4. Коробанов В.А. Патриотическое воспитание молодежи в условиях политической трансформации российского общества: автореф. дис. ... канд. полит, наук. Саратов, 2005.
5. Заславская Т.И. Трансформация российского общества как предмет мониторинга // Экономические и социальные переменные: мониторинг общественного мнения: бюллетень ВЦИОМ. 1993. № 2.
6. Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь: социологические исследования проблем выбора профессии и трудоустройства. М., 1985.
7. Соловьев С.С. Менталитет российского офицера: вызовы XXI века // Социс. 2003. № 12.
G.E. Morgunova
Region and City as Factors
of Youth Subculture Formation
The article reveals the peculiarities of the modern youth subculture and the role of socio-cultural environment of region and city in its formation and development.
Key words and word-combinations: youth subculture, socio-cultural environment, region, city.
Раскрываются особенности современной субкультуры молодежи и роль социокультурной среды региона и города в ее формировании и развитии.
Ключевые слова и словосочетания: субкультура молодежи, социокультурная среда, регион, город.
УДК 008 ББК 71.05
Г.Е. Моргунова
РЕГИОН И ГОРОД КАК ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СУБКУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ
К ультурное и духовное состояние любого современного (нетрадиционного) общества характеризуется в терминах плюрализма. Понимая культуру как совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение символов, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения [1, с. 228-229], следует отметить ее неоднородность, выраженную через категорию «субкультура». В частности, субкультуру молодежи можно воспринимать в качестве подсистемы культуры, обладающей совокупностью признаков, характерных для молодежи как социальной группы и обеспечивающих культурный смысл и идентичность этой группы.
Реформы 1990-х годов, изменив модель социализации молодежи, заметно активизировали соответствующую субкультуру. Характер ее формообразования на современном этапе испытывает не только влияние культурного постмодернизма и глобализации, но и воздействие национально-государственной
специфики и народной ментальности. В немалой степени характер молодежной субкультуры обусловливается и особенностями региональной среды.
Процессы обретения региональной идентичности интенсифицировались в конце прошедшего столетия. Они не остались незамеченными ученым сообществом. Значительная часть ученых считают, что регион - это пространство, населенное определенной общностью людей и связанное не только территорией, природой, хозяйством, но и культурой, языком, системой образов окружающего мира, ценностями, традициями, в силу чего каждый регион имеет свою социокультурную среду как совокупность материальных, социальных и духовных условий [2].
Асимметричность, контрастность российских регионов, отсутствие устойчивого равновесия в отношениях «центр - регион», наличие разного рода проблем сказываются на формировании молодежной субкультуры как в ее общенациональном, так и в региональном измерении. Развитие самобытной культуры, региональные религиозный, идеологический и психологический факторы существенно влияют на формирование субкультуры молодежи. В настоящее время складывается единое образовательное пространство регионов, регион формирует субъектное сознание, ценности и нормы. Однако невысокий, как правило, уровень культурных потребностей населения, неготовность региона выступать в качестве активного субъекта социальной и культурной политики мешают регионам играть решающую роль в формировании региональной, в частности молодежной, субкультуры.
В современной цивилизации особая роль принадлежит городам. Город, как социокультурный синтез, привлекает открытостью, способностью преодолевать собственную ограниченность, включать в свою сферу новых людей, изменять социальные, организационные отношения. Он постоянно усложняет социокультурные различия. Динамизм становится важной чертой города. Городская культура имеет сложную полиморфную структуру, характерной чертой которой является образование и развитие субкультур. Социальная среда города терпима к плюральным формам поведения людей, ценностным различиям. Совершенствуя социальные, культурные аспекты жизни, город выступает социокультурным феноменом, не похожим ни на что другое, представляя высокие возможности самореализации, личностного роста. Горожанин, приспосабливаясь к среде и меняя ее, объединяет в своей деятельности разнородные элементы жизни и формы деятельности [3].
В то же время город разрушает традиционные ценности, атомизирует общество, порождает проблемы коммуникации, интеграции, личностной самореализации и самоутверждения. Вследствие ослабления социального контроля он усиливает возможности не только для положительных, но и для отрицательных вариантов поведения.
Как видим, город - сложная среда социализации. Молодежная субкультура в первую очередь есть порождение города как особого пространства развитого духовного и материального производства. Эта субкультура берет на себя функции социокультурной инновации городского пространства, особенно в период социальных сдвигов. Но, учитывая, что молодежь обладает несформированнос-тью духовно-нравственной сферы, недостатком жизненного опыта, приводя-
щим к большой вероятности ошибочного выбора жизненных решений, неполному включению в существующие отношения общества, можно понять противоречивость и разнородность субкультуры молодежи.
Молодежь различается проблемами, вносимым в развитие общества вкладом, уровнем сознания, характером интересов, потребностей, образом жизни. Молодежная субкультура предстает мозаичным, многогранным образованием, состоящим из различных типов и форм, формальных и неформальных образований. Дифференцированность молодежи непосредственно проявляется в разделении молодежи на группы, имеющие собственные особенности, выраженные как на ценностном уровне, так и во внешней атрибутике. В условиях быстрых и зачастую радикальных изменений молодой человек имеет возможность быстро менять свой статус, социальные роли, образ и стиль жизни, перемещаясь из одного слоя в другой.
