Научная статья на тему 'Регионализм в идеологии раннего карлизма (1833–1840)'

Регионализм в идеологии раннего карлизма (1833–1840) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
140
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история Испании / карлизм / католицизм / Первая Карлистская война / регионализм. / history of Spain / Carlism / Catholicism / First Carlist War / regionalism

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Терещук Андрей Андреевич

В статье рассматривается вопрос о роли регионалистского элемента в формировании идеологии сторонников дона Карлоса во время Первой Карлистской войны (1833–1840). Дается обзор научной литературы по данной проблематике. Выделяются две точки зрения на ранний карлизм, которые условно определяются как «испанская» и «регионалистская». Показывается, что «испанская» точка зрения была характерна для исторической науки в Испании периода франкизма. Кроме того, данный взгляд на ранний карлизм является доминантным в работах современных испанских историков. «Регионалистская» точка зрения свойственна авторам, являющимся сторонниками независимости отдельных регионов севера Испании, а также ряду неиспанских исследователей карлизма. Изучение заявленной тематики производится на основании трех категорий источников. Анализируются мемуары участников войны на стороне карлистов, а также лиц, находившихся во время конфликта на подконтрольных повстанцам территориях. Рассматриваются манифесты и обращения лидеров движения к населению Испании в первый месяц войны (октябрь 1833 г.). В общей сложности изучаются тексты 13 документов данного типа. Делается обзор переписки апостольских нунциев в Мадриде Л. Амата и Ф. Тибери с государственным секретарем Ватикана Т. Бернетти за период с 1833 по 1835 г. По итогам проведенного исследования делается вывод о периферийности регионалистских элементов в идеологии раннего карлизма. Участники движения заявляли о необходимости защиты католической религии и испанских традиций престолонаследия. Ни один из лидеров движения в течение Первой Карлистской войны не призывал к созданию автономного или полуавтономного отдельного государства на севере Испании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regionalism in the Ideology of Early Carlism (1833–1840)

The article studies the paper of regionalist discourse in the ideology of early Carlism (1833– 1840). There are analyzed some previous investigations in that field. There are shown two points of view on the Carlist movement in 1833–1840, the “Spanish” and the “regionalist” one. The investigation is based on sources of three types. There are studied memoirs of participants of the Carlist movement in that period; there are analyzed the manifestos and proclamations of Don Carlos and other leaders of the movement to the people of Spain in the first month of the conflict (October 1833); it is examined the correspondence of the Apostolic Nuncios in Spain L. Amat and F. Tiberi with the Cardinal Secretary of State T. Bernetti in 1833–1835. Basing on the results of the investigation it is made a conclusion that regionalist discourse played the secondary role in the ideology of Don Carlos´s supporters in the First Carlist War. The Carlists proclaimed as their most urgent tasks the defense of Catholic religion and of Spanish traditions of the succession to the throne. Nobody among the leaders of the movement in 1833–1840 expressed the idea of creation of an autonomous or semiautonomous state in the northern Spain.

Текст научной работы на тему «Регионализм в идеологии раннего карлизма (1833–1840)»

УДК 94 (460) БОТ

А. А. Терещук

Регионализм в идеологии раннего карлизма (1833-1840)

Изучение Первой Карлистской войны (1833-1840) продолжает оставаться одним из актуальных направлений работы для специалистов, занимающихся историей Испании XIX в. Конечно, основная событийная канва данного конфликта была подробно рассмотрена еще в позапрошлом столетии в фундаментальном исследовании А. Пиралы1. В середине XX в. была опубликована крупнейшая работа в рамках так называемой карлистской историографии — 30-томная «История испанского традиционализма»2 М. Феррера и др., 17 томов которой посвящены войне 1833-1840 гг. В 1991 г. А. Бульон де Мендоса защитил докторскую диссертацию, в которой составил подробное описание армий враждующих сторон и хода боевых действий3. Естественно, это ^ далеко не полный перечень работ, обращающихся к рассмотрению о Первой Карлистской войны; полная библиография включает в себя ^ тысячи названий. 2

св

Я ^

За последние пять лет можно отметить три монографии, посвященные Первой д

Карлистской войне. М. Лоуренс в своей работе не только показал важнейшие со- 13

бытия противостояния, но и обратил внимание на внутреннюю жизнь террито- о

рий, находившихся под контролем карлистов, а впоследствии продолжил данную ^

тему, сопоставляя конфликт 1833-1840 гг. с гражданской войной 1936-1939 гг.4 ^

Х. Альби де ла Куэста в своей книге «Карлистская армия на севере, 1833-1839»

составил подробное описание вооруженных сил сторонников дона Карлоса и во- £

енных операций карлистских войск в Наварре, Риохе и Стране Басков5. ^

я 'Й со

В то же время одним из наиболее перспективных направлений в изучении Первой Карлистской войны является рассмотрение идеологии враждующих сторон («карлистов» и «кристинос»). Карлизм как политическое движение сохранился до нашего времени; естественно, за 180 лет существования его идеологическая основа претерпела значительные изменения. Чаще всего идеологию карлизма резюмируют в форме знаменитой триады «За Бога, Родину и Короля», к которой во второй половине XIX в. добавился 4-й элемент — «фуэрос» (общее название «тех прав, вольностей и привилегий, которыми пользовались народы Пиренейского полуострова»6). Тем не менее данный лозунг, до сих пор использующийся в политической пропаганде, едва ли может быть применен для научного анализа мировоззрения сторонников дона Карлоса. Карлизм никогда не представлял собой цельного, идеологически однородного движения. Таким образом, помимо неизбежных изменений в идеологии, которые мы выделяем, рассматривая карлизм в диахронии, можно отметить и высокий уровень вариативности в синхронии, т. е. в каждый конкретный момент истории движения.

