УДК 712.1
Регелевские особенности ландшафтной архитектуры дендропарка
«Южные культуры»
Солтани Г.А.
Сочинский национальный парк, Сочи, Россия [email protected]
Аннотация. Дендропарк «Южные культуры», созданный по проекту А.Э. Регеля, известен как образец садово-паркового искусства. Все составляющие историко-культурного наследия: органичное сочетание ландшафтного и регулярного стилей, соразмерность и гармоничность пространственной структуры, трансформация пространства, компоновка растений по архитектонике и цвету, живописность пейзажных картин, требуют глубокого анализа и изучения. В статье представлены результаты сопоставления теоретических и практических трудов А. Э. Регеля.
Ключевые слова: А. Э. Регель, исторические парки, линейная и воздушная перспективы, художественные средства, организация пространства
Features of the landscape architecture of Regel in the arboretum "Yuzhnye Cultures"
Soltani G.A.
Sochi National Park, Sochi, Russia [email protected]
Summary. The arboretum "Yuzhny'e Cultures", designed by A.E. Regel, is known as an example of landscape art. All components of historical and cultural heritage: an organic combination of landscape and regular styles, proportionality and harmony of spatial structure, transformation of space, arrangement of plants according to architectonics and color, picturesqueness of landscape paintings, require in-depth analysis and study. The results of comparing the theoretical and practical works of A.E. Regel are presented in the article.
Key words: A. E. Regel, historical parks, linear and aerial perspectives, artistic means, organization of
area.
Сочинский дендропарк «Южные культуры» является известным рекреационным объектом с изысканной коллекцией субтропических деревьев и кустарников. Созданный более 120 лет назад по проекту известного ландшафтного архитектора Арнольда Эдуардовича Регеля, он изначально выделялся среди всех парков Черноморского побережья Кавказа соразмерностью и перспективами, гармоничным сочетанием цвета и колорита, контрастов и теней, так как в этом парке для создания пейзажных картин использовались приёмы живописи [1- 3].
Ф.С. Пилипенко описывает в 1948 г. парк, как замечательное произведение садового искусства [4], сравнимое только с парком в Цинандали, созданным также по проекту А.Э. Регеля. По его мнению, живописностью, глубиной замысла и выполнению он был близок к такому шедевру, как Павловский парк. А.И. Колесников называет его лучшим парком Черноморского побережья [5].
Согласно Приказа ,№125755-р от 22 ноября 2017 г. Министерства культуры РФ «Парк с прудами» 1910-1911 гг. является объектом культурного наследия регионального значения и в едином государственном реестре Российской Федерации имеет регистрационный номер 231711222690015.
В данных исследованиях использованы схемы, представленные в материалах разных лет, посвященных парку «Южные культуры» [5, 6]. Учитывая, что во времена проектирования парка использовалась система измерения в дюймах, то для анализа планов и схем использовалась эта же система. Структурным элементам парка в данной статье даны условные названия, для словесного обозначения характеризуемых объектов.
Изначально заложенные сочетания растений до нашего времени практически не сохранились, что затрудняет раскрытие замысла автора, но сохранилось их описание [4-6]. Основная часть разрушенных дорожно-тропиночной сети и структурных компонентов парка, включая пруды, фонтан, причал были восстановлены в период реконструкции парка, начавшейся в 2012 г. [7].
Парк по проекту А.Э. Регеля создавался в 2010-2011 гг. При его проектировании учитывались существовавшие на этом месте насаждения акклиматизационного питомника Р.И. Гарбе, среди них аллея платанов в южной части парка. Она была продолжена лириодендронами тюльпаноносными со светлыми стволами и листьями. Для контраста в аллею были вписаны чередовавшиеся с лиранами туи японские [5], точную таксономическую принадлежность которых еще предстоит установить, и обрамляющий аллею самшитовый бордюр. Северная сторона Главной аллеи тёмная, создана из кедров
и пихт. Главная аллея - это сквозная дорога, ведущая к морю, которая является доминантой, пронизывающей тело парка с северо-востока на юго-запад.
Вдоль основной линии аллеи протекает ручей и создан продольный пруд. Перпендикулярно им в основании склона размещён поперечный пруд, называемый иногда Лебединым (рис. 1).
Подножие холма с прудом и открытые поляны с пейзажными дорожками относят к Английскому парку, в котором ландшафтные картины созданы по принципу равновесия, где густые насаждения из крупных темнохвойных пород уравновешены светлыми породами, полянами и водоёмами.
