РЕГЕНЕРАЦИЯ ГНОЙНЫХ РАН ПРИ ПРИМЕНЕНИИ НАНООКСИГЕНИЗИРОВАННЫХ АНТИБАКТЕРИАЛЬНЫХ МИКСТ-ПРЕПАРАТОВ
В.В. Мельников, З.М. Искандеров
Кафедра общей хирургии АГМА ул. Бакинская, 121, Астрахань, Россия, 414000 тел. +79114636467, эл. почта: [email protected]
З.Ш. Абдулаева, А.С. Казимагомедов
Отделение гнойной хирургии МУЗ ГКБ № 3
, ул. Хибинская, 2, Астрахань, Россия, 414044 тел. +79114636467, эл. почта: [email protected]
В работе сообщается о результатах сравнительного анализа лечения гнойных ран у 89 больных нанооксигенизированными антибактериальными микст-препаратами (НАМП). Применение НАМП сокращает сроки стационарного лечения на 4—5 койко-дня.
Ключевые слова: гнойная рана, нанооксигенизированные антибактериальные микст-препараты, лечение.
Из всего многообразия традиционных средств и методов лечения гнойных ран большинство из них не оказывают прямого влияния на свободнорадикальные реакции, которые косвенным путем или непосредственно поддерживают воспалительный процесс, а следовательно не оказывают патогенетически обоснованного воздействия на течение гнойного раневого процесса [1, 5]. Влияние на антиоксидантную и антигипоксическую, как местную, так и общую защиту стенки ран и паравульнарных тканей возможно при помощи экзогенных антиоксидантов [3]. В последние годы клиницисты обратили внимание на различные раневые покрытия, лекарственные композиции, которые обладают антиоксидантными свойствами, но они непосредственно не оказывают антигипоксического действия [1, 2, 6, 7].
С целью патогенетического воздействия на патофизиологические процессы в гнойной ране на кафедре общей хирургии ГОУ ВПО АГМА Росздрава (2008) на основе нанооксигенизированной воды предложены антибактериальные микст-препараты (НАМП), в состав которых входят комбинации лекарственных веществ, подобранных с учетом чувствительности микрофлоры, характера и фазы течения раневого процесса.
Материал и методы. В основу работы положен анализ результатов лечения и обследования 89 больных в возрасте от 21 года до 59 лет с гнойными ранами. Мужчин было 41 человек, женщин 48. Из них у 75 человек с гнойными ранами нижних конечностей, ягодичной области, туловища, образовавшимися после вскрытия флегмон и абсцессов мягких тканей, 14 — с нагноением послеоперационных ран, ведение которых осуществлялось с применением НАМП. Группу сравнения составили 82 пациента, сопоставимых по полу, возрасту и с идентичными гнойными ранами, леченых «мазями» на основе полиэтиленгликоля (левомеколь).
Для оценки клинической эффективности лечения больных с гнойными ранами учитывались динамика клинических симптомов: общее состояние, температура тела, тахикардия, сухость кожи и слизистых оболочек, интенсивность болевого синдрома, отечность и гиперемия вокруг раны, количество раневого отделяемого и его характер, а также динамика лабораторных показателей: количество лейкоцитов крови, интегрального показателя крови — лейкоцитарный индекс интоксикации (ЛИИ) по Я.Я. Кальф-Калифу. Динамические изменения заживления ран в обеих группах фиксировались путем определения объема раневого дефекта мягких тканей, бактериологически, включая установление вида возбудителей гнойного процесса, определения его культуральных, биохимических свойств, чувствительности к антибиотикам, числа колониеобразующих единиц (КОЕ) в 1 г тканей стенки ран, цитологических изменений в ране и рН-метрии раневого экссудата. Уменьшение объема раневой полости определялось в динамике у 49 больных, леченных НАМП и у 45 человек группы сравнения. Поверхности раны придавалось горизонтальное положение, полость ее заливалась стерильным раствором 0,9% хлорида натрия, который эвакуировался и измерялся в см3. При первом исследовании объем залитой жидкости принимался за 100%. Уменьшение объема раневой полости, выраженное в процентах, определялось решением прямопорционального уравнения. Микробная колонизация стенки ран определялась по методу C.B. Baxter, P.W. Cur-reri et. al. (1973), E.G. Loeble, J.A. Marvin et al. (1975) в модификации М.И. Кузина, И.И. Колкера, Б.М. Костюченка с соавт. (1980) [4].
