Научная статья на тему 'Реформирование российского образования сквозь призму глобализации: философское осмысление'

Реформирование российского образования сквозь призму глобализации: философское осмысление Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕЙМИФИКАЦИЯ / НЕЙРОИНТЕРФЕЙС / РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗАПАДНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НАНО- / БИО- / ИНФОРМАЦИОННЫЕ / КОГНИТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / ТЬЮТОР / ФОРСАЙТ "ОБРАЗОВАНИЕ 2030" / GAMIFICATION / BRAIN-COMPUTER INTERFACE / RUSSIAN EDUCATION / WESTERN EDUCATIONAL TECHNOLOGY / NANO- / BIO- / INFORMATION AND COGNITIVE TECHNOLOGIES / TOLERANCE / COMPETENCES / TUTOR / FORESIGHT "EDUCATION 2030"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гречкина Евгения Николаевна, Богатырева Ольга Васильевна

В статье идет речь о процессе перманентного реформирования российского образования по западным стандартам. В условиях глобализации традиционная система российского образования подвергается уничтожению, лишаясь своего суверенитета, полностью перестраиваясь на западные образовательные стандарты и методы обучения. Поэтапная трансформация системы образования описана в Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года. В работе обсуждаются риски и угрозы такой трансформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFORMATION OF RUSSIAN EDUCATION IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION: PHILOSOPHICAL CONCEPTUALIZATION

The article deals with the permanent reformation of Russian education according to the Western standards. In the conditions of globalization, the traditional system of Russian education is going through destruction, being deprived of its sovereignty and rearranged completely according to the Western educational standards and learning methods. Gradual transformation of the education system is described in the Strategy of Innovative Development of the Russian Federation for the period until 2020. The article discusses the risks and threats of such transformation.

Текст научной работы на тему «Реформирование российского образования сквозь призму глобализации: философское осмысление»

УДК 1 :[37(470 + 571) + 316.32]

Гречкина Евгения Николаевна

кандидат политических наук, доцент кафедры философии и истории Невинномысского государственного гуманитарно-технического института

Богатырева Ольга Васильевна

Grechkina Evgenia Nikolayevna

PhD in Political Science, Assistant Professor, Philosophy and History Department, Nevinnomyssk State Institute for Humanities and Technical Sciences

Bogatyreva Olga Vasilyevna

кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии и истории Невинномысского государственного гуманитарно-технического института

РЕФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ

PhD in Education Science, Assistant Professor, Philosophy and History Department, Nevinnomyssk State Institute for Humanities and Technical Sciences

REFORMATION OF RUSSIAN EDUCATION IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION: PHILOSOPHICAL CONCEPTUALIZATION

Аннотация:

В статье идет речь о процессе перманентного реформирования российского образования по западным стандартам. В условиях глобализации традиционная система российского образования подвергается уничтожению, лишаясь своего суверенитета, полностью перестраиваясь на западные образовательные стандарты и методы обучения. Поэтапная трансформация системы образования описана в Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года. В работе обсуждаются риски и угрозы такой трансформации.

Ключевые слова:

геймификация, нейроинтерфейс, российское образование, западные образовательные технологии, нано-, био-, информационные, когнитивные технологии, толерантность, компетенции, тьютор, форсайт «Образование 2030».

Summary:

The article deals with the permanent reformation of Russian education according to the Western standards. In the conditions of globalization, the traditional system of Russian education is going through destruction, being deprived of its sovereignty and rearranged completely according to the Western educational standards and learning methods. Gradual transformation of the education system is described in the Strategy of Innovative Development of the Russian Federation for the period until 2020. The article discusses the risks and threats of such transformation.

Keywords:

gamification, brain-computer interface, Russian education, Western educational technology, nano-, bio-, information and cognitive technologies, tolerance, competences, tutor, foresight "Education 2030".

В настоящее время против России ведется война с применением самых изощренных технологий, характерных для сетецентричных войн. Эти технологии применяются на уровне базовых духовных ценностей, трансформируя их по западным стандартам. Западные политики не скрывают, что традиционные православные ценности представляют угрозу трансформирующейся западной цивилизации, что основная война сегодня происходит между толерантностью и фанатизмом.

Очевиден тот факт, что никакой государственный и национальный суверенитет невозможен, если нарушен духовный суверенитет, суверенитет системы образования. В России образование всегда рассматривалось в единстве обучения и воспитания и понималось не просто как усвоение определенной системы знаний, а как процесс духовно-нравственного становления. Однако нынешняя система образования, национальная и государственная по форме, лишается своего суверенитета, поскольку образовательные стандарты, а также программы и методы обучения задаются извне (например, студенты российских педагогических и социологических факультетов изучают западные гендерные теории, с которыми к нам переходят нормы извращенцев). Наносится удар по традиционной системе ценностей России, которая заменяется толерантностью [1].

