Научная статья на тему 'Регион и город как факторы формирования современной субкультуры молодежи'

Регион и город как факторы формирования современной субкультуры молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
801
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБКУЛЬТУРА МОЛОДЕЖИ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / РЕГИОН / ГОРОД / YOUTH SUBCULTURE / SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT / REGION / CITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Моргунова Галина Егоровна

Раскрываются особенности современной субкультуры молодежи и роль социокультурной среды региона и города в ее формировании и развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Region and City as Factors of Youth Subculture Formation

The article reveals the peculiarities of the modern youth subculture and the role of socio-cultural environment of region and city in its formation and development.

Текст научной работы на тему «Регион и город как факторы формирования современной субкультуры молодежи»

4. Коробанов В.А. Патриотическое воспитание молодежи в условиях политической трансформации российского общества: автореф. дис. ... канд. полит, наук. Саратов, 2005.

5. Заславская Т.И. Трансформация российского общества как предмет мониторинга // Экономические и социальные переменные: мониторинг общественного мнения: бюллетень ВЦИОМ. 1993. № 2.

6. Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь: социологические исследования проблем выбора профессии и трудоустройства. М., 1985.

7. Соловьев С.С. Менталитет российского офицера: вызовы XXI века // Социс. 2003. № 12.

G.E. Morgunova

Region and City as Factors

of Youth Subculture Formation

The article reveals the peculiarities of the modern youth subculture and the role of socio-cultural environment of region and city in its formation and development.

Key words and word-combinations: youth subculture, socio-cultural environment, region, city.

Раскрываются особенности современной субкультуры молодежи и роль социокультурной среды региона и города в ее формировании и развитии.

Ключевые слова и словосочетания: субкультура молодежи, социокультурная среда, регион, город.

УДК 008 ББК 71.05

Г.Е. Моргунова

РЕГИОН И ГОРОД КАК ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СУБКУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ

К ультурное и духовное состояние любого современного (нетрадиционного) общества характеризуется в терминах плюрализма. Понимая культуру как совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение символов, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения [1, с. 228-229], следует отметить ее неоднородность, выраженную через категорию «субкультура». В частности, субкультуру молодежи можно воспринимать в качестве подсистемы культуры, обладающей совокупностью признаков, характерных для молодежи как социальной группы и обеспечивающих культурный смысл и идентичность этой группы.

Реформы 1990-х годов, изменив модель социализации молодежи, заметно активизировали соответствующую субкультуру. Характер ее формообразования на современном этапе испытывает не только влияние культурного постмодернизма и глобализации, но и воздействие национально-государственной

специфики и народной ментальности. В немалой степени характер молодежной субкультуры обусловливается и особенностями региональной среды.

Процессы обретения региональной идентичности интенсифицировались в конце прошедшего столетия. Они не остались незамеченными ученым сообществом. Значительная часть ученых считают, что регион - это пространство, населенное определенной общностью людей и связанное не только территорией, природой, хозяйством, но и культурой, языком, системой образов окружающего мира, ценностями, традициями, в силу чего каждый регион имеет свою социокультурную среду как совокупность материальных, социальных и духовных условий [2].

Асимметричность, контрастность российских регионов, отсутствие устойчивого равновесия в отношениях «центр - регион», наличие разного рода проблем сказываются на формировании молодежной субкультуры как в ее общенациональном, так и в региональном измерении. Развитие самобытной культуры, региональные религиозный, идеологический и психологический факторы существенно влияют на формирование субкультуры молодежи. В настоящее время складывается единое образовательное пространство регионов, регион формирует субъектное сознание, ценности и нормы. Однако невысокий, как правило, уровень культурных потребностей населения, неготовность региона выступать в качестве активного субъекта социальной и культурной политики мешают регионам играть решающую роль в формировании региональной, в частности молодежной, субкультуры.