Субкультура российской молодежи характеризуется отсутствием доминирующего образца, неразвитой внутренней инфраструктурой, относительно слабой политической и гражданской направленностью вкупе с социальной пассивностью. Она в большей степени ориентирована на досуг и получение информации, преимущественно имеет выраженный потребительский характер.
При разнообразности форм субкультуры молодежи и относительной легкости их описания достаточно сложно типологизировать конкретные проявления субкультуры молодежи. Формы молодежной субкультуры неоднородны и быстро меняются в зависимости от социальных условий. Степень приверженности участников к ценностям группы и вовлеченности в группу достаточно существенно различается.
В ходе ряда исследований обнаружено, что одновременно с усилением групповой дифференциации наблюдается все большее единство ценностных установок молодежи. Это позволяет выделить субкультурное ядро молодежи как социальной группы независимо от места ее проживания. Размытость, неопределенность, быстрое перемещение элементов в субкультуре молодежи делает ее различные группы в целом похожими в культурно-ценностном отношении. Например, в среде молодежи сильны стереотипы поведения, в основе которых лежит деперсонализация индивида и противопоставление себя иным возрастным группам. Наиболее ярко это выражается в моде, музыке, общении, одежде, развлечениях. Таким образом, не только генерационное, но социальное и культурное отчуждение объединяет молодежь. В молодежной среде все большую роль играют имущественные и ценностные различия, что также способствует схожести субкультуры молодежи.
Полученные нами в ходе собственного исследования данные (исследование проводилось в течение шести лет в больших и малых городах Кузбасса (Кемерово, Мариинск, Тяжинский, Верх-Чебула, Белово) методами анкетного опроса, беседы, наблюдения; обработка данных осуществлялась на основе процентного распределения и ранжирования), а также анализ исследований молодежи Москвы и Санкт-Петербурга, городов Центральной России, Краснодарского и Алтайского края, регионов Поволжья, Сибири и Дальнего Востока [4-7], Кемеровской области [8] подтвердили изложенную теорию.
Современная субкультура молодежи предстает условно цельным образованием. Нами не выявлено значительных расхождений в структуре субкультуры молодежи по регионам, не установлено предпочтений ее ориентации на неформальные объединения. Формальные объединения также не слишком привлекательны для молодежи; зачастую они используются заинтересованными молодыми людьми как трамплин для карьеры.
Повсеместное распространение получили молодежные объединения гедо-нистско-развлекательной, интеллектуальной, криминальной направленности, а также ориентированные на здоровый образ жизни. В субъектах Федерации в целом слабо представлены молодежные субкультуры политической, идеологической, социальной направленности, радикально-деструктивного толка. Однако в региональном срезе прослеживается некоторая разница: так, помимо мегаполисов, молодежные субкультуры радикально-деструктивного толка более распространены и активны на юге России. Очевидно, этому способствует общий высокий уровень ксенофобии, большое количество мигрантов, поведение которых не всегда регулируется привычной моралью или правом.
Неформальные объединения немногочисленны (помимо мегаполисов -Москвы и Сакт-Петербурга), существуют, как правило, в крупных городах, за редким исключением слабо структурированы и разрозненны. В основной своей массе они недолговечны, образуются главным образом в связи с осуществлением досуга. Это дает основание утверждать, что не они определяют характеристику молодежной субкультуры и являются основными институтами социализации.
Центральное место в молодежной субкультуре занимает музыка (в большинстве случаев в ее поп- и рок-вариантах). Отечественная рок-культура, в целом отличаясь от западного аналога, имеет свои особенные региональные или даже местные черты. Элементами материальной и духовной рок-культуры выступают песни, музыкальные инструменты, символика, специфическая философия. Для представителей и приверженцев рок-культуры характерны субкультурная общность, выраженная в схожем стиле жизни, идеях, ценностях и нормах поведения.
Нами была рассмотрена субкультура рокеров города Кемерова. В областном центре существуют около восьмидесяти рок-групп («Плацдарм», «Феррусс», «Уепдда» и др.), работающих в стиле от блюз-рока до экстремальных направлений рок-музыки. Многие из них выпустили свои альбомы и диски, стали известными за пределами области. Однако вплоть до 2006 г. в Кемерове не было рок-клуба как формы объединения поклонников рок-музыки. Кроме того, отсутствуют клубы местных рок-групп, что объясняется несформированностью истории городской рок-культуры, традиций, отдельных элементов субкультурного образа жизни, правил поведения, идеалов, благодаря которым появляются фанаты.
Кемеровская городская молодежная субкультура рокеров закрыта. Для кемеровских поклонников рок-музыки в целом характерна ментальная удаленность, установка на добровольный аутентизм, отход от многих проблем современности, восприятие музыкального вакуума как нормальной среды, настороженность
к известному, непохожему на их восприятие мира. Городские рокеры склонны к вредным привычкам, конфликтам, непризнанию авторитетов. Подобное поведение не в последнюю очередь связано с общим уровнем культуры молодежи города, а также с отсутствием культуры проведения рок-концертов и фестивалей.