Особенную сложность представляет изучение идеологии раннего карлизма. В настоящей статье под «ранним карлизмом» будет пониматься период Первой Карлистской войны (1833-1840). В течение конфликта не было сделано ни одной серьезной попытки дать идеологическое обоснование карлистскому движению (книгу А. Шао, о которой речь пойдет далее, правильнее отнести к баскской националистической литературе, чем к карлистской). Как пишет Ю. В. Василенко, «на всем протяжении своего генетического этапа карлизм — это не столько политическая идеология, сколько политическая практика»7. Первые попытки определить карлизм с точки зрения политологии или философии относятся к 1840-м гг.; при этом два крупнейших испанских философа той эпохи, Д. Кортес и Ж. Балмес (Х. Бальмес), теоретизировали не столько ^ о карлизме, сколько о консерватизме в целом.

О

В рамках изучения мировоззрения сторонников дона Карлоса в 1830-е гг. ^ представляется значимым анализ элемента «Родина» из вышеупомянутой кар-« листской триады. Естественно, что участники карлистского движения второй

ей

половины XIX — XX в., которые писали о своих предшественниках 1830-х гг., ^ часто создавали субъективный образ первых карлистов, приводя его в соответ-5§ ствие с актуальной для себя политической обстановкой. Например, карлист-& ский претендент на испанский престол Карлос VII в 1869 г. в своем письме-Ци манифесте утверждал, что цель карлизма — добиться того, «чтобы каждый £ муниципалитет и каждая провинция могли жить собственной жизнью»8. В кон® тексте революции 1868 г. и обострения противоречий между отдельными реги-§ онами данные слова могли найти отклик среди значительной части населения ^ Испании. При этом в 1933 г. претендент Альфонсо Карлос в манифесте, выпущенном по случаю столетия карлистского движения, заявлял, что «наша армия, £ сражаясь за династический Легитимизм, защищала Религию и Испанию»9. Ма-С

нифест был выпущен в обстановке церковных погромов и роста сепаратистских настроений в Каталонии и Стране Басков и ориентировался на всех противников Второй Республики. Автор документа представлял ранний карлизм как политическую силу, выступавшую за централизацию Испании.

Кажущееся единство карлистского движения в 1833-1840 гг. существовало только на бумаге. Помимо противоречий между двором дона Карлоса и армией, «радикальным» духовенством и «умеренными» карлистами, существовало и взаимное недоверие между уроженцами разных провинций. Эти «провинциальные» разногласия среди карлистов отмечались противниками дона Карлоса. Ф. Фернандес де Кордоба, офицер армии кристинос, писал в своих воспоминаниях о негативных последствиях, которые имело для карлистско-го движения нежелание басков, чтобы «кастильцы» (как называли на севере выходцев из других частей Испании) пользовались влиянием на претендента на престол10. Во время войны стало широко известно нежелание наваррцев воевать вдали от родных мест: наваррские солдаты эффективно вели боевые действия на территории Наварры, но оказавшись в других провинциях, начинали дезертировать и пытаться вернуться домой. Как пишет Х. Альби де ла Куэста, региональные противоречия сохранялись вплоть до самого конца войны и ярко проявились во время подписания соглашения в Вергаре 31 августа 1839 г.: с условиями договора были согласны кастильцы, бискайцы и гипуско-анцы, в то время как большинство карлистов из Наварры и Алавы отказались его признавать11.

Данные противоречия между жителями разных провинций в составе кар-листской армии уже неоднократно отмечались в многочисленных исследованиях, посвященных войне 1833-1840 гг. В то же время стоит заметить, что предвзятое отношение к жителям других провинций не является феноменом, свойственным только карлистскому движению. Предрассудки такого рода существовали в Испании до 1830-х гг. и продолжают сохраняться до нашего времени. Кроме того, факт существования противоречий между представителями разных провинций в составе движения еще не означает, что какая-либо из этих групп отличалась регионалистскими или сепаратистскими настроениями.

Начиная с 1830-х гг. в публицистике и в научной литературе формируются две точки зрения на карлистское движение в войне 1833-1840 гг. Эти две идеи ^ можно условно определить как «испанскую» и «регионалистскую». Споры между сторонниками этих двух противоположных взглядов продолжаются до сих пор и часто оказываются связаны с актуальной политической повесткой дня.