В современной цивилизации особая роль принадлежит городам. Город, как социокультурный синтез, привлекает открытостью, способностью преодолевать собственную ограниченность, включать в свою сферу новых людей, изменять социальные, организационные отношения. Он постоянно усложняет социокультурные различия. Динамизм становится важной чертой города. Городская культура имеет сложную полиморфную структуру, характерной чертой которой является образование и развитие субкультур. Социальная среда города терпима к плюральным формам поведения людей, ценностным различиям. Совершенствуя социальные, культурные аспекты жизни, город выступает социокультурным феноменом, не похожим ни на что другое, представляя высокие возможности самореализации, личностного роста. Горожанин, приспосабливаясь к среде и меняя ее, объединяет в своей деятельности разнородные элементы жизни и формы деятельности [3].

В то же время город разрушает традиционные ценности, атомизирует общество, порождает проблемы коммуникации, интеграции, личностной самореализации и самоутверждения. Вследствие ослабления социального контроля он усиливает возможности не только для положительных, но и для отрицательных вариантов поведения.

Как видим, город - сложная среда социализации. Молодежная субкультура в первую очередь есть порождение города как особого пространства развитого духовного и материального производства. Эта субкультура берет на себя функции социокультурной инновации городского пространства, особенно в период социальных сдвигов. Но, учитывая, что молодежь обладает несформированнос-тью духовно-нравственной сферы, недостатком жизненного опыта, приводя-

щим к большой вероятности ошибочного выбора жизненных решений, неполному включению в существующие отношения общества, можно понять противоречивость и разнородность субкультуры молодежи.

Молодежь различается проблемами, вносимым в развитие общества вкладом, уровнем сознания, характером интересов, потребностей, образом жизни. Молодежная субкультура предстает мозаичным, многогранным образованием, состоящим из различных типов и форм, формальных и неформальных образований. Дифференцированность молодежи непосредственно проявляется в разделении молодежи на группы, имеющие собственные особенности, выраженные как на ценностном уровне, так и во внешней атрибутике. В условиях быстрых и зачастую радикальных изменений молодой человек имеет возможность быстро менять свой статус, социальные роли, образ и стиль жизни, перемещаясь из одного слоя в другой.

Субкультура российской молодежи характеризуется отсутствием доминирующего образца, неразвитой внутренней инфраструктурой, относительно слабой политической и гражданской направленностью вкупе с социальной пассивностью. Она в большей степени ориентирована на досуг и получение информации, преимущественно имеет выраженный потребительский характер.

При разнообразности форм субкультуры молодежи и относительной легкости их описания достаточно сложно типологизировать конкретные проявления субкультуры молодежи. Формы молодежной субкультуры неоднородны и быстро меняются в зависимости от социальных условий. Степень приверженности участников к ценностям группы и вовлеченности в группу достаточно существенно различается.

В ходе ряда исследований обнаружено, что одновременно с усилением групповой дифференциации наблюдается все большее единство ценностных установок молодежи. Это позволяет выделить субкультурное ядро молодежи как социальной группы независимо от места ее проживания. Размытость, неопределенность, быстрое перемещение элементов в субкультуре молодежи делает ее различные группы в целом похожими в культурно-ценностном отношении. Например, в среде молодежи сильны стереотипы поведения, в основе которых лежит деперсонализация индивида и противопоставление себя иным возрастным группам. Наиболее ярко это выражается в моде, музыке, общении, одежде, развлечениях. Таким образом, не только генерационное, но социальное и культурное отчуждение объединяет молодежь. В молодежной среде все большую роль играют имущественные и ценностные различия, что также способствует схожести субкультуры молодежи.

Полученные нами в ходе собственного исследования данные (исследование проводилось в течение шести лет в больших и малых городах Кузбасса (Кемерово, Мариинск, Тяжинский, Верх-Чебула, Белово) методами анкетного опроса, беседы, наблюдения; обработка данных осуществлялась на основе процентного распределения и ранжирования), а также анализ исследований молодежи Москвы и Санкт-Петербурга, городов Центральной России, Краснодарского и Алтайского края, регионов Поволжья, Сибири и Дальнего Востока [4-7], Кемеровской области [8] подтвердили изложенную теорию.

