Научная статья на тему 'Реформирование советского здравоохранения в послевоенные годы: исторический анализ'

Реформирование советского здравоохранения в послевоенные годы: исторический анализ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4007
447
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ / ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР / SOVIET PUBLIC HEALTH / REFORMATION / HISTORICAL EXPERIENCE / STATE LEGAL POLICY / MINISTRY OF HEALTH OF THE USSR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Давыдова Татьяна Викторовна

Рассмотрена государственно-правовая политика в области реформирования здравоохранения в один из сложнейших и малоизученных периодов истории России XX в. - середина 1940-х - начало 1950-х гг. На основе современных научных тенденций и подходов представлена попытка анализа и оценки реформ системы отечественного здравоохранения, проведенных в рассматриваемый период, в зависимости от социального заказа. Рассмотрено изменение организационно-правовой структуры институтов здравоохранения, показаны особенности государственного планирования здравоохранения в условиях командно-административных методов управления и идеологического диктата в науке. Проделана большая работа, связанная с изучением архивных документов, анализом принятых нормативно-правовых актов. Представлен региональный компонент, работа выполнена на материалах Северо-Западного региона России. Подчеркнуто, что исторический опыт и уроки государственной политики середины 1940-х - начала 1950-х гг., связанные с восстановлением народного хозяйства и здравоохранения после Великой Отечественной войны, могут быть востребованы и сегодня, тем более что задача - приспособление деятельности медицинской системы к новым условиям - в исследуемый период весьма тождественна современной. Сделан вывод о том, что исследование исторических аспектов развития отечественного здравоохранения, роли и места медицинских проблем в повседневной деятельности различных общегосударственных и региональных органов власти является актуальным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Давыдова Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOVIET REFORM OF PUBLIC HEALTH IN THE POST-WAR YEARS: HISTORICAL ANALYSIS

State policy in the field of public health reformation in one of the most difficult and least studied periods in the history of Russia of XX century the middle 1940-s early 1950 is reviewed. On the basis of modern scientific trends and approaches an attempt of analysis and evaluation of reforms of the national public health system, conducted in the reviewed period, depending on the social order is presented. The change of the legal structure of the institutes of public health is reviewed, the peculiarities of public health planning in the conditions of command-administrative methods of management and ideological diktat in science is presented. A great work associated with the study of archival documents, analysis of legal acts is done. A regional component is presented, the work is done on the materials of the North-West region of Russia. It is emphasized that the historical experience and lessons for public policy the middle 1940-s early 1950, associated with the recovery of the economy and healthcare after World War II, can be used today, especially because the task of adapting the health system to new conditions in the followed period which is very identical to modern. It is concluded that the study of historical aspects of development of national public health, the role and place of medical problems in the daily activities of various national and regional authorities is relevant.

Текст научной работы на тему «Реформирование советского здравоохранения в послевоенные годы: исторический анализ»

УДК 614 (2):908

РЕФОРМИРОВАНИЕ СОВЕТСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

© Татьяна Викторовна ДАВЫДОВА

Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, кандидат исторических наук, доцент кафедры организации здравоохранения, е-шай: [email protected]

Рассмотрена государственно-правовая политика в области реформирования здравоохранения в один из сложнейших и малоизученных периодов истории России XX в. - середина 1940-х - начало 1950-х гг. На основе современных научных тенденций и подходов представлена попытка анализа и оценки реформ системы отечественного здравоохранения, проведенных в рассматриваемый период, в зависимости от социального заказа. Рассмотрено изменение организационно-правовой структуры институтов здравоохранения, показаны особенности государственного планирования здравоохранения в условиях командно-административных методов управления и идеологического диктата в науке. Проделана большая работа, связанная с изучением архивных документов, анализом принятых нормативно-правовых актов. Представлен региональный компонент, работа выполнена на материалах СевероЗападного региона России. Подчеркнуто, что исторический опыт и уроки государственной политики середины 1940-х - начала 1950-х гг., связанные с восстановлением народного хозяйства и здравоохранения после Великой Отечественной войны, могут быть востребованы и сегодня, тем более что задача - приспособление деятельности медицинской системы к новым условиям - в исследуемый период весьма тождественна современной. Сделан вывод о том, что исследование исторических аспектов развития отечественного здравоохранения, роли и места медицинских проблем в повседневной деятельности различных общегосударственных и региональных органов власти является актуальным.

