Научная статья на тему 'Реформы французского законодательства о гражданстве на рубеже XX-XXI веков'

Реформы французского законодательства о гражданстве на рубеже XX-XXI веков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
278
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВО / ПРАВО ПОЧВЫ / АССИМИЛЯЦИЯ / ASSIMILATION / СТАТУС ИНОСТРАНЦЕВ / ALIEN STATUS / NATIONALITY / JUS SOLI

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Токарева Татьяна Сергеевна

В статье рассматриваются реформы французского законодательства о гражданстве 1993, 1998 и 2003 гг. в свете проблем ужесточения миграционного контроля и гражданской интеграции иностранцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reforms to the French nationality law at the turn of the 21st century

The article reviews the 1993, 1998 and 2003 reforms of the French nationality law in the context of the growing problem of the alien social integration and tightening of immigration control.

Текст научной работы на тему «Реформы французского законодательства о гражданстве на рубеже XX-XXI веков»

тельствовать о наличии нарушения третьим лицом прав на коммерческий секрет правообладателя.

Т.С. Токарева

РЕФОРМЫ ФРАНЦУЗСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

О ГРАЖДАНСТВЕ НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХ1 ВЕКОВ*

В 1993 г. во Франции была проведена коренная реформа законодательства, регламентирующего вопросы гражданства, миграции и правового положения иностранцев. Изменения в законодательство о гражданстве были внесены Законом от 22 июля 1993 г.1 Целями реформы были предоставление гражданства только тем иностранцам, которые в достаточной степени интегрированы во французское общество, ликвидация особого статуса выходцев из бывших французских колоний в сфере приобретения гражданства, а также уменьшение количества фиктивных браков в целях приобретения гражданства.

Необходимость внесения изменений в законодательство о гражданстве была обусловлена рядом факторов. К концу 1980-х гг. резко увеличилось число ходатайств о приеме в гражданство и, соответственно, возросло число иностранцев, ставших французскими гражданами. Для лиц, проживавших во Франции, стало более выгодным приобретать французское гражданство, чем оставаться в стране в качестве иностранцев. Такое изменение отношения к приобретению статуса гражданина было обусловлено ужесточением законов, регулирующих условия въезда и пребывания иностранцев в стране, а также неблагоприятной экономической ситуацией. Приобретение гражданства являлось гарантией свободы передвижения, расширяло возможности трудоустройства в условиях рецессии.

Кроме того, изменился и состав лиц, приобретавших французское гражданство (см. таб.). Если после Второй мировой войны 95% новоиспеченных французов составляли европейцы, то в 1993 г. их доля не превышала 20%. Большинство новых фран-

* Статья рекомендована к печати доктором юридических наук, доцентом Т. А. Васильевой.

1 См.: Loi № 93-933 du 22 juillet 1993 réformant le droit de la nationalité // JO. 1993. 23 juillet.

174 Труды Института государства и права

Российской академии наук № 2/2011

цузских граждан были выходцами из Магриба (Алжир, Марокко и Тунис), а также из южной Азии и Португалии2.

Происхождение иностранцев, принятых во французское гражданство (с учетом всех способов приобретения)3, в %

Европа Африка Америка Азия Прочие территории Всего

1985 46,8 26,1 3,9 22,2 1,0 100

1986 48,9 27,0 4,4 18,7 1,0 100

1987 45,7 28,4 3,9 20,6 1,4 100

1988 44,0 31,5 4,2 19,5 0,7 100

1989 37,5 34,5 4,6 22,7 0,7 100

1990 31,7 42,5 4,6 20,5 0,8 100

1991 27,0 48,9 4,5 19,3 0,4 100

1992 22,1 54,2 4,5 19,0 0,2 100

1993 20,0 56,2 4,4 18,8 0,6 100

Реформа законодательства о гражданстве была обозначена в качестве одного из приоритетных направлений внутренней политики правительства Ж. Ширака, пришедшего к власти после парламентских выборов 1986 г. Так как против ключевого положение данной реформы - замены автоматического порядка приобретения гражданства детьми иностранцев, родившимися во Франции, по достижении совершеннолетия на заявительный - выступили представители левых партий и ряда религиозных организаций4, правительство решило создать комиссию экспертов во главе с заместителем Председателя Государственного совета М. Лонга для изучения путей реформирования Кодекса о гражданстве. В 1988 г. Комиссия

2 Cm. : Weil P., Spire A. France // Acquisition and Loss of Nationality. Policies and Trends in 15 European Countries. Vol. 2: Country Analyses / Ed. by R. Bauböck, E. Ersb0ll, K. Groenendijk, H. Waldrauch. Amsterdam, 2006. P. 197.

