Научная статья на тему 'РЕФОРМЫ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ ДЕПУТАТОВ ЕВРОПАРЛАМЕНТА В КОНТЕКСТЕ «КАТАРГЕЙТА»'

РЕФОРМЫ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ ДЕПУТАТОВ ЕВРОПАРЛАМЕНТА В КОНТЕКСТЕ «КАТАРГЕЙТА» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
83
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ / КАТАРГЕЙТ / КОРРУПЦИЯ / РЕФОРМА / ЛОББИРОВАНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ / «ВРАЩАЮЩИЕСЯ ДВЕРИ» / «ПЕРИОД ОХЛАЖДЕНИЯ» / ЕВРОФАРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Потемкина Ольга Юрьевна

В статье анализируется проект реформы Европарламента (ЕП) на фоне коррупционного скандала, названного «Катаргейтом», из-за получения взяток евродепутатами и попыток оказать влияние на политику ЕС по отношению к Катару во время подготовки к чемпионату мира по футболу 2022 г. Автор прослеживает инициативу ЕП от принятой в декабре 2022 г. резолюции, в которой были заложены контуры будущей реформы, до обсуждения её конкретных пунктов в январе 2022 г. Особо отмечены более радикальные предложения политических групп ЕП, не вошедшие в финальный вариант текста. Отмечается недовольство евродепутатов термином «Катаргейт», что объясняется опасениями европейских лидеров испортить отношения с государством, от которого сегодня во многом зависит энергетическая безопасность Европы. Вторая часть статьи посвящена анализу предложений о готовящемся законе об иностранных агентах в рамках законодательного пакета ЕС по защите демократии. Автор констатирует, что закон, получивший название ЕвроФАРА, разрабатывается как аналог американского закона об иностранных агентах (ФАРА), хотя соответствующий российский закон, созданный на той же основе, подвергается в Евросоюзе жёсткой критике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REFORM OF THE RULES OF PROCEDURE FOR THE MEMBERS OF THE EUROPEAN PARLIAMENT IN THE CONTEXT OF «QATARGATE»

The article focuses on the proposals for the European Parliament’s reform against the background of a corruption scandal called «Qatargate» due to bribes by MEPs and attempts to influence EU policy towards Qatar during preparation for the 2022 FIFA World Cup. The author traces the EP’s initiative, from the resolution adopted in December 2022, which laid down outlines of the future reform to the EP President’s plan on specific points of reform, which was presented in January 2022. The more radical proposals of the EP political groups that were not included in the final version are particularly noted. The author points to the dissatisfaction of MEPs with the term «Qatargate», which is explained by the EU leadership’s concern to spoil relations with the state, on which the EU energy security largely depends today. The second part of the article addresses the upcoming law on foreign agents within the framework of the EU legislative package for the democracy protection. The author notes that the law, called EuroFARA, is supposed to be an analogue of the US law on foreign agents (FARA), despite the fact that the corresponding Russian law, which was also developed on the FARA basis, is severely criticised in the European Union.

Текст научной работы на тему «РЕФОРМЫ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ ДЕПУТАТОВ ЕВРОПАРЛАМЕНТА В КОНТЕКСТЕ «КАТАРГЕЙТА»»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2023, №1

УДК 327 EDN: EGNORK

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran120238794

РЕФОРМЫ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ ДЕПУТАТОВ ЕВРОПАРЛАМЕНТА

В КОНТЕКСТЕ «КАТАРГЕЙТА»

Ольга Юрьевна Потемкина

ИЕ РАН, Москва, Россия, e-mail: olga_potemkina@mail.ru, ORCID: 0000-0002-9844-4093

Ссылка для цитирования: Потемкина О.Ю. Реформы правил поведения депутатов Евро-парламента в контексте «Катаргейта» // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2023. №1. С. 87-94. DOI: 10.15211/vestnikieran120238794