ПЛАН п л сил сиихоил нМЖ" |.[£ I. »'.1 [.т ' I.-
Желтый цвет - оси симметрии партера; красный цвет - утраченные территории и структурные элементы парка; зеленый цвет - Главная аллея; голубой цвет - водные структуры.
Композиционным центром парка является место пересечения основания оси симметрии Большого партера и Главной аллеи в месте её изгиба. Это узловая точка для раскрытия принципов построения парка «Южные культуры», его «прочтения» и понимания.
Отличительной чертой парка является его соразмерность. Длина Главной аллеи и длина оси симметрии Большого партера соотносятся как 3:1 (рис. 1). Длина оси симметрии Большого партера относится к длине Малого партера как 3:1 (отмечены жёлтым цветом на рис. 1).
В парке выдержано соразмерное соотношение отдельных его участков относительно всей территории и все части гармонично соединены в целое.
Главная аллея продольно делит парк на две части, ширина которых соотносится как 22:19 (рис. 2). Юго-западная часть состоит из 3-х основных и 2-х дополнительных равновеликих участков с соотношением сторон 22:15. Умозрительные границы участков проходят по южной границе платановой аллеи, хоззоны, оси симметрии Большого партера, точкам сближения берегов поперечного пруда с Главной аллеей и границей парка, а также промежуточным пограничным точкам. При рассмотрении образованных участков следует обратить внимание на разноплановую структуру дорожно-тропиночной сети: диагонально-лучевую верхнего участка, перпендикулярную -центрального, смешанную - нижнего участка.
Рис. 2. Части и целое, формирующие пространственную структуру парка
Вторая часть, относительно Главной аллеи, состоит из 4-х участков, имеющих соотношение сторон 19:12, которые умозрительно тремя продольными линиями можно разделить ещё на 16 частей. Одна из этих линий пройдёт через ось симметрии Малого партера, параллельно Главной аллее, а остальные - параллельно. Прямые линии и симметрия статичны, поэтому для «оживления» парка использовалась асимметрия с прогибом линий.
Зелёным цветом на рис. 2 отмечены новые территории парка «Южные культуры». Территория эвкалиптовой рощи на юго-востоке была включена в парк в 50-е годы, а часть на северо-востоке - в 1939-1940 гг. Диагональ крайнего юго-восточного участка дает направление утраченного участка дорожно-тропиночной сети и структурного элемента парка. В левом нижнем углу схемы (рис. 1, рис. 2) отмечен это элемент структуры парка.
Примечательно, что планировка новой части парка, созданной в 30-е годы, идеально согласуется со стилем А.Э. Регеля. Авторство планировки этой части документального подтверждения не имеет, но всё указывает, что оно принадлежит известному советскому ландшафтному архитектору Леониду Ивановичу Рубцову [7].
Большой партер Французского парка построен с учётом Золотого сечения. Размеры его отдельных частей соотносятся с базовым элементом в пропорциях, соответствующих числовому ряду Фибоначчи - 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21 и т.д.
Если за единицу измерения принять ширину дорожки Большого партера, то ширина центральной части газона будет соотноситься с шириной дорожки как 2:1 (выделены зелёным цветом на рис. 3), длина беседки - 3:1, ширина линейной части у фонтана - 5:1, внешний диаметр дорожек у фонтана как 8:1, ширина северо-западной части - 13:1.
Следует отметить, что помимо числового ряда Фибоначчи, относительный размер различных вертикальных линий элементов Большого партера соответствует всем числам натурального ряда от 1 до 13 (выделены синим цветом на рис. 3), а определённые горизонтальные составляющие схемы, относительно базовой линии партера, имеют относительные размеры 4, 16, 20, 28, 32, 39, 42, 44. Эта размерность не приводится на рисунке, но убедиться в её наличии возможно воспользовавшись дюймовой линейкой для измерений и схемой, приведённой в монографии А.И. Колесникова [5].
Большой партер состоит из трёх частей. Северо-западная длинная и широкая с соотношением сторон 18:13, центральная часть имеет соотношение сторон 12:11, а юго-восточная более сложная, многокомпонентная.
Соотношение длины частей 18:12:6 (выделены красным цветом на рис. 3) соответствует соотношению 3:2:1.
Рис. 3. Схема Большого партера [2] с относительными размерами элементов.
