Научная статья на тему 'РЕФОРМЫ В МИРОВОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ'

РЕФОРМЫ В МИРОВОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕФОРМЫ В МИРОВОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ»

От Редакции

Электроэнергетика в ряде стран уже перестроена. Наиболее далеко продвинулись по пути реформирования отрасли Великобритания (Уэльс и Англия), Австралия, Аргентина, Новая Зеландия, Норвегия, Чили, активно идет реструктуризация отрасли в США. В настоящей работе в самых общих чертах охарактеризован процесс реформ в электроэнергетике каждой из этих стран.

Процесс перестройки электроэнергетики в различных странах имеет как много общего (например, почти все из них выбрали модель обязательного пула), так различного (все, что касается отношения к процессам приватизации, реструктуризации и дерегулирования отрасли). Национальные энергетики, взаимовыгодно используя опыт друг друга в области проведения реформ, демонстрируют глубоко индивидуальный подход к решению схожих задач. Их опыт имеет безусловное значение для эффективного реформирования электроэнергетики в России, хотя его следует перенимать с учетом местных условий. (Журнал «Вестник ФЭК России» указывал на данный момент в публикациях уже первых своих номеров. См., например, Мохов В. Б. «Опыт регулирования естественных монополий США» ноябрь 1997, Семенов В.А. «Опыт преобразования электроэнергетики Великобритании» № 1-1998, Девото А. «Регулирование и управление электроэнергетикой Аргентины» № 3-1998, Кутовой Г.П. «Ценообразование в электроэнергетике и энергосбережение» № 9-10-1998, и ряд других материалов)

Реформы в мировой электроэнергетике

Е.И. Дьяконов, Е.В. Каневская, В.П. Огаръ, В.М. Трунов, Е.И. Шаров

ВВЕДЕНИЕ

За два прошедших десятилетия потребление электроэнергии в мире увеличивалось опережающими темпами. Оно прирастало на 3,4% в год при том, что в целом конечное потребление энергии росло лишь на 2%. В последующие два десятилетия производство электроэнергии будет быстро наращиваться, так как следует удовлетворять растущие потребности в этом виде энергии. Согласно прогнозам, до 2015 г. потребление электроэнергии будет увеличиваться более чем на 2,6% ежегодно (2).

Чтобы иметь возможность удовлетворить увеличивающийся спрос, ряд стран в течение последнего десятилетия проводил реструктуризацию электроэнергетической отрасли с целью активизации конкуренции на рынке электроэнергии. Изменения коснулись государственного регулирования, структуры отрасли и собственности. В некоторых странах была проведена полная или частичная приватизация, то есть снижена доля государственной собственности в отрасли, и значительно ограничено влияние правительства на управление отраслью как на региональном, так и на общенациональном уровне.

Очевидными конкретными причинами проведения приватизации электроэнергетики являются: возможность получения государством доходов от продажи имущества, стремление привлечь инвестиционный ка-

питал, надежда на улучшение управления отраслью, движение к рыночно определяемым ценам, получение новых технологий, необходимость устранения дефицита электроэнергии, стремление снизить цены на электроэнергию за счет роста эффективности, выгодность создания национальных и региональных объединенных энергосистем. Все это заставило пересмотреть прежнее представление об электроэнергетике как о естественной монополии (2). Основной целью приватизации электроэнергетики стало стремление привлечь в отрасль иностранный и внутренний частный капитал. Вероятно, первым толчком к приватизации можно считать изменение во всем мире процесса финансирования энергетических проектов. Возник дефицит источников финансирования инвестиционных фондов помимо частного капитала, и, соответственно, роль таких институтов финансирования проектов электроэнергетики, как Всемирный банк, значительно снизилась. Но появились новые варианты привлечения капитала в отрасль, среди которых особенно очевидно финансирование за счет выпуска акций. К новым источникам инвестиций можно отнести крупнейшие мировые нефтяные компании, компании по транспортировке газа, крупные электрические компании, а также компании, занимающиеся производством энергетического обо-

зарубежный опыт

рудования и энергетическим строительством. В основном это крупные компании, базирующиеся в США. Существует несколько путей приватизации электроэнергетики. Кроме продажи акций своих предприятий государство может разрешить инвестирование (с ограничениями или без них) в новые проекты. Возможно также заключение соглашений, согласно которым иностранная компания строит новые энергоблоки и эксплуатирует их заранее определенное количество лет, после чего передает их стране. Иногда к приватизации подключаются создаваемые консорциумы на основе временных соглашений между местными и иностранными компаниями, а также совместные предприятия. В ряде случаев иностранные компании покупали пакеты акций приватизирующихся предприятий.

В результате приватизации электроэнергетики усилилась интеграция газовой и электроэнергетической отраслей. Это вызвано тем, что в ряде регионов природный газ становится все более выгодным и распространенным топливом для электростанций, а также тем, что в результате освобождения газовой отрасли ряда стран от чрезмерного регулирования транспортные газовые компании оказались готовы к выходу на рынок электроэнергии. Изменения в области регулирования отрасли со стороны государства приводят, в конечном счете, к уменьшению вмешательства государства и устранению монополизма в отрасли. Реформы включают ослабление контроля над ценами и тарифами, снижение дотаций. Структурные изменения характеризуются в основном отделением выработки электроэнергии от ее транспортировки, распределения, сбыта, а также тем, что правительство берет на себя обязательство добиться гарантий полного и справедливого участия любых предприятий электроэнергетики в этих видах производственной деятельности — прежде всего обеспечение свободного, равного доступа к транспортным сетям всех производителей. В большинстве стран, реформирующих электроэнергетику, были созданы электроэнергетические пулы — ассоциации двух или более взаимосвязанных энергосистем, заключивших соглашение о координации действий (операций) с целью повышения надежности и эффективности энергоснабжения. На эти рынки электроэнергии имеет доступ любой их участник на равных условиях, что создает конкурентную среду для производителей.

До того, как конкуренция может занять место регулирования, должны быть созданы организации, которые поддерживают конкуренцию законодательными акциями, регулированием — или с помощью рыночных рычагов. Такие организации возникают со временем и могут отличаться по форме в различных регионах стран.

Характер конкуренции и те меры, которые необходимы для ее поддержания, определяются следующими важнейшими элементами структуры электроэнергетики:

1. Контроль сети. Монополизм на рынке, который является сердцевиной проблемы собственности и контроля над сетью, считается потенциальным препятствием для развития свободного рынка электроэнергии. Власть на рынке существует, когда производитель или потребитель имеет возможность влиять на цены. Такая возможность может возникнуть вследствие небольшого количества производителей или потребителей, наличия физических ограничителей (например, пропускная способность сети), способности отдельных компаний контролировать доступ к каналам распределения и сбыта электроэнергии.