Ключевые слова: советское здравоохранение; реформирование; исторический опыт; государственно-правовая политика; Министерство здравоохранения СССР.

В настоящее время система здравоохранения РФ находится в стадии очередного реформирования. На сегодняшнем этапе реформам в РФ мешают многочисленные трудности политического, социально-экономического характера, которые невозможно преодолеть без критического переосмысления исторического опыта развития отечественного здравоохранения, без учета анализа правовых механизмов и гарантий в области охраны здоровья населения. Совершенно очевидно, что большинство существующих на данный момент в нашей стране проблем в области здравоохранения возникло еще в советское время. Более того, некоторые из них собственно и порождены как самой структурой советского государства, так и политикой КПСС и высших органов государственной власти в этой области.

Государственная система здравоохранения России прошла длительный путь развития. Охрана здоровья народа является одной из важнейших социальных функций государства, которая была возведена в ранг государственной политики в Советском Союзе.

В этой связи особую важность приобретает исследование отечественной государст-

венно-правовой политики XX в. в области здравоохранения, рассмотрение специфики эволюции его институтов и организационно-правового обеспечения, анализ как позитивного, так и негативного исторического опыта Советского государства в указанной области, актуального в условиях реформирования национальной системы здравоохранения.

Малоизученным периодом государственной политики XX в. в здравоохранении является первое десятилетие после окончания Великой Отечественной войны - один из сложнейших периодов новейшей истории России. Главные задачи этого времени были связаны с ликвидацией санитарных последствий войны, восстановлением и перестройкой на мирный лад всего народного хозяйства, изменением демографической ситуации, заботой об инвалидах войны, матерях и детях, в т. ч. оставшихся без родителей. Народ, совершивший подвиг в годы Великой Отечественной войны, теперь совершал не менее выдающийся подвиг на трудовом фронте, в т. ч. восстанавливая и перестраивая сеть здравоохранения, развивая медицинскую науку, подготавливая медицинские кадры.

Целью данного исследования является анализ государственно-правовой политики в здравоохранении в условиях послевоенного восстановительного периода, изучение реформирования системы здравоохранения СССР в первые послевоенные годы. Исторический опыт правовой политики в области охраны здоровья населения в рассматриваемый период особенно ценен на примере материалов Северо-Западного региона Российской Федерации. Санкт-Петербург был и остается крупнейшим центром научных кадров, в т. ч. медицинских. Здесь были сосредоточены все медицинские вузы, научно-исследовательские институты региона. В период Великой Отечественной войны часть территорий Северо-Западного региона (Ленинградская, Псковская и Новгородская области) подверглись фашистской оккупации, другие области находились в тылу. В сложных послевоенных условиях, благодаря эффективной организаторской деятельности руководителей областей Северо-Запада, поистине героическими усилиями медицинской службы и самоотверженности всего населения здравоохранение было восстановлено.

Послевоенные годы (вторая половина 1940-х - начало 1950-х гг.) оказались трудными для здравоохранения страны. Одновременно с восстановлением разрушенного хозяйства необходимо было постепенно переходить к иным методам руководства, связанным уже с периодом мирного времени. Объективные условия требовали большей демократизации всей государственной и общественной жизни. Все эти задачи успешно решались в обстановке небывалого трудового подъема. В то же время это был период пика культа личности И.В. Сталина, новой волны необоснованных репрессий, игнорировалась законность, происходило злоупотребление властью, усиление командно-административных методов управления, идеологического пресса в науке, культуре, всей общественной жизни страны, гонения на передовую интеллигенцию, фабрикации «дела врачей», «ленинградского дела» и т. п.

И все-таки это были годы, когда народ, вынесший на своих плечах тяжелейшую войну, проявил трудовой героизм, восстанавливая разоренную страну. Задачи мирного строительства после победы потребовали от советских людей такого же напряжения сил,

мужества и самоотверженности, как и в годы войны. Выполнить эти задачи только декларированными методами «сверху», без привлечения широкой общественности, без трудового подъема народа было невозможно.

