Научная статья на тему 'Реформирование жилищно-коммунального хозяйства как важнейший фактор, обеспечивающий повышение эффективности использования налогового потенциала региона'

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства как важнейший фактор, обеспечивающий повышение эффективности использования налогового потенциала региона Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
89
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Филиппова Н. А., Волков А. А.

В работе даны предложения по увеличению доходной части бюджетов муниципальных образований за счет роста поступлений по земельному налогу (налогообложение земельного участка, находящегося в общедолевой собственности, на котором расположен многоквартирный дом). Данные возможности появляются при полном использовании налогового потенциала региона в условиях реформирования жилищно-коммунального хозяйства России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реформирование жилищно-коммунального хозяйства как важнейший фактор, обеспечивающий повышение эффективности использования налогового потенциала региона»

I В1АЁА1и ЙЮЁАЁОМ -УЁММЁ^АЙЁт ВАдАЁОЁВ ВААЁТГТА

ОАО 1В1ЁВ1ААГЁА

^ЁЁЁи Г I -Ё I 1 1 О ГАЁи Г I А I 0 1дВЁЙОАА ЁАЁ АА^ ГАЁ0ЁЁ ОАЁО |В,

I ААЙI Ах ЁАА Р и ЁЁ I I Аи0А Г ЁА УООАёОЁАм ЙОЁ ЁАТ ^ид^А^В Г АЁI А I А I А I I I ОА Г ОЁАЁА ОААЁI Г А

Г . А. ОеёеИТаа, А. А. АТёеТа

А ЭааТоа ааГО '1'ЭааёТжаГёу ГТ оааёё+аГё|э аТоТаГТе +апоё а|эажаоТа 10Гёоё-Таёишо ТаЭадТааГёе да п+ао ЭТпоа ТтооТёаГёе ГТ даТаёиГмо ГаёТао (ГаёТаТТа-ёТжаГёа да1аёиГТаТ о+апоёа, ГаоТауйаату а ТайааТёааТе пТапоааГГТпоё, Га ёТоТ-ЭТ1 Эат'ТёТжаГ 1 ГТаТёааЭоёЭше аТ1). АаГГиа аТд1ТжГТпоё ГТуаёу^опу ГЭё ГТёГТ! ёпГТёидТааГёё ГаёТаТаТаТ ГТ оаГоёаёа Эааёма а опётёуо Эаб|Э1ёЭ|аа-Гёу жёёёйГТ-ёТ1 1 ОГаёиГТаТ оТдуепоаа ВТппёё.

В условиях мирового финансового кризиса, замедления темпов экономического развития особую роль приобретает своевременное исполнение обязательств органов власти всех уровней (федерального, регионального, местного) перед населением, решение стоящих перед ними задач, прежде всего социального характера, в целях избежания дестабилизации общества. Поскольку налоговые поступления обеспечивают значительную долю бюджетных расходов, большое внимание должно уделяться обеспечению своевременности и полноты уплаты налоговых платежей, качеству контрольной работы налоговых органов.

В связи с этим в научных и политических кругах постоянно поднимаются вопросы изменения налоговой системы в части увеличения ставок налогообложения, введения дополнительных налогов и сборов, но это даст только кратковременный эффект, так как рост налоговой нагрузки подтолкнет налогоплательщиков к поискам дополнительных путей оптимизации налогообложения, нарушению налогового законодательства, что в итоге приведет к оттоку капитала из бюджетной сферы.

В сложившихся условиях хозяйствования учет данных фактов позволяет говорить о необходимости более полного использования уже накопленного налогового потенциала. В настоящий

момент местным органам власти следует уделить внимание находящимся в их ведении налогам и сборам, в частности земельному налогу, который потенциально может увеличить поступления в бюджетную систему в связи с реформированием жилищно-коммунального хозяйства страны.

После принятия и вступления в силу в марте 2005 г. Жилищного кодекса Российской Федерации существенно изменилось законодательство в указанной области, в частности, появился институт общедолевой собственности.

В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе меж-квартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, где имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более

© Г. А. ОёёёГГТаа, А. А. АТёёТа, 2009

Ййбёу «УеТ м! ё-^йпеёй Гаоеё»

163

одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.

Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (ст. 37 Жилищного кодекса Российской Федерации). Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное помещение. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме доля в праве общей собственности на общее имущество в данном доме нового собственника такого помещения равна доле в праве общей собственности на указанное общее имущество предшествующего собственника такого помещения1.