Мы живем в эпоху, когда в стратегических документах понятие «личность» подменяется такими понятиями, как «человеческий капитал», «человеческие ресурсы», которые определяют человека как объекта, а не субъекта социальной и экономической жизни, как инструмент. Понятие «учебник» подменяется понятием «продукт», и таких примеров большое количество. Через социальное партнерство и другие подобные механизмы происходит постепенная и последовательная глобальная приватизация всех сфер социальной жизни, в том числе экономической и культурной. Этот процесс констатируется представителями науки, образования, государственной властью, обычным народом, но, к сожалению, до конца не осмысливается в силу его перманентности.

На Западе этот процесс протекает гораздо активнее, чем в России, эпицентром являются Соединенные Штаты Америки, и он напрямую связан с американскими университетами и американской системой образования. В результате происходит сращивание государства с частным бизнесом, размывание границ между военно-промышленным и гражданским комплексом. В США университеты включены в военно-разведывательную систему и напрямую связаны с частным бизнесом. Таким образом, любая частная компания может работать на разведывательную систему США.

Поскольку реформирование образовательной системы происходит по американским стандартам, Россия, интегрируясь в глобальную систему образования, фактически встраивается в военно-разведывательную частную транснациональную систему. Следует отчетливо понимать всю тяжесть последствий, которые лягут непосильной ношей на будущее поколение России. Тем более что в период перестройки одной из важнейших задач Запада стало разрушение системы советского образования. Не случайно огромные деньги были направлены фондом Сороса на реформирование именно гуманитарного образования и внедрение тотального мировоззренческого хаоса. В России наблюдается подобная тенденция, осуществляются попытки разгосударствления, высшее образование постепенно переходит под контроль крупного бизнеса. Этот процесс поэтапно описан в Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года, принятой Правительством РФ в 2011 г. [2].

Образование всегда двухкомпонентное: с одной стороны - это система ценностей, нравственность и духовность, а с другой - профессиональные и интеллектуальные знания. В настоящее время новое поколение получает базу профессиональных знаний, но, к сожалению, усваивает уже не советскую и не традиционную русскую систему ценностей. Западные образовательные технологии сегодня включают нано-, био-, информационные, когнитивные технологии, которые призваны трансформировать человека как личность и как биологический вид. Трансформации должны затронуть сознание человека, установить контроль над ним.

Подводя промежуточные итоги реформирования системы образования по западному образцу, следует заметить, что с каждым годом преподаватели вузов отмечают у выпускников школ - абитуриентов снижение способности самостоятельно и творчески рассуждать, а соответственно, и мыслить. Тестовая система проверки знаний учеников привела к тому, что последние два года перед выпуском из школ учеников постоянно готовят к итоговому тестированию, что по сути напоминает дрессуру. Ученики не получают знания, их буквально «натаскивают» на сдачу ЕГЭ. Кроме этого, отмечается снижение общего уровня культуры абитуриентов и студентов. Студенты рассматривают отношения с преподавателями как паритетные, в лучшем случае относятся к профессорско-преподавательскому составу как к сверстникам.

Традиционно основным заказчиком в образовательной сфере являлось государство, но в условиях рыночной экономики, когда большая часть предприятий отдана в частные руки, заказчиком выступает бизнес, которому нужны не образованные люди, а сотрудники, владеющие определенными профессиональными компетенциями. Именно этой потребностью бизнес-структур обусловлено включение в образовательные стандарты компетенций вместо традиционных знаний. Постепенно вся система образования, включая дошкольное, переходит под контроль крупного бизнеса. В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года сказано, что «будет расширено участие представителей высокотехнологичного бизнеса в управлении вузами, а также в формировании и реализации образовательных программ вузов. В состав наблюдательных (попечительских) советов федеральных и национальных исследовательских университетов будут в обязательном порядке включаться представители инновационного бизнеса и предприятий высокотехнологичных отраслей экономики, активно внедряющих инновации» [3]. Рефреном через весь документ проходит идея о том, что вся система образования должна быть передана под контроль крупного бизнеса.

В форсайт-проекте «Образование 2030» прописаны основные этапы трансформации образования, которые должны привести к уничтожению традиционной системы образования, которая складывалась с XVII в. и была ориентирована на подготовку образованных людей, имела свои компоненты, такие как институт, школа, занятия, педагоги, учителя, учебники, классы. Новая концепция предлагает все это поэтапно упразднить, превратить классические школы и университеты в венчурные или предпринимательские компании, в которые абитуриенты будут поступать командами. Главной их целью будет получение определенных навыков и защита бизнес-проекта, при этом не имеет значение срок обучения студента в этом учебном заведении. В день защиты проекта обучающимся происходит встреча с представителями бизнеса, которые готовы предоставить работу выпускнику. Исчезнут педагоги в традиционном понимании, их заменят так называемые проповедники, или 1Т-проповедники. Отметим, что описанная система будет работать для узкого слоя обучающихся, а основная масса учеников должна будет перейти на дистанционное обучение, которое по стоимости гораздо дешевле. Предполагается, что в школах вместо

учителей будут преподавать тьюторы, помощники, специалисты по формированию определенных состояний сознания.