Если сети контролируются отдельными крупными компаниями, то для создания конкурентных условий на рынке они должны предоставить доступ к передающим системам для сторонних компаний, если такие генерирующие компании собираются получить доступ к конкурентному рынку. В этом случае возможны две модели реструктурированного рынка электроэнергии. Компании, владельцы передающих мощностей, могут контролировать сеть и позволять доступ других производителей за плату. Альтернативой является модель энергетического пула, в которой третья сторона (Независимый оператор системы — ISO1) берет на себя контроль за сетью.

2. Разрешенные типы оптовых сделок. В общем случае для описания работы полностью конкурентного рынка электроэнергии используется два типа сделок: покупки через энергетический пул или двусторонняя торговля.

Энергетический пул является просто централизованным рынком, который осуществляет функцию рыночных расчетов между покупателями и продавцами. Продавцы электроэнергии вносят заявки-предложе-ния в энергопул, представляя количество энергии, подлежащее условиям процесса торгов, которое производители хотели бы продать по определенным ценам. Оператор системы прогнозирует спрос следующего дня, или другого установленного периода, и принимает заявки, которые удовлетворяют прогнозному спросу при самых низких издержках2. В течение каждого периода дня определяется цена электроэнергии на основе цены наиболее дорогого производителя, работающего в данный момент (маржинального генератора), в соответствии с поданными заранее заявками.

В противоположность этому, процесс двусторонней торговли согласовывается безо всякой выгоды для централизованного рынка: покупатели и продавцы договариваются об условиях и сроках сделок с заключением двусторонних контрактов (т.е. энергопул не выполняет функцию расчетов на рынке) и сделки выполняются с поддержкой оператора системы или без.

Возможно существование совместно пула и двусторонних сделок, что называется «добровольным рынком»5. Рынок, в котором физический процесс передачи электроэнергии должен пройти через меха-

Indcpcndent System Operator (ISO).

" Отбор на основе метода возрастающих издержек — при наличии известного спроса в пуле последовательно отбираются для диспетчеризации производители электроэнергии, начиная с предложивших товар но наименьшей цене. В основе цены — цена производителя с наибольшей ценой, но энергия которого потребовалась тк удовлетворения поданных заявок. J «voluntary pool».

ЯНВАРЬ

1999

низм пула, называема 4Ьпвмн1 пулом»'. В таком пуле все г: -_:гг ;••- = -::==.е сделки осухес'Е -; . :-- = ."* :снове, но двусторонние : :та_5-.'= че учитываются в работе системы. Аютетчеризация происходит все также на основе заявок, и после этого должно быть проведе-: : : — = ::ее-.е «/ежду операциями системы и финансовыми сделками, заключенными вне пула.

3. Конкуренция в оптовой или в розничной сфере. Возникает ли конкуренция в розничной торговле, или же все ограничивается только оптовым уровнем? Этот фактор значительно влияет на конкурентные цены. Если конечный потребитель продолжает покупать электроэнергию у регулируемой сбытовой компании (местной электрической компании), имеющей монопольные привилегии на своей территории и не встречающей никаких конкурентов, то он может выбирать количество и качество поставляемой электроэнергии, но не может выбрать поставщика. Местная электрическая компания может привлечь выработку электроэнергии или другие услуги от конкурирующего поставщика, но розничная цена увязывает вместе производственные издержки и затраты на доставку. При конкуренции же на уровне розничной торговли конечный потребитель может выбирать поставщиков: покупать услуги единым пакетом от конкурирующих продавцов или же у местной электрической компании, как и прежде. Принципиальная разница между наличием конкуренции в оптовой и розничной сферах — это то, кому принадлежит свобода выбора: поставщику услуг электроэнергетики или конечному потребителю этих услуг.

Исходя из указанных выше потребностей перестройки отрасли, можно очертить общий круг проблем, которые в том или ином виде пришлось решать правительствам. Наиболее часто упоминаются следующие, хотя не со всеми из них пришлось столкнуться каждой из стран:

• отделение выработки электроэнергии от ее транспортировки и распределения — функциональное разделение отрасли;

• создание энергетического пула;

• создание независимых операторов системы;

• приватизация предприятий электроэнергетики;

• дерегулирование5 отрасли, применение более сдержанных форм регулирования там, где оно сохранялось;

• регулирование цены только через ограничение ее сверху, отход от регулирования посредством ограничения нормы прибыли;

• создание конкурентного рынка генерации;

• отделение функции передачи электроэнергии от маркетинга в процессе ее распределения и сбыта;

• постепенное создание условий для конкуренции в области торговли электроэнергией;

• допуск иностранных инвесторов в национальную электроэнергетику (4).

АВСТРАЛИЯ

Рассмотрим основные стадии реформ, особенности нормативно-правовой базы, методы приватизации и реструктуризации отрасли, уровень, результаты и последствия реформ с учетом структуры отрасли и особенностей рынка электроэнергии, большое внимание уделяется особенностям приватизации электроэнергетики.

В ноябре 1990 г. Комиссия по Промышленности обнародовала рекомендации по проведению реформы. В 1991 г.:

• восточный и южный регионы заключили соглашение о совместной работе по введению конкуренции;

• организован Совет по Управлению Национальной Энергосистемой6 для выработки Национальной Программы Электроэнергетики7:

• начало реформ электроэнергетики штата Новый Южный Уэльс.

В 1993 г. была начата реформа электроэнергетики штата Виктория.

С 1995 г. правительство страны непосредственно участвует в приватизации и организации корпораций. Электроснабжение осуществлялось вертикально интегрированными (т.е. включающими выработку, транспорт и сбыт) государственными компаниями. Электроэнергетика развивалась как восемь отдельных территориальных энергосистем, со слабыми связями между собой.

Правительства отдельных штатов были ответственны за эксплуатацию и планирование, а также структуру тарифов. Национальное правительство осуществляло регулирование только через контроль налогообложения, собственности иностранных инвесторов, лимитов кредитования штатов и экологических нормативов. Транспортные предприятия в стране — государственные.

10% генерирующих мощностей принадлежит Snowy Mountains Hydro-electric Scheme, кооперативному коммерческому предприятию национального правительства и штатов Виктория и Новый Южный Уэльс. В рамках реформ оно будет превращено в корпорацию В 1995 г. принят Акт о Реформе в области Конкуренции".

Национальная Программа Электроэнергетики (завершена в 1996 г.) не является законодательным актом правительства, но ее действие распространяется на всех участников рынка. Создан регулирующий орган NECA', который отвечает за совершенствование и развитие программы.

