Научная статья на тему 'РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПУТИ, РЕШЕНИЯ'

РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПУТИ, РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
296
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
реформирование / система исполнения наказаний / законодательство / качество / эффективность / ФСИН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майстренко Г.А.

В статье проводится анализ механизмов реформирования системы исполнения наказаний в Российской Федерации. Было рассмотрено несколько этапов такого рода реформирования, начиная с 1990-х гг. и до настоящего времени. Исследование показало, что изменения были направлены на улучшение качества и эффективности исполнения наказаний. На основе полученных результатов были сделаны практические рекомендации по дальнейшему улучшению системы исполнения наказаний в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Майстренко Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПУТИ, РЕШЕНИЯ»

МАЙСТРЕНКО Григорий Александрович,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института Федеральной службы исполнения наказаний России, доцент кафедры уголовного права и процесса Открытого гуманитарно-экономического университета,

Москва, Россия, e-mail: g.maуstrenko@yandex.ru

РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПУТИ, РЕШЕНИЯ

Аннотация. В статье проводится анализ механизмов реформирования системы исполнения наказаний в Российской Федерации. Было рассмотрено несколько этапов такого рода реформирования, начиная с 1990-х гг. и до настоящего времени. Исследование показало, что изменения были направлены на улучшение качества и эффективности исполнения наказаний. На основе полученных результатов были сделаны практические рекомендации по дальнейшему улучшению системы исполнения наказаний в России.

Ключевые слова: реформирование, система исполнения наказаний, законодательство, качество, эффективность, ФСИН.

MAISTRENKO Grigoriy Aleksandrovich,

PhD in Law,

Senior Researcher of Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Associate Professor, Department of Criminal Law and Procedure, Open University for the Humanities and Economics,

Moscow, Russia

DOI: 10.24412/2224-9133-2023-3-211-214 NIION: 2021-0079-3/23-178 MOSURED: 77/27-025-2023-03-178

REFORMING THE SYSTEM OF PUNISHMENT IN THE RUSSIAN

FEDERATION: WAYS, SOLUTIONS

Annotation. The article analyzes the mechanisms for reforming the penitentiary system in the Russian Federation. Several stages of this kind of reform were considered, starting from the 1990s. and up to the present. The study showed that the changes were aimed at improving the quality and efficiency of the execution of sentences. On the basis of the results obtained, practical recommendations were made for further improvement of the penitentiary system in Russia.

Key words: reform, penal correction system, legislation, quality, efficiency, Federal Penitentiary Service.

Введение

Современная отечественная уголовно-исполнительная система (далее -УИС) находится в постоянном развитии и изменении, что обусловлено новыми подходами к организации и исполнению уголовных наказаний, в первую очередь, лишения свободы [10, с. 231]

УИС является важной частью уголовного правосудия и регулируется соответствующей нормативно-правовой базой в Российской Федерации [1; 2; 3].

Первый этап реформирования УИС в России начался в 1990-х гг. и продолжался до середины 2000-х гг. На этом этапе были приняты законы, направленные на улучшение условий содержания осужденных, в том числе путем сокращения количества заключенных на общих

основаниях и повышения уровня медицинской помощи в учреждениях исполнения наказаний. Как справедливо отмечают представители экспертного сообщества, потребность реформирования УИС была неоспорима и вызвана, главным образом, очевидными недостатками ... системы исполнения наказания в виде лишения свободы [12, с. 95].

Второй этап начался в 2006 г., когда была принята Федеральная программа «Развитие системы исполнения наказаний в Российской Федерации». Эта программа включала в себя ряд мер, направленных на модернизацию и улучшение качества работы системы исполнения наказаний, включая строительство новых учреждений, повышение квалификации сотрудников и улучшение условий содержания осужденных.

В 2014 г. была принята Федеральная целевая программа «Развитие системы исполнения наказаний в Российской Федерации на 2014-2020 годы». Она предусматривала дальнейшее развитие системы исполнения наказаний, включая усиление мер по ресоциализации осужденных и сокращение использования тюремного заключения в пользу альтернативных видов наказания.

В последние годы в целях усиления эффективных методов работы Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН) было принято Правительством РФ два подзаконных акта. Первый, «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2017-2025 годы)». И второй, «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 г» [2; 3].

