Ольга ПЛОТНИКОВА
РЕГИОНАЛИЗМ: НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ
Данная статья посвящена основным подходам к определению понятия «регионализм». Для изучения понятийных сложностей приводятся основные трактовки регионализма в зарубежной и российской политической науке.
The article is devoted to the basic approaches to the definition of the concept of regionalism. The main interpretations of the regionalism in foreign and Russian political science are presented to examine the conceptual difficulties.
Ключевые слова:
регион, регионализация, регионализм, региональная политика, виды и формы регионализма; region, regionalization, regionalism, regional policy, types and forms of regionalism.
Активный выход регионов государств на международную арену приводит к необходимости осмысления этого процесса и выяснения его истоков. Анализ показывает, что это явление связано с такой важной тенденцией развития мира, как регионали -зация. Именно регионализация выступает существенным факто -ром в развитии международных связей регионов.
Регионализм как идейное течение возник в Европе в XIX в. Западные ученые рассматривают его в нескольких проявлениях: в виде идеологии государственного вмешательства, в виде политиче -ского курса, в виде организационной основы для защиты интересов регионов и т.д. Так, С. Тарроу писал: «Есть важное различие между регионализмом как политическим курсом или совокупностью политических курсов, регионализмом как идеологией государ ственного вмешательства и регионализмом как организационной основой для защиты периферийных территорий»1. Эту мысль раз -вивает и Э. Маркузен: «Региональная политика может принимать разные формы. Во - первых, она может выражаться во внутренних конфликтах по поводу будущей эволюции региона. Во - вторых, эта политика может принять очертания общерегиональной оппозиции какой - то внешней силе, будь то другой регион, крупное государ -ство или экономическая структура»2. В то же время, однако, было бы несправедливым сводить комплексный феномен регионализма к той или иной государственной реакции на какие - то внешние «раздражители».
Многие исследователи отмечают, что изначально сторонники идеи регионализма исходили из того, что источником развития структур местной власти должны стать имеющиеся культурные и исторические традиции регионов, на базе которых возможно усиле -ние роли периферии в политике европейских государств. Западная цивилизация, находясь на постиндустриальной и индустриаль -ной стадии своего развития, не нуждалась в целостной концеп ции регионального деления общества, основанной на признании множественности организационно территориальных принципов ПЛОТНИКОВА его строения. Со временем была осознана ценность региональных
Ольга укладов общественной жизни, а усложнившаяся структура обще -
Васильевна - ства потребовала не столько иерархии социальных и политических
д.полит.н., _____________
профессор,
ректор СИМOp, 1 Territorial Politics in Industrial Nations / ed. by S. Tarrow, PJ. Katzenstein,
г. Новосибирас L. Graziano. - N. Y., London : Praeger Publishers, 1978, p. 98.
plotmkova-ov@ 2 Markusen A. Region: Economics and Politics of Territory. - N.Y. : Rowman and
mail.ru Littlefield Publishers, 1987, p. 17.
отношений, сколько согласования и коор динации разноуровневых интересов в рам ках отдельных государств1.
Современные российские исследова тели обращают внимание на то, что прак тически до начала 90 -х гг. XX в. регионализм в России рассматривался как «рево люционное» течение западной мысли, выдвигающее альтернативные проекты мироустройства и тем самым бросающее вызов традиционному политическому истеблишменту2.
В содержательном отношении термин «регионализм» может быть представлен в разных «измерениях». Регионализм можно рассматривать как естественный, органи ческий принцип территориальной орга низации социальных, политических, эко номических и культурных аспектов жиз -недеятельности человеческих сообществ. В этом смысле регионализм анализируется в таких категориях, как социальная сплоченность этнических, расовых и язы ковых групп, проживающих совместно; как экономическая взаимодополняемость тех хозяйствующих субъектов, которые работают в рамках данной территории; как совместимость общих ценностей, связанных с культурой, религией, истори ческими традициями; как политическая солидарность и т.д.3
Часто регионализм нацелен на прак -тическое использование тех возможно стей, которые вытекают из естественного территориального деления современных обществ, а значит создает условия для рационального распределения компетен ции власти и производственных ресур -сов среди различных групп населения. Поэтому можно сказать, что регионализм внутренне присущ всем типам современ ных обществ, независимо от их размеров, уровня развития, особенностей полити -ческих и государственных структур и т.д.4 Другими словами, регионализм неизменно присутствует во внутреннем обу
1 Федерализм : энциклопедия / отв. ред. К.С. Гаджиев, В.И. Коваленко и др. — М. : Изд-во МГУ, 2000, с. 419.
2 Там же.
3 HurrellA. Explaining the Resurgence ofRegionalism in World Politics // Review of International Studies, vol. 21, October 1995, p. 333.
4 Lerner D. Some Comments on Center — Periphery Relations // Comparing Nations. The Use of Quantative Data in Cross- National Research / ed. by R.L. Merritt, S. Rokkan. — New Haven, London : Yale University Press, 1966.