Аннотация. В статье анализируется проект реформы Европарламента (ЕП) на фоне коррупционного скандала, названного «Катаргейтом», из-за получения взяток евродепутатами и попыток оказать влияние на политику ЕС по отношению к Катару во время подготовки к чемпионату мира по футболу 2022 г. Автор прослеживает инициативу ЕП от принятой в декабре 2022 г. резолюции, в которой были заложены контуры будущей реформы, до обсуждения её конкретных пунктов в январе 2022 г. Особо отмечены более радикальные предложения политических групп ЕП, не вошедшие в финальный вариант текста. Отмечается недовольство евродепутатов термином «Катаргейт», что объясняется опасениями европейских лидеров испортить отношения с государством, от которого сегодня во многом зависит энергетическая безопасность Европы. Вторая часть статьи посвящена анализу предложений о готовящемся законе об иностранных агентах в рамках законодательного пакета ЕС по защите демократии. Автор констатирует, что закон, получивший название ЕвроФАРА, разрабатывается как аналог американского закона об иностранных агентах (ФАРА), хотя соответствующий российский закон, созданный на той же основе, подвергается в Евросоюзе жёсткой критике.

Ключевые слова: Европейский парламент, Катаргейт, коррупция, реформа, лоббирование, иностранный агент, «вращающиеся двери», «период охлаждения», ЕвроФАРА.

Статья поступила в редакцию: 15.02.2023.

THE REFORM OF THE RULES OF PROCEDURE FOR THE MEMBERS OF THE EUROPEAN PARLIAMENT IN THE CONTEXT OF «QATARGATE»

Olga Yu. Potemkina

Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, e-mail: olga_potemkina@mail.ru, ORCID: 0000-0002-9844-4093

© Потемкина О. Ю. - д.полит.н., г.н.с., рук. Отдела исследований европейской интеграции ИЕ РАН.

For citing: Potemkina, O.Yu. (2023). The reform of the rules of procedure for the members of the European Parliament in the context of «Qatargate». Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 31(7): 87-94. (in Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran120238794

Abstract. The article focuses on the proposals for the European Parliament's reform against the background of a corruption scandal called «Qatargate» due to bribes by MEPs and attempts to influence EU policy towards Qatar during preparation for the 2022 FIFA World Cup. The author traces the EP's initiative, from the resolution adopted in December 2022, which laid down outlines of the future reform to the EP President's plan on specific points of reform, which was presented in January 2022. The more radical proposals of the EP political groups that were not included in the final version are particularly noted. The author points to the dissatisfaction of MEPs with the term «Qatargate», which is explained by the EU leadership's concern to spoil relations with the state, on which the EU energy security largely depends today. The second part of the article addresses the upcoming law on foreign agents within the framework of the EU legislative package for the democracy protection. The author notes that the law, called EuroFARA, is supposed to be an analogue of the US law on foreign agents (FARA), despite the fact that the corresponding Russian law, which was also developed on the FARA basis, is severely criticised in the European Union. Key words: European Parliament, Qatargate, corruption, reform, lobbying, foreign agent, «revolving doors», «coolingperiod».

Article received: 15.02.2023.

Европейский парламент (ЕП) среди институтов ЕС всегда считался главным защитником этических норм в Евросоюзе и сторонником жёсткого регулирования деятельности лоббистов, особенно в свете широко обсуждаемой проблемы дефицита демократии и легитимности (Моисеева 2017: 4, 75). В 2011 г. на основе Межинституционального соглашения Евроко-миссии (ЕК) и Европарламента был создан «Реестр прозрачности», который стал основным инструментом контроля за лоббистами на наднациональном уровне. Предполагается, что каждая организация, сотрудничающая с институтами ЕС, зарегистрируется в Реестре, обнародовав таким образом свои цели и интересы. Однако регистрация носит добровольный характер и не подлежит строгому надзору. В русле преодоления кризиса легитимности сразу после избрания в январе 2022 г. председатель ЕП Роберта Метсола объявила о намерении реформировать Европейский парламент, чтобы сделать его деятельность эффективнее и прозрачнее, продолжив инициативу своего предшественника Давида Сассоли.

Не прошло и года, когда собравшийся 12 декабря 2022 г. в Страсбурге на последнюю сессию Европарламент вынужден был оперативно перекроить запланированную ранее повестку дня, сосредоточившись на коррупционном скандале, разразившемся 9 декабря. В этот день были арестованы вице-председатель Европарламента, представительница социал-демократов Ева Кайли и ещё ряд евродепутатов, которым были предъявлены обвинения в отмывании денег, коррупции и участии в преступной организации. Конкретнее речь шла о получении взяток и попытках оказать влияние на политику ЕС по отношению к Катару во время подготовки к чемпионату мира по футболу 2022 г. Прежде всего была запущена процедура в соответствии со ст. 21 Правил Европейского парламента, что дало возможность отозвать мандат вице-председателя и отложить голосование по либерализации визового режима с Катаром.