Сторонники «испанской» точки зрения представляют ранний карлизм как движение, существовавшее в рамках испанского консерватизма / традициона- ® лизма. Эта идея господствовала в Испании во второй половине XX в. В период ^ франкизма карлисты представлялись официальной пропагандой как предше- § ственники Национального движения, сражавшиеся за те же идеалы, что и фран- ^ кисты столетием позже. Эту мысль высказывает, например, Р. де ла Сьерва

в своей «Базовой истории современной Испании». Он пишет, что Первая Кар-листская война была «не региональной войной, а идеологической, политической и религиозной»12. Вышеупомянутые М. Феррер и др. ставят знак равенства между карлизмом и испанским традиционализмом. Взгляд на карлизм как на чисто испанское движение не вызывает сомнений и у значительной части современных историков из Испании. Ж. Канал пишет, что «если они (карлисты) и были пропитаны духом какого-либо национализма, то это был национализм испанский»13. Аналогичную точку зрения в рамках французской историографии высказывает и Ж. Перес, который выводит на первый план экономические причины раскола между карлистами и кристинос, не затрагивая вопроса о возможном регионализме первых карлистов14. Причины популярности карлизма именно в Наварре, Стране Басков и Маэстразго французский историк объясняет особенностями ведения хозяйства в данных регионах. Карлизм развился в первую очередь в регионах, где была распространена «мелкая и средняя собственность (на землю) и где оставались социальные коммунитарные структуры, унаследованные от Старого Режима»15.

В то же время среди публицистов и историков, сочувствующих идеям локальных национализмов в Испании (прежде всего баскского), распространена мысль о том, что карлисты в 1833 г. подняли восстание, пытаясь добиться отделения регионов севера страны от Мадрида. Данную точку зрения мы условно будем определять как «регионалистскую». Впервые она была высказана еще в 1836 г. проживавшим в Париже баскским философом и публицистом А. Шао (Чао). В своей книге «Путешествие в Наварру во время восстания басков 1830-1835» автор подчеркивал, что большую часть карлистов составляют баски, которые сражаются за свою независимость16. Идея А. Шао оказалась востребованной в конце XIX — начале XX в., после создания Баскской националистической партии и идеологического оформления баскского национализма.

5 На протяжении всего XX в. историки и публицисты, являющиеся сторонни-

О -

ками независимости Страны Басков, защищали тезис о том, что карлисты бо-

^ ролись за отделение региона от Испании. Об этом писал, например, авторский

« коллектив во главе с Х. Эйарой в «Истории Страны Басков»17. Кроме того, как jH показывает в своем исследовании Х. Р. Уркихо Гойтия, идея о первых карли-^ стах как о баскских сепаратистах регулярно встречалась на страницах подполь-

s ного издания Zutik леворадикальной баскской террористической организации

£ ETA (1959-2018)18.

Ци Взгляд на ранний карлизм как на борьбу за независимость или за фуэрос

£ нашел отражение в некоторых работах неиспанских авторов. В начале про-

s шлого столетия В. К. Пискорский указывал, что «на стороне дон-Карлоса стоя-

§ ли... горцы северных и северо-западных провинций, надеявшихся при помощи ^ дон-Карлоса отстоять свою местную независимость и свои фуэросы»19. «Кар-

6 листскую войну можно также рассматривать как одно громадное фуэристское £ восстание против кастильской централизации», — писал о конфликте 1833-С

1840 гг. Д. дю Дезер20. Э. Хольт определял карлизм как «аграрное, клерикальное, сепаратистское, феодальное движение» (курсив наш. — А. Т.)21. Д. Л. Сейле, рассматривая регионалистские и сепаратистские партии современной Европы, замечает, что «во время карлистских войн баски восставали, чтобы защитить свои права... На самом деле карлистское движение скрывало за собой борьбу за баскскую идентичность»22.

За последние несколько лет появилось несколько работ, затрагивающих проблему регионализма в идеологии раннего карлизма. А. Каридад провел интересное исследование, на основании целого ряда показателей показывая, в каких провинциях Испании карлисты пользовались наибольшей поддержкой населения23. Важную роль в изучении идеологии карлизма играет статья Ю. В. Василенко, посвященная проблеме классификации карлизма как одного из направлений испанского консерватизма. Автор подробно рассматривает идеологическую основу карлистского движения, однако его анализ затрагивает сравнительно широкие временные рамки: от Первой до Третьей Карлистской войны. Кроме того, Ю. В. Василенко не ставит своей задачей изучить именно регионалистские элементы в раннем карлизме, и данный вопрос освещается в его статье лишь поверхностно. Широкий охват имеет и работа М. Айусо Торреса, в которой автор показывает изменения в карлистской идеологии на протяжении более чем полутора столетий истории существования движения24. Исследователь из Мадрида, выступая с прокарлистских традиций, практически не уделяет внимания вопросу о борьбе за фуэрос в период раннего карлизма.

Е. Э. Юрчик в «Истории Испании» пишет об идеологических и социально-политических факторах, который привели к расколу в испанском обществе, отмечая при этом, что жители севера Испании «стремились сохранить свой патриархальный уклад и обычаи землепользования, зафиксированные в местных привилегиях (фуэрос), которым якобы угрожали либеральные преобразования»25. Формат данной фундаментальной работы не позволил более подробно остановиться на проблеме регионализма первых карлистов.

