Научная статья на тему 'Реформы образования в «Белом Крыму» (реформаторская деятельность Отдела народного просвещения весной-осенью 1920 г. )'

Реформы образования в «Белом Крыму» (реформаторская деятельность Отдела народного просвещения весной-осенью 1920 г. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
332
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / БЕЛОЕ ДВИЖЕНИЕ НА ЮГЕ РОССИИ / «БЕЛЫЙ КРЫМ» / ОТДЕЛ НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЮГА РОССИИ / ГЕНЕРАЛ П.Н. ВРАНГЕЛЬ / GENERAL P.N. WRANGEL / THE CIVIL WAR / WHITE MOVEMENT IN SOUTHERN RUSSIA / WHITE CRIMEA / DEPARTMENT OF EDUCATION / SOUTHERN RUSSIA GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гагкуев Руслан Григорьевич, Цветков Василий Жанович

Статья рассказывает о состоянии системы образования в Крыму в 1920 г. во время пребывания там Русской армии генерала П.Н. Врангеля и попытках проведения на полуострове образовательных реформ. Рассматриваются проекты преобразований в системе образования, подготовленные Отделом народного просвещения «врангелевского» Правительства Юга России, дается оценка деятельности отдела в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education reforms in the "white" Crimea: the reformative activities of the department of public education in spring autumn 1920

The article deals with the analysis of the system of education in the Crimea of the 1920th within the period of General Wrangel's army location there, as well as the measures undertaken to conduct the educational reforms. Drafts of reorganisation in the education system prepared by the Wrangel Southern Russia government are considered. The general assessment of the department activity is given.

Текст научной работы на тему «Реформы образования в «Белом Крыму» (реформаторская деятельность Отдела народного просвещения весной-осенью 1920 г. )»

6. Byrkjeflot H. Management models and technical education systems: Germany and the United States 1870-1930 // The Expansion of Management Knowledge: Carriers, Ideas and Sources. Palo Alto: Stanford University Press, 2002.

7. Тимошенко С.П. Воспоминания. Париж: Издание Объединения С.-Петербургских Политехников, 1963.

8. Статистический ежегодник. Состояние на-

родного образования в РСФСР за 1923-24 год. Народный комиссариат по Просвещению. М.: «Долой неграмотность», 1925.

9. Дмитриев И.С. Бензольное кольцо Рос-

сийской Империи (Создание коксобензольной промышленности на Юге России

в годы Первой мировой войны) // Наука, техника и общество России и Германии во время Первой мировой войны. СПб.: Нестор-История, 2007.

10. Kojevnikov A.The Great War, the Russian Civil War, and the Invention of Big Science // Science in Context. 2002. Vol. 15. P. 239-275.

11. Печенкин А.А. Элитарное физико-техническое образование в СССР: годы холодной войны // История науки в философском контексте. СПб.: РХГА, 2007.

12. The Small Business Economy 2008: A Report to the President. Washington: United States Government Printing Office, 2009. URL: archive.sba.gov/advo/research/sb_ econ2008.pdf

SAPRYKIND. ENGINEERING EDUCATION IN RUSSIA: HISTORY, CONCEPTION, FUTURE TRENDS

The three century-long history of Russian engineering education in its crucial points is considered in the article. The concept and structural parameters of Russian system of engineering education are compared with German, French, English and American models. Special stress is made on the origin of “physicotechnical” model of education in Russia. In conclusion the author focuses on the future prospect of “classical” concept of engineering education.

Key words: engineering education, physicotechnical model of education, engineer, national models of education.

Р.Г. ГАГКУЕВ, зам. гл. редактора Издательство «Дрофа»

В.Ж. ЦВЕТКОВ, профессор Московский педагогический государственный университет

Реформы образования в «белом Крыму»

(Реформаторская деятельность Отдела народного просвещения весной-осенью 1920 г.)

Статья рассказывает о состоянии системы образования в Крыму в 1920 г. во время пребывания там Русской армии генерала П.Н. Врангеля и попытках проведения на полуострове образовательных реформ. Рассматриваются проекты преобразований в системе образования, подготовленные Отделом народного просвещения «врангелевского » Правительства Юга России, дается оценка деятельности отдела в целом.

