____________ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА____________________
2013 ЭКОНОМИКА Вып. 4(19)
РАЗДЕЛ V. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
УДК 332.1
РЕГИОН КАК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
СУБЪЕКТ
В.М. Ощепков, к. экон. наук, доц. кафедры менеджмента Ю.Д. Кузьмина, к. экон. наук, доц. кафедры национальной экономики и экономической безопасности
Электронный адрес: viko@psu.ru
Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15
В статье представлены современные парадигмы рассмотрения понятия «регион». Проанализированы условия, позволяющие регионам выступать экономическими субъектами. Рассмотрены позиции региона как самостоятельного субъекта хозяйствования. Даны рекомендации по повышению конкурентоспособности Пермского края.
Ключевые слова: регион; глобализация; конкуренция; конкурентоспособность.
Развитие процессов глобализации и информатизации повлияло на изменение положения региона и его роли в национальной экономике. Эти процессы коренным образом изменили роль отдельного региона в мировой экономике. Регион постепенно становится самостоятельным действующим экономическим агентом в мировых конкурентных процессах. Одним из существенных проявлений происходящей в мире глобализации является изменение конфигурации мировой конкурентной арены, при котором субъектами конкуренции становятся города, регионы, отдельные локалитеты.
В условиях глобализации экономики регионы, также как и страны, становятся полноценными субъектами не только межрегиональных, но и международных экономических отношений. Они находятся в состоянии жесткой конкурентной борьбы за рынки сбыта и капитал. В результате создания телекоммуникационных и информационных мостов, выходящих за рамки отдельных регионов, стран, и совершенствования международной транспортной инфраструктуры уменьшается так называемое экономическое расстояние между этими регионами. Мировое хозяйство стало представлять собой единое целое, благодаря глобализации преобразовалось в «компактное» геоэкономическое пространство.
Для регионов можно отметить постепенное формирование условий, позволяющих
регионам выступать экономическими субъектами:
1. Осуществлено разграничение полномочий между федеральным центром и субъектами федерации и соответственно разграничение федерального и регионального бюджетов, а также источников формирования бюджета, разграничение налоговой базы.
2. Произошло разграничение собственности на федеральную, региональную и муниципальную. Обособленное имущество и бюджетные средства, которые субъекты формируют из обособленных источников и которыми распоряжаются по своему усмотрению, составляет материальную основу самостоятельного экономического поведения субъектов Федерации и в какой-то мере - муниципалитетов.
3. Формальным институтом, обеспечивающим разграничение полномочий, является Конституция, в которой закреплены полномочия субъектов федерации и центра. Дополнительными институтами являются договора между субъектами Федерации и федеральным центром. Неформальными институтами являются практика инициативной законодательной деятельности субъектов федерации и практика самозакрепления экономических полномочий субъектов Федерации за собой, которая бывает не только позитивной, но и противоречит зачастую федеральному законодательству, но в целом свидетельствует о тенденции развития самоуправления.
© Ощепков В.М., Кузьмина Ю.Д., 2013
Постепенно создаются предпосылки участия регионов во внешнеэкономической деятельности. В Конституции сказано, что внешнеэкономическая деятельность страны (но не региона) является компетенцией Федерального центра, однако регионам не запрещено заниматься внешнеэкономической деятельностью. В.Толстых указывает, что «публичная самостоятельность и обособленность субъектов федерации является необходимой предпосылкой их международной активности, а имущественная обособленность - предпосылкой осуществления внешнеэкономических связей» [5]. Таким образом, федеративное устройство создает предпосылки функционирования регионов как экономических субъектов.
Значение становления позиции региона как экономического субъекта важно по нескольким основаниям. Прежде всего, необходим механизм, который позволит учитывать своеобразие регионов России при проведении реформ, механизм, в котором регионы являются не только формально административными районами, но субъектами права, имеющими обособленную компетенцию и властные полномочия в сфере решения вопросов региональной жизни.
Многорегиональная структура экономики с децентрализованной системой власти, где власть не только сосредоточена в центре, но и рассредоточена между регионами, дает возможность создать такие механизмы, которые предотвращают возврат к плановораспределительной системе. Таким образом, участие региона в экономических взаимодействиях как субъекта, отвечающего за условия жизни в своих регионах и принимающего участие в выработке общенациональной политики, позволяет в общей макроэкономической политике учесть интересы регионов.