Председателю Европарламента пришлось объясниться перед участниками декабрьского

саммита Европейского совета в Брюсселе. Р. Метсола заверила глав государств и правительств, что в ближайшее время представит проект всеобъемлющей реформы для восстановления доверия граждан к ЕП, подорванного обвинениями в адрес евродепутатов (European Council ... 2022). Тема коррупции не нашла отражения в Заключениях саммита, но в тот же день Ев-ропарламент принял резолюцию, в которой были очерчены контуры будущей реформы: создание специального комитета для выявления лазеек в этических правилах Европейского парламента, следственного комитета и независимого органа по этике, общего для европейских институтов. Кроме того, евродепутаты высказались за назначение вице-председателя ЕП, ответственного за борьбу с коррупцией и иностранным влиянием. До тех пор, пока подозрения не будут подтверждены или опровергнуты, было приостановлено посещение парламента представителями Катара, как и официальные визиты парламентариев в это государство (European Parliament resolution... 2022).

Антикоррупционный план на фоне «Катаргейта»

Спустя месяц на волне нарастающего коррупционного скандала, получившего название «Катаргейт», председатель ЕП Роберта Метсола обнародовала ряд конкретных пунктов реформы, направленной на ужесточение контроля за лоббированием в парламенте. После того, как Конференция председателей политических групп Европарламента (КП) 12 января поддержала предложения, объявив их «началом более широкой реформы Европейского парламента» (Europe Daily Bulletin 2022: 13096), Р. Метсола представила свои предложения 16 января на пленарном заседании, после чего депутаты обсудили главные пункты плана.

Новая политика «вращающихся дверей» - введение «периода охлаждения» для оставивших пост депутатов, намеревающихся лоббировать интересы различных политических групп. В это время бывшие члены ЕП будут получать временное пособие, им не разрешено регистрироваться в Реестре прозрачности и, следовательно, они не смогут лоббировать интересы бизнеса или правительств сразу после окончания срока своих полномочий.

Усиление прозрачности деятельности евродепутатов. Метсола призвала предоставить доступ общественности к конкретной информации о деятельности членов ЕП в больших, чем прежде, объёмах. Для этого на главной странице веб-сайта Европейского парламента планируется разработать специальный раздел «добросовестность», в котором собиралась бы информация о судебных разбирательствах в отношении евродепутата, о задекларированных подарках и поездках в третьи страны, не оплачиваемых Европарламентом, объявления о будущих встречах депутата.

Ужесточение правил проверки деятельности представителей заинтересованных сторон. Включение в Реестр прозрачности должно быть обязательным условием для участия в парламентских слушаниях и других мероприятиях для всех лоббистов, неправительственных организаций (НПО) и представителей заинтересованных групп. Предполагается выделить дополнительные ресурсы для оптимизации проверки Реестра и обеспечения качества и актуальности информации о лоббистской деятельности. Европарламент мог бы проводить регулярные проверки деятельности организаций из Реестра, в том числе связей с третьими странами и потоков финансирования. Планируется изучить и деятельность НПО, как включённых, так и не включённых в реестр, таких как Ассоциация по борьбе с безнаказанностью, созданная бывшим депутатом ЕП Пьером-Антонио Панцери, также обвиняемым во взятках и коррупции.

Публикация информации о заседаниях. Предлагается ввести обязательное для всех чле-

1 Вращающиеся двери (revolving door) - переход государственных служащих в частные компании, лоббированием которых они занимались, будучи должностными лицами.

нов ЕП требование публиковать легко доступные для общественности объявления о запланированных встречах с третьими сторонами, где бы обсуждались доклады или резолюции Евро-парламента. В настоящее время это обязаны делать только председатели комитетов, докладчики, в том числе теневые. Обязательство предполагается распространить не только на всех евродепутатов, но и на их аккредитованных помощников, сотрудников ЕП, а также на организации из Реестра прозрачности, которые должны будут предавать гласности все свои встречи с евродепутатами и персоналом, работающим над отчётами или резолюциями ЕП.