Таким образом, вопрос о роли регионалистского элемента в идеологии ран- ^ него карлизма до сих пор можно считать нерешенным. В настоящей статье С! будет сделана попытка проанализировать значение борьбы за фуэрос и/или ^ независимость тех или иных регионов Испании в мировоззрении участников ^ карлистского движения. Нижняя временная граница исследования — октябрь | 1833 г., верхняя — июль 1840 г., т. е. данные временные рамки совпадают с дати- ^ ровкой начала и окончания Первой Карлистской войны26. -с

Для изучения данной тематики представляется обоснованным обратиться к источникам трех типов. Основным источником при проведении исследо- ^ вания стали воспоминания участников войны 1833-1840 гг. на стороне дона ^ Карлоса или гражданских лиц, находившихся во время конфликта в лагере § повстанцев, в частности мемуары Г. дю Касса27, Ф. фон Лихновски28, И. Ма-геса29, А. Сабатье30, Х. А. Саратьеги31, Ч. Ф. Хеннингсена32 и М. Б. Хонана33. я

Обращение к мемуаристике позволяет взглянуть на карлистское движение изнутри, посмотреть, как карлисты воспринимали самих себя. Вторым типом использованных источников являются манифесты и обращения к жителям Испании или ее отдельных провинций дона Карлоса и других лидеров движения, т. е. программные документы, целью которых было формирование благоприятного образа движения у внешних наблюдателей. Показательным является анализ документов, выпущенных в самом начале войны и определявших цели и задачи повстанцев. В ходе работы над данной статьей были рассмотрены документы, относящиеся к первому месяцу войны (октябрь 1833 г.). В течение месяца было выпущено по меньшей мере 13 подобных манифестов, опубликованных М. Феррером и др. в числе прочих документов в третьем томе «Истории испанского традиционализма»34. Третья категория источников показывает взгляд современников на карлистское движение со стороны. Была изучена переписка апостольских нунциев в Испании Ф. Тибери и Л. Амата с государственным секретарем Святого Престола кардиналом Т. Бернетти в 1833-1835 гг. Данные документы хранятся в Ватиканском секретном архиве, в архиве Государственного секретариата, в фонде «Внешняя политика», отделе 249, папках 438-439.

Анализ мемуарных свидетельств ветеранов карлистского движения или людей из окружения дона Карлоса показывает, что вопрос о защите фуэрос или национальной идентичности жителей севера Испании играл второстепенную роль в идеологии карлистов. Одни авторы (например, А. Сабатье), рассуждая о легитимизме и защите религии, обходят молчанием вопрос о регионализме первых карлистов. А. Сабатье в начало своей книги вставляет «хвалебную оду» в адрес Наварры: «Наварра! Слава тебе! Ты защищаешь дело Господа, дело Родины, дело Короля, дело настоящей свободы! Наварра, ты победишь!»35 Данная область рассматривается автором как оплот испанской монархии; единствен-^ ное желание ее жителей — восстановить на престоле «законного» короля.

Другие мемуаристы, наоборот, обращаются к вопросу о регионализме и пря-^ мо опровергают идею о карлистском движении как о восстании за фуэрос. « Г. дю Касс пишет, что карлисты «никоим образом не поднимали восстания, ведомые интересом сохранить свои привилегии. Я ни разу не слышал, чтобы ^ кто-нибудь в наших рядах произносил слово "фуэрос"»36. Ч. Ф. Хеннигсен не-5§ однократно возвращается к данному вопросу. «Нам говорят, что северные про-& винции воюют не за дона Карлоса, а за свои привилегии. Но это не так»37, — пи-8 шет он в начале первого тома своих воспоминаний. Далее он утверждает, что £ «нигде дело дона Карлоса не было принято так горячо, как в Кастилии»38. Рас® сказывая об этническом составе карлистской армии, британский доброволец § указывает, что баски составляют менее половины войск дона Карлоса, а отнюдь ^ не всю армию, как это принято думать в Англии39. Относительно фуэрос автор заявляет, что из тех, кто взял в руки оружие, едва ли один человек из двадцати £ знает значение слова «фуэрос»40. С

Столь частое обращение к теме регионализма в мемуарах Ч. Ф. Хеннингсена является симптоматичным. Его многочисленные опровержения регионалист-ского характера карлистского движения говорят о том, что в общественном мнении других европейских стран существовала точка зрения на карлистов как на басков, сражавшихся за свои фуэрос.

В книге М. Б. Хонана можно найти интересное свидетельство об отношении к войне жителей севера Испании. Англичанин описывает свой разговор с алькальдом Ируна (город на самом севере страны, на границе с Францией). Собеседник автора говорит, что карлисты готовы «послать к черту либералов из Андалусии»41. М. Б. Хонан не делает из этого высказывания никаких дальнейших выводов, однако показательной является ассоциация идей либерализма с югом Испании (карлисты часто называли своих противников «либералами», обозначая этим термином сторонников введения конституции). Английский путешественник далек от мысли представлять карлистов как борцов за региональные свободы, однако он замечает, что в восприятии многих басков «либеральная партия была заклятым врагом их фуэрос»42. Путешествуя по Каталонии, он пишет, что у каталонцев даже нет фуэрос, но они присоединились к делу дона Карлоса по причине своего крайнего консерватизма43.

Х. А. Саратьеги в своей биографии Т. де Сумалакарреги (основанной в первую очередь на воспоминаниях автора) несколько раз обращается к теме фуэрос и пишет о «храбрости», с которой баски всегда защищали свою «независимость»44 (имея в виду привилегии). Автор упоминает о жестокости генерала кристинос Х. Р. Родиля по отношению к «баско-наваррскому народу»45, но нигде не пытается представить дело, за которое он воевал, как борьбу за фу-эрос или за создание отдельного баскского государства.