Повышение роли регионов в национальных экономиках присуще и другим странам. Свидетельством повышения роли регионов в европейском сообществе стала разработка Европейской Хартии региональной автономии. Хартия является приложением к принятой Европейским парламентом Резолюции о региональной политике. В ст. 1 Хартии дается следующее определение региона: «Регионом называется территория, которая с географической точки зрения представляет собой отчетливое целое, или же является однородным комплексом территорий, которые создают замкнутое целое, для населения которых характерны общие элементы, причем некоторые ее признаки оно хотело бы закрепить и расширить для того, чтобы стимулировать культурный, социальный и экономический прогрессы». Регионы рассматриваются в ней не только как элементы национальных государств, но и как достояние Европы в целом, обеспечивающее ее многообразие, уни-
кальность и содействующее ее процветанию. Цели Хартии - помощь развитию самодеятельности регионов посредством определения некоторых аспектов их статуса на международном уровне, содействие развитию межрегиональных связей стран-участниц. В Хартии указывается, что «защита и укрепление региональной автономии представляет собой важный вклад в построение Европы, основанной на принципах демократии и централизации власти». По мнению участников Хартии, регион является адекватным уровнем власти, на котором граждане могут участвовать в управлении государственными делами и международной жизни.
Повышение роли региона в условиях глобализации было темой 5-го Международного Конгресса региональной научной ассоциации «Региональная наука в процессе безграничной глобализации мировой экономики - подготовка к XXI веку», которая состоялась в мае 1996 г. в Токио. «Абстракция нации как одной главной экономики становится во все возрастающих размерах несостоятельным допущением в век глобализации», - эта мысль звучала во многих докладах. «Межрегиональное пространственное неравенство может быть выше межстранового неравенства... В контексте возрастающей интегрированности мира, региональные экономики становятся более и более критичными для национальных экономик и в некоторых случаях преобладают над национальной экономикой с точки зрения технологической или предпринимательской перспективы» [2].
Безусловно, регионы не являются полностью самостоятельными и независимыми от центра субъектами хозяйствования (впрочем, как и функционирование фирм во многом зависит от государства). Кроме того, далеко не каждое территориальное образование может быть объявлено регионом как экономический субъект, особенно в России, где выделение субъектов федерации носило скорее политический, чем экономический характер. Неоднозначность процесса становления регионов в качестве экономических субъектов связана с серьезной дифференциацией экономического положения регионов. Выделение в качестве субъектов федерации регионов, которые не обладают экономическим потенциалом, достаточным для самостоятельной хозяйственной деятельности в условиях рынка, на наш взгляд, было неоправданным шагом в государственном строительстве. Если при централизованной системе управления собственный потенциал регионов не имел принципиального значения, то в рыночных условиях выделение субъектов Федерации без учета их экономических возможностей не позволяет им выполнять конституционные обязанности по отношению к своему населению. Именно такое положение сложилось сегодня, когда большая
часть субъектов Федерации является глубоко дотационными, а другие, более богатые регионы субсидируют бедные регионы, что усиливает сепаратистские настроения и ослабляет государство [7].
В то же время число субъектов федерации, которые реально являются экономическими субъектами, осуществляющими самостоятельное воспроизводство, существенно больше, чем указывается в некоторых изданиях. Как правило, хозяйственная самостоятельность приписывается так называемым регионам-донорам и соответственно зависимость - регионам-реципиентам. Детальный анализ бюджетных потоков, проведенный учеными института «Восток-Запад», дал возможность авторам заключить, что существует значительно большее число субъектов Федерации, которые являются экономически самостоятельными.
