Научная статья на тему 'Реформы системы образования проводимые Екатериной II'

Реформы системы образования проводимые Екатериной II Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
13631
936
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНИЙ КЛАСС / ХАОТИЧНОСТЬ ЗАВЕДЕНИЙ / ШКОЛЬНАЯ РЕФОРМА / НАРОДНЫЕ УЧИЛИЩА / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / РЕФОРМЫ ЕКАТЕРИНЫ / MIDDLE CLASS / CHAOTIC SCHOOLS / SCHOOL REFORM / PUBLIC SCHOOLS / CIVIL SOCIETY / REFORMS OF CATHERINE II

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Стародубцев М. П.

Результатом западноевропейского влияния на российскую политическую мысль явилась идеология "просвещенного абсолютизма". Государство брало на себя ответственность по обучению и воспитанию населения, именуемого "гражданами". Основой политики Екатерины II было стремление расширить опору власти за границы дворянского сословия, создать грамотный "средний класс", готовый служить монархии. Были созданы предпосылки для перехода к массовому образованию. Разработан закон о школьном образовании. Открылось Главное народное училище, которое готовило учителей. Был создан Устав, указывающий на цели и задачи образования. Уставом предписывалось разработка учебного плана и регулирование учебного процесса. Расширился контингент учащихся, открывались новые учебные заведения. Реформы Екатерины II интересны для нашего времени. Именно они утвердили решающую роль государства в организации и регулировании образования подрастающих поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL REFORMS CARRIED OUT BY CATHERINE II

Western influence on Russian political thought resulted in the ideology of enlightened absolutism. The state took responsibility for training and education of population which was named citizens. The basis of the policy of Catherine II was to extend the support of the power not only to nobility but to form a literate middle class that was ready to serve the monarchy. The preconditions to transition to mass education were created. The law of school education was worked out. The Main Public School for training teachers was opened. The regulations which indicated the aims and tasks of education were created. The regulations ordered to work out a curriculum and to regulate the educational process. Student enrolments expanded, new educational establishments were opened. The reforms of Catherine II are of interest to our time. They were reforms, which proved the decisive role of state in the organization and regulation of education of the younger generations.

Текст научной работы на тему «Реформы системы образования проводимые Екатериной II»

3. С помощью собранных научных аргументов наглядно доказать, что грамотность и умственное развитие рабочих уже сами по себе повышают производительность труда.

4. Затраты на образование не представляют собою акта филантропии, а являются лишь непосредственным удовлетворением насущнейшей потребности страны в интересах прогресса ее производительных сил.

5. Богатство и процветание России зависит от качества и уровня образования ее народа.

Важнейший вывод, сделанный авторами на основе осуществленных исследований, состоит в том, что «нет дела полезнее или плодотворнее и нет потому труда почетнее и достойнее уважения, чем труд и усилия, потраченные прямо или косвенно на содействие делу народного просвещения». Будет Россия образована, будет и богата - вот главный вывод, который формулируют издатели и участники сборни-

ка «Экономическая оценка народного образования». Под этим выводом может поставить свою подпись каждый желающий процветания России отечественный ученый как далекого 1895 г., так и сегодняшнего 2012 г. И данный вывод должен быть положен в основу разработки и проведения всей нынешней политики по реформированию системы высшего образования России и переводу ее экономики на инновационный путь развития в первой четверти XXI века.

Библиографический список

1. Менделеев Д. И. Заветные мысли. - СПБ, 1904.

2. Менделеев Д. И. К познанию России. - СПБ, 1912.

3. Экономическая оценка народного образования. Очерки И. И. Янжула, А. И. Чупрова и Е. Н. Янжул. -СПБ., 1896.

4. Дятлов С. А. Основы теории человеческого капитала. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994.

5. Дятлов С. А. Экономика образования в переходный период. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.

Dyatlov S. A.

ECONOMICS OF EDUCATION IN IMPERIAL RUSSIA

The article described the economic situation of education in the works ofRussian scholars of imperial Russia Keywords: economics of education, history of education.

