Научная статья на тему 'Рефрейминг как нейролингвистический инструмент самоуправления государственного служащего'

Рефрейминг как нейролингвистический инструмент самоуправления государственного служащего Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
281
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PUBLIC SERVICE / NEUROLINGUISTIC PROGRAMMING / REFRAMING / SELF-MANAGEMENT OF PUBLIC SERVANT / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ / РЕФРЕЙМИНГ / САМОУПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Секельгиди Клавдия Шандоровна

В статье на основе проведенного исследования доказывается необходимость для государственных служащих владения навыками контроля и управления собственными эмоциями, а также другими внутренними процессами. Проводится анализ особенностей применения рефрейминга в самоуправлении государственного служащего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article, due to the results of research, proves the necessity of skills of control and management individual emotions and other inner processes for public servants. The peculiarities of reframing usage in public administration are analyzed.

Текст научной работы на тему «Рефрейминг как нейролингвистический инструмент самоуправления государственного служащего»

Section 10. Economics and management

7. Данилишин Б. М. Розвиток продуктивных сил i региональна економжа: навч. поаб./Б. М. Данилишин, Д. В. Клиновий, Т. В. Пепа; за наук. ред. Б. М. Данилишина. - Нгжин: ТОВ «Видавництво “Аспект-Полтраф”>>, 2007. - 688 с.

8. Дементьев В. В. Власть как проблема экономической теории.//Экономика Украины. - 2003. - № 5 - С. 41-46.

9. 1нститут права. (2015, березень 22). - Вжшеддя,. Retrieved 19:32, серпень 19, 2015.//[Электронный ресурс]. - Режим доступа: //uk.wikipedia.org/w/index.php?title= %D0 %86 %D0 %BD %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B8 %D1 %82 %D1 %8 3 %D1 %82_ %D0 %BF %D1 %80 %D0 %B0 %D0 %B2 %D0 %B0&oldid=15861458.

10. Корнейчук Б. В. Институциональная экономика: учебное пособие для вузов./Б. В. Корнейчук. - М.: Гардарики, 2007. - 255 с.

11. Малишко М. I. Еколопчне право Украши./М. I. Малишко//Навчальний посiбник. - К.: Видавничий Дiм «Юридична книга», 2001. - 392 с.

12. Мартиенко А. И. Общенародная собственность на природные ресурсы как основа развития многообразных форм собственности в природопользовании./А. И. Мaртиeнко//Економiчнi шновацн. - Випуск 48. - 2012. - с. 166-176.

13. Мартиенко А. И. Трансакционные издержки реализации форм и прав собственности на объекты природного капитала./А. И. Мартиенко. Научные труды ДонНТУ Серия: экономическая. - Выпуск 36-2. -2009. - С. 5-11.

14. Милгром П., Робертс Дж. Экономика, организация и менеджмент: В 2-х т./Пер. с англ. Под редакцией И. И. Елисеевой, В. Л. Тамбовцева. - Спб.: Экономическая школа, 2001. - Т. 2. - 422 с.

15. Правознавство: Щдручник./В. Ф. Опришко, Ф. П. Шульженко, С. I. Шимон та ш.; За заг. ред. В. Ф. Опришка, Ф. П. Шульженка. - К.: КНЕУ, 2003. - 767 с.

16. Трансформацгя шститущального мехашзму природокористування в умовах глобaлiзaцi^: еколопчш iмпeрaтиви та системш суперечност [Текст]: монографгя/З. В. Герасимчук, I. М. Вахович, В. А. Голян, А. О. Олексюк; наук. ред. З. В. Герасимчук. - М-во освети i науки Украши, Луцький держ. техн. ун-т. - Луцьк: Надстир’я, 2006. - 228 с. -Бiблiогр.: С. 215-225.

17. Харичков С. К. Концепция многообразия форм собственности на объекты природно-ресурсного потенциала в Украине./С. К. Харичков, С. И. Рассадникова//Институт проблем рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины. - Одесса: ИП-РЭЭИ НАН Украины, 1995. - 28 с.

18. Хвесик М. А. Мституцюнальне середовище сталого водокористування в умовах ринкових вЦносин: нацюнальш та регюнальш вимiри: Моногр./М. А. Хвесик, В. А. Голян, Ю. М. Хвесик; Рада по вивч. продукт. сил Украши НАН Украши, Нац. aвiaц. ун-т. - К.: Книжк. вид-во НАУ, 2005. - 180 с. - Бiблiогр.: С. 173-179.

19. Хвесик М. А. Мституцюнальне забезпечення землекористування: теоргя i практика./М. А. Хвесик, В. А. Голян - К.: НАУ 2006. - 260 с.