Прослеживается связь между уровнем развития региона и его стремлением к самостоятельности, в частности, в области принятия таких важных решений, как стимулирование деловой активности, привлечение инвестиций, осуществление внешнеэкономической деятельности. Это характерно и для стран Запада, и для России. В США наиболее экономически развитые американские штаты - Калифорния, Иллинойс, Нью-Йорк, Техас - являются частично независимыми и проактивными. Власти отдельных штатов в США и земель в Германии обладают высокой степенью автономности и располагают значительными финансовыми ресурсами. Возможность децентрализованного принятия решений предоставлена также ряду провинций северной Италии (Пьемонт, Лигурия, Ломбардия, Венето, Эмилия-Романья) и Испании (Мадрид, Каталония, Галисия, Кантабрия, Страна Басков). Во многих других странах (Бразилии, Китае, Мексике, Индии, Индонезии) имеется также баланс власти между центром и регионами. Значительной автономией наделены даже регионы таких традиционно централизованных стран, как Франция (Лангедок-Русейон) и Япония (Шутокен, Кансай) [6].
В Китае местным властям предоставлена большая свобода в области стимулирования промышленного развития и привлечения иностранных инвестиций. Муниципалитеты Пекина и других крупных городов - Тянь-цзиня, Шанхая и других - самостоятельно планируют создание новых зон развития, парков высоких технологий и зон свободной торговли.
В России наиболее значимые по уровню потенциала и развития регионы (Москва, Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Нижегородская области, республики Башкортостан, Татарстан) стремятся к формированию самостоятельной региональной политики.
Таким образом, регион с точки зрения административного деления и экономическое понятие региона как экономического субъекта не совпадают. Регион должен обладать не только территориальной общностью, но как экономический субъект - возможностями осуществления хозяйственной деятельности: имуществом, дающим возможности получения доходов от ведения хозяйственной деятельности, полномочиями по поводу получаемых доходов. Тем не менее проблема функционирования административного региона в современных условиях состоит в том, что он все более приобретает черты субъекта хозяйствования, что требует решения актуальных вопросов: соответствие административного выделения региона и возможностей его функционирования как экономического субъекта, повышение роли самоуправления и творческой инициативы региона, поиск адекватных новому статусу региона способов взаимодействия регионов с государством и между собой.
Таким образом, в мировом геоэкономи-ческом пространстве в условиях глобализации осуществляется переплетение национальных и региональных экономик, смещение акцентов в сторону регионов, повышение их социальноэкономической, экологической, а часто и политической значимости. За счет этого происходит взаимный обмен информацией, капиталами, людьми, товарами и услугами, инновациями, духовными и культурными ценностями. Все это определяет возрастающую роль отдельных регионов во внешних экономических связях.
Регионы становятся отдельным «игроком» - продавцом товара «регион» как места для инвестиций, бизнеса, отдыха, как источника природных ресурсов и рабочей силы или уникальных знаний и умений, как производителя технологий или потребителя товаров, как пространства для предпринимательской деятельности.
Глобализация усилила борьбу регионов за потребителей. Возросшие возможности передвижения товаров и услуг, производственных факторов, самого производства и особенно глобализация информации сняли существовавшую ранее так называемую «защиту расстоянием» для регионов, отдаленных по своей территории или отсталых по степени экономического развития. Товары других регионов страны или других стран поступают или имеют возможность быть доставлены в самые отдаленные уголки, вступая тем самым в конкуренцию с товарами регионов. Добавленная стоимость, созданная в одних регионах, оплачивается потребителями других регионов.
Возросшая мобильность факторов дала возможность регионам разных стран конкурировать за факторы производства глобально. Ре-
гионы, испытывающие недостаток в ресурсах (природных, людских, финансовых), начинают конкурировать за эти ресурсы в глобальных масштабах, оттягивая к себе ресурсы других регионов. Часть ресурсов других регионов может использоваться без их физического передвижения через границы, с помощью сетевых технологий. В свою очередь, капитал ищет возможности прибыльного применения по всему
миру, усиливая конкуренцию между регионами за капитал.
Таким образом, современные теории рассматривают регион как многофункциональную и многоаспектную проблему. Можно выделить четыре научные парадигмы сущности региона: регион - квазигосударство; регион - квазикорпорация; регион - рынок; регион - социум (см. таблицу) [3].
Парадигмы определения региона
Парадигмы Содержание парадигмы
Регион - квазигосударство Относительно обособленная подсистема страны и национальной экономики
Регион - квазикорпорация Крупный экономический субъект, участвующий в конкурентной борьбе за рынки товаров, услуг, капитала
Регион - рынок Рыночный ареал, обладающий определенными границами, с определенной ситуацией осуществления экономической деятельности (предпринимательский климат), а также особенностями региональных рынков труда, информации, знаний, ценных бумаг, капитала, кредитно-финансовых ресурсов, различных товаров и услуг и т.п.