Ключевые слова: Гражданская война, Белое движение на Юге России,, «белый Крым », Отдел народного просвещения Правительства Юга России, генерал П.Н. Врангель.

В истории белого Крыма в 1920 г. наибольшую известность получила аграрная реформа, проведенная Правительством Юга России во главе с генерал-лейтенантом П.Н. Врангелем. Ее значение для характеристики эволюции политических и экономических установок Белого движения

на протяжении Гражданской войны безусловно велико. Но не меньшее значение, в случае успешной ее реализации, имели бы и разработанные в недрах Правительства Юга России реформы в сфере образования. Показательно, что, наряду с решением задач по поддержанию работоспособности

системы образования в Крыму, «врангелевское» правительство планировало осуществить достаточно серьезные преобразования в средней школе.

Вопросами образования в «белом Крыму» ведал Отдел народного просвещения Гражданского управления Правительства Юга России, во главе которого стоял видный деятель южнорусского образования Ф.П. Агапьев. В числе первоочередных решений, принятых отделом, были меры по повышению доступности системы образования и увеличению оплаты труда педагогов. По указанию Гражданского управления правительства был отклонен проект введения платы за обучение в начальных школах. Специальным распоряжением оплата труда педагогов в частных учебных заведениях приравнивалась коплате труда в государственных школах. А отдельным циркуляром от 20 мая (2 июня) 1920 г.1 частные и государственные средние учебные заведения окончательно уравнивались по своему статусу и подчинялись Отделу народного просвещения. Объяснялось это тем, что и в финансировании, и в доступности обучения для детей из обеспеченных и малообеспеченных семей разницы не должно было быть. Распоряжением генерала Врангеля от 14 (27) сентября и постановлением Правительства Юга России от 21 сентября (4 октября) 1920 г. для детей семей военнослужащих и семей служащих в гражданских ведомствах вводилось бесплатное обучение. По тому времени это была важная мера, учитывая бедственное положение многих крымских семей.

Первые проекты реформ появились в Крыму летом 1920 г., когда на ряде заседаний Отдела народного просвещения были сформулированы первоочередные изменения для системы образования. Так, на заседании Отдела, состоявшемся 23 июня

(6 июля) 1920 г., в повестку дня были вынесены важнейшие вопросы, касающиеся проведения реформы низшей и средней школы. Помимо них на заседании рассматривались вопросы о выделении ссуд семьям учащихся, служащих в Русской армии (название вооруженных сил белого Крыма), ситуация с женским образованием, а также обсуждалась возможность создания особого Управления научными учреждениями.

Важным шагом в восстановлении устойчивости учебного процесса в учреждениях системы образования могло бы стать распоряжение главнокомандующего Русской армии генерала Врангеля от 19 октября (1 ноября) 1920 г. Оно предоставляло отсрочки от призыва до конца года всем учащимся последних классов (8-го класса гимназий и 7-го класса реальных училищ), «дабы дать им возможность закончить образование ». Но это распоряжение не касалось уже мобилизованных в Русскую армию, да и само положение на фронте в то время совсем не способствовало возвращению учащихся к нормальным занятиям (уже вскоре предстояла эвакуация из Крыма). От призыва в армию освобождались также военнообязанные - заведующие и штатные преподаватели высших и низших начальных училищ (не имевшие офицерского чина) [1, № 161, 18 (31) октября; 2, № 40, 20 октября (2 ноября)].

Определенные изменения в Крыму произошли и в отношении национального образования. 19 июня (2 июля) 1920 г. состоялась встреча председателя Таврической губернской земской управы князя В.А. Оболенского с делегацией крымских татар, которые передали ему просьбу о включении татарских начальных училищ в общую систему народного образования и о выделении им субсидий наравне с государствен-

1 Даты приводятся по Юлианскому (старому стилю) и Григорианскому (новому стилю) календарям. Юлианский календарь в 1918-1920 гг. использовался на территориях, подконтрольных белым на Юге России. Григорианский календарь (даты приводятся в скобках) был введен в РСФСР Советом народных комиссаров с 1 (14) февраля 1918 г.