20. Шумпетер Й. Глава 9. Уэсли Клэр Митчелл (1874-1948).//Десять великих экономистов от Маркса до Кейнса = Ten Great Economists: From Marx to Keynes. - М.: Институт Гайдара, 2011. - С. 328-354. - 400 с.

21. Экономическая библиотека.//[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy-lib.com/formirovanie-insti-tutsionalnoy-sredy-v-rossiyskoy-ekonomike#ixzz3kXNXTzCj

22. Commons J. R. Institutional Economics.//American Economic Review. - 1931. - V 21. - № 1.

23. Laurence Arnold (3.9.2013). Ronald Coase, Nobel Winner Who Studied Corporations, Dies at 102. - Bloomberg.

24. Breit William and Barry T. Hirsch. Lives of the Laureates, 4th ed. - Cambridge, Mass: The MIT Press, 2004.

Sekelgidi Klavdiia Shandorivna, National academy of public administration, Office of the President of Ukraine, post-graduate student, Ukrainian and Foreign languages department Е-mail: sekelgidi@gmail.com

Reframing as neurolinguistic tool of public servant self-management

Abstract: The article, due to the results of research, proves the necessity of skills of control and management individual emotions and other inner processes for public servants. The peculiarities of reframing usage in public administration are analyzed.

Keywords: public service, neurolinguistic programming, reframing, self-management of public servant.

130

Reframing as neurolinguistic tool of public servant self-management

Секельгиди Клавдия Шандоровна, Национальная академия государственного управления при Президенте Украины, аспирант, кафедраукраинистики и иностранных языков Е-mail: sekelgidi@gmail.com

Рефрейминг как нейролингвистический инструмент самоуправления государственного служащего

Аннотация: В статье на основе проведенного исследования доказывается необходимость для государственных служащих владения навыками контроля и управления собственными эмоциями, а также другими внутренними процессами. Проводится анализ особенностей применения рефрейминга в самоуправлении государственного служащего.

Ключевые слова: государственная служба, нейролингвистическое программирование, рефрейминг, самоуправление государственного служащего.

Достижение в Украине европейских стандартов жизни и выход ее на ведущие позиции в мире определены стратегическими целями развития государства на период до 2020 года [5]. Одной из главных преград на пути развития Украины является управленческий кризис. Об этом говорится в Аналитическом докладе к Ежегодному Посланию Президента Украины к Верховной Раде Украины «О внутреннем и внешнем положении Украины в 2015 году». По показателю качества государственных институтов в рейтинге глобальной конкурентоспособности Украина в 2014 году заняла 130 место среди 144 стран мира [1, 173]. В связи с этим, по нашему мнению, одной из первоочередных реформ является реформа государственной службы, в результате которой нужно создать профессиональный аппарат государственных служащих, способный принимать эффективные решения, реализовывать государственную политику, адекватно реагировать на внутренние и внешние вызовы.

Требования, которые сегодня общество предъявляет к государственным служащим, предполагают не только усиление ответственности и эффективности при исполнении служебных обязанностей, но и постоянное повышение собственной профессиональной компетентности. Как утверждают специалисты, госслужащие сегодня обязаны владеть не только узкоспециальными знаниями, но и знаниями механизмов взаимодействия государства, общества и отдельных граждан, а также уметь применять эти знания в повседневной деятельности. Сегодня чувствуется нехватка правовых, экономических, политологических, управленческих, социогуманитарных и психологических знаний, необходимых для осуществления деятельности органов государственной власти [1, 178].

Не менее важно для государственного служащего уметь управлять собственным эмоциональным состоянием, психическими процессами, своей деятельностью и поведением. По мнению С. Брониковой, «имеющая навыки управления мышлением и поведением личность уверенней берется за решение любой управленческой задачи, ведущей к цели/потребности: обезопасить свою жизнь, реализовать свое предназначение и т. п.» [2, 120]. Также

ученый убеждена, что в современных условиях особое значение приобретает развитие госслужащим своего эмоционального интеллекта (понимание собственных эмоций и эмоций окружающих, управление эмоциональным состоянием), поскольку именно он определяет профессиональное мастерство управленца на 70 %, в то время как знания (технический интеллект) и навыки управления составляют по 15 % в вышеупомянутом мастерстве [3, 152].

Чтобы определить, влияет ли проявление эмоций на управленческое общение и в последующем на результаты управленческой деятельности, мы провели опрос 300 чиновников (руководителей и рядовых специалистов структурных подразделений) одной из государственных администраций города Киева. Участникам опроса было предложено ответить «да» или «нет» на 25 вопросов. Анализ ответов позволил сделать следующие выводы:

- с проблемами в управленческом общении сталкиваются в той или иной мере и руководители, и сотрудники структурных подразделений, хотя более характерными эти проблемы являются для последней категории;

- главными причинами возникновения барьеров в общении являются эмоции, в основном негативные и те, которые не удается контролировать; для респондентов характерными оказались неумение руководить собственными эмоциями, негибкость и невыразительность эмоций, их неадекватное проявление, доминирование негативных эмоций.