УДК 947

Стародубцев М. П. РЕФОРМЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПРОВОДИМЫЕ ЕКАТЕРИНОЙ II

Результатом западноевропейского влияния на российскую политическую мысль явилась идеология “просвещенного абсолютизма ”.

Государство брало на себя ответственность по обучению и воспитанию населения, именуемого “гражданами ”.

Основой политики Екатерины II было стремление расширить опору власти за границы дворянского сословия, создать грамотный “средний класс ”, готовый служить монархии. Были созданы предпосылки для перехода к массовому образованию. Разработан закон о школьном образовании. Открылось Главное народное училище, которое готовило учителей. Был создан Устав, указывающий на цели и задачи образования.

Уставом предписывалось разработка учебного плана и регулирование учебного процесса. Расширился контингент учащихся, открывались новые учебные заведения.

Реформы Екатерины II интересны для нашего времени. Именно они утвердили решающую роль государства в организации и регулировании образования подрастающих поколений.

Ключевые слова: средний класс, хаотичность заведений, школьная реформа, народные училища, гражданское общество, Реформы Екатерины II.

«Деятельнейшим фактором нашей истории», по выражению В. О. Ключевского, в XVIII веке явилось западноевропейское влияние, ставшее следствием открытости российского общества в сторону Европы после Петра Великого. Под этим влиянием в общественном сознании российского общества формировались представления о гражданском обществе, состоящем не из «простонародных», неграмотных «сынов Отечества», а полезных обществу добродетельных, просвещенных граждан, наделенных преимуществом «Истинной свободы» и ответственности за свою страну. Одновременно осознавалось

глубокое несоответствие между такими представлениями и российской действительностью середины XVIII века и потребность в системе просвещения, направленной на воспитание граждан в духе лояльности к власти в целях укрепления монархических основ. Результатом западноевропейского влияния на российскую политическую мысль явилась идеология «просвещенного абсолютизма».

Абсолютизм потому и был просвещенным, что государство брало на себя обязательства по обучению и воспитанию населения, поименованного теперь «гражданами». Основным в политике Екатерины II

36

© Стародубцев М. П., 2012

было стремление расширить опору самодержавной власти за границы дворянского сословия, создать вы меру грамотный «средний класс», который стал бы обслуживать интересы монархии, в частности - составлять разночиновный (разночинный) ее управленческий аппарат, который стал расти при Екатерине как на дрожжах, благо деньги были (государственные доходы за 30 лет ее правления увеличились более чем вчетверо - с 16 млн. до 69 млн. руб.) [2].

Идея «просвещенного абсолютизма» [1] была официально сформулирована, как отмечал Грацианский, в Манифесте от 6 июля 1762 г., провозглашением от имени императрицы Екатерины II программу правовых и политических преобразований в стране. Основой «Наказа» [3] явились политико-правовые учения западноевропейских мыслителей, прежде всего - Монтескье, Беккариа, Пуфендорфа, цитаты из них занимают значительное место в «Наказе». При этом наиболее соответствующей представлениям императрицы о политических преобразованиях в России явилась естественно-правовая теория в изложении Самуэля Пуфендорфа, обосновывавшего преимущества монархической формы правления и привилегии дворянства. Соответствуют доктрине Пуфендорфа и положения о формальном равенстве людей перед законом (не безусловном, а в определенных аспектах).

В дальнейшем императрица вынуждена была отказаться от большинства либеральных начинаний. Редакции «Наказа» 1767 г. уже не являлась последовательной программой либеральных преобразований. Центральным направлением политики Екатерины II, возможно единственным последовательно проводимым в духе Манифеста 1762 г., явилась образовательная реформа.

Существовавшая к 1760-м годам достаточно развитая система учебных заведений и книгопечатания содержала социальные и организационные предпосылки для перехода к народному, массовому образованию.

Политические предпосылки заключались в следующем.