Приватизация отрасли в Австралии осуществляется посредством продажи предприятий через аукционы (часто иностранным инвесторам, в основном американским).

В штате Виктория 29 сбытовых компаний были слиты в 5, а затем проданы через аукционы. До приватизации существовала государственная единая генерирующая компания, которая была разделена

4 «mandatory pool».

5 Устранение или ослабление государственного регулировании.

6 National Grid Management Council.

7 National Electricity Code (NEC) — устанавливает правила и процедуры для работы национального конкурентного рынка электроэнергии.

к National Competition Reform Act.

9 National Electricity Code Administrator — Администрация Национальной Программы Электроэнергетики.

на 5 компаний и продана инвесторам из Австралии, Англии, Японии, Канады, Малайзии. Транспортный сектор — разделен на 2 компании — PowerNet владеет и эксплуатирует сеть высоковольтных линий электропередачи.

В Новом Южном Уэльсе приватизация не проводилась. Отрасль осталась государственной и была разделена по функциям на шесть генерирующих и транспортных корпораций. В 1997 г. штат все же объявил о намерении продать электроэнергетические активы. Транспорт был отделен от производства, была образована государственная корпорация TransGrid (она же работает с оптовым рынком штата). 25 сбытовых управлений были преобразованы в 6 корпораций. 80% электроэнергии вырабатывается на угле, 20% — газ и гидростанции.

Национальный Рынок Электроэнергетики (NEM)'° — пул обязательный для крупных производителей (с мощностью более 30 МВт) — уберет барьеры в торговле электроэнергией. Предполагается поэтапное развитие, полностью конкурентный оптовый и розничный рынок предполагается создать к 2001 г. Штаты будут подключаться к процессу также не все сразу. Переходной фазой является NEM1 — оптовый рынок, который образован в результате интеграции двух рынков штатов VicPool (Виктория) и SEM" (Новый Южный Уэльс). Потоки между этими двумя спотовыми12 рынками определяются каждые 5 минут. С июля 1997 г. была введена ничем не ограниченная диспетчеризация по двум энергосистемам, при которой задейству-ется производитель наиболее дешевой (на момент принятия решения) электроэнергии — независимо от его местонахождения и согласно конкурентным заявкам, получаемым в обоих рынках. Участники рынка:

• Электрогенерирующие компании — 9 в VicPool и 4 в SEM — как государственные, так и частные. Электрогенерирующие компании с мощностью менее 30 МВт могут участвовать в пуле, но необязательно.

• Клиенты пула:

1. Розничные поставщики (17 VicPool11, 19 SEM).

2. Конкурентные клиенты14— могут покупать у поставщиков, могут в пуле.

3. Торговые посредники, брокеры.

• Предоставление услуг:

Эксплуатация рынка и предоставление услуг сети:

— TransGrid (Новый Южный Уэльс).

— Victorian Power Exchange (VPX)1S (Виктория). Эксплуатация (и владение) сети:

— TransGrid (Новый Южный Уэльс).

— PowerNet (Виктория).

В 1997 г. создается компания NEMMCO'6. Она должна управлять всем оптовым рынком от имени его участников, получать заявки, регулировать спотовый рынок, рассчитывать порядок диспетчеризации и передавать его Системному Оператору (сейчас функции системных операторов выполняют VPX и TransGrid),

зарубежный опыт

обеспечивать всем участникам равноправный доступ к сетям.

Внутри пула оптовые клиенты пула могут покупать электроэнергию на краткосрочном фьючерсном рынке, на спотовом рынке, а также по долгосрочным двусторонним контрактам с выбранными ими самими поставщиками.

Реформа идет на общенациональном уровне, но типы реформ и методы их проведения различаются по штатам. Национальное правительство скорее направляет, чем руководит проведением реформ. Изменения в отрасли в результате реформ:

• Функциональное разделение производства, транспорта, сбыта и маркетинга — конкуренция развивается в производстве и маркетинге.

• Регулирование оптового рынка генерации.

• Транспортные сети передаются от штатов национальному правительству. Сектор транспорта сохраняет монопольные характеристики, поэтому тарифы на передачу назначаются отдельно, на основе транспортных издержек; свободный доступ к сетям. Бизнес, связанный с владением и/или эксплуатацией линий электропередач, не вовлекается в рынок.

• Введение конкуренции в распределительные системы отдельных штатов (функция маркетинга будет принадлежать существующим сбытовым компаниям).

К 1998 г. уже функционируют национальные энергосеть и энергопул, которые развиваются далее, а цены регулируются.

Штаты разработали программу развития конкуренции на розничном рынке электроэнергии. Это программа развития конкурентных клиентов, которые имеют возможность покупать электроэнергию по розничным контрактам, но могут утратить право участия в пуле. В этих соглашениях нет ограничений оптового рынка.

В штате Виктория 5 сбытовых компаний имеют право на монополию снабжения в своих регионах. С 07.1996 г. крупным потребителям (конкурентным клиентам) с потреблением более 750 МВт.ч/год разрешено покупать электроэнергию в любой из 5 компаний: с 07.1998 г. это право получат потребители более 160 МВт.ч/год. До конца 2000 г. сохранится монополия в снабжении прочих клиентов, затем все они будут конкурентными.

В Новом Южном Уэльсе с 07.97 розничная конкуренция вводится для потребителей, потребляющих более 750 МВт.ч/год, с 07.98 — для потребителей более 160 МВт.ч/год, с 07.99 — для всех остальных. Цены и прибыльность транспорта и сбыта регулируются штатами, устанавливается их верхний предел, так как эти сектора все еще считаются естественными монополиями.

Цена генерации на спотовом рынке электроэнергии. Спрос и предложение электроэнергии балансируется в любой момент времени на основе получасовых ин-

" National Electricity Market.

State Electricity Market — Государственный рынок электроэнергии. " Спотовый рынок, на котором балансируется физический объем поставок электроэнергии всем участникам по их обязательствам на следующие 24 часа. ' В штате Виктория единая сбытовая компания Victorian Electricity Supply была разделена на пять сбытовых компаний. 'ч Клиенты, которые покупают электроэнергию не от местного розничного поставщика, а от другой компании.

15 Биржа электроэнергии штата Виктория.

16 National Electricity Market Management Company — Компания по управлению национальным рынком электроэнергетики.

тервалов, а цена рассчитывается после того, как в данные 30 минут прошла диспетчеризация выработки последнего производителя, отобранного из всех заявивших о своем участии в пуле.