Интересным в этом контексте является также ответ опрошенных специалистов на вопрос, что нужно предпринять с целью избегания барьеров в управленческом общении: большинство предложило контролировать свои эмоции и не допускать пренебрежительного отношения к участникам коммуникации [6].

Принимая во внимание заключения специалистов о важности эмоционального интеллекта, а также результаты проведенного нами опроса, стоит еще раз подчеркнуть необходимость для государственных служащих владения навыками контроля и управления собственными эмоциями, а также другими внутренними процессами. Осознанное и целеустремленное влияние личности на собственные

131

Section 10. Economics and management

психические состояния, свойства, процессы, деятельность и поведение с целью их поддержания или изменения называют самоуправлением. Взаимодействие личностного самоуправления и государственного управления, которое носит постоянный характер, «представляет собой динамическую систему, где личность управляет государством, а государство — личностью» [2, 119].

Главной особенностью самоуправления является совпадение субъекта и объекта управления, а также максимальное использование личностью своих собственных возможностей, осознанное управление своей жизнью, преодоление внешних обстоятельств (предупреждение негативных последствий, уменьшение их влияния) и т. д. [6]. В этом контексте прослеживается схожесть основной идеи самоуправления и фундаментального постулата нейролингвистического программирования о том, что любой человек способен достичь самых высоких результатов и владеет всеми ресурсами для саморазвития, задействуя при этом скрытые ресурсы организма, внутренние психические процессы [3, 153].

Техники нейролингвистического программирования предлагают большой ресурс для расширения профессиональных возможностей государственного служащего, оптимизации его поведения. Например, техника рефрейминга способствует быстрому моделированию позитивного поведения, принятию адекватных управленческих решений.

Фрейм (с англ. — рамка, кадр, структура) с точки зрения нейролингвистического программирования определяет то, как человек воспринимает определенную ситуацию, другого человека, собственные переживания и т. п. Известно, что в силу своих знаний, убеждений, жизненного опыта разные люди могут смотреть на одни и те же события по-разному (одну и ту же «картину» помещают в разные «рамки»). Следовательно, осознание, что собственное отношение к ситуации вызывая негативные эмоции, ухудшает психическое и физическое здоровье, приводит к принятию неправильных решений, неадекватным действиям, способствует сознательному выбору «соответствующей рамки», помогает справиться с ситуацией, избегая нежелательных последствий.

В перемещении объекта или переживания в новую рамку, изменении смысла любого события путем смены фона, на котором это событие происходит, и заключается суть рефрейминга (смены рамки). Таким образом, под рефреймингом подразумевают «один из способов управления оценкой (а, следовательно, и последующим рациональным восприятием) одного и того же факта в рамках от негативного до максимально позитивного аксиологического полюса», в следствии чего ранее негативный фактор может стать ресурсным для личности [3, 154].

Применение рефрейминга в управлении возможно на различных коммуникационных уровнях: на личностном (например, для избегания стресса или минимизации его негативных последствий, для осознанного и продуктивного использования стресса в собственных целях),

межличностном внутри организации (например, для предупреждения возникновения коммуникативных барьеров, а также их преодоления), межведомственном и внешнем уровнях. Методика рефрейминга будет уместна в информационных кампаниях, направленных на подготовку общественного мнения для проведения «непопулярных» реформ. Так, правительство Украины при повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги проводит информационную кампанию по разъяснению необходимости такого решения и шагах, предпринимаемых для защиты малообеспеченных слоев населения. «Государственная помощь ищет тебя. Государство стремится поддержать наименее защищенные слои населения, поэтому компенсирует часть расходов на оплату коммунальных услуг. Тарифы выросли, а вы будете платить привычную сумму», — такую информацию предлагают макеты для региональной прессы [4].

В контексте самоуправления государственного служащего нас, в первую очередь, интересует авторефрей-минг — умение использовать методику смены рамки для изменения личного отношения к ситуации, тем самым обеспечивая контроль над собственным состоянием. Выше мы уже говорили об использовании рефрейминга на личностном уровне с целью управления стрессом, преобразования его негативной разрушающей силы в созидательную. Приведем еще один пример. Государственный служащий готовится к приему граждан. Его поведение во время приема будет зависеть от его настроя и ожиданий от встречи с посетителями: если чиновник убежден, что прием будет носить негативный характер и у него не хватит умения изменить «тон» разговора, то он выберет соответствующий стиль поведения: оборонительный или даже нападающий. И наоборот, если чиновник будет настроен положительно, то он сумеет не только взять под контроль собственные эмоции и поведение, но и сможет при необходимости изменить негативные эмоции и поведение посетителей. Эта ситуация может служить примером контекстного рефрейминга, суть которого заключается в предании поведению или событию другого смысла посредством помещения его в иной контекст.