Все вышеперечисленное свидетельствует о коренном изменении в методике преподавания и полномасштабной программе ликвидации российской системы образования как таковой, а соответственно, и всей российской науки, так как наука не может существовать без образованных кадров. В РФ федеральные образовательные стандарты не принимаются в виде закона, фактически они не утверждаются Государственной думой, и очень сложно прогнозировать, сможет ли общество адекватно и своевременно осознать этот разрушительный процесс, который стал перманентным. Преподаватели, родители и ученики уже устали осмысливать и пытаться понять конечную цель реформирования системы образования.

Ярким примером такого неглубокомысленного отношения к процессу и результатам образовательной деятельности служит Украина, в которой на протяжении 24 лет процесс обучения происходил по учебникам фонда Сороса и еще ряда подобных фондов. Учебники готовились не только по таким дисциплинам, как «История», «Обществознание», «Литература», но и по ряду технических и естественно-научных дисциплин. В стране начали происходить немыслимые катаклизмы. Это свидетельствует о том, что в процессе обучения в сознание людей не были донесены отдельные элементы знаний, что привело к нарушению причинно-следственных связей в их мировоззрении и представлениях о мире, человеке и обществе. Молодое поколение не усвоило основные принципы философии, не получило необходимые качественные знания по истории и языку, у них не сформирован высокий уровень культуры. Как результат - нарушение логических звеньев в мышлении, человек мыслит по определенной, предложенной в процессе обучения схеме и делает соответствующие выводы, которые приводят к тем процессам, которые мы наблюдаем в современной Украине. По сути, такое мифотворчество и нежелание знать истинную историю своего народа и государства приводят к тому, что создается совершенно иная реальность. Такая же мировоззренческая основа заложена в реформировании российской системы образования по образцу западных, а точнее американских, стандартов.

Сегодня США делают ставку не на информационно-психологическую войну, к которой Россия уже подготовилась, а на гибридные, сетевые и другие войны. Поставлена цель установления контроля за поведенческой сферой, по-другому ведется поведенческая война, в результате которой разрушаются иррациональные структуры, которые отвечают за усвоение и воспроизводство традиционной системы ценностей, стереотипов поведения, нормы - за все то, что закладывается религией и системой образования. Получается, что образовательные технологии применяются в качестве ключевого инструмента войны против России. Именно поэтому в российскую школу не допускают религию с ее традиционной системой ценностей, а образовательный процесс ориентируют на глобальное мировоззрение.

Так, профессор практики Московской школы управления «Сколково» Павел Лукша в своем докладе, представленном на семинаре в Институте образования НИУ ВШЭ, говорит о том, что через 3-5 лет в мире произойдет бум массовых открытых онлайн-курсов - дистанционного образования для всех желающих. «Паспорта компетенций» начнут понемногу теснить обычные дипломы. Получат развитие «биржи талантов» - инструмент инвестиций в образование. А через 7-10 лет, по прогнозу П. Лукши, появится множество виртуальных наставников - тьюторов - и «менторских сетей», а процесс обучения можно будет контролировать с помощью нейроинтер-фейсов. В качестве факторов, влияющих на эти трансформации, П. Лукша называет бесконечный апгрейд, или модернизацию, технологий, а также условия, в которых протекает этот процесс: глобальная конкуренция, инновации в самой системе образования и новые потребности таких институтов, как семья, государство и бизнес.

По мнению П. Лукши, в недалеком будущем во всех сферах жизни будет усиливаться игровое начало - геймификация. Это означает, что с ее помощью будут приниматься решения в спорте, диете, рабочей среде. Спустя десятилетие в результате действия игрового принципа командная работа станет доминирующим фактором в образовании и социальной жизни. Как подчеркивает П. Лукша, «культура игры стала массовой, например, для поколения кидалтов (от англ. kid и adult - 30-40-летние люди, не желающие взрослеть) и iPad-детей» [4]. Игровой принцип станет нормой в образовательной среде (курсы, экзамены). Будут внедрены виртуальные «тренажеры правильного поведения», с помощью которых можно будет моделировать девиантное поведение определенных групп людей.