Для решения поставленных задач партийно-государственные органы проводили огромную работу по приближению медицинской помощи к населению. Уделялось большое внимание восстановлению и дальнейшему развитию материальной базы здравоохранения, увеличению медицинских кадров в годы четвертой пятилетки. Уже тогда придавалось большое значение повышению качества медицинского обслуживания. Для этого необходимо было усовершенствовать устаревшую и не отвечающую новым требованиям структуру органов здравоохранения, которая позволяла бы более эффективно использовать государственные ассигнования, материально-техническую базу, медицинские кадры и достижения медицинской науки.

В марте 1946 г. Верховный Совет СССР утвердил четвертый государственный пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950 гг. [1, с. 1415]. В соответствии с планом предусматривался рост числа больничных коек (в 1950 г. до 985 тыс. против 710 тыс. в 1949 г.), расширение сети поликлиник, детских и женских консультаций, детских больниц, молочных кухонь и других лечебно-профилактических учреждений.

Кроме того, планировалось полностью восстановить сеть домов отдыха и санаториев для трудящихся, довести число мест (единовременного пребывания) в санаториях до 250 тыс. человек и в домах отдыха до 200 тыс. человек. Общую сумму расходов на культуру и здравоохранение, кроме государственных затрат на жилищное и коммунальное строительство, в течение четвертой пятилетки намечалось довести до 106 млрд руб. в 1950 г., что в 2,6 раза превышало уровень 1940 г. [2, с. 310].

Реформа системы здравоохранения началась с изменения его организационно-правовой структуры. В соответствии с Законом СССР от 15 марта 1946 г. «О преобразовании СНК СССР в Совет Министров СССР и Советов Народных Комиссаров союзных и автономных республик в Советы Министров союзных и автономных республик» Народ-

ный комиссариат здравоохранения СССР был преобразован в Министерство здравоохранения СССР (МЗ СССР), Народный комиссар здравоохранения - в Министра здравоохранения, Наркомздравы союзных и автономных республик - в Министерства здравоохранения союзных и автономных республик [3]. В соответствующие статьи Конституции СССР были внесены изменения.

В целях повышения качества медицинского обслуживания населения МЗ СССР приступило к проведению реформы, стержнем которой являлось объединение больниц и поликлиник. Решение об этом было принято в мае 1947 г. на состоявшемся в Москве совещании актива работников здравоохранения после доклада Е.И. Смирнова, назначенного министром здравоохранения СССР в феврале этого же года.

Такая перестройка была вызвана тем, что в деятельности лечебно-профилактических учреждений имелись существенные недостатки. Врачи амбулаторий и поликлиник, работая в отрыве от стационаров, не имели возможности получить необходимую клиническую подготовку из-за преемственности в работе стационара и поликлиники. Наряду с больницами и поликлиниками объединялись родильные дома и женские консультации, детские больницы с детскими консультациями и поликлиниками. Предполагалось, что улучшится госпитализация больных, уменьшится процент расхождений в диагностиках, разукрупнятся участки, создадутся условия для повышения качества лечебно-профилактической работы [4, л. 61].

Реформа была обусловлена еще и тем, что после войны встал вопрос о т. н. «конверсии» медицины, в результате которой гражданское здравоохранение получило значительное пополнение врачей, имевших дело главным образом с военной патологией [5, с. 48].

Коротко и емко необходимость такой реформы обосновал министр здравоохранения СССР Е.И. Смирнов: «Невозможно заниматься профилактикой болезней, не зная и не изучая причин и условий их возникновения» [6, с. 2].

К осуществлению принятого решения министерство приступило уже в конце 1947 г. Совет Министров СССР в сентябре 1947 г. утвердил новую структуру центрального ап-

парата МЗ СССР и разрешил министерству провести объединение амбулаторий и поликлиник с больницами [7, л. 249]. Такое объединение планировалось осуществить в течение 1947-1950 гг. [4, л. 5].

В разных регионах эта задача решалась в разные сроки. В Ленинграде, например, в 1947 г. половина поликлиник и больниц перешли на новые формы работы [4, л. 5]. В августе 1948 г. Ленгорисполком в своем решении «О реорганизации сети здравоохранения Ленгорздравотдела» поставил задачу разукрупнить врачебные участки при поликлиниках и амбулаториях [8, л. 118-126]. Районные Советы Василеостровского, Свердловского, Куйбышевского и других районов Ленинграда предоставили поликлиникам новые помещения. Ленинградский областной комитет профсоюза медицинских работников распространял опыт лучших объединений (им. М.С. Урицкого, им. В.В. Куйбышева и пр.) в других коллективах [9, л. 1-4]. К 1948 г. объединение больниц и поликлиник в Ленинграде было в основном закончено.