Регион - социум Совокупность людей, проживающих на определенной территории, со способностью к воспроизводству социальной жизни (населения, культуры, здравоохранения, трудовых ресурсов, образования, окружающей среды и т.п.) и развитию системы расселения
Регион можно рассматривать в качестве квазигосударства, поскольку он представляет собой относительно обособленную подсистему страны и национальной экономики. «...Если регион выделяется в качестве административно-территориального образования или экономического района, то должен отвечать требованиям управления общественным развитием или народнохозяйственного регулирования.
.Всякому региону присуще внутреннее хозяйственное единство, являющееся источником экономии общественного труда» [1]. Во многих государствах регионы собирают все больше финансовых ресурсов и выполняют функции, ранее принадлежавшие центру.
Одной из главных функций органов власти региона является регулирование региональной экономики. Различные формы межрегиональных взаимоотношений, согласованные действия федеральных и региональных властей призваны обеспечить сбалансированное и рациональное функционирование и взаимодействие региональных экономик в общей системе экономики страны, которое, к сожалению, на практике не всегда достижимо. Это связано с тем, что часто руководство регионов видит соседей в качестве конкурентов, а не партнеров по решению ключевых социально-экономических и других проблем.
Регион-квазикорпорация представляет собой крупный экономический субъект. В этом контексте регионы выступают как участники конкурентной борьбы за рынки товаров, услуг, капитала. Регион как субъект экономической
деятельности взаимодействует и сотрудничает с транснациональными корпорациями. Размещение филиалов таких компаний, механизмы распределения рабочих мест и заказов внутри этих ТНК, особенности ценообразования, уплаты налогов, трансфертов доходов оказывают существенное влияние на экономическое положение регионов. Регионы, также как и современные корпорации, стали обладать высоким ресурсным потенциалом для саморазвития.
Подход к региону как рыночному ареалу, обладающему определенными границами, делает акцент на характеристике общей среды осуществления экономической деятельности (предпринимательский климат), а также позволяет выделить особенности региональных рынков труда, информации, знаний, ценных бумаг, капитала, кредитно-финансовых ресурсов, различных товаров и услуг и т.п.
Общей для перечисленных выше трех концепций региона является постановка проблемы соотношения государственного регулирования, рыночного саморегулирования и социального контроля в рамках региона как определенного территориального пространства.
Рассмотрение региона как социума, т.е. как совокупности людей, проживающих на определенной территории, акцентирует внимание на воспроизводстве социальной жизни (населения, трудовых ресурсов, культуры, здравоохранения, образования, окружающей среды и пр.) и развитии системы расселения. Анализ проводится в разрезе социальных групп с их особенными интересами и функциями. Данный подход
обширнее экономического, поскольку учитывает образовательные, культурные, социальнопсихологические, медицинские, политические и другие аспекты жизнедеятельности регионального сообщества.
Помимо этого регион также можно рассматривать как подсистему информационного общества или как непосредственного участника глобализации экономики.
Регионы являются по своей сути интегральными образованиями, обладающими единством природных, хозяйственных и социальных компонентов и поэтому заинтересованы в пропорциональном сбалансированном развитии и использовании всех этих компонентов. Генеральное направление регионального развития заключается в максимальном усилении собственной экономической базы в каждом из субъектов Федерации путем структурной перестройки их хозяйства, адекватной требованиям рыночной экономики и платежеспособного спроса на продукцию предприятий региона.
В регионах сосредоточен основной производственный, интеллектуальный, технологический, гуманитарный потенциал страны. Поэтому попытки общенациональной модернизации и обеспечения опережающего экономического роста должны проводиться с выдвижением региона на первый план. При этом необходимо с одной стороны, учитывать специфику каждого региона, а с другой - выстраивать общий, результирующий вектор государственного развития. Это обусловливает необходимость приоритетного решения местных проблем и формирования действенной системы социально -экономического и политического представительства региональных интересов на общегосударственном уровне.