Результаты и их обсуждение. Общее состояние и температура тела нормализовались у исследуемой группы больных на 2—3-е сутки (2,8 ± 0,2), в группе сравнения — на 4—5-е сутки (3,6 ± 0,2). Количество лейкоцитов в общем анализе крови в первые сутки у пациентов во всех исследуемых группах в среднем составило 9,8 ± 0,4 и 9,4 ± 0,7 тыс. в 1 мм . Статистической разницы в этих показателях не отмечено (р > 0,05), что свидетельствует об однородности исследуемых групп.
На 3-и сутки лечения в исследуемой группе лейкоциты крови в среднем бы-
33
ли 7,2 ± 0,2 тыс. в 1 мм , в группе сравнения — 8,2 ± 0,5 тыс. в 1 мм . Таким образом, на 3-и сутки лечения в исследуемой группе пациентов происходило достоверно более быстрое снижение лейкоцитов крови до нормальных значений в среднем на 1,2 ± 0,2 в 1 мм3 в сутки, что говорит о более выраженном противовоспалительном эффекте лечения ран НАМП. ЛИИ в первые сутки лечения во всех группах исследования были выше нормальных значений. Статистической разницы в данных показателях не отмечено (р > 0,05). На 3-и сутки отмечено снижение ЛИИ (1,8 ± 0,3), в контрольной группе ЛИИ оставался на высоких цифрах и в среднем составлял 2,3 ± 0,4.
При первом обследовании после вскрытия гнойного очага было выявлено 178 штаммов микробов, которые принадлежали к 10 видам микроорганизмов. В 79,9% случаев высевалась микст-инфекция, представленная грампозитивной и грамнегативной микрофлорой. В 77,6% высевался золотистый стафилококк, представленный в 19,5% в виде моноинфекции, в остальных в сочетании с грам-негативной микрофлорой. С учетом определяющей этиологической роли золо-
тистого стафилококка ему уделялось основное внимание. В исследуемой группе больных к исходу 3—4 суток гнойный процесс локализовался в пределах поврежденных тканей, купировалась боль в ране, уменьшались воспалительные явления в паравульнарных тканях. К этому времени удавалось подавить активность раневой микробиоты и уменьшить уровень контаминации тканей стенки ран. Так,
2_з
КОЕ < 10 в 1 г стенки ран в исследуемой группе составил 3,9 ± 0,4 дня, в контрольной группе больных эти сроки удлинялись и в среднем составили 6,0 ± 0,4 (р < 0,05). Показатели клинической эффективности лечения гнойных ран НАМП приведены в табл. 1.
Таблица 1
Показатели клинической эффективности применения НАМП в лечении гнойных ран
Группы больных Средние сроки (сутки)
очищения раны 2 3 КОЕ < 102 3 появление грануляций вторичные швы стационарное лечение (койко-день)
Исследуемая группа 3,5 ± 0,3 3,9 ± 0,4 4,1 ± 0,6 5,7 ± 0,4 9,6 ± 1,4
Группа сравнения 7,1 ± 0,4 7,0 ± 0,4 9,1 ± 0,6 9,8 ± 0,8 15,8 ± 1,4
Эффективность лечения гнойных ран НАМП подтверждается более выраженной динамикой уменьшения объема ран (табл. 2). Так, на старте лечения показатели рН раневого экссудата были идентичными во всех группах и составляли в среднем 5,2 ± 0,4 (р < 0,05), в мазках-отпечатках цитологическая картина характеризовалась некротическим типом изменений, преобладала незавершенная форма фагоцитоза в нейтрофилах.
Таблица 2
Динамика изменения объема ран (п= 94)
Показатель Группа Сроки исследования
до лечения 3-и сутки 7-е сутки 9-е сутки
Объем раневой полости, % основная (п = 49) 100 68,4 ± 4,1* 46,8 ± 3,2 12,1 ± 5,8**
сравнения (п = 45) 100 84,6 ± 3,6 66,8 ± 4,3** 27,4 ± 5,3**
Примечание: * р < 0,05 и ** р < 0,01 по сравнению с началом лечения.
В препаратах находились детрит и остатки разрушенных нейтрофилов. В полях зрения громадное скопление микроорганизмов (кокки, палочки). КОЕ ран превышало показатель уровня «критической» обсемененности стенки ран на 1—2 порядка. Показатели цитограмм значительно отличались на 3 сутки от начала лечения. После 1—2 перевязок у исследуемых больных количество нормальных нейтрофилов увеличивалось в 4 раза, в нейтрофилах в 92,7 ± 0,12% наблюдался завершенный фагоцитоз, рН раны смещалось в нейтральную сторону (6,2 ± 0,6, p < 0 ,05). Среди мононуклеаров (30,7 ± 2,3%) преобладали профибробласты (25,06 ± 1,8%) — цитологическая картина, соответствующая переходу первой фазы раневого процесса в фазу регенерации. Внеклеточная микробиота выявлялась в единичных препаратах.