Запрет создания «групп друзей» Европарламента, в т.ч. неофициальных групп со странами, не входящими в ЕС, контакты с которыми осуществляются вне рамок официального расписания работы евродепутатов. Такие группы часто финансируются лоббистами или иностранными правительствами. Третьим странам предписывается взаимодействовать с ЕП лишь через Комитет по иностранным делам, парламентские делегации или другие комитеты по мере необходимости, придерживаясь процедуры, предписанной ст. 35 Правил процедуры Евро-парламента. Конечная цель данного предложения - поставить заслон группам, которые пытаются влиять на деятельность ЕП, выступая иногда с позиций, отличающихся от его официальной линии. Детали запрета пока не определены, т.к. трудно узнать точное количество таких «друзей». Однако группы больше не смогут использовать логотип Европейского парламента, как это ранее было решено в отношении неофициальных миссий по наблюдению за выборами.

Усиление контроля за посещениями Европарламента. Желающий попасть в парламент должен будет зарегистрироваться в журнале записей, который будет вестись как в бумажном, так и в цифровом или онлайн-виде. Все лица, входящие в здания Европейского парламента, включая представителей третьих стран, должны будут при входе предоставить информацию о дате, времени и цели визита. Посетителей будет постоянно сопровождать сотрудник парламента, ответственный за визит. Пропуска постоянного доступа для бывших членов ЕП заменят на разовые, они больше не смогут приглашать любого, кого захотят, однако получат возможность ускоренной процедуры регистрации перед входом в здание. Кроме того, бывшие депутаты при посещении парламента в качестве представителей интересов каких-либо групп после «периода охлаждения» должны зарегистрироваться в Реестре прозрачности в соответствии с существующими правилами во вновь созданном журнале.

Предотвращение конфликта интересов. Евродепутатам вменяется заявлять в обязательном порядке о потенциальном конфликте интересов соответствующему комитету (или пленарному заседанию), прежде чем им будет поручено руководство переговорами по законодательному предложению. Следить за соблюдением данной формальности поручено секретариатам соответствующих комитетов. Аккредитованным помощникам евродепутатов и сотрудникам парламента запрещается занимать руководящие должности в какой-либо организации, имеющей связи с третьими странами.

Усиление прозрачности финансовых деклараций. Евродепутатам предписывается предоставить более детальную, чем прежде, информацию о доходах, а также о дополнительной работе вне стен Европарламента и международной деятельности. Таким образом достигается прозрачность в отношении вознаграждения, которое депутаты Европарламента получают в дополнение к зарплате по основному месту работы. Однако Метсола не решилась вовсе запретить дополнительные доходы членов ЕП. Например, в сфере сельского хозяйства или рыболовства наличие финансовых интересов в работе фермы или иного предприятия не станет препятствием для основной деятельности евродепутата при условии максимальной прозрачности доходов. Для обеспечения надлежащего соблюдения правил будут проводиться про-

верки деклараций депутатов.

Подготовка евродепутатов и их команд. Учебные мероприятия для членов ЕП и их помощников должны проходить на протяжении всего периода легислатуры. Сотрудники ЕП будут ознакомлены со своими правами и обязанностями, включая возможность подачи «сигналов тревоги» при обнаружении случаев нарушения правил и законов. Сотрудники ЕП должны пройти подготовку на менеджеров, которые будут получать отчёты от осведомителей, подающих сигналы.

Усиление роли Комитета по кодексу поведения. Предлагается усилить роль парламентского Консультативного комитета по Кодексу поведения, чтобы евродепутаты могли быстро и на систематической основе запрашивать его консультации по предотвращению и разрешению возможных конфликтов. Необходимо будет изменить и порядок разработки и принятия срочных резолюций парламента по правам человека. Они должны быть ограничены конкретным случаем и заранее обсуждаться в соответствующем парламентском комитете.

Наконец, предполагается укрепить взаимодействие Европарламента с полицией и судебными органами государств-членов. В случае несоблюдения новых обязательств депутаты Европарламента теперь могут быть подвергнуты санкциям в размере месячной зарплаты.