стройстве общественных отношений и не всегда принимает облик какой - то кон -кретной линии поведения государства. Политический курс правительств, часто обозначаемый термином «регионализм»,
— это не более чем отражение (адекватное или искаженное) тех изначально суще -ствующих возможностей и потребностей, которые вытекают из самого принципа пространственно - территориального рас -пределения людских и материальных ресурсов. Если эти возможности и по -требности игнорируются на официальном уровне, то регионализм будет продолжать существовать в подавленной (пассивной) форме и проявляться в различных привыч -ках, обычаях, типах менталитета, публич ной активности, культурных особенностях и т.д. Будучи поощряемым, регионализм приводит к появлению и сознательному поддержанию различных центров регио -нального притяжения и в политическом смысле может привести к децентрализа -ции власти.
Регионализм может быть общим наи -менованием различного рода интеллекту альных течений и доктрин, нацеленных на рациональное использование естествен -ных пространственных различий, суще -ствующих внутри современных обществ. В данном контексте он может выражаться двояко: с одной стороны, это так называе -мая пассивная регионализация, опреде -ляемая общей идентичностью, культурой, историей, географией; с другой стороны, часто имеет место целенаправленная и активная деятельность по созданию региональных политических институтов под воздействием как правительств, так и субнациональных управленческо административных единиц.
В плане же направленности самого «вектора регионализма» имеет смысл провести различие между двумя пони маниями этого термина. В современной России оба типа регионализма одновре менно и конкурируют, и взаимно допол няют друг друга. Во первых, регионализм может предполагать вариант объединения соседних территорий по экономическим, культурным или политическим соображе -ниям. Это «интегративный», или «ассо -циативный», регионализм (например, объединение субъектов РФ в федеральные округа). Регионализм может носить и над национальный характер (региональный интеграционизм) и являться составной
частью общемировой тенденции создания наднациональных политических институ тов, интеграции национальных рынков и стирания торговых барьеров (например, стремление к региональной интеграции на постсоветском пространстве). На Западе расширение функций многонациональ ных и межправительственных органов аргументируется необходимостью образо вания инстанций, способных поддержать работоспособный и мирный социально политический и экономический порядок. В СНГ региональный интеграционизм представляет собой внутренне разнород ную политическую линию, вбирающую в себя различные представления о том, как должны выглядеть региональные струк туры власти и безопасности на постсовет ском пространстве.
Необходимо отметить, что существен ный перелом произошел в последние десятилетия, когда в связи с обозначивши мися перспективами глубокой европей ской интеграции заметно возросла роль регионов в политической и социально экономической жизни Европейского союза. И российские, и европейские исследователи отмечают, что провозгла шаемая регионализмом дисперсия власти не противоречит ее концентрации в рам ках общеевропейских институтов1.
Регионализм сам по себе не предполагает экономической и политической изоляции, а его концепции широко распространены среди приверженцев идей единой Европы, критически относящихся к традицион -ному государству - нации. Именно поэтому большинство сторонников современного европейского регионализма полагают, что по мере углубления интеграции основной объем власти и сопутствующий ей авто ритет будут постепенно перемещаться в регионы2.
Известно, что уже существует пример -ная иерархия регионального устройства общества, где низовой уровень составляют коммуны, затем следуют ассоциации ком мун, затем субрегионы и, наконец, реги оны, обладающие политической властью.
1 Хелд Д., Гольдблатт Д., Макрю Э., Перратон Д. Глобальные трансформации. — М., 2004, с. 88.
2 Asserman A.M. Lost in Space? On the History, Status and Future of Regional Science // The Review of Regional Studies, 1993, vol. 23, summer, p. 26—29; Кезин А. Фулбрайт. Влияние зарубежных концепций на развитие российского регионализма: возможности и пределы заимствования // Федерализм, 1998, № 1, с. 19.
Уровень региона соответствует крупным историческим областям, как, напри -мер, Бургундия во Франции, Бавария в Германии или Андалузия в Испании3.
Необходимо подчеркнуть, что в иссле -дованиях по регионализму последних лет все больше внимания уделяется двум новым формам регионализма, которые все более определенно заявляют о себе в современном мире: это политический (закрытый) и новый (открытый) региона лизм. Под политическим регионализмом понимается географическая группа смеж ных национальных государств, которые обладают рядом общих черт, высоким уровнем взаимодействия и институциона лизированной кооперации, осуществляе мой посредством формальной многосто ронней структуры4.
Сегодня политический регионализм наиболее полно проявился в создании и развитии Европейского союза, но такая модель за пределами Европы не полу чила распространения. Здесь развива-ется так называемый новый регионализм
— более открытая форма регионализма, что особенно характерно для Азиатско Тихоокеанского региона и Латинской Америки. Азиатско Тихоокеанское эко номическое сотрудничество (АТЭС) и Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР) являются яркими предста -вителями нового направления регионали зации.
Таким образом, регионализм не высту пает в наши дни единым идейным тече нием; большинство исследователей видят в нем скорее целостную мировоззренче скую и концептуальную систему, требую щую междисциплинарного подхода для решения политических проблем, кото рые вытекают из регионального деления современных обществ.
В своих многообразных проявлениях регионализм формирует общие предпо сылки для постановки вопроса о незави -симом или относительно самостоятель -ном от центральной власти «пространстве решений», которым, безусловно, должно обладать региональное сообщество.
3 Федерализм : энциклопедия / отв. ред. К.С. Гаджиев, В.И. Коваленко и др. — М. : Изд-во МГУ, 2000, с. 419.
4 Хелд Д., Гольдблатт Д., Макгрю Э., Перратон Д. Указ. соч., с. 87.