Однако, несмотря на достижение значимых результатов, в УИС все еще остаются проблемы, которые ожидают своего положительного разрешения.

Основная часть

Цель данного исследования - проанализировать механизмы реформирования УИС в России и определить, какие шаги необходимо предпринять для улучшения этой системы.

Одной из основных реформ УИС стала реорганизация системы исполнения наказаний, которая была проведена в 2004-2006 гг. В рамках этой модернизации были создана ФСИН и определена концептуальная модель УИС России. Целью реформы было повышение эффективности системы исполнения наказаний и обеспечение соблюдения прав заключенных [6; 9].

Также были проведены реформы, направленные на улучшение условий содержания заключенных. К примеру, в 2014 г. была принята Федеральная программа «Тюрьма - нет!», которая предусматривала меры по сокращению количества заключенных, улучшению условий содержания и повышению квалификации работников уголовно-исполнительной системы.

Однако, несмотря на проведенные реформы, в УИС все еще существуют проблемы [4; 5; 7; 8; 10; 11; 13]. Одной из главных проблем является переполнение мест лишения свободы. Кроме того, заключенные часто сталкиваются с нарушением своих прав, таких как доступ к медицинской помощи, образованию и различного рода культурным мероприятиям.

Исходя из современных реалий, можно сделать вывод о необходимости дальнейшего улучшения данной системы. Необходимо проводить дополнительные реформы, направленные на улучшение условий содержания и повышение профессионального уровня работников уголовно-исполнительной системы. Кроме того, необхо-

димо разработать и внедрить эффективные механизмы контроля за соблюдением прав заключенных, чтобы обеспечить их защиту и предотвратить нарушения их прав.

Согласно официальным данным ФСИН число осужденных, которые уже находятся в исправительных учреждениях, - 391 614, в начале 2019 г. этот показатель составлял более 463 000 человек [4]. Т.е. количество заключенных в России за последние годы снижается, но не так быстро, как можно было бы ожидать.

Касаясь вопроса условия содержания заключенных в исправительных учреждениях, можно отметить, в России существуют проблемы с переполнением спецконтингентом учреждений ФСИН и отдельными нарушениями прав заключенных.

На сегодняшний актуальными остаются следующие вопросы, касающиеся дальнейших преобразований в учреждениях ФСИН:

- совершенствование организационных механизмов системы исполнения наказаний;

- снижение уровня коррупции в уголовно-исполнительной системе и необходимости улучшения контроля и надзора за ее работой;

- улучшение условий содержания заключенных;

- повышение профессионального уровня сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Бесспорно, реформы, проведенные в системе исполнения наказаний в России за последние годы, были направлены на улучшение качества и эффективности исполнения наказаний, а также на сокращение количества заключенных. При этом, можно выделить следующие основные тенденции в развитии системы исполнения наказаний:

- сокращение количества заключенных;

- улучшение условий содержания заключенных. Были проведены реформы, направленные на улучшение качества условий содержания заключенных. Были улучшены материально-техническое оснащение тюрем, а также медицинское обслуживание заключенных;

- развитие системы альтернативных видов наказания. В России были разработаны и внедрены альтернативные виды наказания, такие как общественно-полезные работы и ограничение свободы.

На основании проведенного исследования, можно выделить несколько практических рекомендаций по улучшению УИС.

Во-первых, необходимо продолжить работу по сокращению количества заключенных. Для этого необходимо развивать альтернативные виды наказания, такие как общественные работы, ограничение свободы и домашний арест. Такие меры помогут снизить нагрузку на тюрьмы и

избежать переполнения учреждений исполнения наказаний.

Во-вторых, необходимо улучшить условия содержания заключенных. В тюрьмах с повышенным уровнем опасности должны быть созданы комфортные и безопасные условия для заключенных. Кроме того, важно обеспечить заключенных доступом к медицинской помощи, образованию и культурным мероприятиям.

В-третьих, следует повысить профессиональный уровень работников уголовно-исполнительной системы. Для этого необходимо улучшить систему обучения и повышения квалификации, а также предоставлять работникам уголовно-исполнительной системы возможность профессионального роста.