Реакция на предложения председателя Европарламента

Пленарная сессия согласовала все пункты реформы Метсолы, хотя некоторые важные положения декабрьской резолюции Европарламента оказались смягчены или вовсе опущены, а именно:

- обязательство депутатов декларировать свои активы как до, так и после истечения срока полномочий, что позволяет гражданам ЕС судить о накоплениях члена ЕП за время пребывания его в должности, подобное обязательство законодательно введено во Франции;

- обязательство подробно декларировать дополнительные доходы;

- создание специального Комитета по этике, эту идею поддерживают депутаты, но пока не одобрили ведущие политические группы - Европейская народная партия (ЕНП) и социал-демократы;

- защита осведомителей, особенно помощников депутата, которые работают под его началом и рискуют быть уволенными, если сообщат о неправомерных действиях своего начальника.

О недостатках плана Метсолы не преминули заявить социалисты и демократы, которых коррупционный скандал затронул напрямую. Они направили председателю ЕП программу из 15 пунктов, в которой предложили ужесточить этические нормы и правила прозрачности деятельности евродепутатов, центральный из которых - обязательство встречаться только с представителями организаций, зарегистрированных в Реестре прозрачности (Socialists and Democrats... 2023).

Примеру социалистов и демократов последовала и группа левых, но скорее подвергла сомнению, чем поддержала проект Метсолы, выразив сожаление, что важные пункты декабрьской резолюции оказались «размытыми». Левые предъявили собственный «контрольный список» для решения «глубоко укоренившихся структурных проблем», требующих «радикального пересмотра правил и предписаний». Левые надеются положить конец «прогнившей культуре "вращающихся дверей", непрозрачных практик и неэффективного контроля» за деятельностью евродепутатов. Среди дополнений к предложениям Метсолы - обязательство членов ЕП декларировать свои активы как в начале, так и в конце избирательного срока, а также приведение внутренних правил ЕП в соответствие с Директивой о правах осведомителей

(The Left... 2023).

Эксперты и правозащитные организации также настаивают на ещё более жёстких внутренних реформах, отмечая, что Катар - не единственное государство, практикующее «дипломатию чековой книжки». Выступая на слушаниях, организованных 26 января 2023 г. в Специальном комитете Европарламента по иностранному вмешательству, заместитель директора Transparency International Ник Айосса, хотя и воспринял положительно инициативу Метсолы, но в то же время оценил предложения ЕП как «не слишком далеко идущие». В частности, Айосса, вслед за левыми, раскритиковал «один из самых низких уровней защиты осведомителей в Европарламенте во всём Союзе», что лишает их мотивации, именно поэтому коррупционный скандал так долго оставался незамеченным (Europe Daily Bulletin 2023: 13108).

Под давлением критики Европарламент принял дополнительную резолюцию 16 февраля, в которой призвал Комиссию создать специальную структуру по этике с правом проверять достоверность деклараций о доходах и проводить расследования нарушений правил поведения членов и сотрудников Европарламента и Комиссии, а также выносить рекомендации, не имеющие обязательной силы (Joint motion... 2023).

Надо отметить, что Европарламент, как и Комиссия, были встревожены негативными последствиями скандала для отношений с Катаром, от которых в значительной степени зависит энергетическая безопасность Евросоюза. Сделав традиционную отсылку к обеспокоенности проблемой прав человека, Урсула фон дер Ляйен поспешила заверить, что ЕС сотрудничает с Катаром по глобальным вопросам - изменение климата, по региональным - мир в Афганистане и по двусторонним - поставки газа, чтобы уменьшить зависимость ЕС от российских углеводородов (Europe Daily Bulletin 2022: 13083). Евродепутаты, в свою очередь, вынесли на рассмотрение январской пленарной сессии вопрос о попытках и марокканских властей «подкупить членов Европейского парламента» (Joint motion. 2023), подчёркивая тем самым намерение не связывать проблему коррупции и иностранного влияния только с Катаром, и подтвердили своё намерение в резолюции 15 февраля (Joint motion for a resolution. 2023).

