ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
РЕФОРМЫ, НАЦЕЛЕННЫЕ НА ДАЛЬНЮЮ ПЕРСПЕКТИВУ
Бабашев Ф.А.
Бабашев Фархад Айтмуратович - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье прослеживаются этапы становления системы высшего образования независимого Узбекистана. Анализирован ход реформирования системы. Изучены перспективы развития высшего образования республики. Ключевые слова: реформирование, модернизация, система образования, подготовка кадров, научно-образовательные учреждения, учебный процесс, укрепление материально-технической базы.
Из мировой истории известно, что будущее любого государства тесно связано с состоянием развития высшего образования. Исходя из данной истины первый президент Узбекистана Ислам Каримов обратил особое внимание развитию системы высшего образования.
Как отмечают Э. Сейтхалилов и другие, высшее образование - самостоятельный вид непрерывного образования, осуществляющий подготовку и переподготовку высококвалифицированных специалистов, подготовку квалифицированных педагогических кадров и научных работников, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего специального, профессионального образования и реализуемое в образовательных учреждениях высшего образования [1, с. 91].
Учитывая важность создания новой системы высшего образования, в 1991 году (еще до обретения независимости) на базе крупных вузов, например, Ташкентского политехнического института были созданы самостоятельные - Ташкентский государственный технический университет, Ташкентский химико-технологический и Ташкентский архитектурно-строительный институты. В 1992 году на базе филиалов центральных вузов открыты Джизакский политехнический институт, Каршинский инженерно-экономический институт; на базе соответствующих областных педагогических институтов образованы Андижанский, Бухарский, Гулистанский, Каршинский, Наманганский, Ферганский, Ургенчский госуниверситеты. Организованы Узбекский государственный университет мировых языков, Ташкентский государственный аграрный университет, Ташкентская высшая школа национального танца и хореографии, Национальный институт художеств и дизайна [2, с. 2].
Новым импульсом кардинального совершенствования сферы, коренного пересмотра содержания подготовки кадров на уровне международных стандартов стало Постановление Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» от 20 апреля 2017 года.
Постановлением утверждены Программа комплексного развития системы высшего образования на период 2017 — 2021 годы, включающая в себе комплексов мероприятий по кардинальному совершенствованию системы высшего образования на период 2017 — 2021 годы и по укреплению и модернизации материально -технической базы высших образовательных учреждений, оснащению их современными учебно-научными лабораториями, средствами современных информационно-коммуникационных технологий на период 2017 — 2021 годы.
Согласно заданию по перепрофилированию действующих высших образовательных учреждений (ВОУ) и создание их филиалов в регионах республики с учетом приоритетных направлений и специфики развития территорий и отраслей
экономики, постановлением Президента Республики в 2017 году созданы Термезские филиалы Ташкентского государственного технического университета и Ташкентского государственного аграрного университета. Для обеспечения потребностей в педагогических кадрах в Ташкентской области был открыт Чирчикский государственный педагогический институт.
В соответствии с Программой комплексного развития системы высшего образования на период 2017 — 2021 годы, в 48 высших образовательных учреждениях в 2017 — 2021 годах будут осуществлены работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту 180 объектов, включая учебные и научно -лабораторные корпуса, спортивные сооружения и объекты социально-инженерной инфраструктуры. В 7 высших образовательных учреждениях будут созданы межвузовские научные лаборатории. Также в городе Ташкенте будет открыт филиал престижного американского Вебстерского университета, и это станет очередным шагом по пути внедрения в стране передового зарубежного опыта и инноваций в области науки и образования [3, с. 2].
В заключение хотелось бы отметить, что Узбекистан, обеспечивая конституционное право граждан на образование, стремительно двигается вперёд, усовершенствуя систему высшего образования, нацеленную на дальнюю перспективу. При этом главной целью этих преобразований является обеспечение открытости, либерализации и демократизации системы высшего образования, повышение благосостояния народа.
Список литературы
1. Педагогический словарь-справочник. Под общей редакцией проф. Ходиева Б.Ю. Т.: © Центр развития высшего и среднего специального, профессионального образования, 2011.
2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.un.int/uzbekistan/news// (дата обращения: 16.01.2018).
3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.sputmknews-uz.com/society/20170930/6419602/Uzbekistan-universiteti-obucheniye. html/ (дата обращения: 16.01.2018).