Наряду с довольно разветвленной, но хаотичной системой учебных заведений - сословно-государственных (дворянские кадетские корпуса), ведомственных (гарнизонные солдатские школы), православно-церковных семинарий, школ при мечетях, синагогах, старообрядческих скитах и т. п., существовали и множились частные школы, процветало индивидуальное образование в знатных семьях (гувернеры). Определенное недовольство у правительства вызывала активность в информационной (в том числе - образовательной) сфере масонских лож розенкрейцеров (особенно в Москве).

Образовательная реформа совпала с запретом розенкрейцеровых лож, репрессиями против розен-крейцеровского круга Н. И. Новикова.

Модель государственной образовательной реформы требовала своего законодательного оформления. Разработка правовой базы реформ началась с 1764 г. Обзор ряда документов и предложенных законопроектов, таких как Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества от 12 марта 1764 г., Генеральный план гимназий и государственных училищ (1768 г.). Дается характеристика деятельности Большой Законодательной комиссии по разработке нового Уложения, которая должны была рассмотреть и вопрос о народном просвещении. В связи с массой поступающих в Комиссию наказов и предложений по поводу организации образования, 23 мая 1768 г. была выделена Частная Комиссия об училищах и призрения требующих, на которую было возложено составление общего плана народного просвещения, включавшего «училища народные, как то: общественные школы, гимназии, университеты». В конце 1768 г. был разработан закон о школьном образовании. В 1770-1771 гг. Комиссия об училищах разработала еще три проекта: о низших деревенских училищах, о низших городских училищах и об училищах для иноверцев. Проект о среднем образовании не получил окончательного вида. Университетский вопрос был едва затронут. В целом результат трехлетней работы был незначителен, добиться общественного консенсуса во взглядах на систему народного образования не удалось, что также стало немаловажной предпосылкой для решительных действий государственной власти. Большой проблемой для правительства было изыскание необходимых средств. В 1775 г. императрица попыталась создать материально-организа-ционную базу подготовляемых образовательных реформ, создав так называемые, «Приказы общественного призрения». Для них были выделены небольшие бюджетные средства по 15000 руб. за счет доходов каждого губернского правления, предполагалась кредитная деятельность Приказа общественного призрения, спонсорские взносы и др.

Разработка проектов образовательной реформы и дальнейшие законодательные преобразования сопровождались соответствующей «идеологической работой» по подготовке общественного мнения к государственным мероприятиям, подготовкой учителей разного (преимущественно - широкого) профиля, изданием учебной литературы. Одним из первых учебных пособий, показательным с точки зрения идеологических источников преобразований. Явилась адаптированная книга австрийца Иоганна Фельбигера «О должностях человека и гражданина». Работа монаха-августинца Фельбигера во многом воспроизводит одноименное произведение Самуэля Пуфендорфа [4] и содержит положения общепринятой в тогдашней Европе естественно-правовой доктрины, в том числе теории общественного договора.

Обзор содержания названного учебного пособия, юридически оформленного в качестве базового для преподавания общественных дисциплин, в том числе и простейших элементов права, воплотившего в себе официальную политико-правовую концепцию. В работе Фельбигера содержатся главы «о союзе господ и слуг», «о союзе гражданском», посвященные устройству общества. Отдельный раздел назывался «О любви к Отечеству». Отечество в данном контексте фактически отождествлялось с царствующей особой, правительством. Предполагались общие заповеди и расшифровывались обязанности каждой группы населения по отношению к власти.

В 1783 г. в Санкт-Петербурге было открыто Главное народное училище, которое готовило, в том числе будущих учителей для народных училищ. В 1786 г. из Главного народного училища выделилось самостоятельное учебное заведение - учительская семинария, имевшая в качестве специальной задачи подготовку учителей. Как подготовка учителей, так и закрепление их в системе народных училищ требовало финансирования. Решением этого вопроса Екатерина II занималась непосредственно. Учителям была установлена сравнительно высокая оплата.

