Научная статья на тему 'Регелевские особенности ландшафтной архитектуры дендропарка «Южные культуры»'

Регелевские особенности ландшафтной архитектуры дендропарка «Южные культуры» Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.Э. Регель / исторические парки / линейная и воздушная перспективы / художественные средства / организация пространства / A.E. Regel / historical parks / linear and aerial perspectives / artistic means / organization of area.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Солтани Г. А.

Дендропарк «Южные культуры», созданный по проекту А.Э. Регеля, известен как образец садово-паркового искусства. Все составляющие историко-культурного наследия: органичное сочетание ландшафтного и регулярного стилей, соразмерность и гармоничность пространственной структуры, трансформация пространства, компоновка растений по архитектонике и цвету, живописность пейзажных картин, требуют глубокого анализа и изучения. В статье представлены результаты сопоставления теоретических и практических трудов А.Э. Регеля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the landscape architecture of Regel in the arboretum "Yuzhny`e Cultures"

The arboretum "Yuzhny`e Cultures", designed by A.E. Regel, is known as an example of landscape art. All components of historical and cultural heritage: an organic combination of landscape and regular styles, proportionality and harmony of spatial structure, transformation of space, arrangement of plants according to architectonics and color, picturesqueness of landscape paintings, require in-depth analysis and study. The results of comparing the theoretical and practical works of A.E. Regel are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Регелевские особенности ландшафтной архитектуры дендропарка «Южные культуры»»

УДК 712.1

Регелевские особенности ландшафтной архитектуры дендропарка

«Южные культуры»

Солтани Г.А.

Сочинский национальный парк, Сочи, Россия [email protected]

Аннотация. Дендропарк «Южные культуры», созданный по проекту А.Э. Регеля, известен как образец садово-паркового искусства. Все составляющие историко-культурного наследия: органичное сочетание ландшафтного и регулярного стилей, соразмерность и гармоничность пространственной структуры, трансформация пространства, компоновка растений по архитектонике и цвету, живописность пейзажных картин, требуют глубокого анализа и изучения. В статье представлены результаты сопоставления теоретических и практических трудов А. Э. Регеля.

Ключевые слова: А. Э. Регель, исторические парки, линейная и воздушная перспективы, художественные средства, организация пространства

Features of the landscape architecture of Regel in the arboretum "Yuzhnye Cultures"

Soltani G.A.

Sochi National Park, Sochi, Russia [email protected]

Summary. The arboretum "Yuzhny'e Cultures", designed by A.E. Regel, is known as an example of landscape art. All components of historical and cultural heritage: an organic combination of landscape and regular styles, proportionality and harmony of spatial structure, transformation of space, arrangement of plants according to architectonics and color, picturesqueness of landscape paintings, require in-depth analysis and study. The results of comparing the theoretical and practical works of A.E. Regel are presented in the article.

Key words: A. E. Regel, historical parks, linear and aerial perspectives, artistic means, organization of

area.

Сочинский дендропарк «Южные культуры» является известным рекреационным объектом с изысканной коллекцией субтропических деревьев и кустарников. Созданный более 120 лет назад по проекту известного ландшафтного архитектора Арнольда Эдуардовича Регеля, он изначально выделялся среди всех парков Черноморского побережья Кавказа соразмерностью и перспективами, гармоничным сочетанием цвета и колорита, контрастов и теней, так как в этом парке для создания пейзажных картин использовались приёмы живописи [1- 3].

Ф.С. Пилипенко описывает в 1948 г. парк, как замечательное произведение садового искусства [4], сравнимое только с парком в Цинандали, созданным также по проекту А.Э. Регеля. По его мнению, живописностью, глубиной замысла и выполнению он был близок к такому шедевру, как Павловский парк. А.И. Колесников называет его лучшим парком Черноморского побережья [5].

Согласно Приказа ,№125755-р от 22 ноября 2017 г. Министерства культуры РФ «Парк с прудами» 1910-1911 гг. является объектом культурного наследия регионального значения и в едином государственном реестре Российской Федерации имеет регистрационный номер 231711222690015.

В данных исследованиях использованы схемы, представленные в материалах разных лет, посвященных парку «Южные культуры» [5, 6]. Учитывая, что во времена проектирования парка использовалась система измерения в дюймах, то для анализа планов и схем использовалась эта же система. Структурным элементам парка в данной статье даны условные названия, для словесного обозначения характеризуемых объектов.

Изначально заложенные сочетания растений до нашего времени практически не сохранились, что затрудняет раскрытие замысла автора, но сохранилось их описание [4-6]. Основная часть разрушенных дорожно-тропиночной сети и структурных компонентов парка, включая пруды, фонтан, причал были восстановлены в период реконструкции парка, начавшейся в 2012 г. [7].