Анализируя развитие Пермского края, прежде всего, необходимо отметить превалирование в настоящее время в стратегическом управлении регионом целевой установки на всемерное повышение конкурентоспособности региона (основной лозунг властей - «Пермский край - территория конкурентного развития»). Как и другие отечественные и зарубежные регионы, Пермский край начинает работать по законам глобальной конкуренции, которая не ограничена государственными границами. Каждая страна или регион постепенно занимает свою ячейку в новом международном разделении труда, и Пермский край стремится это сделать с наибольшим выигрышем для себя.
Одновременно главным фактором экономики в современных условиях становится интеллект, т. е. люди, способные преобразовать мир вокруг себя, разглядеть новую идею, создать для ее реализации и в процессе ее реализации новые рабочие места и рынки сбыта. За этих людей идет конкуренция во всем мире.
Бизнес воспринял объективность изменения мира вокруг себя и отреагировал на нее. Возникли новые отрасли, занимающиеся тем, чего ранее просто не существовало.
В этих условиях выявление и сохранение специфичности Пермского края, обусловленной его моделью конкурентоспособности, геополитическим положением, географическими и природными особенностями, акцентирование особой культуры и имиджа, выделяющих его среди других регионов, могут служить способом и основой создания устойчивых конкурентных преимуществ на достаточно долгую перспективу.
Ставя стратегическую задачу перехода к постиндустриальной экономике, основанной на знаниях и инновациях, руководство Пермского края тем не менее не отказывается от развития традиционных отраслей экономики. Месторасположение края, природные ресурсы, структура экономики, социальная и производственная инфраструктура дают возможность, основываясь на серьезном экономическом фундаменте, проводить преобразования в направлении создания «новой» экономики, формировании конкурентных преимуществ края и максимальном их использовании.
Привлекательность конкретных отраслей экономики Пермского края для потенциальных инвесторов зависит от степени развития факторных условий, критичных для развития данных отраслей, в том числе налогового окружения, кадров, инфраструктуры и т.д. Улучшение указанных факторов развития бизнеса является условием снижения издержек потенциальных инвесторов, что необходимо для повышения их активности на территории региона.
Привлечение в край крупных инвесторов может быть достигнуто путем решения взаимосвязанного комплекса задач. Использование таких механизмов, как законодательное обеспечение инвестиционного процесса; информационная политика; аналитическая работа; разработка и реализация крупных инвестиционных проектов приоритетных отраслей на территории Пермского края, поможет реализовать поставленные задачи.
Однако сохранение инерционного характера развития локомотивных отраслей Пермского края не позволяет говорить о переходе экономики региона на поступательный тип развития и о ее функционировании на основе принципов устойчивого развития. Экономический рост может быть достигнут за счет подъема «неразвитых» в настоящее время, но перспективных отраслей, в том числе в сфере услуг, информационном секторе, инновационных производств. С целью формирования устойчивости дальнейшего развития территории задачей является развитие сферы услуг, создание удобной сети транспорта, совре-
менной гостиничной сети и системы общественного питания, строительство качественных дорог и т.д. Это будет способствовать привлечению в экономику региона инвестиционных ресурсов и созданию новых рабочих мест.
В области экономического развития Пермского края требуется завершение инновационного обновления традиционных секторов экономики с целью закрепления и расширения конкурентных преимуществ региона, формирования базы для модернизации промышленного комплекса и экономики в целом. В частности, речь идет о необходимости опережающего развития минерально-сырьевой базы.
Важным элементом экономики края является потребительский сектор, который также нужно активно развивать с целью максимально полного удовлетворения растущих потребностей населения в товарах и услугах, соответствующих мировым стандартам качества.
Особое внимание здесь следует уделить сельскохозяйственному производству (обеспечить выпуск экологически чистой, полезной для здоровья продукции с учетом природноклиматических условий и территориальных особенностей проживания) и производству пищевых продуктов (добиться роста объема производства продуктов питания, сбалансированных по составу и содержанию белков, жиров и углеводов, обогащенных витаминами, минеральными веществами, микроэлементами).