В результате реорганизации сети здравоохранения количество участков в объединенных поликлиниках возросло с 243 до 302, а население на каждом участке сократилось с 4200 до 3500 человек [10, л. 113]. Это позволило уменьшить число больных на одного врача с 24 до 7 [11, л. 1]. Повысился процент госпитализации, более рационально стал использоваться коечный фонд. В Ленинградской области число больничных коек в 1950 г. выросло с 5594 до 5810 [9, л. 58].

Для повышения качества медицинского обслуживания населения было принято постановление Совета Министров СССР от 31 октября 1949 г. «Об упорядочении сети и установлении единой номенклатуры учреждений здравоохранения». В соответствии с указанным постановлением правительства был издан приказ МЗ СССР № 870, которым была введена новая номенклатура лечебно-профилактических учреждений и установлены их типовые категории по мощности в зависимости от числа коек.

Партийное собрание МЗ СССР, состоявшееся в ноябре 1949 г., потребовало от всех звеньев органов здравоохранения высокой организованности, глубокого изучения фактического состояния дел на местах, дифференцированного подхода к построению

сети медико-санитарных учреждений и особого внимания к организации обслуживания рабочих ведущих отраслей промышленности [10, л. 113].

В результате типовыми лечебными учреждениями были признаны: больница с поликлиникой; больница при промышленном предприятии, входящая в состав медико-санитарной части с поликлиникой; детская больница с детской консультацией, детской поликлиникой; родильный дом с женской консультацией; диспансер с соответствующим стационарным учреждением [5, с. 48].

В Ленинградской области в период реорганизации сети здравоохранения приходилось исходить из некоторых характерных для нее особенностей - значительное количество городов и районных поселков с небольшим количеством населения (40 % - с населением от 5 до 10 тыс., только один город областного подчинения из девяти имел население свыше 30 тыс. - Выборг) [11, л. 1].

К 1949 г. лечебные учреждения в ряде городов и рабочих поселков (Луге, Кингисеппе, Приозерске, Лодейном Поле, Тосно, Саблино) размещались еще в непригодных помещениях. В процессе реорганизации пересматривались границы врачебных участков, устанавливались единые территориальные участки для взрослого и детского населения.

Местные Советы депутатов трудящихся с помощью общественных организаций помогали органам здравоохранения проводить реорганизацию сети здравоохранения на местах. В мае 1950 г., рассмотрев этот вопрос, исполком Ленинградского областного Совета депутатов трудящихся констатировал, что почти все больницы были приведены к типовой категории [9, л. 58].

Таким образом, несомненно, реформа, инициированная вторым министром здравоохранения СССР Е.И. Смирновым и направленная на перестройку структуры организации здравоохранения, повысила качество медицинского обслуживания городского населения. Анализ многочисленных материалов позволил Коллегии МЗ СССР уже в 1948 г. отметить, что указания по улучшению лечебно-профилактической помощи городскому населению в основном выполняются правильно.

Однако вскоре после начала реформы выявились ее негативные стороны.

Во-первых, была допущена явная недооценка значения поликлинического звена в обслуживании населения. Е.И. Смирнов писал, что «учитывая огромную роль конкретных условий и индивидуальных особенностей человека в патогенезе заболеваний, правомерно утверждать, что контингент больных, которые должны лечиться в поликлиниках от начала и до конца заболевания, можно увеличить, а число больных, нуждающихся в стационарном лечении, уменьшить. Решить это можно только совместными усилиями врачей больниц и поликлиник» [6, с. 5].

Во-вторых, зачастую с одной больницей объединяли сразу несколько поликлиник, в т. ч. расположенных далеко друг от друга. Это приводило к тому, что во многих городах поликлинические врачи редко попадали на работу в стационары, а при организации работы по двухзвенной системе (в стационаре и поликлинике ежедневно) они испытывали серьезные трудности из-за необходимости преодоления больших расстояний между поликлиникой и стационаром.

В-третьих, после объединения лечебных учреждений плановые и финансовые органы автоматически начинали формировать экономические показатели в расчете на больничную койку, что тормозило рост медицинского и обслуживающего персонала поликлинических отделений, а также развитие их материальной базы.