Наконец, необходимо разработать и внедрить эффективные механизмы контроля за соблюдением прав заключенных. Это может быть достигнуто путем улучшения системы мониторинга и контроля за работой тюремных служб, а

также повышения осведомленности заключенных о своих правах и возможностях их защиты.

В целом, реализация этих рекомендаций поможет улучшить систему исполнения наказаний в России и повысить эффективность уголовно-правового механизма.

Заключение

Таким образом, исследование механизмов реформирования УИС показало, что проведенные реформы дали положительные результаты. Но крайне важно не останавливаться на достигнутом, продолжить разработку дальнейших мер по улучшению системы исполнения наказаний в России, что будет способствовать созданию более справедливого и эффективного уголовно-правового механизма, который защищает права и интересы граждан. Решение обозначенных проблем в системе исполнения наказаний необходимо для обеспечения справедливости и равенства перед законом, а также для укрепления правового государства.

Список литературы:

[1] Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от

29.12.2022) [Электронныйресурс]. СПС «КонсультантПлюс». - URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LA W_12940/ (дата обращения: 12.03.2022).

[2] Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 г.: Распоряжение Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. № 1138-р [Электронный ресурс]. ИПП «Гарант». - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400639567/ (дата обращения:

12.02.2023).

[3] Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2017-2025 годы)»: Распоряжение Правительства РФ от 23.12.2016 № 2808-р. [Электронный ресурс]. СПС «Консультант Плюс». - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_210073/e1dcbd9ff39895dca602f0b35af0bbd26dd50885/(дата обращения: 12.02.2023).

[4] Гликин К. Число заключенных в России впервые стало меньше 0,5 млн [Электронный ресурс]. Ведомости. 2020. 14 августа. - URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2020/08/13/836640-chislo-zaklyuchennih (дата обращения: 12.02.2023).

[5] Грушин Ф.В. Система факторов, определяющих развитие уголовно-исполнительной политики и уголовно-исполнительного законодательства: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2019. - 43 с.

[6] Злобин С.И. Анализ основных трудностей и противоречий в системе аттестации сотрудников УИС в процессе реформирования ФСИН России //Уголовно-исполнительное право. 2007. № 1 (3). - С. 22-26.

[7] Ларионова С.М., Федоров А.Ф. Проблемы оценки эффективности деятельности сотрудников ФКУ ФСИН в условиях реформирования уголовно-исправительной системы // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 12-2. - С. 366-369.

[8] Лященко А.Н. Методический подход для анализа и оптимизации организационной и функциональной инфраструктуры ФСИН России // Сборник научных работ сотрудников ФКУ НИИИТ ФСИН РОССИИ. - Тверь: Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт информационных технологий Федеральной службы исполнения наказаний», 2016. - С. 15-23.

[9] Маликов Б.З. Предмет ведения ФСИН России и проблема реформирования УИС // Уголовно-исполнительная система в правоохранительном пространстве Российской Федерации: актуальные вопросы, инновационные процессы, подготовка кадров: Материалы Всероссийской научно-практической конференции в 2-ух книгах, Самара, 01-02 февраля 2006 года. Том Книга 1. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2006. - С. 7-11.

чшштмжшшжштшяшшняжкжшшмштшшткшктт)^^

[10] Майстренко Г.А. К вопросу кадрового обеспечения пенитенциарных учреждений в свете принятия Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года // Государственная служба и кадры. 2021. № 4. С. 231-233.

[11] Помогалова Ю.В. Актуальные вопросы административного реформирования уголовно-исполнительной системы // Актуальные проблемы деятельности подразделений УИС: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Воронеж, 29 мая 2014 г. / Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования Воронежский институт ФСИН России. - Воронеж: Издательство «Научная книга», 2014. - С. 285-287.

[12] Середин А.А. ФСИН России как субъект уголовно-правовой политики // Вестник Воронежского института ФСИН России. 2012. № 1. - С. 95-98.

[13] Уткин В.А. Концепция модернизации уголовно-исполнительной системы как доктринальный политико-правовой акт // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 431. - С. 210-214.

Spisok literatury:

[1] Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 08.01.1997 № 1-FZ (red. ot 29.12.2022) [Ele-ktronnyj resurs]. SPS «Konsul'tant Plyus». - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_12940/ (data obrashcheniya: 12.03.2022).

