти, министерств, ведомств, информационных агентств и т. п., относительно независимо использующих информационный потенциал в оперативном и тактическом плане как средство проведения мероприятий по отражению КДИВ. Это может приводить не только к снижению эффективности парирования информационных атак, но и к разрушению системы воспроизводства информационного ресурса (ИР), а в конечном итоге - к его дефициту.

С целью оценки эффективности противодействия или «парирования угроз» КДИВ проведено следующее преобразование базовой модели (сценарий 3).

• Активированы факторы, отражающие рост интенсивности использования информационного потенциала.

• Активированы связи, отражающие информационные воздействия на факторы, характеризующие уровень противодействия попыткам манипулирования общественным (массовым) сознанием в том числе со стороны как классических, так и электронных «ангажированных» (нарушающих законодательство или действующих на грани допустимого) СМИ, а также попыткам провоцирования социальных конфликтов с использованием возможностей Интернет (прежде всего - социальных сетей и шифрующих коммуникаторов).

• Активированы связи, отражающие интенсификацию использования системой управления обеспечением социальной стабильности информационного ресурса и развитие системы его воспроизводства.

Как следует из представленных на рис. 6 графических зависимостей, на начальном этапе моделирования наблюдается достаточно длительный период положительного изменения основных (ключевых) факторов социально-экономического развития страны и ее регионов, непосредственно определяющих уровень социальной стабильности. Возрастает и устойчивость общества к внешним деструктивным информационным воздействиям, что отражает положительные результаты инициированных процессов управления противодействием КДИВ. Одновременно с этим начинает проявляться и постепенно возрастать уровень несогласованности использования информационного ресурса (на графике - колебания значений данного фактора при общей положительной тенденции), что, тем не менее, в течение определенного временного интервала все же не приводит к значимым отрицательным последствиям.

шш

/

Рисунок 6. Сценарий 3: динамика изменения ключевых факторов (разработан авторами)

Однако, на более длительном интервале времени, при условии проведения длительных непрерывных деструктивных информационных кампаний эффективность противодействия им существенно снижается, что приводит к росту угроз социальной стабильности. Кроме этого, начинает истощаться и необходимый для парирования КДИВ информационный ресурс, а также резко снижается эффективность системы его воспроизводства, что еще более усугубляет сложившуюся ситуацию.

Фактически несогласованность использования информационного ресурса в данной ситуации не только приводит к потере эффективности противодействия КДИВ, но и является своеобразной «закладкой» потенциального, достаточно серьезного и носящего системный характер «окна» уязвимости в процессы социально-экономического и политического развития государства и общества.

При активизации и интенсификации КДИВ, данное «окно» уязвимости может в определенный момент времени привести к снижению значений ключевых социальных и макроэкономических показателей развития страны, резкому падению авторитета исполнительной и законодательной власти и, как следствие, уровня ее поддержки населением, а также поражению крайне опасными по своим последствиям метастазами политической, социальной и экономической основ развития государства. Причем основной причиной возникновения рассматриваемой крайне опасной ситуации будет являться в первую очередь неготовность государственной системы информационного управления оперативно, адекватно и эффективно противодействовать угрозам дестабилизации ситуации в стране в целом или в ее регионах, а во вторую - недостаточность накопленного информационного ресурса.

Кроме того, как показали проведенные сценарные исследования, несогласованное использование информационного ресурса прежде всего в цикле оперативного управления противодействием КДИВ приводит, во-первых, к существенному снижению эффективности его использования, а во-вторых, на следующих этапах к снижению объемов ресурсов данного типа и в конечном итоге к дефициту и разрушению системы их воспроизводства.