Оценивая с позиции сегодняшнего дня реформу объединения больниц с поликлиническими учреждениями, отечественные исследователи склонны считать, что фактически реформа не была доведена до логического конца. Не был закончен пересмотр дислокации всех стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждений по городам, не установлено правильное соотношение стационарных амбулаторно-поликлинических отделений, не проведено профилирование коечного фонда в полном объеме.

Например, из диссертационных исследований Д.В. Егоровой и М.А. Вронской следует, что «клиническая реформа» Е.И. Смирнова привела к отсутствию дифференциации медицинского обслуживания для рабочих ведущих отраслей промышленности и остального населения, т. е. к забвению классо-

вого принципа во имя общедоступности, но в целом привела к минимизации разницы между диагнозами, установленных в амбулаториях и стационарах, и повышению профессиональной компетентности врачей поликлиник [12; 13].

Тем не менее, реформа была необходимой и своевременной в условиях первых послевоенных лет. Например, она создала условия для повышения квалификации врачей поликлиник, проверив на практике двух- и трехзвенную системы организации работы, позволив прийти к более рациональной системе чередования, экономящей время врачей для более эффективного обслуживания больных. В 1951 г. в городах было объединено около 99 % общих больниц, 89 % - детских и инфекционных. Взамен 21 тыс. разрозненных лечебных учреждений, существовавших в 1947 г., было создано 5514 объединенных больниц и 1059 специализированных диспансеров со стационарами при них [5, с. 50].

В годы четвертой пятилетки большое внимание уделялось борьбе с социальными заболеваниями, что остается актуальным и в современном здравоохранении. В 1948 г. была составлена развернутая программа мероприятий по снижению заболеваемости туберкулезом. С 1 января 1949 г. была введена обязательная противотуберкулезная вакцинация новорожденных в городских родильных домах и отделениях, в сельских районных больницах, а также массовая вакцинация детских контингентов. В целях обеспечения ранней диагностики туберкулеза были созданы подвижные рентгено-флюорографические группы и введены обязательные ежегодные обследования на туберкулез работников и детей в детских садах и детских лечебно-профилактических учреждениях, работников и учащихся ремесленных училищ и школ фабрично-заводского ученичества, работников пищевых предприятий и предприятий общественного питания и других групп населения. К борьбе с туберкулезом были привлечены санитарно-эпидемиологические станции. Была установлена система обязательных экстренных извещений о каждом обнаруженном случае заболевания туберкулезом легких. Значительно возросли сеть противотуберкулезных учреждений и число врачей фтизиатров. Министр здравоохранения СССР М.Д. Ковригина в приказе от

1 июня 1954 г. № 100-м «О мероприятиях по дальнейшему снижению заболеваемости населения туберкулезом» отмечала, что за 5 лет (1949-1954 гг.) количество противотуберкулезных учреждений в городах увеличилось на 60 %, в сельских местностях - на 72 %, число больничных коек для больных туберкулезом возросло в городах на 50 %, в сельских местностях - на 95 %, количество санаторных коек увеличилось на 20 % [14, с. 57-58].

Данная система планово проводимых мероприятий, особенно среди детей, привела к снижению заболеваемости и смертности от туберкулеза. Число вновь выявленных бациллярных больных снизилось в 1950 г. против 1948 г. более чем на 20 % [2, с. 314].

Органы здравоохранения разработали систему мероприятий по оказанию онкологической помощи. Была создана сеть онкологических диспансеров, подготовлены кадры врачей-онкологов. В центре противораковой борьбы ставились вопросы ранней диагностики и лечения рака, выявления предраковых заболеваний, расширения научных исследований в области этиологии, патогенеза и лечения злокачественных новообразований. В системе АМН СССР был создан НИИ по проблемам рака [2, с. 314].

В связи с размахом восстановительных работ и строительством новых предприятий, жилищ, крупных коммунальных сооружений в годы четвертой пятилетки возросли требования к Государственной санитарной инспекции. В системе здравоохранения существовали изолированные друг от друга организации: Государственная санитарная инспекция и противоэпидемические учреждения.