С этим типом рынка связан значительный финансовый риск для участников. Чтобы минимизировать риск, в пуле были введены временные условия ценообразования — верхнее ограничение цены (5 австрал. долл./кВт.ч). Это сделано с целью свести баланс между наиболее высокой ценой, приемлемой для покупателя, и ценой достаточно высокой, чтобы инвесторы не боялись инвестировать в станции с большими издержками. Только с середины 1998 г., когда полностью сформируется национальный рынок, ЫЕММСО будет работать со спотовым рынком. С 1993 г. оптовые цены на электроэнергию стабильно снижаются — за четыре года на 32%. В штате Виктория падение цены составило 6%, произошло улучшение качества обслуживания, имел место рост производительности труда в 1991—1995 гг. и, как следствие, рост доходности. По итогам 1996 г. 78% обследованных компаний полагают, что договорные цены стали ниже.

В 1995 г. иностранные инвестиции в электроэнергетику Австралии выросли в три раза. В 1996 г. инвестиции США в сектор «Прочие отрасли», большую часть которых составляет электроэнергетика Австралии, составили почти 7 млрд. долларов США.

АРГЕНТИНА

В 1992 году стартовала реформа в области электроэнергетики Аргентины. До реформы на рынке работали:

• 4 федеральные компании (БедЬа — выработка и сбыт в наиболее населенном регионе; Ауее — балансировка предложения и спроса на выработку; транспорт, ЬПс1гопог — надзор за ГЭС; Сопеа — надзор за АЭС);

• управление Аргентина-Парагвай (контроль крупной ГЭС, принадлежащей двум странам);

• управление Аргентина-Уругвай (то же самое);

• 19 региональных компаний, несколько кооперативов.

20% совокупной выработки электроэнергии вырабатывается на АЭС.

В 1992 г. был принят Закон об электроэнергетике", в котором обусловливалась реструктуризация и приватизация отрасли. Принятый в том же году Декрет №1853 устранил все ограничения для иностранных инвесторов — за редким исключением им разрешается владеть до 100% акций компаний, свободно переводить прибыли и капиталы в свои страны.

17 Electric Law.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В основе реформ заложена чилийская модель реструктуризации и метод регулирования цены, ограниченной сверху, как в Великобритании. Отделение выработки электроэнергии от транспорта и сбыта повлекло за собой продажу активов, принадлежащих государству, и образование частных компаний. В 1992 г. первые три федеральные компании были реструктурированы и приватизированы (кроме ядерной энергетики).

Приватизация проводилась через аукционы. Практически 90% государственных компаний продано, причем персонал компаний получил 10% акций, федеральное правительство ничего не удержало. В приватизации участвовали компании Аргентины, Великобритании, Италии, США.

В 1992 г. организован национальный оптовый рынок электроэнергии.

Генерирующие компании имеют открытый, равный доступ к сетям.

Из федеральных компаний образовались: 32 генерирующих (почти не регулируемые), 1 общенациональная транспортная и 6 региональных транспортных, 6 частных сбытовых компаний.

Ядерная энергетика не была приватизирована, но была реструктурирована. Образовано — 3 компании: генерирующая, регулирующая, исследовательская. В перспективе предполагается приватизация генерирующей компании.

Управления Аргентина-Уругвай и Аргентина-Парагвай не были приватизированы и остались государственными предприятиями.

19 региональных сбытовых компаний не были приватизированы за редким исключением и находятся в собственности региональных правительств. С целью ограничить влияние отдельных компаний на рынок электроэнергии были введены:

— Ограничения генерирующих компаний: продажи одной компании не должны превышать 10% совокупных продаж всего рынка, компании не могут иметь контрольный пакет акций транспортных предприятий.

— Ограничения транспортных компаний: не могут покупать или продавать электроэнергию.

Около 10 генерирующих компаний остались в федеральной или региональной собственности (их было трудно продать).

Регулирующий орган Епге регулирует всю отрасль, но особенно транспорт и сбыт. Он является посредником между компаниями, добивается выполнения федеральных законов и т.п., устанавливает нормы обслуживания для сбытовых компаний и максимальные цены для транспорта и сбыта, надзирает за компанией-оператором оптового рынка Саттеэа. Последняя является бесприбыльной, независимой, совместной собственностью генерирующих компаний. Функции Саттеэа: диспетчеризация, определение цен, гарантирование резервной мощности. Участники электроэнергетического пула Аргентины: 1. Поставщики электроэнергии: свободные производители, приватизированные и государственные

зарубежный опыт

производители, иностранные производители (импорт в пул).

2. Покупатели электроэнергии: сбытовые компании, крупные потребители, иностранные компании (экспорт из пула).

На январь 1996 г. в пуле насчитывалось 500 участников.

Предусмотрены три типа оптовых цен: договорные, сезонные, спотовые.

Спотовые и сезонные цены (на шесть месяцев, уточняются каждые три месяца) определяются непосредственно внутри пула.

Commesa определяет издержки выработки для каждого производителя. И затем осуществляет диспетчеризацию электроэнергии по транспортной сети, посылая первой самую дешевую энергию до тех пор, пока не удовлетворится спрос. Цена, выплачиваемая производителю, определяется самыми высокими издержками последнего задействованного производителя. Доходы Commesa не могут быть выше 3,5% совокупных доходов рынка.

Договорные цены устанавливаются между производителем и сбытовой компанией или между производителем и крупным потребителем. Длительность — 1 год. Эта цена в основном не регулируется. На договорные цены пул может оказывать только косвенное влияние. Сбыт рассматривается как естественная монополия в определенном регионе. Необходимо получение концессии (для чего подаются заявки), длительность которой — 95 лет. Как и у транспортных компаний, тарифы ограничены сверху и регулируются. Сбытовые компании должны осуществлять открытый доступ к своим локальным сетям.

Крупные потребители (потребляют более 2 МВт ежегодно) могут покупать у региональной сбытовой компании или напрямую у производителя.

• Снижение цен и увеличение надежности. Следом за приватизацией цены снизились приблизительно на 60% (до приватизации: $60 за МВт.ч — август 1992 г.). К 1997 г. они стабилизировались на уровне на 40% ниже деприватизационного. Надежность увеличилась за счет сокращения простоев (например, у Северной сбытовой компании Буэнос-Айреса простои сократились с 22 до 6 часов в год), а также за счет введения улучшенных технологий.

• Увеличилась производительность, за что компаниям пришлось бороться. Например, находить и устранять незаконные сети, по которым разворовывалась электроэнергия (например, Южная сбытовая компания Буэнос-Айреса в первые 16 мес. после приватизации понесла убытки 150 млн. долл. по этой причине).