ными школами. В августе началась подготовка к открытию двух татарских учительских семинарий (в Симферополе и Бахчисарае) для подготовки учителей татарских начальных школ. Русский язык в национальных школах вводился в обучение со второго года, а не с первого, как это было ранее [1, № 43, 22 мая (4 июня); № 67, 19 июня (2 июля); № 205, 4 (17) сентября]. В начале октября 1920 г. в Севастополе была открыта украинская гимназия. В ней в качестве обязательных предметов вводились украинский язык и география Украины. Таким образом, в отличие от «деникинского периода» в истории южнорусского Белого движения, когда преподавание национального языка и национальных дисциплин существенно сокращалось, ограничения в получении «национального образования» во «врангелевском» Крыму, наоборот, снимались [2, № 33, 8 (21) октября].

В течение лета 1920 г., несмотря на скромные финансовые возможности, Отдел народного просвещения неустанно работал над увеличением числа образовательных учреждений. Так, в конце лета было решено открыть в Севастополе две новые гимназии - мужскую и женскую. При участии Отдела открывались и новые волостные и сельские учебные заведения. 22 июля (4 августа) в селе Астраханка Мелитопольского уезда состоялось открытие реального училища, а в середине октября 1920 г. в селе Инжавино Бердянского уезда возобновились занятия в отремонтированной местной школе [3, № 214, 9 (22) октября]. По инициативе начальника Отдела пропаганды Г.В. Немировича-Данченко в Севастополе была открыта полиграфическая школа для подготовки типографских рабочих. В нее принимались лица обоего пола (начиная с 16-ти лет) для бесплатного шестимесячного обучения [4, № 166, 30 июля (12 августа)]. 15 (28) июля Отделом народного просвещения было принято Положение о низших технических школах. Их от-

крытие планировалось и в городах, и в селах. Главное внимание в программе предполагалось уделять ручному труду. С 25 августа (7 сентября) начался прием учащихся в техническое училище путей сообщения. Курс обучения в нем должен был продолжаться четыре года. Завершившие обучение получали квалификацию техника путей сообщения и после трех лет работы на железных дорогах имели право держать экзамен на инженера [1, № 104, 1 (14) августа]. В начале сентября в Симферополе была открыта специальная школа для глухонемых, с параллельным обучением ремеслу. В самом конце истории «белого Крыма», 17 (30) октября 1920 г., распоряжением генерала Врангеля ремесленные училища были переданы под контроль земств и городов [1, № 163, 21 октября (3 ноября)].

Но наиболее существенные реформы образования «белого Крыма» остались в проектах. 15 (28) июля начальником Отдела народного просвещения Агапьевым была предложена общая программа преобразований в «белом Крыму»: 1) реформа начальной школы и передача ее под контроль земств и городов, 2) реформа средней школы, 3) переиздание учебников, 4) реформа женских институтов и гимназий [5, № 167, 20 июля (2 августа); № 205, 4 (17) сентября].

24 августа (6 сентября) состоялось совещание Отдела народного просвещения, на котором присутствовали представители школ, земской и городской общественности. Вниманию собравшихся был предложен проект реформы средней школы. В его основе лежала идея создания единых и общедоступных образовательных стандартов, с последующей специализацией по учебным программам. Проект преобразований содержал ряд существенных положений. Прежде всего, средняя школа должна была стать единой. В первых четырех классах школы планировалось вести обучение по общеобразовательным про-

граммам, без специального выделения каких-либо предметов. С пятого класса вводилась специализация по предметам, после которой курс обучения продолжался еще семь лет. Классы разделялись на физикоматематические, историко-филологические и естественно-географические. В пятый класс также могли поступать без предварительных испытаний учащиеся, окончившие высшие начальные училища. Для тех, кто хотел продолжить обучение в высшем учебном заведении, дополнительно вводился еще один год обучения. По программе обучения женские учебные заведения уравнивались с мужскими. После окончания основного курса вводились дополнительные классы - педагогический и иностранных языков. Общая продолжительность обучения составляла 13 лет. При этом переход из средней школы в высшую осуществлялся более планомерно, чем ранее. Проект реформы также предполагал упразднение системы специальных учебных округов, существовавшей еще со времен Российской империи, и переход к управлению школами на губернском и уездном уровнях.