Европарламент уже давно выражал недовольство по поводу «скрытой повестки дня социальных сетей и академических аналитических центров, финансируемых из-за рубежа» (Lobbying and foreign influence. 2023: 1). Выявленные же в ходе «Катаргейта» изъяны в «базовой инфраструктуре либеральной демократии в ЕС» породили идеи обратиться к «удивительной модели» - американскому опыту: «В США любой, кто действует от имени иностранного правительства, обязан не просто раскрыть этот факт, но и его специфику — финансирование, предоставляемые услуги, контакты с официальными лицами, к которым обращаются с этой целью и т.д.». Речь идёт о принятом в 1938 г. и обновлённом в мае 2021 г. Акте о регистрации иностранных агентов (Foreign Agents Registration Act, FARA). Разработка и принятие в Евросоюзе аналогичного закона - ЕвроФАРА, по мнению Т. Вогеля, основателя берлинского Совета по политике демократизации, способствовала бы «разоблачению многочисленных лоббистов и торговцев влиянием, получающих зарплату от иностранных держав» (Vogel 2023).

Если переводить идеи в практические действия, то закон разрабатывается в рамках пакета по защите демократии от структур, финансируемых или связанных с иностранными государствами, зарубежных инвесторов. До сих пор во многих государствах - членах ЕС нет ни законов о лоббировании, ни реестра или кодекса поведения лоббистов; в некоторых странах предложена добровольная регистрация в реестрах. Поэтому Евросоюз готовится принять наднациональное законодательство о «жёстких общеевропейских санкциях» за все виды коррупции, торговлю влиянием, незаконное обогащение, злоупотребление властью и социальными активами (Speech by Commissioner. 2023), одноврéменно критикуя аналогичный российский

закон, разработанный по образцу ФАРА, и открыто заявляя о поддержке «иностранных агентов» в России.

* * *

Компромиссный план Метсолы объявлен первым шагом на пути восстановления доверия к процессу принятия решений в Евросоюзе. Некоторые элементы реформы - усиление контроля за бывшими депутатами Европарламента и визитами представителей третьих стран, могут быть проведены в относительно короткие сроки. Другие - усиление прозрачности деклараций о дополнительных доходах евродепутатов, сотрудничество Европарламента с национальными полицейскими и судебными ведомствами и защита осведомителей, потребуют пересмотра Правил процедуры и должны будут пройти через Комитет по конституционным вопросам перед голосованием на пленарном заседании. Продвижение реформы может встретить противодействие. Так, вскоре после обсуждения плана Метсолы на пленарной сессии стало известно, что Ассоциация европейских торгово-промышленных палат (Eurochambres) - крупнейшая лоббистская группа - добивается разрешения использовать зал заседаний ЕП для своих мероприятий в ноябре 2023 г. (Nielsen 2023).

Между тем приближаются очередные выборы в Европарламент. «Катаргейт» продемонстрировал, что грань между коррупцией и лоббированием может быть сильно размытой, выявил существенные изъяны в правилах поведения евродепутатов и нанёс значительный урон репутации Европарламента, что ощущается особенно болезненно на фоне подготовки к выборам 2024 г. После обвинений премьер-министра Венгрии Виктора Орбана и лидера французского «Национального объединения» Мари Ле Пен в поощрении иностранного влияния, критики итальянского политика Маттео Сальвини за законодательство против деятельности НПО, после изнурительного расследования нарушений, допущенных агентством Фронтекс, европейские правые партии, выступая против двойных стандартов институтов ЕС, получили в руки сильный козырь.

Список литературы / References

Europe Daily Bulletin. 2023.

European Council Remarks by European Parliament President Roberta Metsola. European Parliament. 15.12.2022. Available at: https://www.europarl.europa.eu/resources/library/media/2022 1215RES64811/20221215RES64811.pdf (accessed 30.01.2023).

European Parliament resolution on suspicions of corruption from Qatar and the broader need for transparency and accountability in the European institutions. European Parliament. 15.01.2022. Available at: https://www.europarl.europa.eu/doceo/document/TA-9-2022-0448_EN.html (accessed 11.02.2023).

Joint motion for a resolution on the situation of journalists in Morocco. European Parliament. 18.01.2023. Available at: https://www.europarl.europa.eu/doceo/document/RC-9-2023-0057_EN.html (accessed 31.01.2023).