Чувство наслаждения от прослушивания слабо выражено в рок-среде Кемерова. Слушатель «идет» пока не на определенную группу или имя, а воспринимает рок-музыку скорее как некий фон. Отметим и отсутствие у большинства кемеровских любителей рока музыкальных кумиров. Отсутствие субкультуры рок-фанатов порождает отношение к рок-музыке не как к культурному явлению, имеющему личностную для большинства молодежи ценность, а как способу времяпрепровождения, что снимает у молодежи ответственность за поведение.
Очевидно, что развитие и освоение социокультурных (в рассмотренном случае - основанных на музыкальных пристрастиях молодых людей) образцов действительно обусловлено спецификой отдельного города и региона.
Молодые люди ценят престиж, карьеру, деньги, образование, статус, при этом, как правило, желают иметь легкую и прибыльную работу. Молодежи свойственны целеустремленность, предприимчивость, интеллектуальность, самостоятельность, практичность, ответственность, мобильность. В целом для молодежи российских регионов важны такие декларируемые стабильные и устойчивые ценности, как семья, дружба, любовь, здоровье. В то же время молодежной среде присущи рост насилия, потребительских настроений, пренебрежение духовными ценностями, дегуманизация отношений, утрата ценностей коллективизма, консерватизма, равноправия. Мир кумиров молодежи разнообразен, но ограничен в основном западными спортсменами и представителями шоу-бизнеса. Среди них практически нет политических лидеров, представителей общественных организаций, бизнеса, науки.
Подводя итог, следует отметить, что сегодня для субкультуры молодежи характерна ориентация на досуг (представленный узким спектром занятий), свободное и нерегламентированное общение. Основную часть времени молодых людей занимает просмотр телепередач. При сохраняющемся в молодежной среде высоком уровне подверженности вредным привычкам, медленно растет интерес к здоровому образу жизни и уровень сексуальной культуры (непропорционально по регионам).
Молодежная субкультура регионов отражает в себе воздействие криминализации, ориентацию на потребительские западные ценности, массовую культуру, формируется главным образом средствами массовой информации и шоу-бизнесом. Исходя из того, что она является мощной инновационной силой и служит основой для развития как позитивных, так и негативных тенденций в процессах социализации, необходимо вести целенаправленное формирование субкультуры молодежи с учетом региональных и местных особенностей. Региональная и муниципальная молодежная политика должна быть ориентирована на создание условий для демократизации общественных отношений и развитие местной инициативы.
Библиографический список
1. Хорунженко К.М. Культурология: энциклопедический словарь. Ростов н/Д, 1997.
2. Кагановский В.Л. Методологические основания регионального анализа как культурной практики // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения: информ. сб. М., 1997. Вып. 3.
3. Пелипенко А.А., Яковенко ИГ. Город в пространстве культуры и в процессе урбанизации: методологические аспекты // Урбанизация в формировании социокультурного пространства. М., 1999. С. 123-128.
4. Виноградова Э.М., Карпец А.В., Новикова Л.Б. [и др.] Факторы и условия злоупотребления наркотиками молодежи в Оренбургской области (опыт социологического исследования). URL: www.demoscope.ru.wekly (режим доступа свободный, загл. с экрана).
5. Гурова Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации // Педагогика. 2000. № 10. С. 32-37.
6. Добрынина В., Кухтевич Т Ценностные ориентации учащейся студенческой молодежи: особенности и тенденции // Alma mater. 2003. № 2. С. 13-15.
7. Флоренская Ю.Ф., Рощина Т.Г. Жизненные планы выпускников школ из малых городов // Человек. 2005. № 5. С. 11.
8. Чирун С.Н. Молодежная политика и молодежное движение: учеб. пособие. Кемерово, 2006.
S.V. Guseva
Philosophical Comprehension of the Category of “Presumption” in the Structure of Jurisprudence as Humanitarian Scientific Knowledge
Presumption is considered both as a category of jurisprudence and as a phenomenon of common cognitive activity. The author emphasizes that presumptions existing in the society consciousness influence legal system formation.
Key words and word-combinations: world outlook, society consciousness, legal system, presumption.
Презумпция рассматривается не только как категория юриспруденции, но и как феномен общей познавательной деятельности. Автор обращает внимание на то, что существующие в общественном сознании презумпции влияют на формирование правовой системы.
Ключевые слова и словосочетания: мировоззрение, общественное сознание, правовая система, презумпция.
УДК 165 ББК 87.22
С.В. Гусева
ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ КАТЕГОРИИ «ПРЕЗУМПЦИЯ»
В СТРУКТУРЕ ЮРИСПРУДЕНЦИИ КАК ГУМАНИТАРНОГО НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
^5настоящее время философия и методология юридического познания становятся актуальными сферами исследования, способными дать дополнительный импульс и новые теоретические возможности правовым наукам. Это особенно актуально для России в период формирования и укрепления современных ценностей правовой культуры демократического общества.