Научная статья на тему '"реггей на грязном снегу": культура растафари в постсоветской России'

"реггей на грязном снегу": культура растафари в постсоветской России Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
214
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСТАФАРИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / SOCIO-ECONOMIC CRISIS / КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / CULTURAL IDENTITY / НОВАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ / NEW RELIGIOSITY / РАСТА / RASTA / РЕГГЕЙ / REGGAE / RASTAFARI AS CULTURE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Либина И.Р., Рабинович Е.И.

Рассматривается культура растафари как реакция на социально-экономический кризис в Ямайке конца 1930-х гг. Выявляется роль общественного деятеля Маркуса Гарви в ка-честве «пророка» растафарианства. Проводится параллель с ситуацией в России 1990-х гг., ко-гда, в результате слома советской системы и последующего за ним кризиса идентичности, воз-никла российская субкультура растафари.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"I AM DANCING REGGAE ON THE DIRTY SNOW": RASTA IN POST-SOVIET RUSSIA

In this article rastafari culture is ranked as a response to the socioeconomic crisis in Jamaica in the late 1930s. The public man Marcus Garvey is viewed as a prophet of Rastafari. The situation in Jamaica in 1930s is compared to the one in Russia in 1990s. As a result of the crush of soviet system and the crisis of identity rastafari culture has grown up.

Текст научной работы на тему «"реггей на грязном снегу": культура растафари в постсоветской России»

УДК 304.2

И. Р. Либина

Е. И. Рабинович

г. Екатеринбург, Россия

«РЕГГЕЙ НА ГРЯЗНОМ СНЕГУ»: КУЛЬТУРА РАСТАФАРИ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ

АННОТАЦИЯ. Рассматривается культура растафари как реакция на социально-экономический кризис в Ямайке конца 1930-х гг. Выявляется роль общественного деятеля Маркуса Гарви в качестве «пророка» растафарианства. Проводится параллель с ситуацией в России 1990-х гг., когда, в результате слома советской системы и последующего за ним кризиса идентичности, возникла российская субкультура растафари.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: растафари, социально-экономический кризис, культурная идентичность, новая религиозность, раста, реггей

I. R. Libina E. I. Rabinovich

Yekaterinburg, Russia

«I AM DANCING REGGAE ON THE DIRTY SNOW»: RASTA IN POST-SOVIET RUSSIA

ABSTRACT. In this article rastafari culture is ranked as a response to the socioeconomic crisis in Jamaica in the late 1930s. The public man Marcus Garvey is viewed as a prophet of Rastafari. The situation in Jamaica in 1930s is compared to the one in Russia in 1990s. As a result of the crush of soviet system and the crisis of identity rastafari culture has grown up.

KEYWORDS: rastafari as culture, socioeconomic crisis, cultural identity, new religiosity, rasta, reggae

Условно культура растафари представляет собой сумму продуктов материальной и духовной деятельности последователей религиозно-философского учения, возникшего на Ямайке в 1930-х годах. Рассмотрим некоторые социально-экономические предпосылки возникновения этой культуры.

К 1930-ым годам экономика Ямайка оказалась в кризисе, вызванном последствиями «великой депрессии», стагнацией банановой промышленности из-за «панамской болезни», падением мировых цен на сахар, растущей безработицей, свертыванием возможностей эмиграции, быстрым ростом населения [2]. Поскольку банановая и сахарная промышленность составляли основу экономики Ямайки, кризисные явления в этих сегментах определяли экономическую ситуацию острова. Ситуация

усугублялась и тем, что фактически до 1962 года Ямайка является колониальным владением Великобритании. Один из крупнейших исследователей культуры растафари Л. Барретт отмечает, что: «каждый аспект жизни ямайского общества контролировался европейцами. На тот момент для жителей Ямайки представлялось почти невозможным улучшить свое положение» [1].

Кажущиеся неразрешимыми социально-экономические проблемы создали благоприятную почву для возникновения культа, который должен был объяснить причины социального неравенства, угнетения, нищеты и т.д. В подобной ситуации ямайское общество нуждалось в харизма-тичных лидерах, которые могли бы воодушевить народ и показать пути выхода из кризиса. Такими лидерами стали обще-

ственные деятели Маркус Гарви и Леонард П. Хоуэелл. Первый из них стал фактическим пророком нового культа: «во-первых, он хотел создать всемирное братство представителей негроидной расы; во-вторых, он мечтал увидеть развитие Африки от отсталого и колониального континента к самодостаточному «гиганту» <.. .> в-третьих, он хотел видеть в Африке место, в которое любой чернокожий человек может вернуться» [1]. В условиях кризиса, проповеди М. Гарви помогали сформировать новую, более привлекательную идентичность. Осознание того, что ты не одинок в этом мире, что где-то есть твой настоящий Дом, позволяло поверить в свои силы и уникальность. Дж. Оуэнс говорил о М. Гарви: «Гарви активировал подсознательные, подавленные желания чернокожих людей. Подобным образом Раста активировала подсознание чернокожего населения Ямайки» [3].