Основополагающим актом школьной реформы, обнародованному 5 июля 1786 г., которым является Устав народным училищам в Российской империи. Устав был разбит на главы, главы - на параграфы. Он содержал преамбулу и восемь приложений. В преамбуле содержались указания на цели образования и воспитания в соответствии с рассмотренной ранее идеологической концепцией просвещенного абсолютизма и общие принципы построения образовательной системы. Названным документом впервые в российской истории создавались общеобразовательные (а не сословные и профессиональные) школы для воспитания гражданина - опору самодержавной имперской власти. Уставом предписывалось создание Главных народных училищ -по одному в губернских городах, а также уездных или «Малых» народных училищ - в селениях, «в каких они могут быть надобны». Достаточно подробно излагался учебный план училищ. Характерными моментами учебного плана следует признать:

- Строгое в мельчайших деталях регулирование учебного процесса в формате учебного года и даже учебной неделе, во имя подготовки законопослушных, преданных монархическим идеалам патриотом;

- Значительное внимание уже в достаточно раннем возрасте (второй класс - 9-11 лет) изучению описанной ранее книги «О должностях человека и гражданина. Книга к чтению, определенная в народных городских училищах», которая должна была внедрить в умы учащихся младших классов идеалы патриотизма и служения монархии;

- Политическая направленность обучения, что сказывалось, например, в изучении того иностран-

ного языка, который был «по соседству» и «быть может полезнее при употреблении его в общежитии», в школе должны быть коллекции для изучения естествознания, характерные для той губернии, где живут учащиеся и др.

Все эти черты вполне укладываются в рамки воспитания полезного государству гражданина. При этом следует отметить, что ряд введенных указом методик сохранили свою эффективность до наших дней (чтение по слогам, изучение курса всеобщей истории, работа с глобусом), а некоторые незаслуженно забыты (изучение архитектуры).

Систему учебных заведений венчало «Главное училищное правительство» [7], подчинявшееся непосредственно Екатерине II, что говорит о том важном значении, которое придавало образованию.

Особо настойчиво и строго Екатерина II добивалась создания именно государственный системы «училищного образования, бюрократический контроль за деятельностью училищ, жестокая правовая парадигма действий училищной администрации и педагогов» [5]. «Были приняты конкретные шаги по серьезному сокращению влияния церкви на образовательный процесс, на недопущению распространения масонской системы образования и не допущению широкого влияния частных школ и распространению других учебных заведений в России» [6].

Народные училища являлись главной составляющей образовательной реформы, хотя помимо организации системы народных училищ реформа развивалась в направлении унификации образования и в других учебных заведениях. Изменения в других учебных заведениях (медицинских заведениях, Горном училище, кадетских корпусах), касались в основном унификации способов обучения, программ, выделения дополнительных денежных средств за счет тех или иных источников, расширения контингента учащихся и открытия новых учебных заведений. Екатерина II обязывает в училищах Рижской и Ревельс-кой губерний преподавать русский язык.

Были сделаны попытки в области просвещения нерусских народов. В середине 80-х гг. Екатерина II распорядилась создать словари малых российских этнических групп. Эти планы не были реализованы до конца.

В целом, названные элементы образовательной политики также были направлены на укрепление единого самодержавного, централизованного государства на многонациональной основе, с учетом разнообразия религиозных и конфессиональных условий в разных регионах.

Образовательная реформа в целом достигла своих целей, хотя в отдельных губерниях (Тульской, Архангельской, Иркутской, Тамбовской) реализовалась в гораздо меньших масштабах, чем предписывалось. Причинами этого явились местные причины, такие как недоверие населения или даже агрес-