3 Ibid.

4 Cm.: Wayland S. Mobilising to defend nationality law in France // New Community. 1993. № 20 (I). P. 93-110.

представила доклад «Быть французом сегодня и завтра»5, который лег в основу Закона 1993 г.

Реформа ознаменовала новый этап в регламентации вопросов гражданства во французском праве. С 1803 по 1927 г. эти вопросы закреплялись в Гражданском кодексе. В доктрине и судебной практике отсутствовало единство в отношении того, относятся ли данные положения к частному или публичному праву6, и в 1927 г. вопросы гражданства были выделены в отдельный акт - Кодекс о гражданстве. В 1993 г. положения данного акта были вновь включены в Гражданский кодекс, тем самым была возобновлена романская традиция, согласно которой status civitatis рассматривался как один из элементов правового положения лица.

Реформа законодательства о гражданстве была направлена на ужесточение условий приобретения гражданства. Наибольшие дискуссии вызвала замена автоматического порядка приобретения гражданства детьми иностранцев, родившимися на территории Франции, по достижении совершеннолетия на заявительный.

Кодекс о гражданстве предусматривал, что любое лицо, родившееся во Франции у родителей-иностранцев, приобретает французское гражданство по достижении совершеннолетия, если оно проживает в стране и в течение пяти предшествующих лет Франция являлась обычным местом его проживания. Это право утрачивалось, если в течение года, предшествовавшего совершеннолетию, лицо отказывалось от французского гражданства или в отношении него издавался правительственный декрет о невозможности приобретения гражданства в связи с недостойным поведением или недостаточной ассимиляцией. В результате изменений, внесенных Законом 1993 г., каждый иностранец, родившийся во Франции у родителей-иностранцев, мог приобрести

5 См.: Être français aujourd'hui et demain. Rapport de la Commission de la nationalité présenté par M. Marceau Long, président, au Premier ministre. P., 1988.

6 Отнесение института гражданства к частному или публичному праву имело большое практическое значение, так как определяло подсудность споров судам общей либо административной юрисдикции.

французское гражданство с 16-летнего возраста и до достижения 21 года, если он выразил соответствующее желание и подтвердил факт постоянного проживания во Франции в течение пяти лет, предшествовавших волеизъявлению. Следует отметить, что ценз оседлости не применялся в отношении франкоговорящих иностранцев, являвшихся выходцами из тех государств или территорий, где французский является официальным языком, лиц, для которых французский является родным языком, а также тех, кто мог подтвердить обучение в течение пяти лет в учреждении среднего образования с обучением на французском языке. Вместе с тем лицо утрачивало право на приобретение гражданства, если в период с 18 лет до 21 года совершало определенные правонарушения. К их числу относились преступления против государственной безопасности или связанные с терроризмом; преступления, за совершение которых предусматривалось наказание в виде лишения свободы на срок от шести или более месяцев, в том числе сутенерство, перевозка наркотиков, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть по неосторожности, умышленное убийство, убийство с заранее возникшим преступным намерением, умышленное нанесение тяжких телесных повреждений, угроза, насилие или развратные действия, совершенные в отношении лица, не достигшего 15-летнего возраста, если соответствующее наказание не было вынесено условно.

Введение заявительного порядка приобретения гражданства на основании права почвы в определенной степени являлось возвратом к прежним традициям французского законодательства о гражданстве. Изначально ст. 9 Гражданского кодекса разрешала ребенку, родившемуся во Франции у родителя-иностранца, ходатайствовать по достижении совершеннолетия о получении гражданства при условии проживания на территории страны и намерения избрать Францию в качестве своего места жительства.

В рамках реформы 1993 г. определенные изменения претерпели и положения, регламентировавшие приобретение гражданства в соответствии с двойным принципом почвы. Ранее французским гражданином признавался законнорожденный или рож-

денный вне брака ребенок, родившийся во Франции, если хотя бы один из его родителей также родился в стране7. В соответствии с Законом от 9 января 1973 г. это положение было распространено на бывшие колонии и заморские территории.

Изменения, внесенные Законом 1993 г., корректировали сферу применения данных положений. Происхождение от родителей, рожденных в колонии или на заморской территории, больше не давало возможности приобретения французского гражданства по рождению их детям. В частности, дети, родители которых родились в Алжире до приобретения независимости, могли стать французскими гражданами по рождению только в том случае, если на момент их рождения один из родителей жил во французской метрополии на протяжении пяти лет. Следует отметить, что до 1962 г. Алжир являлся полноправной частью Франции и был поделен на три французских департамента.

Необходимость внесения соответствующих изменений была связана с резким увеличением количества детей выходцев из французских колоний среди лиц, получивших гражданство: в 1991 г. было зарегистрировано 6800 детей, рожденных во Франции выходцами из субсахарской Африки, 16 годами ранее - 2294 человека8.