Парк по проекту А.Э. Регеля создавался в 2010-2011 гг. При его проектировании учитывались существовавшие на этом месте насаждения акклиматизационного питомника Р.И. Гарбе, среди них аллея платанов в южной части парка. Она была продолжена лириодендронами тюльпаноносными со светлыми стволами и листьями. Для контраста в аллею были вписаны чередовавшиеся с лиранами туи японские [5], точную таксономическую принадлежность которых еще предстоит установить, и обрамляющий аллею самшитовый бордюр. Северная сторона Главной аллеи тёмная, создана из кедров

и пихт. Главная аллея - это сквозная дорога, ведущая к морю, которая является доминантой, пронизывающей тело парка с северо-востока на юго-запад.

Вдоль основной линии аллеи протекает ручей и создан продольный пруд. Перпендикулярно им в основании склона размещён поперечный пруд, называемый иногда Лебединым (рис. 1).

Подножие холма с прудом и открытые поляны с пейзажными дорожками относят к Английскому парку, в котором ландшафтные картины созданы по принципу равновесия, где густые насаждения из крупных темнохвойных пород уравновешены светлыми породами, полянами и водоёмами.

ПЛАН п л сил сиихоил нМЖ" |.[£ I. »'.1 [.т ' I.-

Желтый цвет - оси симметрии партера; красный цвет - утраченные территории и структурные элементы парка; зеленый цвет - Главная аллея; голубой цвет - водные структуры.

Композиционным центром парка является место пересечения основания оси симметрии Большого партера и Главной аллеи в месте её изгиба. Это узловая точка для раскрытия принципов построения парка «Южные культуры», его «прочтения» и понимания.

Отличительной чертой парка является его соразмерность. Длина Главной аллеи и длина оси симметрии Большого партера соотносятся как 3:1 (рис. 1). Длина оси симметрии Большого партера относится к длине Малого партера как 3:1 (отмечены жёлтым цветом на рис. 1).

В парке выдержано соразмерное соотношение отдельных его участков относительно всей территории и все части гармонично соединены в целое.

Главная аллея продольно делит парк на две части, ширина которых соотносится как 22:19 (рис. 2). Юго-западная часть состоит из 3-х основных и 2-х дополнительных равновеликих участков с соотношением сторон 22:15. Умозрительные границы участков проходят по южной границе платановой аллеи, хоззоны, оси симметрии Большого партера, точкам сближения берегов поперечного пруда с Главной аллеей и границей парка, а также промежуточным пограничным точкам. При рассмотрении образованных участков следует обратить внимание на разноплановую структуру дорожно-тропиночной сети: диагонально-лучевую верхнего участка, перпендикулярную -центрального, смешанную - нижнего участка.

Рис. 2. Части и целое, формирующие пространственную структуру парка

Вторая часть, относительно Главной аллеи, состоит из 4-х участков, имеющих соотношение сторон 19:12, которые умозрительно тремя продольными линиями можно разделить ещё на 16 частей. Одна из этих линий пройдёт через ось симметрии Малого партера, параллельно Главной аллее, а остальные - параллельно. Прямые линии и симметрия статичны, поэтому для «оживления» парка использовалась асимметрия с прогибом линий.

Зелёным цветом на рис. 2 отмечены новые территории парка «Южные культуры». Территория эвкалиптовой рощи на юго-востоке была включена в парк в 50-е годы, а часть на северо-востоке - в 1939-1940 гг. Диагональ крайнего юго-восточного участка дает направление утраченного участка дорожно-тропиночной сети и структурного элемента парка. В левом нижнем углу схемы (рис. 1, рис. 2) отмечен это элемент структуры парка.

Примечательно, что планировка новой части парка, созданной в 30-е годы, идеально согласуется со стилем А.Э. Регеля. Авторство планировки этой части документального подтверждения не имеет, но всё указывает, что оно принадлежит известному советскому ландшафтному архитектору Леониду Ивановичу Рубцову [7].

Большой партер Французского парка построен с учётом Золотого сечения. Размеры его отдельных частей соотносятся с базовым элементом в пропорциях, соответствующих числовому ряду Фибоначчи - 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21 и т.д.

Если за единицу измерения принять ширину дорожки Большого партера, то ширина центральной части газона будет соотноситься с шириной дорожки как 2:1 (выделены зелёным цветом на рис. 3), длина беседки - 3:1, ширина линейной части у фонтана - 5:1, внешний диаметр дорожек у фонтана как 8:1, ширина северо-западной части - 13:1.

Следует отметить, что помимо числового ряда Фибоначчи, относительный размер различных вертикальных линий элементов Большого партера соответствует всем числам натурального ряда от 1 до 13 (выделены синим цветом на рис. 3), а определённые горизонтальные составляющие схемы, относительно базовой линии партера, имеют относительные размеры 4, 16, 20, 28, 32, 39, 42, 44. Эта размерность не приводится на рисунке, но убедиться в её наличии возможно воспользовавшись дюймовой линейкой для измерений и схемой, приведённой в монографии А.И. Колесникова [5].

Большой партер состоит из трёх частей. Северо-западная длинная и широкая с соотношением сторон 18:13, центральная часть имеет соотношение сторон 12:11, а юго-восточная более сложная, многокомпонентная.