• С ростом производительности в секторе генерации увеличилась и общая эффективность (станция Costanera: до приватизации полезная мощность составляла 30%, после — 75%).

• Увеличились иностранные инвестиции, стремление к чему было одной из основных причин начала приватизации. Инвестиции в экономику страны резко выросли. В 1994 г. они достигли 11 млрд. долл. (во

18 По World Energy Database. EIA/U.S.DoE, Washington, D.C.

всю экономику), из них 9 млрд. были вложены в приватизированный сектор. Ожидается, что в электроэнергетику с 1996 по 2001 г. будет вложено 7 млрд. долл. (в основном в частный сектор).

• Реформы способствовали снижению государственного долга. 1) за счет использования средств от продажи (правительство получило 10 млрд.долл.), 2) за счет прекращения истощения бюджета. С 1990 по 1994 г. федеральный внешний долг снизился на 15 мрлд. долл. Значительно снижены внутренние заимствования.

• Проблемой стала безработица, так как компании сократили численность персонала на 40% со времени начала приватизации. Вообще в целом в приватизированных отраслях занятость с 1990 г. упала с 222 тыс. человек до 42 тыс. человек.

Темпы роста выработки электроэнергии в период реформ превышали темпы роста мощностей (см. график). За 1991 —1995 гг. мощности увеличились приблизительно на 13,9%, а выработка — на 34,3%".

ф совокупная мощность —я— суммарная выработка

Рис. 1. Динамика основных показателей развития электроэнергетики Аргентины

Почти все компании, инвестирующие в электроэнергетику Аргентины, — это компании из США или Чили. Интерес американцев вызван:

1) потенциальным ростом электроэнергетики страны (в США на 1994—2000 гг. прогнозируется рост в отрасли 2% в год, в Аргентине — 8%).

2) для компаний США Аргентина выступает как полигон для исследований в области поведения дерегули-рованной электроэнергетики.

3) Аргентина также является плацдармом для наступления на отрасль в других странах Латинской Америки.

Что касается проблемы приватизации АЭС, то в 1995 г. ядерная энергетика Аргентины давала более 11% совокупной выработки электроэнергии.

Аргентинское правительство объединило два работающих ядерноэнергетических блока и один строящийся в новую государственную компанию с тем, чтобы в дальнейшем приватизировать все три блока. Основной причиной при этом выдвигалось стремление завершить строительство блока, для чего требуются значительные средства (700 млн. долл.)

70

ЯНВАРЬ

1999

Приватизация всех станций вместе — с точки зрения потенциальных покупателей — порождает проблемы: слишком велики средства, необходимые для инвестирования, так же как и риск, который должен взять на себя инвестор, так как только одна станция работает достаточно эффективно (Embalse). Для обновления и технического совершенствования другого энергоблока нужно делать крупные капиталовложения (140 млн. долл.)".

Аргентинскому правительству и политически трудно предоставить потенциальным покупателям гарантии под риск долгосрочных инвестиций. Предлагаемый в 1998 г. закон о приватизации ядерной электроэнергетики требует от частного оператора приобретения достаточной страховки (выплата до 80 млн. долл. на случай ядерной аварии), а государство должно выплатить все дополнительные затраты. Частный оператор, приобретающий станции, также должен был бы делать выплаты в фонд будущих затрат на снятие АЭС с эксплуатации. Дополнительные затраты на снятие, которые могут появиться в результате изменений в технологии или в законодательстве, будут оплачиваться государством.

Правительство также решило сохранять за собой по крайней мере одну акцию в дополнение к 20%-ному пакету акций, который должен принадлежать государству. С июля 1996 г., когда были достигнуты договоренности с местными органами власти по поводу захоронения ядерных отходов, процесс приватизации почти не продвинулся вперед.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ (АНГЛИЯ И УЭЛЬС)

В марте1989 г. был принят Electricity Act, в результате действия которого была приватизирована электроэнергия Шотландии, Северной Ирландии, Англии и Уэльса. Все три региона имеют разные законодательства, соответственно и разные структуры отрасли. Наиболее показательны и последовательны реформы в Англии и Уэльсе. Реформы были в основном закончены в 1996 г.

В Великобритании и Уэльсе работали государственная компания CEGB (Central Electricity Generating Board20), вертикальная монополия, которой принадлежали все электростанции и энергосети, и 12 Территориальных Управлений (Area Boards) — региональных сбытовых монополий.

• Реформа инициируется и проводится национальным правительством.

• Прямая продажа предприятий через аукционы.

• Иногда продажа части акций, принадлежащих го-

" Electricity Reform Abroad and U.S. Investment. September 1997. EIA. P.71.

20 Центральный Совет производителей электроэнергии.

21 Regional Electricity Companies (REC).

22 Office of Electricity Regulation — Управление регулирования электроэнергетики.

сударственной компании. Цены устанавливались правительством.

• Основные генерирующие компании: PowerGen, National Power, British Energy.

• Энергосеть — National Grid Company (NGC).

• Сбыт — 12 региональных электроснабжающих компаний21.

Было проведено полное дерегулирование отрасли. CEGB была реструктурирована в 4 отдельные компании.

Генерирующие компании PowerGen и National Power (последняя является крупнейшей — 1/4 мощностей Соединенного Королевства) в 1990 г. выпустили акции и были приватизированы.

Nuclear Electric, которая включала в себя 8 АЭС, оставалась государственной до 1996 г., когда была приватизирована под именем British Energy. Национальная сеть электропередачи управляется компанией National Grid Company (NGC). Первоначально она принадлежала двенадцати региональным сбытовым компаниям. В1995 г. стала независимой.

12 Территориальных Управлений приватизированы, система сбыта разделена на 12 Региональных электроснабжающих компаний. Впоследствии эти 12 компаний подверглись слияниям и поглощениям, вертикальная интеграция усилилась.

Эта реструктуризация трансформировала электроэнергетику в 4 отдельные подотрасли: 1) производство, 2) транспортировка, 3) сбыт, 4) розничные продажи.

За реформирование отвечает один официальный орган — OFFER22, все регулирование идет только на национальном уровне. Этот подход часто критиковался: хотя OFFER и более независим в своих действиях, чем FERC в США, но менее доступен для претензий производителей и потребителей.

NGC транспортирует электроэнергию от производителей к REC, координирует передачу и осуществляет диспетчеризацию производителей, управляет спотовым рынком электроэнергии (обязательным пулом).

Кроме указанных участников туда продают электроэнергию также неядерные компании Шотландии (Hydro-Electric and Scottish Power), Electricit de France (EdF), ряд независимых производителей электроэнергии (иностранные инвесторы).

