Научная статья на тему 'Реформы жилищно!коммунального хозяйства, проблемы и пути их решения'

Реформы жилищно!коммунального хозяйства, проблемы и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реформы жилищно!коммунального хозяйства, проблемы и пути их решения»

Реформы жилищно-коммунального хозяйства, проблемы и пути их решения

Ю.М. Петров

заместитель главы администрации города Барнаула

С введением в действие Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон) более четко обозначились полномочия органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), выполнение которых стало одной из главных задач муниципального управления. Состояние этой отрасли обслуживания продолжает вызывать озабоченность общественности и органов власти. В связи с этим реформирование стало важнейшей социально-экономической задачей не только органов местного самоуправления, но и государства в целом.

Без эффективно работающего жилищнокоммунального хозяйства невозможно движение вперед, ибо от того, в каких условиях живет человек, зависят его здоровье, настроение, работоспособность. ЖКХ города представляет собой совокупность жилищно-коммунальных секторов городского хозяйства и инвестиционно-строительного комплекса.

Муниципальные органы власти города Барнаула видят свою задачу в координации и регулировании деятельности субъектов всех форм собственности, поскольку несут ответственность за обеспечение населения соответствующими коммунальными услугами. В жилищно-коммунальном секторе города задействовано более 70 предприятий и организаций, численность работающих в которых превышает 25 тысяч человек, а число потребителей коммунальных услуг -практически все население города и хозяйствующие субъекты экономики.

Сегодня ситуация в ЖКХ характеризуется наличием ряда серьезных проблем, велика вероятность возникновения кризис-

ных ситуаций. Качество услуг, предоставляемых населению, не соответствует предъявляемым требованиям на фоне значительного роста тарифов, что вызывает справедливые нарекания граждан, является источником социальной напряженности в обществе. Прежде всего это касается жилищного фонда, где недостаточными темпами проводится капитальный ремонт. Согласно нормам ежегодно подлежит ремонту 4-5 процентов жилья, а ремонтируется лишь около 0,3 процента. В городе требуется отремонтировать 410 домов, или почти 2 миллиона квадратных метров, а это составляет почти 18 процентов. Почти все переданные в муниципальную собственность общежития от предприятий и организаций, а их почти 90, требуют реконструкции. Серьезное внимание необходимо уделить лифтовому хозяйству. Длительные сроки эксплуатации лифтов требуют проведения комплексных работ: диагностика, ремонт, модернизация и замена. Изучив ситуацию жилищного хозяйства города, комитет жилищно-коммунального хозяйства разработал соответствующие программы ремонта жилищного фонда, лифтового хозяйства. Были выделены и отдельные элементы зданий, подлежащие ремонту: кровли, фасады, инженерное оборудование, электрооборудование, приборы учета электрической, тепловой энергии, воды (их установка и замена). Все это требует больших финансовых и материальных затрат, которыми город пока не располагает.

Поскольку для устойчивой работы жилищно-коммунального хозяйства чрезвычайно важной является надежность работы инженерных коммуникаций, в настоящее время осуществляется корректировка схемы теплоснабжения города. Разработан

проект оптимизации водоснабжения, технико-экономическое обоснование водоснабжения города до 2015 года, утверждена городская программа оздоровления водоснабжения и канализования города Барнаула до 2008 года. Приступили и к разработке новой схемы электроснабжения города, в которой должны быть предусмотрены реконструкция существующих и строительство новых источников электроснабжения (ГПП, РП). Эти мероприятия стали основополагающими в практической работе на ближайшую перспективу.

Сегодня практически все предприятия коммунального хозяйства испытывают острую потребность в инвестициях, которые необходимы для роста экономической активности, обновления основных фондов и внедрения прогрессивных технологий. В рамках политики привлечения частного капитала в жилищно-коммунальное хозяйство на базе объектов теплового, водопроводного хозяйства были заключены долгосрочные договоры аренды с обществом с ограниченной ответственностью (ООО) «Барнаульский Водоканал», открытым акционерным обществом (ОАО) «Алтайские коммунальные системы», ООО «Барнаулэнерго».