Соотношение длины частей 18:12:6 (выделены красным цветом на рис. 3) соответствует соотношению 3:2:1.

Рис. 3. Схема Большого партера [2] с относительными размерами элементов.

Ось симметрии партера является вистой. Она направлена с северо-запада на юго-восток. Увеличение глубины пространства достигается созданием боковых кулис из высоких боскетов лавровишини лекарственной, направляющих взгляд к горизонту. Основные структурные элементы партера подчёркнуты низкорослыми бордюрами из бересклета японского Мелколистного и самшита вечнозелёного Кустарничкового. Для внесения асимметрии в регулярный партер, на горизонте справа от висты был высажен солитер кипариса вечнозелёного Пирамидального [5]. В настоящее время он не сохранился, как и большинство описываемых растений.

Ширина и длина частей Большого партера уменьшается в направлении от композиционного центра, расположенного на вершине изгиба Главной аллеи (рис. 1), в сторону юго-восточной границы парка. На переднем плане размещены быстрорастущие высокорослые деревья, а на дальнем - менее высокие медленнорастущие. Это зрительно увеличивает линейную перспективу, отдаляя границу парка от его центра, создавая композиционный баланс и ощущение простора и глубины. Впечатление глубины пространства увеличивается, так как по мере удаления от точки наблюдения, снижается высота деревьев, сокращается расстояние между ними и сужается ширина видового луча.

Этому же способствовало сочетание тёмных и светлых красок. В Большом партере на переднем плане размещены деревья ликвидамбра стираксового с блестящей листвой, имеющей яркую осеннюю окраску, а на дальнем плане была создана плотная посадка из темнохвойных видов рода ель, пихта и вечнозелёной магнолии крупноцветковой, завершали композицию два растения лжетсуги Мензиса с голубоватой хвоей по обе стороны беседки-перголы, увитой в разные годы лианами с сероватыми листьями - пуэрарией дольчатой и пассифлорой голубой.

Длинная сторона Большого партера размещена с северо-запада на юго-восток. Такая ориентация создаёт контраст освещённых и покрытых тенью участков, каждые 45 минут изменяется направление теней, отбрасываемых деревьями, то есть световые акценты освещения открытых пространств западной и восточной экспозиции чередуются в течение дня [1].

Напротив причала дальний берег Продольного пруда засажен кедрами гималайскими (левая часть рис. 3) и скрыт от обзора, что зрительно увеличивает глубину парка. На острове перед темнохвойными кедрами для контраста была высажена плакучая ива вавилонская с блестящими светлыми листьями и серой корой, что приближало пространство, зрительно увеличивая расстояние между ивой и кедрами. Справа от них была создана «минаретная группа» из кипариса вечнозелёного пирамидального и османтуса Форчуна с куполообразной кроной. В совокупности эта пейзажная картина создавала впечатление Зелёного Дворца, так как самого архитектурного сооружения в парке нет, а парадные партеры обычно располагались перед Главными зданиями.

А.Э. Регель использовал при проектировании парка живописные законы построения перспективы, когда близкие объекты - крупнее и шире, а удалённые - мельче и уже, первый план -тёплый, насыщенный, а дальний план - холоднее и голубее, что хорошо просматривается при анализе Большого партера дендропарка «Южные культуры». Парковое пространство организовано на принципах единства и соподчиненности частей и целого, пропорции и соразмерности, симметрии и асимметрии, контрастов, нюансов и тождества, с учётом цвета и освещённости.

Раскрытие видов и панорам зависит от места нахождения в парке. В нижней части парка зрительное расширение территории происходит за счёт маскировки границ парка плотным густыми посадками с тёмно-зелёной листвой и скрытия дальних берегов прудов, а изменение пространства верхней части парка - визуальными связями с внешними ландшафтами - видом на горы и морскую даль.

Знание и понимание особенностей ландшафтной архитектуры дендрологического парка федерального значения «Южные культуры» позволит сохранить его как объект историко-культурного наследия.

Список литературы:

1. Колесников А.И. Архитектура парков Крыма и Кавказа. М: Государственное архитектурное издательство, 1949. 175 с.

2. Рубцов Л.И. Проектирование садов и парков. М: Стройиздат, 1979. 184 с.

3. Пилипенко Ф.С. Парк совхоза «Южные культуры» / рукопись Сочи, 1948. 292 с.

4. Боговая И.О., Фурсова Л.М. Ландшафтное искусство. М.: Агропромиздат, 1988. 223 с.

5. Путеводитель по парку совхоза «Южные культуры» / под ред. К.И. Покалюк. М.: Сельхозгиз, 1937. 110 с.

6. Регель А. Э. Изящное садоводство и художественные сады. СПб., 1896. 448 с.

7. Солтани Г. А. История создания дендропарка «Южные культуры» (персоны и события) // Hortus bot. 2014. Т. 9. URL: http://hb.karelia.ru/journal/article.php?id=2241.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.