NGC управляет рынком и финансово, и физически. Она предоставляет услуги биржи электроэнергии и независимого оператора системы (ISO), определяет 30-минутные расчетные цены рынка, управляет физической энергосетью, принимает решения по диспетчеризации в реальном времени для устранения перегрузок сети, предоставляет вспомогательные услуги для гарантии надежности электроснабжения (см. рис. 2).

зарубежный опыт

Рис. 2. Структура электроэнергетики Великобритании

Производители, имеющие лицензию, обязаны полностью или частично поставлять в пул свою электроэнергию. Они представляют свои заявки на цену на каждые 30 минут (издержки производства + прибыль). Менеджеры пула ранжируют заявки по уровню цен и покупают энергию у производителей с самыми низкими ценами по возрастающей вплоть до покрытия имеющегося в данный момент спроса. Т.е. прежде всего загружаются наиболее эффективные энергоисточники. Затем производители получают цену пула на свою энергию (в основе ее наибольшая, маржинальная цена). В настоящее время цена имеет верхнее ограничение и контролируется отраслевым регулирующим органом.

Производители и поставщики (члены пула) могут устранить риск, связанный с ценой пула, заключив договор, согласно которому выплата производителю (продавцу) производится, когда цены пула низкие, а поставщику (покупателю), когда они высокие. Таким образом стабилизируются затраты или доходы сторон. Эти контракты не регулируются и непрозрачны, в отличие от цен пула. Конкуренция ведется на уровне производства и оптовой торговли.

Начиная с 1990 г., пользователи, имеющие максимальный спрос в одном месте более 1 МВт, получили право выбирать из 14-ти возможных поставщиков плюс местная REC. С апреля 1994 г. в этот рынок, свободный от монополии отдельных компаний, были включены пользователи со спросом более 100 кВт23. Конкуренция на розничном уровне, для мелких потребителей, начинает действовать в Великобритании с начала 1998 г. С апреля 1998 г. — на рынке полная конкуренция. Любая компания, имеющая лицензию, будет иметь воз-

можность снабжения 23 млн. розничных потребителей (домохозяйств). Считается, что приблизительно половина из них может изменить поставщика. Так как в Великобритании реформы проводились наиболее длительное время (среди развитых стран), последствия реформ здесь более заметны. Повысилась эффективность электроэнергетики. В 1989—1995 гг. производство электроэнергии выросло на 8%, занятость в отрасли сократилась приблизительно на 50%. Снизились цены на электроэнергию, хотя это почувствовали больше крупные потребители, чем домохозяйства (рис. З24).

1,6 •• 1,5 -1,4 1,3

1,2 1,1

Рис. 3. Индекс цен на электроэнергию в Великобритании (1988 = 1,00. В текущих ценах)

Отчасти снижение цен было вызвано, во-первых, тем, что перед приватизацией было разрешено значительное повышение цены с целью придать отрасли привлекательность для инвесторов. Во-вторых, снизились также топливные издержки, например, стои-

Индекс розничных

—I-1-1-1-1-1

1990 1991 1992 1993 1994 1995

В промышленности

В сфере услуг

23 The Electricity Market. Http://www.synergen.demon.co.uk/elect.html.

24 Electricity Reform Abroad and U.S. Investment. September 1997. E1A Office of Energy Markets and End Use. U.S. DoE. P.32.

мость угля, наиболее интенсивно используемого топлива, сократилась даже номинально (см. рис. 4").

1,6 1,4 1,2 1 0,8

0,6 -1-1-1-1-1-1-1-

1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995

Рис. 4. Индекс цен на топливо для электроэнергии Великобритании (1998= 1,00. В текущих ценах)

Результаты реформ:

• изменилась структура использования топлива — отрасль переключилась с угля на газ, что оказало прямое влияние на сокращение выбросов в окружающую среду за 1990—1995/96 гг.: ССЬ — на 31%, БОг — на 45%, Шх — 43%. (Частично это результат возросшего удельного веса ядерной энергетики.)38 (см. рис. 52');

• резко ускорился рост производительности труда — до реформ ее темп роста совпадал с ростом всей промышленности, теперь значительно превышает.

• повысилась эффективность эксплуатации станций Рис. 5. Использование топлива в электроэнергетике Велико-

и использования топлива — за период с 1990 по британии 1995 г. мощности в отрасли сократились на 7,5%, тем

не менее выработка электроэнергии выросла на Чистый доход NGC и двенадцати региональных

3,1%м, о существенном улучшении работы генерирую- сбытовых компаний возрос более чем на 50% меж-

щего оборудования можно судить также по повыше- ду 1992/93 и 1995/96 финансовыми годами (см.

нию выработки на АЭС на 30%27; таблицу).

Чистый доход генерирующих электроэнергию компаний Великобритании за отдельные годы

(млн. долл.)30

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Компании 85/86 88/89 89/90 92/93 94/95

CEGB 1229 —4751

National Power 279 911 1107

PowerGen 367 667 856

Nuclear Electricity —1467 171 1677

National Grid 674 837 959

REC сбыт, распределение 914 1601 1753

REC маркетинг 157 273 377

Итого 1229 —4751 — 137 2686 4599

Второй этап реформирования отрасли — это слияния и поглощения компаний, в т.ч. и иностранными инвесторами. Подверглись этому в основном REC (11 из 12). Наиболее активны были электрические компании США. С 1995 по 1997 г. поглотили 8 из 12 региональных компаний. OFFER противодействовал только тем слияниям, при которых усиливалась вертикальная интеграция с производящими компаниями.

Происходит также активный процесс объединения электрических компаний с газовыми, водного хозяйства, телекоммуникационными компаниями.

В 1996 г. инвестиции США в «Прочие отрасли промышленности» Великобритании, в которых основную часть занимает электроэнергетика, составили около 6 млрд. долл.

25 Там же. Р.32.

26 По Energy World Database. Energy Information Administration U.S.DoE.

27 Electricity Prices in a Competitive Environment: Marginal Costs Pricing of a Generation Services and Financial Status of Electric Utilities. A Preliminary Analysis Through 2015. August 1997. DOE/EIA-O614.ington. P. 6.

2! David M Newbery and Michael G Pollit. The Restructuring and Privatisation of the CEGB — was it worth it? Electric\SCBA. 8 May 1997. P. 12.

29 Electricity Reform Abroad and U.S. Investment. September 1997. EIA Office of Energy Markets and End Use. U.S. DoE. P. 28.