Совет Министров СССР принял несколько нормативно-правовых актов, направленных на изменение подчиненности санитарно-эпидемиологической службы. Кроме того, на Государственную санитарную инспекцию возлагалась обязанность бдительно следить за тем, чтобы новые предприятия строились с учетом санитарных требований (постановления Совета Министров СССР «О мерах по ликвидации загрязнения и о санитарной охране водных источников» от 31 мая 1947 г.; «О мерах борьбы с загрязнением атмосферного воздуха и об улучшении санитарно-гигиенических условий населенных мест» от 29 мая 1949 г.). В соответствии с данными актами впервые запрещалось ут-

верждение проектов строительства, реконструкции промышленных предприятий, не предусматривающих санитарно-технических нормативов.

Постановлением Совета Министров СССР от 12 ноября 1949 г. «О Всесоюзной Государственной санитарной инспекции и органах санитарно-эпидемиологической службы» в стране была создана единая санитарно-эпидемиологическая служба. Основная цель постановления заключалась в усилении предупредительного надзора и государственного контроля за осуществлением мероприятий, направленных на улучшение санитарно-гигиенических условий труда и быта населения и контроль за качеством выпускаемых бактериальных препаратов.

Далее приказом МЗ СССР от 14 декабря 1949 г. была разграничена деятельность Всесоюзной Государственной санитарной инспекции и санитарно-противоэпидемической службы, а затем 1 февраля 1951 г. положением № 98 министерство определило функции и права этой службы [2, с. 319]. К ее обязанностям было отнесено осуществление текущего санитарного надзора по всей территории СССР и также предупредительного в отношении объектов районного и городского подчинения (кроме городов республиканского подчинения), изучение санитарного состояния населенных мест и проведение мероприятий, направленных на предупреждение заразных, профессиональных и других заболеваний и борьбу с ними.

Исполком Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся в апреле 1950 г. принял решение «О реорганизации санитар-но-противоэпидемической службы в г. Ленинграде» [15, л. 5]. После реорганизации вся текущая повседневная санитарная и противоэпидемическая работа сосредотачивалась в санитарно-эпидемиологических станциях (районных, городских, областных).

В августе 1950 г. совещание актива медицинских работников лечебных и профилактических учреждений Ленинградской области отметило, что органы здравоохранения добились успехов в повышении качества медицинского обслуживания населения, снижении детской заболеваемости и смертности, ликвидации некоторых инфекционных заболеваний. Улучшилась работа по раннему выявлению и лечению больных туберкулезом и

раком. Этому способствовали ежегодно растущие ассигнования на реорганизацию управления здравоохранением, а также введение в аппарат облздравотделов главных специалистов, принятые постановления правительства, обязывающие промышленные министерства строить своими силами и средствами лечебно-профилактические учреждения [15, л. 5].

Следовательно, политика государства, направленная на реорганизацию медицинской помощи населению, создала благоприятные условия для использования ассигнований, выделяемых на нужды здравоохранения, ремонта имеющегося оборудования и приобретения новой медицинской техники.

Таким образом, пятилетний послевоенный период в целом можно охарактеризовать как время весьма интенсивного развития здравоохранения. В середине 1940-х - начале 1950-х гг. была разработана и проведена масштабная программа реформирования сети здравоохранения, направленная на изменение его организационной структуры и управления. В течение этого исторически короткого отрезка времени удалось восстановить уничтоженные материальные ценности, которые создавались в течение более чем двух десятилетий. В результате к 1950 г. разрушенная войной система была восстановлена. Так закончился послевоенный восстановительный период в истории отечественного здравоохранения.

1. Мотненко А.Н. Об объединении больниц и поликлиник // Советское здравоохранение. 1948. № 2. С. 13-21.

2. Очерки истории здравоохранения СССР (1917-1956 гг.) / под ред. М.И. Барсукова. М., 1957.

3. Заседания Верховного Совета СССР (первая сессия). Стенографический отчет. М., 1946.

4. ЦГАИПД СПб (Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга). Ф. 1538. Оп. 2. Д. 24.

5. Фадеев А.В. Реформа системы здравоохранения СССР в послевоенные годы // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2001. № 2. С. 48-50.

6. Смирнов Е.И. Медицинская промышленность в связи с задачами здравоохранения // Советская медицина. 1948. № 8. С. 1-6.

7. ЦГА СПб (Центральный государственный архив Санкт-Петербурга). Ф. 9156. Оп. 4. Д. 172.

8. ГА РФ (Государственный архив Российской Федерации). Ф. 372. Оп. 11. Д. 1017.

9. ЦГА СПб. Ф. 3215. Оп. 8. Д. 83.