Каждая из серьезных реформ французского законодательства о гражданстве в XX в. вносила существенные изменения в порядок приобретения гражданства в связи с заключением брака. Как отмечала Комиссия по гражданству, принцип свободного выбора гражданства обоими супругами, а на самом деле - замужней женщиной, утвержденный в 1927 г., пересмотренный в 1945 г. и впоследствии торжественно провозглашенный Законом от 9 января 1973 г., претерпевал определенные изменения в зависимости от потребностей общества и позиции законодателя9.

7 В соответствии со ст. 24 Кодекса такой ребенок мог отказаться от гражданства за шесть месяцев до достижения совершеннолетия.

8 См.: Doublet Y.-M. La loi № 93-933 du 22 juillet 1993 réformant le code de la nationalité // Actualité législative. 1994. № 5. Р. 54.

9 См.: Être français aujourd'hui et demain. Р. 135.

В целях пресечения фиктивных браков Закон 1993 г. увеличил с шести месяцев до двух лет10 срок состояния в браке, необходимый для подачи заявления о приобретении гражданства, а также предусмотрел два новых условия - совместное проживание супругов в течение этого срока, сохранение статуса французского гражданина супругом лица, ходатайствующего о предоставлении гражданства11. Кроме того, постоянное проживание заинтересованного лица во Франции было признано необходимым условием для получения вида на жительство и приобретения французского гражданства.

Распространение практики фиктивных браков во многом было обусловлено тем, что требования, предъявляемые к въезду и пребыванию иностранцев во Франции, были достаточно жесткими, а условия приобретения гражданства в связи со вступлением в брак - относительно мягкими. На фоне общего снижения числа браков (в 1983 г. - 301 000, в 1991 г. - 280 000) количество смешанных браков, в которых один из супругов являлся иностранцем, увеличивалось (в 1983 г. - 12 000, в 1991 г. - более 19 000)12.

Наряду с ужесточением условий приобретения гражданства реформа была направлена на ограничение дискреционных полномочий государственных органов и должностных лиц при рассмотрении вопросов гражданства, расширение прав лиц, претендующих на приобретение данного статуса, в рамках административных процедур, а также на упрощение доступа к информации о приобретении гражданства.

Результаты реформы 1993 г. породили дискуссии, а проблемы, связанные с гражданством, оказались весьма политизированными. Левое большинство в правительстве, пришедшее к власти в результате парламентских выборов 1997 г., стремилось

10 Соблюдения данного срока не требовалось в случае рождения ребенка до или после заключения брака.

11 То есть гражданство не предоставлялось супругу того лица, которое в момент вступления в брак имело французское гражданство, а затем его утратило.

12 См.: Abraham R. Mariage blanc et délivrance à un étranger d'une carte de résidence // Revue Française de droit administratif. Vol. 9. № 1. P. 175-183.

к возврату к традиционным подходам к регулированию приобретения гражданства на основании принципа права почвы. Представители правых сил настаивали на сохранении действующего законодательства, их поддерживали многие юристы, полагавшие, что изменения неизбежно приведут к коллизиям и негативно повлияют на персональный статус многих иммигрантов во втором поколении. Необходима была объективная оценка последствий проведенной в 1993 г. реформы, и премьер-министр Л. Жоспен попросил П. Вейля, одного из авторитетных ученых -специалистов в сфере гражданства, дать экспертное заключение по данному вопросу.

Согласно заключению П. Вейля, введенный в 1993 г. заявительный порядок приобретения гражданства породил ряд проблем. Зачастую молодые люди испытывали серьезное давление со стороны родителей. Как правило, мальчикам «разрешалось» выражать свою волю, а девочкам - нет. Многие из тех, кто имел право на приобретение гражданства, не обращались с заявлениями, так как считали себя французскими гражданами.

Подростки сталкивались с определенными трудностями и при доказывании факта непрерывного проживания во Франции. Многие из них становились безработными после окончания школы, не были связаны с какими-либо организациями и не могли документально подтвердить постоянное проживание в стране, что являлась основной причиной отказов в приобретении гражданства (42% от общего числа отказов в 1996 г.13).

Отсутствовало и единство в практике судов малой инстанции, осуществлявших регистрацию заявлений. В масштабе страны доля отказов в течение двух лет стабильно составляла 2,6%, однако между регионами наблюдались существенные различия.

13 cm.: Weil P., Spire A., Bertossi C. Report on France. January 2010, revised April 2010 // EUDO Citizenship Observatory. P. 11. URL: http://eudo-citizenship.eu; Weil P., Spire A. France // Acquisition and Loss of Nationality. Policies and Trends in 15 European Countries. Vol. 2. P. 201.