Ось симметрии партера является вистой. Она направлена с северо-запада на юго-восток. Увеличение глубины пространства достигается созданием боковых кулис из высоких боскетов лавровишини лекарственной, направляющих взгляд к горизонту. Основные структурные элементы партера подчёркнуты низкорослыми бордюрами из бересклета японского Мелколистного и самшита вечнозелёного Кустарничкового. Для внесения асимметрии в регулярный партер, на горизонте справа от висты был высажен солитер кипариса вечнозелёного Пирамидального [5]. В настоящее время он не сохранился, как и большинство описываемых растений.
Ширина и длина частей Большого партера уменьшается в направлении от композиционного центра, расположенного на вершине изгиба Главной аллеи (рис. 1), в сторону юго-восточной границы парка. На переднем плане размещены быстрорастущие высокорослые деревья, а на дальнем - менее высокие медленнорастущие. Это зрительно увеличивает линейную перспективу, отдаляя границу парка от его центра, создавая композиционный баланс и ощущение простора и глубины. Впечатление глубины пространства увеличивается, так как по мере удаления от точки наблюдения, снижается высота деревьев, сокращается расстояние между ними и сужается ширина видового луча.
Этому же способствовало сочетание тёмных и светлых красок. В Большом партере на переднем плане размещены деревья ликвидамбра стираксового с блестящей листвой, имеющей яркую осеннюю окраску, а на дальнем плане была создана плотная посадка из темнохвойных видов рода ель, пихта и вечнозелёной магнолии крупноцветковой, завершали композицию два растения лжетсуги Мензиса с голубоватой хвоей по обе стороны беседки-перголы, увитой в разные годы лианами с сероватыми листьями - пуэрарией дольчатой и пассифлорой голубой.
Длинная сторона Большого партера размещена с северо-запада на юго-восток. Такая ориентация создаёт контраст освещённых и покрытых тенью участков, каждые 45 минут изменяется направление теней, отбрасываемых деревьями, то есть световые акценты освещения открытых пространств западной и восточной экспозиции чередуются в течение дня [1].
Напротив причала дальний берег Продольного пруда засажен кедрами гималайскими (левая часть рис. 3) и скрыт от обзора, что зрительно увеличивает глубину парка. На острове перед темнохвойными кедрами для контраста была высажена плакучая ива вавилонская с блестящими светлыми листьями и серой корой, что приближало пространство, зрительно увеличивая расстояние между ивой и кедрами. Справа от них была создана «минаретная группа» из кипариса вечнозелёного пирамидального и османтуса Форчуна с куполообразной кроной. В совокупности эта пейзажная картина создавала впечатление Зелёного Дворца, так как самого архитектурного сооружения в парке нет, а парадные партеры обычно располагались перед Главными зданиями.
А.Э. Регель использовал при проектировании парка живописные законы построения перспективы, когда близкие объекты - крупнее и шире, а удалённые - мельче и уже, первый план -тёплый, насыщенный, а дальний план - холоднее и голубее, что хорошо просматривается при анализе Большого партера дендропарка «Южные культуры». Парковое пространство организовано на принципах единства и соподчиненности частей и целого, пропорции и соразмерности, симметрии и асимметрии, контрастов, нюансов и тождества, с учётом цвета и освещённости.
Раскрытие видов и панорам зависит от места нахождения в парке. В нижней части парка зрительное расширение территории происходит за счёт маскировки границ парка плотным густыми посадками с тёмно-зелёной листвой и скрытия дальних берегов прудов, а изменение пространства верхней части парка - визуальными связями с внешними ландшафтами - видом на горы и морскую даль.
Знание и понимание особенностей ландшафтной архитектуры дендрологического парка федерального значения «Южные культуры» позволит сохранить его как объект историко-культурного наследия.
Список литературы:
1. Колесников А.И. Архитектура парков Крыма и Кавказа. М: Государственное архитектурное издательство, 1949. 175 с.
2. Рубцов Л.И. Проектирование садов и парков. М: Стройиздат, 1979. 184 с.
3. Пилипенко Ф.С. Парк совхоза «Южные культуры» / рукопись Сочи, 1948. 292 с.
4. Боговая И.О., Фурсова Л.М. Ландшафтное искусство. М.: Агропромиздат, 1988. 223 с.
5. Путеводитель по парку совхоза «Южные культуры» / под ред. К.И. Покалюк. М.: Сельхозгиз, 1937. 110 с.
6. Регель А. Э. Изящное садоводство и художественные сады. СПб., 1896. 448 с.
7. Солтани Г. А. История создания дендропарка «Южные культуры» (персоны и события) // Hortus bot. 2014. Т. 9. URL: http://hb.karelia.ru/journal/article.php?id=2241.