В контрольной группе больных цитологическая картина, соответствующая началу 2-й фазы раневого процесса, — наблюдалась к исходу 7—9 суток.
Таким образом, на основании проведенного исследования выявлено, что при применении НАМП в лечении гнойных ран сокращается почти в два раза сроки нормализации общего состояния больных, сравнительно быстрее удается подавить активность раневой микрофлоры и уменьшить колонизацию тканей стенки ран. НАМП, обладая антиоксидантными и антигипоксическими свойствами, повышают как местную клеточную иммунологическую, так и общую защиту стенки ран и паравульнарных тканей от этиологического фактора. Все это усиливает регенеративную активность клеточных и биохимических составляющих воспалительного раневого процесса и способствует более быстрому переходу раневого процесса в фазу регенерации, сокращая тем самым сроки подготовки ран к наложению ранних вторичных швов и уменьшает сроки стационарного лечения в среднем на 4—5 койко-дней.
Выводы.
1. Применение нанооксигенизированных антибактериальных микст-препаратов на основе нанооксигенезированной воды оказывает патогенетическое воздействие на течение гнойного раневого процесса.
2. При применении антибактериальных микст-препаратов на основе окси-генизированной воды сравнительно быстро удается перевести течение гнойного раневого процесса в фазу регенерации и тем самым сократить сроки стационарного лечения на 4—5 койко-дня.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Адамян А.А. Современные биологически активные перевязочные средства в комплексном лечении ран // Сборник тезисов международной конференции «Современные подходы к разработке и клиническому применению эффективных перевязочных средств, шовных материалов и полимерных имплантатов». — М., 2001. — С. 25—27.
[2] Вардаев Л.И. Комплексное лечение гнойных ран с использованием раневых покрытий с антиоксидантной, антибактериальной и сорбционной активностью: Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. — М., 2005. — 23 с.
[3] Гостищев В.К., Федоровский Н.М. Непрямая электрохимическая детоксикация в комплексном лечении гнойных заболеваний в хирургии // Хирургия. — 1994. — № 1. — С. 48—50.
[4] Кузин М.И., Колкер И.И., Костюченок Б.М. и др Количественный контроль микрофлоры гнойных ран // Хирургия. — 1980. — № 11. — С. 3—7.
[5] Луцевич Э.В., Вардаев Л.И., Овчаров С.Э. Комплексное лечение гнойных ран с применением полифункциональных раневых покрытий нового поколения // Сборник тезисов Республиканской конференции «Медицинская наука 2004». БГМУ. — Уфа, 2004. — С. 185—194.
[6] Погорельцев В.И., Терещенко В.Ю., Кулаков Е.П. и др. Антиоксидантная активность ксимедона в комплексной терапии хирургической инфекции. Материалы V Российского научного форума «Хирургия 2004». — М., 2004.— С. 151—152.
[7] Фархутдинов Р.Р., Галимов О.В., Наркевич В.В. Анализ антиоксидантной активности компонентов комбинированной повязки «Полидерм» // Материалы Пленума Проблемной комиссии «Неотложная хирургия» Межведомственного научного совета по хирургии РАМН и Российской научно-практической конференции «Актуальные вопросы неотложной хирургии. — Москва—Курск, 2007. — С. 249—250.
REGENERATION OF THE PURULENT WOUND AT APPLICATION NANOOXIDAISED ANTIBACTERIAL MIXED-PREPARATIONS
V.V. Melnikov, Z.M. Iscanderov
Department of General Astrakhan state medical academy Bakinskaya str., 121, Astrakhan, Russia, 414000 tel. +79114636467, email: [email protected]
Z.Sh. Abdulaeva, A.S. Cazimagomedov
Department of purulent surgery MHP CCH № 3
Hibinskaya str., 2, Astrakhan, Russia, 414044 tel. +79114636467, email: [email protected]
The article deals with the results of comparative analysis in treatment of purulent wounds among 89 patients by using nanooxigenerizing antibacterial mixed-preparations.
Key words: purulent wound, treatment, nanooxigenerizing antibacterial mixed-preparations.