Проект реформы был поддержан большинством собравшихся и отправлен в двух экземплярах начальнику Гражданского управления С.Д. Тверскому и председателю Правительства Юга России А.В. Криво-шеину(одновременно его получили все педагогические советы, заинтересованные общественные организации и редакции центральных газет). Авторы проекта реформы предлагали для апробации новой системы обучения открыть в качестве эксперимента школу «нового типа» в Севастополе [1, № 125, 28 августа (10 сентября)].

Реформа средней школы, предложенная Отделом народного просвещения, стала одной из наиболее радикальных не только в ряду других преобразований, проводимых в «белом Крыму» в 1920 г., но и в истории отечественного образования в целом. Ряд преобразований, проведенных

Отделом еще весной-летом 1920 г. (слияние систем казенных и частных школ, реорганизация профессионального обучения), создавали основу для последующих перемен. Проект отменял все ограничения, создаваемые разделением учебных заведений на классические и реальные. Единая школа позволяла значительно расширить общеобразовательное содержание учебного процесса, преодолеть излишний классицизм в программах гимназий, сблизить естественно-научную и техническую подготовку с гуманитарным образованием.

Хотя разделение учебных заведений на мужские и женские сохранялось, в них вводились единые программы обучения. Создание всесословной средней школы безусловно способствовало улучшению общеобразовательной подготовки, делало школу более демократичной, теснее связанной с реальной жизнью. Учебная специализация учащихся предполагалась на последних годах обучения и четко группировалась по циклам предметов. Расширялись наглядные методы обучения, большая роль отводилась практическим занятиям. Иностранные языки вводились в учебный процесс только в последнем классе, что освобождало учащихся от излишней нагрузки по изучению латыни, французского и немецкого языков. Также был снят запрет на переход из высших начальных училищ в гимназии и реальные училища. По окончании обучения в средней школе и после сдачи вступительных экзаменов выпускник мог продолжить обучение в высшем учебном заведении. В то же время отменялось поступление в вузы без экзаменов для выпускников гимназий.

Предполагалось, что содержание среднего образования будет иметь более национальный, «русский» характер. В средней школе больше времени планировалось уделять преподаванию русского языка и литературы, истории и географии России. Увеличивалась также значимость профессионального обучения. Учащиеся ремеслен-

ных, торговых и сельскохозяйственных училищ и школ могли наравне с выпускниками других школ держать экзамены при поступлении в соответствующие вузы.

Проект реформы среднего образования, подготовленный Отделом народного просвещения, по сути, продолжал традиции прогрессивной русской педагогической науки. Его вполне можно рассматривать как продолжение неудавшейся попытки введения всеобщего обучения, предусматривавшегося проектом реформы образования, предложенной министром просвещения графом П.Н. Игнатьевым еще летом 1916 г. Внесенный на рассмотрение IV Государственной Думы, он так и не был утвержден.

Ходатайство Отдела народного просвещения об открытии образцовой единой средней школы было вскоре удовлетворено. 15 (28) сентября «новая школа» была открыта в Севастополе, но реализовать задуманное на практике из-за поражения Белого движения на Юге России и эвакуации Русской армии из Крыма не удалось.

В связи с проведением в «белом Крыму» земской реформы предполагалось создать и новый тип сельской школы. Об этом писалось в газете «Крестьянский путь» в статье «Старая и новая школы»: «Новая школа будет создавать не интеллигенцию, могущую найти себе работу лишь в городе, на жаловании, но людей производительного труда, могущих применить свои знания в деревне для поднятия ее культуры и быта». В письме крестьянина С. Макарова из села Петровского Мелитопольского уезда говорилось: «По окончании начальной школы сын крестьянский должен поступать в сельскохозяйственную школу. Тогда учеба будет на пользу. Крестьяне смогут обрабатывать землю по всем правилам науки и практики» [2, № 17, 10 (23) сентября].