Во второй группе источников не было отмечено регионалистских элементов. Было проанализировано 13 программных документов движения, относящихся к октябрю 1833 г., авторами которых стали сам дон Карлос, священник Х. Мерино, военные И. А. Куэвильас, С. Ладрон, Х. Ф. Ибаррола, В. де Верасте-ги, а также правительственная «хунта» Наварры и депутация Бискайи. Данные ^ документы, представлявшие собой своего рода «программу» движения, заяв- а ляют о защите трона и старых испанских традиций престолонаследования, го- ^ ворят о религии и об опасности распространения «революционных» идей для ^ всей страны. В то же время ни в одном из этих документов, даже в заявлениях, | обращенных к жителям Наварры или баскских провинций, не говорится о за- ^ щите фуэрос или тем более о борьбе за независимость баскского народа. -с

Ценным источником по истории карлизма является переписка представителей Святого Престола в Мадриде с государственным секретарем кардиналом ^ Т. Бернетти. В сентябре 1833 г. в столицу Испании прибыл новый апостольский ^ нунций Л. Амат, однако предыдущий представитель папы Ф. Тибери оставался § в Мадриде до мая 1834 г. Оба дипломата в своих донесениях обращали внимание на карлистское движение. я

Ф. Тибери 7 октября 1833 г. докладывал о распространении карлистского восстания по всей стране, а не только в северных провинциях. В частности, он отмечал выступление значительного числа сторонников дона Карлоса в Кордове, в Андалусии46. К концу года стало очевидно, что восстание имело успех только на севере Испании, и 20 декабря Ф. Тибери писал, что «окрестности Биль-бао и вся Бискайя захвачены вооруженными крестьянами»47, при этом бывший нунций нигде не упоминает, что у повстанцев были какие-либо цели помимо защиты интересов законного с их точки зрения монарха. В таком же ключе написаны и послания Л. Амата, который в 1834 г. подчеркивал, что «много крови было пролито жителями Бискайи и Наварры»48. В переписке представителей Святого Престола в 1833-1835 гг. (далее нунций покинул Мадрид, и дипломатические отношения с Испанией были разорваны) неоднократно отмечается, что карлисты пытались защитить Церковь и принципы легитимизма, однако нигде нет даже намека на борьбу за фуэрос.

Проведенное исследование показывает, что высказанное в ряде работ мнение о раннем карлизме как о регионалистском движении не соответствует действительности. Ни воспоминания участников войны, ни программные документы движения, ни наблюдения дипломатов 1830-х гг. не подтверждают оправданность взгляда на первых карлистов как на предшественников баскских и каталонских националистов. Никто из лидеров карлистского движения в войне 1833-1840 гг. не высказывал мысли о необходимости создания независимого государства на севере Испании. Карлисты обосновывали свою борьбу необходимостью защиты религии, прав на престол законного монарха и традиционного уклада жизни. Конечно, отдельные участники движения могли понимать под защитой традиций сохранение фуэрос некоторых регионов страны, однако, как было показано выше, многие карлисты в 1833-1840 гг. даже не знали значения слова «фуэрос». В тексте договора в Вергаре, формально положившего конец ^ войне в Наварре и баскских провинциях в 1839 г., вопрос о фуэрос был вынесен в первую статью, однако карлистов устроила ни к чему не обязывающая ^ формулировка, согласно которой генерал Эспартеро должен был только поре-« комендовать правительству выполнить свои обещания по сохранению фуэрос.

Впоследствии договор в Вергаре много критиковался в карлистской публици-^ стике, однако данная критика рассматривала его как предательство дона Кар-5§ лоса и идеалов движения, а не как подчинение баскской форальной системы у общеиспанской конституции.

а ¡^

о н о

а

y 1 Pirala A. Historia de la guerra civil y de los partidos liberal y carlista. Madrid: Mellado, 1856-

^ 1858. 5 tomos.

2 Ferrer M, Tejera D, Acedo J. F. Historia del tradicionalismo español. Sevilla-Madrid, 1941-

h 1979. 30 tomos.

O

c

3 Bullón de Mendoza A. La Primera Guerra Carlista. Tesis doctoral. Madrid: Universidad Complutense de Madrid, 1991.

4 Lawrence M. 1) Spain's First Carlist War, 1833-40. London: Palgrave Macmillan, 2014; 2) The Spanish Civil Wars. A Comparative History of the First Carlist War and the Conflict of the 1930s. London: Bloomsbury, 2017.

5 Albi de la Cuesta J. El ejército carlista del norte (1833-1839). Madrid: Desperta Ferro, 2017.

6 Фуэросы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, 1902. Т. XXXVIa. С. 923.

7 Василенко Ю. В. Генезис карлизма и проблемы типологии испанского консерватизма // Научный ежегодник института философии и права уральского отделения Российской академии наук. 2016. Т. 16. № 1. С. 95.

8 Carta-Manifiesto al infante don Alfonso de Borbón y Austria-Este, 30.05.1869 // Ferrer M. (ed.). Escritos políticos de Carlos VII. Madrid: Editora Nacional, 1957. P. 40.