Существует также рефрейминг смысла, который заключается в изменении точки зрения человека на ситуацию путем изменения его целей или намерений в данной ситуации. Этот вид рефрейминга широко используют, в частности, при проведении совещаний, специфика которых предусматривает достижение консенсуса по ключевым вопросам, учитывание различных точек зрения на проблему.

Таким образом, использование рефрейминга способствует самоусовершенствованию и личностной самореализации государственного служащего, развитию «раскрепощенного» мышления, принятию нестандартных решений. Овладение таким инструментом повышает эффективность государственного служащего, а эффективный государственный служащий — стратегический элемент эффективного государственного управления.

132

Evaluation of competitiveness of production infrastructure of the world market of air transportation

Список литературы:

1. Аналгтична допов1дь до Щор1чного Послания Президента Укра'ши до Верховно! Ради Украши «Про внутршне i зовшшне становище Украши у 2015 роцЬ» - К.: Н1СД, 2015. - 684 с.

2. Броникова С. А. Государство и Homo villicus: проблемы взаимодействия./С. А. Броникова/Право и проблемы функционирования современного государства: материалы XIV Междунар. науч.-практ. конф. (Махачкала, 17 мая 2015 г.)//Апробация: научный журнал № 5 (32). - Махачкала: Научно-издательский центр «Апробация. РФ», НП Научно-аналитический центр «Этноэкономика», 2015. - С. 119-120.

3. Брошкова С. А. Соцюкомушкативний мехашзм державного управлшня: теорфя i практика моделювання: моиографiя./С. А. Бронiкова. - Одеса: ОР1ДУ НАДУ 2010. - 346 с.

4. Мшстерство шформацшно! политики Украши.//[Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://mip.gov.ua/con-tent/umovi-otrimannya-supsidiy.html.

5. Про стратепю сталого розвитку «Укра'ша-2020»: указ Президента Укра'ши вщ 12 сiчня 2015 року № 5. - 2015.//За-конодавство Украши.//[Електронний ресурс] - Режим доступу: http://www.president.gov.ua/documents/18688.html.

6. СекельгЩ К. Ш. Самоуправлшня державного службовця як ресурс мiшмiзацп комунiкативних бар’ерiв в управлшському спiлкуваннi.//[Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://irbis-nbuv.gov.ua/cgi-bin/irbis_ nbuv/cgiirbis_64.exe?C21COM=2&I21DBN=UJRN&P21DBN=UJRN&IMAGE_FILE_DOWNLOAD=1&Image_ file_name=PDF/tppd_2014_15_14.pdf.

Sydorenko KaterynaViktorovna, National Aviation University, postgraduate student of Department of International Economics E-mail: sydorenko.kateryna2014@gmail.com

Evaluation of competitiveness of production infrastructure of the world market of air transportation

Abstract: The task of this article is to propose a methodology of evaluation of competitiveness of production infrastructure of the world market of air transportation.

Keywords: competitiveness, production infrastructure, airport, world market of air transportation.

Сидоренко Екатерина Викторовна, Национальный авиационный университет, аспирант кафедры международной экономики E-mail: sydorenko.kateryna2014@gmail.com

Оценивание конкурентоспособности производственной инфраструктуры мирового рынка авиаперевозок

Аннотация: в статье предложена методика оценивания конкурентоспособности производственной инфраструктуры мирового рынка авиационных перевозок.

Ключевые слова: конкурентоспособность, производственная инфраструктура, аэропорт, мировой рынок авиационных перевозок.

Развитая и эффективная производственная инфраструктура мирового рынка авиаперевозок на сегодняшний день является одним из необходимых условий обеспечения эффективного функционирования национальных экономик, поскольку аэропорты являются важным фактором локализации экономической деятельности, активизации секторов экономики. На основании научных достижений выдающихся ученых Belobaba P. [1], Bruinsma F. [2], Forsyth P. [3], Odoni A., Park Y. [4], Reynolds T., Rietveld P. в сфере развития транспортной

инфрасистемы нами начато исследование особенностей управления конкурентоспособностью производственной инфраструктуры (ПИ) мирового авиарынка [5]. Однако отсутствие готовых программных средств и прямо применяемых классических моделей для мониторинга конкурентоспособности инфраструктурной составляющей мирового рынка авиаперевозок указывает на необходимость разработки соответствующей методики с учётом специфики предметной области, что обуславливает актуальность статьи.

133

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.