Завершилась законотворческая деятельность Отдела народного просвещения принятием 20 октября (2 ноября) 1920 г. проекта реформы о внешкольном образо-

вании, направленного на обсуждение в Правительство Юга России. Согласно данному образовательному законопроекту все учреждения и заведения внешкольного образования (детские сады, детские площадки, студии, музыкальные и художественные курсы, библиотеки, театры, культурно-художественные и спортивные общества) должны были перейти под контроль отдела. Проект предоставлял право открытия и содержания «внешкольных учебных заведений » земствам, городским управам, обществам и частным лицам. Правом на открытие пользовались лишь те из них, кто за две недели до начала работы сообщал в Отдел народного просвещения о характере и целях открываемого заведения. Предполагалось введение должностей губернских и уездных заведующих внешкольным образованием и штата лекторов по специальным дисциплинам. В законопроекте прописана идея всеобщего единого дошкольного воспитания, функционирующего во взаимодействии с единой средней школой [3, № 225, 22 октября (4 ноября)]. Но, как и его предшественник, этот проект также не был реализован - дни «белого Крыма» были сочтены.

Наряду с заботами о поддержании на должном уровне школьного образования и проектами реформирования средней школы, одной из важных составляющих образовательной политики белого Юга было и высшее образование. Еще в августе 1919 г. постановлением «деникинского» Особого совещания при Главнокомандующем Вооруженными силами Юга России в Симферополе был учрежден Таврический университет. В новом вузе было открыто пять факультетов: историко-филологический, физико-математический, юридический, медицинский и агрономический. 15 (28) июня 1920 г. по согласованию с Отделом народного просвещения Правительства Юга России ученый совет Т аврического университета принял решение о преобразовании этого учебного заведения в первый в истории

России «университет - академию ». С этой целью предполагалось к имеющимся пяти факультетам добавить еще три: экономический, педагогический и арабско-тюркского наречия. После этого нововведения Таврический университет впервые в России имел бы восемь факультетов [1, № 65, 17 (30) июня].

Однако финансовое положение университета оставалось весьма сложным. 8 (21) октября 1920 г. группа профессоров университета (В.М. Гордон, Н.Н. Алексеев, В.С. Трахтерев) направила ходатайство председателю Правительства Юга России А.В. Кривошеину, в котором говорилось: «Профессора, преподаватели и служащие Таврического университета доведены до той крайней степени нищеты, при которой начинается уже массовое вымирание... Мы просим об ассигновании средств на организацию свиноводческой фермы при университете и об открытии кредитов на приобретение предметов первой необходимости. Заработок ученого не превышает теперь 10 рублей в месяц, считая на николаевские деньги. Заработок ученого крайне недостаточен для элементарного существования» [1, № 153, 9 (22) октября].

Несколькими днями позже в прессе было опубликовано интервью с ректором университета академиком В.И. Вернадским. Ректор отмечал, что Таврический университет остается единственным русским университетом, в котором сохранена автономия. По его словам, «научные силы вуза должны оказать всяческое содействие Правительству Юга России в правильном использовании производительных сил и природы губернии». Вернадский сообщал о создании университетом особой комиссии, которая приступила к сбору сведений о положении высшей школы в России, а также к работе по составлению мартиролога погибших в ходе Гражданской войны русских ученых. Оценивая положение ученых как очень тяжелое, ректор говорил о самостоятельном изыскании университетом

средств для создания собственной материальной базы (фермы, научных станций по разведению птиц, свиней, кроликов, молочной фермы, рыболовного хозяйства и др.). С 22 по 30 октября (с 4 по 12 ноября) в Симферополе планировалось провести съезд Таврической научной ассоциации. В завершение беседы Вернадский отмечал: «Я думаю, что, несмотря на стихийные процессы, очень многое зависит от нашей воли и умения воссоздать русскую науку с должной помощью от Правительства Юга России» [1, № 157, 14 (27) октября].