Современная субкультура молодежи предстает условно цельным образованием. Нами не выявлено значительных расхождений в структуре субкультуры молодежи по регионам, не установлено предпочтений ее ориентации на неформальные объединения. Формальные объединения также не слишком привлекательны для молодежи; зачастую они используются заинтересованными молодыми людьми как трамплин для карьеры.

Повсеместное распространение получили молодежные объединения гедо-нистско-развлекательной, интеллектуальной, криминальной направленности, а также ориентированные на здоровый образ жизни. В субъектах Федерации в целом слабо представлены молодежные субкультуры политической, идеологической, социальной направленности, радикально-деструктивного толка. Однако в региональном срезе прослеживается некоторая разница: так, помимо мегаполисов, молодежные субкультуры радикально-деструктивного толка более распространены и активны на юге России. Очевидно, этому способствует общий высокий уровень ксенофобии, большое количество мигрантов, поведение которых не всегда регулируется привычной моралью или правом.

Неформальные объединения немногочисленны (помимо мегаполисов -Москвы и Сакт-Петербурга), существуют, как правило, в крупных городах, за редким исключением слабо структурированы и разрозненны. В основной своей массе они недолговечны, образуются главным образом в связи с осуществлением досуга. Это дает основание утверждать, что не они определяют характеристику молодежной субкультуры и являются основными институтами социализации.

Центральное место в молодежной субкультуре занимает музыка (в большинстве случаев в ее поп- и рок-вариантах). Отечественная рок-культура, в целом отличаясь от западного аналога, имеет свои особенные региональные или даже местные черты. Элементами материальной и духовной рок-культуры выступают песни, музыкальные инструменты, символика, специфическая философия. Для представителей и приверженцев рок-культуры характерны субкультурная общность, выраженная в схожем стиле жизни, идеях, ценностях и нормах поведения.

Нами была рассмотрена субкультура рокеров города Кемерова. В областном центре существуют около восьмидесяти рок-групп («Плацдарм», «Феррусс», «Уепдда» и др.), работающих в стиле от блюз-рока до экстремальных направлений рок-музыки. Многие из них выпустили свои альбомы и диски, стали известными за пределами области. Однако вплоть до 2006 г. в Кемерове не было рок-клуба как формы объединения поклонников рок-музыки. Кроме того, отсутствуют клубы местных рок-групп, что объясняется несформированностью истории городской рок-культуры, традиций, отдельных элементов субкультурного образа жизни, правил поведения, идеалов, благодаря которым появляются фанаты.

Кемеровская городская молодежная субкультура рокеров закрыта. Для кемеровских поклонников рок-музыки в целом характерна ментальная удаленность, установка на добровольный аутентизм, отход от многих проблем современности, восприятие музыкального вакуума как нормальной среды, настороженность

к известному, непохожему на их восприятие мира. Городские рокеры склонны к вредным привычкам, конфликтам, непризнанию авторитетов. Подобное поведение не в последнюю очередь связано с общим уровнем культуры молодежи города, а также с отсутствием культуры проведения рок-концертов и фестивалей.

Чувство наслаждения от прослушивания слабо выражено в рок-среде Кемерова. Слушатель «идет» пока не на определенную группу или имя, а воспринимает рок-музыку скорее как некий фон. Отметим и отсутствие у большинства кемеровских любителей рока музыкальных кумиров. Отсутствие субкультуры рок-фанатов порождает отношение к рок-музыке не как к культурному явлению, имеющему личностную для большинства молодежи ценность, а как способу времяпрепровождения, что снимает у молодежи ответственность за поведение.

Очевидно, что развитие и освоение социокультурных (в рассмотренном случае - основанных на музыкальных пристрастиях молодых людей) образцов действительно обусловлено спецификой отдельного города и региона.