Религиозно-философское учение, ставшее ответом на кризис 1920-30-х годов, со временем отливается в форму новую идентичность - культуру растафари. Последователь нового учения был уже не бедным ямайцем из Настоящего, но еще не африканцем мира Будущего. Творческий потенциал такого промежуточного положения стал почвой для развития огромного количества идей, которые были нацелены на движение к духовному совершенству, оказывая активное сопротивление деструктивным реалиям жизни. Идеологическим фундаментом этих идей стало инспирированное М. Гарви движение «Назад в Африку», которое подразумевало не столько физическое переселение, сколько воссоздание африканской идентичности. Л. Барретт отмечает, что: «философия М. Гарви "Африка для африканцев - дома и заграницей" была использована различными движениями чернокожих после его смерти. Среди Растафари распространено мнение, что <...> М. Гарви сказал: "Устремляйте свой взор к Африке, к коронации Чернокожего Короля, он будет Спасителем". Для Растафари этим королем стал Хайле Селассие» [1].

54

Известие о том, что скоро на другом континенте появится персонифицированный Живой Бог, который всех спасет, вызвала мощный эмоциональный отклик. Впрочем, сам М. Гарви, вероятно, не имеет отношения к этому пророчеству. Н. А. Со-сновский отмечает, что «легендарная фраза о единении чёрной расы вокруг будущего могучего императора ему приписывается. Мало того, невольно став основоположником культа, сам Гарви к нему относился неприязненно» [7]. Возможно, недовольство Гарви было вызвано крахом надежды занять африканский трон (известно, что он придумал для себе титул «Временного императора Африки» [1]). Впрочем, в культуре растафари М. Гарви и сегодня считается пророком.

Интересную параллель можно провести между Ямайкой позднеколониально-го периода и российской культурой 19801990-х годов. После распада СССР, подобно ситуации, сложившейся на Ямайке в 1930-е годы, остро возникла потребность в конструировании новой идентичности. Культура растафари выступила здесь одной из самых экзотических моделей для сборки.

Растафарианство проникает в позд-несоветский культурный ландшафт через музыку реггей. Достаточно скоро период простого потребления переходит в творчество, рождая самобытное направление -русскоязычную музыку реггей. Вероятно, первооткрывателем реггей в музыкальной среде стала группа «Аквариум» (песни «Единственный дом (Джа даст нам всё)», «Река», «Рутман» с «Синего Альбома» 1981 года). Первой культовой реггей-группой стал «Комитет Охраны Тепла». Рок-музыкант А. Паршиков так охарактеризовал песни лидера «Комитета охраны тепла» Сергея Белоусова («Олди»): «в опусах Олди в единое целое сплелись мрачные напевы наших северных широт, тюремные прихваты, и безнадега. <...> Трагизм ситуации Олди: душа его тянется к сказочной Ямайке, но кругом «красные волки», «серые крысы» и Суровая северная страна.

Поэтому ему приходится танцевать «реггей на грязном снегу» [6].

Немного странное заимствование нуждается в дешифровке. Чем антиколониальное музыкальное направление могло привлечь советских людей? Вероятно, тем, что произошла любопытная инверсия и реггей прочитывался как музыка «советских негров». Удушающая атмосфера времен заката СССР, провоцировала специфические ассоциации. Советский человек - это белый негр. Коммунистическая партия - локальная версия колонизатора. Характерно, что русскоязычный реггей в его наиболее интересных ранних вариантах 1980-х годов создается именно на колониальной советской периферии: «Комитет охраны тепла» в Калининграде, эксперименты на стыке реггей и панка Егора Ле-това в Омске, «сибирской колонии» (проект «Посев» - предтеча «Гражданской обороны»). Фактически, это позволяет сделать отечественную музыку реггей 198090-х годов объектом постколониальных исследований. Мрачный, жесткий поздне-советский реггей, чем дальше к востоку страны, тем больше переходящих в панк, вполне вписывается в европейское восприятие стиля, как и всей культуры растафари. Так Джонни Роттен («Sex Pistols») говорил о панке как «реггей белых людей». Многие молодые англичане конца 1970-х как и молодежь советского Омска прочитывали се-

ЛИТЕРАТУРА

1. Barrett, L. The Rastafarians: the dreadlocks of Jamaica. - URL: https://archive.org/details/rastafariansdrea00barr (дата обращения: 10.03.2018).