Помимо Таврического университета большую роль в системе профессионального образования играл Высший юридический институт, также расположенный в Симферополе. В начале июня 1920 г. он получил от Правительства Юга России ссуду в 661 175 рублей. Институт оказывал Отделу народного просвещения посильную помощь в организации курсов крестьянского права и хозяйства при подготовке и проведении «врангелевской» земельной реформы. Для этого вуз отправлял своих инструкторов в волостные советы, что отчасти помогало восполнять недостатки пропаганды «Закона о земле» среди крестьян. Подготовка на открытых в институте курсах самих крестьян, хорошо знающих новый «Закон о земле », - одна из основ реализации земельной реформы Правительства Юга России [1, № 79, 3 (16) июля].

Не переставали создаваться в Крыму и новые учебные заведения. В конце марта 1920 г. городская управа Керчи ходатайствовала перед Правительством Юга России об учреждении в городе Боспорского университета. В середине октября было решено открыть в Крыму отделение Петроградского института инженеров путей сообщения им. Александра I. Для этого начальникам воинских частей Русской армии было предписано выяснить наличие в строю бывших инженеров-путейцев и студентов института. 20 октября (2 ноября) в Севастополе был открыт Русский техникум «для

лиц обоего пола с полными правами технического училища». После его окончания и трехлетней практики выпускникам могло быть присвоено звание инженера. Занятия в техникуме проходили на дорожностроительном, культурно-техническом и лесотехническом отделениях.

Подводя итоги деятельности Отдела народного просвещения Правительства Юга России, необходимо отметить его большую роль в восстановлении дееспособности таврической школы. Сравнивая принятую им на заседании 23 июня (6 июля) программу реформ с достигнутыми результатами, можно заметить, что практически по всем направлениям преобразований в течение лета-осени 1920 г. велась интенсивная работа. Смелые и демократичные решения Отдела народного просвещения встречали поддержку со стороны Правительства Юга России. Важно и то обстоятельство, что земельное размежевание, проводившееся в Крыму и Северной Таврии в рамках аграрной реформы «врангелевского» правительства, поддерживалось учебными заведениями, оказывавшими посильную помощь в ее реализации (организация ученических дружин, открытие курсов крестьянского права, посылка в села техников, агрономов и др.). Несмотря на то, что отделу не удалось полностью удовлетворить потребности школ и решить проблемы недостатка денежных средств, очевид-

но, что его работа в тяжелых условиях «белого Крыма »1920 г. заслуживает высокой оценки. Для появления же реальных плодов его реформаторской деятельности попросту не хватило времени.

При этом следует отметить, что работа русских образовательных учреждений продолжалась и в эмиграции, после эвакуации белых сил из Крыма в ноябре 1920 г. В отданном незадолго до эвакуации приказе № 179 от 12 (25) октября генерал Врангель в нескольких словах отмечал важность сохранения «исторически здоровой жизненной энергии для России. в религии, культуре, школе». Для этого, по его словам, важно «подготовить для России деятельную и знающую молодежь ». «Намеченные задачи требуют усиленной работы, плечом к плечу с земством, при поддержке государственно настроенной научной и общественной мысли», - говорил командующий [6, с. 286].

Литература

1. Юг России. Севастополь, 1920.

2. Крестьянский путь. Симферополь, 1920.

3. Заря России. Севастополь, 1920.

4. Южные Ведомости. Симферополь, 1920.

5. Вечернее слово. Севастополь, 1920 г.

6. Врангель П. Н. Записки. Ч. 2 // Белое дело:

Избранные произведения в 16 книгах. Кн. 5: Последний главком / Сост. И.Т. Ба-силия, науч. ред. и коммент. С.В. Карпенко. М., 1995.

GAGKUEVR., TSVETKOVV. EDUCATION REFORMS IN THE “WHITE” CRIMEA: THE REFORMATIVE ACTIVITIES OF THE DEPARTMENT OF PUBLIC EDUCATION IN SPRING - AUTUMN 1920

The article deals with the analysis of the system of education in the Crimea of the 1920th within the period of General W rangel’s army location there, as well as the measures undertaken to conduct the educational reforms. Drafts of reorganisation in the education system prepared by the Wrangel Southern Russia government are considered. The general assessment of the department activity is given.

Key words: The Civil War, White movement in Southern Russia, “white Crimea”, Department of Education, Southern Russia government, General P.N. Wrangel.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.