27ITVN518

На следующем этапе моделирования в рамках сценария 4 рассмотрены ключевые вопросы оценки эффективности управления противодействием информационным угрозам социальной стабильности. В соответствии с поставленной задачей был внесен ряд изменений в базовую модель. В частности, активирован фактор, отражающий результаты централизации государственной системы информационного управления и координации действий составляющих элементов. Предполагается, что данные функции возложены на специально созданный орган государственного управления (здесь необходимо подчеркнуть, что синтез структуры системы управления обеспечением социальной стабильности является отдельной и достаточно сложной задачей, решение которой требует проведения отдельного цикла научных исследований, лежащих вне рамок настоящей работы). На указанную вершину в модели замкнуты все основные причинно-следственные связи, отражающие процессы противодействия КДИВ. Все остальные структуры управления включены в модель косвенно, поскольку их основной задачей является проведение комплексов мероприятий по осуществлению единой стратегии и реализации скоординированной системы долгосрочных и средне- и краткосрочных упреждающих и оперативных планов противодействия информационным угрозам дестабилизации ситуации (общественно-политической обстановки).

Как видно из приведенных на рис. 7 графических зависимостей, на начальном временном интервале моделирования наблюдается кратковременный период неустойчивости ряда социально-экономических показателей, а также заметны колебания значений факторов, отражающих уровень информационной безопасности, что связано с известным свойством инерционности систем организационного управления.

Следующий этап моделирования (рис. 8) отражает результаты структурных изменений в системе управления противостоянием деструктивным информационным кампаниям, заключающиеся в централизации планирования, ресурсного обеспечения, координации и оперативного управления процессами отражения информационной агрессии (в терминах модели - активизируются «длинные» циклы стабилизирующих воздействий).

Рисунок 7. Сценарий 4: динамика изменения ключевых факторов (разработан авторами)

Рисунок 8. Сценарий 4: динамика изменения ключевых факторов (разработан авторами)

Даже неглубокий анализ полученных графических зависимостей показывает, что за счет централизации управления и координации деятельности субъектов государственного информационного управления существенно повышается эффективность противодействия информационной агрессии, что является вполне очевидным даже на качественном уровне.

Результаты моделирования показали, что благодаря росту эффективности функционирования системы управления противодействием информационным угрозам, на достаточно длительном интервале времени удается сохранить политическую, экономическую и социальную системы государства в условиях стабильного роста. Одновременно с этим возрастает и действенность предпринимаемых усилий и мер по отражению КДИВ.

Возрастает и эффективность использования информационного ресурса, а также результативность системы его воспроизводства, которое в рассматриваемых условиях становится менее затратным, что, как следствие, способствует определенному снижению нагрузки на бюджет. Результаты сценарного исследования также показывают, что централизация подготовки, реализации и контроля выполнения стратегических, тактических и оперативных решений по управлению обеспечением социальной стабильности, а также координация усилий по противодействию информационной агрессии в целом оказывают положительное влияние на социально-экономическое и политическое развитие государства в условиях активного информационного противоборства. Кроме того, выстроенная таким образом система информационного управления фактически позволяет создать единый информационный (ресурсный и структурно-технологический) резерв, который наряду с эффективной системой его воспроизводства существенно повышает информационный потенциал государства и, соответственно, результативность противодействия внешним и внутренним угрозам социальной стабильности, в том числе в информационной сфере.

Заключение

Предложенный для решения задач повышения эффективности управления обеспечением социальной стабильности подход основан на опережающем сценарном анализе и моделировании процессов развития исследуемых ситуаций в общественно-политической, социально-экономической и информационной сферах, а также во внешней среде. Основным его преимуществом является возможность прогнозирования и анализа альтернативных вариантов развития ситуации на заданном временном горизонте, а также оценки эффективности и согласованности множества распределенных во времени и пространстве стратегических и тактических управленческих решений по поддержанию социальной стабильности в обществе в условиях неопределенности и при наличии внешних и внутренних деструктивных воздействий.

Накопленный опыт исследований в рассматриваемой предметной области, а также анализ полученных результатов позволили сформулировать ряд перспективных направлений продолжения теоретических и прикладных исследований в области развития методологии сценарного анализа по целому ряду базовых направлений, основными из которых являются следующие:

1. разработка теоретических положений в области построения математических моделей и методов моделирования, анализа и синтеза сценариев развития социально-экономических систем как инструмента формального анализа альтернативных вариантов развития ситуации при задаваемых целевых и критериальных установках в условиях неопределенности;

2. разработка аппарата формального описания моделей функционирования и внешнего окружения региональных социально-экономических систем, а также формализация моделей анализа и выбора элементов сценарных систем и разработка методик описания предметных областей сценарного анализа;