Кроме того, необходимо развитие сферы сервисных услуг. Предпосылка успешного развития этого направления в Пермском крае объективно присутствует - наличие высокого неудовлетворенного платежеспособного потребительского спроса. На сегодняшний день в регионе явно недостаточно объектов торговли, развлечений и досуга, социально-бытовых услуг, офисно-гостиничных комплексов, спорта и активного отдыха. К тому же быстрые сроки окупаемости этого бизнеса, невысокие затраты на подготовку и обучение персонала привлекательны для бизнеса. Совершенно очевидно, что это направление необычайно важно. Более того, ни в какой другой сфере в краткие сроки не может быть создано такое число дополнительных рабочих мест.
Необходима реализация проектов комплексного развития сферы потребительского рынка с ориентацией на общемировые тенденции формирования инфраструктуры торгового обслуживания населения и инновационные технологии. Помимо этого для выполнения функций делового туризма и отдыха требуется повышение уровня развития сферы услуг гостеприимства, расширение обеспеченности гостиничными услугами на территории области за счет строительства новых гостиниц, отвечающих мировым требованиям.
Все это должно сопровождаться развитием транспортной инфраструктуры, которое должно идти в направлении формирования Пермского края в качестве транспортнологистического центра, связывающего и распределяющего грузопассажирские, информационные и финансовые потоки, территории взаимовыгодного сотрудничества в сфере экономики, науки и технологии, культуры и образования. Формирование конкурентоспособной транспортной инфраструктуры обеспечит лучшее использование транзитного потенциала территории.
Важным направлением является создание центров корпоративного управления. Для развития этого направления есть серьезные возможности: во-первых, удачное географическое положение территории, во-вторых, наличие ключевых элементов транспортной инфраструктуры. В силу только этих факторов уже на сегодняшний день целый ряд крупных федеральных структур открыл свои корпоративные центры на территории региона, которые обслуживают не только Пермский край, но и Кировскую область, Удмуртию, Коми Республику, Свердловскую область. Для дальнейшего развития этого направления есть все предпосылки и условия, в частности, наличие в Пермском крае хорошей системы профессиональной вузовской подготовки кадров.
Еще одно направление развития - инновационный элемент. Пермский край может быть центром создания технопарков и бизнес инкубаторов, особых экономических зон, межвузовских центров, Академгородков. Для этой цели в регионе есть возможности: имеется достаточно высокий научно-технический инновационный потенциал, существуют высокотехнологичные предприятия и потенциальные центры трансфертов технологий, развитая система подготовки кадров. Это будет способствовать созданию современных высокотехнологичных наукоемких производств, основанных на «экономике знаний», выпускающих конкурентоспособную продукцию, соответствующую международным стандартам; структурному преобразованию экономики, ее диверсификации путем инновационного технологического развития.
В условиях глобальной конкуренции выявление и сохранение локальной специфичности региона, обусловленной его геополитическим положением, географическими и природными особенностями; акцентирование особой культуры и имиджа, выделяющих его среди других регионов, может быть способом не только сохранения самобытности, но и создания устойчивых конкурентных преимуществ, не воспроизводимых в других регионах страны и мира.
Список литературы
1. Коваленко Е.Г., Зинчук Г.М. и др. Региональная экономика и управление: учеб. пособие. 2-е изд. СПб., 2008. 288 с.
2. Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты / ред. Ю. К. Перско-го, Н. Я. Калюжновой. М.: ТЕИС, 2003. 472 а
3. Кузьмина Ю.Д. Стратегическое управление регионом на основе принципов устойчивого развития: дис. ... канд. экон. наук. Пермь, 2009. 235 с.
4. Ощепков В.М. Нематериальные корпоративные активы субъекта Федерации как фактор повышения региональной конкурентоспособно-
сти: дис. ... канд. экон. наук. Пермь, 2011. 172 с.
5. Толстых В.Л.Конституционно-правовые основы международной деятельности субъектов Российской Федерации. Новосибирск, 1997. 127 с.
6. Фишер П. Прямые иностранные инвестиции для России: стратегия возрождения промышленности. М.: Финансы и статистика, 1999. 510 с.
7. Штульберг Б. Место крупных регионов в системе территориального управления России // Регионализм и централизм в территориальной организации общества и региональном развитии. М., 2001. С. 5-10.