Изменение формы и методов управления коснулось сферы оказания услуг по вывозу мусора, банно-прачечного хозяйства. Здесь также на смену муниципальным предприятиям пришли частные компании. Это позволило, например, увеличить количество вывозимых твердых бытовых отходов на 150 тысяч кубических метров. Разработана и принята концепция санитарной очистки города Барнаула. ООО «Экотехпром» ввело в эксплуатацию мусоросортировочный завод мощностью 100 тысяч кубических метров в год.

Улучшились финансово-экономические показатели в некоторых организациях. Безубыточно стали работать фирма ПЖЭТ-2 Индустриального района, ЖЭУ-40, специализированная похоронная служба, «Барнаульская горэлектросеть», ООО «Чистый город». Организации стали работать более предметно над выполнением трехстороннего соглашения между администрацией города, профсоюзами и работодателями. Это

позволило выполнить его условия по повышению заработной платы работникам жилищно-коммунальной сферы.

Опираясь на приоритеты государственной политики в развитии рыночных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве администрация города разработала и утвердила концепцию, в которой определила общие принципы и основные методы практического осуществления реформирования ЖКХ города, предусматривающие разработку и практическую реализацию мероприятий и нормативных правовых актов, утверждаемых органами местного самоуправления города Барнаула. Сроки реализации концепции разбиты на 3 этапа, определены мероприятия для реализации на каждом из них. В первую очередь необходимо было отработать механизм реформирования ЖКХ, а именно разработать регламент рассмотрения дел по установлению тарифов на жилищно-коммунальные услуги и временный порядок формирования и утверждения надбавок к тарифам, а также принять нормативные правовые акты, регулирующие функционирование отрасли городского хозяйства. В связи с этим:

• принято положение о предоставлении жилого помещения в специализированном жилищном фонде;

• утверждены рекомендации по подготовке и проведению собраний собственников жилых помещений в многоквартирном доме;

• утверждено положение о специализированном жилом фонде;

• разработан порядок передачи многоквартирных жилых домов управляющим организациям и товариществам собственников жилья (ТСЖ);

• разработан примерный договор на управление многоквартирным домом;

• разработаны рекомендации по заключению договоров с подрядными организациями, осуществляющими работы по обслуживанию, содержанию и ремонту жилищного фонда и договоров энергоснабжения.

Кроме этого, утверждены:

• положение о проведении конкурса на право технического обслуживания жилых домов муниципального жилищного фонда;

• договор на оказание услуг по содержанию и ремонту муниципального жилищного фонда.

Создана комиссия по передаче муниципальной доли многоквартирных домов в управление. Также утверждено примерное соглашение с управляющими и подрядными организациями, определены критерии оценки качества работ этими организациями и введен контроль за качеством услуг, предоставляемых потребителям. Первоочередными мерами администрации города стали:

• организация разъяснительной работы с жителями по выбору способа управления многоквартирными домами;

• развитие и поддержка товариществ собственников жилья;

• решение вопросов капитального ремонта жилья;

• модернизация и ремонт коммунальной инфраструктуры.

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства осуществляется с одновременным принятием мер по социальной поддержке граждан: оказание помощи в оплате жилья и коммунальных услуг лицам, доходы которых не позволяют полностью оплачивать такие услуги. На начало 2006 года получателями субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг являлись 36 113 семей, что составляет более 15 процентов от общего количества квартиросъемщиков. Сумма предоставленных средств составила 391 336 тысяч рублей. Почти полностью возмещены расходы предприятий жилищно-коммунального хозяйства, связанные с предоставлением гражданам субсидий.

Для обеспечения общественной поддержки программ реформирования жилищнокоммунального хозяйства регулярно осуществляется информирование населения в средствах массовой информации. В городе созданы 20 консультационных центров, за прошедший год было организовано 10 круглых столов, представители районных администраций проводили тематические семинары с общественностью в соответствии с утвержденным планом пропагандистско-разъяснительной работы.

Для города наиболее оптимальным стало реформирование жилищной сферы по следующим направлениям:

• передача жилья в частную собственность и возложение ответственности за его содержание на собственников;

• поэтапное прекращение бюджетного финансирования.