[2] Ob utverzhdenii Koncepcii razvitiya ugolovno-ispolnitel'noj sistemy RF na period do 2030 g.: Raspo-ryazhenie Pravitel'stva RF ot 29 aprelya 2021 g. № 1138-r [Elektronnyj resurs]. IPP «Garant». - URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400639567/ (data obrashcheniya: 12.02.2023).

[3] Ob utverzhdenii Koncepcii federal'noj celevoj programmy «Razvitie ugolovno-ispolnitel'noj sistemy (2017-2025 gody)»: Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 23.12.2016 № 2808-r. [Elektronnyj resurs]. SPS «Konsul'tant Plyus». - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210073/e1dcbd9ff39895d-ca602f0b35af0bbd26dd50885/ (data obrashcheniya: 12.02.2023).

[4] Glikin K. CHislo zaklyuchennyh v Rossii vpervye stalo men'she 0,5 mln [Elektronnyj resurs]. Vedo-mosti. 2020. 14 avgusta. - URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2020/08/13/836640-chislo-zakly-uchennih (data obrashcheniya: 12.02.2023).

[5] Grushin F. V. Sistema faktorov, opredelyayushchih razvitie ugolovno-ispolnitel'nojpolitiki i ugolovno-is-polnitel'nogo zakonodatel'stva: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. Ekaterinburg, 2019. - 43 s.

[6] Zlobin S.I. Analiz osnovnyh trudnostej i protivorechij v sisteme attestacii sotrudnikov UIS v processe reformirovaniya FSIN Rossii // Ugolovno-ispolnitel'noe pravo. 2007. № 1 (3). - S. 22-26.

[7] Larionova S.M., Fedorov A.F. Problemy ocenki effektivnosti deyatel'nosti sotrudnikov FKU FSIN v usloviyah reformirovaniya ugolovno-ispravitel'noj sistemy//Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2013. № 12-2. - S. 366-369.

[8] Lyashchenko A.N. Metodicheskij podhod dlya analiza i optimizacii organizacionnoj i funkcional'noj infrastruktury FSIN Rossii// Sbornik nauchnyh rabot sotrudnikov FKU NIIIT FSIN ROSSII. - Tver': Federal'noe kazennoe uchrezhdenie "Nauchno-issledovatel'skij institut informacionnyh tekhnologij Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij", 2016. - S. 15-23.

[9] Malikov B.Z. Predmet vedeniya FSIN Rossii i problema reformirovaniya UIS // Ugolovno-ispolni-tel'naya sistema v pravoohranitel'nom prostranstve Rossijskoj Federacii: aktual'nye voprosy, innovacionnye processy, podgotovka kadrov: Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii v 2-uh knigah, Samara, 01-02 fevralya 2006 goda. Tom Kniga 1. - Samara: Samarskijyuridicheskij institut FSIN Rossii, 2006. - S. 7-11.

[10] Majstrenko G.A. K voprosu kadrovogo obespecheniya penitenciarnyh uchrezhdenij v svete prinya-tiya Koncepcii razvitiya ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda // Gosu-darstvennaya sluzhba i kadry. 2021. № 4. S. 231-233.

[11] Pomogalova Yu.V. Aktual'nye voprosy administrativnogo reformirovaniya ugolovno-ispolnitel'noj sistemy // Aktual'nye problemy deyatel'nosti podrazdelenij UIS: sbornik materialov Vserossijskoj nauch-no-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, Voronezh, 29 maya 2014 g. / Federal'naya sluzhba ispolneniya nakazanij, Federal'noe kazennoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego professional'nogo obrazovaniya Voronezhskij institut FSIN Rossii. - Voronezh: Izdatel'stvo "Nauchnaya kniga", 2014. - S. 285287.

[12] Seredin A.A. FSIN Rossii kak sub"ekt ugolovno-pravovoj politiki // Vestnik Voronezhskogo instituta FSIN Rossii. 2012. № 1. - S. 95-98.

[13] Utkin V.A. Koncepciya modernizacii ugolovno-ispolnitel'noj sistemy kak doktrinal'nyj politiko-pravo-voj akt // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2018. № 431. - S. 210-214.

чтттжжжжжжжжжжжжтттттттяетmimmmsmmmmmmmmmmmmmmmmmmmiiim^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.