2. Jamaica information service. - URL: http://jis.gov.jm/information/jamaican-history/

3. Owens, D. Dread: The Rastafarians of Jamaica. - URL: https://archive.org/details/dreadrastafarian00owen (дата обращения: 10.03.2018).

4. Новый солдат покинул свой пост. - URL: https://www.gazeta.ru/culture/ 2010/11/08/a_3435479.shtml

5. Олди. Быть растаманом - не развлечение, а тяжелая-тяжелая работа. - URL: https://vk.com/komitetohranitepla?z=video-13725717_456239021%2F188f 3e00a763f7e6c1%2Fpl_wall_-13725717

6. Паршиков А. Реггей на грязном снегу: о трибьюте Олди. - URL: http://www.siapress.ru/blogs/27142

7. Сосновский Н. А. Культура растафари. - URL: http://www.libros.am/book/ read/id/164905/slug/kultura-rastafari-1#n_200

бя как «белых негров». Ситуация усугублялась климатом - желание вернуться назад, на африканскую прародину, в февральской Западной Сибири приобретает большую остроту, чем в Манчестере. Особую прелесть позднесоветской культуре растафари добавляла связь церквей - эфиопская православная церковь догматически дружественна русской.

Любопытны и аналогии между дальнейшей трансформацией культуры растафари в ямайском обществе 1970-х и российском 2000-х: религиозное, предельно идеологизированное растафарианство стало превращаться в субкультуру с доминантным вниманием к внешним атрибутам. В одном из интервью Олди говорил об этом так: «Я сразу предсказывал, что из этой чистой культуры, которая от сердца идет, сделают конфетку. Суть утеряна. Истинные растаманы - люди божественные. <.. .> Быть растаманом, это не развлечение, это тяжелая-тяжелая работа. Косички - это косичкам, а Богу - Богово» [5]. Фактически, подобно М. Гарви, отказавшегося от титула «пророка растафарианства», Олди испытал глубокое разочарование, считая, что растафарианство превратилось в за-плетание дредов, курение марихуаны и использование цветовой символики эфиопского флага (красный, желтый, зеленый) в качестве деталей стиля.

УДК 009

С. Н. Оводова

г. Омск, Россия

СОВЕТСКИЙ СОЦИАЛИЗМ И ТЕЛЕСНЫЙ КОЛЛЕКТИВИЗМ: ПРАКТИКИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается, как трансформировались телесные повседневные практики в период становления советского социалистического общества. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: тело, культура, модерн, повседневность S. N. Ovodova

Omsk, Russia

SOVIET SOCIALISM AND THE COLLECTIVISM OF BODIES: TRANSFORMATIVE PRACTICES OF EVERYDAY LIFE

ABSTRACT. The article examines the ways in which everyday body practices were transformed during the formation of the Soviet socialist society. KEYWORDS: body, culture, modernity, everyday life

Культурные революции нельзя рассматривать в отрыве от антропологических координат и социальных практик, которые видоизменяются вслед за трансформацией культуры. Мы предлагаем рассмотреть, как создание советского социалистического общества трансформировало повседневные телесные практики, как идеологические установки находили свое воплощение в создаваемых на тот момент шаблонах повседневного телесного поведения.

Л.А. Закс точно определил бытийное единство культурного, социального и антропологического, указав на их взаимообусловленную связь: «Общество как социокультурная система, социокультурный (а с учетом человека-индивида как самостоятельной его "единицы" - антропосо-циокультурный) мир и его конкретные составляющие, их рождение, существование и развитие выступают общим объектом всех социально-гуманитарных наук» [1, с. 305], «грани взаимоотношений социального и культурного осуществляются в рамках... их бытийного единства, образующего сложноорганизованное целостное искусственного (надприродного) происхождения "тело", в котором только концептуальное абстрактное мышление может

выделить и проследить специфические свойства и закономерности ("логику", как уже говорилось) каждого из основополагающих начал-аспектов единораздельного целого социума» [1, с. 305]. Приближаясь к пониманию проекта модерна как особого антропосоциокультурного проекта, мы будем апеллировать и к культуре, и к социальным практикам, и к доминирующим антропологическим проектам.

В советский период конструировался новый человек, призванный трудиться во имя новых идеалов и, следовательно, быть носителем новых ценностей. Формирование массового советского человека сопровождалось созданием новых норм повседневности, которые касались жилья, питания, одежды, отдыха, праздника, физического воспитания, массового образования и т. п.

Механизмы создания институтов общепита и перепрограммирования жилищных условий подробно описаны в книге Н. Лебиной «Советская повседневность: нормы и аномалии. От военного коммунизма к большому стилю»: «Первой и главенствующей стала мысль о том, что нового человека невозможно сформировать в условиях старых архитектурных про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.