30 Michael Brower, Stephen Thomas, and Catherine Mitchell, «Lessons from the British Restructuring Experience, The Electricity Journal (April 1997), Gordon Mackerron and Jim Watson, «The Winners and Losers So Far,» The British Electricity Privatization Experiment, Privatization: The Record, the Issues, the Lessons, ed. John Surrey (London, England: Earthscan Publications Limited, 1996), p. 199.

Природный газ

Уголь

Розничные

Политика в области ядерной энергетики

В 1995 г. 26% всей электроэнергии вырабатывалось на АЭС.

В результате реформ возникла проблема переходящих затрат31, которые в Великобритании в основном оказались связаны с прошлыми капиталовложениями в ядерную энергетику. Эти затраты представляют из себя разницу между балансовой стоимостью ядерноэнергетических производственных мощностей и их рыночной стоимостью32. Причем возникла эта проблема преимущественно из-за значительных перерасходов средств при строительстве АЭС, из-за непредвиденных задолженностей за переработку отработанного топлива и его захоронение, а также за счет затрат на снятие станций с эксплуатации.

В отличие от США, где финансовое бремя связанных с инвестициями в АЭС переходящих затрат должны нести либо налогоплательщики, либо акционеры, в Великобритании (где до реформы все ядерноэнергетические фонды принадлежали государству) распределение бремени затрат перехода происходило между налогоплательщиками и плательщиками коммунальных налогов. В конце концов платили обе стороны: первые — так как активы были проданы через аукционы по сильно заниженным ценам, вторые — посредством оплаты дополнительного ядерного сбора, включенного в счета за электроэнергию. Так как финансовая жизнеспособность АЭС была под вопросом, в 1989 г. продажа активов ядерной энергетики была приостановлена, а строительство новых мощностей отменено. Ядерная энергетика осталась в руках государства — в компании Nuclear Electric. Она, более чем на 20% обеспечивая потребности Англии в электроэнергии, проводила политику повышения экономической и технологической эффективности работы АЭС.

Чтобы поддержать отрасль, правительство определило объемы электроэнергии, которые должны были покупаться каждой из региональных сбытовых компаний. В 1990 г. был введен сбор — 10% совокупного годового дохода всей электроэнергетики — в пользу той части отрасли, которая работала не на ископаемом топливе (91% сбора направлялось в ядерную энергетику). Этот сбор, предназначавшийся для возмещения затрат региональных сбытовых компаний на покупку электроэнергии от АЭС по расценкам выше рыночных, просуществовал до 1998 г. В сущности этот сбор переложил часть переходящих затрат ядерной энергетики на потребителей.

В результате предпринятых усилий стало возможным принятие решения о приватизации только наиболее передовых в техническом смысле АЭС. Прочие же станции с устаревшими реакторами Magnox остались в собственности государства. Для них была создана компания British Nuclear Fuel. В июле 1996 г. оставшаяся часть ядерной энергетики была наконец приватизирована под именем British Energy. После этого сбор

зарубежный опыт

в пользу всей ядерной энергетики уменьшился на долю этой компании — с 10% до 3,7%. В 1995 г. 18% электроэнергии Великобритании вырабатывалось British Energy, 8% — British Nuclear Fuel33.

НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ

Реформы в электроэнергетике страны начались в 1987 году.

До реформирования предприятия управлялись выбираемыми на местном уровне Управлениями по электроэнергии или муниципалитетами. К 1992 г. насчитывалось 48 таких управлений и муниципалитетов. Акт о деятельности энергетических компаний (Energy Companies Act) потребовал, чтобы каждый из них образовал компанию и передал фонды предприятий в эти компании. Затем 48 субъектов должны были решить, кто получит акции их новых компаний. Предлагалось два варианта — закрытые или открытые акционерные общества.

• Четыре генерирующие компании. Крупнейшей является Electricity Corporation of New Zealand" на нее приходится 2/3 всей выработки электроэнергии.

• ЕМСО (Electricity Market Company'5) — оптовая компания электроэнергетического оптового рынка. Этот спотовый3' оптовый рынок не является обязательным, но в результате высокой концентрации генерирующих мощностей через него проходит значительная часть электроэнергии. Он обеспечивает согласование на оптовом уровне, что делает возможным конкуренцию на розничном уровне.

• За передачу отвечает компания TransPower NZ (системный оператор), которая владеет национальной энергосетью и эксплуатирует ее. Принадлежит государству.

• Сбытом занимаются 38 сбытовых компаний (из них 17 также производят электроэнергию — от 2 до 227 ГВт.ч в год). Кроме того, на рынке работает 1 компания, занимающаяся только розничной торговлей.

В 1987 г. государственное производство (97% рынка) и передача были превращены в корпорацию ECNZ, причем регулирование в области производства было устранено.

В 1996 г. от ECNZ отделилась третья часть, и теперь государству принадлежат 2 генерирующие компании, их совокупный удельный вес на рынке электроэнергии — 96%.

В 1995 г. правительство ограничило размер новых мощностей, которые может строить ECNZ, оговорив, что не менее 1,5 ГВт новых мощностей должно быть

.branded costs.

" Часто определяются так же, как стоимость недоамортизированных капитальных затрат в фонды электроэнергетики, которая не может быть возмещена на конкурентам рынке.

Electricity Reform Abroad and U.S.Investment. September 1997. P.I4. * Электроэнергетическая корпорация Новой Зеландии. Компания рынка электроэнергии.

Слоговый рынок, на котором балансируется физический объем поставок электроэнергии всем участникам по их обязательствам на следующие 24 часа.

_ ЯНВАРЬ

1999

построено частным сектором в течение нескольких ближайших лет.

В 1993-94 гг. все потребители получают право на конкурентное снабжение электроэнергией на основе 30-минутной схемы определения расхода электроэнергии.

В 1996 г. окончательно сформировал оптовый рынок. Транспорт. В 1993 г. были внесены изменения в организацию передачи — несмотря на то, что компании будут владеть передающими сетями в рамках своих исторически сложившихся районов обслуживания, они должны будут допускать к этим локальным сетям на общих основаниях любую другую компанию, которая имеет контракт на поставку в этом районе. New Zealand Electricity Market37 — это добровольный оптовый рынок. Он управляется компанией ЕМСО, которая принадлежит совместно компаниям ECNZ, TransPower и Electricity Supply Association (сбыт/розничная продажа). На рынке доминируют две государственные генерирующие компании, но он служит созданию конкуренции между ними и определению краткосрочной маржинальной цены электроэнергии. Розничная конкуренция, которая была введена в апреле 1993 г., остается на уровне 6%, достигнутых в 1994 г. (то есть 0,1% потребителей, использующих 6% совокупной электроэнергии, имеют эффективный доступ к альтернативным поставщикам). Мало кто из специалистов, связанных с электроэнергетикой, верит в существование реальной конкуренции как на оптовом, так и на розничном уровнях. В марте 1997 г. сбытовые компании предложили правительству убрать барьеры на пути розничной конкуренции и принять документ, дающий поставщикам возможность конкурировать в области снабжения мелких потребителей, а последним выбирать поставщиков. Но введение конкуренции в этом сегменте рынка проводится весьма осторожно. Только в декабре 1997 г. для 1000 мелких потребителей началось двухгодичное испытание — они получают право выбора поставщика.