В целях устранения выявленных недостатков реформы был разработан и принят Закон от 16 марта 1998 г.14, который скорректировал действующее законодательство о гражданстве. В первую очередь изменения касались порядка приобретения гражданства на основании права почвы. Лица, рожденные во Франции иностранными родителями, автоматически становились французскими гражданами по достижении совершеннолетия, если они проживали во Франции с 11 -летнего возраста на протяжении пяти лет. При этом было отменено требование о непрерывности проживания, а сертификат об окончании школы был признан достаточным подтверждением проживания в стране. Лицу предоставлялась также возможность приобретения гражданства в заявительном порядке до достижения совершеннолетия: с 13 до 16 лет - с согласия родителей, с 16 до 18 лет -на основании его личного волеизъявления. Кроме того, в течение шести месяцев до и года после совершеннолетия заинтересованное лицо могло отказаться от французского гражданства.

В соответствии с Законом 1998 г. действие двойного права почвы было вновь распространено на родившихся в стране детей тех алжирцев, которые сами были рождены во Франции, а срок совместного проживания супругов, необходимый для приобретения гражданства в связи со вступлением в брак, был сокращен до одного года.

На парламентских выборах 2002 г. победу вновь одержали правые партии, которые выступали за ужесточение миграционного контроля и доступа иностранцев к французскому гражданству. 26 ноября 2003 г. был принят Закон о контроле в сфере иммиграции, пребывании иностранцев во Франции и граждан-стве15. В целях пресечения фиктивных браков законодатель ужесточил условия приобретения гражданства в случае заключения брака с французским гражданином, восстановив двухлетний срок совместного проживания супругов, необходимый для при-

14 Cm.: Loi № 98-170 du 16 mars 1998 relative à la nationalité // JO. 1998. 17 mars.

15 Cm.: Loi № 2003-1119 du 26 novembre 2003 relative à la maîtrise de l'immigration, au séjour des étrangers en France et à la nationalité // JO. 2003. 27 novembre.

обретения гражданства иностранным супругом. Если ранее данное требование не распространялось на супружеские пары, имевшие общих детей, то Законом 2003 г. это положение было отменено. Более того, срок пребывания в браке увеличивался до трех лет для иностранных супругов, проживавших за рубежом, если на момент обращения они не могли подтвердить непрерывное пребывание во Франции в течение предшествующего года. Префектуры стали осуществлять проверку фактов совместного проживания супругов. Кроме того, знание французского языка стало необходимым условием приобретения гражданства в связи со вступлением в брак.

До принятия Закона 2003 г. дети - граждане других государств, прибывавшие во Францию без сопровождения родителей или опекунов, получали гражданство путем подачи заявления вне зависимости от срока пребывания в стране. В соответствии с новыми требованиями до подачи заявления о приеме в гражданство они должны были на протяжении трех лет состоять на учете в службе социальной помощи детям.

Еще одним нововведением являлось введение дополнительной проверки ассимиляции тех лиц, которые хотят приобрести французское гражданство путем натурализации. Условие достаточной ассимиляции, предполагавшее свободное владение французским языком, было введено еще в 1945 г. Однако в соответствии с новыми требованиями заинтересованное лицо должно было также продемонстрировать знание прав и обязанностей гражданина. По мнению законодателя, это была единственная возможность удостовериться, что новоиспеченный гражданин осознает, что значит быть гражданином Франции. В соответствии с приказом Министерства занятости, труда и социальной консолидации от 22 февраля 2005 г.16 владение языком стало оцениваться в ходе 20- или 30-минутного интервью, порядок проведения которого был четко регламентирован.

16 Cm.: Arrêté du 22 février 2005 relatif au compte rendu de l'entretien individuel prévu à l'article 15 du décret № 93-1362 du 30 décembre 1993 relatif aux déclarations de nationalité, aux décisions de naturalisation, de réintégration, de perte, de déchéance et de retrait de la nationalité française // JO. 2005. 20 mars.

После вступления в силу Закона 2003 г. правительству было предоставлено право отменять решение о натурализации не только в случае совершения натурализованным гражданином определенных преступлений, но и в случае установления факта совершения данным лицом преступления до приобретения французского гражданства. Следует отметить, что в настоящее время отмена решения о натурализации применяется относительно редко: в среднем не чаще одного раза в год и только по отношению к лицам, осужденным к лишению свободы на срок

17

не менее пяти лет .

В отличие от прежних реформ изменение законодательства о гражданстве в 2003 г. не вызвало широких общественных дискуссий. Это объясняется в первую очередь тем, что в этот период наиболее серьезные изменения были внесены в законодательство, регулирующее въезд и пребывание иностранцев во Франции.

17 См.: WeilP., Spire A. France. P. 203.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.