Joint motion for a resolution on the establishment of an independent EU ethics body. European parliament. 16.2.2023. Available at: https://www.europarl.europa.eu/doceo/document/RC-9-2023-0144_EN.html (accessed 21.02.2023).

Joint motion for a resolution on following up on measures requested by Parliament to strengthen the integrity of the European institutions. European parliament. 15.02.2023 https://www.europarl.europa.eu/doceo/document/RC-9-2023-0147_EN.html (accessed 21.02.2023).

Katsaitis, A. (2020). Following the Money: Exploring Business Financial Contributions to the European Union's Political Parties. Journal of Common Market studies 5(58): 1342-1351. DOI: 10.1111/jcms.13032

Lobbying and foreign influence. European Parliament. 2021. Available at: https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/BRIE/2021/698754/EPRS_BRI(2021)698754_EN. pdf (accessed 11.02.2023).

Nastase, A., Muurmans, C. (2020). Regulating lobbying activities in the European Union: A voluntary club perspective. Regulation and Governance 2(14): 238-255. DOI: 10.1111/rego.12200

Nielsen, N. (2023). EU Parliament weakening anti-corruption proposals, say Left. Euobserver. 14.02.2023. Available at: https://euobserver.com/rule-of-law/156717 (accessed 13.02.2023).

Speech by Commissioner Johansson at the Plenary session on new developments concerning allegations of corruption and foreign interference. European commission. 17.01.2023. Available at: https://ec.europa.eu/commission/commissioners/2019-2024/johansson/announcements/speech-commissioner-johansson-plenary-session-new-developments-concerning-allegations-corruption-and_en (accessed 10.02.2023).

Vogel, T. (2023). Why EU needs a US «foreign agents registration act» post-Qatargate? Euobserver. 10.01.2023. Available at: https://euobserver.com/opinion/156586 (accessed 13.02.2023).

Walking the talk: how to fight corruption in the European Parliament. The Left. 12.12.2022. Available at: https://left.eu/content/uploads/2023/01/Walking-the-talk_Transparency_Integrity_ EN.pdf (accessed 10.02.2023).

Zero tolerance to corruption. Socialists and Democrats. 20.12.2022. Available at: https://www. socialistsanddemocrats.eu/sites/default/files/2023-01/15-Point-Plan.pdf (accessed 14.02.2023).

Грабевник, М.В. (2022). Регионалистский лоббизм в институтах Европейского союза // Вестник Пермского университета. Политология 15(4): 63-74. [Grabevnik, M.V. (2022). Regionalist lobbyism in European Union institutions. Bulletin of Perm University. Political Science 15(4): 63-74. (in Russian.)] DOI: 10.17072/2218-1067-2021-4-63-74

Добросмыслов, Д.В. (2014). Правовое регулирование лоббистской деятельности в Европейском парламенте и Европейской комиссии // Образование. Наука. Научные кадры. (5): 122-124. [Dobromyslov, D.V. (2014). Legal Regulation of Lobbying Activities in the European Parliament and the European Commission. Education. Science. Scientific staff (5): 122-124. (in Russian.)].

Моисеева (Руденкова), Д.Э. (2017). Лоббизм в Европейском союзе: кризис легитимности. Москва: ИМЭМО РАН. [Moiseeva, (Rudenkova) D.E. (2017). Lobbyism in European Union: crisis of legitimacy. Moscow, IMEMO. (In Russian.)]. DOI: 10/20542/978-5-9535-0504-8

Потемкина, О.Ю., Бабынина, Л.О. (2018). Лоббизм и легитимность в Европейском союзе // Современная Европа (2): 135-140. [Potemkina, O.Yu., Babynina, L.O. (2018). Lobbying and Legitimacy in the European Union. Contemporary Europe (2): 135-140. (in Russian.)]. DOI: 10.15211/ soveurope22018135140

Фукс, Н.А. (2018). Лоббирование в Европейском союзе: влияние интересов лоббистских групп на инициацию законодательства Европейской комиссией // Бизнес. Общество. Власть 4(30): 127-143. [Fouks, N.A. (2018). Lobbying in the European Union: what impact do lobby groups have onto policy initiation by the European commission? Business. Society. Power 4(30): 127-143. (In Russian.)].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.