9 Alfonso Carlos. Manifiesto en el centenario del Carlismo. 16 de marzo de 1933 // Ferrer M., Tejera D., Aceda J. F. Historia del tradicionalismo español. T. XXX. Vol. 2. Documentos. Sevilla: Ediciones Trajano, 1979. P. 29-30.

10 Fernández de Córdoba F. Mis memorias íntimas. T. I. Madrid: Establecimiento tipográfico "Sucesores de Rivadeneyra". Impresores de la Real Casa, 1886. P. 343.

11 Albi de la Cuesta. El Ejército carlista... P. 69.

12 Cierva R. de la. Historia básica de la España actual (1808-1975). Barcelona: Planeta, 1975. P. 48.

13 Canal J. El carlismo. Dos siglos de contrarrevolución en España. Madrid: Alianza Editorial, 2000. P. 250.

14 Pérez J. Histoire de l'Espagne. Paris: Fayard, 1997. P. 555-559.

15 Ibid. P. 573.

16 Chaho A. Voyage en Navarre pendant l'insurrection des basques (1830-1835). Bayonne: P. Lespes, 1865.

17 Eayara J., López R., Agirreazkuenaga J. et al. Historia de Euskal Herria. Bilbao: Ediciones Vascas, 1985. 7 vol.

18 Urqujo GoitiaJ. R. La Primera Guerra Carlista desde la ideología nacionalista vasca // Vasconia. 1998. N 26. P. 98-110. ETA объявила о самороспуске в 2018 г.

19 Пискорский В. К. История Испании и Португалии: От падения Римской империи до начала XX века. М.: Ленанд, 2017. С. 172. В Испании XIX в. термин «независимость» часто употреблялся участниками многочисленных «пронунсиамиенто» в значении «свобода в принятии решений от центрального правительства», а не как попытка отделить тот или иной регион от единой страны.

20 Дезер, Дедевиз дю. Испания и Португалия 1814-1847 // История XIX века. М.: ОГИЗ, 1938. С. 240. ~

21 Holt E. The Carlist Wars in Spain. London: Putham, 1967. P. 45. S

22 SeilerD.-L. Les partis régionalistes // La pensée de midi. 2007. N 2 (21). P. 53. ^

23 Caridad A. 1) La desigual distribución espacial del primer carlismo: una propuesta explicativa jj cuantitativa // Huarte de San Juan. Geografía e historia. 2018. N 25. P. 79-107; 2) Los jefes ^ del primer carlismo // Historia Contemporánea. 2018. N 58. P. 679-712. S

24 Айусо Торрес М. Карлизм и испанская политическая традиция: вчера и сегодня // Анти- о номии. 2019. Т. 19. № 3. С. 59-83. ^

25 Юрчик Е. Э. Испания при Изабелле II // История Испании. Т 2. От войны за испанское -д наследство до начала XXI века. М.: Индрик, 2014. С. 296. +2

26 Относительно возможной датировки окончания Первой Карлистской войны см.: Тере- д щук А. А. Особенности протекания Первой Карлистской войны в Каталонии // Вестник tg Санкт-Петербургского университета. История. 2017. Т. 62. Вып. 1. С. 83. J^

27 Du-Casse H. Ecos de Navarra o Don Carlos y Zumalacárregui. Hechos históricos, detalles £ curiosos y recuerdos de un oficial carlista. Madrid, 1840. tu

28 Lichnowsky F. Recuerdos de la Guerra Carlista (1837-1839). Madrid: Espasa-Calpe, S. A., 1942. .S

со

29 Magues I. Don Carlos ed i suoi defensori. Napoli, 1841.

30 Sabatier A. Tío Tomás. Souvenirs d'un soldat de Charles V. Bordeaux, 1836.

31 Zaratiegui J. A. Vida y hechos de Don Tomás Zumalacárregui, Duque de la Victoria, Conde de Zumalacárregui y Capitán General del Ejército de S. M. Don Carlos V, por el general del mismo Ejército D. J. A. Zaratiegui. Paris, 1845.

32 Henningsen C. F. The most striking events of a twelvemonth's campaign with Zumalacarregui in Navarre and the Basque Provinces. By C. F. Henningsen, captain of lancers in the service of Don Carlos. Vol. I. London: John Murray, Albemarle-street, 1836; Vol. II.

33 Honan M. B. The Court and Camp of Don Carlos; Being the Results of a Late Tour in the Basque Provinces, and Parts of Catalonia, Aragon, Castile, and Estramadura by Michael Burke Honan. London: John Macrone, St. James's Square, 1836.

34 Ferrer M, Tejera D, Acedo J. F. Historia del tradicionalismo español. T. 3. Sevilla: Ediciones Trajano, 1942.

35 Sabatier A. Tío Tomás. P. IX.

36 Du-Casse H. Ecos de Navarra... P. 19.

37 Henningsen С. F., The most striking events... Vol. I. P. 13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

38 Ibid. P. 38.

39 Ibid. P. 67.

40 Ibid. P. 70.

41 Honan M. B. The Court and Camp. P. 59.

42 Ibid. P. 125.

43 Ibid. P. 290.

44 Zaratiegui J. A. Vida y hechos... P. X.

45 Ibid. P. 394.

46 Francesco Tiberi — Tommaso Bernetti, 07-10-1833. Archivio Segreto Vaticano (ASV). Esteri (E), Rubrica (R) 249, Busta (B) 439, Nunziatura di Spagna, fascicolo 1, 1832-1834.