На мой взгляд, создание устойчивой системы функционирования ЖКХ в результате реформирования по указанным направлениям возможно при выполнении трех основных условий:

1) насыщенный рынок высококачественных жилищно-коммунальных услуг и многообразие конкурирующих, имеющих в достаточном количестве высококвалифицированные кадры, предпринимательских структур, которые, в свою очередь, должны быть оснащены необходимыми средствами производства;

2) высокий уровень платежеспособности населения;

3) осознание ответственности за состояние собственного недвижимого имущества.

Создание названных условий - очень сложная задача, причем это задача не только муниципальных органов, но и государства в целом. Надо признать, что в настоящее время эти условия еще не сформированы в полной мере. Основная причина заключается в том, что техническое состояние жилья оставляет желать лучшего, имеет сверхнормативный износ.

Нельзя не признавать того факта, что принимаемые правовые акты и управленческие решения часто имеют противоречивый характер, а предусматриваемые мероприятия не обеспечиваются ресурсами и не исполняются в намеченные сроки. Например, Закон обязывает всех собственников квартир образовать в течение года ТСЖ или самостоятельно выбрать другую форму управления многоквартирными домами. В качестве своеобразной санкции за невыполненные этого требования установлена обязанность органам самоуправления провести открытый конкурс. Нам, в городе Барнауле, предстоит тщательно готовиться к проведению этого конкурса, и мы очень хотели бы узнать об опыте подго-

товки к подобным конкурсам в других городах.

Принятие Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) дало толчок к созданию новой системы управления жилищным фондом города. Началась реорганизация структуры управления жилищным фондом. Сегодня в нашем городе в сфере управления жилищным фондом работают 15 организаций, из них 2 акционерных общества, 2 дирекции заказчика. На рынок обслуживания многоквартирных домов устремились частные компании, такие как «Свой дом», «Коммунал-элит» и другие компании, но доля обслуживаемых ими домов пока не велика. Создано 350 товариществ собственников жилья. В городе Барнауле эта работа ведется совместно с общественными формированиями, такими как некоммерческое партнерство «Наш город», которое представляют депутат городской Думы Иван Иванович Шефер и ряд его сподвижников, а также совместно с общественноконсультативным центром администрации города, советами территориального общественного самоуправления (ТОС) и просто инициативными группами.

Различные формы самоорганизации населения в городе являются социальным ресурсом развития жилищно-коммунального хозяйства и призваны стать общественным рычагом влияния на качество услуг. Сформировано 37 органов ТОС в отдельных микрорайонах, избрано более 2 тысяч домовых комитетов. В целях повышения активности населения проводятся общегородские конкурсы: «Лучшая придомовая территория», «Лучший дом города», «Лучший подъезд», «Лучшее общежитие», «Лучший зимний двор». Победители получают призы, благодарности и денежное вознаграждение. Так мы способствуем привлечению жителей к управлению делами города в конкретном месте, конкретном доме. Мы понимаем, что эффективную систему управления многоквартирными домами невозможно создать силами только одной администрации. Нашими главными партнерами являются сами горожане, поэтому активизация их позиции, оказание им нормативно-методической и организационной помощи, стимулирование

на создание новых форм управления жильем - важнейшая задача администрации города.

С точки зрения структурных преобразований в управлении многоквартирными домами наиболее насыщенным стал 2006 год. На 2007 год мы ставим следующие задачи:

• передача земельных участков, занимаемых жилыми домами, в собственность домовладельцев;

• завершение приемки в муниципальную собственность инженерных сетей, их инвентаризация и государственная регистрация;

• приватизация муниципальных жилищно-коммунальных предприятий;

• проведение конкурсов по отбору управляющих компаний.

Кроме того, в сфере регулирования экономических отношений мы намечаем проведение таких важнейших мероприятий, как:

• обеспечение ведения организациями, управляющими жилищным фондом, субсчетов по каждому жилому дому для отражения доходов и расходов;

• разработка тарифов и цен на жилищно-коммунальные услуги в зависимости от технико-экономических характеристик отдельных домов;

• персонификация субсидий и льгот, предоставляемых населению.