3. исследование природы возникновения, характера развития и путей разрешения конфликтов в социально-политической сфере с позиций конфликтологии;

4. исследование взаимосвязи и взаимозависимости факторов, формирующих облик системы политических, социальных и экономических отношений в условиях глобализации и информационного общества, а также характера и закономерностей их влияния на уровень региональной и социальной безопасности;

5. комплексное и многостороннее исследование сущности, содержания и тенденций развития процессов информационного противоборства, осуществляемого в форме различных по целевым установкам и в том числе деструктивных и дестабилизирующих информационных воздействий;

6. анализ целей, сущности, содержания и направленности государственной информационной политики, ее роли в организации противодействия внешним деструктивным и дестабилизирующим информационным воздействиям;

7. исследование эффективности различных форм государственного регулирования общественно-политических отношений современного общества в информационной сфере;

8. исследование роли и места органов государственной власти в отражении внешней информационной агрессии, в том числе на ранних стадиях развития конфликтов в социально-политической сфере и, в случае необходимости, оперативного и адекватного реагирования.

Дальнейшее развитие исследований в рассматриваемой предметной области, а также практическое применение предложенного подхода для решения задач обеспечения социальной стабильности обеспечит возможность решения широкого круга теоретических и прикладных задач планирования и управления региональной и социальной безопасностью, в том числе:

1. разрабатывать эффективные стратегии и комплексы долгосрочных и среднесрочных упреждающих планов противодействия угрозам региональной и социальной безопасности, а также предупреждения социальных конфликтов;

2. проводить комплексный многофакторный анализ эффективности стратегических, тактических и оперативных решений по обеспечению социальной стабильности как в стране в целом, так и в ее регионах;

3. своевременно и эффективно диагностировать и идентифицировать внешние и внутренние угрозы социальной стабильности, а также своевременно выявлять внутренние «окна» уязвимости и источники рассматриваемых угроз;

4. обеспечивать комплексную и достоверную оценку потенциальной опасности угроз социальной стабильности, а также тяжести последствий их реализации;

5. обеспечивать опережающую оценку вероятности возникновения конфликтных ситуаций в социальной сфере, а также эффективности превентивных и оперативных мер по обеспечению социальной стабильности;

6. проводить анализ альтернативных вариантов развития ситуации в регионе, выявление конфликтогенных источников и способствующих возникновению или провоцирующих эскалацию конфликта факторов, а также оценку возможных последствий конфликтных ситуаций;

7. проводить анализ эффективности решений недопущению эскалации социальных конфликтов и разрешению, а также анализ эффективности решений по устранению последствий конфликтов и приведших к его возникновению причин.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шульц В.Л., Кульба В.В., Шелков А.Б., Чернов И.В. Сценарный анализ в управлении геополитическим информационным противоборством. - М.: Наука, 2015. - 542 с.

2. Семченков А.С. Противодействие угрозам политической дестабилизации как направление обеспечения национальной безопасности России. - М.: МАКС Пресс, 2011. - 276 с.

3. Шульц В.Л., Кульба В.В., Шелков А.Б., Чернов И.В. Информационное управление в условиях глобализации - М.: ИПУ РАН, 2017. - 130 с.

4. Новоселов С.В. Инструменты стратегий непрямых действий и «мягкой силы» в отношении России // Каспийский регион: политика, экономика, культура, 2017, № 3 (52). - с. 142-150.

5. Карпович О.Г. Цветные революции как инструмент системной дестабилизации политических режимов: угрозы и вызовы для России // Национальная безопасность / notabene, 2015, № 1. - c. 73-87.

6. Манойло А.В. Гибридные войны и цветные революции в мировой политике // Право и политика / notabene, 2015, №7 (187). - с. 918-929.

7. Пономарева Е., Рябинин Е. «Цветные революции» в контексте стратегии управляемого хаоса // Обозреватель-Observer, 2015, №12. - с. 38-51.

8. Пономарева Е.Г. Что такое «цветные революции» и как с ними бороться? // Представительная власть, 2016, № 1-2. - с. 26-38.