47 Francesco Tiberi — Tommaso Bernetti, 20-12-1833. ASV. E., R. 249, B. 439, Nunziatura di Spagna, fascicolo 1, 1832-1834.

48 Luigi Amat — Tommaso Bernetti, 28-01-1834. ASV. E., R. 249, B. 439, Nunziatura di Spagna, fascicolo 1, 1832-1834.

References

o

g AYUSO TORRES M. Karlizm i ispanskaia politicheskaia traditsia: vchera i segodnia [Carlism and Spanish ^ Political Tradition: Yesterday and Today. In Russ.] // Antinomii. 2019. Vol. 19, N 3. P. 59-83. ^ VASILENKO Y. V. Genezis karlizma i problemy tipologii ispanskogo konservatizma [The Genesis of Carlism and the Problems of Typology of Spanish Conservatism. In Russ.] // Nauchni ezhegodnik instituta £ filosofii i prava uralskogo otdelenia Rossiyskoi akademii nauk. 2016. Vol. 16, N 1. P. 92-111. R DEZER D. Ispania i Portugalia 1814-1847 [Spain and Portugal in 1814-1847. In Russ.] // Istoria ^ XIX veka. Moscow: OGIZ, 1937. P. 219-256.

jS PISKORSKI V. K. Istoria Ispanii i Portugalii: ot padenia Rimskoi imperii do nachala XX veka [The § History of Spain and Portugal: From the Fall of Roman Empire to the Beginning of the 20th Century. In Russ.]. <0 Moscow: Lenand, 2017.

g TERESHCHUK A. A. Osobennosti protekania Pervoi Karlistskoi voiny v Katalonii [Some Characteristic Traits of the First Carlist War in Catalonia. In Russ.] // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Istoria. g 2017. Vol. 62, N 1. P. 82-90.

YURCHIK E. E. Ispania pri Izabelle II [Spain during Isabel II's Reign. In Russ.] // Istoria Ispanii. T. 2. Ot S voiny za ispanskoe nasledstvo do nachala XXI veka. Moscow: Indrik, 2014. P. 295-326. 3 ALB I de la CUESTA J. El ejército carlista del norte (1833-1839). Madrid: Desperta Ferro, 2017. ^ (In Spanish).

^ ALFONSO CARLOS. Manifiesto en el centenario del Carlismo. 16 de marzo de 1933 // Ferrer M., ^ Tejera D., Aceda J. F. Historia del tradicionalismo español. T. XXX. Vol. 2. Documentos. Sevilla: Ediciones g Trajano, 1979. P. 29-30. (In Spanish).

BULLON DE MENDOZA A. La Primera Guerra Carlista. Tesis doctoral. Madrid: Universidad Complutense de Madrid, 1991. (In Spanish).

CANAL J. El carlismo. Dos siglos de contrarrevolución en España. Madrid: Alianza Editorial, 2000. (In Spanish).

CARIDAD A. La desigual distribución espacial del primer carlismo: una propuesta explicativa cuantitativa // Huarte de San Juan. Geografía e historia. 2018. N 25. P. 79-107. (In Spanish).

CARIDAD A. Los jefes del primer carlismo. Historia Contemporánea. 2018. N 58. P. 679-712. (In Spanish). Carta-Manifiesto al infante don Alfonso de Borbón y Austria-Este, 30 de mayo de 1869 // Ferrer M. (ed.). Escritos políticos de Carlos VII. Madrid: Editora Nacional, 1957. P. 40. (In Spanish).

CHAHO A. Voyage en Navarre pendant l'insurrection des basques (1830-1835). Bayonne: P. Lespès, 1865. (In French).

CIERVA R. Historia básica de la España actual (1808-1975). Barcelona: Planeta, 1975. (In Spanish). DU-CASSE H. Ecos de Navarra o Don Carlos y Zumalacárregui. Hechos históricos, detalles curiosos y recuerdos de un oficial carlista. Madrid, 1840. (In Spanish).

EAYARA J., LÓPEZ R., AGIRREAZKUENAGA J. et al. Historia de Euskal Herria. Bilbao: Ediciones Vascas, 1985. 7 vol. (In Spanish).

FERNÁNDEZ DE CORDOBA F. Mis memorias íntimas. T. I. Madrid: Establecimiento tipográfico "Sucesores de Rivadeneyra". Impresores de la Real Casa, 1886. (In Spanish).

FERRER M., TEJERA D., ACEDO J. F. Historia del tradicionalismo español. Sevilla-Madrid, 19411979. 30 t. (In Spanish).

HENNINGSEN C. F. The most striking events of a twelvemonth's campaign with Zumalacarregui in Navarre and the Basque Provinces / By C. F. Henningsen, captain of lancers in the service of Don Carlos. London: John Murray, Albemarle-street, 1836. 2 vols. (In English).

HOLT E. The Carlist Wars in Spain. London: Putham, 1967. (In English).

HONAN M. B. The Court and Camp of Don Carlos; Being the Results of a Late Tour in the Basque Provinces, and Parts of Catalonia, Aragon, Castile, and Estramadura. London: John Macrone, St. James's Square, 1836. (In English).