10. ЦАОДМ (Центральный архив общественных движений г. Москвы). Ф. 1098. Оп. 1. Д. 23.

11. ЦГА СПб. Ф. 3215. Оп. 8. Д. 94.

12. Вронская М.А. Государственно-правовая политика в сфере охраны здоровья российских граждан: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2009.

13. Егорова Д.В. Правовая политика в сфере здравоохранения и правовая охрана здоровья населения в советском государстве (19171991 гг.): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2011.

14. 70 лет советского здравоохранения (19171987) / под ред. С.П. Миронченко. М., 1987.

15. ЦГАИПД СПб. Ф. 1538. Оп. 2. Д. 19.

1. Motnenko A.N. Ob ob"edinenii bol'nits i poliklinik // Sovetskoe zdravookhranenie. 1948. № 2. S. 13-21.

2. Ocherki istorii zdravookhraneniya SSSR (1917— 1956 gg.) / pod red. M.I. Barsukova. M., 1957.

3. Zasedaniya Verkhovnogo Soveta SSSR (pervaya sessiya). Stenograficheskiy otchet. M., 1946.

4. TsGAIPD SPb (Tsentral'nyy gosudarstvennyy arkhiv istoriko-politicheskikh dokumentov Sankt-Peterburga). F. 1538. Op. 2. D. 24.

5. Fadeev A.V. Reforma sistemy zdravookhraneniya SSSR v poslevoennye gody // Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. 2001. № 2. S. 48-50.

6. Smirnov E.I. Meditsinskaya promyshlennost' v svyazi s zadachami zdravookhraneniya // Sovetskaya meditsina. 1948. № 8. S. 1-6.

7. TsGA SPb (Tsentral'nyy gosudarstvennyy arkhiv Sankt-Peterburga). F. 9156. Op. 4. D. 172.

8. GA RF (Gosudarstvennyy arkhiv Rossiyskoy Federatsii). F. 372. Op. 11. D. 1017.

9. TsGA SPb. F. 3215. Op. 8. D. 83.

10. TsAODM (Tsentral'nyy arkhiv obshchestven-nykh dvizheniy g. Moskvy). F. 1098. Op. 1. D. 23.

11. TsGA SPb. F. 3215. Op. 8. D. 94.

12. Vronskaya M.A. Gosudarstvenno-pravovaya politika v sfere okhrany zdorov'ya rossiyskikh grazhdan: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Rostov n/D, 2009.

13. Egorova D.V. Pravovaya politika v sfere zdravookhraneniya i pravovaya okhrana zdorov'ya naseleniya v sovetskom gosudarstve (1917-1991 gg.): avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Saratov, 2011.

14. 70 let sovetskogo zdravookhraneniya (19171987) / pod red. S.P. Mironchenko. M., 1987.

15. TsGAIPD SPb. F. 1538. Op. 2. D. 19.

Поступила в редакцию 11.04.2015 г.

UDC 614(2):908

THE SOVIET REFORM OF PUBLIC HEALTH IN THE POST-WAR YEARS: HISTORICAL ANALYSIS Tatyana Viktorovna DAVYDOVA, Saint-Petersburg State University, Saint-Petersburg, Russian Federation, Candidate of History, Associate Professor of Public Health Organization Department, e-mail: [email protected]

State policy in the field of public health reformation in one of the most difficult and least studied periods in the history of Russia of XX century - the middle 1940-s - early 1950 is reviewed. On the basis of modern scientific trends and approaches an attempt of analysis and evaluation of reforms of the national public health system, conducted in the reviewed period, depending on the social order is presented. The change of the legal structure of the institutes of public health is reviewed, the peculiarities of public health planning in the conditions of command-administrative methods of management and ideological diktat in science is presented. A great work associated with the study of archival documents, analysis of legal acts is done. A regional component is presented, the work is done on the materials of the North-West region of Russia. It is emphasized that the historical experience and lessons for public policy the middle 1940-s - early 1950, associated with the recovery of the economy and healthcare after World War II, can be used today, especially because the task of adapting the health system to new conditions - in the followed period which is very identical to modern. It is concluded that the study of historical aspects of development of national public health, the role and place of medical problems in the daily activities of various national and regional authorities is relevant.

Key words: Soviet public health; reformation; historical experience; state legal policy; Ministry of health of the USSR.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.