В рамках реализации жилищной политики в сфере технического обслуживания объектов необходимо будет разрабатывать комплексные программы, которые позволят обеспечить составление пообъектных планов ремонта с учетом реального состояния объектов и контролировать соблюдение собственниками жилья и управляющими кампаниями правил и норм эксплуатации, устанавливать сроки ремонта отдельных конструктивных элементов. Для этого необходимо провести обследование домов с составлением справок об их техническом состоянии, сформировать земельные участки и зарегистрировать их в установленном порядке с тем, чтобы четко знать, что мы передаем в управление. На эти цели потребуется более 150 миллионов рублей.

В заключение хочу отметить, что ход проводимых в отрасли преобразований может

быть существенно ускорен, если будут признаны негативными, а затем и исключены следующие факторы:

• поспешный и не всегда оправданный «уход» государства из сферы ЖКХ и перекладывание проблем на местные органы власти;

• несовершенство и неполнота законодательства - отсутствие комплексного подхода к реформированию отрасли.

Необходимость активного участия государства в процессе реформирования и обеспечения устойчивого функционирования ЖКХ определяется тем, что отрасль является не просто одним из секторов экономики города, но и сферой жизнеобеспечения, составляющей национальной безопасности.

Для ускорения процессов реформирования управления жилищным фондом необходимо принятие программы государственной поддержки модернизации и капитального ремонта жилищного фонда в рамках федеральной целевой программы «Жилище», так как с помощью подпрограммы «Пересе-

ление граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда» эту проблему решить не удается, что обусловлено большими капиталовложениями и трудностями с инженерным обеспечением площадок под новое строительство. На мой взгляд, при увеличении объемов жилищного строительства необходимо увеличить объемы работ по сохранности имеющегося жилищного фонда.

Большим подспорьем стало бы принятие на федеральном уровне закона о финансовом оздоровлении предприятий жилищнокоммунального комплекса, а также подпрограммы по модернизации жилищного фонда в рамках федеральной целевой программы «Жилище».

В настоящее время принята краевая целевая программа «Модернизация жилищно-коммунального комплекса Алтайского края на 2007-2010 годы». Город Барнаул является активным участником этой программы. Уже в 2007 году на реализацию мероприятий этой программы будет направлено 476 миллионов рублей.

ЮРИДИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ^

15-16 ГОДОВОЕ ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ АКЦИОНЕРОВ: анализ кенфликтных февраля ситуаций, объявление и выплата дивидендов, годовой отчет

Руководитель семинара: ГЛУШЕЦКИЙ АЛ (заместитель главного редактора еженедельника «Экономика и жизнь»)

19-22 КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО: актуальные проблемы февраля и обзор изменений законодательства

Руководитель семинара: МАКОВСКАЯ АЛ (судья Высшего Арбитражного Суда РФ)

СТПТУТ

ШКОЛА ПРАВА

_ 19-20 Новые изменения в валютном законодательстве России

у ФЕВРАЛЯ Руководитель семинара: ШАКИНА ЕВ. (начальник отдела Департамента Банка России)

ТЕЛЕФОН:

436-08-65

E-MAIL:

POST@STATUT.RU

INTERNET:

www.statut.ru

26-2 СДЕЛКИ С НЕДВИЖИМОСТЬЮ и особенности РЕГУЛИРОВАНИЯ марта ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Обзор практики рассмотрения споров

Руководитель семинара: САРБАШ С.В. (судья Высшего Арбитражного Суда РФ)

5-6 АВТОРСКИЙ СЕМИНАР Спиранова Игоря Анатольевича МАРТА ПЛАТЕЖНЫЕ КАРТЫ:

правовое регулирование и оптимизация налогообложения

Руководитель семинара: СПИРАНОВ ИЛ (автор книги «Правовое регулирование операций с банковскими картами»)

12-14 НАЛОГОВЫЕ СПОРЫ. Защита прав налогоплательщиков

МАРТА Руководитель семинара: ГЕРАСИМЕНКО СЛ (заместитель начальника управления Высшего Арбитражного Суда РФ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.