9. Матвеев А.В. Детерминанты религиозного и политического экстремизма. // Пробелы в российском законодательстве, 2009, № 4. - с. 174-176.

10. Тимофеева Л.Д. Религиозный экстремизм: анализ законодательства РФ и зарубежных стран. [Электронный ресурс] // «ЭГО: Экономика. Государство. Общество». Вып. №1(8) 2012. - http://ego.uapa.ru/ru/issue/2012/01/01/. (Дата обращения 20.09.2018).

11. Панцерев К.А. Информационно-психологические операции ИГИЛ: некоторые практические аспекты // Гуманитарный вектор, 2018, т.13, № 1. - с. 46-55.

12. Шульц В.Л. Сценарный анализ в управлении социальной безопасностью // Национальная безопасность / nota bene, 2012, № 6. - с. 2-21.

13. Шульц В.Л., Кульба В.В., Шелков А.Б., Чернов И.В. Управление региональной безопасностью на основе сценарного подхода. - М.: ИПУ РАН, 2014. - 163 с.

14. Робертс Ф.С. Дискретные математические модели с приложениями к социальным, биологическим и экологическим задачам. - М.: Наука, 1986. - 497 с.

15. Форрестер Д. Мировая динамика. - СПб.: Изд-во АСТ, 2003 - 379 с.

16. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й. Беренс B.B.III. Пределы роста. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 208 с.

17. Кульба В.В., Кононов Д.А., Косяченко С.А., Шубин А.Н. Методы формирования сценариев развития социально-экономических систем. - М.: СИНТЕГ, 2004. -296 с.

18. Модели и методы анализа и синтеза сценариев развития социально -экономических систем: в 2-х кн. / Под ред. В.Л. Шульца, В.В. Кульбы. - М. : Наука, 2012. - Кн. 1 - 304 с., кн. 2 - 358 с.

Chernov Igor Victorovich

V.A. Trapeznikov institute of control sciences of Russian academy of sciences, Moscow, Russia

E-mail: ichernov@gmail.com

Shelkov Aleksey Borisovich

V.A. Trapeznikov institute of control sciences of Russian academy of sciences, Moscow, Russia

E-mail: abshelkov@gmail.com

Bogatyryova Larisa Vladimirovna

V.A. Trapeznikov institute of control sciences of Russian academy of sciences, Moscow, Russia

E-mail: lbogat@mail.ru

Regional security: the information support of management processes to ensure social stability on the basis of scenario approach

Abstract. The paper represents the methodological and applied issues of the development of social stability management processes at the regional level.

The carried out analysis has shown that the vulnerability of the Russian society to destructive information influences from the outside, aimed at destabilizing the public life of the country and its regions, is significantly increasing especially at the current level of the globalization processes development in the conditions of a significant aggravation of interstate geopolitical confrontation, as well as a significant increase of it's openness in the information sphere. At the same time the greatest danger is represented by a possibility of negative impact on public consciousness and people's outlook, and also giving to this consciousness desirable qualities and properties from the point of view of the geopolitical adversary objectives.

The paper outlines the main statements of the scenario analysis methodology, based on the processes of the development and research of simulation models created on the basis of mathematical iconic digraphs models.

The paper describes the structure and key functions of the pilot version of a specialized analytical software complex that provides the information support for the processes of the formation and research of alternative scenarios of the socio-politic situation development with a view to assessing the effectiveness of management decisions to ensure social stability

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The analysis of the effectiveness of the scenario approach use in solving the tasks of social and regional security managing was carried out. The results of the development and scenario research of the basic integrated multi-factor model allowing to carry out the advanced analysis of the processes of development of the situation in the social sphere and to evaluate the quality of the management decisions taken to ensure social stability are presented.

The proposed approach makes it possible to diagnose and identify external and internal threats to social stability in the society, to provide a comprehensive assessment of the potential danger of threats, to reliably evaluate the effectiveness of decisions taken to manage regional security which consists in counteracting threats to social stability and also to form conclusions about the most probable and expedient trends of the dynamic processes development in the social sphere under conditions of uncertainty.

Keywords: management; information support; regional security; social stability; threat diagnostics; information impact; scenario analysis; simulation; iconic graphs; analytical software complex

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.