LAWRENCE M. Spain's First Carlist War, 1833-40. London: Palgrave Macmillan, 2014. (In English). LAWRENCE M. The Spanish Civil Wars. A Comparative History of the First Carlist War and the Conflict of the 1930s. London: Bloomsbury, 2017. (In English).

LICHNOWSKY F. Recuerdos de la Guerra Carlista (1837-1839). Madrid: Espasa-Calpe, S. A., 1942. (In Spanish).

MAGUES I. Don Carlos ed i suoi defensori. Napoli, 1841. (In Italian). PÉREZ J. Histoire de l'Espagne. Paris: Fayard, 1997. (In French).

PIRALA A. Historia de la guerra civil y de los partidos liberal y carlista. Madrid: Mellado, 1856-1858. 5 t. (In Spanish).

SABATIER A. Tío Tomás. Souvenirs d'un soldat de Charles V. Bordeaux, 1836. (In French). SEILER D.-L. Les partis régionalistes // La pensée de midi. 2007. N 2 (21). P. 49-56. (In French). URQUJO GOITIA J. R. La Primera Guerra Carlista desde la ideología nacionalista vasca // Vasconia. 1998. N 26. P. 65-110. (In Spanish).

ZARATIEGUI J. A. Vida y hechos de Don Tomás Zumalacárregui, Duque de la Victoria, Conde de Zumalacárregui y Capitán General del Ejército de S. M. Don Carlos V, por el general del mismo // Ejército D. J. A. Zaratiegui. Paris, 1845. (In Spanish).

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

А. А. Терещук. Регионализм в идеологии раннего карлизма (1833-1840) // Петербургский исторический журнал. 2020. № 2 (26). С. 153-164

к

&о з

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о роли регионалистского элемента в формировании

идеологии сторонников дона Карлоса во время Первой Карлистской войны (1833-1840). Дается обзор научной литературы по данной проблематике. Выделяются две точки зрения на ранний карлизм, которые условно определяются как «испанская» и «регионалистская». Показывается, что «испанская» точка зрения была характерна для исторической науки в Испании периода франкизма. Кроме того, данный

взгляд на ранний карлизм является доминантным в работах современных испанских историков. «Реги-оналистская» точка зрения свойственна авторам, являющимся сторонниками независимости отдельных регионов севера Испании, а также ряду неиспанских исследователей карлизма. Изучение заявленной тематики производится на основании трех категорий источников. Анализируются мемуары участников войны на стороне карлистов, а также лиц, находившихся во время конфликта на подконтрольных повстанцам территориях. Рассматриваются манифесты и обращения лидеров движения к населению Испании в первый месяц войны (октябрь 1833 г.). В общей сложности изучаются тексты 13 документов данного типа. Делается обзор переписки апостольских нунциев в Мадриде Л. Амата и Ф. Тибери с государственным секретарем Ватикана Т. Бернетти за период с 1833 по 1835 г. По итогам проведенного исследования делается вывод о периферийности регионалистских элементов в идеологии раннего карлизма. Участники движения заявляли о необходимости защиты католической религии и испанских традиций престолонаследия. Ни один из лидеров движения в течение Первой Карлистской войны не призывал к созданию автономного или полуавтономного отдельного государства на севере Испании.

Ключевые слова: история Испании, карлизм, католицизм, Первая Карлистская война, регионализм.

FOR CITATION

Andrei Tereshchuk. Regionalism in the Ideology of Early Carlism (1833-1840) // Petersburg historical journal, no. 2, 2020, pp. 153-164

Abstract: The article studies the paper of regionalist discourse in the ideology of early Carlism (18331840). There are analyzed some previous investigations in that field. There are shown two points of view on the Carlist movement in 1833-1840, the "Spanish" and the "regionalist" one. The investigation is based on sources of three types. There are studied memoirs of participants of the Carlist movement in that period; there are analyzed the manifestos and proclamations of Don Carlos and other leaders of the movement to the people of Spain in the first month of the conflict (October 1833); it is examined the correspondence of the Apostolic Nuncios in Spain L. Amat and F. Tiberi with the Cardinal Secretary of State T. Bernetti in 1833-1835. Basing on the results of the investigation it is made a conclusion that regionalist discourse played the secondary role in the ideology of Don Carlos's supporters in the First Carlist War. The Carlists proclaimed as their most urgent tasks the defense of Catholic religion and of Spanish traditions of the succession to the throne. Nobody among the leaders of the movement in 1833-1840 expressed the idea of creation of an autonomous or semiautonomous state in the northern Spain. ^ Key words: history of Spain, Carlism, Catholicism, First Carlist War, regionalism. c?

Автор: Терещук, Андрей Андреевич — Ph. D., доцент, кафедра романской филологии, институт ^ иностранных языков, РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия.

•gl. Author: Tereshchuk, Andrei — Ph. D., Associate Professor, Department of Romance Philology, Institute w of Foreign Languages, Herzen University, Saint-Petersburg, Russia. Я E-mail: san_petersburgo@inbox.ru

^ ORCID: 0000-0001-8838-9302 *

«

s «

о

v

s

¡^

о

H о

S «

s «

о \o

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.