сивно-отрицательное отношение населения к попытке правительства в централизованном, принудительном порядке дать образование их детям. Причиной относительных неудач реформы являлся недостаток денежных средств (Приказов общественного призрения) в губерниях. Изучение историко педагогических материалов, обеспечившим организацию и проведение в жизнь училищной реформы Екатерины II показывают, то что, российское правительство того времени четко понимало, что в передовых странах Европы и за океаном, в поднявших революционное знамя тринадцати «штатах» Северной Америки формируется, так называемое, гражданское общество (может быть, привычнее его называть буржуазным), в рамках которого информационное поле социума резко изменилось. Имело место диффузия информации. Проникновение индивидуализирующих, выявляющих человеческое достоинство представлений в разные слои общества - в первую очередь в среду коммуникабельного по своим условиям бытия городского населения. Основой антропоцентрической модели гражданского бытия стала теоретическая модель естественного права Гроция -Гоббса - Пуфендорфа. Для центральной и восточной Европы особенно важным оказалось творчество немецкого политолога и педагога Самуэля Пуфендорфа. Это было отмечено уже великим российским императором Петром, при котором на русский язык было переведено две его работы - «О должности человека и гражданина» [4] и по новой истории западноевропейских стран. Лекции Пуфендорфа, прочитанные в университете шведского города Лунда в 70-80 гг. XVIII ст., получили высокую оценку среди преподавателей и студентов. Как отмечают современные исследователи, политическая наука благодаря Пуфендорфу и его ученикам перестала быть «узко специализированным предметом для будущей дворянской элиты, но стала стандартным элементом в системе образования для общественного служителя религии и для школьного учителя. Она стала необходимой предпосылкой для отправления ими политической функции» [8]. В первой половине XVIII в. «пуфендорфова наука» стала основой политического и юридического образования Европы.

Расширение информационного поля и возникновение в его пространстве новых идей о естественных, необходимых правах человеческой личности, о гражданском обществе общественно ответственных индивидуумов были вынуждены реагировать и власть имущие монархи европейских государств. Было ясно, что новые информационные феномены разрушают традиционные теологические объяснения властных полномочий обладателей тронов и окружавших троны элитарных кругов. Припомним, что идеи политологов «естественной школы права» стали лозунгами идеологов и политиков американской революции XVIII в. Наиболее прозорливые и осторож-

ные правители европейских феодальных государств попытались опередить вождей поднимавшейся буржуазии и встать во главе распространявшегося «просветительного» и «просвещающего» движения. При дворах европейских «монархов» была разработана доктрина просвещенного абсолютизма, смысл которой состоял в признании естественного права человека на образование (информацию), но это право в то же время становилось и «цензом» на продвижение в элиту общества (или в близ элитарные круги). А именно: только люди, получившие образование, имели право приблизиться к высшим кругам дворянской (феодальной) элиты. Признавая в принципе право каждого на образование, доктрина лимитировала различными путями доступ к образованию. Лимиты могли быть юридическими (крепостное состояние), могли быть чисто экономические: размер государственных ассигнований, плата на учебу и около-учебные услуги (учебники, пансионаты и др.).

Образовательная реформа Екатерины II явилась типичным мероприятием просвещения европейского монарха. Ее достоинства были ограничены сословно-крепостнической реальностью, господствовавшей тогда в российском социуме. Мы имеем в виду крепостное состояние миллионов крестьян, на которых реформы (и проекты реформ) 70-80 гг XVIII не распространялись. Но даже стремление правительства повысить информационный статус «простых» людей из свободного населения городов, «государственных» крестьян и казаков встретила активную дворянскую оппозицию. Дворянство в ответ на появление народных училищ (гимназий) стали организовывать собственные сословные учебные заведения, где создавались лучшие условия для учащихся, куда приглашались лучшие учителя. Екатерине II не удалось открыть новых университетов в русских областях, как это замышляли ее советники. А поэтому не был введен университетский ценз для чиновников высших рангов. Тем не менее, нельзя отрицать, что именно реформы «просвещенной» российской самодержицы, осуществленные в 80 гг XVIII в., открывают историю народного образования в России. Их значение в первую очередь состояло в резком расширении информационного поля в России, а вместе с тем содействовать общему подъему отечественной культуры, которая в XIX в. вышла на передовые позиции в планетарном культурном движении. С достижениями «бабушки» на образовательном поприще считался Александр I, но отнюдь не всегда успешно их продолжал и развивал. Реакционный режим Николая I попытался реформами министра С.С. Уварова сузить расширенное Екатериной II образовательное пространство. Реформы Александра II использовали идеи великой самодержицы XVIII столетия.