Молодые люди ценят престиж, карьеру, деньги, образование, статус, при этом, как правило, желают иметь легкую и прибыльную работу. Молодежи свойственны целеустремленность, предприимчивость, интеллектуальность, самостоятельность, практичность, ответственность, мобильность. В целом для молодежи российских регионов важны такие декларируемые стабильные и устойчивые ценности, как семья, дружба, любовь, здоровье. В то же время молодежной среде присущи рост насилия, потребительских настроений, пренебрежение духовными ценностями, дегуманизация отношений, утрата ценностей коллективизма, консерватизма, равноправия. Мир кумиров молодежи разнообразен, но ограничен в основном западными спортсменами и представителями шоу-бизнеса. Среди них практически нет политических лидеров, представителей общественных организаций, бизнеса, науки.

Подводя итог, следует отметить, что сегодня для субкультуры молодежи характерна ориентация на досуг (представленный узким спектром занятий), свободное и нерегламентированное общение. Основную часть времени молодых людей занимает просмотр телепередач. При сохраняющемся в молодежной среде высоком уровне подверженности вредным привычкам, медленно растет интерес к здоровому образу жизни и уровень сексуальной культуры (непропорционально по регионам).

Молодежная субкультура регионов отражает в себе воздействие криминализации, ориентацию на потребительские западные ценности, массовую культуру, формируется главным образом средствами массовой информации и шоу-бизнесом. Исходя из того, что она является мощной инновационной силой и служит основой для развития как позитивных, так и негативных тенденций в процессах социализации, необходимо вести целенаправленное формирование субкультуры молодежи с учетом региональных и местных особенностей. Региональная и муниципальная молодежная политика должна быть ориентирована на создание условий для демократизации общественных отношений и развитие местной инициативы.

Библиографический список

1. Хорунженко К.М. Культурология: энциклопедический словарь. Ростов н/Д, 1997.

2. Кагановский В.Л. Методологические основания регионального анализа как культурной практики // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения: информ. сб. М., 1997. Вып. 3.

3. Пелипенко А.А., Яковенко ИГ. Город в пространстве культуры и в процессе урбанизации: методологические аспекты // Урбанизация в формировании социокультурного пространства. М., 1999. С. 123-128.

4. Виноградова Э.М., Карпец А.В., Новикова Л.Б. [и др.] Факторы и условия злоупотребления наркотиками молодежи в Оренбургской области (опыт социологического исследования). URL: www.demoscope.ru.wekly (режим доступа свободный, загл. с экрана).

5. Гурова Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации // Педагогика. 2000. № 10. С. 32-37.

6. Добрынина В., Кухтевич Т Ценностные ориентации учащейся студенческой молодежи: особенности и тенденции // Alma mater. 2003. № 2. С. 13-15.

7. Флоренская Ю.Ф., Рощина Т.Г. Жизненные планы выпускников школ из малых городов // Человек. 2005. № 5. С. 11.

8. Чирун С.Н. Молодежная политика и молодежное движение: учеб. пособие. Кемерово, 2006.

S.V. Guseva

Philosophical Comprehension of the Category of “Presumption” in the Structure of Jurisprudence as Humanitarian Scientific Knowledge

Presumption is considered both as a category of jurisprudence and as a phenomenon of common cognitive activity. The author emphasizes that presumptions existing in the society consciousness influence legal system formation.

Key words and word-combinations: world outlook, society consciousness, legal system, presumption.

Презумпция рассматривается не только как категория юриспруденции, но и как феномен общей познавательной деятельности. Автор обращает внимание на то, что существующие в общественном сознании презумпции влияют на формирование правовой системы.

Ключевые слова и словосочетания: мировоззрение, общественное сознание, правовая система, презумпция.

УДК 165 ББК 87.22

С.В. Гусева

ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ КАТЕГОРИИ «ПРЕЗУМПЦИЯ»

В СТРУКТУРЕ ЮРИСПРУДЕНЦИИ КАК ГУМАНИТАРНОГО НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

^5настоящее время философия и методология юридического познания становятся актуальными сферами исследования, способными дать дополнительный импульс и новые теоретические возможности правовым наукам. Это особенно актуально для России в период формирования и укрепления современных ценностей правовой культуры демократического общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.