Устанавливаются отдельные цены спотового рынка для Южного и Северного Островов, что позволяет учитывать возможности мощности высоковольтного кабеля (HVDC5* ), проложенного между островами.

НОРВЕГИЯ

В 1990 Акт в области энергетики (Energy Act) провозгласил начало проведения политики дерегуляции в отрасли.

Государственная компания Statkraft, крупнейшая компания Норвегии, являлась единым поставщиком услуг электроэнергетики.

С 1971 г. существовал рынок для торговли электроэнергией по маржинальным ценам, но работать на нем могли только генерирующие компании. После 1 мая 1991 г. организованные рынки были открыты и для других клиентов.

В Норвегии 99% установленных мощностей принадлежат ГЭС, оставшиеся — ТЭС на нефти и газе. Большая часть мощностей частично или полностью принадлежит государству.

В 1990 г. Statkraft была разделена на отдельные компании, осуществляющие производство, транспортировку, сбыт, но не была приватизирована. Реформы не коснулись достаточно раздробленной муниципальной и государственной собственности в области сбыта. В результате реформ:

• Statkraft SF, выделенная из Statkraft как производящая компания, удержала все станции. Она владеет 40% мощностей ГЭС и производит 30% электроэнергии. Второй по величине компанией-производителем является Hydro Energy (10% производства), дочернее предприятие компании Norsk Hydro, крупнейшего промышленного конечного пользователя электроэнергии. Множество других менее крупных фирм генерируют 60% электроэнергии. Большая их часть принадлежит муниципалитетам.

• Statnett SF была создана в 1992 г. Она была выделена из Statkraft в качестве национальной сетевой компании и оператора энергосистемы. Она принадлежит государству, отвечает за планирование, развитие и работу Главной энергосистемы (Main Grid), обеспечивает равный доступ к сетям для всех участников рынка, надежность работы системы, эффективную организацию спотового рынка и продажу стандартных контрактов, менеджмент краткосрочной торговли с зарубежными странами. Ей принадлежит 80% Main Grid. Она заключает договора с 24 другими собственниками)

• Statnett Marked AS была создана для управления рынком

• Большая часть сбытовых компаний принадлежит муниципалитетам. Около половины из 200 сбытовых компаний также владеют генерирующими мощностями.

Nord Pool — добровольный, необязательный, поэтому электроэнергия до сих пор продается в основном через двусторонние сделки, а пул служит в основном оптовым рынком для маржинального электроснабжения19.

Nord Pool состоит из двух рынков, работающих одновременно с рынком двусторонних контрактов. Существует фьючерсный рынок (сроки платежа от недели до трех лет). Существует Daily Power Market или Spot Market, где фиксированные количества электроэнергии продаются по ценам, установленным на день вперед, на 24-часовой период (в течение дня устанавливаются 6—7 периодов различных цен в будни и 2—3 — в выходные). Так как спрос неравномерен, здесь осуществляется диспетчеризация в те-

37 Рынок электроэнергии Новой Зеландии.

38 High Voltage Direct Current.

39 Например, в Норвегии существует два рынка контрактов но поставке электроэнергии с длительностью более недели: фьючерсный рынок Nord Pool ASA и двусторонний рынок, — для контрактов «без посредника». О кат о 75% совокупного оборота проходит через последний.

чение дня. Официальное название этого рынка — Regulation Power Market.

В 1995 г. значительно вырос объем товарооборота Statnett — на 45% по сравнению с 1994 г.41 .На конец 1995 г. в пуле насчитывалось 98 участников42. Производство, передача, сбыт разделены, конкуренция введена в электроснабжение. Конкуренция в области снабжения мелких потребителей электроэнергией была введена в Норвегии в 1995 г. С 1992 г. обеспечивается свободный доступ к сети, что облегчает функционирование свободного, конкурентного рынка. Оператор или компания, которые хотят купить электроэнергию не у своего обычного поставщика, должны лишь заплатить тариф сети, к которой они присоединены. Владелец сети затем включит это в свой тариф для более крупной сети. Все операторы и потребители имеют право использовать региональные сети, то есть торговать свободно со всеми операторами страны.

В январе 1996 г. открылась первая международная биржа электроэнергии. Норвегия и Швеция создали

зарубежный опыт

общий рынок и биржу на основе биржи Stattnet Power Exchange. С 1996 г. шведская национальная сеть владеет 50% международной биржи. В марте 1996 г. насчитывалось 120 участников биржи (21 — шведские, по 1 — датский, финский, российский)43. Международная биржа пока выполняет функции инфраструктуры, но в перспективе — создание общей Nord (Nordic) Power Exchange для скандинавских стран. Ожидается присоединение Финляндии и Дании. Они и сейчас участвуют, но с учетом пограничных тарифов, без свободного доступа.

Ни в одной стране мира, кроме Норвегии, не существует такой биржи, где все участники действительно работают на равных условиях (и физически, и финансово).

Как и на товарном рынке, на рынке электроэнергии цены значительно колеблются. Ранее они были стабильны — вариация наблюдалась в пределах 10—20 норвежских крон в день. В настоящее время доходит до 100 норвежских крон в день44. Это вызвано отчасти выходом на рынок шведских тепловых мощностей*.

ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ БЕЗОПАСНОГО РАЗВИТИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ 113191, Москва, ул. Б. Тульская, 52

тел.: (095) 955-26-20, факс: (095) 230-20-29, эл. почта: vpo@ibrae.ac.ru, ekan@ibrae.ac.ru

КОНЦЕРН РОСЭНЕРГОАТОМ. ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИКИ 103074, Москва, Китайгородский пр., 7 тел.: (095) 220-61-34, факс: (095) 929-16-82, эл. почта: dyakonov@falcon.REA.X-Atom.ru

The Nordic Power Exchange — A new dimension in nordic cooperation. 1996. P. 3.

2 Там же. P. 4.

3 Там же. P. 4.

4 Overview of Nordpool. P. 8.

' Продолжение обзора в № 2.

ЯНВАРЬ 1999

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.