Реформы Екатерины II интересны и для нашего времени. Первый урок великой императрицы состоит в том, что качества гражданина (т.е. активного

члена общества) и уровень гражданственности социума зависит от объема образовательных услуг и их политической (шире - идеолого-политической) ориентации.

Второй урок - это утверждение решающей роли государства в организации и регулировании образования подрастающих поколений. Государство должно оплачивать учебные услуги и поддерживать престижный статус обучающих учреждений всех уровней.

Третий урок - государственные органы законодательным путем под четким юридическим обеспечением должны участвовать в определении содержательных (сущностных) компонентов информационных целей для молодежи. Государство нуждается в том, чтобы на ученической скамье молодые люди воспитывались в духе любви к Отечеству, патриотизма, причем - патриотизма действенного, а не умозрительного.

Сейчас много говорится и пишется о правах личности, но парадигма поведения гражданина любой великой державы должна строиться на уважении государственных (национальных) интересов, благорасположенности их защищать, готовности во имя наци-

ональных интересов сотрудничать с людьми разных поколений граждански интегрированного общества.

Библиографический список

1. Абсолютизм в России XVn-XVIII в.: Сб.-к статей / отв. ред. акад. Н. М. Дружинин. - М.: Наука, 1964. - 519 с.

2. Ключевский В. О. Соч. Т. 5. - М., 1950. - С. 431.

3. Наказ императрицы Екатерины II. Памятники русского законодательства 1649-1832. Вып. П. 884. С.347 и след.

4. Пуффендорф С. Об обязанности человека и гражданина. - СПб.: Тип. Санкт-Петербурга, 1726. - 537 с.

5. Рождественский С. В. Из истории учебных реформ императрицы Екатерины II. - СПб.: Сенатская тип., 1909. - 97 с.

6. Рождественский С. В. Очерки по истории систем народного просвещения в России XVIII-XIX века // Записки историко-филологического факультета Санкт-Петербургского Университета. Т. 1. - СПб.: Тип. М. А. Александрова, 1912. - 608 с.

7. Толстой Д. А. Взгляд на учебную часть в России в XVIII столетии до 1782 года. T.XXXVIII. - СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1883. - 100 с.

8. Во Lindbeeg. The Doctrine of the Natural Law. -Symposium...P.74.

Starodubtsev M. P. EDUCATIONAL REFORMS CARRIED OUT BY CATHERINE II

Western influence on Russian political thought resulted in the ideology of "enlightened absolutism ".

The state took responsibility for training and education ofpopulation which was named "citizens".

The basis of the policy of Catherine II was to extend the support of the power not only to nobility but to form a literate "middle class " that was ready to serve the monarchy. The preconditions to transition to mass education were created. The law of school education was worked out. The Main Public School for training teachers was opened. The regulations which indicated the aims and tasks of education were created.

The regulations ordered to work out a curriculum and to regulate the educational process. Student enrolments expanded, new educational establishments were opened.

The reforms of Catherine II are of interest to our time. They were reforms, which proved the decisive role of state in the organization and regulation of education of the younger generations.

Keywords: middle class, chaotic schools, school reform, public schools, civil society, reforms of Catherine II.

УДК 001(09)

Антонов М. Ф.

ГЕНИЙ РУССКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

В статье изложены взгляды автора на Д. И. Менделеева как экономиста. Ключевые слова: экономика, культура, строительство государства.

Антинародные силы, стоявшие за горбачевской «перестройкой» и ельцинскими «реформами», руководствовались двумя установками, подобранными на помойке истории. В политической сфере они стремились к построению в нашей стране капитализма по западному образцу, в экономической - к установлению либерального хозяйственного строя в его крайней форме монета-

ризма, который они приняли за последний крик моды в теории на Западе. Отчасти идеологов либерально-монетаристских «реформ» можно понять: экономическая наука в нашей стране во времена хрущевско-брежневского «застоя» была низведена до роли служанки волюнтаристских экспериментов, на Западе она тоже дергалась из одного теоретического тупика в другой, опыт социалис-

40

© Антонов М. Ф., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.