Для расчета долей собственников необходимо иметь следующие данные: список собственников помещений с указанием квартир или нежилых помещений; сведения об общей площади помещений собственников; об общей площади дома. Таким образом, чтобы рассчитать долю в праве общей собственности, необходимо общую площадь помещения умножить на 100 долей и разделить на общую площадь дома.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, где расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае, если земельный участок, где расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания

собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, где расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Многоквартирные дома и иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав таких домов, построенные или реконструированные после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, принимаются приемочной комиссией только при установлении размеров и границ земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома2.

Департамент налоговой и таможенной политики Министерства финансов Российской Федерации (письмо от 30 сентября 2008 г. № 03-0502/66) дает разъяснения относительно обязанности собственников помещений в многоквартирном доме уплачивать земельный налог за земельный участок, расположенный под данным домом до издания соответствующего акта о возникновении права собственности на данный земельный участок, момента возникновения обязанности по уплате земельного налога под данным многоквартирным домом3. В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Налогоплательщиками не признаются организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или праве аренды4.

1 Жилищный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ. М., 1994. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ. М., 1994. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

3 О земельном налоге [Электронный ресурс] : письмо Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов Российской Федерации от 30 сентября 2008 года № 03-05-02/66. М., 2008. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 189-ФЗ. М., 2000. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

164

ААЯОГЕЁ 1 ТЭаТапёТаТ оГёааЭпеоаоа | 2009 | 1 3

В связи с этим собственники помещений в многоквартирном доме будут являться плательщиками земельного налога в отношении соответствующей доли земельного участка лишь в том случае, если земельный участок, где расположен многоквартирный дом, сформирован в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности, указанному земельному участку присвоен кадастровый номер, уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления издано решение о передаче земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Однако налогообложение земельных участков, расположенных под многоквартирными домами и находящимися в общедолевой собственности, требует выполнения ряда организационных, финансовых и правовых задач. Проанализируем пути их решения на примере муниципального образования городской округ Саранск Республики Мордовия.

Финансовые задачи. По данным Администрации городского округа Саранск, сведениям статистической отчетности по состоянию на 1 января 2009 г. на территории муниципального образования расположено 5 355 многоквартирных домов, кадастровый учет произведен только в отношении 206 из них. На выполнение соответствующих мероприятий в 2009—2010 гг. планируется выделить 60 758,2 тыс. р. Указанные расчеты произведены исходя из стоимости проведения работ по одному многоквартирному дому — 11,8 тыс. р. Необходимость бюджетных расходов обусловлена положениями ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», согласно которой формирование земельного участка, где расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления5.

Организационные задачи. Низкий уровень самоорганизации собственников помещений в многоквартирных домах приводит к тому, что не принимаются решения о формировании и оформлении земельного участка в общую долевую собственность. В связи с этим органы местного самоуправления должны проводить разъяснительную работу с гражданами. Нередко дворы

Поступила 21.05.09.

многих домов, детские площадки заняты гаражами, автостоянками и иными сооружениями, установленными незаконно. После оформления земельного участка можно будет более точно узнать площадь придомовой территории, которая принадлежит по закону собственникам помещений в многоквартирном доме. При этом границы и размер земельного участка, где расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Затем можно будет привлечь к ответственности тех лиц, которые незаконно заняли часть придомовой территории, установить им плату за пользование земельным участком, а прибыль, полученную от сдачи в аренду земельного участка, использовать для благоустройства и озеленения придомовой территории, для строительства детских площадок и т. д. Кроме того, муниципалитет, как собственник помещений в многоквартирных домах имеет право выступить в качестве инициатора проведения общего собрания по решению вопроса об оформлении и постановке на кадастровый учет земельного участка (на территории городского округа Саранск около трети всех жилых помещений в многоквартирных домах находятся в муниципальной собственности).

Правовые задачи. Действующие нормативные акты содержат лишь условия перехода земельного участка, где расположен многоквартирный дом, в общую долевую собственность, но не определяют порядок такого перехода. В связи с этим считаем целесообразным использовать общий (заявительный) порядок оформления земельно-правовых отношений по передаче земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен многоквартирный дом, в общую долевую собственность. При этом необходимо издать соответствующий ненормативный акт уполномоченного органа. В целях избежания разногласий выбранный механизм передачи земельного участка в общедолевую собственность должен быть регламентирован.

Таким образом, практическая реализация указанных задач позволит увеличить доходную часть бюджета муниципального образования за счет роста поступлений по земельному налогу, более эффективно использовать имеющийся налоговый потенциал региона.

5 О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Ййбёу «УеТ м! ёчйпеёй Гаоеё»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.