Реформирование образования предполагает изучение двух иностранных языков начиная с детского сада, при том что в неделю всего два часа будет отведено на изучение русского языка и такое же количество - на иностранные языки. Преподавание иностранных языков будет производиться по особой западной методике. Такое сокращение уроков русского языка приведет к пол-

ному незнанию родного языка и абсолютной безграмотности. Перестройка сознания и формирование новой системы ценностей начнут происходить с дошкольного возраста. Дмитрий Песков, один из идеологов форсайта «Образование 2030», руководитель направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ), говорил о том, что следующим шагом в реформировании образования будет утробное, или перинатальное, образование. В своей видеолекции «Форсайт: моделируя будущее», которая выложена в свободном доступе на многих интернет-ресурсах, Д. Песков рассказывает о новой отрасли в сфере образования - «перинатальном образовании», в которую вкладываются сотни миллионов долларов для разработки специальных устройств, которые смогут обучать детей в утробе. Звучит фантастично, но статус лектора не позволяет относиться к этому несерьезно. Документ «Форсайт "Образование 2030"» составляли не писатели-фантасты, не доморощенные футурологи, а авторитетные ученые.

В России наносится удар по традиционной системе ценностей, заменяемой толерантностью. Внедрение этого термина не только в обиход, но и в государственные документы в реальности призвано утвердить мировоззренческий и нравственный релятивизм, отделив воспитание от системы образования, которое превращают в набор компетентностей, определяемых заказчиком - глобальным рынком. В целях утверждения «глобальной духовности» еще в 1995 г. ЮНЕСКО приняла Декларацию принципов толерантности, в которой последняя была определена как «отказ от догматизма, от абсолютизации истины», вместо которых единственной нормой объявляются международно-правовые акты в области прав человека. Принципу толерантности было придано некое сакральное значение, что заложило основу для утверждения нравственного и мировоззренческого релятивизма. Уже сегодня мы наблюдаем последствия использования нравственного и мировоззренческого релятивизма в Европе и США. Например, популяризация и легализация однополых браков в Европе, США, Японии, введение ювенальной юстиции в этих же государствах; практика усыновления детей однополыми семьями; преобладание стиля «унисекс» у молодежи и культивирование гендерных теорий; внедрение новых экспериментальных методов воспитания детей в дошкольных учреждениях Европы, благодаря которым стираются биологические различия между мальчиками и девочками, разрушаются устоявшиеся представления о социальной роли мужчины и женщины в обществе, и многие другие примеры. Термин «толерантность» прививает терпение ко всякого рода «инаковости», но все чаще речь идет о сексуальном контексте и положительном отношении ко всему тому, что тысячелетиями считалось пороком, - гомосексуализму и другим перверсиям.

Важнейшим направлением глобального проекта управления, реализуемого мировыми финансовыми элитами, является создание единой системы всеобщего образования, в основе которой должны лежать общие стандарты - нормы, образцы и принципы. Сможет ли Россия своевременно реагировать на новые вызовы и угрозы образования в условиях глобализации современного мира и трансформации российского общества? Вопрос остается открытым.

Ссылки:

1. Четверикова О.Н. Враг зашел с тыла. Ч. 1. Перестройка образования и воспитания в России сквозь призму геополитики [Электронный ресурс]. URL: http://communitarian.ru/publikacii/novyy_mirovoy_por-yadok_metody/vrag_zashel_s_tyla_perestroyka_obrazovaniya_i_vospitaniya_v_rossii_skvoz_prizmu_geopoli-

tiki_chast_1_18022015/ (дата обращения: 22.04.2016).

2. Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 8 дек. 2011 г. № 2227-р // Собрание законодательства РФ. 2012. № 1. 2 янв. Ст. 216.

3. Там же.

4. Соболевская О.В. Паспорт компетенций заменит диплом вуза [Электронный ресурс]. URL: https://iq.hse.ru/news/177668954.html (дата обращения: 23.04.2016).

References:

1. Chetverikova, ON 2015, The enemy came from the rear. Part 1. The restructuring of education and training in Russia through the prism of geopolitics, retrieved 22 April 2016, <http://communitarian.ru/publikacii/novyy_mirovoy_por-yadok_metody/vrag_zashel_s_tyla___perestroyka_obrazovaniya_i_vospitaniya_v_rossii_skvoz_prizmu_geopoli-

tiki_chast_1_18022015/>.

2. 'Approval of the Russian Federation Innovative Development Strategy for the period up to 2020: Resolution of the RF Government on December 8. 2011 № 2227-p' 2012, Meeting of the legislation of the Russian Federation, no. 1, January 2, Art. 216.

3. 'Approval of the Russian Federation Innovative Development Strategy for the period up to 2020: Resolution of the RF Government on December 8. 2011 № 2227-p' 2012, Meeting of the legislation of the Russian Federation, no. 1, January 2, Art. 216.

4. Sobolevskaya, OV 2013, Competency passport will replace the high school diploma, retrieved 23 April 2016, <https://iq.hse.ru/news/177668954.html>.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.